Развернутое изложение легенды о К. принадлежит бретонскому агиографу доминиканцу Альберу ле Грану (1599-1641), согласно которому святой был послан в Арморику Римским папой Лином в год правления имп. Вителлия (69). Остановившись в Намнетах, К. обратил многих жителей города в христианство, основал епископскую кафедру и построил капеллу во имя ап. Петра. По указанию К. диак. Адеодат проповедовал в г. Венеты (ныне Ван) и в обл. Корнубия (Корнуай), к-рые в этот период якобы входили в Намнетское еп-ство. К., оставив вместо себя в Намнетах диак. Адеодата, отправился в путешествие по своему епископству, охватывавшему всю юж. часть Арморики. По дороге он скончался в сел. Регини (совр. деп. Морбиан) 10 окт. 96 г. Кольцо и посох епископа привезли в Намнеты и впосл. хранили в соборной церкви; в 386 г., после основания Венетского еп-ства, в Намнеты были вывезены и мощи святого. В 878 г., когда Арморика подвергалась нападениям норманнов, останки К. перенесли в г. Анже и поместили в аббатстве св. Альбина. Согласно Альберу ле Грану, в кафедральном соборе Нанта хранился реликварий с главой К., в сел. Регини находились частицы мощей святого, его гробница и св. источник, там совершались чудесные исцеления. По мнению болландиста Корнелиса де Бие, при участии Альбера ле Грана были составлены чтения в день памяти К. в проприи святых Нантского еп-ства (изд. в 1623), в которых содержится краткая версия легенды и упоминается о хранившихся в кафедральном соборе реликвиях - черепе святого и его пастырском кольце (ActaSS. Oct. T. 5. P. 61). Несмотря на утверждение Альбера ле Грана об использовании им многочисленных источников (средневек. легендариев и бревиариев, сочинений Ле Бо и др. историков, архивных документов), представленная им версия сказания о К. в значительной степени вымышлена агиографом. Г. А. Лобино полагал, что К. жил в III в. По-видимому, эта датировка согласована с раннесредневек. легендой о 7 христ. проповедниках, направленных в Галлию папой Римским Фабианом (236-250) ( Greg. Turon. Hist. Franc. I 30). Схожее мнение высказал де Бие, который датировал деятельность К. III-IV вв. (ActaSS. Oct. T. 5. P. 62-63). Критика агиографического сказания о К. оказала влияние на чтения в день памяти святого, включенные в новую редакцию проприя святых Нантского еп-ства (изд. в 1782). В них сообщалось, что К. был направлен в Галлию неким Римским понтификом в правление имп. Проба (276-282), проповедовал язычникам, исцелял больных и основал христ. общину в Намнетах. В проприи святых диоцеза Сен-Бриё (1783) деятельность К. также отнесена к III в., сделана попытка связать предание о К. со сведениями о мучениках Донатиане и Рогатиане , пострадавших в Намнетах в кон. III или нач. IV в.: К. прибыл в Арморику (откуда - не сообщается) вскоре после гибели мучеников, обратил ко Христу множество язычников и мирно скончался (Auctarium. 1852. P. 22-23).

