После неудачной попытки примириться с англикан. церковью движение Джохера образовало под рук. Мэтью Аджуоги, бывш. англикан. священника, новую религ. орг-цию - Церковь Христа в Африке. Деятельность этой орг-ции не отразилась на положении англиканства в К.: в 1960 г. Англиканская Церковь в Вост. Африке получила статус архиеп-ства и, т. о., стала автономным органом; первым архиепископом был поставлен Леонард Джеймс Бичер. Под его юрисдикцией были объединены англикан. еп-ства в К., Танганьике и Занзибаре. В 1970 г. было принято решение о разделе архиеп-ства на К. и Танзанию: первым архиепископом К. стал Фесто Оланг. В 1955 г. Методистское миссионерское об-во получило статус Методистской церкви Кении в юрисдикции Британской конференции. Церковь стала автономной с подписанием в янв. 1967 г. офиц. акта об учреждении новой конференции для К. Первым председательствующим епископом в ней был назначен Роналд Мнгонго. Благодаря сотрудничеству протестант. церквей в области богословского образования был основан Объединенный теологический колледж св. Павла в Лимуру. В нем готовят кадры в первую очередь для англикан., методистской, пресвитерианской и реформатской церквей, хотя др. церкви (Церковь африканского братства, Африканская церковь Св. Духа, Африканская израильская церковь Ниневия и Африканская христианская церковь и школы) также могли отправить туда учиться своих студентов. С получением К. независимости Римско-католическая Церковь продолжила деятельность в стране, в значительной степени сохранив свои позиции за счет пополнения иерархии местными воспитанниками. Первый католич. епископ-африканец Морис Мишель Отунга, рукоположенный в 1956 г., стал титулярным епископом Такапы и викарием Кисуму. В 1968 г. в К. было 9 епископов-европейцев и 2 епископа-африканца; к 1973 г., когда количество еп-ств выросло до 13, среди епископов было 7 европейцев и 6 африканцев. В 1971 г. Отунга сменил Джона Джозефа Маккарти на посту архиепископа Найроби, 5 марта 1973 г. он был возведен в достоинство кардинала.

http://pravenc.ru/text/1684185.html

Христианство в Б. Церковь во имя св. Гертруды в мон-ре Нивель. 1046 г. Фотография. ХХ в. Распад Зап. Римской империи в V в. привел к длительному упадку христианства в Б. В кон. V в. ее территория вошла в состав Франкского гос-ва. Между 359 и 533 гг. в диптихах Тунгрского еп-ства упоминается всего 7 предстоятелей; возможно, что эта кафедра в течение неск. лет пустовала, что скорее всего было связано с разрушением Тунгры вандалами (после 406); в последующие десятилетия Вост. Б. была захвачена рипуарскими франками. Но христианство на этих землях не исчезло, о чем свидетельствуют христ. эпитафии из окрестностей Тунгры. Здесь продолжала существовать община, хотя епископская кафедра была перенесена в г. Моза-Траект (совр. Маастрихт, Нидерланды). Новый этап был связан с обращением в христианство франк. кор. Хлодвига (ок. 498) и деятельностью св. Ремигия Реймсского , при к-ром было учреждено новое еп-ство в Торнаке (совр. Турне); первым епископом стал св. Елевферий . К нач. VII в. это еп-ство было объединено с кафедрой Новиомага (совр. Нуайон). Фактически территория Зап. Б. оказалась в сфере влияния еп-ства Камеракского (совр. Камбре), а ее юго-зап. часть - в сфере учрежденного ок. 639 г. еп-ства Тарвены (совр. Теруан). В VII-VIII вв. обращение в христианство населения бельг. земель было осуществлено миссионерами, преимущественно из Аквитании, Ирландии и Британии. В 627 г. из Аквитании для проповеди христианства прибыл св. Аманд , прозванный позднее «апостолом Б.», к-рый вместе со св. Баво Гентским основали на территории совр. Фландрии неск. мон-рей и церквей, в т. ч. аббатство Турне. В 40-х гг. VII в. Аманд был поставлен епископом Моза-Траектским. В районе совр. г. Брюгге проповедовал св. Элигий , еп. Нуайонский. На западе Б. активную миссионерскую деятельность вел выходец из Британии Виллиборд, еп. Утрехтский, а на востоке - еп. Маастрихтский сщмч. Ламберт и еп. Льежский св. Губерт . В Вост. Б. распространению христианства способствовали представители королевского рода Пипинидов: святые Идуберга Нивельская и Гертруда Нивельская основали мон-рь Невигелла (совр. Нивель), св. Бегга - мон-рь Анден.

