Духовное начальство будет избавлено от разбора таких дел, которые наполнены описанием сцен самых соблазнительных и отвратительных, в которых нередко бывает собран весь смрад разврата 271 . На основании всех вышеуказанных соображений, по мнению комитета, необходимо установить следующие правила касательно брачных дел 272 : 1)      дела о противозаконных брачных сопряжениях, предусмотренных уложением о наказаниях, начинаются в светском суде, который свои приговоры о незаконности брачных сопряжений передает епархиальному начальству для соответственного распоряжения относительно признания недействительности брака (ст. 149). Дела о расторжении браков по безвестному отсутствию одного из супругов производятся в светском суде, который, в случае признания безвестного отсутствия доказанным, сообщает свое решение епархиальному начальству для расторжения брака (ст. 151). Просьбы о расторжении брака по неспособности одного из супругов к брачной жизни обращаются к епархиальному архиерею, который делает распоряжение об увещании супругов, что бы они оставались в брачном союзе. Если увещание не достигнет цели, предоставляется просившему расторжения брака супругу обратиться в суд светский, который, в случае признания действительной неспособности, сообщает свое определение епархиальному архиерею для расторжения брака. Желающие расторжения брака по нарушению святости оного прелюбодеянием, обращаются к епархиальному архиерею, который делает распоряжение об увещании супругов к примирению. Если увещание окажется безуспешным, предоставляется просившему расторжения супругу обратиться в суд светский, который постановляет решение по обвинению в прелюбодеянии и, в случае признания события прелюбодеяния доказанным, сообщает копию с этого решения архиерею. Архиерей вновь делает распоряжение об увещании супругов к примирению и, если примирения не последует, распоряжается расторжением брака (153). Светские и духовные лица по делам о выдаче метрических свидетельств относительно событий рождения и крещения, брака, смерти и погребения обращаются к епархиальному начальству.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Некорректная позиция. Как РПЦ смотрит на требования государственных законов? Устав РПЦ обязуется " осуществлять свою деятельность при уважении и соблюдении существующих в государстве законов " (Устав РПЦ. Гл.1,ст.4). РПЦ признаёт, что " правовой суверенитет на территории государства принадлежит его властям. Они и определяют юридический статус Поместной Церкви " ( " Основы социальной концепции РПЦ " 3,5). Эти декларации не выполняются. Конституция РФ и закон 1-ФКЗ " О судебной системе " запрещают религиозному объединению учреждать суд. Устав РПЦ учреждает суд, нарушая прямой запрет закона. Должно ли государство закрывать глаза, если Устав РПЦ нарушает Конституцию, Закон о суде, Трудовой Кодекс и гражданские права человека? Добровольно вступая в религиозные и общественные организации, граждане не отказываются от своих гражданских прав: " Отделение религиозных объединений от государства не влечёт за собой ограничений прав членов указанных объединений... " ( О свободе совести и религиозных объединениях.Ст.4, п.6). Устав РПЦ ставит гражданина в зависимость от епархиальной власти, не обеспечив гарантий от юридических и практических злоупотреблений. Учреждая церковный суд и запрещая выносить в гражданский суд " внутрицерковные споры " , Устав претендует на правовое партнёрство с РФ, выводит своё правовое пространство из пределов правового поля государства и ставит РПЦ вне закона. Зачем РПЦ возводит в норму нарушение государственных законов, и почему РФ позволяет ей нарушать законы? Чтобы снять противоречие, нужно либо изменить законодательство РФ, либо привести Устав РПЦ в соответствие с законодательством. Суд Линча, именуемый " церковным судом " . Церковный суд не может стать частью отечественной судебной системы. РПЦ не строит судебную систему на принципах судебных систем правовых государств: независимость от исполнительной власти, открытость, состязательность, презумпция невиновности, личное участие обвиняемого в процессе, право на защиту, и проч. РПЦ не строит свою систему на канонических принципах Вселенской Церкви. " Временное Положение о церковном судопроизводстве " противоречит святым канонам. Церковный суд рассматривает дисциплинарные дела и решает человеческие судьбы без права на обжалование, но не может обеспечить основную задачу суда –Правосудие. Это не судебный, а карательный орган исполнительной власти.

