- Что привело вас в Православие? - Я воспитывался в Епископальной церкви, но позже порвал с христианством, потому что, как мне думалось, не мог поверить в иррациональное. Я был, так сказать, колеблющимся атеистом. Пятнадцать лет назад я прочитал несколько книг, в которых утверждалось, что в христианстве нет ничего иррационального, а атеизм, наоборот, гораздо более иррационален, чем любая религиозная система. Одной из таких книг было «Просто христианство» Клайва Льюиса. Еще одно произведение, косвенно опирающееся на такой аргумент, - это «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова . В то время я жил в Москве. Горя желанием побольше исследовать эти новые для меня идеи, я решил поговорить с несколькими священниками - все они были русскими. Они объяснили мне, что между тремя основными ветвями христианства - Православием, католицизмом и протестантизмом - существуют большие различия, и Православие имеет особое преимущество перед другими. Я изучил их аргументы и нашел, что они убедительны. У меня была простая и практическая мысль: живя в России и пребывая в Православии, я смогу посещать церковные богослужения. Это чем-то напоминает пословицу: «В каком народе живешь, того обычая и держись» (английская пословица дословно переводится так: «В Риме веди себя как римлянин». - Д.Л. ). Немного поверхностное мышление. Только в последующие годы, благодаря опыту общения с глубоко православными друзьями, я стал искренне интересоваться православной верой. Монастыри показались мне просто фантастическими - это было как путешествие на машине времени в мир, существовавший столетия тому назад - Вы можете рассказать про этот опыт? - Ну, например, была одна очень впечатляющая поездка с русским православным другом летом 2003 года по святым местам и монастырям севера России. Мы доехали на машине до Белого моря, посетили там Соловецкий монастырь и на неделю остались в одной небольшой обители неподалеку, в городке Кемь, где занимались каждодневной монастырской работой. Потом мы попали в Александро-Свирский монастырь в Ленинг радской области. Все эти места показались мне просто фантастическими - это было как путешествие на машине времени в мир, существовавший столетия тому назад.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Пересмотр основополагающих норм нравственности на Западе приводит к новым расколам среди протестантов, – митрополит Иларион 2 мин., 13.01.2020 Уже третья крупная протестантская организация в США – Объединенная методистская Церковь – переживает раскол из-за принимаемых ее руководством решений о «благословении» однополых союзов и допущении к церковному служению лиц, заявляющих о своей нетрадиционной сексуальной ориентации. До этого с подобной ситуацией столкнулись действующие в этой стране Епископальная и Пресвитерианская Церкви. Как отметил глава Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, эта ситуация вызвана тем, что «в Северной Америке и в ряде других западных стран в протестантском сообществе происходит пересмотр основополагающих нравственных норм», сообщает пресс-служба Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. Владыка Иларион упомянул, в частности, похожие события, происшедшие в Епископальной церкви США в 2009 году. – У нас были и богословский диалог с этой церковью, и общие гуманитарные проекты, которые развивались на протяжении нескольких десятилетий. Но потом в Епископальной Церкви США наступили времена, когда начали преобладать либеральные тенденции, когда стали превозмогать голоса защитников всяких свобод, в том числе свобод от евангельских нравственных норм. Затем они рукоположили в сан епископа практикующего гомосексуалиста, при этом его «партнер» держал ему митру, – рассказал митрополит, отметив, что в связи со случившимся Русская Православная Церковь была вынуждена разорвать существовавший диалог, прекратить взаимодействие и обмен визитами. При этом либеральная линия руководства Епископальной Церкви США привела к расколу: часть епископов, духовенства и паствы отделилась от нее и образовала новую структуру, которая именуется Англиканской Церковью в Северной Америке, констатировал глава ОВЦС, предположив, что, по всей видимости, такие расколы будут происходить в протестантском мире и дальше.

http://foma.ru/peresmotr-osnovopolagayus...