http://pravenc.ru/text/77978.html

В 1947 г. католическая префектура Кашмир и Кафиристан получила статус еп-ства Равалпинди. В 1948 г. из состава католич. архиеп-ства Бомбей было выделено еп-ство Карачи, охватившее Синд и Белуджистан; в 1950 г. оно было преобразовано в архиеп-ство. В 1958 г. на попечение францисканцев было передано епископство Хайдерабад, выделенное из архиеп-ства Карачи. В 1960 г. епископство Мултан было поручено доминиканцам из США; из его состава было выделено еп-ство Лайяллпур (с 1977 - Файсалабад), в к-рое помимо одноименного округа вошли Сахивал и Джанг. Попечение над этим еп-ством взяли на себя доминиканцы из Италии. В 1973 г. 1-м пакистанским кардиналом стал архиепископ Карачи Й. Кордейро (1958-1994). После разделения Индии и П. в 1947 г. методистская Конференция реки Инд с центром в Лахоре охватывала только территорию П. Большая часть руководства осталась в Индии, и перед методистами в П. стояла задача по восстановлению структуры церкви. В 1956 г. была учреждена 2-я методистская конференция - Провинциальная конференция Карачи, в 1960 г. 2 конференции были объединены во главе с вышестоящим органом - Центральной провинциальной конференцией Методистской церкви Пакистана, к-рую возглавил епископ. В 1968 г. был избран 1-й епископ из числа пакистанцев - Д. В. Самуэл (1931-2018). После разделения Индии и П. англикан. приходы входили в состав автономной Церкви Индии, Пакистана, Бирмы и Цейлона (до 1947 - Церковь Индии, Бирмы и Цейлона). В 1955 г. лютеран. общины объединились в Пакистанскую лютеранскую церковь и избрали ее епископом Я. Кристенсена. В 1961 г. пресвитерианский Синод Пенджаба отделился от Объединенной пресвитерианской церкви в США и стал независимой Объединенной пресвитерианской церковью Пакистана (ОПЦП). В 60-х гг. XX в. ведущие протестант. деноминации П. вступили в экуменический диалог, завершившийся в 1970 г. объединением большинства общин Англиканской Церкви, Сиалкотского церковного совета, Пакистанской лютеранской церкви и Методистской церкви Пакистана в межденоминационную Церковь Пакистана (ЦП). Изначально были созданы 4 диоцеза ЦП - Карачи, Мултан, Лахор и Сиалкот, в 1980 г.- еще 4 диоцеза: Хайдерабад, Райвинд, Файсалабад и Пешавар.

