Статья 15. Оставление заявления о церковном правонарушении без рассмотрения Епархиальный суд вправе ходатайствовать перед епархиальным архиереем об оставлении заявления о церковном правонарушении без рассмотрения по следующим основаниям: - обвиняемым является лицо, не подлежащее церковному суду; - заявление подписано и подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание и предъявление в церковный суд; - отсутствие церковного правонарушения; - очевидная непричастность обвиняемого лица к церковному правонарушению. Статья 16. Исправление недостатков в заявлении о церковном правонарушении Если заявление о церковном правонарушении подано без соблюдения требований, предусмотренных статьей 14 настоящего Положения, епархиальный архиерей по собственной инициативе или по ходатайству епархиального суда предлагает заявителю привести заявление в соответствие с установленными требованиями. ГЛАВА 4. Лица, участвующие в деле. Вызовы в епархиальный суд. Статья 17. Состав лиц, участвующих в деле 1. Лицами, участвующими в деле, являются стороны, свидетели и иные лица, которые привлечены епархиальным судом к участию в деле. 2. В качестве сторон в епархиальном судопроизводстве выступают заявитель (при наличии заявления о церковном правонарушении) и обвиняемое в совершении церковного правонарушения лицо. Статья 18. Вызовы в епархиальный суд 1. Вызов в епархиальный суд может быть направлен по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, телеграммой, по факсимильной связи либо иным способом при условии фиксирования вызова. 2. Вызовы в епархиальный суд направляются с таким расчетом, чтобы их адресат имел достаточный срок для своевременной явки в епархиальный суд. 3. Вызов в епархиальный суд направляется по месту жительства или служения (работы) адресата в каноническом подразделении Русской Православной Церкви. Статья 19. Содержание вызова в епархиальный суд Вызов в епархиальный суд составляется в письменной форме и содержит : -наименование и адрес епархиального суда; -указание времени и места явки в епархиальный суд;

http://sedmitza.ru/lib/text/429682/

Лица, участвующие в судебном разбирательстве, вызываются в епархиальный суд путем направления им письменных вызовов с таким расчетом, чтобы лицо, вызванное в суд, имело достаточно времени для своевременной явки на судебное заседание. Вызов в епархиальный суд направляется как по месту жительства, таки по месту служения или работы лица в каноническом подразделении РПЦ (например, на приходе или в монастыре). Последствия неявки извещенных лиц на судебное заседания зависят от роли этих лиц в судебном процессе. Так, если на судебное заседание не явилась хотя бы одна из сторон, епархиальный суд при наличии уважительных причин неявки может отсрочить разбирательство дела. В случае, если сторона не сообщила о причинах неявки на судебное заседание или эти причины являются неуважительными, епархиальный суд рассматривает дело в ее отсутствие. Исключение сделано для клириков. Согласно п. 4 ст.33 “Временного положения“, если характер переданного на рассмотрение епархиального суда дела может повлечь за собой запрещение в священнослужении или лишение сана, епархиальный суд в случае неявки на заседание обвиняемого в совершении церковного правонарушения лица откладывает рассмотрение дела до двух раз. Если обвиняемое в совершении церковного правонарушения лицо не явится на судебное заседание в третий раз (при том, что причины неявки окажутся неуважительными) епархиальный суд рассматривает дело в отсутствие обвиняемого в совершении церковного правонарушения лица. В ходе судебного разбирательства епархиальный суд исследует и оценивает собранные по делу доказательства, к числу которых относятся объяснения сторон и других лиц; показания свидетелей; письменные и вещественные доказательства; аудио- и видеозаписи. При необходимости получения доказательств, находящихся в другой епархии, епархиальный суд ходатайствует перед епархиальным архиереем о направлении специального запроса в эту епархию. На время выполнения запроса рассмотрение дела в епархиальном суде может быть отсрочено. “Временное положение” устанавливает особые требования к свидетельским показаниям.

