Bauer, Kurzer Abriss d. Christl. Kirchengesch. Leipzig, s. 239). Тридцатилетняя война, невыгодно отозвавшись на политической жизни народа германского, дурно повлияла также на его жизнь религиозно-нравственную и церковную. Нравственная жизнь немецкого парода представляла тогда самую печальную картину. Целый семейства, ограбленные преследователями их, искали себе в лесах защиты от нападения неприятелей. Молодежь бродила без роду и племени и думала только о том, чтобы как-нибудь влачить свою жизнь, поддерживая ее грабежом, убийством и т. п. Это, покинутое на произвол судьбы, молодое поколение росло без надзора и воспитания, часто даже без материнского попечения. Школы были сожжены, учители прогнаны или умерщвлены; бесчисленное множество духовенства убито; большая часть церквей обращена была в магазины и конюшни. Благодаря тридцатилетней воине, вся немецкая культура, по замечанию Шмида, подвинулась назад на целое столетие (Geschichte d. Pietismus. s. 21). Искусство в Германии исчезло почти без следа. В литературе светской появлялось одно только безнравственное стихоплетство и глупая напыщенность (Hossbach, В. 2, s. 360). Собственная производительность германцев сменилась жалким подражанием чужой неестественной манере. Древнегерманская народность была принесена в жертву иноземному влиянию. Ненависть к всему родному усилилась. Страсть к иноземному обуяла почти всеми. Французский язык, французские обычаи и моды сделались господствующими. Всякий, кто только, как выражается Госсбах, имел притязание на ранг и образование, непременно должен был обоготворять французскую культуру, от которой веяло нравственною деморализацией. Владетельные князья, освободившись из-под власти императора, хотели и в церковном отношении, мало-помалу, освободиться от авторитета своих богословов и, вообще, духовенства. Прежде до вестфальского мира, они, без совета и решение духовенства, не могли сделать ни малейшей перемены в делах церковных. Теперь – не то: постепенно выдвигалась наперед система, так называемого, епископального права (jus episcopale), особенно со времени Бенедикта Карпцова, бывшего сначала профессором права в Лейпциге, потом тайным советником в Дрездене и умершего в 1666 г. После него, князья, так называемого, евангелического исповедания соединяли в своем лице двоякое достоинство: местного владетеля и верховного епископа. Усилилась так называемая цезаропапия, составлявшая главное зло в тогдашнем протестантском обществе и бывшая одною из самых главных причин, вызвавших пиетизм (см. Spener, deutsche theol. Bedenken. Th. HI, s. 411 и Th. IV, s. 297).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/p...

Кранмер ввел в Англиканской Церкви причастие под двумя видами – хлебом и вином (у католиков – облаткой), разрешил духовенству вступать в брак и ввел в практику богослужения так называемый «Общий молитвенник», который употребляется у англикан и по настоящее время. Большую роль в деле реформации в Англии играла королева Елизавета I, дочь Генриха VIII. Воспитанная своей матерью, протестанткой Анной Болейн, Елизавета, вступив на королевский престол, сейчас же освободила всех узников совести. Как и ее отец – Генрих VIII, она объявила себя главой Англиканской Церкви и продолжила ее реформу. С помощью протестантских богословов она ввела церковный порядок, который и сегодня существует в англиканском исповедании, а именно: ритуал – в отношении многих обрядов и некоторых таинств – остается католическим, а вероучение вводится в основном кальвинистское, и излагается оно в 39 пунктах. Система управления остается епископальной. Эта смесь Католицизма и Протестантизма является характерной чертой Англиканской Церкви и сегодня. В 1570 году папа отлучает Елизавету от Церкви. Реформация в Швейцарии Третья ветвь ортодоксального Протестантизма – кальвинизм, зародился в Женеве. Жан Кальвин родился в 1509 г. во Франции в Нойоне. Изучал богословие, законоведение, был видным гуманистом. В 1536 г. Кальвин прибыл в Женеву и здесь приступил к работе над трехтомным трудом «Наставление в христианской вере». Кальвин находился под сильным влиянием Мартина Лютера, и все же он шел своим собственным путем. Характерным в учении Кальвина является учение о предопределении, на чем мы остановимся подробнее, когда будем говорить о «партикулярных» баптистах. Надо лишь заметить, что это учение Кальвин во многом заимствовал у блаженного Августина , но преломил и трансформировал его так, как переосмыслил его сам. Кальвин, как и Цвингли, действует совместно с городским Советом Женевы. Он вводит в жизнь граждан такую духовную дисциплину, что по своей строгости она не имела аналогий. Он ввел систему церковных наказаний буквально во все области жизни. Самое строгое наказание – смертельная казнь, полагалась за богохульство. Непочтение к родителям наказывалось также сурово. Строго наказывалось прелюбодеяние. Полагалось наказание за картежную игру, танцы, увеселительные мероприятия. Если человек не приносил покаяния в церковной общине, его предавали светскому суду, который приговаривал виновного к каторге.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

