В этих условиях в Н. возникла архиепископская кафедра в Нидаросе. Еще в 1104 г. Н. в церковном отношении вошла в состав новообразованного Лундского архиеп-ства. Под влиянием григорианской реформы , на фоне борьбы за инвеституру, а также усиления влияния цистерцианского ордена в Зап. Европе в Н. стали укрепляться идеи независимости Церкви от светских властей, необходимости отстаивать ее свободы, права и привилегии. Папство усиливало контроль над церковными провинциями, устанавливая непосредственный контакт с прелатами на местах. Вновь образуемые церковные провинции должны были стать проводниками папской политики. Королевская власть расценивала создание собственного архиеп-ства как дополнительное средство объединения норвеж. земель и подчинения островных владений в Сев. Атлантике. В 1152 г. папа Римский Евгений III прислал в Н. легата, англичанина по происхождению, кард. Николая Брейкспира (впосл. папа Римский Адриан IV ) с целью основания архиеп-ства в г. Нидарос. Первый архиеп. Нидаросский Хрейдар отправился за паллием в Рим, но скончался по дороге. Миссия Хрейдара была истолкована Римом как исключительно норвеж. инициатива. В Н. основание собственного архиепископства поддерживали круги, близкие к кор. Инги I Кривому, противостоявшие сторонникам Сигурда Рта и Эйстейна II. Кард. Николай Брейкспир был склонен встать на сторону последних, опасаясь чрезмерного усиления Инги. Решение об основании Нидаросского архиеп-ства было принято на вновь образованном Гос. собрании (1152) в присутствии кардинала, королей, знати, священников и представителей от бондов. В папской булле был изложен взгляд на устройство новой церковной провинции. В ее состав входили 5 норвежских и 6 островных еп-ств. Архиепископ напрямую подчинялся Римской курии, получал право поставлять суффраганов, собирать провинциальные синоды, издавать распоряжения для своей провинции. В Н. вводился сбор аннатов - «денария св. Петра» (один весовой пеннинг с хозяйства каждой семьи). Король получал право выражать свое согласие или несогласие с выбором того или иного епископа, но главное слово должно было оставаться за духовенством.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

В 1869-1905 гг. для гос. нужд в Белоруссии были изъяты 150 католич. храмов, часть из них передали православным. Это в первую очередь касалось бывш. униат. храмов, преобразованных в католич. церкви в период ликвидации унии (кон. 30-х гг. XIX в.) в случаях массового перехода униатов в лат. обряд. Католич. Минское еп-ство было восстановлено после Февральской революции 1917 г. по решению папы Римского Бенедикта XV (1914-1922); в него вошли приходы Минской губ., а приходы Могилёвской и Витебской губерний остались в составе Могилёвского архиеп-ства. 22 авг. 1917 г. Могилёвский администратор еп. Ян Цепляк назначил генеральным викарием Минского еп-ства гр. Эдуарда О " Рурка, представителя аристократической семьи ирл. происхождения, долгое время проживавшей в Польше (епископ Рижский в 1918-1920). 12 окт. 1917 г. на Минскую кафедру был поставлен Зигмунд Лозинский. 28 июля 1918 г. кард. Александр Каковский, архиеп. Варшавский (1913-1938), рукоположил его во епископа. По инициативе еп. З. Лозинского 6 янв. 1918 г. в минском католич. кафедральном соборе Св. имени Пресв. Девы Марии было совершено 1-е католич. богослужение на белорус. языке, перевод к-рого осуществил католич. свящ. Фабиан Абрантович. В 1918 г. была восстановлена диоцезальная семинария, в 1919 г. начала работу высшая ДС в Минске. В 1920 г. в условиях военных действий обе семинарии эвакуированы в Польшу. В 1918 г. в возрожденном католич. еп-стве проживали 287 тыс. католиков, насчитывалось 47 приходов, в к-рых служили 40 католич. священников. После раздела Белоруссии между Польшей и СССР, согласно Рижскому договору 1921 г., 60% территории Минского еп-ства вошло в состав СССР, в т. ч. 7 деканатов, объединявших 56 католич. храмов. На польской территории осталось 52 храма. В 1920 г. еп. З. Лозинский покинул Минск и перенес центр диоцеза в Новогрудок. Собор св. Михаила в Новогрудке стал прокафедральным. 20 мая 1923 г. в Новогрудке был восстановлен капитул католич. Минского еп-ства. Согласно папской булле от 28 окт. 1925 г., юго-зап.

