И еще: целебный нектар пчела собирает не с одного-единственного растения. Она не пропускает и скромные полевые, и изысканные, выращенные трудами человека цветы, и медоносные травы, и высокие деревья. Так и в духовном поиске: вполне разумно быть пчелой, собирая нектар премудрости Божией и у богатых простотой старцев, и у святых архиереев, и у богословов, искушенных в самых сложных научных дисциплинах. Потому, чтобы дополнить начатый эскиз такой насущной темы добра и зла, неправды и истины рельефными красками и важными деталями, добавлю к притче старца Михаила несколько мыслей святителя Феофана Затворника. Как-то врезались в память его удачные емкие, образные высказывания… Святые Отцы Церкви учат, что зла не существует, зло не является чем-то материальным, зло — это состояние , в котором пребывает человек, отвернувшийся от Бога. Зло — как болезнь, как паразит, существующий за счет того, на чем паразитирует. Точнее, зло есть определенное состояние воли человека. Зло есть бунт против Бога. И, как ни печально, человек сам дал место злу в своей воле и ввел его в мир. Правда, человек, по природе расположенный к познанию Бога и любви к Нему, выбрал зло, потому что оно ему было подсказано. В этом — роль диавола. Он — отец зла. Лукавый предложил — человек согласился. Не по принуждению согласился, а по вольной воле, потому и виноват пред Богом. Зло имеет свое начало в грехе одного ангела — Денницы, ставшего диаволом. Он возгордился и захотел быть богом сам по себе. Потому гордость — корень всякого греха. Святитель Феофан Затворник пишет: Вот так и живет человек, ища счастья на земле, забыв о небе, об Отце Небесном, о Любви истинной, любя больше всего на свете самого себя и наслаждаясь своими грехами. Как же мы хотим добиться правды вокруг себя, когда нет ее в нас самих?! Потому сказал нам Христос: «Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7, 5). Или словами богомудрого старца: не ищи правды на земле, а ищи ее в себе!

http://pravoslavie.ru/147124.html

В Библии есть и большее чудо: ослица учила пророка, который ехал на этой ослице, но ехал не туда, куда нужно. Бог отверз ей уста и она обличила пророка Валаама (Числ. 22:20–33). Но Бог может говорить не только через людей и животных, но и через растения. «Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них (Мф. 6:28-29). И Бог творит чудеса, Бог через растения говорит людям и всем на земле. Каждый год 21 ноября (4 декабря по новому стилю) на праздник Введения во храм Пресвятыя Девы Марии, Богородицы, в один и тот же день, в холод, и в мороз, распускаются вербы, это чудо наблюдается в это время всеми, наипаче около храмов, и не только прихожанами. Уже было бы чудо, если бы вербы распускались в один и тот же день, летом, или весною, в теплое время года, в южных странах, при ярком солнце. Но вербы распускаются в ночное время, и в мороз, при любой погоде, в странах северных, где в это время температура воздуха на улице опускается до -20 градусов мороза. О чем говорят эти распускающиеся вербы? О Боге всемогущем. О приснодевстве Богоизбранной отроковицы. Итак, Бог говорит через Свои творения. И говорят сами творения. И есть языки животных и растений, языки звучащие, видимые и благоухающие, обоняемые. Язык дельфинов свидетельствует не только о разуме их, но наипаче о промысле Бога, Творца всех творений, всех языков. Ибо все творения говорят, и даже кричат. Крик ворон, мычание коров, лай собак, жужжание насекомых – это их языки, внятные и нам. Языком некоторых животных являются и их рога и копыта и зубы. Некоторые животные скалят зубы и кричат, чтобы оградить себя от нападения. Угрожая рогами, коровы говорят: не подходи ко мне, если ты не хозяин или хозяйка, которые кормят меня. И есть языки растений, языки видимые, или языки слышимые запахами. Языки растений понимают пчелы, они, услышав запах издалека и увидев цветок, летят за нектаром, и, прилетая в улей, другим пчелам рассказывают и даже показывают своим языком, жужжанием и телодвижениями, где собирать нектар. Собирая нектар, эти животные совершают опыление растений. Две пользы сразу, дар Божий промыслительный.

http://ruskline.ru/analitika/2024/03/31/...