В духе территориальной системы, между прочим, формулированы были постановления Прусского Landrecht 1794 г. относительно религиозных обществ. Поэтому законодательному памятнику, церковные общины суть союзы жителей государства для совокупного публичного совершения богослужения (Preuss. Landrecht 2§11). Предполагается, что много общин может принадлежать к одной и той же религиозной партии, но сама религиозная партия или вероисповедание не имеет организации признанной государством (§ 36). Эти общины служат государству тем, что внушают своим членам страх Божий, послушание законам, верность государству и доброе расположение к согражданам; и общества обязаны это делать по закону (§13). Члены, стоящие во главе привилегированных церковных обществ, объявляются государственными чиновниками (§19. 96). Организация и власть церковных обществ зависит от государства и подлежит его законодательству. В силу государственного закона в протестантском исповедании учреждена Консистория в качестве общего предстоятеля целого ряда религиозных общин, которые чрез это вступают в реальную унию между собою (§115. 143). Понятие о церкви как об особом вероисповедном обществе было неизвестно упомянутому прусскому закону. По нему высшая дирекция религиозными общинами усвоялась государству (§145.118.135.136). Территориальная система составляет резкую противоположность системе епископальной. В ней уже не сохранилось ничего из протестантского учения о церкви. В ней уже нет раздвоения управления религиозной общиной на духовное и светское, нет никакой преграды развитию неограниченного полновластия государства в делах общины. В ней религиозная община теряет не только духовный, но и церковный характер, делается составной частью общежития, подлежащая ведению и распоряжению государства. Правда, по видимому и здесь предполагается ограничение полновластия государства в том, что его ведению усвояется только adiaphora, т. е. внешний правительственный строй религиозной общины и изъемлется из области его полномочий внутренняя сторона жизни её – исповедание веры, церковное учение, проповедание Слова Божия, отправление богослужения. Но это потому, что, по учению этой системы, и само религиозное общество считается лишённым права вмешательства в упомянутые стороны религиозной жизни, так как все упомянутые вопросы предоставляются совести каждого, считаются делом частным, личным (Sohm. р. 673–676. 692–3).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Власть, применяемая таким привилегированным членом, есть власть совершенно светского характера, как и всякая светская власть, но всё-таки она не власть государства в религиозной общине, а просто власть светская приманённая к делам этой общины (Sohm. p. 559. 568–575. 587–616. 634). Осуществлением протестантского учения о praecupimm membrum ecclesiae была т. н. епископальная система управления протестантской общины, резвившаяся к началу XVII века и господствовавшая до конца его. Общая мысль этой системы состоит в том, что светский правитель страны мыслится преемником и представителем епископской власти в общине протестантской, власти исключённой из первоначальной церковной её организации. Эта власть, по своему существу и основному характеру, есть власть светская, только приманённая в области церковных отношений. Она проистекает не из общих государственных полномочий, а из того, что носитель государственной власти сам входит в состав церковного общества, как его praecipimm memprum, входит не как частное, а как официальное лицо. Таким образом, светский государь, после вступления в состав