http://religare.ru/2_46576.html

- Уже сейчас какие-то поправки в действующее Положение о церковном суде готовятся? Или выпущено разъяснение насчет деятельности Общецерковного суда, и пока изменять документ, который прописывает правила работы судов, не надо? - В настоящий момент работа по написанию поправок не ведется. Сейчас осмысливается опыт и копятся факты, прецеденты, которые потом могут вылиться в поправки. Как, например, упомянуто в разъяснении, в Положении о суде указано, что если истец или ответчик по делу, рассмотренному епархиальным судом, недоволен результатом, то он должен подать апелляцию во второй раз на рассмотрение в тот же епархиальный суд. А вот после того, как епархиальный суд повторно примет неудовлетворительное с его точки зрения решение, тогда может быть подана апелляция в Общецерковный суд. Очевидно, что эта норма не совсем жизненна. Если епархиальный суд принял решение, если оно было утверждено епархиальным архиереем, то тот же епархиальный суд и тот же епархиальный архиерей едва ли будут менять свое мнение. Поэтому Общецерковный суд сейчас принимает апелляции после первого решения епархиального суда. Или еще: в Положении говорится лишь о возможности апеллировать на решения епархиальных судов. Вместе с тем, Общецерковный суд уже рассматривал апелляции на решения о запрещении, принятые не епархиальными судами, а архиереем. Все это фиксируется. Ведется реестр вопросов, по которым желательно внести коррективы. Я думаю, что через некоторое время это будет оформлено уже в конкретные поправки к документу и со временем внесено на рассмотрение священноначалия. Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам: 05.02.2022 25.05.2021 05.11.2020 20.06.2020 23.01.2020 Последние комментарии 05.04.2024 22:24 05.04.2024 20:56 05.04.2024 20:36 05.04.2024 20:21 05.04.2024 19:54 05.04.2024 18:06 05.04.2024 14:50 Главный редактор — А.Д.Степанов Учредитель Региональная общественная организация содействия объединению русского народа " Русское Собрание " , Москва Телефон: +7 (812) 950-92-09 Свидетельство о регистрации СМИ в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Эл ФС77-69161 от 29.03.2017 г. 18+

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

17, 107:136); г) когда пресвитер осужден своим епископом за самовольное оставление своего прихода и упорное невозвращение, несмотря на увещание епископа (Антиох. 3); д) если лицо духовного сана в церковном деле пренебрежет духовным судом и обратится к суду светскому или к императору (11 Вс. с. 6; IV Вс. с. 9; Антиох. 11 и 12; Карф. 15); е) если обвиняемый епископ не явился в суд, несмотря на троекратный вызов (Карф. 28); ж) если клирик, обвиняемый судом первой инстанции, пренебрегая требованием этого суда, в течение года не даст по своему делу объяснения суду и будет им осужден (Карф. 90); з) если обвиняемый после рассмотрения дела в суде низшей инстанции не докажет, что его дело требует вторичного рассмотрения (Сард. 3); и) если обвинитель, подающий апелляцию, письменно не заявит, что готов понести одинаковое с обвиняемым наказание в том случае, когда бы он, обвинитель, в новом судебном разбирательстве оказался клевещущим (II Вс. с. 6 ). Таковы основные положения апелляционного судопроизводства древней Церкви согласно канонам и судебной практике периода широкого развития соборного начала в церковной жизни. Справка 2. Апелляция в суде Русской Православной Церкви В Русской Церкви до учреждения Святейшего Всероссийского Правительствующего синода духовный суд, соответственно трем ступеням светского суда, состоял из трех инстанций. Первой инстанцией был суд десятинный или уездный в лице архимандритов и протопопов, десятильников, заказчиков, духовных дел управителей и духовных правлений; второй – суд епархиальный в лице епископа, при котором со времени Стоглавого собора действовал суд из архимандритов и игуменов и суд архиерейских бояр, в XVIII в. преобразовавшийся в приказ; третьей – суд митрополичий, позднее патриарший. В 1721 г. Священный синод стал высшей административной и судебной инстанцией в Русской Церкви, пересматривавшей в апелляционном порядке решения епархиального суда, который начал действовать по новому порядку уже в качестве первой инстанции по делам клириков и мирян.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

