Библиография. К характеристике американской епископальной церкви: по поводу статей проф. В. А. Соколова в Богословском вестнике Источник В Богословском Вестнике за минувший год 7–8) напечатан проф. В. А. Соколовым отзыв о моем исследовании «Американская епископальная церковь . Её происхождение и состояние преимущественно в вероисповедном отношении. Казань. 1908 г.» Так как, не взирая на сделанные проф. В. А. Соколовым возражения против моей книги, его отзыв является настолько благоприятным для неё, что она удостоена Святейшим Синодом полной Макарьевской премии, я бы обошел полным умолчанием эти возражения, если бы не одно обстоятельство: серьезность вопроса, затронутого мною в исследовании и в силу того серьезность сделанных моим почтенным критиком возражений. Серьезность вопроса, затронутого в моей книге, очевидна из одного того, что в ней подвергнута обследованию вероисповедная система американской епископальной церкви, в лице еп. Графтона выразившей желание поставить вопрос о соединении её с церковью православно-восточною. Серьезность возражений проф. В. А. Соколова против моей книги обусловливается тем обстоятельством, что он существенно расходится со мною в методе обследования разработанной в моей книге темы. Проф. В. А. Соколов после изучения моей книги именно пришел к тому заключению, что г. Керенский, «признав за собою право излагать учение американской епископальной церкви преимущественно на основании богословских систем, представленных Митрополиту Антонию епископом Графтоном, это «преимущественно» в своем исследовании превратил на самом деле в «исключительно», так как во всех шести главах, где идет речь о вероучении американской церкви, оно излагается автором исключительно, 1 по сочинениям Холля, Стона и Персиваля, т. е. тех именно богословов, которые были указаны Графтоном...» и «взгляды которых автор выдает читателю за несомненное выражение подлинного учения, принятого и установленного в американской епископальной церкви». Мой оппонент решительно не соглашается с такого рода постановкой в обследовании вероучения американской церкви, так как, не говоря уже о том, что представленные еп.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

В соответствии с правосл. учением носителем земной власти в Церкви является вселенский епископат, возглавляемый, согласно Ап. 34 и Антиох. 9, первоиерархами автокефальных Церквей, поддерживающими молитвенно-каноническое общение между собой. Власть епископата во Вселенской Церкви полным образом осуществляется через Вселенские Соборы; высшим органом власти в поместных Церквах являются Архиерейские Соборы либо Соборы с участием епископов, клириков и мирян, которые называются Поместными Соборами, но и в таких, широкого состава Соборах, ключевое значение имеет епископат. Епископальный строй церковной власти соответствует церковным канонам. Так, 19-е прав. Вселенского IV Собора гласит: «Посему определил святый собор, согласно с правилами святых отец, чтобы в каждой области епископы дважды в году собиралися во едино, где назначит епископ митрополии, и исправляли все, что откроется». 8-е прав. Трулльского Собора изменило периодичность в созыве Соборов, но нисколько не коснулось их состава: «Но как, по причине набегов варваров и по иным случайным препятствиям, предстоятели церквей не имеют возможности составляти соборы дважды в году, то разсуждено: для могущих, как вероятно, возникати церковных дел, в каждой области, всемерно быти собору вышереченных епископов единожды в лето...». В Карф. 18(27) речь идет о том, чтобы на Соборах Африканской Церкви, епископат к-рой был многочисленным, каждая митрополия была представлена не всеми епископами, но особыми представителями непременно в епископском сане: «Подтвердити подобает на сем святом соборе, чтобы по правилам Никейского собора ради церковных дел, которыя не редко отлагаются со вредом для народа, каждогодно был созываем собор, на который бы все, занимающие первыя в областях кафедры, присылали от своих соборов двух, или сколько изберут, епископов, в местоблюстители, дабы составившееся таким образом собрание могло иметь совершенное полномочие». Об исключительно епископском составе Соборов говорят также VII Всел. 6; Карф. 14, 76(87), 127(141-142). 40-е прав. Лаодикийского Собора гласит: «Епископам, на собор призываемым, не подобает небрещи, но ити и вразумляти или вразумлятися ко благоустроению церкви и прочаго. Аще же пренебрежет таковый, то сам себе обвинит: разве аще по болезни останется».