Он Сам — единственный истинный священнослужитель Церкви. Все прочие — лишь распорядители его таинств. Они стоят за Него перед общиной; и именно потому, что тело едино существует лишь во Главе, собирается и соединяется ею и через нее, духовенство в Церкви есть духовенство единства. Единство всякого местного прихода исходит из единения в евхаристической трапезе, и священник становится строителем и служителем церковного единства именно при отправлении евхаристической службы. Но есть и другая служба — это сохранение всеобщего и «кафолического» единства всей Церкви во времени и пространстве, оно относится к епископальной обязанности и функции. Епископ, которому доверено «рукоположение» духовенства, является строителем церковного единства в широком охвате. В епископском служении, Троица становится всеобщей и постоянной; в нераздельном епископате Церкви сохранено единство в пространстве. Через ее епископа или, скорее, в ее епископе, все отдельные или местные Церкви содержатся в Кафолической полноте Церкви, соединяются с прошлым, со всеми эпохами. Через ее епископа каждая отдельная Церковь перерастает и выходит за свои собственные границы, органично соединяясь друг с другом.    Таким образом, апостольская преемственность есть не столько каноническая, сколько мистическая и сакраментальная основа единства Церкви. И является основным способом удержания мистического тождества тела в веках. Посредством непрерывности ее рукоположений укрепляет единством целостность Церкви. Конечно, епископальный порядок никогда не отделяется от тела Церкви; это не самостоятельная система, поскольку — особенно при рукоположении и освящении — епископы всегда выступают как главы определенных местных общин. Удалившийся от дел епископ не имеет права рукополагать не потому, что не имеет «власти» или «полномочия», а потому, что не представляет и не возглавляет отдельную местную Церковь. По той же самой причине канонически запрещены (см. шестой канон Халкидонского Собора) «абстрактные» рукоположения, т.е.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Но мысль о реформировании церковного строя, о замене папской системы правления Е. с. сохранялась в самой католич. Церкви и в эпоху контрреформации , и в последующие времена, присутствовала в положениях в янсенизме , а также в галликанизме , к-рый поддерживался гос. властью Франции, затем в XVIII в. в Германии в фебронианстве . Название последнего направления связано с псевдонимом Юстин Феброний, к-рым викарный еп. Трирский Иоанн Николас Гонтгейм подписал свое изданное в 1763 г. соч. «De statu ecclesiae et legitima potestate romani pontificis» (О положении Церкви и законной власти римского понтифика). В нем Гонтгейм выступил апологетом Е. с., настаивая на том, что папы должны подчиняться вселенским Соборам и вернуть епископам канонические права, к-рые были отняты у них папской курией. В Риме эту книгу осудили и подвергли сожжению, а когда ее настоящий автор был обнаружен, его заставили отречься от своего сочинения. Программу фебронианства в Австрии поддерживал имп. Иосиф II , к-рый до известной степени проводил ее в своей церковной политике, противодействуя папскому абсолютизму в католич. епархиях страны. Этот религиозно-политический курс получил наименование иозефинизма . В XIX в. в католич. Церкви возобладало противоположное ультрамонтанское (см. Ультрамонтанство ) направление: I Ватиканский Собор самым последовательным образом подчеркнул в своих решениях неограниченность папской власти в Церкви, провозгласив «догмат» о папской непогрешимости. Реакцией на решения Собора явилось появление старокатоличества (см. Старокатолики ), приверженного Е. с., несмотря на то что действительность старокатолич. епископата с правосл. т. зр. сомнительна. II Ватиканский Собор, подчеркнув важность епископского служения, дал нек-рым католич. богословам повод выступать с апологией Е. с. В католической лит-ре 2-й пол. ХХ в. сложилось направление, которое делает особый акцент на соборности церковной власти, призванной уравновешивать единовластие папы. В трудах видного католического богослова Ж. М. Р. Тийара «Церковь церквей» (1987) и «Епископ Рима» (1982) предпринята попытка, опираясь на материалы II Ватиканского Собора, представить Римско-католическую Церковь более открытой для некатолич. Церквей, прежде всего Церквей христ. Востока, сохранивших апостольское преемство рукоположений. По убеждению Тийара, «Церковь Божия присутствует и в общинах Востока, не имеющих общения с Римской кафедрой» ( Tillar. 1987. P. 386). Что касается места папы в Церкви, то, по словам богослова, «его власть существует для того, чтобы гарантировать полную кафоличность каждой местной Церкви, вверенной попечению епископа... Это не власть монарха, от которого все зависит, а это власть primus inter pares (первого среди равных.- В. Ц.)» ( Idem. 1984. P. 195). Идеи, созвучные концепции Тийара, ранее с большой последовательностью развивал франц. богослов И. Конгар .

