Мы, когда утоляем жажду водою, то не испытываем: откуда источницы струятся. Итак, в надежде на твою скромность и расположсние к моей худости, остаюсь желатель твоего здравия и спасения, многогрешный И. М. 4-го мая 1852 года. Касательно устроения вашей обители, где ж искать ныне сего? Спасаяй, да спасет душу свою! Внимай себе и не взирай на недостатки других, а на свои смотри; то и обрящешь покой. Сказано: искупующе время, яко дние лукави суть ( Ефес. 5:16 ). Поучайся в писаниях отеческих, а отвне слухи удаляй от себя: довольно с нас и собственной нашей брани к невидимым врагам. Письмо 372 Пишешь о своих смущениях и искушениях: куда ж от них деваться? Ведь Господь попускает оные к нашей же пользе, к испытанию нашему или к наказанию за бесплодие и леность нашу. Не уклоняйся в ропот, но старайся видеть в людях руку Божию, действующую в деле вашего спасения. Сердечно рад, что мирно и радушно приехали сестры, и ты приняла их с любовью. О! да подаст Господь, чтобы сии дары Божии – мир и любовь – пребывали всегда в вашем обиталище; они и за гроб в самую нескончаемую вечность за вами последуют; а смущение и вражда – семя вражье – да потребится от вас силою Божией и вашим тщанием и произволением. Остаюсь желатель вашего здравия и спасения, многогрешный И. М. 12-го июля 1853 года. Письмо 373 Достопочтеннейшая 52 о Господе Р. В-на! Слава Богу, что привел тебя от шумного мира в тихое пристанище мирной обители, в коей ты принята, как матушкою игуменией, так и сестрами, с любовью. Хозяйка келлии, дав тебе убежище спокойное, обходится с тобой, как с родной сестрою; – какого больше сего к тебе Божия благодеяния? Ты приноси благо- дарение Господу не языком токмо, но сердцем, а паче старанием исполнить волю Божию, терпением, самоукорением, смирением, покорением; свою волю и разум отвергни вовсе, а имей послушание обще, как и все сестры, к матушке игумении, ибо она всем вам мать; а по ней, с ее благословения, к матери и по келлии старайся свою волю оставлять. Послушания – по воле матушки игумении, а келлейные занятия – с благословения матери Р.; когда будешь себя так вести, то будешь мирна, спокойна и приобрящешь желаемое спасение, насчет же родителей твоих возверзи печаль твою на Господа; претерпеваемые ими скорби послужат им к очищению грехов и к увенчанию в будущей жизни, конца не имущей; помни слова Пророка: «Отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя» ( Пс. 26:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Какая твоя вина? . Желаю тебе быть мирну и спокойну, надеюсь и еще получить от тебя из Москвы письмо. Остаюсь желатель твоего здравия и спасения и богомолец, многогрешный иеромонах Макарий. 23 сентября 1858 г. 39 189 М. С. О. н. Г. И. X. Б. н. п. н, Достопочтеннейший о Господе Константин Карлович! 2 числа октября получил я чрез Наталью Петровну твое письмо от 24 сентября и при оном тетради и книги все, о коих написано в письме. Еще 16 руб. сер. денег, из коих 6 руб. отдал Андрею Ивановичу за портреты, а 10 руб. ты напрасно присылал. Сколько ты прислал мне книг, ведь за них плачены ж деньги? А притом я прошу тебя еще исполнить мою комиссию и на сие пришлю деньги 15 руб. Потрудись взнести в редакцию «Духовной беседы» на три экземпляра 1859 года и пришли ко мне билеты. Из коих два присылать на мое имя в Козельск в Оптину пустынь, а один экземпляр отсылать в Севск в Девичий монастырь монахине Магдалине Воейковой. Да похлопочи выслать ко мне нынешнего года 17 оной «Беседы» два экземпляра, не присланные в свое время. Когда писал в редакцию о присылке оных, оные прислали, но только не 17, а 7 который обратно отослан туда с прошением прислать 17 но оного не прислано. Бумаги, присланные от тебя по прочтении и рассмотрении оных, постараемся к тебе прислать и что найдем по нашему разумению, напишем, только надобно сознаться, что вопросы, предложенные тобою, выше нашего разумения. А особенно взгляд на людей высшего класса не смеем назвать в себе правильным, потому что многие и различные слухи по временам доходили до нас и одни другим противоречащие. А догматический разбор о душе по учениям аскетическим до нас не должен касаться, и мы оным не занимаемся. Но чтобы вывести тебя из сомнения, постараемся все совокупно заняться приисканием доказательств об истине на сей вопрос. У нас в обители, слава Богу, благополучно. Из Палестины имеем известия от 19 августа, но ничего особенного не пишут, только живы и здоровы и о посещении ими Иордана, там служения и о других местах достойных замечания. Испрашивая на тебя Божие благословение, остаюсь желатель твоего здравия и спасения и богомолец, многогрешный иеромонах Макарий.