http://pravenc.ru/text/2563296.html

Карл Великий всеми способами, в т. ч. и военной силой, способствовал распространению христианства среди саксов, разделив их земли между Майнцским, Кёльнским и Вюрцбургским еп-ствами (Падерборнский Собор, 777). Первоначальная миссионерская деятельность среди саксов не имела успеха, т. к. вспыхнувшее в 782 г. восстание было направлено в т. ч. и против насильственного обращения местного населения в христ. веру. В 782 г. был принят «Капитулярий по делам Саксонии» (Capitulatio de partibus Saxoniae), угрожавший смертной казнью всем, кто будет выступать против Церкви и короля, предписывавший саксам платить десятину Церкви. После крещения вождей восстания (785) св. Виллибальдом были основаны еп-ства Бремен, Ферден и Минден (787-792). К этому времени относится миссия среди саксов учеников и родственников св. Виллиброрда - Беорнрада и Виллехада , первого еп. Бременского, к-рые действовали по поручению Карла Великого. После нового восстания саксов в 792 г. король был вынужден пойти на экстренные меры - депортацию местного населения и размещение на освободившихся территориях франк. колонистов. В 797 г. на съезде князей в новой резиденции Карла Великого Ахене оформилась церковная и адм. структура новых территорий, в Вестфалии были основаны еп-ства Падерборн (799) и Мюнстер (805). В нач. IX в. в землях саксов были организованы еп-ства Оснабрюк (до 803) и Хальберштадт (803/4). При Людовике Благочестивом были учреждены еп-ства Хильдесхайм (815) и Гамбург (831/832). Первым епископом Гамбургским (с 834 архиепископ) и папским легатом в «северных странах» стал мон. из мон-ря Корвея Нового св. Ансгар . Ист.: Admonitio generalis//MGH. Capit. T. 1. Nr. 22. P. 52-62; Arbeonis episcopi Frisingensis. Vitae S. Haimhrammi et Corbiniani/Ed. B. Krusch//MGH. Script. Rer. Germ. T. 13. P. 100-232; Concilia aevi Carolini/Ed. A. Werminghoff//MGH. Conc. T. 2/1. P. 1-4; Ionas. Vitae s. Columbani abbatis discipulorumque eius libri II// Ionae Vitae s. Columbani, Vedastis, Iohannis/Ed. B. Krusch. MGH. Script. Rer. Germ. T. 37. P. 1-294; Notker Balbulus. Gesta Karoli Magni imperatoris/Ed. H. F. Haefele//MGH. Script. Rer. Germ. NS. T. 12; Ordinatio imperii//MGH. Capit. T. 1. N 136. P. 270-273; Traditiones et antiquitates Fuldenses/Ed. E. Fr. J. Dronke. Fulda, 1844; Vita Hludowici imperatoris/Ed. G. H. Pertz//MGH. SS. T. 2. P. 604-648; Vita Hrodberti episcopi Salisburensis/Ed. W. Levison//MGH. Script. Mer. T. 6. P. 140-162; Vita et miracula s. Pirminii/Ed. O. Holder-Egger//MGH. SS. T. 15/1. P. 17-31; Эйнгард. Жизнь Карла Великого/Пер.: А. П. Левандовский// Левандовский А. П. Карл Великий: Через империю к Европе. М., 1995. С. 177-206.

