Восточные католические Церкви в И. представлены 2 общинами Сирийской католической Церкви (ок. 1 тыс. чел.), а также Украинской греко-католической Церковью (1 община в Дублине). Протестантские церкви, деноминации и секты Англиканская Церковь Ирландии (Church of Ireland), к к-рой принадлежит большинство протестантов в стране, представлена провинциями Арма и Дублин. В состав церковной пров. Дублин входят объединенные епископства Дублин и Глендалох (кафедра в г. Дублин), Кашел и Оссори (кафедра в г. Килкенни), Корк, Клойн и Росс (кафедра в г. Корк), Лимерик, Киллало и Ардферт (кафедра в г. Лимерик), Мит и Килдэр (кафедра в г. Трим). Церковная пров. Арма включает объединенные епископства Туам, Киллала и Аконри (кафедра в г. Туам) и Килмор, Элфин и Арда (кафедры в Слайго и Каване), территории к-рых находятся в И., а также диоцезы Арма, Клоэр (кафедра в г. Эннискиллен) и Дерри и Рафо, юрисдикция к-рых частично распространяется также на территорию Сев. Ирландии (в Сев. Ирландии находятся 2 еп-ства - Коннор и Даун и Дромор). Церковь Ирландии является членом Англиканского содружества . Общее количество англикан в И.- ок. 126 тыс. чел. Лютеранство представлено Лютеранской Церковью в Ирландии. Ее приверженцами являются преимущественно потомки немцев, селившихся в И. с XVII в. Лютеранская Церковь в Ирландии поддерживает тесные связи с Евангелической Церковью Германии , является членом Всемирной лютеранской федерации . Общее количество лютеран - более 5000 чел. В И. существуют общины старокатоликов общей численностью ок. 500 чел. Кальвинизм в И. исповедуют свыше 20 тыс. чел.; наиболее значительной орг-цией является Пресвитерианская Церковь (11 пресвитерий, ок. 24 тыс. верующих в 44 общинах как в И., так и в Сев. Ирландии). В стране действуют такие орг-ции кальвинистского толка, как Свободная пресвитерианская Церковь Ольстера, Ирландская пресвитерианская Церковь неподписавшихся, Реформатская пресвитерианская Церковь Ирландии, Евангелическая пресвитерианская Церковь, Протестантская реформатская Церковь и Конгрегационалистский союз Ирландии.