протестантской общины, является с одной стороны носителем государственной власти по отношению к государству, как глава его, а с другой он есть в тоже время представитель светской власти в религиозном протестантском обществе, которая даёт юридическую санкцию правительственному строю этой общины. Власть светского правителя государства не должна простираться на внутреннюю религиозную жизнь общины; привилегированный член общины, вооружённый светским мечом, не может решать религиозных вопросов. Власть его касается только внешнего правительственного строя общины. Она не уничтожает и даже не ограничивает полномочий, принадлежащих учительскому персоналу протестантской общины или пастырям общины, a имеет своей задачей помогать им, делать беспрепятственно своё пастырское дело. Проповедники Слова Божия даже не подчинены светской правительственной власти в церкви в том, что касается отправления их пастырских обязанностей. Они исполняют своё дело властью, полученной непосредственно от Бога вместе с даром проповедничества, и отдают отчёт в своей деятельности также Богу. Таким образом, правительственная власть князя страны в делах религиозной общины стоит особняком от пастырских полномочий учащего персонала протестантской общины, вне органической связи с ними. Поэтому по епископальной системе управления протестантской общины, она управляется совместно представителями пастырских полномочий и органами светской правительственной власти (Sohm. p. 660–671).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Хендерсоном и А. Джонстоном, лордом Уорристоном, включал текст Исповедания 1581 г., акты парламента, осуждавшие папство, и протесты против епископального управления Церковью, а также порицание тех действий короля Карла I, которые «...стремятся к воссозданию папской религии и тирании и к свержению и краху Реформатской веры, наших свобод, законов и сословий». Уильям Лод, архиеп. Кентерберийский. Гравюра. XVII в. Мастер В. Холлар (Б-ка редких книг им. Т. Фишера в Торонто) Уильям Лод, архиеп. Кентерберийский. Гравюра. XVII в. Мастер В. Холлар (Б-ка редких книг им. Т. Фишера в Торонто) Переговоры короля с шотландцами результата не принесли, в нояб. 1638 г. в Глазго Генеральная ассамблея Церкви Шотландии приняла решение об отмене «Пяти пертских статей», Высокой комиссии и ликвидации епископата как несовместимого с пресвитерианской верой. Попытка королевского комиссара лорда Дж. Гамильтона распустить ассамблею потерпела полную неудачу. Карл I, убежденный в необходимости существования епископата для осуществления королем контроля над церковью и как глава епископальной Церкви Англии, не признал решения Генеральной ассамблеи. Манифестом восставших стали решения Национального ковенанта 1638 г., идеи к-рого нашли широкий отклик у шотл. народа. Вся страна, за исключением немногих убежденных роялистов в Абердиншире, объединилась против посягательств короля. К. удалось закупить в континентальной Европе вооружение и обмундирование. Была также налажена система набора в шотл. армию, во главе которой встали вернувшиеся в страну командиры наемных отрядов, участвовавшие в Тридцатилетней войне (напр., А. Лесли). К. получили поддержку шотл. поселенцев в Ольстере и англ. пуритан, также боровшихся с усилением королевского абсолютизма и религ. реформой архиеп. У. Лода. Малочисленные сторонники короля в Шотландии объединились вокруг Дж. Гордона, маркиза Хантли, и Абердинского ун-та. Король не смог собрать большую армию, т. к. в казне не было денег, поэтому он мог опираться только на англ. подразделения, находившиеся в сев.