http://sedmitza.ru/lib/text/429679/

е. присяжных. Суд присяжных известен в двух формах: а) как существующий у нас в России суд присяжных заседателей, в виде отдельной, независимой от суда коллегии народных представителей, избираемых на каждое дело отдельно и постановляющих приговор лишь о вине или невинности и притом без мотивировки его; б) или в виде суда шеффенов, как в Англии, т. е. коллегии народных представителей, избираемых на известный период времени, заседающих вместе с судьями, составляющих одну коллегию и решающих вместе с судьями все вопросы, возникающие в деле. Система судов Характер поступающих в суд дел, т. е. большая или меньшая важность их, вызывал необходимость в устройстве судов разной компетенции, а именно: а) суда для разбора мелких дел (мир., гор. суд и зем. нач.) и б) общих судов для разбора дел более серьёзных (окр. суд). Для исправления ошибок и неправильностей в решениях дел этими судами установлены апелляционные и кассационные суды. Для мировых судей апелляционной и кассационной инстанцией служит съезд мир. судей, для городских судей и земских начальников – уезд, съезд, а кассационным судом для них – губернское присутствие, для окружных судов является судебная палата. Высший и кассационный суд в империи составляет Сенат. Компетенция судов первой и второй категории точно установлена законом. В случае возникновения пререканий о подсудности и для устранения их установлены особые правила: пререкания разрешаются указанными в законе присутственными местами. а) Потребность в правильно организованном суде над мелкими проступками вызывается тем, что нередко мелкие проступки нарушают и более дорогие права. Кроме того, непринятие немедленных мер ко взысканию за мелкие проступки ведёт часто к дальнейшим, более сложным, правонарушениям. Наконец, наказание за мелкие проступки, если не физически, то нравственно может быть тяжко, ввиду чего надо, чтобы его назначал суд, правильно организованный, обставленный такими условиями, при которых нельзя ожидать ошибочного решения. Отличительные черты этих судов заключаются в следующем. Так как проступки и деяния, которые приходится ему разбирать, имеют более местное, чем общее значение, поэтому этот суд должен иметь местный характер, выбираться из местных жителей. Главная задача этого суда – устранить недоразумение и примирить; поэтому судья должен быть местный житель, член данной среды, более всего способный явиться миротворцем. Суд этот должен быть более простым ввиду несложности самых недоразумений и проступков; поэтому это должен быть судья единоличный. Порядок, установленный на этом суде, должен быть лишён, по возможности, всяких сложных формальностей. Но, будучи местным, единоличным, скорым и неформальным, суд этот должен быть также самостоятельным, независимым и разбирать дела судебным порядком, т. е. присуждать к ответственности лишь за то, что предусмотрено законом, и разбор дел на этом суде также должен быть обставлен необходимой судебной процедурой, требуемой правильным судопроизводством.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лицо, представляющее в епархиальный суд аудио- и (или) видеозаписи на электронном или ином носителе, обязано указать, когда и кем они осуществлялись. Глава 6. Рассмотрение дела в епархиальном суде Статья 28. Порядок разрешения вопросов епархиальным судом 1. Вопросы, возникающие при рассмотрении дела епархиальным судом, решаются судьями епархиального суда большинством голосов. При равенстве голосов решающим является голос председательствующего. 2. Судья епархиального суда не вправе воздержаться от голосования. Статья 29. Обязательность ведения протокола В ходе каждого заседания епархиального суда, а также в иных предусмотренных настоящим Положением случаях составляется протокол, который должен отражать все необходимые сведения о разбирательстве дела или совершении епархиальным судом отдельного действия. Статья 30 . Порядок составления и содержание протокола заседания епархиального суда 1. Протокол заседания епархиального суда ведется секретарем и должен отражать все необходимые сведения о разбирательстве дела. 2. Протокол заседания епархиального суда должен быть подписан председательствующим и секретарем епархиального суда не позднее чем через три дня после окончания заседания. 3. В протоколе заседания епархиального суда указываются: - дата и место заседания; - наименование и состав епархиального суда, рассматривающего дело; - номер дела; - сведения о явке лиц, участвующих в деле; - показания свидетелей; - сведения об оглашении письменных доказательств, данные осмотра вещественных доказательств, прослушивания аудиозаписей, просмотра видеозаписей; - дата составления протокола. Статья 31. Подготовка дела к разбирательству в епархиальном суде Подготовка дела к разбирательству в епархиальном суде включает: - уточнение относящихся к делу обстоятельств; - определение норм церковного права, которыми следует руководствоваться при разрешении дела; - определение состава лиц, участвующих в деле; -сбор необходимых доказательств; - контроль за своевременным направлением вызовов в епархиальный суд;