Разделся и прыгнул в отрезвляющую воду! Пока доплыл на кажущийся недалекий противоположный берег, сильное течение отнесло его довольно далеко от Саниного рыбного места. Железнодорожник позволил себе немного передохнуть, да и уснул… А Саня тем временем обратил внимание на китель своего собеседника. Блестящие пуговицы, мерцающие под лунным светом погоны и разноцветные значки не могли оставить равнодушным монастырского православного хиппи… Не мог Саня красоту эту монахам не показать! А те уже по кельям разошлись. Лишь в храме кто-то заунывно читал Псалтирь. Саня примостился за правым клиросом, где его сморил сон: день-то долгий выдался, да еще железнодорожник уговорил рюмочку выпить. Когда Саня проснулся, иеродиакон как раз «Вечную память» возгласил. Надо же было поддержать! Монахи так красиво поют! Не удержишься… Вспомнилось… Лето 1990 года. Июль. Ночь. Оптина. Потихоньку топаю из издательского отдела в скит, к себе в келью. До ночной скитской службы еще пара часов, поэтому движений монахов и паломников не наблюдается. Лес. Прохладно. Воздух — нектар, причем нектар, напоенный веками истории и молитвами старцев. Недалеко от колодца догоняю монаха, бредущего в ту же сторону, к скиту. На нем фуфайка поверх подрясника: прохладно в оптинском лесу ночью, даже летом. Невольно думаю: «Ладно я, „приписанный“ к монастырю, без особых служебных послушаний и молитвенных правил… Но чего этот брат в час ночи тут бродит?» Догоняю инока и хлопаю его по плечу: — Брате, ты чего не спишь-то? — Да вот погулять решил. Благодать-то какая, да? Инок поворачивается ко мне, и я четко понимаю, что «попал». На меня, улыбаясь, смотрит архиепископ Калужский Климент. Послушник Есть у меня хороший знакомый. Нынче при одной из епархий работает — владычный водитель. Когда Владыка был еще архимандритом и наместничал в монастыре, привезло ему семейство с Украины сына своего «в монастырь поступать». Наместник взял. В послушники очень скоро зачислил, но дальше застопорилось. Так парень года три в подрясничке послушническом и отходил. Не постригали и все! Каждый пост к постригу готовился, но пост проходил, а пострига не было.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2306...

Мы читаем в Деяниях апостолов, как бесноватая служанка кричала вслед Павлу и апостолам: Сии человеки - рабы Бога Всевышнего (Деян. 16, 17), однако святой апостол Павел, как сказано, вознегодовав (Деян. 16, 18), возмутился тем, что сатана захотел показать себя свидетелем истины (которую на деле ненавидит), чтобы вызвать одобрение апостолов, - возмутился и запретил демону, говорящему устами служанки, и бес прорицания оставил ее (см.: Деян. 16, 18). Демон, отпавший от Небесной Церкви, не может говорить истину. Как змея, собирающая нектар с цветов, превращает нектар в яд, так и раскольники, покинувшие Церковь - столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15), - уже навеки потеряли истину, их устами говорит тот, кто первый восстал против истины. Характерно, что священномученик Киприан ставит ересь и раскол рядом - как один грех богоотступничества, который имеет неизбежный конец - вечную гибель. Священномученик Киприан рассматривает веру, истину и единство в неразрывной взаимосвязи. Раскол ниспровергает веру, извращает истину и расторгает единство. Восточные патриархи в " Окружном послании 1848 года " пишут, что чистота веры хранится в единстве любви, что вне единства не может быть чистоты вероисповедания; форма единства - соборность, которая является свидетельством жизненности Церкви и гарантом истины. Это послание имеет каноническое значение. Разрушение единства Церкви может происходить через узурпаторство власти (как провокацию против соборности), что мы видим в лице римского первосвященника, и через расколы, которые похищают и присваивают себе имя и достоинство Церкви. Поэтому церковный монархизм и раскол - это грех против единства и любви. В первом случае истина становится не свойством благодати - Духа Истины, действующего в Церкви, а принадлежностью присвоенного человеку титула, как бы имуществом римской кафедры. Во втором - каждый ересиарх и раскольник, восставая против Церкви, - в сущности, претендует на ту же безошибочность своих мнений, что и римский папа. Святые Отцы пишут, что еретики и раскольники обречены на гибель задолго до Страшного Суда.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2173...