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Испрашивая на тебя мир и благословение Божие, остаюсь желатель твоего здравия и спасения, многогрешный И. М. Келейным твоим мое благословение. 23 апреля 1849 года. 75 После долгого ожидания от тебя известия о твоем благоустройстве на новом жительстве, получил письмо твое 31 марта вечером, от 14-го посланное; довольно медленно оное дошло до меня, – в 18 дней. Видя из оного, что ты находишься в благоустроенной святой обители, под мудрым, христианскою любовью растворенным управлением матери игуменьи, сердечно радуюсь и паче, что там дух твой в мирном успокоении пребывает. Остается пожелать: да поможет Господь на сем основании созидать столп своего спасения ( Лк.14:28 ). Все так и благоустраивается, и владыка изъявил согласие на принятие, а тут и келья приуготовляется, и сестры все по духу. Да продлит Господь жизнь матушки вашей на многие лета к пользе спасающихся, под её материнским мудрым покровом. О себе скажу, что при частых недугах, посещающих меня, и тупозрение постигает; читаю и пишу с трудом, слова двоятся, в глазах соринка осталась – в левом глазе, и около неё образовалась опухоль, и от того бывает потемнение; а правым глазом я вижу только одни строки, разобрать же их не могу; что делать? о всем благодарение Господу. Он знает, что творит, и верно на пользу грешной душе моей. Слава Богу, проводили святую четыредесятницу и продолжаем седмицу святых страстей Христовых; да сподобит Он всех нас, проводя ее с чувством благодарности к Милостивому Искупителю нашему Господу Иисусу Христу, встретить с сердечною радостию день славного Его Воскресения и духовно торжествовать. Чего и тебе усердно желаю и поздравляю с оным праздником приветствуя: Христос воскресе! Прошу помолиться о мне грешном, и остаюсь желатель твоего здравия и спасения, многогрешный И. М. 3 апреля 1851 года. 76 Христос воскресе! Благодарю тебя за поздравление меня с праздником и за христосованное яичко, которое исправно получил и ответствую: воистину воскресе! Бдагодарение Господу, что ты успокоилась в новом твоем обиталище и, искусившись в немощах своих, избираешь полезнейшее средство к успокоению: не входить в чужие дела, под мирным кровом достопочтеннейшей вашей матушки игуменьи; и занявшись чтением отеческих книг, находишь в них отраду, не оттого, как ты думаешь, что давно не читала, но стомах душевный не мог изваривать духовной сей пищи, по нездоровью оного, как пишет святой Иоанн Златоуст : «как алчба признак есть телесного здравия, так и усердие к слушанию слова Божия можно считать самым лучшим признаком душевного здравия».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

30-го апреля 1719-го года Феодосий писал Царице, прося прислать в новоустроенный огород при Александро-Невском Монастыре огородных семян, «не ради чего иного, только чтобы верны были во всходе, а ежели из ряду 340 взять, то опасно, чтобы земли даром невсходные семена не заняли» 341 . В 1719-м же году он исполняет поручение Царя и Царицы относительно напечатания в Петербургской Типографии церковной службы святой праведной Елисавете, коей была тезоименита одна из царских дочерей, и затем счет Типографии обращает, чрез кабинет-секретаря Макарова, на усмотрение Государя 342 . В 1720-м году он, чрез Макарова, напоминает Государю, что следует одарить чем-либо, «для чести Царского Величества», «по обыкновению Монархов», бывшего в Польском посольстве иезуита, поднесшего Петру панегирик собственного сочинения. Этот панегирик, на Латинском и Польском языках, был переведен на Русский в Невском Монастыре и перевод отдан был Царю архимандритом Феодосием 343 . В том же году архимандрит Феодосий пишет Царю записку, как по форме, так и по содержанию свидетельствующую о его близких, «неофициальных» отношениях к Петру Великому. «Ведение дому владыце. Вручали сие Вашему Величеству по чину православно-кафолическая