http://sedmitza.ru/lib/text/429682/

В случае пропуска срока подачи апелляционной жалобы Высший общецерковный суд второй инстанции вправе оставить апелляционную жалобу без рассмотрения. 3. Апелляционная жалоба должна содержать: сведения о лице, подавшем жалобу, с указанием его места жительства или, если апелляционная жалоба подана каноническим подразделением Русской Православной Церкви, его места нахождения; сведения об обжалуемом решении епархиального суда; доводы (надлежащее обоснование) апелляционной жалобы; просьбу лица, подавшего жалобу; перечень прилагаемых документов. В случае подачи апелляционной жалобы без соблюдения предусмотренных настоящим пунктом требований секретарь Высшего общецерковного суда предлагает лицу, подавшему апелляционную жалобу, привести ее в соответствие с установленными требованиями. 4. Высший общецерковный суд второй инстанции оставляет апелляционную жалобу без рассмотрения в следующих случаях: апелляционная жалоба подписана и подана лицом, не имеющим согласно пункту 1 настоящей статьи полномочий на ее подписание и предъявление; несоблюдение условий обжалования решения епархиального суда, предусмотренных пунктом 5 статьи 48 настоящего Положения. Статья 55. Запросы в епархиальные суды 1. В случае принятия апелляционной жалобы к рассмотрению председатель Высшего общецерковного суда направляет на имя епархиального архиерея: копию апелляционной жалобы на решение епархиального суда; запрос о предоставлении в Высший общецерковный суд обжалуемого решения епархиального суда и иных материалов дела. 2. Епархиальный архиерей (в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса) направляет в Высший общецерковный суд: отзыв на апелляционную жалобу; обжалуемое решение епархиального суда и иные материалы дела. Статья 56. Рассмотрение дела По усмотрению Высшего общецерковного суда второй инстанции дело может быть рассмотрено с участием сторон и иных лиц, участвующих в деле (по правилам, предусмотренным главой 5 настоящего Положения) или без участия сторон и иных лиц, участвующих в деле (путем исследования имеющихся материалов дела на основании соответствующего доклада секретаря Высшего общецерковного суда).

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/polo...

синода. При таком положении архиерея в суде епархии он не был бы лишен принадлежащей ему на основании Слова Божия и церковных правил судебной власти, и между тем получили бы применение к духовному суду все важнейшие и необходимые гарантии нового судопроизводства: 1) отделение обвинительной власти от судебной, 2) гласное производство суда, 3) неограниченное право сторон пользоваться протестом и отзывом. При таком положении и низшая инстанция суда, могущая судить только по поручению архиерея, не была бы совершенно от архиерея оторвана. 16) Члены епархиального суда избираются депутатами от духовенства, с присоединением к ним пяти членов губернского земского собрания и, по представлению епархиального архиерея, утверждаются Св. синодом. Допущение и светских избирателей основано на том, что епархиальному суду подсудны и миряне по некоторым делам. 17) Из получивших при избрании большинство голосов, епархиальный архиерей представляет тройное против требуемого штатом число со своим мнением о каждом избранном. Из представленных Св. синод утверждает требуемое штатом число членов и столько же к ним кандидатов, которые занимают их место, в случае их выбытия или законного отсутствия. 18) Члены епархиального суда избираются на шесть лет. 19) В члены епархиального суда избираются состоящие в епархии лица пресвитерского сана: а) прослужившие в должности духовного судьи не менее трех лет; б) окончившие курс в высших учебных заведениях; и в) окончившие полный курс учения в средних учебных заведениях, если прослужили в сане священника не менее десяти лет. 20) Присутствие епархиального суда для решения дел должно состоять не менее, как из трех судей. 21) Духовные судьи могут быть призываемы в заседания епархиального суда, в случае недостатка членов, для составле-ния полного присутствия; но они не могут участвовать в решении тех дел, по которым сами производили следствие или суд. 22) Заседания епархиального суда, кроме кафедрального города, где суд имеет постоянное местопребывание, в случаях крайней надобности, могут быть открываемы и в других местах епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