http://pravenc.ru/text/164803.html

В указанный период в Казанской епархии кратковременно существовали викариатства: Чёлнское (с центром в с. Набережные Челны (ныне город), в 1928-1929), Бугульминское (1928-1930), Елабужское (1929-1934), Спасское (1923-1929), Мензелинское (1923-1929), также продолжали существовать образованные до революции вик-ства Мамадышское (до 1934) и Чистопольское (до 1935). В янв. 1926 г. в целях противодействия обновленчеству съезд духовенства патриарших приходов Краснококшайского округа принял резолюцию о создании Краснококшайского вик-ства и о приглашении для управления церковными делами в Марийской автономной области еп. Афанасия (Малинина); данное решение не было реализовано из-за противодействия властей (Правосл. церк. вестник. 1926. 3. С. 8). В 1926 г. марийское духовенство организовало Краснококшайское церковное управление, ставшее основой для создания в 1929 г. Марийского вик-ства . В мае 1926 г. с резолюцией о создании Козьмодемьянского вик-ства выступил съезд духовенства в Козьмодемьянске, однако и это решение не удалось воплотить в жизнь. Обновленческий раскол в 1922-1938 гг. стал серьезным дезорганизующим фактором церковной жизни; в эти годы существовала обновленческая Казанская епархия. 23 авг. 1922 г., вскоре после ареста митр. Кирилла (Смирнова) (15 авг.), казанские обновленцы сменили состав Казанского ЕУ и объявили о том, что арестованный архиерей якобы не был противником обновленчества и даже благословил их деятельность (в своих официальных материалах раскольники писали более правдиво о том, что митр. Кирилл уволен на покой 19 июля 1922 г. постановлением Высшего церковного управления как «не соответствующий прогрессивному церковному строительству» - Живая церковь. 1922. 6/7. С. 22). К своим сторонникам они в 1922-1923 гг. причисляли также Чистопольского еп. Иоасафа (Удалова), к-рому в марте 1921 г. было поручено временное управление Казанской епархией. 6 сент. 1922 г. в Казани прошел обновленческий съезд, его участников ознакомили с уставом «Живой церкви». По данным ГПУ, в нач. 1923 г. в Казанской губ. насчитывалось 102 обновленческих прихода. 31 марта 1923 г. указом обновленческого ВЦУ в Казань из Одессы был переведен архиеп. Алексий (Баженов) , возведенный 16 апр. 1924 г. в сан «митрополита». В 1924 г. большая часть Марийской автономной обл. была выделена в обновленческую Краснококшайскую и Марийскую епархию. В 1925 г. в Казани были созданы краткосрочные пастырские курсы для подготовки священнослужителей-обновленцев.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

На медалях, выбитых в честь коронации, на лицевой стороне изображен был бюст императрицы, а на обороте: «Православие и Российское отечество, спасенные геройским духом ея и. в-ства от угрожавших им бедствий, радостно возносят украшенный дубовыми листьями щит с именем ее в-ства, на который провидение Божие императорскую корону налагает; перед ними стоит курящийся жертвенник с изображением знаков духовного, военного и гражданского чина, на который Российское отечество сыплет фимиам во изъявление всенародных молитв и усердных желаний о долгоденствии и благополучном государствовании вседражайшия их монархини и избавительницы, с подписанием: вверху: «За спасение веры и отечества», внизу: «Коронована в Москве, сентября 22 дня 1762 года " ». Великороссийский архиерей повторял о благодетельном значении события 28 июня для церкви и отечества; но к торжеству коронации приехал в Москву православный архиерей из чужого государства; он также в своей речи прославил восшествие на престол Екатерины как событие, спасительное для русской церкви, но указал для новой императрицы новые обязанности, о которых не упоминал митрополит новгородский. 29 сентября, в последний день коронационных торжеств, говорил Екатерине речь известный Георгий Кониский, епископ могилевский или белорусский. В самом начале речи Кониский не усомнился назвать себя и весь белорусский народ подданными русской императрицы: «Между подданными народами в. и. в-ства, о всерадостнейшей коронации торжествующими, приносит и белорусский народ чрез меня, подданника в. в-ства, всеподданнейшее поздравление. Знаю, как далече отстоит Богом благословенная Палестина от тесного Израилю Египта, состояние, сказую – людей, пределами российскими огражденных, от состояния людей хотя единоверных, но в польской области заключенных. Зде светильник веры, от дней Владимировых зажженный, блистает, доселе потрясен был нечаянно, но опять утвержден: у нас светильник тот свирепо, дышущие от Запада вихри на многих местах совсем превратили. Зде храмы Господни славословием имени его свободно гремят; замолкло было пение, но опять возгремело: у нас храмы Господни множайшие отняты, прочие опустошены и запечатлены, разве сов и вранов гнездящихся гласы издают.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