Церкви исправися и, елико безписьменному возможно, должности изучися, токмо дабы имел к молитвам соборным и домовным, такожде и к Тайнам церковным принуждателя. Вашего Величества все благожелательный раб и молитвенник Феодосий черноризец» 344 . Близость к Царю и его семейству не могла не отражаться и на отношениях к архимандриту Феодосию окружающих. Меншиков был близок к архимандриту Феодосию. В письмах к архимандриту Феодосию Меншиков пишет: «ваша святость» и подписывается: «послушный сын и слуга». Архиерей и высшие духовные лица обращались к архимандриту Феодосию с просьбами о покровительстве в самых лестных и просительных выражениях, с изысканною почтительностью. Митрополит Иосиф Псковский пишет: «молю твою благость» и кончает: «убогий Иосиф всеусердное мое преподаю благословение и поклонение». Епископ Боголеп Устюжский обыкновенно пишет: «премилосердному моему отцу и пречестнейшему господину всяких благ желатель, богомолец и слуга нижайший, смиренный Боголеп, епископ Устюжский, до лица земли премногократно челом бью». Епископ Георгий Ростовский пишет, в начале: «его милости, господину Феодосию, господину архимандриту пречестные и великие Лавры Свято-Троицкого Александро-Невского Монастыря», кончает же: «прислужником никогда не бывал и ныне не буду, и вас, яко особливого моего благодетеля всегда себе имею и остаюсь до услуг готовый». Митрополит Тихон Казанский пишет: «молю ваше высокомочное владычество о председательстве и заступлении ко Государю» 345 . Епископ Аарон подписывается: «вашего высочестного преподобия всех благ желатель всеусердный и молитвенник непреложный» 346 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Направленный таким образом пламенный желатель спасения со всею ревностию приступает к исполнению наставлений и приложению к опытам всего слышанного и вычитанного. Но увы! На первом даже шаге своего стремления он не находит возможности достигнуть своей цели, предусматривая и даже испытывая, что поврежденная и расслабленная его натура возьмет верх над 444 убеждениями разума, что свободное произволение его связано, наклонности повреждены, сила духа в изнеможении 445 . При таковом опытном самосознании своего бессилия он естественно переходит к той мысли, что 446 не находится ли каких-либо средств, способствующих к выполнению 447 того, что предписывает Закон Божий, чего требует христианское благочестие и что исполняли все удостоившиеся получить спасение и святыню 448 . Вследствие сего 449 и дабы примирить в себе требование разума и совести с немощию исполнительных сил, он еще 450 обращается к проповедателям 451 спасения с 452 вопросом: как спастися, как 453 оправдать недоступные для него условия спасения, и в силах ли неуклонно выполнить сам проповедающий всё то, чему он поучает?.. На сие дается совопроснику решительный и всеобщий ответ: «Проси Бога, молись Богу, чтобы Он помог тебе!» Так не плодотворнее ли было бы, если бы прежде или всегда и при всем учить молитве как 454 виновнице исполнения всего, чего требует христианское благочестие и чем приобретается спасение? – заключает вопрошавший, и вместе с сим приступает к изучиванию молитвы: читает, размышляет 455 , соображает наставительных писателей по сему предмету. Правда, много находит он в них светлых мыслей, глубоких познаний и сильных выражений. Иной прекрасно рассуждает о необходимости молитвы, другой – о ее силе, благотворности, об обязанности молиться, о том, что для молитвы нужно усердие, внимание, теплота духа, чистота мысли, примирение с врагами, смирение, сокрушение и прочее, долженствующее быть при молитве... А что такое молитва в самой себе и как существенно молиться? – на сии, хотя и первейшие и самонужнейшие, вопросы, так как весьма редко можно находить обстоятельные и общепонятные объяснения, то ревностный желатель молитвы опять останется 456 под покрывалом тайны. Ему из общего чтения 457 вкоренится в памяти хотя и благочестивая, но одна токмо наружная сторона молитвы, и он придет к таковому заключению или выводу 458 : чтобы молиться, надо ходить в церковь , креститься, кланяться, становиться на колени, читать Псалтырь, каноны, акафисты... Это всеобщее 459 понятие о молитве тех, кои не знакомы с внутренними писателями и созерцательными творениями святых отцов!