http://pravenc.ru/text/1841245.html

С 2-й пол. XII в. папы Римские постепенно установили свой контроль над кафедрой Б. В 1141 г. папа Иннокентий II без ведома кор. Людовика VII назначает архиепископом Б. Петра де Ла Шатра, что стало причиной конфликта между новым епископом и королем, к-рый отказался признать папского ставленника и назначил вместо него Кадурка, аббата мон-ря св. Сульпиция в Б. При архиеп. Генрихе де Сюлли (1183-1200) была начата реконструкция кафедрального собора св. Стефана в готическом стиле (закончен ок. 1320; в 1992 собор св. Стефана в Б. был включен в список памятников всемирного культурного наследия ЮНЕСКО). Архиеп. Вильгельм Донжонский, а также его преемники Герард (Жиро) де Кро и Симон де Сюлли принимали участие в походах на юг Франции против альбигойцев . Конец попыткам архиепископов Б. установить свой примат в Аквитании положила булла папы Климента V (бывш. архиеп. Бордо) от 27 нояб. 1305 г., согласно к-рой архиепископ Бордо полностью уравнивался в правах с архиепископом Б., обладая правом первенства в Зап. Аквитании, в то время как архиепископ Б. сохранял его в Вост. Аквитании. Т. о., юрисдикция архиеп-ства Б. ограничивалась теми рамками, к-рые оно имело в рим. и меровингскую эпохи, совпадая с пров. Аквитания I. В его состав вошло 7 еп-ств: Ле-Пюи, Манд, Клермон, Альби, Кагор, Лимож и Родез. В 1318 г. папа Римский Иоанн XXII создал в пределах архиеп-ства Б. 4 новых еп-ства: Сен-Флур, Тюль, Кастр и Вабр. В период схизмы в католической Церкви архиепископы Б. поддержали авиньонских антипап Климента VIII и Бенедикта XIII . Интерьер собора св. Стефана Интерьер собора св. Стефана При кор. Карле VII Б. стал местом проведения крупных церковно-политических собраний. В 1432 г. здесь состоялся Собор духовенства Франции, имевший целью реформирование католич. Церкви. Епископы Франции высказались в поддержку действий Базельского Собора и признали низложение папы Евгения IV . В 1438 г. на церковно-политической ассамблее была провозглашена Буржская Прагматическая санкция , ограничивавшая власть папы над франц.

http://pravenc.ru/text/153657.html

Епископы З. стремились выйти из юрисдикции Калочайской митрополии: напр., еп. Степан II Бабонич (1225-1247) безуспешно выступал за вхождение епископии в состав Сплитского архиеп-ства (при этом З. должен был стать центром объединенного диоцеза). Нек-рые епископы принимали активное участие в политике: еп. Шимун Эрдёди (1519-1543), надеясь получить должность канцлера, поддержал трансильванского кн. Яноша I Запойяи в борьбе за титул венг. короля, но победивший Фердинанд I Габсбург назначил на должность канцлера и главы Загребской кафедры Николу II Олаха (1543-1548). Загребский еп. Павел II Григорианец (1550-1557) был участником Тридентского Собора и осуществил в еп-стве З. ряд контрреформационных преобразований. Еп. Юрай I Драшкович (1564-1578), ставший в 1567 г. хорват. баном, открыл семинарию, обучение в к-рой было поставлено согласно предписаниям Тридентского Собора. В 1585 г. еп. Юрай первым из хорватов был возведен в сан кардинала. В 1602 г. синод, созванный еп. Николаем III Зелницем Степаничем (1598-1602), признал католицизм единственной религией в Хорватии (это решение подтвердил хорват. Собор в 1604) и пригласил иезуитов . В 1606 г. в З. была открыта иезуитская гимназия, а при еп. Петре II Домитровиче (1611-1628) началось возведение ц. св. Екатерины по образцу иезуитской ц. Иль Джезу в Риме. Еп. Александр I Игнаций Микулич (1688-1694) вновь попытался выйти из юрисдикции Калочайской митрополии и объединиться с архиеп-ством Сплит, но этому помешала Венеция, к-рая владела Далмацией и опасалась утраты своего влияния в Хорватии. В кон. XVII - нач. XVIII в. в результате австро-тур. войн в состав Загребского еп-ства вошли новые земли: часть Славонии и Хорватии до рек Уна, Сава, Корана, Глина (1699) и часть Срема (1718). В тот же период на территории еп-ства значительно увеличилось число правосл. сербов, к-рые оказались на австр. земле во время великого переселения сербов 1690 г. во главе с патриархом Печским Арсением III (Черноевичем) . Католические церковные власти провоцировали конфликты между хорватами и сербами, но, несмотря на это, сербам удалось учредить на территории диоцеза неск. правосл. епархий (см. ст. Загребско-Люблянская и всей Италии епархия ).