http://pravenc.ru/text/2578694.html

в Рижское архиеп-ство. С этого времени на территории Вост. Пруссии действовали 2 католич. еп-ства: в юж. части - Варминское (Эрмландское), на остальной территории - Самбийское, до 1-й пол. XVI в. входившие в Рижское архиеп-ство. Все Самбийские епископы были членами Тевтонского ордена. Собор Девы Марии и св. Адальберта в Кёнигсберге. XIV в. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ) Собор Девы Марии и св. Адальберта в Кёнигсберге. XIV в. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ) К 1255 г. Тевтонский орден завоевал всю Вост. Пруссию. В 1258 г. Кёнигсберг стал кафедрой Самбийского еп-ства, Фишхаузен (ныне г. Приморск) - резиденцией епископов. Кроме Кёнигсберга и Фишхаузена Самбийской кафедре принадлежали Кведнау (ныне Сев. Гора, район Калининграда), Инстербург (ныне Черняховск) и др. города. По мере завоевания орденом новых территорий Самбийский епископ получал их третью часть. Во 2-й пол. XIII в. Самбийская кафедра построила церковные замки в Фишхаузене, Меденау (ныне Логвино Зеленоградского р-на), Тиренберге (ныне Дунаевка Зеленоградского р-на), Цигенберге (ныне Подгорное Зеленоградского р-на), Повундене (ныне Храброво Гурьевского р-на) и др. В Альтштадте, основанном в 1286 г. при крепости Кёнигсберг, в 1300 г. был сооружен временный деревянный собор. На о-ве Кнайпхоф (ныне о-в Канта в черте Калининграда; с 1327 город) в 1333-1380 гг. был возведен кафедральный собор, посвященный Высокосвященному телу Иисуса Христа, Деве Марии, Всем святым и св. Адальберту. Кафедральный собор Вост. Пруссии служил местом захоронения наиболее видных представителей высшей светской и духовной иерархии, родовитого дворянства. Здесь были похоронены великие магистры Тевтонского ордена, герцоги Пруссии, епископы Самбийские, а также профессора Кёнигсбергского ун-та (основан в 1544), в т. ч. И. Кант. В кон. XIII в. на территории Самбийского еп-ства открылись 2 муж. мон-ря (кармелитов и францисканцев) и 3 жен. мон-ря (цистерцианок, бенедиктинок и конгрегации св. Елизаветы Венгерской). До 1350 г. было построено 35 католич.

http://pravenc.ru/text/1319977.html

Община англикан входит в юрисдикцию еп-ства Кипра и Персидского зал. (учреждена в 1982). В 1982 г. в ц. св. Христофора Леонард Эштон был рукоположен во епископа новоучрежденного еп-ства Кипра и Персидского зал.; в 1986 г. церковь получила статус собора и стала резиденцией архидиакона Персидского зал. еп-ства Кипра и Персидского зал. Епископальной Церкви в Иерусалиме и на Ближ. Востоке. Из протестантских деноминаций и сект известны Бахрейнские христианские братья. Ислам. Конфликты между суннитами и шиитами остаются проблемой для страны. Суннитское меньшинство, к нему принадлежит и семья правящего эмира, имеет полноту власти и большую часть богатства страны. Мусульмане-шииты требуют увеличить свое представительство в правительстве, и периодически столкновения между ними и суннитами выходят за рамки политической борьбы. Характерной особенностью религ. жизни в Б. являются проповеди имамов и хатибов в мечетях по пятницам. Исламские священнослужители сообщают верующим основные новости внутренней и внешней политики и дают их оценку. Как правило, акцент делается на примирение и одобрение действий властей. Либеральная арабоязычная газ. «Ахбар аль-Халидж» регулярно публикует наиболее значительные проповеди, прозвучавшие в мечетях. Распространение христианства Еще в III тыс. до Р. Х. архипелаг Бахрейн являлся важным торговым центром в Азии: через него осуществлялись связи Месопотамии с долиной Инда. Совр. ученые отождествляют Б. с существовавшим тогда гос-вом Дильмун. Христианство пришло на Бахрейн в IV в. по Р. Х. вместе с миссионерами из Ирана, в кон. IV в. христиане, проживавшие на совр. территории Б., входили в митрополию Бет-Катрайе, включавшую также Дарин, Эль-Катиф, Эль-Хасу и, вероятно, о-в Катар (см. статьи Арабы-христиане и Аравия ). В IV-VI вв. территория Б. входила в гос-во Сасанидов , в VII в.- в Арабский халифат. В это время здесь утвердился ислам. Вскоре Б. был присоединен к эмирату Ормуз. С сер. XIII в. Б. становится независимым араб. княжеством. В нач. XVI в. его захватили португальцы. В 1602 г. территория Б. вновь оказалась захвачена персами. Они были изгнаны в 1783 г. шейхом Ахмадом ибн аль-Халифа (выходцем из Кувейта), основавшим правящую до наст. времени династию эмирата Б.