http://pravenc.ru/text/674067.html

 Но антиохийские епископы не успокоились и воспользовались благоприятными обстоятельствами. Так как Ювеналий скомпрометировал себя союзом с Диоскором на разбойничьем соборе и на Халкидонском соборе подвергался опасности низложения, то он сделался уступчивым. Когда на Халкидонском соборе начались икономические рассуждения, то состоялось между антиохийским и иерусалимским епископами полюбовное соглашение, причем Ювеналий возвратил антиохийскому епископу Финикию и Аравию, а сам удовольствовался тремя Палестинами. Отцы собора с удовольствием встретили это проявление духа мира и утвердили их соглашение. Уступчивость Максима антиохийского объясняется тем, что положение его было непрочно, так как предшественник его Домн был еще жив, и могло возникнуть дело, которое повело бы к тому, что законным епископом сделался бы Домн, а Максим должен был бы ждать на покое, пока Господь не призовет к себе Домна. Так как его положение было неблагоприятно, то ему желательно было, чтобы на него смотрели, как на человека уступчивого и приятного. Но когда после Халкидонского собора Максим утвердил свое положение, а Домн монастырское уединение предпочел общественной деятельности, Максим понял, что сделал промах, что мог потребовать большего, и другие епископы были недовольны его уступчивостью. Максим хотел дать делу обратный ход, завел сношения с римской церковью, но ему не удалось подвигнуть папу. Соглашение на Халкидонском соборе было достаточно ярким, чтобы образовать пятый патриархат.  О титуле, конечно, не могло быть и речи, но, во всяком случае, сделался очевидным конец того порядка, который был установлен на первом вселенском соборе. Если от епископа Воскресения Христова зависели три Палестины, то он из епископа–суффрага–на делался сам архиепископом. Таким образом, Халкидонский собор доставил торжество иерусалимскому епископу: прибывши на собор епископом, он возвратился архиепископом или патриархом, хотя эти названия и не были легализированы.  На первых порах это доставило ему много хлопот: он должен был порвать связь с Диоскором и монофиситами, за что те обвиняли его в том, что он продал веру за патриаршество; они не желали видеть его в Иерусалиме, устроили несколько диких выходок против него, так что он должен был бежать из Иерусалима. Но он возвратился при помощи военной силы, восторжествовал и утвердился патриархом в Иерусалиме. Итак, пятый патриархат остался фактом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Критично настроенный по отношению к архиеп. Маурицию Петр Гвиллерм, библиотекарь аббатства св. Эгидия в Реймсе, автор редакции Liber Pontificalis нач. XII в., в т. ч. неск. житий пап XI в., приводит обвинение противников Мауриция в том, что тот не возвратился сразу в архиеп-ство, но 2 года странствовал в неизвестных местах (LP. Vol. 2. P. 304). Др. источники указывают на его возвращение в Брагу в нач. 1115 г. Летом того же года после решения папы вывести из состава Брагского архиеп-ства еп-ства Порту и Ламего и часть Коимбрского еп-ства Мауриций снова уехал в Рим. В кон. 1116 или в нач. 1117 г. папа Пасхалий II отправил его в составе посольства в Ломбардию к имп. Генриху V для переговоров по вопросу об инвеституре, во время к-рых Мауриций, очевидно, примкнул к лагерю императора. 25 марта 1117 г. он возглавил пасхальные богослужения в соборе св. Петра в Риме, на к-рых присутствовал имп. Генрих V, что было расценено папской партией как отступничество. В апр. 1117 г. папа Пасхалий II на Соборе в Беневенто объявил об отлучении Мауриция и лишении его Брагского архиеп-ства. После смерти папы Пасхалия II (21 янв. 1118) и избрания на Папский престол Геласия II , занимавшего жесткую позицию по вопросу инвеституры, имп. Генрих V двинулся с войском на Рим, желая захватить нового папу и добиться уступок в вопросе об инвеституре. Бегство папы Геласия II в Гаэту и его отказ вступить в переговоры с Генрихом V имперские юристы трактовали как свидетельство нелегитимности и недействительности папских выборов. Захватив Рим, Генрих V при поддержке знатного рим. рода Франджипани организовал новые папские выборы, добившись избрания архиеп. Мауриция, принявшего имя Григорий VIII. Однако известия о возросшем недовольстве имперских магнатов заставили Генриха V вскоре покинуть Рим и вернуться в Германию. 7 апр. 1118 г. папа Геласий II в Капуе объявил об отлучении от Церкви Г. и Генриха V, что было подтверждено на Соборе в Беневенто. Г. не удалось добиться признания себя папой в Италии и Европе; в Риме под его властью находились лишь собор св. Петра, замок Св. ангела и городские кварталы, контролируемые родом Франджипани.