http://pravenc.ru/text/190037.html

Ранее папа носил также с правосл. т. зр. вполне приемлемый титул Патриарха Запада. Исторически Римско-католическая Церковь - это отделившийся от Вселенского Православия в 1054 г. Западный Патриархат, в прошлом - одна из поместных правосл. Церквей. По собственному сознанию католич. Церковь представляется Церковью вселенской, тождественной Церкви Никео-Константинопольского Символа веры . Папа является в католич. Церкви верховным законодателем, верховным учителем и верховным судией. Приговоры и декреты Римского первосвященника обжалованию и отмене не подлежат; апелляции на них не подаются (CIC. 333 § 3). Исполняя миссию верховного пастыря Церкви, Римский первосвященник в соответствии с католич. доктриной действует в сотрудничестве с др. епископами и всей Церковью - это положение особо подчеркивалось в решениях Ватиканского II Собора , но, согласно учению Ватиканского I Собора , к-рое не было пересмотрено и на II Ватиканском Соборе, от него одного зависит, будет ли эта миссия исполняться им единолично или коллегиально (CIC. 333 § 2). Папа является главой коллегии епископов, без согласия которого она не может выносить ни одного решения (CVatII. LG. 22). Это в полной мере относится и к такой коллегии, как вселенский Собор. Епископы оказывают помощь Римскому первосвященнику в исполнении его миссии, и организационные формы такой помощи могут быть разными. Ему помогают также кардиналы и др. лица и учреждения - все они действуют по его поручению и от его имени (CIC. 334). Относительно вселенских Соборов в католической Церкви действуют следующие нормы: лишь Римскому первосвященнику принадлежит право созывать вселенские Соборы, председательствовать на них лично или через своих представителей, а также прерывать их деяния, переносить сроки созыва и распускать Соборы, ему принадлежит право утверждать соборные постановления; при этом все епископы имеют право и обязанность участвовать во вселенских Соборах с решающим голосом. Участие др. лиц в Соборах допускается по решению высшей церковной власти, когда это необходимо для блага Церкви. Если апостолический престол, как по-другому официально именуется Римская кафедра, овдовеет во время деяний Собора, то деяния Собора прерываются, и лишь новому первосвященнику принадлежит право распорядиться о возобновлении и продолжении их или распустить Собор (CIC. 338-341). Постановления вселенского Собора не имеют силы без утверждения их Римским первосвященником.

http://pravenc.ru/text/190037.html

В соответствии с правосл. учением носителем земной власти в Церкви является вселенский епископат, возглавляемый, согласно Ап. 34 и Антиох. 9, первоиерархами автокефальных Церквей, поддерживающими молитвенно-каноническое общение между собой. Власть епископата во Вселенской Церкви полным образом осуществляется через Вселенские Соборы; высшим органом власти в поместных Церквах являются Архиерейские Соборы либо Соборы с участием епископов, клириков и мирян, которые называются Поместными Соборами, но и в таких, широкого состава Соборах, ключевое значение имеет епископат. Епископальный строй церковной власти соответствует церковным канонам. Так, 19-е прав. Вселенского IV Собора гласит: «Посему определил святый собор, согласно с правилами святых отец, чтобы в каждой области епископы дважды в году собиралися во едино, где назначит епископ митрополии, и исправляли все, что откроется». 8-е прав. Трулльского Собора изменило периодичность в созыве Соборов, но нисколько не коснулось их состава: «Но как, по причине набегов варваров и по иным случайным препятствиям, предстоятели церквей не имеют возможности составляти соборы дважды в году, то разсуждено: для могущих, как вероятно, возникати церковных дел, в каждой области, всемерно быти собору вышереченных епископов единожды в лето...». В Карф. 18(27) речь идет о том, чтобы на Соборах Африканской Церкви, епископат к-рой был многочисленным, каждая митрополия была представлена не всеми епископами, но особыми представителями непременно в епископском сане: «Подтвердити подобает на сем святом соборе, чтобы по правилам Никейского собора ради церковных дел, которыя не редко отлагаются со вредом для народа, каждогодно был созываем собор, на который бы все, занимающие первыя в областях кафедры, присылали от своих соборов двух, или сколько изберут, епископов, в местоблюстители, дабы составившееся таким образом собрание могло иметь совершенное полномочие». Об исключительно епископском составе Соборов говорят также VII Всел. 6; Карф. 14, 76(87), 127(141-142). 40-е прав. Лаодикийского Собора гласит: «Епископам, на собор призываемым, не подобает небрещи, но ити и вразумляти или вразумлятися ко благоустроению церкви и прочаго. Аще же пренебрежет таковый, то сам себе обвинит: разве аще по болезни останется».