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

Потому что главная причина прелести, во всяком случае, есть гордость и самочиние. Еще должно заметить и то, что святые отцы первых веков, если где говорят об образе внутренней молитвы, то говорят не ясно, a прикровенно; чтобы не подать повода ко вреду для неведущих, или дерзновенных самочинников. Таких мест не мало y св. Иоанна Лествичника . Например: он в 27 степени говорит: «память Иисусова, т. е. молитва , да соединится с дыханием твоим и тогда познаешь пользу безмолвия.» И св. Симеон новый богослов , говоря об Антоние Великом , говорит: что бы делал он, пребывая в темном гробище языческом, если бы ему не известен был образ внутренней молитвы? Остаюсь желатель твоего здравия и спасения, многогрешный И. М. 11 марта 1858 года. 389 В письме твоем от 24 сентября ты спрашиваешь, как тебе согласить книги: Православное исповедание, и Богословие преосвященного Макария, относительно происхождения душ? Прочти сам в первой, вопрос 28 и ответ, и y второго во 2-м томе § 79-й, и увидишь, что известный священник совсем не то тебе говорил, будто души происходят от родителей, по одному естественному порядку. Петр Могила говорит что, по совершенном изображении членов тела, от семени человеческого, душа дается от Бога, a в Богословии преосвященного Макария говорится, что по изображении членов телесных от семени человеческого, душа посредственно творится Богом. Разница только в выражениях. В первом говорится не ясно, a в последнем яснее. A в книге «о конечных причинах» объясняется, почему древние отцы говорили об этом предмете прикровенно, именно ради того, что в тогдашнее время преобладала склонность к материализму. Впрочем это такой предмет, или вопрос, в тонкое исследование которого не входя, многие спаслись. И нам (особенно монахам) должно заботиться более о практических ведениях, a от спорных предметов, паче же от споров, удаляться, памятуя слово Апостола, что они ведут к разорению душ. Св. Исаак Сирин учит, чтобы нам, монахам, не догматствовать. Испрашивая на тебя Божие благословение, остаюсь желатель твоего здравия и спасения и богомолец, многогрешный И.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Древние отцы хотя были устроения и великого и святого, но все же считали себя хуже всех. Впрочем, мир видит в монахах неустройство, а своего не замечает: если бы ощущали свои грехи, то не имели бы время судить чужих. Ты не смущайся за это, а, приехавши домой, приноси покаяние, не судя других, увлекшихся в суд. Призывая на всех вас Божие благословение, остаюсь желатель вашего здравия и спасения и богомолец, многогрешный иеромонах Макарий. 14 ноября 1859 года На два письма твои, почтеннейшая Ν. Ν., пишу сии строки. Благодарю тебя за извещение о здоровье Ν. Ν., твоем и детей ваших; деточек твоих усердие да благословит Господь, приявший две лепты от убогой вдовицы паче многих богатых приношений; тако приимет и их детское усердное приношение и вознаградит духовным дарованием, просветив разум их к познанию истины. Точно, в нынешние времена трудно сохранить юность от бурного потока вольномыслия, разлившегося по лицу земли и потопляющего в мутных водах разум человеческий, неверием омраченный. Но вы с помощью Божией насевайте в сердцах их семена православного вероисповедания; напояйте оные страхом Божиим, приводящим к любви через исполнение заповедей Господних. Запавшие на почве юного сердца их семена благочестия, может быть, принесут со временем плод во святыню твердостью веры православной. Старайтесь не допускать их читать книги, противные истине; юный ум способен к принятию всякого рода впечатлений. А главное, молитесь Господу – да сохранит Он их от стрел и соблазнов вражиих – и поручайте покрову Матери Божией. Призывая на всех вас и на детей ваших Божие благословение, остаюсь желатель вашего здравия и спасения и недостойный богомолец, многогрешный иеромонах Макарий. 