http://pravenc.ru/text/182461.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗАГРЕБ [хорват. Zagreb; нем. Agram; венг. Zágráb], столица Республики Хорватии, центр католич. архиеп-ства. Из 1,6 млн чел., проживающих на территории архиеп-ства, 1,4 млн - католики (An. Pont. 2008. P. 827). История города Впервые ряд поселений (Градец, Каптол) на р. Сава, объединенных в нач. XVII в. под названием Загреб, упоминается в грамоте Эстергомского архиеп. Фелициана (1134) в связи с основанием здесь епископской кафедры в 1094 г. Резиденция епископа находилась в поселении Каптол (от лат. Capitul). С X в. эти земли входили в состав Хорватского королевства (см. ст. Хорватия ). В 1557 г. З.- главный город Хорватии и Славонии. В 1776 г. из Вараждина в З. перенесли заседания хорватского королевского вече, при австр. имп. Иосифе II (1765-1790) город стал центром Вараждинского и Карловацкого генеральства, в 1867 г.- главным городом Хорватии в составе Транслейтании. 29 окт. 1918 г. в З. было провозглашено создание независимого от Австро-Венгрии Гос-ва словенцев, хорватов и сербов (с 1 дек. 1918 Королевство сербов, хорватов и словенцев). В 1941 г. З.- центр созданного фашистами на территории Хорватии и частично Боснии и Герцеговины Независимого гос-ва Хорватия (НГХ); 8 мая 1945 г. после освобождения от фашистов - столица республики Хорватии в составе Федеративной Народной Республики Югославии (ФНРЮ, затем Социалистическая Федеративная Республика Югославия), с 25 июня 1991 г.- столица независимой Республики Хорватии. Архиепископство В 1094 г. венг. кор. Владислав I (Ласло) воспользовался смутой в Хорватском королевстве и захватил Славонию. Для укрепления венг. влияния в междуречье Савы и Дравы он основал в З. кафедру в составе архиеп-ства Эстергом . Первым епископом был поставлен чеш. пресв. Дух, с его именем связывают неск. сохранившихся литургических книг. В результате заключенной в 1102 г. между Венгерским и Хорватским королевствами унии Загребская кафедра с 1180 по 1852 г. находилась под юрисдикцией венг. Калочайской митрополии. В XII в. в З. началось строительство кафедрального собора во имя венг. кор. св. Стефана I , к-рый был освящен в 1217 г. еп. Степаном I (1215-1225) в присутствии венг. кор. Эндре II (1205-1235). В 1220 г. здание собора сильно пострадало при пожаре, в 1242 г.- от набега татар, богослужения совершались в капелле св. Стефана Первомученика (ее строительство было завершено в 1250; в наст. время часть комплекса архиепископского дворца). В 1258 г. папа Римский Александр IV разрешил еп. Филиппу (1248-1262) построить новый собор в честь Успения Пресв. Богородицы и во имя венг. кор. св. Стефана I в более защищенном месте (строительство продолжалось до XVI в.).

http://pravenc.ru/text/182461.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН ПАВЕЛ I (17.10.1912, Форно-ди-Канале, ныне Канале-д " Агордо, обл. Венето, Италия - 28.09.1978, Рим; до избрания папой - Альбино Лучани), папа Римский (с 26 авг. 1978). Род. в семье рабочего. Его отец придерживался социалистических взглядов, но мать была ревностной католичкой, во многом благодаря ее влиянию сын избрал священническое служение. С окт. 1918 г. учился в начальной школе в Форно-ди-Канале, по окончании к-рой 1 окт. 1923 г. поступил в начальную ДС в г. Фельтре. С окт. 1928 г. продолжил учебу в высшей ДС в г. Беллуно, по окончании к-рой 7 июля 1935 г. был рукоположен во пресвитера и 9 июля назначен викарием прихода в Форно-ди-Канале. 18 дек. того же года переведен на должность викария прихода в г. Агордо и назначен преподавателем религ. дисциплин в местном техническом уч-ще для шахтеров. В июле 1937 г. назначен вице-ректором высшей ДС в г. Беллуно, где с окт. того же года он преподавал догматическое и нравственное богословие, каноническое право и религ. искусство. 23 нояб. 1946 г., по окончании заочного обучения в Григорианском университете , Лучани защитил диссертацию «L " origine dell " anima umana secondo Antonio Rosmini» (Происхождение души человека согласно учению Антонио Розмини), за к-рую 27 февр. 1947 г. ему была присвоена степень д-ра теологии. С нояб. 1947 г. совмещал преподавание в ДС с адм. деятельностью на посту канцлера курии еп-ства Беллуно-Фельтре. 16 дек. 1947 г. папа Римский Пий XII пожаловал Лучани титул тайного папского камергера. 2 февр. 1948 г. назначен генеральным провикарием еп-ства Беллуно-Фельтре, а также секретарем диоцезального синода и директором центра катехизации. В дек. 1949 г. опубликовал составленное им руководство по катехизации «Catechetica in briciole» (Катехизис по крупицам), получившее большую популярность в Италии. 6 февр. 1954 г. стал генеральным викарием еп-ства, 30 июня 1956 г.- каноником кафедрального собора Сан-Мартино в Беллуно.

