Католицизм Католическая церковь Взятия Пресв. Девы Марии в Небесную славу в Орхее. 1915 г. Католическая церковь Взятия Пресв. Девы Марии в Небесную славу в Орхее. 1915 г. Часовня над захоронением И. К. Охановича на римско-католич. кладбище в Кишинёве. 1922 г. Часовня над захоронением И. К. Охановича на римско-католич. кладбище в Кишинёве. 1922 г. В 1370 г. было основано 1-е на территории Молдавского княжества католич. еп-ство в Сирете (после 1434 лишь титулярная кафедра). В 1418-1523 гг. католич. еп-ство существовало в Байе. В 1607 г. было образовано еп-ство Бакэу (до 1818). К 1623 г. относится 1-е упоминание о католиках в Пруто-Днестровском междуречье, на территории, находившейся под османской администрацией. До 1812 г. католики на данной территории находились в юрисдикции еп-ства Бакэу, затем были переведены в юрисдикцию Могилёвского католического архиепископства , с 1814 г.- Каменецкого еп-ства, а с 1848 г.- Херсонского еп-ства. Кафедра последнего была переведена в 1852 г. в Тирасполь, а в 1856 г.- в Саратов. Рост числа католиков в Бессарабии был следствием польск. миграции после окончательного раздела Польши по Венскому договору 1815 г., а также результатом колонизации юга (часть колонистов составляли нем. католики). Во 2-й пол. XIX в. в Бессарабии было зарегистрировано 5 приходов (Бельцы, Кишинёв, Красна, Измаил и Хотин). В 1921 г. папа Бенедикт XV перевел бессарабские приходы из Тираспольского еп-ства в Ясское. В межвоенный период количество католических приходов выросло до 9 (8 священников, 6 церквей и 8 часовен). К нач. 40-х гг. XX в. насчитывалось 10 католич. приходов (12 325 прихожан: 7,5 тыс. поляков, 4275 немцев, 550 армян). В период второй мировой войны были разрушены католич. храмы в Бельцах (после войны община получила армяно-григорианский храм), в с. Рашков Каменского р-на и в с. Стырча (ныне Глодянского р-на). В 1946 г. католич. приходы Бессарабии были переведены в юрисдикцию Рижского еп-ства. На 1947 г. в республике насчитывалось 3 тыс. католиков, были зарегистрированы 4 католических храма: в Кишинёве, Бендерах, Бельцах и Сороках.

http://pravenc.ru/text/2564036.html

Католический кафедральный собор Св. Семейства в Найроби. XX в. Большинство верующих в К.- христиане, ок. 77-80% населения. Из них 44-47% принадлежат к различным протестант. деноминациям, ок. 33% являются католиками, ок. 1% - православными. Второй по численности религией является ислам (ок. 10% населения). Приверженцы традиц. африкан. верований с трудом поддаются точному подсчету и в разных источниках они составляют от 4 до 8%, в их число попадают и те, кто исповедуют двоеверие, т. е. придерживаются сочетания традиц. племенных культов и входят в различные христ. орг-ции. Проч. религии (индуизм, буддизм, иудаизм и др.) охватывают ок. 1,7% населения. Новые религ. движения представлены бахаизмом (см. Бахаи религия ) - ок. 0,3%. Не принадлежат ни к одной из религий или являются атеистами ок. 2% населения. Православие На территории К. правосл. общины входят в юрисдикцию Кенийской митрополии Александрийской Православной Церкви (см. Кенийская митрополия ). Нехалкидонские восточные Церкви Коптская Церковь начала миссионерскую деятельность в стране в 1976 г. В наст. время насчитывается 29 общин, ок. 3 тыс. верующих. Католич. ц. блж. Августина в Найроби. XX в. в К. насчитывает 20 еп-ств, объединенных в 4 архиеп-ства: Найроби (еп-ства-суффраганы Керичо, Китуи, Мачакос, Накуру, Нгонг), Кисуму (еп-ства-суффраганы Бунгома, Элдорет, Хома-Бей, Какамега, Кисии, Китале, Лодвар), Ньери (еп-ства-суффраганы Эмбу, Маралал, Марсабит, Меру, Муранга, Ньяхуруру), Момбаса (еп-ства-суффраганы Гарисса, Малинди). В К. учреждены апостольское вик-ство Исиоло и военный ординариат. На территории К. неск. католич. монашеских орденов ведут активную благотворительную, социальную и миссионерскую работу. Развита сеть образовательных (начальных, средних и высших) учреждений: открыты 4 католич. семинарии и Католический ун-т Вост. Африки. Верховным органом Церкви в стране является Конференция католических епископов, ее исполнительным органом - Католический секретариат Кении (создан в 1961). Общее число католиков ок. 12,7 млн чел.