На синоде в Равенне в апр. 967 г. папа Иоанн XIII вновь подтвердил согласие Папского престола на создание Магдебургского архиеп-ства, но лишь в окт. 968 г., после кончины еп. Бернхарда Хальберштадтского и архиеп. Вильгельма Майнцского, новое архиепископство получило офиц. оформление. Первым архиепископом Магдебургским был поставлен Адальберт, возглавлявший ранее неудачную миссию в Киев. На том же синоде в Равенне при участии О. и папы Римского Иоанна XIII были учреждены 3 новых еп-ства на востоке герм. земель - в Майсене, Мерзебурге и Цайце, подчиненные вместе с Бранденбургом и Хафельбергом архиепископу Магдебургскому. О. инициировал или поддержал ряд изменений в административно-территориальном устройстве Церкви в различных регионах Италии. В 966 г. папа Иоанн XIII присвоил епископской кафедре Капуи статус архиепископской. В 969 г. в ранг архиеп-ства было возведено еп-ство Беневенто. В 967 г. на Соборе в Риме по просьбе послов из Венеции император подтвердил права и привилегии патриарха Градо, соперничавшего с патриархом Аквилеи за права митрополита для церковной области Венето. В 969 г. на Соборе в Милане территория разоренного арабами еп-ства Альба была присоединена к диоцезу Асти. Благодаря политике О. существенно расширилась сфера влияния Римской Церкви на слав. землях и в Скандинавии, велась миссионерская работа. С 963 г. христ. миссии отправлялись на польск. земли. Ок. 965 г. принял крещение дат. кор. Харальд I Синезубый. 14 апр. 966 г. был крещен польск. кн. Мешко I. В 968 г. папа Иоанн XIII учредил 1-ю польскую епископскую кафедру в Познани, подчиненную Магдебургскому архиеп-ству. С 60-х гг. X в. чеш. кн. Болеслав I (935-967 или 972) обсуждал с папой Римским Иоанном XIII возможность создания 1-го чеш. епископства. При сыне Болеслава I - Болеславе II - с согласия О. и Регенсбургского еп. Вольфганга (972-994), к чьей юрисдикции до тех пор относилась Чехия, было основано Пражское еп-ство (973). В его состав вошли Богемия и Моравия, а также Силезия, М. Польша и червенские земли.

http://pravenc.ru/text/2581739.html

28 апр. (9 мая н. с.) 1798 г. император подписал указ, согласно к-рому Римско-католическая Церковь в Российской империи должна была состоять из 5 еп-ств (Виленского, Минского, Луцкого, Каменецкого и Самогитского) и М. к. а. Во главе Виленского еп-ства был поставлен Ян Коссаковский, Минского - Якуб Дедерко, Луцкого - Каспер Казимир Цецишовский, Каменецкого - Ян Дембовский, во главе Самогитского еп-ства остался Я. С. Гедройц (с 1778). Могилёвскую кафедру, как и раньше, занимал архиеп. С. Богуш-Сестренцевич (НИАБ. Ф. 3219. Оп. 1. Д. 771. Дело об объявлении указа Сената об учреждении 6 римско-католич. епархий. Л. 1-1 об.). Тем же указом предусматривалось наличие в каждой католич. епархии вспомогательного епископа (епископа-суффрагана), а в Могилёвском архиепископстве - 3 вспомогательных епископов для викариатов (т. н. суффраганатов) Могилёвского, Киевского и Полоцкого (о вспомогательных епископах подробнее см.: Пономарёв. 2000. Вып. 6; Попов, Ганчар. 2012. С. 99-110). В каждом еп-стве должна была действовать консистория во главе с оффициалом (см.: Попов, Ганчар. 2012. С. 111-117). После ряда консультаций, проведенных с участием нунция в С.-Петербурге, Литта был вынужден подтвердить проведенные императором преобразования (серия декретов от 7-11 авг. 1798, регламентировавших деятельность новых католических структур в Российской империи, опубл. иезуитами в виде отдельной книги - Litta. 1798). Декретом «Ad majorem fidei Catholicae exaltatione» от 7 авг. 1798 г. подтверждалось подчинение Могилёвской архиепископской кафедре Луцкого, Виленского и Самогитского католических еп-ств, выделенных из церковной пров. Гнезно , и Каменецкого еп-ства, выделенного из Львовского архиеп-ства, основывалось Минское католич. еп-ство (подробнее о нем см. ст. Минско-Могилёвское католическое архиепископство ). Декретом «Apostolica et pastoralis sollicitudine» также от 7 авг. 1798 г. архиепископу-митрополиту помимо Могилёва дозволялось иметь резиденцию в Киеве. Резиденцией епископа Луцкого, а также местом постоянного пребывания епархиальной семинарии и капитула Луцкого епископства провозглашался Житомир. Папа Пий VI буллой «Maximis undique pressi calamitatibus» от 17 нояб. 1798 г. утвердил декреты своего нунция.