http://pravenc.ru/text/166759.html

А впредь мне, – строителю з братиею, – Спасова монастыря на келаре, монахе Александре и казначее, монахе Антонии з братиею, ничего не спрашивать, и друг на друга ни о чем не бити челом, a всякие по указом, отправления отправляти мне – строителю з братиею, в том своеручно и росписался» 358 . Мы уже несколько раз упоминали выше о даровании прежними царями Челменской пустыни «царскаго жалованья на церковные потребы, по 6 рублей 20 алтын на год», упоминали и о том, что каргопольским воеводам много раз было предписано о выдаче этих денег «безволокитно»... Но видно «канцелярщина» и «кормление», пропитавшие плоть и кровь тогдашнего подьячего люда, так въелись в них, что они и во времена Петра I-ro, и после его, не могли проникнуться его духом, не могли оставить свое «понеже»... и, по тому самому, препятствовали и отлагали выдачу подобных денег. Вследствие сего Челменскому строителю Иоасафу приходилось жаловаться, и просить, и самому, и чрез вкладчика – ктитора, – и не только у каргопольскаго воеводы, но, быть может, и в Белозерской Провинциальной Канцелярии и даже доходить до государственной Штатс-Конторы... По сему случаю также сохранилась до нас, на двух отдельных полулистах, переписка, от 1732 г., которую и приводим: I. «Указ ея и-го в-ства, самодержицы всероссийской из Белозерской провинциальной канцелярии в Каргополь, Маеору и воеводе г-ну Хвостову. Февраля 25 дня сего 1732 году в указе ея и-го в-ства, из государственной штатс-конторы в Белозерскую провинцию, написано: марта 9 дня 1731 году, по ея и-го в-ства указу и по определению государственной штатс-конторы, а по прошениям, – Каргопольскаго уезда, Челмогорского монастыря, строителя, монаха Иоасафа з братиею, велено во оной Челмогорской монастырь на церковные потребы, по показанному в ружной 720 год книге окладу, по имянному, блаженныя и вечно достойныя памяти, его и-го в-ства Петра великаго указу, подписанному во оной же ружной книге, и по присланному из правительствующаго сената октября 20 дня прошлого 1730 году указов, на прошлые, с 1719 по 1726, дано (и на) 1729, 1730 гг., по шести рублев по шестидесяти копеек на год, – пятьдесят девять рублев сорок копеек, для покупки в означенной монастырь церковных потреб, выдано из московской рентерии вышеписанному Строителю Иоасфу; и впредь, до сочинения о ружниках штата, для дального от Москвы разстояния, по вышеписанношу окладу, давать по всягодно, по прошествии каждого года, в Каргополе, из воеводской канцелярии, из неположенных в штат доходов, окроме тех, которых по указом из штат-конторы в росход держать не велено, с росписками, и, по выдаче, в государственную штат-кантору в репортах писать имянно, и о том х карапольскому воеводе послать указ из Белозерской провинции.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЕНИН [Республика Бенин; франц. République du Benin], гос-во, расположенное в Зап. Африке, имеет выход к Атлантическому океану. Граничит на западе с Того, на северо-западе с Буркина-Фасо, на севере с Нигером, на востоке с Нигерией. Территория: 112,6 тыс. кв. км. Столица: Порто-Ново (209 тыс. чел.- 2001). Крупные города: портовый г. Котону (487 тыс. чел.), здесь располагаются главные гос. учреждения, парламент, правительство, аппарат президента; Параку (70 тыс. чел.), Абомей (60 тыс. чел.). География. Страна представляет собой узкую полоску от Гвинейского зал. к северу, длиной ок. 700 км. Она расположена в неск. природно-климатических зонах. Юж. часть - приморская низменность с экваториальным климатом; средняя - плоскогорье; северная - типичная суданская саванна, покрытая акациями и др. кустарниковыми, климат субэкваториальный. Население. Свыше 6,5 млн чел. (2001). Этнический состав очень пестрый: насчитывается более 60 народностей. Самые многочисленные, 59%,- вост. эве (фон, или дагомеи, аджа), 15% - барба (или бариба) и сомба, 9% - йоруба. Офиц. язык - франц., в употреблении и национальные языки - фон, йоруба и проч. Гос. устройство. Во главе республики стоит президент, законодательным органом является Национальное собрание. Президент и члены Национального собрания избираются прямым голосованием. Действующая конституция принята в дек. 1990 г. Страна разделена на 6 провинций. Религия Христиане составляют более 15% населения, из них 4% - протестанты, остальные - католики; 15% - мусульмане (1998); свыше 60 % (2001) населения придерживается местных традиц. верований. Католическая Церковь представлена в Б. 2 архиеп-ствами, Котону и Параку, и 8 еп-ствами. В юрисдикции архиеп-ства Котону еп-ства: Абомей, Даса-Зуме, Локоса, Порто-Ново. В юрисдикции архиеп-ства Параку еп-ства: Джугу, Канди, Натитингу и Ндали. Действует Епископальная конференция Бенина. В стране насчитывается ок. 400 католич. храмов, кафедральный собор в Порто-Ново. Католики играют существенную роль в жизни бенинского общества. В католич. школах обучается половина всех учащихся. Действует католич. семинария в г. Вида.