http://pravenc.ru/text/1684185.html

Католич. духовенство Минского еп-ства, в основном польское, активно поддержало польские восстания (1830-1831 и 1863-1864). После 1-го польского восстания из 35 мон-рей Минского епископства 12 были закрыты за оказание помощи мятежникам. У 10 обителей конфисковали земельные и другие владения, что создало условия для их последующего расформирования. С кон. 1839 до 1852 г. Минская кафедра оставалась вакантной. В 1842 г. из Могилёва в Минск была перенесена т. н. митрополичья ДС, насчитывавшая 40 учеников; она действовала в Минске до перевода в С.-Петербург в 1879 г. Занимавший с 1853 г. Минскую кафедру еп. Адам Войткевич после 2-го польск. восстания осудил репрессии российских властей против мятежников и поддержавшего их католич. духовенства, что стало причиной его конфликта с генерал-губернатором Северо-Западного края А. Л. Потаповым. В июне 1866 г. генерал-губернатор Северо-Западного края К. П. Кауфман подготовил проект упразднения католич. Минского еп-ства. К этому времени в диоцезе действовали 9 деканатов, 55 приходских и 24 филиальных церкви, 141 часовня, 9 мужских и 4 женских мон-ря. По указу имп. Александра II от 27 июля 1869 г. католический Минский диоцез прекратил существование и вошел в состав католич. Виленского еп-ства, тогда же Войткевич покинул Минск и переехал в Вильну, где вскоре умер. Все католические обители в 1866-1873 гг. были упразднены, последним закрыт в 1873 г. мон-рь доминиканцев в Несвиже. В 1869-1880 гг. бывш. Минским еп-ством руководили администратор Виленского еп-ства Петр Жилинский и апостольские визитаторы для деканатов бывш. Минского диоцеза Фердинанд Сенчковский и Ян Юргелевич. В 1882 г. кард. Мариано Рамполла (гос. секретарь Папского престола в 1887-1903) обвинил Жилинского в самовольном управлении Минским диоцезом. Данный факт свидетельствует о том, что папа Римский не признавал упразднения католического Минского еп-ства. После подписания в 1882 г. конкордата Папского престола с Российской империей бывш. Минское еп-ство перешло под управление апостольского администратора, им стал Антоний Фиалковский, «архиепископ-митрополит Могилёвский всех в Российской империи римско-католических церквей» (1872-1883), имевший резиденцию в С.-Петербурге.