  РАЗДЕЛ V. ПОРЯДОК ЦЕРКОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА Глава 5. Порядок церковного судопроизводства в епархиальных судах и в Высшем общецерковном суде первой инстанции 1. Принятие дела к рассмотрению Статья 33. Порядок принятия дела к рассмотрению. Сроки рассмотрения дела 1. Дело, требующее исследования, передается епархиальным архиереем в епархиальный суд при наличии следующих оснований: О передаче дела в епархиальный суд епархиальный архиерей выносит соответствующее распоряжение, которое направляет в епархиальный суд вместе с заявлением о церковном правонарушении (при его наличии) и иными сведениями о церковном правонарушении. Решение епархиального суда по делу должно быть принято не позднее одного месяца со дня вынесения епархиальным архиереем распоряжения о передаче дела в епархиальный суд. При необходимости более тщательного исследования дела епархиальный архиерей может продлить данный срок по мотивированному ходатайству председателя епархиального суда. В случае, если дело не подлежит ведению епархиального суда данной епархии, епархиальный архиерей сообщает сведения о церковном правонарушении епархиальному архиерею той епархии, в юрисдикции которого находится обвиняемое лицо. 2. Высший общецерковный суд первой инстанции принимает дело к рассмотрению на основании распоряжения Патриарха Московского и всея Руси или Священного Синода. Дело передается в Высший общецерковный суд первой инстанции при наличии следующих оснований: Патриарх Московский и всея Руси или Священный Синод определяют сроки рассмотрения дела в Высшем общецерковном суде первой инстанции. Продление данных сроков осуществляется Патриархом Московским и всея Руси или Священным Синодом по мотивированному ходатайству председателя Высшего общецерковного суда. В случае обвинения лица, подсудного Высшему общецерковному суду первой инстанции, в совершении особо тяжкого церковного правонарушения, влекущего за собой каноническое прещение в виде извержения из сана или отлучения от Церкви, Патриарх Московский и всея Руси или Священный Синод вправе до принятия Высшим общецерковным судом первой инстанции соответствующего решения временно освободить обвиняемое лицо от должности или временно запретить в священнослужении.

http://patriarchia.ru/db/text/5082532.ht...

Таковы пререкаемые г-м Л. Б. 4, 6 и 12 Антиох. 13 и 14 Сардикийские, и непререкаемое 23-е IV Вселенского собора, по которым пресвитер и диакон извергаются от сана и отлучаются от общения церковного своим епископом, и которые и действовали в качестве „общего правила». Карфагенские же, если и применялись иногда, вне пределов древней Африканской церкви, то в виде исключения по местным удобствам и обстоятельствам. Из всей истории нам известен только один пример и то суда над епископом, когда за недостатком узаконенного Карфагенским правилом числа епископов (12), суд над епископом не был признан правильным. Применение же вне Африканской церкви Африканских правил о числе епископов для суда над пресвитерами и диаконами г. Л. Б. не укажет. Применение этих Африканских правил в Православной церкви ныне невозможно, как видно это и из приведенного выше свидетельства Православного румынского митрополита Андрея Шагуны , переведенного г. Барсовым. Должно заметить г-ну Л. Б. и то, что и в суде над пресвитером и диаконом с призванными соседними епископами преобладающее значение, так сказать душа дела, принадлежала епархиальному епископу обвиняемых; суд и в этом случае был судом епархиального епископа. И это несомнительно открывается и из буквы тех же Карфагенских правил, и из собственного сознания г. Л. Б. Суд над пресвитером и диаконом по Карфагенским правилам производится с участием шести, или трех соседних епископов. И однако же этот суд не признается судом собора епископов, а судом их епархиального епископа. В Карфагенских же правилах, когда говорится об обжаловании пресвитерами, диаконами и низшими клириками епископского суда, суд сей называется судом их епископа: когда пресвитеры и диаконы и прочие низшие причетники жалуются на суд своих епископов (37, 139). И сам г. Л. Б. свидетельствует, что в правилах Карфагенских (37, 117, 121 и 139) говорится об апелляциях к собору епископов на решения местного епископа (116); и что суд епископский был особою инстан циею церковного суда, именно первою, от которой начиналось восхождение судебного дела к следующим высшим судебным инстанциям соборным (117).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