http://pravenc.ru/text/471413.html

еп-ство (41 мон-рь и 318 приходов). В Тельшевском католич. еп-стве насчитывалось 9 мон-рей и 119 приходов, в Луцко-Житомирском католич. еп-стве - 18 мон-рей и 113 приходов, в Каменецком католич. еп-стве - 5 мон-рей и 106 приходов, в Минском католич. еп-стве - 23 мон-ря и 94 прихода. Всего в пределах Могилёвской церковной пров. насчитывалось более 2,7 млн католиков, 1038 приходов и 106 мон-рей (72 мужских и 34 женских). 3 авг. 1847 г. был заключен конкордат между Российской империей и Папским престолом. Буллой «Universalis Ecclesiae cura» от 3 июля 1848 г. утверждались оговоренное в конкордате создание Херсонского еп-ства (с 1852 Тираспольское еп-ство, хотя с 1856 центром епархии был Саратов), включавшего юж. земли М. к. а., и Каменецкого еп-ства с викариатами (суффраганатами) в Саратове и Тифлисе, и деление католических приходов Российской империи на 2 церковные провинции: Варшавскую (для Царства Польского) и Могилёвскую (для остальных частей Российской империи). В составе Могилёвской церковной пров. (митрополии) были учреждены 7 католич. диоцезов: К. м. а., еп-ства Виленское, Тельшевско-Самогитское (Жямайтское), Минское, Луцко-Житомирское, Каменецкое и новообразованное Херсонское. Папским посланием от 2 авг. 1848 г. «Ubi inscrutabile» Могилёвскому архиеп. Казимиру Дмоховскому (1848-1851) поручалось окормление арм. католических приходов в Каменецком и Херсонском еп-ствах (объединяло армяно-католиков Бессарабии, Сев. Причерноморья, Крыма, Сев. Кавказа и Закавказья) до назначения для них отдельного епископа, при этом параллельно сохранялись должности администраторов армяно-католич. приходов Подолии и Закавказья, подчинявшихся архиепископу Могилёвскому. В связи с Польским восстанием 1863-1864 гг. правительство предприняло усилия по замещению польского языка, использовавшегося в католич. проповедях и ином внелитургическом служении, рус. языком. 25 дек. 1869 г. имп. Александр II (1855-1881) распорядился употреблять рус. язык наряду с латынью в католич. храмах. Монастырь бернардинцев в Аглоне (ныне Латвия).