http://pravenc.ru/text/190037.html

Закрыть itemscope itemtype="" > I. Россия и европейское образование 4. Философия, поместившая в центр мира человека, или путь от епископа к директору гимназии 28.06.2022 2322 Время на чтение 29 минут Фото: Джордж Беркли Образование в Российской Империи. Царская школа 3. Модели образования эпохи модерна I «Грандиозные изменения, происшедшие в XX веке в социальной, политической, экономической, научно-технической и культурной сферах человеческой жизни подготавливались задолго до этого, и подготовка к приходу новой материальной действительности шла в области самой далекой от всего материального – в философии. Уже в первой половине XVIII века была обнародована принципиально отличная от всех предыдущих система взглядов на мир и человека, воспринятая современниками как некая игра ума, не заслуживающая серьезного к себе отношения. Ее автором был английский епископ Джордж Беркли (1685-1763)» . Родился, правда, Беркли в Ирландии, в семье драгунского офицера, переселенца-роялиста из Англии, ставшего фермером. В Ирландии Беркли и стал епископом, так называемой англиканской Церкви. Поэтому иногда его называют не английским епископом, а ирландским. Официальное наименование «должности» епископа Беркли епископ Клойна Англиканской церкви Ирландии. Дружил, кстати с Джонатаном Свифтом, настоятелем собора в Дублине и автором Гулливера.   Кафедральный собор Клойна эпохи Беркли   Вообще Джордж Беркли был остроумным, очень знающим и добрым человеком. А в епископальной церкви Америки Беркли даже включен в церковный календарь – за 16 июня.   Мир как представление. Вот только чье?   Мы даем вещам существование   До епископа Беркли вся философия признавала существование реального мира, даже в случае отсутствия наблюдателя этого мира, то есть человека. Задачей философии было познать законы этого мира. Расходились философские школы в том, каковы эти свойства и какими методами их надо познавать. Но Беркли неопровержимо показал, что на самом деле мы имеем дело не с миром, а с « образом мира» в нашем сознании. Этот образ мира возникает в нашем сознании, в результате обработки им и систематизации даваемых органами чувств ощущений. Выскочить за пределы этих чувств и вступить в прямой контакт с предполагаемым объективным миром мы не можем, что очевидно.

http://ruskline.ru/analitika/2022/06/28/...

     Нравственный консенсус в обществе Нет ничего более серьезного и важного, чем нравственный консенсус в обществе. Если есть консенсус вокруг главных нравственных ценностей, то гармонично формируются все общественные отношения – создается приемлемое для людей законодательство и политическая практика соответствует интересам народа. Из слова на встрече Президента В.В. Путина с участниками Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, Москва, 1 декабря 2017 года Величайшая ошибка Мы знаем, что во многих церковных общинах на Западе в результате Реформации епископальный строй оказался вообще разрушен, – когда по лекалам тогдашней политической мысли сформировалась система церковного управления, когда новомодные юридические идеи, связанные с разделением властей, стали проникать и в христианские сообщества. Однако величайшая ошибка всех тех преобразований была явлена не сразу – только теперь, наблюдая за религиозной жизнью Запада, мы видим, что самыми уязвимыми, самыми слабыми оказались общины, которые отказались от канонического устроения на основе апостольского предания. А если оценивать уровень религиозности в странах, где большинство принадлежало к этим общинам, то сейчас там живет наибольшее количество людей, вообще разорвавших всякие связи с религией и живущих вне всякого Божественного нравственного закона. Церковь была лишена прямого диалога с обществом Трудно сказать, какими соображениями руководствовался государь император Петр I, когда искусственно переносил на русскую землю этот самый что ни на есть неудачный опыт управления церковной жизнью. Только чудом, только реальным Божественным присутствием в жизни Церкви можно объяснить то, что с нашим народом и с нашей Церковью не произошло то, что случилось в результате реформации с Церквами на Западе. Несмотря на разрушение канонического управления, Церковь жила внутренней автономной жизнью, хотя, конечно, потеряла очень многое. И самое, может быть, важное: она была лишена возможности открыто говорить с народом, давать собственный комментарий к происходящему в общественной жизни, в мире культуры, в мире церковно-государственных отношений, откликаясь на проблемы, которые стали как снежный ком нарастать после 1825 года. В конце концов произошло то, что произошло. Когда нам говорят: «Церковь не смогла», мы со смирением отвечаем: «Да, не смогла. Но не смогла именно потому, что в самый сложный момент истории, связанный с ростом новых разрушительных идей, Церковь была лишена возможности прямого диалога с обществом и с народом».