http://pravenc.ru/text/1841608.html

Правительство должно заботиться о благосостоянии государства, а народ пользуется этими заботами. Государства, придерживающиеся подобного основания, назывались полицейскими. Поэтому и в прежних государствах и полицейских – народный элемент представлялся не свободным выбором общин, но по назначению монарха. В действующем праве сохранились коллегиальные и территориальные системы; причём последняя преобладает, а коллегиальная система отчасти переходит к синодальному устройству Еангелическо-Лютеранской церкви. В России удержались системыепископальная и территориальная. Каждый консисториальный округ состоит из следующих учреждений: местная консистория, генерал-супер-интендент, консисториальный синод и главное церковное правительство. Местная Евангелическо-Лютеранская консистория состоит из присутствия и канцелярии. Присутствие состоит из президента, вице-президента и заседателей духовного и светского. Президент назначается всегда из светских лиц, по докладу Министра Внутренних Дел, – Государем. Кандидаты на должность президента (обыкновенно два) выбираются или генеральной консисторией (Московской и Петербургской), или местным дворянством (в Прибалтийском крае), или же по представлению генерал-губернатора (Варшавского). Вице-президент местных консисторий назначается из духовных лиц и называется: генерал-супер-интендентом, избирается и утверждается таким же порядком, как и президент. Генерал-супер-интендент, кроме общих прав члена консистории, имеет ещё особые права, как высшее духовное лицо в своём округе: посвящает и вводит в доджность пасторов, освящает храмы, наблюдает за деятельностью пробстов, ведёт списки духовенству; а в списках, представляемых ему пробстами, он аттестует духовных лиц, а списки представляет в консисторию; он производит визитацию округа, по крайней мере, раз в шесть лет; визитации могут быть обыкновенные и чрезвычайные; цель их – ревизия пробстских архивов; генерал-супер-интендент разбирает споры между пробстами и пасторами, он имеет почётные знаки; наперсный золотой крест, печать и титул. Затем в состав консистории входят заседатели из церковных и светских лиц, избираемых теми же учреждениями ,что и президент, но утверждаются они в должностях Министром Внутренних Дел. Все члены консистории считаются на государственной службе. При Варшавской консистории, для судебных дел, состоит, сверх того, прокурор местной судебной палаты.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Только в Южной Америке, где мормоны и свидетели Иеговы, не говоря уже об анимистических и спиритистских группах коренного населения, пользуются большим влиянием и растут численно, предварительный опрос показывает, что 90% опрошенных не просто хотели бы прочесть, но настойчиво просят, прислать литературу, которая помогла бы противостоять культистам и обратить их в истинную веру. В Соединенных Штатах и Канаде, где также процветает немало культов, университеты, колледжи, семинарии, поместные церкви постоянно присылают заявки на литературу подобного рода и получают ее по мере возможности, но возможности эти весьма невелики, и те немногие организации, которые чем-либо тут могут помочь, включая наш Институт христианских исследований, и которые работают не покладая рук, все-таки не в состоянии удовлетворить всех желающих. Необходимо увеличить и число специальных комиссий, наподобие уже финансируемой Всемирным советом церквей, которые защищали бы рынок церковной литературы от культовой продукции и помогали отличать ее от истинно христианской. Консерваторы и либералы могут иметь разногласия в вопросах теологии, но и те и другие в равной мере страдают от нашествия сект, и ряды культистов по сей день пополняются за счет бывших методистов, членов епископальной церкви, лютеран, баптистов, конгрегационалистов и т.д., входивших как в либеральный, так и в консервативный лагерь. Нужда в литературе просто отчаянная, причем в литературе, специально ориентированной на убеждения культистов. Но для ее создания опять же требуются объединенные усилия заинтересованных служителей, издателей, ученых, иначе затея просто неосуществима. Культы пользуются бездействием христианской церкви, не предпринявшей еще мало-мальски серьезных усилий, чтобы приостановить контрабандное распространение культовой литературы, направленной против христианства. Этим бездействием мы, без сомнения, внесли существенный вклад в их успех. Наши исследования дали и дадут еще огромное количество полезной информации, но чтобы отпечатать ее и сделать общедоступной, одних наших усилий мало. Проект четвертый: пересмотр системы образования

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tsarstvo...