http://pravenc.ru/text/2563904.html

Созданная в 2012 г. международная православная община в г. Куала-Лумпур принята в юрисдикцию РПЦ. Архипастырское окормление поручено епископу Солнечногорскому. Помимо богослужений в Куала-Лумпуре и др. городах М. православные священники регулярно совершают заупокойные службы по рус. морякам крейсера «Жемчуг», погибшим в окт. 1914 г. в результате торпедной атаки герм. военного корабля «Эмден» и погребенным на христианском кладбище г. Джорджтаун (о-в Пинанг), а также на о-ве Джереджак. Нехалкидонские восточные Церкви Действуют 6 приходов Православной Сирийской Церкви в Малайзии (Orthodox Syrian Church in Malaysia), относящихся к Малабарской епархии Маланкарской Церкви . Большинство верующих - выходцы из Юж. Индии и их потомки. В 2008 г. в Малакке создан приход Коптской Церкви (Coptic Church in Malaysia) при храме Девы Марии и св. Марка в составе епархии Сиднея и окрестностей. Римско-католическая Церковь Католический собор еп. Иоанна в Куала-Лумпур. 1962 г. Католический собор еп. Иоанна в Куала-Лумпур. 1962 г. В М. насчитывает 3 архиепископства-митрополии, в подчинении которых находятся 6 епископств-суффраганов: архиеп-ство Куала-Лумпур (еп-ства Мелака-Джохор и Пинанг), архиеп-ство Кучинг (еп-ства Мири и Сибу) и архиеп-ство Кота-Кинабалу (еп-ства Кенингау и Сандакан). По данным на 2013 г., число католиков составило свыше 1 млн чел. в 178 приходах, в к-рых служат 263 священника. Офиц. дипломатические отношения с Папским престолом были установлены в 2011 г. по результатам встречи малайзийского премьер-министра Н. Разака, архиеп. Куала-Лумпура М. Н. Кс. Пакиама и папы Римского Бенедикта XVI в Риме. Протестантские церкви, деноминации и секты Лютеранская церковь в Куала-Лумпур. XX в. Лютеранская церковь в Куала-Лумпур. XX в. (Статистическая информация о церквах, входящих в состав Совета Церквей Малайзии, представлена по данным этой орг-ции на дек. 2015 г., в др. случаях - на нач. XXI в., если не оговорено отдельно.) Англиканская Церковь Англиканская Церковь в М., действующая с 1809 г., образует 3 диоцеза - Западной Малайзии (105 общин, 60 пасторов, 23,6 тыс.

http://pravenc.ru/text/2561696.html

Но удалось исключить эти слова в печатном манифесте. Для обеспечения себя от разных странностей надобно было поспешить коронациею, и выезд императрицы для этого в Москву назначен был на 1 сентября. Распоряжения по торжеству коронации были поручены князю Никите Юрьевичу Трубецкому. Князь Никита должен был устроить для императрицы помещение в Кремле и по этому случаю писал к заведовавшему Кабинетом Олсуфьеву: «Я, всячески рассматривая положение покоев в Кремле, в которых ныне резидовать изволит всемилостивейшая государыня, не нахожу места, где б можно было быть церкви, а зная же великое благоволение ее и. в-ства к Богу, рассуждая, что без церкви, дабы она вблизости была, обойтиться нельзя, нашел средства тому помочь, то есть чтоб с церковию Сретенского собора, которая в самой близости от апартаментов ее в-ства состоит и церковь изрядная, сделать из покоев ее в-ства покрытую и с окончинами деревянную коммуникацию, и как очень церковь холодная, то из находящейся около нее паперти теплые покои». Это распоряжение было одобрено Екатериною. Приготовление короны было поручено И. И. Бецкому. По этому случаю кн. Дашкова рассказывает любопытное происшествие, из которого ясно видно, как событие 28 июня кружило головы. На четвертый день после переворота, когда императрица находилась вдвоем с Дашковою, Бецкий испрашивает позволения войти, входит, бросается на колена и начинает умолять императрицу признаться, чьему влиянию она приписывает свое воцарение. «Я обязана своим воцарением, – отвечает Екатерина, – Богу и избранию моих подданных». «В таком случае, – говорит отчаянным тоном Бецкий, – я не имею более права носить этот знак отличия» – и при этих словах начинает снимать с себя Александровскую ленту. Екатерина спрашивает его, что это значит. «Я самый несчастный человек, – отвечает Бецкий, – потому что в. в. не признаете во мне единственного виновника своего воцарения! Разве не я настроил к этому умы гвардейцев? Разве не я бросал деньги в народ?» Императрица и Дашкова обе пришли в беспокойство, подумавши, что Бецкий сошел с ума; но Екатерина скоро нашла средство успокоить Бецкого.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