http://pravenc.ru/text/2563296.html

В аттестатах других кадетов означено: гистория: в универзальной дошел до новой истории; география: окончил пять карт европейских специальных: португальскую, гишпанскую, французскую, британскую и италианскую; танцование: танцует балет. Или: французский язык: учит вокабулы и разговор; из арифметики: в делении долей; в гистории: в универсальной дошел до Карола Магнуса. Аттестат кадета Магнуса Фока, дававший право на поступление к гражданским делам: 1) французский язык: переводит с немецкого на французский екстемпоре; 2) латинский язык: с немецкого на латинский компонует екстемпоре; 3) философия: юс натуры, институционес юстинианес, пандектум и юс феудале; в философии Гейнеции элемента, юс секундум ординем пандекторум до 41 книги дошел; 4) российский язык: с русского на немецкий експонирует. Все аттестаты 1739 года. (Архив Мин. юст., д. Сената по Кабинету, 15/1092) 12) Письмо А. И. Румянцева к императрице Анне от 20 августа 1735 года: «Всемилостивейшая государыня императрица. Я, бедный, всенижайший и последний вашего и. в-ства раб, сего августа 15 дня получил вашего и. в-ства высочайший и всемилостивейший указ из прав. Сената, что в. и. в-ство пожаловали меня, винного пред в. и. в-ством и всякой казни достойного всенижайшего своего последнего раба, прежним моим чином генерал-лейтенантом и кавалером орьдина св. Александра. И всемилостиво ж повелела мне быть губернатором в Астрахани. И получа оный в. и. в-ства всемилостивейший и высочайший указ и усмотря в нем в. и. в-ства высокопоказанную ко мне, бедному и уже всякой надежды отчаянному и не имущему ниоткуда помощи, высокую императорскую и матерную милость и приняв шпагу и кавалерию, со всею моею бедною и всенижайшею фамилиею в церкви Божией ко всевышнему творцу со слезами моими о вашем императорском и дражайшем здравии моление принес и в. и. в-ству чрез сие мое слезное и всенижайшее доношение за показанные высокие и неизреченные ко мне, бедному и последнему своему рабу, милости, повергая себя пред ногами в. и. в-ства, должное рабское и всенижайшее благодарение приношу».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Относительное спокойствие кон. XVI - 1-й пол. XVII в. способствовало улучшению экономической ситуации в княжестве. В ходе Тридцатилетней войны З. занимал нейтральную позицию, что позволило избежать вторжений в пределы княжества. Архиеп. Парис Лодрон в 1648 г. получил сохраняющийся поныне титул «primas Germaniae» (первый [епископ] Германии), принадлежавший до этого архиепископам Магдебурга (согласно условиям Вестфальского мира 1648 г., князь-архиепископ Магдебурга лишался светской власти, архиеп-ство как герцогство Магдебург присоединялось к курфюршеству Бранденбург). В нач. XVIII в. увеличилось количество протестантов, проживавших в княжестве, создавались протестант. объединения. В 1731 г. Зальцбургский архиеп. Леопольд Антон, мечтавший о восстановлении былого могущества католич. Церкви в З. и обеспокоенный сложившейся ситуацией, издал указ, согласно которому протестанты в течение 3 месяцев должны были принять католичество или покинуть княжество. Более 20 тыс. жителей были вынуждены уехать из З. Ударом для католич. Церкви в Австрии в целом и для Зальцбургского архиеп-ства в частности стала религ. реформа имп. Иосифа II (1765-1790). Сообразуясь с принципами «просвещенного абсолютизма», император провел секуляризацию церковных имуществ и реформу церковной организации в Австрийской империи (см. также ст. Иозефинизм ). В 1786 г. архиепископ З. был лишен владений в Штирии и Каринтии, которые передавались еп-ствам Зеккау, Леобен, Гурк и Лафант. Эти епископства утратили статус «частных», однако З. сохранил права митрополии по отношению к ним. Церковным учреждениям был нанесен урон, от которого они оправились лишь к сер. XIX в. При имп. Наполеоне I Бонапарте церковное княжество З. было секуляризировано (1803) и превращено в курфюршество Фердинанда III Тосканского (брата имп. Франца II). Архиепископ был лишен светской власти (титул князя-архиепископа сохранялся до 1951), но границы архиеп-ства до 1818 г. оставались неизменными. По решению Венского конгресса 1816 г. земля З. вошла в состав Австрии. В 1812-1822 гг. Зальцбургское архиеп-ство управлялось администраторами (Л. М. фон Фирмиам (1816-1822) был назначен архиепископом, но предпочел править как администратор). Лишенные светской власти архиепископы З. в XIX - нач. XX в. занимались делами церковного управления. В это время были проведены реставрация кафедрального собора, реформа ун-та. Оформление совр. границ архиеп-ства З. произошло после упразднения еп-ства Кимзе (1818). После первой мировой войны еп-ства Тренто, Бриксен, Лафант были напрямую подчинены папе Римскому.