Затем, исходя из теории договора, он говорит, что и status ecclesiasticus – образовался по договору ее членов, и государство обязано обеспечить твердость договора и не имеет права стеснять деятельность церковного строя. Где нет коллизии между государством и церковью. Практически эта теория вела к тому, чтобы в состав консистории входили члены из всех status входящих в состав государства, т. е. представители государственной власти, духовного класса и народа. Представители государственной власти и учительского класса, т. е. духовные, утверждают положение церкви в государстве согласно с государственным правом. А представители народа являются выразителями общественного религиозного сознания. Но эта теория не имела полного развития, потому что в XVII веке понятие о народе, как в высшей степени, о важном факторе государственной жизни, было весьма мало развито, а в следующем XVIII веке и самая теория договора была изменена в том смысле, что государство есть результат договора между народом и правительством. Правительство должно заботиться о благосостоянии государства, а народ пользуется этими заботами. Государства, придерживающиеся подобного основания. Назывались полицейскими. Поэтому и в прежних государства и полицейских – народный элемент представлялся не свободным выбором общин, но по назначению монарха. В действующем праве сохранились коллегиальные и территориальные системы, причем последняя преобладает, а коллегиальная система отчасти переходит к синодальному устройству Евангелическо-Лютеранской церкви. В России удержались системы епископальная и территориальная. Каждый консисториальный округ состоит из следующих учреждений: местная консистория, генерал-суперинтендент, консисториальный синод и главное церковное попечительство. Местная Евангелическо-Лютеранская консистория состоит из присутствия и канцелярии. Присутствие состоит из президента, вице-президента и заседателей духовного и светского. Президент назначается всегда из светских лиц, по докладу министра Внутренних Дел, – Государем.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Диоцезальные Е. (episcopus ordinarius loci или dioecesanus) делятся на Е. суффраганов (episcopus suffraganeus), к-рые подчинены архиепископу (митрополиту), возглавляющему церковную провинцию, и на т. н. изъятых Е. (episcopus exemptus), непосредственно подчиненных Папскому престолу. Помимо диоцезальных Е. в католич. Церкви существуют титулярные Е. (episcopus titularis), не имеющие собственной юрисдикции и являющиеся, как правило, коадъюторами (episcopus coadiutor), или помощниками (episcopus auxiliaris), диоцезальных Е. О Е. в протестант. церквах см. в статьях: Англиканская Церковь , Африканская методистская епископальная сионская церковь , Африканская методистская епископальная церковь , Епископальная система , Протестантская епископальная церковь в США , Протестантская епископальная церковь Ирландии , Христианская методистская епископальная церковь, Шотландская епископальная церковь . А. А. Ткаченко Лит.: [ Иоанн (Соколов), архим.] О монашестве епископов//ПС. 1863. Ч. 1. С. 442-475; Ч. 2. С. 99-155, 193-342; Соколов И. И. Избрание архиереев в Византии IX-XV вв.: Ист.-прав. очерк//ВВ. 1917. Т. 22 (1915/1916). Вып. 3/4. С. 193-252; Haddan A. W. Bishop//A Dictionary of Christian Antiquities/Ed. W. Smith, S. Cheetham. L., 1875. Vol. 1. P. 208-240; М[арков] Н. [Ф.]. Епископ//ПБЭ. 1904. Т. 5. Стб. 457-460; Catoire A. Intervention des laiques dans l " élection des évêques//EO. 1912. T. 15. P. 412-426; Leclercq H. Évêque//DACL. T. 5. Col. 938-949; Martin V. La choix des évêques dans l " Église latine//RSR. 1924. Vol. 4. P. 221-264; Valton E. Évêques//DTC. Vol. 5. Col. 1656-1725; Herman E. Das bischöfliche Abgabenwesen im Patriarchat von Konstantinopel vom XI. bis zur Mitte des XIX. Jh.//OCP. 1939. Vol. 5. P. 434-513; Beyer H. W., Karrp H. Bischof//RAC. Bd. 2. Sp. 394-407; Piolanti A. e. a. Vescovo//EC. 1954. Vol. 12. Col. 1312-1320; Botte B. «Presbyterium» et «Ordo episcoporum»//Irénikon. 1956. Vol. 29. P. 5-27; Gewiess K. et al. Bischof//LTK. Bd. 2. Sp. 491-506; Beck. Kirche und theol.

http://pravenc.ru/text/190033.html

P. 16). Тем не менее специальные законодательные акты не определяли, какой именно тип управления Церковью должен существовать в Шотландии. В зависимости от внешних и внутренних факторов система церковного управления Шотландии в течение 25 лет переходила от полуепископальной формы к полупресвитерианской и обратно. Окончательная победа пресвитерианской формы управления в Шотландии во многом связана с именем преемника Нокса - Мелвилла, в 1574 г. вернувшегося из Женевы и обнаружившего, что «епископальная система, существовавшая в то время, использовалась короной для контроля над Церковью и знатью, дабы присваивать церковные фонды в свою казну» (Ibid. P. 17). Он сделал вывод, что корень всех зол - это епископальная форма церковного управления, к-рую необходимо заменить пресвитерианской, наподобие той, что существовала у франц. гугенотов. Ни Ж. Кальвин, ни Нокс не были против функций епископа, хотя и отрицали идею апостольского преемства. Мелвилл выступил против епископата, который, с его т. зр., умолял исключительность власти Христа и наносил ущерб свободе людей, в поддержку правления пресвитеров в Церкви на различных уровнях: от консистории местной Церкви до регионального Синода и национальной Генеральной ассамблеи. Мелвилл составил «Вторую книгу порядка», к-рая была принята Генеральной ассамблеей в 1578 г. В ней была осуждена епископальная форма управления Церковью и излагалось пресвитерианское учение об управлении Церковью на основании завета. Во «Второй книге» подтверждалась независимость Церкви от гражданских властей и тот факт, что права и власть Церкви происходят непосредственно от Бога. Христос, согласно НЗ, является главой Церкви и правит с помощью Своего Слова и Св. Духа, поэтому Церковь получила свои полномочия от Бога, без посредничества государя, как это утвердилось в Англии, где любая власть, духовная или гражданская, происходила от монарха. Т. о. было определено, что существуют 2 параллельные сферы полномочий (понятие «двух царств» подразумевалось, но не упоминалось).

http://pravenc.ru/text/1841608.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010