населения. Наибольшего успеха в евангелизации проповедники достигли в обл. Ордос. В 1883 г. из викариата М., переименованного в викариат Центральной М., были выделены 2 новых викариата: Юго-Западной М. и Восточной М. В нач. ХХ в. католицизм был распространен в среде монг. аристократии, проживавшей во Внутренней М.; мн. представители знати (в т. ч. Чингисиды) имели католич. образование. В 1922 г. викариат Юго-Западной М. был разделен на викариаты Хух-Хото и Нинся, в 1922 г. викариат Центральной М.- на викариат Чахар (с 1924 - Чунли-Сиваньцзы) и миссию «sui iuris» в Урге, которая стала 1-й структурой Римско-католической Церкви на территории совр. М. В 20-х гг. XX в. в связи с культурной революцией на территории совр. М. данная миссия фактически прекратила существование: схётистам, которым было поручено управление миссией в Урге, въезд в М. был запрещен. Во Внутренней М., несмотря на гонения 30-40-х гг. XX в., структуры католич. Церкви сохранились. В 1946 г. статус еп-ства Суйюань (Хух-Хото) был повышен до архиеп-ства, в подчинение которому были переданы 3 еп-ства: Нинся, Сиваньцзы и Цзинин. С падением социалистического режима и либерализацией общественной жизни в 1-й пол. 90-х гг. XX в. в М. вернулись католич. миссионеры. В 1992 г. в страну прибыли 3 проповедника из конгрегации Непорочного Сердца Марии во главе с филиппинцем Венсеслао Сельгой Падильей. В 1996 г. в Улан-Баторе была построена первая на территории М. католич. церковь св. апостолов Петра и Павла. В 1997 г. в М. была направлена 2-я католич. миссия. 5 июня 2000 г. папа Римский Иоанн Павел II встретился с Н. Багабанди, президентом М., для обсуждения будущего католич. Церкви в стране. В 2002 г. миссия «sui iuris» в М. (формально существовавшая с 1922) была преобразована в апостолическую префектуру Улан-Батор. Префектом был назначен Падилья, в 2003 г. ставший титулярным епископом Тарроса. В наст. время помимо представителей конгрегации Непорочного Сердца Марии в М. работают миссионеры из др. католич. орг-ций («Сестры Святого Павла Шартрского», «Миссионеры Милосердия», «Fidei Donum» и проч.), гл.

http://pravenc.ru/text/2564110.html

Кафедральный собор св. Стефана. Фотография. Кон. ХХ в. Кафедральный собор св. Стефана. Фотография. Кон. ХХ в. В эпоху крестовых походов через В. трижды (1096, 1147 и 1190) проходили рыцари и пилигримы, направлявшиеся в Св. землю. В 1155 г. в В. были призваны шотл. монахи, основавшие неск. мон-рей. Впосл. шотл. монахи стали опорой династии Габсбургов, помогая им как в духовной сфере, так и в финансовой, безвозмездно предоставляя большие суммы на военные нужды в годы войн с Яношем Запойяи и с Османской империей. Помимо шотландцев в В. появились цистерцианцы и премонстранты , основавшие муж. и жен. мон-ри, в XIII в.- иоанниты (см. ст. Мальтийский орден ) и францисканцы , а в нач. XIV в.- доминиканцы и августинцы . На рубеже XIII-XIV вв. помимо уже существовавших 3 приходов: ц. св. Стефана, ц. св. Михаила и Шотландской ц. в В. появилось еще 14 новых в самом городе и 12 вне его стен. При Альбрехте V (1404-1439) начались гуситские войны, к-рые затронули и Австрию, а в 1420-1421 гг. в В. произошли крупнейшие в Европе евр. погромы, после к-рых город покинули евр. купцы. В течение всего XV в. В. переходила из рук в руки, пока власть над ней не установил венг. кор. Матьяш Хуньяди (1485). После его смерти все австр. владения перешли к Максимилиану I Габсбургу (1490). В 1469 г. В. стала еп-ством и вместе с др. новообразованным еп-ством Винер-Нойштадт выделилась из еп-ства Пассау. Однако еще в течение 10 лет Венское еп-ство существовало только формально, т. к. еп. Пассау Ульрих III отказался признать решение папы Павла II . Лишь после смерти еп. Ульриха III было признано существование Венского еп-ства (1480), хотя и позднее оно сталкивалось с враждебностью со стороны епископов Пассау. Венское епископство В нач. XVI в. в состав Венского еп-ства входили 3 города и 14 соседних приходов. Первым епископом В. стал Леопольд, граф Шпаур. За ним кафедру занял Георг Слаткония (1513-1522). В его задачи входило превращение В. в епископскую резиденцию, установление связей с Римом и восстановление отношений с еп-ством Пассау, а главное - необходимо было противодействовать распространявшемуся в Австрии протестантизму.

http://pravenc.ru/text/150177.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010