п) Законность лица, рожденного по истечении трехсот шести дней после прекращения брака смертью мужа или после расторжения сего брака установленным на то порядком, могут оспаривать все те, коих прав личные или по имуществу были бы нарушены чрез признание его законнорожденным, но не позднее, как чрез шесть месяцев после рождения сего младенца. (Ст. 231 Т. 10, ч. 1, изд. 1887 г.). р) Доказательством рождения от законного брака признаются метрические свидетельства, выданными духовными властями на основании действующих в духовных ведомствах правил (ст. 1351 Уст. Гр. Суд. изд. 1892 г.), т.е. из Синодальных Контор, Епархиальных Консисторий от Протопресвитера военного и морского духовенства, на основании метрических книг, частным лицам свидетельства, или же доставленные от сих властей в Присутственные места или надлежащим начальствам взятые из сих книг сведения, по правилам, означенным в Уст. Дух Конс. (Ср. Зак. Сост. ст. 1047; Ср. изд. 1892 г. Т. 16, ч. 2 Зак. Суд. Гражд. ст. 459). с) Метрические свидетельства о рождении, частным лицом представленное, почитается достаточным тогда лишь, когда действительность оного никем не оспариваема; в противном случае оно подлежит рассмотрению духовного начальства (ст. 459 Т. 16, ч. 2, зак. суд. гр. изд. 1892 г.) и поверке с метрическими книгами, согласно статье 1342 Уст. Гражд. Суд. (ст. 1355 Т. 16, Уст. Гражд. Суд.). Примечание 1. От 1342 и 1355 Уст. Гр. Суд. допуская сличение и поверку метрических выписей и документов, не дают судебным местам права поверить верность выводов и постановлений духовных учреждений, жалоба на неправильность которых в этом отношении должна быть принесена лишь их начальству. (Реш. гражд. кас. департ. 1875 г. Января 16, 44, Оболенского). Примечание 2. По силе 122 ст. Т. 10, ч. 1, сведения, взятые из метрических книг и доставленные от духовных властей в присутственные места или надлежащим властям, имеют равное с метрическими свидетельствами значение. (Реш. гражд. кас. деп. 429, – 1875 г.). т) За невозможностью получить метрическое свидетельство, по неимению метрических книг, или при сомнительности обстоятельств, которые в них показаны, могут, в доказательство от рождения законного брака, быть принимаемы: исповедальные росписи, родословные, городовые обывательские книги, формулярные списки и ревизские сказки, а в дополнение сих актов принимаются показания свидетелей честного и не укоризненного поведения и в том числе, когда можно, священника, который совершал крещение, и бывших при том церковного причта и восприемников (ст. 1356 Уст. Гр. Суд. Т. 16, ч. 1, изд. 1892 г. Т. 16, ч. 2, изд. 1892 г. ст. 460–461).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sborni...

Духовный суд – Πνευματικν Δικαστριον, состоит из четырех членов-клириков и находится под председательством митрополита или епископа-помощника, как заместителя митрополита, если при митрополии имеется викарий, или же другого митрополичьего епитропа. Членами духовного суда обыкновенно состоят: протосинкелл или архидьякон митрополии, если они имеются в штате митрополичьего клира, и три-четыре священника из кафедрального города или из соседних городов и даже сел, отличающиеся знанием церковных канонов, пастырским авторитетом и безукоризненною нравственною жизнью. Все они назначаются в состав суда митрополитом, на определенный срок (три или четыре года), трудятся бесплатно. При суде имеется и секретарь, состоящий в то же время секретарем и Смешанного церковного суда, а иногда даже и Димогеронтии, получающий жалованье или из общей кассы кинота, или от митрополита – из тех взносов, которые представляются в Духовный суд участниками судебных дел по определенной таксе. Духовный суд рассматривает исключительно брачные дела – о расторжении обручения и брака, со стороны лишь духовной, канонической, и руководится в своей деятельности Номоканоном и позднейшими распоряжениями церковной власти. Духовный суд в самостоятельной епископии является первой судебной инстанцией, из которой дело по апелляции переходит в Духовный суд при митрополии, а потом – в священный синод при вселенском патриархе, как высшую инстанцию. Духовный же суд в митрополии, не имеющей епископии, является, конечно, первой инстанцией, из которой дела по апелляции направляются прямо в священный синод. В Духовный суд допускаются, по практике Константинопольской Церкви, и адвокаты, выступающие здесь от имени своих доверителей и по бракоразводным делам. В Духовном суде, как епископском, так и митрополичьем, вовсе не рассматриваются дела клириков, нарушивших церковную дисциплину и вообще совершивших то или другое преступление; единственным судьей клириков является митрополит, рассмотрению и решению которого подлежат все их дела; и только в тех случаях, когда священники и дьяконы подлежат по церковному суду лишению сана, епархиальный архиерей представляет дело в священный синод.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