http://pravenc.ru/text/190037.html

Согласно Конституции, принятой в 1974 г., действует 2-палатный парламент (сенат и палаты представителей), к-рому принадлежит законодательная власть. Сенат состоит из 13 членов, 10 назначаются по согласованию с правительством, 3 - с лидером оппозиции. Палата представителей в составе 15 членов избирается всеобщим голосованием на 5 лет по одномандатным округам. Премьер-министр, лидер партии, одержавшей победу на выборах и имеющей большинство в палате представителей, назначается генерал-губернатором и возглавляет правительство, осуществляющее исполнительную власть. Он рекомендует кандидатуры членов правительства, к-рых затем утверждает генерал-губернатор. Юридическая система основывается на англ. общем праве. Высшей судебной инстанцией является Верховный восточнокарибский суд, представленный судьей-резидентом, суды низшей инстанции рассматривают общие, уголовные и гражданские дела. Г.- член ООН, Карибского сообщества, Организации американских гос-в и Организации восточнокарибских гос-в. Религия Большинство верующих в Г. исповедуют христианство: католицизм (53%), англиканство (14%) и протестант. конфессии (30%). Индуизм - 0,7%, ислам - 0,3%. Примерно 1,4% составляют представители т. н. Новых религ. движений. Проч. религии - 0,1%. Ок. 0,5% верующих не причисляют себя ни к одной религии. Римско-католическая Церковь представлена в Г. еп-ством Сент-Джорджес, являющимся суффраганом митрополии Кастри на о-ве Сент-Люсия, к-рое входит в состав Антильской епископальной конференции. С 2000 г. действует апостольская нунциатура. Всего в Г. открыто 20 приходов и 5 миссий, клир состоит из 23 священников, 2 постоянных диаконов, 23 монахов, 29 монахинь. Общее количество верующих - ок. 48 тыс. чел. Протестантские церкви, деноминации и секты Англикан. приходы Г. входят в состав диоцеза Наветренные Острова, являющегося частью Церкви в пров. Вест-Индия, члена Англиканского Содружества. Церковь объединяет 25 приходов, ок. 12,5 тыс. прихожан. В пресвитерианской церкви Г.- 5 приходов и ок. 1 тыс.