http://pravenc.ru/text/78088.html

Вид на мон-рь от р. Треббия В этих условиях герм. имп. Генрих II решил основать в Б. еп-ство, что было одобрено Собором в Равенне (1014). Первым епископом стал настоятель мон-ря Петр Альд. Мн. последующие епископы Б. (до нач. XII в.) были также аббатами одноименного мон-ря. Ок. 1133 г. еп-ство Б. было переведено под юрисдикцию архиеп-ства Генуи (до 1989). В XII в. начался конфликт между мон-рем и епископами Б., к-рые в течение длительного времени принадлежали к роду Мальвичини. Аббатство в то время было богатейшим в Сев. Италии и обладало рядом привилегий. Несмотря на то что Симон и Ольер Мальвичини были сначала настоятелями мон-ря и, даже став епископами, добились от пап Иннокентия II и Луция II подтверждения всех прав и привилегий для мон-ря (1142 и 1144), уже при них произошли столкновения между епископами и мон-рем, претендующим на независимость от епископской власти. По приказу еп. Оберта I Мальвичини монастырскому иподиакону выкололи глаза и до кончины держали в заточении, др. монах был повешен перед воротами аббатства. В 1153 г. монахи Б. обратились к герм. кор. Фридриху I Барбароссе с жалобой на своего епископа, обвинив его в присвоении монастырского имущества, но тот оставил жалобу без ответа. В нач. XIII в. еп. Ольберт Рокка проводил еще более агрессивную политику в отношении мон-ря, что заставило аббата Романа жаловаться папе Иннокентию III (1198-1216). После проведения расследования папа окончательно решил спор в пользу епископа, подчинив аббатство непосредственно его власти (1208). В 1209 г. имп. Оттон IV взял под свое покровительство имущество еп-ства. В 1221 г. имп. Фридрих II Штауфен передал епископу полномочия графа на территории еп-ства Б. Рубеж XIII-XIV вв. стал временем расцвета еп-ства и постепенного упадка мон-ря. Этот период характеризуется постоянными спорами между различными претендентами на место аббата. Папа Бенедикт XII предписал епископу Б. навести порядок в мон-ре, но борьба за должность аббата имела место и позже. К тому времени реальная власть над мон-рем находилась в руках семьи Маласпина, маркизов Мулаццо. Именно из рода Маласпина происходил последний аббат Б., Иоанн, по инициативе к-рого мон-рь в 1449 г. присоединился к реформированной бенедиктинской конгрегации Санта-Джустина в Падуе. Тогда же была проведена реформа мон-ря, и с этого времени им, согласно уставу конгрегации, управляли сменявшиеся ежегодно аббаты.