Суд, принявший решение, которое отменено высшей судебной властью, не подлежит за это обвинению, если только не будет доказано, что это решение было вынесено из-за вражды, пристрастия или человекоугодничества (Карф. 16). Сверх того, каноны позволяют сторонам тяжбы, с согласия надлежащей судебной власти (епископа или митрополита), избирать себе судей из духовных лиц (не из низших, разумеется, по иерархической степени) и предоставлять им решение тяжбы в церковных делах; но на такой суд аппеляции не допускаются (Карф. 17, 107, 136). По каноническим правилам, не допускались до предъявления обвинений по церковным делам: а) иноверцы; б) исключенные из клира и отлученные от Церкви; в) опороченные позорным деянием; г) находящиеся или бывшие под судом; д) выступавшие ранее обвинителями, но не доказавшие своего обвинения; е) заинтересованные в деле; ж) рабы против господ, малолетние (до 14 лет), домашние обвиняемого. Те же лица не допускались и в свидетели. Обвинитель, по канонам, должен поддерживать свое обвинение в суде лично; его неявка прекращала дело. Но неявка по уважительным причинам не лишала его права поддерживать обвинение. - Обвиняемый должен присутствовать на суде лично; для этого он три раза приглашался в суд. Его неявка без уважительной причины давала основание к его осуждению в том, в чем его обвиняли. Собственное признание обвиняемого считалось лучшим доказательством его виновности. В русской Церкви, по действующему праву, церковный суд представлен двумя инстанциями: первая есть епархиальный суд, вторая - суд Св. Синода (единственная инстанция для епископов, а для других дел - аппеляционная и ревизионная). Епархиальный суд производится или непосредственно архиереем, или через консисторию. Но консистория, по отношению к архиерею, не может считаться самостоятельным судебным учреждением, так как ее действия по судопроизводству и судебные приговоры утверждаются или не утверждаются архиереем, который может выносить свои решения, не взирая на ее решения. Низших судебных инстанций нет; благочинный (или, в некоторых епархиях, его Совет) может разбирать некоторые малозначительные дела между духовными лицами только в качестве доверенного от архиерейской власти.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

дух. Конс. порядком («Церк. Вестн.» 1881 г. 38. Офиц. ч.). Проступки и преступления духовных лиц, подлежащие судопроизводству гражданскому (мировым судьям и Окружным судам). Гражданскому судопроизводству подлежат духовные лица по некоторым исковым и тяжебным делам, а именно: жалобы о нарушении духовными лицами обязательств, а равно и просьбы об уплате бесспорных долгов принимаются епархиальным начальством только такие, которые ответчиками не подвергаются оспариванию или сомнению. В сих случаях епархиальное начальство побуждает ответчиков к исполнению обязательств, если они не противны законному порядку, или к уплате долгов, не отвергаемых должниками. Но если вследствие жалобы за нарушение обязательств или просьбы о побуждении к уплате долгов возникает спор по документам, то истцу предоставлять право начать иск гражданским порядком, в гражданских присутственных местах (Уст. Конс. ст. 204), – у мировых судей, когда сумма иска не превышает 500 рублей (Уст. гражд. суд. ст. 29 и Уст. угол. суд. ст. 34), или в Окружном суде, когда сумма иска превышает вышеозначенную сумму. Священнослужители освобождаются от личного задержания за долги (Уст. гражд. судопроизв. прил. VI к ст. 1400, ст. 32 п. 5 в Суд. Уст. имп. Алекс. II по изд. 1882 г.). По возбужденному Св. Синодом вопросу относительно вызова в суд духовных и монашествующих лиц, как прикосновенных к делу, так и в качестве свидетелей, Правительствующий Сенат, по гражданскому Кассац. Департ., определил: разъяснить судебным местам, что духовных и монашествующих лиц не следует вызывать – ни в качестве тяжущихся, ни в качестве свидетелей, в те дни и часы, когда ими по своему званию исполняется церковное богослужения, а в первую и последнюю неделю Великого поста они вовсе освобождаются от призыва в суд. Лицам этим не следует также ставить в вину неявку в суд в тех случаях, когда причиной такой неявки было исполнение ими, в назначенное для явки время, обязательных духовных треб (Опред. Св. Синода 1879 г.). Тем же Правительствующим Сенатом разъяснено судебным местам, чтобы в случае вызова в суд всей братии обители, или всего церковного причта, извещения о таковом вызове были делаемы заблаговременно, дабы епархиальное начальство имело возможность поручить наблюдение за обителями и церквами другим лицам (Опред. Св. Синода 13/28 июня 1879 г.). Вознаграждение за вред и убытки, причиненные уголовными преступлениями духовных лиц и деяниями их, подлежащими суду духовному, производится судом гражданским по окончании суда духовного (Уст. угол. судопроизв. ст. 1018).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010