http://pravenc.ru/text/166449.html

91.  Сергий (Страгородский) арх . Учение блж. Августина о предопределении в связи с обстоятельствами его жизни и деятельности. — " Чтения в обществе любителей духовного просвещения, " 1887, 4.1, с.431. 92.  Сергий (Страгородский) архиеп . Православное учение о спасении. Опыт раскрытия нравственно-субъективной стороны спасения на основании Свщ. Писания и творений святоотеческих. Репринтное издание 1898 г. Москва; Просветитель 1991. 93.  Сергий (Страгородский) архиеп . Православное учение о спасении. Опыт раскрытия нравственно-субъективной стороны спасения на основании Св. Писания и творений святоотеческих. СПБ. 1910. 94.  Сергий (Страгородский) патр. Значение апостольского преемства в инославии. — " Журнал Московской Патриархии, " 1961, с. 30–45. 95.  Сергий (Страгородский) патр . Отношение православного человека к своей Церкви и инославию. — " Журнал Московской Патриархии, " 1967, 1, с. 63–69. 96 . Скабалланович М.А. Разделение Церквей при патриархе Михаиле Керулларии. — " Христианское чтение, " 1884, с.626; 1885, с. 95–145. 97.  Соколов И.П. Учение Римо-католической Церкви о таинстве священства. СПБ. 1907. 98.  Соколов. В.А . Иерархия Англиканской епископальной церкви. Сергиев Посад, 1897. 99. Сравнительное обозрение учения о первородном грехе в христианских вероисповеданиях. Тамбов, 1878. 100.  Стуков Ф. Лютеранский догмат об оправдании верою. Историко-критический очерк. Казань, 1891. 101 . Теодорович Н.И. Учение Тридентского собора о первородном грехе. Почаев, 1886. 102.  Терентьев Н . Лютеранская вероисповедная система по символическим книгам. Казань, 1910. 103.  Терентьев Н . Символические книги лютеранства. — " Православный собеседник, " 1909, с. 324–48; с. 467–95; 1910, с. 89–109; с. 180–224; с. 350–90; с. 467–97; 104.  Троицкий В.Н. Очерки истории догмата о Церкви. Сергиев Посад, 1912. 105.  Трубецкой Е.Н. Религиозно-общественный идеал западного христианства в V b. Миросозерцание блаж. Августина. 4.1, М. 1892. 106.  Трусковский И. Руководство к обличительному богословию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2272...

дипломатики. Особую ценность для истории РПЦ имеют документы XVI-XIX вв. по истории отношений России с правосл. Востоком. В отечественных архивах насчитывается ок. 30 грамот XVI в., более 700 - XVII в. Уникальными являются такие акты, как 7 грамот из К-поля в Москву 1557-1560 гг. в связи с переговорами об утверждении царского титула Иоанна Грозного (4 из них сохр. в подлиннике). Ценнейшими документами являются Соборные грамоты 1590 и 1593 гг. об учреждении Патриаршества в России. Сохранилось 56 актов, в т. ч. грамот, адресованных царю и Патриарху в Москву, К-польского Патриарха Кирилла I Лукариса (1620-1638, с перерывами), а также собственноручные грамоты к Патриарху Филарету и царям Михаилу Феодоровичу и Алексею Михайловичу К-польского Патриарха Афанасия III Пателлария (1634-1652, с перерывом). Подготовлен к печати каталог греч. грамот из московских собраний. См. также ст. Акты в России . Изд.: Miklosich, M ü ller; Mansir; Schwartz E. Acta conciliorum oecumenicorum. B., 1922-1940. 5 t.; Дмитриевский. Описание; Actes de l " Athos. 1-6/Ed. L. Petit, W. Regel, E. Kurts, B. Korablev//ВВ. 1903. Т. 10; 1906. T. 12; 1907. T. 13; 1910. T. 17; 1912. T. 19; 1913. T. 20. Прил.; Успенский Ф. И. , Бенешевич Б. Н. Вазелонские акты. Л., 1927; D ö lger F. Facsimiles byzantinischer Kaiserurkunden. Münch., 1931; Archive de l " Athos. P., 1937-; RegPatr. Vol. 1-5. Лит.: Яковенко П. А. Исследования в области визант. грамот: Грамоты Нового мон-ря на о. Хиос. Юрьев, 1917. (УЗ Юрьевского ун-та); Seeck O. Regesten d. Kaiser und Päpste f. d. Jahre 311. bis 476. n. Chr. Stuttg., 1919; D ö lger F. Regesten der Kaiserurkunden d. oströmischen Reiches: vom 565-1453. Münch.; B., 1924-1965. Tl. 1-5. Hildesheim, 19772; idem. Byzant. Diplomatik. Ettal, 1956; Hunger H. Prooimion: Elemente d. byzant. Kaiseridee in den Arengen der Urkunden. W., 1964; D ö lger F. , Karayannopulos J. Byzant. Urkundenlehre. Münch., 1968. Bd. 1: Die Kaiserurkunde; Καραγιαννπουλος Ι. Βυζαντιν διπλοματικ. T. 1. Θεσσαλονκη, 1969; Фонкич Б. Л. Греч.-рус. культурные связи в XV-XVII вв. М., 1977; он же. Греч. рукописи европ. собраний. М., 1999; Медведев И. П. Очерки визант. дипломатики: (Частноправовой акт). Л., 1988. М. В. Бибиков Рубрики: Ключевые слова: АНАКАТАРСИС наименов. деят-сти визант. императоров Македонской династии Василия I и Льва VI в области церковного права АМОРТИЗАЦИЯ характеризует степень уменьшения ценности церковного имущества, а также ограничение возможности нецелевого использования того или иного предмета, его обращения в гражданском обороте АННА КОМНИНА (1083-ок. 1153 или 1154 г.), дочь визант. имп. Алексея I Комнина, жена кесаря Никифора Вриенния (мл.) БРАК общественный, и в частности правовой, институт, заключающийся в продолжительном союзе лиц муж. и жен. пола, составляющем основу семьи ЕПИСКОПАЛЬНАЯ СИСТЕМА церковный строй, при к-ром ключевое положение в церковном законодательстве, управлении и суде занимают епископы и соборы епископов