http://pravenc.ru/text/2563904.html

Как же это случилось, какие это были козаки? 29 февраля Георгий Конисский писал Екатерине: «Народ здешнего Польского государства, веру греко-российскую содержащий, получив ныне действительное покровительство, премудрым промыслом, ревностным тщанием и беспримерною щедротою в. и. в-ства совершенное, приносит в. в-ству чрез меня, подданника вашего, всеусерднейшее и всепреданнейшее благодарение. Он в нынешней, состояния своего чрез полтора века желанной но никогда не чаянной перемене не инако себя почитает, как себя почитал древний Израиль, свободившися от египетской тесноты, как христианство первое, отдохнувши после гонения языческого, как старая Россия, невозбранно служити Богу начавши по своем просвещении; затем молит он Бога со слезами, не от тесноты уже духа, но от избытка в нем радости проливающимися, дабы в. и. в-ство дело Моисеево, дело Константина и Елены, дело Владимира и Ольги, совершавшую в здравии присноцветущем, в мире и всех в. в-ства богоугодных и христианству преполезных намерений преспеянии долголетну сохранил так ко утверждению сего, что совершилося, яко и ко избавлению тех, которые и зде еще, и по другим местам, ослабы не получивши, к в. и. в-ству на сие от Бога посланной, со стенанием очи возводят. Притом прошу всеподданнейше высочайшим в. в-ства указом повелеть кому надлежит, дабы, заимствуя от исполнения ревности и усердия в. в-ства по мере святой, чинено было надлежащее старательство во исполнение всего того, что ныне трактатом в пользу защищенных постановлено, и в особенности чтоб не слабо защищены были тые, которые до подписания на сейме трактата учинили уже переход из униатского или римского исповедания в нашу веру по-прежнему». Сильное религиозное движение обнаружилось в Украйне с тех пор, как был поднят знаменитый диссидентский вопрос. В то время как в других русских областях, принадлежавших Речи Посполитой, униженная православная шляхта, лишенная всяких средств представительства, сама пахала землю, а горожане и крестьяне, загнанные, привыкшие сносить всякого рода притеснения, ждали избавления от сильной руки монархии всероссийской, распоряжавшейся через своего князя – посла в Варшаве, на Украйне по самому характеру страны и народонаселения православие не могло сохранять такого страдательного положения, особенно когда явился человек, около которого можно было сосредоточиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