http://pravenc.ru/text/182541.html

Но оного ни за каковой резон почесть не можно, ибо не токмо на высочайшие указы, но и на повеления своей команды никаковых, а кольми паче язвительных представлений и возражений чинить под наитяжчайшим штрафом запрещено, да и таковой причины, чтоб вышеозначенное возражение с такою дерзостною отвагою выдумывать и действительно якобы под образом своей ревности представлять ему, митрополиту, и никому отнюдь не было и нет. Хотя он в допросе и показал, что якобы он в тех своих доношениях ко оскорблению ее и. в-ства ничего быть не уповал, все то писал по ревности и совести, чтоб не быть двоедушным, а сочинял-де он все то не для возражения на указы, но на представления других, по коим представлениям и те указы последовали, что-де разумеется на представления комиссии, и в чаянии том, что, как те представления не отвержены, так-де и оное его представление отвержено не будет и по крайней мере за то не воспоследует оскорбления ее и. в-ства, но понеже оное вошло во оскорбление ее и. в-ства, того ради, всепокорнейше и всеподданнейше припадая к ногам ее и. в-ства, просит прощения и помилования. Но оное его, митрополита, показание не истинное, ибо, по показанию находившегося при нем для письма канцеляриста Жукова, копии с обоих доношений в Синод были отправлены в Москву к двум знатным персонам. В 1743 году ему сделан был от Синода письменный выговор за то, что в доношении своем в Синод весьма противные и уразительные термины написать дерзнул. Выговор сделан был с таким подтверждением, что если он в подобное тому противление и презорство паки вступать будет, то не точию сана архиерейского, но и клобука лишится, того ради приговорили: оного митрополита Арсения, яко уже и прежде в немалых преступлениях, а ныне и наипаче в тяжком и оскорбительном, также архиерейской и генеральной присяги и всех государственных узаконений преступничестве оказавшегося, за те его тяжкие вины и за оскорбление ее и. в-ства в силу апостольского 84-го правила архиерейства, а по его на означенном в 743 году чинимом ему выговоре подписке и клобука лишить, и послать в отдаленный монастырь под крепкое смотрение, и бумаги и чернил ему не давать».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

При архиеп. Либентии II (1030-1032) в Г. был учрежден соборный капитул, построен госпиталь и приняты меры для ухода за больными и призрения бедных. При преемнике архиеп. Германа (1032-1035) архиеп. Бецелине Алебранде (1035-1043) в Бремене началась перестройка собора св. Петра и построен архиепископский дворец; центр архиеп-ства был перенесен в Г. Наиболее известным архиепископом Г.-Бремена был Адальберт (1043-1072). С первых лет правления «он обратил все [свои] надежды на помощь [императорского] двора» (Ibid. P. 147). В период между 1043 и 1056 гг. он был участником всех съездов и соборов, устраивавшихся имп. Генрихом III , и сопровождал императора во всех военных походах. В отличие от мн. герм. церковных иерархов в борьбе за инвеституру он поддерживал императоров. С отстранением Адальберта нем. князьями на съезде в Трибуре (1066) от дел влияние архиеп-ства резко снизилось. Тем не менее при Адальберте расширилась зона христианизации в Скандинавии: архиепископ назначил епископов в Исландию (Ислейв, сын Гицура, с 1056 епископ Скальхольтский) и на Оркнейские о-ва. После попытки дат. кор. Свена Эстридсена основать в Дании собственное архиеп-ство Адальберт предпринял ряд мер по созданию Гамбургского Патриархата, к-рые не имели никаких последствий. При Адальберте в христианство были обращены ободриты и основаны 3 подчиненных Бремену еп-ства в слав. землях: Ольденбург, Мекленбург и Ратцебург. Однако в результате восстания полабских славян в 1066 г. эти слав. еп-ства отпали от Церкви; дважды (в 1066 и 1072) Г. был опустошен и разрушен, после чего центром архиеп-ства вновь стал Бремен. С именами архиепископов Лиемара (1072-1101) и Гумберта (1101-1104) связана окончательная утрата архиеп-ством Г.-Бремен влияния в сев. нем. землях. Такое положение дел сохранялось и при архиепископах Фредерике (1104-1023) и Адальберте II (1123-1148). Архиепископы Лиемар и Гумберт были верными сторонниками имп. Генриха IV (1050-1106) в его противостоянии саксон. знати и в продолжавшейся борьбе за инвеституру. Архиеп. Лиемар был отстранен (1073), а затем восстановлен в сане папой Римским Григорием VII . В 1077 г. сопровождал имп. Генриха IV в Каноссу. При нем Адам Бременский написал «Историю гамбургских архиепископов».