http://pravenc.ru/text/158424.html

Нечего, кажется, более распространяться о системах, которые сами собой разрушаются перед многочисленными и ясными событиями, подтвержденными свидетельствами достоверными. Конец первого тома. 768 Первыми преемниками Симеона были: Юст, Закхей, Товий, Вениамин, Иоанн, Матфей, Филипп, Сенека, Юст, Левий, Ефр, Иосиф, Иуда. Все епископы эти были происхождения иудейского. Затем, после, царствования Ардиана, епископами избраны были: Марк, Кассиан, Публий, Максим, Юлиан, Каий, Симмах, Каий, Юлиан, Капитон, Валент, Долихиан, Нарцис. (Евсев, кн. III, 11, 22, 35; кн. IV. 5; кн. V. 13). 770 Первым епископом римским был Лин, за которым следовал Клит или Анаклит, Климент (в двенадцатый год царствования Домициана т. е. в 93 году) Еварист, Александр, Сикст, Телесфор, Гигин, Пий, Аникита, Сотер, Елевогрий (Евсев. кн. III, 2. 4. 13. 24; кн. IV, 1. 19; кн. V, 9). 771 Евсев. кн. II, 24; кн. III, 14, 21;. кн. IV, 1 6. 19. Аниан епископствовал 24 года и умер, в четвертый год царствования Домициана, т.е. в 85 году, следственно епископство его началось в 63 г., Преемниками его были Авилий, Кердон, Келадион, Агриппин, Евмений. 777 Именования Епископ и Старейшина, или Пресвитер приняли тогда уже более определенное значение. Сперва называли так безразлично всех лиц, облеченных в священство. Апостолы Петр и Иоанн называли себя просто старейшинами, а пресвитеров ефесских св. Павел называет епископами. В начале же второго столетия, когда Первенствующие пастыри Церквей уже переставали быть миссионерами и называть их Апостолами, Ангелами, Евангелистами стало менее приличествовать их обязанностям, то начали именовать их Епископами или Надзирателями и только одних пресвитеров стали называть Старейшинами. Иерархические степени их и служение не переменились, одни только наименования получили значение более определенное. Некоторые из писателей утверждали будто Церковь , сперва демократическая, по своему устройству, стала затем епископальной или аристократической. Достоверно лишь то, что Церковь с самого начала своего является с епископами и пресвитерами своими по праву божественному. Упоминаемая же система основывается только на событиях, и словах худо понятых. Церковь никогда не была ни демократической, ни аристократической; устройство её не походит на устройство обществ политических. Она есть общество духовное и ею управляет духовным образом Священство, получившее власть от Бога, посредством таинства, которое называется рукоположением. Другого законного образа управления в исторических памятниках Церкви от апостольского начала до наших дней, не находим.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010