населения. Указом от 17 янв. 1782 г. имп. Екатерина II самовольно учредила Могилёвское архиеп-ство для окормления всех католиков империи. 19 дек. 1783 г. новая католич. структура была утверждена папой Римским Пием VI (1775-1799) (подробнее см. ст. Могилёвское католическое архиепископство ). 22 июня 1798 г. титулярный архиепископ Фив Лоренцо Литта, апостольский нунций в Польше (1793-1797) и в России (1797-1799), представил проект реорганизации католич. структур лат. и вост. обрядов в Российской империи. Папским декретом от 9 авг. 1798 г. в составе католич. Могилёвского архиеп-ства было образовано католич. Минское еп-ство. В него вошли 60 приходов из Виленского еп-ства (в основном в центральной части совр. Белоруссии), 35 приходов бывш. Луцко-Брестского еп-ства, расположенных на юго-западе совр. Белоруссии и объединенных в Пинский и Мозырский деканаты (Луцко-Брестское еп-ство было преобразовано в Луцко-Житомирское еп-ство с центром в Житомире). Бывшая иезуитская ц. Св. имени Пресв. Девы Марии в Минске была определена под кафедральный собор; кафедральный капитул разместился в здании иезуитской коллегии. Резиденцией католич. епископа стал бывш. мон-рь ордена доминиканцев; там же была организована католич. ДС. Первым католич. епископом Минским стал иезуит Якуб Игнатий Дедерко, выходец из волынской шляхты, бывш. глава иезуитской коллегии в мест. Олыка Волынской губ. При нем в 1798-1803 гг. был перестроен кафедральный собор; по указанию епископа туда перенесли мощи св. Фелициана , ставшего покровителем католич. Минского еп-ства. За провозглашение 19 июля 1812 г. акта Минской конфедерации о признании объявленного имп. Наполеоном I Бонапартом восстановления Речи Посполитой, а также за иные проявления нелояльности по отношению к российским властям 16 мая 1816 г. Дедерко был смещен с кафедры и выслан в Олыку; там вплоть до своей смерти в 1829 г. он жил при иезуитской коллегии. К 1803 г. в католическом Минском еп-стве проживали ок. 130 тыс. католиков, их окормляли 88 священников; в диоцезе насчитывалось 74 приходские церкви, 13 филиальных, 77 монастырских храмов, 20 часовен.

http://pravenc.ru/text/2563296.html

Тимишоарская епархия Сербской Православной Церкви окормляет правосл. сербов, проживающих на территории Р.: в 2011 г. в Р. насчитывалось 18 тыс. сербов, 94,8% из к-рых назвали себя православными. Епархия состоит из 3 наместничеств: Арадского, Соколовацкого и Темишварского. Старообрядцы в Р. представлены Древлеправославной старообрядческой церковью Румынии, имеющей 4 епархии на территории Р. (Белокриницкая, Славская, Буковины и Молдовы, Тульчинская) и 3 епархии за рубежом, а также общиной беспоповцев, к-рых окормляет Тульчинская епархия Русской Древлеправославной церкви. В 2011 г. в Р. насчитывалось свыше 32,5 тыс. старообрядцев, из которых 53% - рус. липоване, 42% - румыны. Нехалкидонские Восточные Церкви представлены Армянской Апостольской Церковью Румынии (Румынской архиепископией Армянской Апостольской Церкви), к-рая окормляет 10 приходов. Римско-католическая Церковь представлена структурами латинского и византийского (Румынская греко-католическая Церковь) обрядов. По данным переписи 2011 г., общее число католиков в Р. составляло 1,021 млн чел. Католики лат. обряда объединены в 2 архиеп-ства и 4 еп-ства: архиеп-ство Алба-Юлии имеет прямое подчинение Папскому престолу; в состав Бухарестской митрополии входят архиеп-ство Бухареста и 4 суффраганных еп-ства (Ясс, Оради, Сату-Маре, Тимишоары). К кон. 2019 г. католиков лат. обряда насчитывалось свыше 900 тыс. чел., их окормляли 1155 пресвитеров, Церкви принадлежали 672 прихода. Румынская греко-католическая Церковь представлена митрополией Фэгэраша и Алба-Юлии, в ее состав входят архиеп-ство Фэгараша и Алба-Юлии и суффраганные еп-ства (Клужа-Герлы, Лугожа, Марамуреша, Оради-Маре и еп-ство свт. Василия Великого для Бухареста и Валахии), а также зарубежной епархией. В 2019 г. паству Румынской греко-католической Церкви составляли свыше 503 тыс. чел., их окормляли 736 священников, Церкви принадлежали 1356 приходов. Также в юрисдикции Римско-католической Церкви действует Армянский ординариат Румынии (лат. Ordinariatus Romaniae Armenorum, кафедра в г. Герла), учрежденный 5 июня 1930 г. для католиков арм. обряда Р. По данным на кон. 2019 г., в Р. действовало 4 арм. католических прихода, прихожан насчитывалось 501 чел. Протестантские церкви, деноминации и секты.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010