http://pravenc.ru/text/161614.html

Во время второй мировой войны Загребский архиеп. Алоизий Степинац (1937-1960) поддержал создание НГХ и стремление хорват. католич. епископов обратить в католичество правосл. сербов, проживавших на территории этого гос-ва. Когда начались репрессии, он выступил против насилия над сербами, но это не повлияло на положение. В 1946 г. архиеп. Алоизий за сотрудничество с оккупационными властями был приговорен к 5 годам тюрьмы. Через 2 года он был освобожден и возведен в сан кардинала - это вызвало временный разрыв отношений между Белградом и Ватиканом (восстановлены в 1966 усилиями Загребского архиеп. кард. Франьо Шепера ). В 1945-1948 гг. при проведении аграрной реформы в Югославии у Загребского католич. архиеп-ства было изъято более 70% земель. В 1991 г. Загребский католич. архиеп. Франьо Кухарич поддержал движение за независимость Хорватии от СФРЮ и в том же году создал католич. епископскую конференцию Хорватии. В 1992 г. в Загребском ун-те был открыт католич. теологический фак-т. 10-11 сент. 1994 г. в честь 900-летия основания архиеп-ства впервые состоялся визит в З. папы Римского Иоанна Павла II . 2-4 окт. 1998 г., несмотря на протесты СПЦ, папа вновь посетил З. и возглавил торжества по поводу беатификации кард. Алоизия Степинаца. В июле 2002 г. в Хорватии был принят закон о реституции, по к-рому гос-во постепенно возвращает Загребскому архиеп-ству национализированное имущество. В наст. время в состав Загребского архиеп-ства входят Джяковское, Сремское, Пожегское, Вараждинское и Крижевецкое еп-ства, кафедру возглавляет кард. Йосип Бозанич (с 1989). До сер. ХХ в. особенностью богослужения во мн. храмах и мон-рях Загребского архиеп-ства являлось использование т. н. глаголического обряда - лат. обряда на церковнослав. языке с использованием древней слав. азбуки глаголицы . Обряд был неотъемлемой частью хорват. национальной культуры, но из-за начавшихся после Ватиканского II Собора литургических реформ и перевода богослужения на совр. хорват. язык к наст. времени он почти полностью вышел из употребления.

http://pravenc.ru/text/182461.html

Половина населения М. (по разным источникам, от 44 до 53%) - приверженцы традиционных племенных верований (культ предков, сил природы и др.), от 41 до 47% исповедуют христианство (приблизительно равное количество католиков и адептов различных протестантских деноминаций, включая Независимые африканские церкви (НАЦ)), ок. 7% - ислам, 0,5% являются приверженцами проч. религий (индуизм, буддизм и др.). Адепты бахаизма составляют ок. 0,1%. Не принадлежат ни к одной религии или являются атеистами ок. 0,4% населения. Характерно двоеверие, т. е. приверженность традиционным племенным культам одновременно с принадлежностью к христианству или исламу. Поэтому статистические данные о количестве христиан, особенно в сельских районах, отличаются в разных источниках. Православие Представлено Мадагаскарской митрополией в юрисдикции Александрийской Православной Церкви . По данным за 2015 г., в М. насчитывается более 30 тыс. верующих, действуют ок. 70 правосл. храмов, служат 35 священников. Католический собор в Анцирабе. XIX в. Представлена 5 архиепископствами, в состав которых входят 16 епископств-суффраганов: архиеп-ство Антананариву (еп-ства Анцирабе, Миаринариву, Цируанумандиди), архиеп-ство Анциранана (еп-ства Амбандза, Махадзанга, Пор-Берже), архиеп-ство Фианаранцуа (еп-ства Амбуситра, Фарафангана, Ихуси, Манандзари), архиеп-ство Туамасина (еп-ства Амбатундразака, Фенуариву-Ацинанана, Мураманга), архиеп-ство Тулиара (еп-ства Мурумбе, Мурундава, Тауланару). Действует Конференция католических епископов Мадагаскара. По данным на 2014 г., в стране 395 католических приходов, в которых служат 1367 священников (из них 690 монашествующих), также подвизаются 1583 монаха и 4786 монахинь. Общее количество католиков - ок. 5,3 млн чел. Протестантские церкви, деноминации и секты . (Статистические данные представлены на нач. XXI в., если не оговорено отдельно.) Самой крупной протестантской организацией в М. является межденоминационная Церковь Иисуса Христа в Мадагаскаре (ЦИХ; Fiangonan " i Jesoa Kristy eto Madagasikara), которая возникла в 1968 г.