http://pravoslavie.ru/108879.html

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла после богослужения в канун праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы в храме Московского епархиального дома 3 декабря 2017 г. 23:18 3 декабря 2017 года, в канун праздника Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, а также в канун дня 100-летия интронизации святителя Тихона, Патриарха Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил утреню всенощного бдения в храме исторического Московского епархиального дома в Лиховом переулке. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец ректор! Дорогие учащие и учащиеся, братья и сестры! С совершенно особым чувством я взошел сегодня в этот храм, где проходил исторический Собор 1917-1918 годов, 100-летие которого мы празднуем, и где было принято решение о восстановлении Патриаршества в нашей многострадальной Церкви, не имевшей в течение двух веков законного канонического возглавления. Сегодня, когда ученые рассуждают о трагедии, постигшей нашу страну в революционное лихолетье, в числе причин разрушения страны, государственности, народной жизни нередко называют и церковное неустройство. В самом деле, еще до революции 1905 года лучшие умы, и государственные, и церковные, сознавали, что искажение канонического устройства Церкви — это не просто ошибка управления, а нечто куда более опасное. Ведь если Церковь управляется канонически неверно, то это означает отнюдь не плохо организованное делопроизводство, но то, что управление Церковью осуществляется вне апостольской традиции. Мы знаем, что во многих церковных общинах на Западе в результате Реформации епископальный строй оказался вообще разрушен, — когда по лекалам тогдашней политической мысли сформировалась система церковного управления, когда новомодные юридические идеи, связанные с разделением властей, стали проникать и в христианские сообщества. Однако величайшая ошибка всех тех преобразований была явлена не сразу, — только теперь, наблюдая за религиозной жизнью Запада, мы видим, что самыми уязвимыми, самыми слабыми оказались общины, которые отказались от канонического устроения на основе апостольского предания. А если оценивать уровень религиозности в странах, где большинство принадлежало к этим общинам, то сейчас там живет наибольшее количество людей, вообще разорвавших всякие связи с религией и живущих вне всякого Божественного нравственного закона.

http://patriarchia.ru/db/text/5077106.ht...