Духовник в Москву укатил, иным насельникам монастырским в сане священническом мне как-то не с руки все предыстории и истории личные выкладывать. Вспомнил Пушкина, вернее, слова из сказки его: «А теперь ты воротись, не горюй и спать ложись». Решил, что совет Александра Сергеевича вполне насущный. Отправился спать. В скит, где на самой верхотуре храма Льва Катанского была у меня келейка чердачного типа, идти не захотел, пристроился на диванчике в издательском отделе. Крутился, вертелся — не могу уснуть, хоть и устал за день изрядно. Решил сменить дислокацию, отправиться в скит. По лесу прогуляюсь, подышу, авось и сон придет под ночную службу скитскую. Потихоньку топаю из монастыря к себе в келью. До ночной службы еще пара часов, поэтому движения монахов и паломников (тогда паломники еще допускались к скитской службе) не наблюдается. Лес. Прохладно. Воздух — нектар, причем нектар, напоенный веками истории и молитвами старцев. Недалеко от колодца догоняю монаха, бредущего в ту же сторону, к скиту. На нем фуфайка поверх подрясника. Невольно думаю: «Ладно я, “приписанный” к монастырю, без особых служебных послушаний и молитвенных правил… Но чего этот брат в час ночи тут бродит?» Догоняю инока и хлопаю его по плечу: — Брате, ты чего не спишь-то? — Да вот погулять решил. Благодать-то какая, да? Инок поворачивается ко мне, и я понимаю, что «попал». На меня, улыбаясь, смотрит архиепископ (ныне митрополит) Калужский Климент. Архиерею о своих проблемах я ничего не рассказывал, но, видно, встреча с владыкой равновесие душевное восстановила, и, добравшись до подушки, я сразу уснул. Проснулся, когда уже не только полунощница монастырская отошла, но и литургия заканчивалась. Спал бы и дольше, если бы дежурный по паломнической гостинице не разбудил с укором и указанием: срочно в издательский! Отец Мелхиседек вернулся, требует. — Спишь, брат?! — спросил игумен. — Да сплю вот, — не нашелся я, что ответить. Честно говоря, совесть меня никак за данный проступок не мучила. Пока до монастыря дошел, иное главным стало; прав был Пушкин — утро мудрым оказалось. Решение откристаллизовалось и укрепилось: буду просить благословения на отъезд из обители.

http://azbyka.ru/fiction/otec-stefan-i-i...

Высказывание П. о людях, к-рые «много говорят» и придерживаются «чуждых заповедей» (τς λλοτρας εντολς), может указывать на полемическую направленность его сочинения. Трудно определить, кем могли быть оппоненты П. Возможно, он выступал против гностиков, последователей ап. Павла ( Nielsen. 1974. P. 530-535) или ап. Иоанна (см.: Schoedel. 1993. S. 245-246); делались попытки отождествить его противников с лжеучителями, о к-рых упоминается в Откровении Иоанна Богослова ( K ö rtner. 1983. S. 167-172; Idem. 2010. P. 174). Фрагменты Сочинение П. известно по немногочисленным цитатам в трудах других христ. авторов. Наиболее ранний автор, к-рый ссылался на П.,- Ириней Лионский ( Iren. Adv. haer. V 33.3-4). Важнейшие фрагменты текста П. приведены в «Церковной истории» Евсевия Памфила ( Euseb. Hist. eccl. III 39). Возможно, Евсевий был последним автором, к-рый читал сочинение П.; цитаты в трудах более поздних писателей могли быть заимствованы из вторичных источников (ср.: K ö rtner. 2010. P. 159-162). Сведения о П. и фрагменты его текста впервые собрал и прокомментировал иезуит П. Аллуа ( Halloix P. Illustrium Ecclesiae orientalis scriptorum… vitae et documenta. Duaci, 1633. P. 635-667), затем М. Раут (Reliquiae Sacrae/Ed. M. J. Routh. Oxf., 1814. Vol. 1. P. 3-38; см.: Kö rtner. 1983. S. 44-50). В совр. изданиях приводится неодинаковый набор фрагментов сочинения П.; высказывались сомнения в достоверности нек-рых из них, сохранившихся в сочинениях поздних византийских и армянских авторов (об арм. фрагментах см.: Siegert. 1981; о сомнениях в их подлинности: K ö rtner. 1983. S. 34-36; Schoedel. 1993. S. 260-261). Нумерация фрагментов в совр. изданиях различается (см. сводные таблицы: K ö rtner. 1983. S. 47-49; The Apostolic Fathers. 2007. P. 730-731). Так, Й. Кюрцингер привел 25 фрагментов ( K ü rzinger. 1983), У. Кёртнер - 22 ( K ö rtner. 1983. S. 50-71; Idem. 2010. P. 163); в издание Б. Эрмана включено 16 (The Apostolic Fathers. 2003), в издание М. Холмса - 28 фрагментов (The Apostolic Fathers. 2007).