http://pravenc.ru/text/149407.html

всегда исходили из того, что могут привлекать материальные ресурсы католич. Церкви в И. для решения задач внешней политики, направленной на защиту католицизма. С этой целью монархи, начиная с Карла V, добивались от Римских пап разрешения на секуляризацию части церковных и орденских земель (от Климента VII в 1529, от Павла III в 1536 и 1538, от Павла IV в 1559, от Григория XIII в 1572 и 1574); эти земли переводились в разряд владений короны, а затем продавались. По переписи 1591 г., в Кастилии насчитывалось более 40 тыс. монахов и монахинь; более 33 тыс. чел. составляли секулярный клир (Historia de España/Fundada por R. Menéndez Pidal. Madrid, 1989. T. 19: Fernández Alvarez M. El siglo XVI: Economía. Sociedad. Instituciones. P. 352). Католич. духовенство составляло в это время более 10% населения Кастилии (в XVII в., возможно, еще больше). В 1523 г. папа Адриан VI буллой «Eximiae devotionis affectus» расширил право королевского патроната на все еп-ства Кастилии и Арагона, это пожалование подтвердили папы Климент VII (в 1530) и Павел III (в 1535). Во 2-й пол. XVI в. церковная организация И. значительно изменилась. К 7 ранее существовавшим архиеп-ствам (Толедо - кафедра примаса католич. Церкви в И., Сантьяго-де-Компостела, Севилья, Гранада, Сарагоса, Таррагона, Валенсия) в 1574 г. было добавлено новое архиеп-ство Бургос (в его состав вошли еп-ства Бургос, Памплона, Паленсия и Калаорра), в 1595 г. было учреждено еп-ство с кафедрой в Вальядолиде. На территории Арагона созданы еп-ства Ориуэла, Барбастро, Теруэль, Сольсона; прежде единое еп-ство Сегорбе и Альбаррасин разделено на 2 диоцеза. К кон. XVI в. в И. насчитывалось свыше 50 еп-ств, причем границы архиеп-ств и еп-ств не совпадали с адм. границами. Еп-ства Леон и Овьедо, как и прежде, напрямую подчинялись Папскому престолу (obispados exentos). Помимо епископата к высшему клиру относились члены соборных капитулов (ок. 7 тыс.). Только в капитуле кафедрального собора в Толедо числились 60 каноников и 200 капелланов. Наиболее высокопоставленные из них получали большие ренты.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Мозаика пола соборной базилики в Аквилее. IV в. Мозаика пола соборной базилики в Аквилее. IV в. В ходе территориальных споров Урс опирался на синодальный протокол, датируемый временем до лангобардского нашествия, в к-ром определялось, что обл. Карантании подчинена кафедре А., а архиеп. Арно ссылался на более поздние решения пап Захарии (741-752), Стефана II (752-757) и Павла I (757-767), к-рыми Карантания передавалась в церковное управление Зальцбурга. В 811 г. Карл Великий провел границу между спорящими сторонами по р. Драве: Зальцбург, в 798 г. возведенный в ранг архиеп-ства, получил земли к северу от реки. При Патриархе Урсе миссионерская деятельность распространилась также на хорватов Далмации. Вероятно, аквилейские миссионеры действовали также в Паннонии и Моравии . Чивидали, насколько можно судить по слав. именам из Чивидальского Евангелия , являлся местом паломничества для слав. предводителей. А. и Венеция наряду с Римом и К-полем входили в число предполагаемых целей путешествия, предпринятого святыми Кириллом (Константином) и Мефодием для рукоположения своих учеников. Предполагают, что Кирилл и Мефодий перевели на слав. язык наряду с греч. также и лат. богослужебные тексты, бывшие в употреблении в А. и в землях, охваченных ее миссионерской активностью. Патриархи А. с X в. прибегали к помощи герм. императоров. В XI в. их могущество достигло апогея и фактически они стали феодальными государями. Патриарх Поппо (1019-1044) получил право чеканить собственную монету и вел большое строительство. На Римском Соборе 1047 г. А. занимала 4-е место в зап. церковной иерархии (после Рима, Равенны и Милана). Но соперничество Патриархов Градо и А. развивалось не в пользу последних: в 1053 г. папа Лев IX подтвердил юрисдикцию Градо над Истрией и Венецией, ограничив обл. А. древними границами лангобардских владений. В XIII-XIV вв., после того как местопребыванием патриархов стал г. Удине, начинается упадок Патриархата, вовлеченного в постоянные политические споры Венеции и империи. В 1445 г. он попал под контроль Венеции (где с 1451 находилась собственная патриаршая кафедра, перенесенная из Градо), а в 1509 г.- Австрии. Папской буллой от 16 июля 1751 г., изданной по настоянию императрицы Марии Терезии, Аквилейский Патриархат был упразднен, а вместо него образованы 2 архиеп-ства: Удине (еп-ства Венеция и Истрия) и Гориция (еп-ства Комо, Тренто, Педена и Триест).