Ясир Арафат собирается отпраздновать православное Рождество в Вифлееме (версия для печати)/Православие.Ru Ясир Арафат собирается отпраздновать православное Рождество в Вифлееме Православие.Ru , 28 декабря 2001 г. Иерусалим, 28 декабря 2001 г. Глава Палестинской национальной автономии Ясир Ярафат намерен принять участие в праздновании православного Рождества Христова в Вифлееме 6 января, передает РИА " Новости " со ссылкой на иорданское радио. Между тем, в четверг было объявлено, что запрет на передвижения Арафата из Рамаллаха продлен до 6 января, сообщает Радио Свобода. Израиль снимает блокаду города Вифлеем (на Западном берегу реки Иордан) по случаю празднования Рождества Христова, заявил 27 декабря министр обороны Биньямин Бен-Элиезер. Однако израильское руководство по-прежнему не разрешает посетить город главе Палестинской автономии Ясиру Арафату. Из-за запрета Арафат не смог присутствовать на богослужении в Вифлееме 25 декабря, когда Рождество отмечают католики и протестанты. Члены различных конфессий Иерусалима хорошо понимают сложность ситуации. Христианская образовательная система практически бездействует, так как учителям и ученикам очень трудно сейчас добраться из своих домов до школ. Также парализованы учреждения социального обеспечения и здравоохранения. Экономические проблемы и нестабильность в регионе привели к усиленной эмиграции арабов-христиан. Главы Церквей Иерусалима периодически встречаются для обсуждения ситуации. В конце прошедшей недели они снова обратились к политикам региона с призывом «положить конец любым проявлениям жестокости и начать новую главу мира и справедливости для палестинцев и евреев». Это обращение было опубликовано в палестинской прессе перед католическим Рождеством. Обращение подписали: глава Иерусалимской Православной Церкви Блаженнейший Патриарх Иерусалимский и всея Палестины Ириней ; глава Римско-католической Церкви Иерусалима Майкл Саббах; глава Армянской Церкви Иерусалима Торком Манугян; кардинал Джованни Баттичели, представляющий орден францисканцев; архиепископ Абрахам, представляющий в Иерусалиме Коптскую Церковь; Мар Свериос Маки Мурад, представитель Православной Церкви Сирии в Иерусалиме; глава Епископальной Церкви Иерусалима Пол Сайях, Риах Абу Ал-Ассал; Маниб Йонан, представляющий Лютеранскую Церковь. В Израиле насчитывается 170 тысяч христиан арабского происхождения, которые являются членами различных Церквей. Палестинские власти поддерживают очень тесный контакт с арабами-христианами. Многие христиане занимают ключевые посты в правительстве Палестинской автономии и непосредственно в кругу, приближенном к Ясиру Арафату.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В новейший период времени, когда политические деятели этих стран стали воспитываться в школах запада и особенно Парижа, принципы новейшего государственного права стали применяться и в государствах, исповедующих Греко-восточную церковь и так как вследствие этого последней стала угрожать опасность оказаться в несравненно большей зависимости от государственной власти, чем в какой она находилась доселе, и она пришла к сознанию, что такая бессистемная совместная жизнь на будущее время становится невозможною. Если принципы современного правового государства будут переноситься в полном объеме, причем будет более и более ограничиваться самостоятельность церкви, последствием чего явится умаление авторитета церкви в глазах народа: то это окажет очень вредное влияние не только на церковь , но еще более на всю народную жизнь и на само государство. На блюстителях прав церкви, т. е. канонистах, равно как и епископах лежит теперь задача – формулировать соответственную существу и цели Греко-восточной церкви систему, которая в принципе была признана и установлена византийскими императорами, и проводить ее реализацию при настоящем строе государственной власти. (Курсив наш) Но, к сожалению, есть и такие канонисты, которые из отдельных фактов прошлого стараются вывести формулу отношения не церкви к государству в духе церкви, а наоборот – формулу отношения государства к церкви. При этом они полагают в основание своей системы чистые факты прошлого, с одной стороны в явное противоречие юридической аксиоме, factum non probat jus, – с другой действуют при этом пристрастно – выставляя одни факты, отвечающие личному произволу императоров, и проходят совершенным молчанием другие – им противоположные. Уже самое название цезаропапизм, вполне основательно прилагаемое к этой системе, содержит ее осуждение. Но цезаропапизм, как система, напр., как. «высший епископат местных князей», или как протестантская «епископальная или территориальная система» не применим к византийскому укладу отношений между государством и церковью: для такой системы здесь не доставало постоянства, не доставало признания церкви, и если по временам казалось, будто император действовал совершенно произвольно, то – никогда motu proprio, а только по убеждению епископов, или же вмешивался в управление церковными делами лишь в крайних обстоятельствах, охраняя единство церкви и чистоту ее учения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Система митрополий, развившаяся в тесной связи с синодальной практикой в древней церкви, представляла собой или «вынужденную», форму «локализации» церкви, совпадавшую с собраниями синодов. Поскольку принцип равенства по существу всех епископов между собой стал основополагающим элементом православного канонического права, никакой митрополит и никакой патриарх никогда не занимал и позиции главы особой церковной единицы, представляющей над- и околоцерковные структуры епископального диоцеза. Постоянные синоды в Православных церквах существуют, но они никогда не считались отдельными церковными «телами», которые могли бы называться «поместными церквами». С появлением в Византии пресловутой теории пентархии в православии была установлена система, в соответствии с которой вся «экумена» была разделена на пять частей (патриархатов). Но вопреки попыткам некоторых современных представителей православия присвоить патриархатам наименование «поместной церкви» принцип равенства между собой всех епископов с точки зрения их экклезиологического статуса еще раз сделал невозможным превращение патриархата в церковную Завершая этот исторический экскурс, необходимо упомянуть понятие автокефалии, которое сегодня особо отличает Православную церковь . Принцип автокефалии покоится на современном учении о нации в том виде, в каком оно мало-помалу выкристаллизовалось, главным образом, в прошлом веке. По этой теории Православная церковь каждого народа управляется своим собственным синодом без какого бы то ни было вмешательства какой-либо другой церкви и имеет своего собственного главу (патриарха, архиепископа или митрополита). В современном состоянии богословской неразберихи, которая господствует в православии, «поместными церквами» называются в основном эти автокефальные церкви. Это часто создает для единства, называемого «автокефальная церковь», возможность так поглощать епископальный диоцез, что он оказывается полностью отставленным в сторону либо постоянным синодом, либо главой автокефальной церкви, хотя ни тот, ни другой не всегда реально представляют все диоцезы – поместные церкви территории, о которой идет II. Вопросы современного богословия поместной церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Ziziulas...