http://pravenc.ru/text/2578925.html

12 . Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII – XIII вв. М., 1982. 13 . Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981. 14 . Сахаров А. Н. Дипломатия Древней Руси. М., 1980. 15 . Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Кн. I. М., Наука, 1962. 16 . Татищев В. Н. История Российская с самых древнейших времен. Кн. I. М., 1773. 17 . Фрэзер Д. Д. Золотая ветвь. 2-е изд. М., Изд. полит. литературы, 1983. III. Некоторые специальные работы 1 . Аверкий, архимандрит. Крещение Руси и заветы св. князя Владимира русскому народу. Мюнхен, 1949. 2 . А. М. Воскресение чаемое или восхищаемое? – Богословские труды, 1983, вып. 24. 3 . Василевский В. Г. Русско-византийские отрывки. – Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1877, с. 181. 4 . Живов В. М. Мистагогия Максима Исповедника и развитие византийской теории образа. В кн.: Художественный язык средневековья. М., 1982. 5 . Замойский Л. Каменщики империализма. – Иностранная литература, 1983, 3. 6 . Иоанн Дамаскин . Точное изложение православной веры . М., 1855. 7 . Иоанн (Кологривов), иеромонах. Очерки по истории русской святости. Брюссель, 1961. 8 . Ламанский В. И. Славянское житие св. Кирилла как религиозно-эпическое произведение и как исторический источник. М., 1904. 9 . Лебедев Л., протоиерей. «О единстве человечества». – Журнал Московской Патриархии, 1983, 5. 10 . Его же. Духовное преображение творения в православном богослужении. – Журнал Московской Патриархии, 1983, 7. 11 . Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. – Богословские труды, 1972, вып. 8. 12 . Ляшевский С. История христианства в земле Русской с I в. по XI в. Балтимор, 1968. 13 . Никитин В. А. Православие в Киевской Руси. – Журнал Московской Патриархии, 1983, 1. 14 . Папюс, доктор (33-я, 90-я, 96-я). Генезис и развитие масонских символов (то, что должен знать мастер). СПб., 1911. 15 . П. У. Святой равноапостольный князь Владимир и его духовное наследие. – Журнал Московской Патриархии, 1985, 8. 16 . Рапов О. М. О дате принятия христианства князем Владимиром и киевлянами. – Вопросы истории, 1984, 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