http://pravenc.ru/text/77712.html

После упразднения архиеп-ства кафедра была включена в сферу влияния франц. короны. В XIII в. еп-ство страдало от соперничества между англ. и франц. монархами. Так, в 1203 г. войска англ. кор. Иоанна Безземельного захватили город и сожгли кафедральный собор. В качестве возмещения король выделил средства на строительство нового собора. Правление герц. Петра Моклерка (1213-1237) было ознаменовано конфликтами с высшим духовенством. В 1233 г. по приказу герцога г. Доль, Комбур и аббатство Вьёвиль были захвачены и разграблены. Распространение нищенствующих орденов не затронуло еп-ство Д., где не возникло ни одного францисканского или доминиканского мон-ря. В XIII в. появились упоминания о паломничестве к гробницам 7 святых «основателей» Бретани (впосл. Tro Breizh - путь по Бретани). Обычно паломничество начиналось в соборе св. Самсона в г. Доль, но это не было обязательным. Однако в XIV в. в Бретани появились новые святыни (в 1347 канонизирован Ив Элори, в 1371 открылся процесс канонизации Карла де Блуа) и почитание древних святынь утратило свое значение. В 1-й пол.- сер. XIV в. в Бретани прошел ряд Соборов, на к-рых обсуждался низкий уровень образованности приходского духовенства. Еп. Ришар де Лемене (1391-1405) основал в еп-стве 1-й жен. мон-рь кармелиток в Д. Крупным событием в истории еп-ства стало посещение Д. доминиканским проповедником Винсентом Феррером , к-рый произнес там неск. проповедей (1418). С кон. XIV в. возобновилась борьба епископов Д. за независимость от Турского архиеп-ства. В 1400 г. еп. Ришар де Лемене отказался впустить в город архиепископа Турского, прибывшего с визитацией. В 1450 г. архиеп. Жан Бернар и еп. Рауль де ла Муссе договорились о том, что каждый архиепископ Тура за время пребывания на кафедре имеет право 1 раз посетить епископство без вступления в город и получить законную подать. Соглашение было утверждено папой Николаем V (1452). В 1493 г. папа Александр VI даровал еп. Томасу Джеймсу и его преемникам право предношения креста на территории епископства.

http://pravenc.ru/text/178787.html

К 1581 г. купцам-католикам удалось создать независимую коммуну под защитой императора и получить для нее дом в соседнем с Г. г. Альтона. Ок. 1600 г. в Г. началось строительство капеллы с колокольней, к-рая стала первой крупной церковной постройкой после Реформации. В 1605 г. там возобновились регулярные католич. богослужения. Имп. Рудольф II († 1612) издал эдикт, защищавший католиков от преследований со стороны властей Г. Согласно этому эдикту, иезуиты под рук. Михаэля из Исселта начали вести миссионерскую деятельность. Им удалось открыть 2 церкви: во дворце франц. посланника и во дворце кор. Кристины Шведской († 1689), к-рая тайно исповедовала католицизм. В период Тридцатилетней войны, в 1625 г., когда территория архиеп-ства была занята имперскими войсками, имп. Фердинанд II († 1637) своим эдиктом восстановил в Г. католицизм, в мон-ри были возвращены монахи, коллегиум в Штаде был отдан под надзор иезуитов (1629-1632). После ухода имперских войск (1632) и занятия территории епархии шведами католицизм был отменен. По Вестфальскому миру (1648) земли архиеп-ства Г.-Бремен были присоединены к Швеции; соборный капитул Бремена был распущен. В 1647 г. новый и старый католич. приходы ц. свт. Николая объединили усилия и на свои средства на месте старого храма возвели в Г. ц. св. Михаила (Михаэлискирхе, «Малый Михель»). Однако стремительный рост числа прихожан привел к тому, что уже в 1661 г. рядом с постепенно приходившим в упадок малым храмом была возведена церковь большего размера («Большой Михель»). В 1670 г. на территории бывш. архиеп-ства Г.-Бремен, а также Шлезвиг-Гольштейна и Мекленбурга был основан апостольский викариат сев. миссий. Послы католич. дворов Европы оказывали покровительство католикам Г. Имп. Леопольд I († 1705) направил в город своего министра-резидента, в лице к-рого католики Г. обрели защиту. Католич. приход при имперском посольстве просуществовал до разрушения принадлежавшей ему церкви протестантами 10 сент. 1719 г. В 1750 г. сгорела большая ц. св. Михаила (отстроена заново в 1762, ныне - лютеран. храм). Малая ц. св. Михаила в кон. XVIII в. стала храмом франц. посольства.