XVIII в. Р. Строубридж организовал общины в штатах Мэриленд и Виргиния, Ф. Эмбери - в Нью-Йорке, Т. Уэбб - в Филадельфии. В 1768 г. Джон Уэсли отправил в Америку 2 проповедников-мирян - Р. Бордмана и Дж. Пилмора. Два года спустя Р. Райт и Ф. Асбери были отправлены на помощь растущим амер. методистским об-вам. Первая конференция методистских проповедников в колониях состоялась в 1773 г. в Филадельфии. Присутствовавшие присягнули на верность руководству Уэсли и приняли решение, что, как миряне, они не будут совершать таинства. В местной англикан. приходской церкви методисты получали таинства Крещения и Вечери Господней. Была введена в действие система проведения регулярных конференций, аналогичная той, к-рую Уэсли учредил в Англии. Амер. революция внесла серьезные изменения в жизнь амер. методистов. В дек. 1784 г. в Балтиморе состоялась Рождественская конференция методистских проповедников, на к-рой была организована независимая Методистская епископальная церковь в Америке. В 1785 г. была опубликована 1-я Книга дисциплины, в 1792 г. состоялась 1-я Генеральная конференция, в 1808 г. разработан проект церковной конституции. В этот период также появились 2 церкви, которые почти полностью состояли из немецкоязычных прихожан. В сент. 1800 г. была создана Объединенная церковь братьев во Христе, общины которой находились на территории штатов Пенсильвания, Мэриленд и Виргиния. Основатели церкви - реформатский пастор Ф. Оттербейн (1726-1813) и меннонит М. Бём (1725-1812) - изначально движимые идеями пиетизма , приняли доктрину и организационное устройство методистов. В 1803 г. в Пенсильвании Дж. Олбрайт (1759-1808) создал Евангелическую ассоциацию. Олбрайт вначале был лютеран. проповедником, а затем перешел в методизм. В 1807 г. на 1-й ежегодной конференции он был избран епископом. Обе церкви активно использовали систему т. н. разъездных проповедников (circuit riders), к-рые посещали отдаленные поселения. Первые попытки слияния этих церквей, предпринятые в нач. XIX в., успехом не увенчались.

http://pravenc.ru/text/2578115.html

В 1965 г. папой Павлом VI был учрежден Синод епископов, в состав к-рого входят епископы, являющиеся представителями разных регионов мира. Заседания Синода созываются регулярно в установленное время для того, чтобы осуществлять непосредственное единение между первосвященником и епископами, помогать папе своими советами в делах укрепления веры и христ. нравственности, сохранения церковной дисциплины, а также для исследования вопросов, связанных с деятельностью Церкви во всем мире. Синод епископов обсуждает вопросы и выражает свои пожелания, но не имеет права выносить решения, обязательные для исполнения, если такое право не будет в каждом отдельном случае дано Синоду папой. Синод непосредственно подчинен Римскому епископу, к-рый созывает его, определяет место и время проведения, ратифицирует выборы одних членов Синода, назначает других и утверждает круг рассматриваемых вопросов, устанавливает повестку дня и председательствует на заседаниях лично или через своих представителей, закрывает, прерывает или распускает Синод. Неограниченный папский монархизм не позволяет характеризовать устройство католич. Церкви как Е. с. В рамках католицизма Е. с. служила своего рода лозунгом тех церковных деятелей, к-рые в разные эпохи пытались скорректировать распределение властных полномочий внутри католич. Церкви между папой и др. епископами, повысить в ней роль епископата. Подобное движение сложилось в кон. XIV в. как реакция на «великую схизму» - параллельное существование 3 папских престолов: в Риме, Авиньоне и Пизе, следствием чего явилось церковное разделение католич. Европы на 2 церковные фракции. Одним из видных представителей этого направления на рубеже XIV и XV вв. был франц. богослов Н. де Клеманж . Соборами в Пизе, Констанце и Базеле выдвигалась идея, согласно к-рой папе принадлежит в Церкви лишь высшая адм. власть, а законодательной властью должен обладать епископат, осуществляя ее через вселенские Соборы. Участник Базельского и Констанцского Соборов Ж. Жерсон в 1417 г. составил трактат «De potestate ecclesiastica et origine juris» (О церковной власти и происхождении права), в к-ром он писал о том, что высшая власть в Церкви принадлежит вселенскому Собору, что Собор выше папы. Предвосхищая идеи М. Лютера и др. вождей Реформации , Жерсон находил, что чрезмерное расширение папской власти явилось результатом развития человеческого права, а не коренится в божественном праве. Для Жерсона идеалом был церковный строй I тыс. христ. истории. Реформаторское направление, ориентированное на восстановление Е. с. в католич. Церкви, потерпело поражение в противостоянии папистской партии при папе Евгении IV - одним из результатов этого поражения явился протестантизм , оторвавший от католич. Церкви половину Зап. Европы.

http://pravenc.ru/text/190037.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010