По обследовании дела, определение составляется большинством голосов, при составлении протокола. Если Архиепископ не согласится с постановлением большинства, или просящие не будут удовлетворены состоявшимся постановлением, то дело приостанавливается в исполнении и переносится в ближайшее заседание Епархиального Собрания. II. Епархиальное казначейство. Оно состоит из казначея, бухгалтера и письмоводителя. Контроль над ним принадлежит общему собранию Совета, которые in toto или чрез доверенных ежемесячно ревизует наличность кассы, а по истечении года образует ревизионный комитет для проверки отчета, приходо-расходных книг и наличных сумм. Епархиальный Совет имеет свою печать с изображением креста и надписью учреждения. Епархиальный Суд Предметы ведения: а) церковные преступления: 1) Против веры: отступление от церкви; возмущения против нее; оскорбление святыни храма, – лиц священного сана; клятвопреступление, богохульство, святотатство. 2) Преступления по должности церковных лиц как духовных так и мирских, состоящих на церковной службе. 3) Дела о браках и брачном разводе. Состав лиц Епархиального Суда: Председатель – Епископ губернского уезда, члены: 3 из протоиереев и архимандритов и 3 – мирских лица. Они избираются Епархиальным собранием. В дополнение к ним избираются каждый раз подсудимым и обвинителем судьи из духовных и светских лиц по равному числу. Представителем обвинения служит прокурор, избираемый и определяемый митрополитским судом. У суда и прокурора должны быть особые канцелярии. Административная часть, наблюдение за скоростью и правильностью судопроизводства возлагается на председателя суда. Подсудимый, как и истцы, могут иметь адвокатов и поверенных. В распоряжении Епархиального суда состоят следователи по 1 на уезд. Следователь избирается Епархиальным собранием и утверждается митрополитским судом. Порядки судопроизводства. Судопроизводство – устное, состязательное, публичное. Движение судебного дела совершается в таком порядке: Суд вчинается или по жалобе и просьбе частного лица, или по представлению администрации (приходского собрания и совета, уездного епископа, Епархиального Архиепископа и Епархиального Совета).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Анонимное заявление не может служить поводом для рассмотрения дела в епархиальном суде. В заявлении о церковном правонарушении должны содержаться: - имя и титул епархиального архиерея, которому подается заявление; -сведения о заявителе с указанием его места жительства или, если заявителем является каноническое подразделение Русской Православной Церкви, его места нахождения; - известные заявителю сведения об обвиняемом в совершении церковного правонарушения лице; - в чем заключается церковное правонарушение; - обстоятельства, на которых заявитель основывает свои утверждения, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства; - перечень прилагаемых к заявлению документов. Важно, что в полном соответствии со священными канонами не принимаются заявления от следующих лиц: - находящихся вне церковного общения (в случае рассмотрения дел вероучительного, пастырского или богослужебного характера); - недееспособных в соответствии с государственным законодательством ; - осужденных церковным судом за заведомо ложный донос или лжесвидетельство; - клириков по обстоятельствам, которые стали им известны из исповеди. Епархиальный архиерей вправе рассмотреть заявление о церковном правонарушении единолично и вынести собственное решение по делу. Однако, в том случае, если дело сложное и требует дополнительного исследования, он может передать его на рассмотрение епархиального суда. Епархиальный суд состоит не менее чем из пяти судей, имеющих епископский или священнический сан. Председателем епархиального суда может быть лицо в епископском или священническом сане. Председателя, заместителя Председателя и секретаря епархиального суда назначает епархиальный архиерей. При этом он сам вправе выступить в качестве председателя. Остальные судьи епархиального суда избираются Епархиальным собранием по представлению епархиального архиерея. Срок полномочий судей епархиального суда - три года, с возможностью переназначения или переизбрания на новый срок. При этом епархиальный архиерей вправе собственным решением досрочно прекратить полномочия судей по основаниям, предусмотренным ст.