http://pravenc.ru/text/161614.html

В течение долгого времени права архиепископа З. на территорию в Каринтии не оспаривались, однако со смертью еп. Эрнста Ауэра (1432) начинается эпоха борьбы за Гуркское еп-ство. Папа, архиепископ З. и герц. Фридрих IV представили разных кандидатов на пост епископа; в итоге епископом стал папский ставленник Иоганн V Шаллерманн (1433-1453). Его преемник Ульрих IV Зоннбергер (1453-1469) был лишен имп. Фридрихом III (1452-1493) светской власти над территорией своего еп-ства. Конфликт между архиепископами З. и центральной властью за право назначать епископов Гурка завершился договором 1535 г., согласно к-рому один «Зальцбургский» епископ «чередовался» с 2 «императорскими»; за архиепископом З. сохранялось право рукополагать епископов (этот договор действовал до 1918). До 1783 г. резиденцией епископа Гуркского оставался Штрасбург, затем стал г. Клагенфурт. В 1859 г., после передачи части каринтийских территорий из епископства Лафант в Гурк, границы еп-ства расширились, а в 1923 г. совпали с границами земли Каринтия. Последним епископом, поставленным императором, стал Адам Хефтер (1915-1939). После аннексии Австрии гитлеровской Германией, к-рую Хефтер одобрил, он вынужден был отречься от сана. Следующий епископ, Йозеф Кёстнер, был поставлен только по окончании второй мировой войны. В наст. время еп-ство Гурк входит в состав архиеп-ства З., резиденция епископа, как и кафедральный собор, находится в Клагенфурте. В еп-стве проживают ок. 560 тыс. чел., из них ок. 412 тыс.- католики (Ibid. P. 291). Грац-Зеккау 2-м по старшинству из ныне существующих еп-ств, входящих в архиеп-ство З., является Зеккау. Еп-ство Зеккау было основано в 1218 г. с санкции папы Гонория III (1216-1227) и имп. Фридриха II Первым епископом стал Карл фон Фризах. Как и Гурк, Зеккау было «частным епископством» Зальцбургских архиепископов. Свой статус викариев архиепископа З. в Штирии епископы Зеккау сохраняли до реформы 1786 г. Сначала резиденцией епископов был бенедиктинский мон-рь Зеккау (основан в 1142), монашеская община перебралась в новое аббатство Санкт-Марайн-бай-Книттельфельд (основано в 1140). Затем резиденция находилась в замке Зеккау у г. Лайбниц. Перемещение резиденции епископа в г. Грац в 1786 г. было связано с религ. реформой имп. Иосифа II.

http://pravenc.ru/text/182541.html

И. предпринял попытку восстановить самостоятельную церковную организацию в Великой Моравии , независимость к-рой была ликвидирована после смерти архиеп. св. Мефодия (885) и запрещения богослужений на слав. языке папой Стефаном V (VI) (886) при поддержке кн. Святополка (Свентоплука; 870-894). В конфликте между преемником Святополка Моймиром II (894 - ок. 906) и Арнульфом Каринтийским Вихинг, еп. Нитры, управлявший Церковью в Вел. Моравии, выступил на стороне герм. правителя и оставил кафедру. Моймир II обратился к И. с просьбой восстановить в Вел. Моравии архиепископскую кафедру, независимую от Зальцбургского архиеп-ства. И. направил в Вел. Моравию архиеп. Иоанна и епископов Бенедикта и Даниила, которые от имени папы рукоположили архиепископа и 3 подчиненных ему епископов (имена неизв.). В ответ архиеп. Майнцский Гаттон и архиеп. Зальцбургский Теотмар отправили в Рим послания с требованием вернуть Вел. Моравию в юрисдикцию еп-ства Пассау (900). В послании архиеп. Теотмара отторжение Вел. Моравии от еп-ства Пассау объясняется «враждебностью славян», схизматическая деятельность которых представляет опасность не только для Церкви, но и для гос-в. Архиеп. Гаттон, отрицая существование в прошлом архиепископской кафедры в Вел. Моравии, представлял славян как подданных герм. императора и угрожал насильственным пресечением «схизмы». Сведений о судьбе назначенных И. иерархов после распада Вел. Моравии в нач. X в. нет. В Liber Pontificalis сообщается, что понтификат И. продолжался 2 года и 15 дней. Точная дата кончины папы неизвестна; вероятно, он скончался между янв. и маем 900 г. (An. Pont. 2007. P. И. был похоронен недалеко от бокового вост. входа в базилику св. Петра (Porta Guidonea), где еще в XII в. находилась посвященная ему стихотворная эпитафия. Ист.: PL. 131. Col. 27-40; LP. Vol. 2. P. 232; Jaffé. RPR. N 2703-2707; Pontificum Romanorum... vitae/Ed. I. M. Watterich. Lipsiae, 1862. T. 1. P. 31, 84; Mansi. T. 16. Col. 449-457; T. 18. Col. 189-210, 221-234; Dümmler E. Auxilius und Vulgarius: Quellen u. Forschungen zur Geschichte des Papsttums. Lpz., 1866.