5 декабря 1859 года На вопрос о поклонах скажу: Бог не требует от нас выше силы нашей, и что доводит тебя после до изнеможения, можешь спокойно убавить, соображаясь с силами или заменив большие малыми (поясными. – Ред.) поклонами, а больших три поклона тут же положивши; а еще можно разделять и на три части в течение дня. О четках: хотя оные и преимущественно принадлежат монахам, но не мешает и мирским молиться по ним, токмо не явно носить, как монахи, а в домашней молитве или в дороге, ибо четки называются меч духовный, напоминающий нам о молитве и изъявляющий количество молитв или поклонов, положенных нам. В наклонности к зависти против сестер и обиды их и о своих вещах излишнее попечение надобно отсекать, пока еще молоды и не укоренились, увещанием или легким наказанием, лишением чего-нибудь и прочее. Молодое деревце, кривое или суковатое, искусный садовник обрезает и привязывает; оно бывает после красиво и плодоносно. Сей пример приличен и тебе с Божией помощью.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Нам не для издания, но для себя; можно иметь в рукописях, даже и полууставом списывать. Сим делом занялись два богослова: О. Л. и О. В., только один жалуется на слабость головы, а другой тоже унынием страждет; однако помаленьку идут и уже четвертую степень проходят. Когда к нам приедешь, то посмотришь опыт сей; как-то одобришь, или нет? А еще наконец и И. Н. прислал «Ставрофилю», переведенную им на русский язык. Намерение есть напечатать и как поможет Господь; еще не знаем, куда обратиться, в которую цензуру; писал я к Л. А. К., спрашивал: можно ли просить о сем Б., чтобы он представил, но еще ответа не получил. Картинки затруднят, не скоро напишутся, но будем стараться. И. Н. прислал и твою тетрадь: «Сравнение религий». Поздравляю тебя с приближающимся праздником Христова Воскресения; да сподобит Господь тебя встретить и праздновать в мирном и спокойном духе, с сердечною радостию; молись за меня, твоего смолитвенника, многогрешного И. М. 201 О получении тобою книг письмецо твое я получил; отыскалась и последняя тетрадка о сибирских подвижниках, которую при случае пришлю. Написанные и прочтенные тетрадки «Лествицы» пришли, а мы опять, при оказии, сколько будет написано, к тебе пришлем; только дай Бог, чтобы написанными листками не заклеить оконцев, но чтобы все оные наставления написались в сердцах наших; а хотя не достигнем высоты исправлений великих оных святых, то поне зрели бы свои согрешения и свои немощи и не были бы горькие судии и обличители поползновений других, и да «отгоним от себя буюю ревность», по глаголу св. Исаака Сирина . Мира и здравия тебе желаю со спасением; остаюсь смолитвенник твой, многогрешный И. М. 24 октября 1850 года. 202 Пишешь, что скорбишь о своем убожестве душевном; да, надобно скорбеть и мне, более всех убогому в сем достоянии. К моему горю и то бедственно, что нецыи слепотствующие мнят меня нечто быти, а мне самому виднее моя нищета, но за всем тем не имею должного смирения. Господь да сохранит и помилует всех нас, по неизреченному Своему милосердию; молись о мне брате! Остаюсь желатель твоего здравия и спасения, многогрешный И. М. 8 сентября 1850 года. 203 Два письмеца твои, и оба без чисел, получил: вижу из оных, что ты находишься в большом смущении, а существенной причины оному не знаю, да и трудно познать; сети вражии распростерты везде и токмо одно смиренномудрие может избежати оных. Я все это время, недели две, был нездоров, а тут накоплялись письма и все суета; не могу сказать тебе ничего, не зная твоих обстоятельств. Молись Богу, ввергай себя в Его Святую волю и ожидай изменения на лучшее; посмотри, нет ли в тебе ветхого человека, он требует много понуждений к изгнанию его. Комиссии твои я не беру на себя исполнять; у меня и так много хлопот. Остаюсь желатель твоего здравия и спасения и недостойный смолитвенник, многогрешный И. М. 16 декабря 1850 года. 204