http://sedmitza.ru/lib/text/429679/

4.Пересмотр дела осуществляется епархиальным судом в порядке, установленном § 2-3 настоящей главы. Ходатайство стороны о пересмотре повторного решения епархиального суда не принимается к рассмотрению. 5. Решения епархиального суда, содержащие резолюцию епархиального архиерея, могут быть обжалованы сторонами в Общецерковный суд второй инстанции исключительно в следующих случаях: несоблюдение епархиальным судом установленного настоящим Положением порядка церковного судопроизводства; при надлежаще мотивированном несогласии стороны с повторным решением епархиального суда, принятым по ходатайству стороны о пересмотре дела. Решения епархиального суда обжалуются в порядке, предусмотренном главой 6 настоящего Положения. Решения епархиального суда, содержащие резолюцию епархиального архиерея об освобождении обвиняемого лица от должности или о переводе клирика на иное место служения, обжалованию не подлежат. Статья 49. Вступление решений Общецерковного суда первой инстанции в законную силу. 1. Принятое Общецерковным судом первой инстанции решение вместе с протоколами судебных заседаний и иными материалами дела передается председателем Общецерковного суда (в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения) на рассмотрение Патриарха Московского и всея Руси. На рассмотрение Священного Синода направляются (в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения) решения Общецерковного Суда первой инстанции, предусматривающие в качестве возможного канонического прещения (наказания): освобождение обвиняемого лица от должности, на которую данное лицо было назначено решением Священного Синода; иное каноническое прещение (наказание), имеющее своим неизбежным последствием освобождение от должности, на которую данное лицо было назначено решением Священного Синода. 2. Решения Общецерковного суда первой инстанции вступают в законную силу с момента их утверждения резолюцией Патриарха Московского и всея Руси. 3. Решения Общецерковного суда первой инстанции, поступившие на рассмотрение Священного Синода, вступают в законную силу с момента их утверждения резолюцией Священного Синода. До рассмотрения дела Священным Синодом Патриарх Московский и всея Руси (в случае необходимости) вправе принять временное решение, которое вступает в законную силу немедленно и действует до момента вынесения Священным Синодом соответствующей резолюции.

http://sedmitza.ru/lib/text/429997/

Кроме того, если резолюция епархиального архиерея предусматривает наказание в виде освобождения настоятеля (настоятельницы) епархиальных монастырей от занимаемой должности, решение епархиального суда вступает в законную силу с момента утверждения соответствующего наказания Священным Синодом. Допускается обжалование в Общецерковный суд второй инстанции только тех решений епархиального суда, которые содержат  резолюцию епархиального архиерея. Соответствующая резолюция должна содержать: Решения епархиального суда, содержащие резолюцию епархиального архиерея, могут быть обжалованы сторонами исключительно в следующих случаях: Решения Общецерковного суда первой инстанции могут быть обжалованы только обвиняемым лицом (то есть архиереем либо руководителем Синодального и иного общецерковного учреждения). Положение устанавливает закрытый (исчерпывающий) перечень оснований обжалования данных решений. В заключение хотелось бы отметить, что, согласно Положению, дела по церковным правонарушениям, являющимся каноническим препятствием к пребыванию в клире, рассматриваются церковными судами в предусмотренном настоящим Положением порядке в случае совершения данных церковных правонарушений как до, так и после вступления в силу настоящего Положения — при условии, что соответствующие церковные правонарушения были сознательно скрыты обвиняемым лицом и в этой связи ранее не рассматривались органами церковной власти и управления. Дела по иным церковным правонарушениям рассматриваются церковными судами в случае совершения соответствующих церковных правонарушений после вступления в силу настоящего Положения. В данном случае предусматривается применение Положения «с обратной силой» при рассмотрении дел по церковным правонарушениям, являющимся каноническим препятствием к пребыванию в клире. Согласно ст. 53 Конституции РФ закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Однако Положение о церковном суде не является государственным законом. Кроме того, данное Положение не устанавливает ответственность (наказание) за совершение церковного правонарушения. Виды ответственности (наказания) виновных лиц устанавливается, как уже было отмечено выше, церковными канонами. Положение, определяя порядок церковного судопроизводства, не вводит новых канонических правил (о видах церковных правонарушений и ответственности за них).

http://patriarchia.ru/db/text/426316.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010