38.    " Изборник Святослава " 1073 г. и " Диалектика " Иоанна Дамаскина//Советское славяноведение, 1983, 4, с.94-96. 39.    Проблема предвидения в творчестве Ф.А.Цандера//Труды Шестых Чтений... Ф.А.Цандера. I. Исследование научного творчества Ф.А.Цандера и история авиационной и ракетно-космической техники. [М.: ИИЕТ АН СССР, 1981], с.99-102. 40.    Что читал Андрей Рублев//Советская Россия, 1983, 4 декабря. 41.    " Книга диалектичныя глубины... "http://Современные проблемы книговедения, книжной торговли и пропаганды книги. М.: Московский полиграфический институт, 1983. Вып.2, с.95-100. 42.    Воскрешение чаемое или восхищаемое? (О религиозных воззрениях Н.Ф. Федорова)//Богословские труды. Вып.24. М., 1983, с.242-259. Подпись - А.М. 43.    Первая русская энциклопедия//Памятники науки и техники. 1982-1983. М.: Наука, 1884, с.119-130. 44.    Документы о коллекциях бывшего Музея науки и техники в Ленинграде//Памятники науки и техники. 1982-1983, с.199-203. 45.    Возвращение Жар-птицы [предисловие]//Жегалова С.К. Руссская народная живопись. М.: Просвещение, 1984, с.5-13. 46.    Первопечатник диакон Иоанн Федоров//Журнал Московской Патриархии, 1984, б, с.70-78. - Подпись - Н.Владимиров. – Правка и вставки редакции. 47.    Щукинская рукопись " Слова о полку Игореве "http://" Слово о полку Игореве и его  время. М.: Наука, 1985, с.393-412. 48.    Загадки Щукинской рукописи//Библиотекарь, 1985, 9, с.50-52. 49.    Из истории новгородской иконографии//Богословские труды. Вып.27. М., 1986, с.61-80. Подпись митрополита Антония (Мельникова). 50.    Научное наследие А.М.Курбского//Памятники науки и техники. Ежегодник 1984. М.: Наука, 1986, с. 210-236. 51.    Риторика М.В.Ломоносова и " Логика " Макария Петровича//Памятники науки и техники. Ежегодник 1985. М.: Наука, 1986, с. 131-154. 52.    Удивительная рукопись//" Огонёк " , 1986, 20, с. 17. 53.    " Храм наук " и " Книга природы "http://Природа, 1986, с. 82-87. 54.    О ранних списках славяно-русской " Диалектики "http://Записки Отдела рукописей ГБЛ, т.45. М.: Книга, 1986, с.274-279.

http://bogoslov.ru/person/55320

Владыка святый, еще раз утверждаю – то, что приписывается моему настоятелю, является явной неправдой, надуманными ложными выводами злых наших собратьев. Вас стараются убедить, что в Си-Клиффе было «экуменическое служение». Такого не было. А была, по инициативе города, общая молитва благодарения жителей Си-Клиффа о благополучии города. И отец Митрофан только присутствовал как житель Си-Клиффа, представляя часть нашего города. Прошу Ваших святых молитв. Диакон Сергий Клестов». Казалось бы, на этом можно было бы уже поставить точку. Сколько еще свидетельств нужно, чтобы опровергнуть явную клевету? Но... Комиссия создана, она должна показать руководству «плоды» своей неутомимой работы. И вот они появляются. " 12/25 января 1984 г. Св. Муч. Татианы Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему ФИЛАРЕТУ, Митрополиту Восточно-Американскому и Нью-Йоркскому ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА Комиссии в составе: протоиерея Георгия Ларина, протоиерея Владимира Шатилова и иерея Виктора Мелехова. Ваше Высокопреосвященство, Благословите. На основании РЕЗОЛЮЦИИ Вашего Высокопреосвященства от 7/20 декабря 1983 по поводу состоявшейся экуменической службы в Си-Клиффе в римо-католическом храме вечером в воскресенье, 26 сентября/9 октября 1983, Комиссия в составе протоиерея Георгия Ларина, протоиерея Владимира Шатилова и иерея Виктора Мелехова единогласно пришла к следующему заключению: 1. Официальная программа (брошюра по случаю столетия Си-Клиффа определяет молитвенное юбилейное собрание в католическом храме св. Бонифатия как «экуменическое служение» в котором в числе участников упомянут митрофорный протоиерей о. Митрофан Зноско и приход Вашего Высокопреосвященства преп. Серафима Саровского Чудотворца. Под фотографией фотографа Kathy Spencer участников этого служения написано: «Члены группы местных клириков, которые собираются вместе не регулярно, совещаются насчет 9-октябрского юбилейного экуменического служения». Под фотографией фотографа Rod Rumreich в местной газете «Sea Cliff News» в статье Bill Barlow: «Ecumenical Service Celebrates Centennial, October 9, 1983» («Экуменическая служба празднует столетие, 9 октября, 1983») написано: «Си-Клиффские клирики у алтаря св. Бонифатия во время экуменической службы» («Sea Cliff Clergymen on St. Boniface altar during Ecumenical Service»). Автор этой статьи William Barlow в своем пояснительном письме от 19-го декабря 1983 на имя прот. Зноско еще раз подтверждает «что Вы физически были у алтаря» тем самым опровергая след, утверждение прот. Зноско в его письме Вам от 29/XI-12/XII, 1983 г. – «Покорный слуга Вашего Высокопреосвященства стоял как почетный гость позади предстоящих у стола (не Престола) р.-кат. священников, не участвуя ни в молитвах, ни в чтениях, не проронив ни единого слова» (sic!)