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Главный источник и двигатель сей страсти есть гордость; a противоположное оной – смирение, разрушает ее. Прочтите в 1-й части Добротолюбия послание Марка Подвижника к Николаю, иноку, и там найдете пользу и врачевание сей страсти. Остаюсь желатель вашего здравия и спасения, и недостойный богомолец, многогрешный И. М. 22 февраля 1855 г. 383 В письме вашем от 15 апреля, вы паки жалуетесь на поползновение свое от гнева. Не должно много смущаться за сие, но познавши, что имеете в себе залог сей лютой страсти, попекитесь, при Божией помощи, о исцелении оной. Но она не может исцелиться без того, чтобы кто нам оной не показал; a вам показывают ее дети, смотрением Божиим, чтобы попеклись о исцелении оной. Смутихся и не глаголах, пишет Давид. Да надобно еще укорять себя, a когда пройдет смущение страсти, тогда можно сказать им с кротостию что больше, и на них подействует и вам послужит в пользу. …….пишет, что вы много содействовали с своей стороны к пользе детей ……и в присоединении дочери ее к нашей Церкви, показываете ревностное усердие; за что и я вас искренне благодарю. Да воздаст вам Господь Своею милостию. Остаюсь желатель вашего здравия и спасения, и недостойный богомолец, многогрешный И. М. 23 апреля 1855 г. 384 Опасение ваше очень полезно, чтобы не быть вредом для других, в семействе, где вы пребываете, поэтому надобно держать нейтралитет благоразумия, в чем да поможет вам Господь. Также и о другом вашем опасении: надобно быть осторожным, держаться средины и стараться не быть наедине. Да сохранит Господь и поможет благому произволению. Не изнемогайте. Испрашиваю на вас Божие благословение, многогрешный И. М. Надобно остерегаться самонадеяния 8 января 1857 г. 385 О случившихся с тобою помыслах. . . . . не смущайся, но со смиренным духом приноси пред Господом покаяние, и успокойся. О виденном изображении креста Господня не должно смущаться: если б и случилась какая скорбь, то не от того, что видел крест, a от того, что промысл Божий так устраивает по благости, для испытания нашего, и конечно для пользы.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Однако не бойтесь, Господь близ вас, ибо близ Господь всем призывающим Его, всем призывающим Его во истине: волю боящихся Его сотворит и молитву их услышит и спасет я ( Пс. 144:18, 19 ). Не отчаивайтесь в милости Божией: Он вас призвал, и если слова Его божественные выполнять будете, то и в здешней жизни будете покойны и живот вечный наследуете. Не надобно помышлять, как Жиды говорили: жестоко есть слово сие, и кто может Его послушати ( Ин. 6:60 )? Чтож и последовало с ними? В здешней жизни беспокойны, а в будущей лишены будут вечного блаженства, аще не обратятся. Итак желая вам спасения, исправления закоснелых, жестоких нравов, пребуду усердный вашего спасения желатель Архимандрит Феофан. 1820 года, Апреля 20 дня. Преподобнейшие матери! Милость Божия да будет с вами! Письмо ваше я получил, на которое краткими строками ответствую. Ежели необходимая та нужда, о которой вы, мать Маврикия, пишете, чтоб видеться с братьями, и чтоб сопутница была сестрица ваша, мать Феофания, – с благословением матери Игумении можно вам съездить в дом ваш, и я с моей стороны на сие согласен. Но чтоб путь ваш был благополучен, имейте с собою Господа и Ангела Божия хранителя, чтоб имя Божие незабвенно было в душе, в мыслях и в сердечном сокровище, по слову Святого Праотца и Царя Давида: с сердце моем скрых словеса Твоя, яко да не согрешу Тебе ( Пс. 118:11 ), Господи мой и Боже; и просите Его божественной помощи о решении предпринятого вами намерения, говоря в себе: Боже в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися ( Пс. 69:1 ). Изволите писать вы, что продолжится, может быть, дело ваше с месяц. Что делать, когда необходимость того требует? Итак, желая вам с сестрицею благополучного отъезда, и да будет на вас Божие благословение, пребуду Вашего преподобия усерднейший всех благ желатель, Архимандрит Феофан. Июля 13 дня, 1822 года. Преподобнейшая мать! Милость Божия да будет с тобою! Письмо ваше я получил, в котором описали решение с имением своим. Я в ответ краткими словами скажу: что сделано, то хорошо, и смущаться уже вам не нужно.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Sokolov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010