http://pravenc.ru/text/2561206.html

И по ея и-го в-ства указу, по определении Белозерской провинциальной канцелярии, велено по силе оного указу исполнение чинить в Каргопольской канцелярии и о том к тебе, воеводе Хвостову, послать указ неукоснительно. И маеору и воеводе г-ну Хвостову учинить – по ея и-го в-ства указу (в) Белозерскую провинциальную канцелярию репортовать. Марта 6 дня 1732 году». «У подлинного указу подписано тако»: «Полковник Григорей Фустов». «Маеор Иван Свечин». «Секретарь Иван Архипов». «Подканцелярист Матфей Рогачев». «Подлинной указ подал каргополец Иван Андреев сын Попов, марта 16 дня 1732 году. На подлинном указе в помете маеора и воеводы г-на Хвостова писано тако: 1732 году, марта 16 день записать протокол и выписать провинцию выписать». II. «В Каргопольскую воеводцкаго правления канцелярию. Доношение. Сего 1732 году, марта 16 дня, по присланному ея и-го в-ства указу из Белозерской провинциальной канцелярии во оную Каргопольскую канцелярию, велено, по силе присланнаго во оную провинциальную канцелярию из государственной штатс-конторы указу, по прошениям, Каргопольскаго уезда, Челмогорского монастыря строителя монаха Иоасафа з братиею, во оный монастырь на церковные потребы по шести рублев по шестьдесят копеек на год давать по всягодно, по прошествии каждого году в Каргополь, из воеводской канцелярии, из неположенных в штат доходов. А прошлой 1731 год в даче оных денег в тот Челмогорской монастырь не отколе не имеетца и в церковных потребах имеетца не малое оскудение. Того ради каргопольской канцелярии, – всепокорно прошу, – дабы довелено было, по силе вышеписаннаго ея и-го в-ства указу, в оной монастырь на церковные потребы за прошлой 1731 год, вышеписанное число шесть рублев шестьдесят копеек мне – нижеименованному, из каргопольской канцелярии выдать. О сем доносит Челмогорскаго монастыря вкладчик Иван Андреев сын Попов. Апреля дня 1732 году. К сему доношению Челмогорскаго монастыря вкладчик, каргополец посадской житель Иван Андреев Попов руку приложил. – 1732 году апреля 20 дня записать протокол и выписать». «Копия с протоколу». «По указу ея и-го в-ства каргопольская канцелярия, слушав выписки против доношения каргопольского Челмогорского монастыря вкладчика, Ивана Андреева сына Попова, о выдаче во оную пустыню на церковные потребы жалованья на прошлой 731 год шести рублев шестидесять копеек, определила следующее оное число денег шесть рублев шестьдесят копеек выдать во оной монастырь ему – просителю Попову – из ымеющих в канцелярии показанных наличных доходов из (с)бору на 1731 г., с земель и с пустошей и сенных покосов, записав в росход с роспискою, понеже, по присланному из государьственной штатс-конторы в белозерскую провинциальную канцелярию, а изо оной канцелярии в каргопольскую концелярию указу, велено по объявленному числу денег выдавать в тот монастырь, по прошествии каждого году, за дальным от Москвы разстоянием, в Каргополь, из воеводцкой канцелярии, из неположенных в штат доходов, и о выдаче оных денег в месечных репортах объявлять».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010