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

5. Сравнительный анализ судебных решений Все рассмотренные судебные дела имеют как общие, так и отличительные черты. Это касается как материальных норм, так и процессуальных. Первые не менялись в охваченный период, однако применялись в каждом случае разные в силу совершения лицами различных правонарушений. Вторые за это время постоянно претерпевали изменения, в первую очередь в вопросе подсудности лиц, при этом часто подразумевалась возможность альтернативной подсудности. Поэтому различные дела рассматривали разные органы — Синод (еп. Иоанн, а еп. Флавиан — в виде исключения), Архиерейский Собор (митр. Филарет, еп. Иаков и еп. Диомид) и Высший общецерковный суд (два епископа Игнатия). В таблице 3 приведён сравнительный анализ рассмотренных судебных решений. Таблица 3 Сравнительный анализ судебных решений Архиерей         Каноны и их содержание еп .Иоанн (Боднарчук) митр. Филарет (Денисенко) еп .Иаков (Панчук) еп. Диомид (Дзюбан) еп. Флавиан (Митрофанов) еп. Игнатий (Тарасов) еп. Игнатий (Бузин) Блуд, клятвопреступление и воровство Каноны не указаны Избиение верных Служение после лишения сана Взаимоотношения епископов с первым из них Пьянство и игра Сожительство с женщиной Клевета на епископа Трул. 5 Сожительство с женщиной Антиох. 5 Раскол Антиох. 9 Взаимоотношения епископов в митрополии Сард. 14 Служение после запрещения Карф. 10 Раскол Карф. 38 Служение после запрещения Двукр. 13 Прекращение поминовения епископа Двукр. 14 Прекращение поминовения митрополита Двукр. 15 Прекращение поминовения патриарха Вас. 88 Служение после запрещения Решение Лишение сана и монашества Лишение сана Отлучение, лишение сана и монашества Лишение сана Запрещение в служении Кто рассматривал Архиерейский Собор Высш. общец. суд Дата рассмотрения 14.11.1989г. 11.06.1992г. 18–23.02.1997г. 11.06.1992г. 27.06.2008г. 29.12.2020г. 02.03.2021г. 03.03.2021г. Материальное право в целом было соблюдено во всех рассмотренных решениях со следующими замечаниями. В отношении еп. Иакова не было указано, нарушение каких именно канонов ему вменяется. В отношении извержения митр. Филарета содержалась ссылка на канон, запрещающий служить после лишения сана, хотя на тот момент у него он ещё был (28-е апостольское правило, причём предусматривающее анафематствование), а в решении о его анафематствовании использовались каноны о клириках, поэтому фактически применяемые по аналогии (14-е правило Сардикийского Собора и 88-е правило свт. Василия). В отношении еп. Диомида и еп. Иоанна были идентичные ситуации (5-е правило Антиохийского Собора и 10-е правило Карфагенского Собора для первого (предусматривающее анафематствование), 13-е правило Двукратного Собора для обоих). Кроме того, отдельные упомянутые в решениях по делу еп. Диомида каноны не были дисциплинарными и не содержали санкций (34-е апостольское правило и 9-е правило Антиохийского Собора). В отношении обоих епископов Игнатиев использовались каноны, подразумевающие лишение сана, в то время как они были лишь запрещены в служении.

http://bogoslov.ru/article/6172796

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010