http://pravenc.ru/text/469688.html

После смерти архиеп. Эвена (1081) на кафедру при поддержке кор. Англии Вильгельма Завоевателя был вновь возведен Ютаэль. Епископы Ванна и Кемпера объявили о выходе из юрисдикции архиеп-ства Д. Папа Урбан II призвал всех бретон. епископов к подчинению архиепископу Турскому (1084), опираясь на суждение папы Григория VII, он подтвердил, что бретон. епископы должны подчиняться только Турской кафедре (PL. 151. Col. 385-388). Однако в 1093 г. папа даровал паллий архиеп. Д. Роланду «словно архиепископу бретонцев» (quasi Britannorum archiepiscopus). Папа Пасхалий II подтвердил право архиеп. Бальдериха (1107-1130) носить паллий. Бальдерих был известен как аскет и писатель. В 1112 г. он явился в Рим и получил паллий от папы Пасхалия II, поддержав понтифика на созванном в том же году Соборе. Архиепископ редко приезжал в Д., считая бретонцев грубым и варварским народом, однако удерживался на кафедре благодаря поддержке со стороны англ. кор. Генриха II. Архиепископ проживал в различных мон-рях в Нормандии, где занимался лит. трудами, в т. ч. составил одну из редакций Жития свт. Самсона. Папа Пасхалий II, в отличие от своих предшественников, признал существование у архиепископа Д. суффраганов (PL. 163. Col. 251-254). Послание папы Каллиста II (1122) также адресовано «архиепископу Дольскому и его суффраганам» (Archiepiscopum Dolensem ejusque suffraganeos) (Ibid. Col. 1428-1429). В 1130 г. папа даровал паллий новому архиеп. Годфриду I вопреки протесту Турской кафедры. Несмотря на благожелательное отношение Папского престола, положение архиеп-ства пошатнулось. В 1120 г. от Д. отделилось еп-ство Алетское, в 1130 - Леонское. Земли архиеп-ства страдали от военных действий между Бретонским герц-ством и Нормандией. Это привело к сооружению в Д. городских укреплений. Тем не менее, благодаря деятельности архиеп. Эвена и его преемников в архиеп-стве возникла сеть приходских церквей. Началось возвращение Церкви земель, захваченных знатью после нашествия норманнов (кафедры Д., Ренна и Алета вместе получили более 100 церквей). В 1079-1081 гг. архиеп. Эвен пригласил бенедиктинцев из мон-ря Сен-Флоран близ Сомюра, к-рые основали недалеко от города приорат (совр. Л " Аббеи-су-Доль). В нач. XII в. отшельник Вальтер основал монашескую обитель в Ле-Тронше (с 1170 аббатство Нотр-Дам-дю-Тронше). С 1137 г. известно о существовании в пригороде Д. убежища для прокаженных. В том же году архиеп. Годфрид освятил постройки цистерцианского аббатства Вьёвиль, построенного сеньором Комбура Гилдуином. В 1202 г. в архиеп-стве появился мон-рь премонстрантов (аббатство Бопор). Наиболее крупным был бенедиктинский мон-рь прп. Иакута, к-рый к 1163 г. владел 27 приоратами и многочисленными приходами.

http://pravenc.ru/text/178787.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010