http://pravenc.ru/text/63826.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАТОЛИЧЕСКОЕ АРХИЕПИСКОПСТВО Со статусом митрополии, провинция Римско-католической Церкви для католиков лат. обряда в Белоруссии; учреждено 13 апр. 1991 г. вслед. реорганизации дореволюционного Могилёвского католического архиепископства (охватывало земли Вост. Белоруссии; архиепископ Могилёвский до 1917 являлся митрополитом всех римско-католич. Церквей на территории Российской империи, позже в эмиграции имел особый статус ординария католич. приходов на территории Белорусской ССР и РСФСР) и подчиненного ему католического Минского еп-ства (центральные и зап. районы Белоруссии). М.-М. к. а. подчинены Гродненское, Пинское и Витебское католические еп-ства. На территории архиеп-ства проживают 610 тыс. католиков (An. Pont. 2014. P. 472); зарегистрированы 483 общины католиков лат. обряда, из них 20 - в Минске, 96 - в Минской обл., 23 - в Могилёвской обл. В архиеп-стве действуют 9 католич. миссий и 10 мон-рей. В Белоруссии ведут деятельность представители 12 муж. монашеских орденов и 16 жен. монашеских конгрегаций. История С 1635 г. упоминается католич. Минский деканат в составе католического Виленского еп-ства. В 1652-1774 гг. в Виленском еп-стве существовала «Белорусская суфрагания», в 1771-1781 гг. действовал «Белорусский официалат» в Лепеле (по-видимому, совещательные органы при викарии и оффициале Виленского еп-ства; об особенностях католич. структур на территории совр. Белоруссии см.: Relationes status Dioecesium in Magno Ducatu Lituaniae. R., 1971. T. 1: Dioeceses Vilnensis et Samogitae; также см.: Щавинская Л. Л., Лабынцев Ю. А. Православная, католическая и униатская книжность и деловая письменность XVII - нач. XIX в. в распространении терминов «Белоруссия» и «белорусский»//Мат-лы Tpэцix мiжhap. «Khira Бeлapyci: Повязь (Mihck, 16-17 верасня 2003 г.). Мн., 2005. С. 317-343). После 1-го раздела Польши (1772) в состав Российской империи вошли территории с преобладанием католич.

http://pravenc.ru/text/2563296.html

Во время второй мировой войны и нем. оккупации Польши (1939-1944) в концлагерях находилось 164 клирика архиеп-ства, погибло 138 его пресвитеров. Мн. храмы и костелы были закрыты, разграблены и разрушены. В 1942-1945 гг. в архиеп-стве действовали 41 приходская церковь для католиков-поляков и 11 церквей для католиков-немцев. С окончанием войны в архиеп-стве началась постепенная стабилизация церковной жизни. 4 марта 1946 г. папа Пий XII ликвидировал личную унию архиеп-ств Г. и Познани и установил новую личную унию между архиеп-ствами Г. и Варшавы, тем самым разрешив споры о титуле «примас Польши», к-рый остался за кард. А. Хлондом, получившим титул «архиепископ Гнезненский и Варшавский» с постоянной резиденцией в Варшаве. 12 нояб. 1948 г. преемником кард. А. Хлонда был назначен еп. Стефан Вышиньский . Начавшиеся с 1949 г. притеснения католич. Церкви в Польше со стороны коммунистических властей вызвали протесты польск. епископата и духовенства, что привело к аресту и заключению кард. С. Вышиньского (1953-1956). После нормализации отношений между католич. Церковью и польск. правительством (1956) в архиеп-стве Г. развивалась церковная жизнь, учреждались новые приходы, число к-рых выросло с 15 (в 1945-1958) до 33 (в 1980-1991). С 1945 г. архиеп-ство издает ежемесячный (с 2004 - ежеквартальный) ж. «Wiadomoci Archidiecezji Gnienieskiej». В 1966 г. в Г. проходили торжества по случаю 1000-летия крещения Польши. В 1979 и 1997 гг. Г. посещал папа Иоанн Павел II . После смерти кард. С. Вышиньского 7 июля 1981 г. новым архиепископом Г. и Варшавы был назначен еп. Юзеф Глемп . К 1991 г. в состав архиеп-ства входило 33 деканата, 667 пресвитеров, 194 монаха и 587 монахинь различных орденов. В 1960 г. организован архив архиеп-ства, в 1979-1982 гг. созданы курсы катехизаторов и богословские ин-ты для мирян в Г. и Быдгоще, в 1989 г. начало работу отд-ние Международной католич. благотворительной орг-ции «Caritas Internationalis». С 1990 г. в Г. действует изд-во примаса Польского «Gaudentinum», в 1991 г. открыт музей архиеп-ства.

http://pravenc.ru/text/165185.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010