В июне 1922 г. по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей были арестованы Орловский еп. сщмч. Серафим (Остроумов), Елецкий еп. Николай (Никольский) и группа мирян. С 18 по 20 июня в Орле над ними прошел показательный судебный процесс. Обвиняемые не признали себя виновными. Решением Орловского губ. ревтрибунала еп. сщмч. Серафим приговорен к 7 годам тюремного заключения (освобожден в 1924), еп. Николай - к 3 годам тюремного заключения (освобожден в нач. окт. 1922). Болховский еп. Даниил (Троицкий), временно управлявший Орловской епархией в период заключения еп. сщмч. Серафима, 29 мая 1922 г. признал обновленческое (см. ст. Обновленчество ) Высшее церковное управление (ВЦУ) и в июне был утвержден ВЦУ временно управляющим епархией и председателем епархиального управления ( Лавринов. 2016. С. 222). Однако местные сторонники «Живой церкви» в доносах на еп. Даниила обвиняли его в категорическом отказе благословить организацию ими обновленческого епархиального управления. 30 авг. 1922 г. еп. Даниил был «уволен» ВЦУ от управления Орловской епархией. Болховский архиерей порвал с обновленцами (впосл. принес покаяние патриарху свт. Тихону (Беллавину) ) и объединил вокруг себя общины, не желавшие подчиняться ВЦУ и обновленческому Орловскому ЕУ. Болховское вик-ство было объявлено «автокефальным» (т. е. самоуправляемым). Обновленцы организовали против еп. Даниила клеветническую кампанию в местной прессе, продолжали доносить на него властям. 24 сент. 1922 г. состоялось общее собрание духовенства и мирян Елецкого вик-ства, на к-ром было решено образовать самоуправляемую (не подчинявшуюся ВЦУ) «Елецкую Церковь». Во главе самостоятельного Елецкого вик-ства 8 окт. встал освобожденный из тюрьмы еп. Николай (Никольский). 28 окт. 1922 г. был арестован Болховский еп. Даниил (Троицкий), временное управление «тихоновскими» общинами губернии перешло к Елецкому еп. Николаю. В нояб. того же года еп. Николай просил местные власти зарегистрировать образованное в Елецком у. ЕУ и разрешить проведение епархиального съезда. Елецкий уездный исполком вначале удовлетворил просьбу епископа, но вскоре постановил ЕУ распустить, разрешение на созыв епархиального съезда аннулировать, «виновных привлечь к ответственности». Еп. Николай и члены ЕУ были арестованы по обвинению в нарушении законодательства о регистрации религ. об-в и в «поддержании устоев тихоновской церковной политики, которая своими деяниями поддерживает как русскую, а также и заграничную контрреволюцию». Еп. Николай был приговорен к ссылке в Задонск, откуда продолжал управлять Елецким вик-ством.

http://pravenc.ru/text/2581549.html

18 дек. 1928 г. еп. Кирилл был арестован вместе с Глаголевым и проживавшим в Пензе в ссылке еп. Нифонтом (Фоминым) . В 1929 г. еп. Кирилла по обвинению в нарушении налогового законодательства осудили на год принудительных работ. После выхода постановления ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» от 8 апр. 1929 г. борьба с религией ужесточилась, участились аресты священнослужителей, монашествующих и мирян, началось массовое закрытие храмов. 17(13?) янв. 1931 г. еп. Кирилл был арестован по групповому делу в числе большой группы священнослужителей Пензенской епархии. После этого приходы Пензенской епархии временно окормляли Саранский еп. Филипп (Перов; с 1934 архиепископ) и викарий Самарской епархии Кузнецкий еп. Серафим (Юшков). 22 нояб. 1933 г. на Пензенскую кафедру определен архиеп. Алексий (Кузнецов) , однако уже 27 марта 1934 г. он был назначен архиепископом Тобольским. 9 мая того же года назначение на Пензенскую кафедру получил еп. Ириней (Шульмин) , 21 мая 1935 г. он был переведен на Куйбышевскую кафедру с возведением в сан архиепископа, а на Пензенскую кафедру назначен викарий Горьковской епархии Марийский еп. Авраамий (Чурилин) . Однако еп. Авраамий в Пензу выехать не успел, поскольку 23 мая был арестован в Йошкар-Оле. 23 сент. 1935 г. Пензенским епископом определен сщмч. Феодор (Смирнов) . Вместе с ним в Митрофановской ц. служил свящ. сщмч. Гавриил Архангельский , активно содействовавший Пензенскому епископу в борьбе с обновленчеством (в частности, призывал обновленческий клир пензенской Успенской ц. воссоединиться с канонической Церковью). В окт. 1936 г. еп. сщмч. Феодор и свящ. сщмч. Гавриил были арестованы в числе группы священнослужителей по обвинению в принадлежности к контрреволюционной орг-ции. 4 сент. 1937 г. архиерей и свящ. сщмч. Гавриил были расстреляны в Пензе (из проходивших по делу 6 чел. были казнены 5). 22 февр. 1937 г. на Пензенскую кафедру назначен еп. Ираклий (Попов) . Во время его пребывания на кафедре единственным действующим правосл. храмом во всей епархии оставалась Митрофановская ц. На Пасху 1937 г. эта небольшая церковь могла вместить лишь часть прихожан, остальные стояли на улице. Верующие безуспешно ходатайствовали перед горсоветом об открытии еще одного храма. Штатные священнослужители Митрофановской ц. часто менялись в связи с их арестами. Нередко еп. Ираклию сослужили приезжавшие в Пензу священнослужители закрытых сельских приходов. 22 дек. 1937 г. были арестованы еп. Ираклий и клирики Митрофановской ц. По одному делу о «контрреволюционной церковно-монархической организации» с каноническим Пензенским архиереем проходил обновленческий Пензенский «архиепископ» Сергий Сердобов с группой раскольничьего духовенства. 14 февр. 1938 г. еп. Ираклий был расстрелян во дворе пензенской тюрьмы вместе с др. осужденными. После ареста еп. Ираклия Пензенская кафедра вдовствовала до 1944 г.

http://pravenc.ru/text/2579938.html

Леонтий (Матусевич) 3.09.1922 хирот. во еп. Коростенского, вик. Волынской епархии; с 1923 г. в обновленческом расколе; принес покаяние; † 23.12.1942 в заключении. Леонтий (Смирнов) 6.05.1944 хирот. во еп. Архангельского и Холмогорского; с 25.02.1952 в сане архиепископа; † 28.01.1953. Леонтий (Устинов) 24.04.1922 хирот. во еп. Печерского, вик. Нижегородской епархии; 24.07.1924 вступил в гражданский брак; в 1925 г. лишен сана, монашества и исключен из клира. Леонтий (Филиппович) 26.11.1941 хирот. во еп. Бердичевского, вик. Волынской епархии; с 1941 г. управ. Житомирской епархией; перешел в «Украинскую автокефальную Церковь »; † 2.07.1971. Лоллий (Юрьевский) в 1921 г. хирот. во еп. Могилевского, вик. Подольской епархии; с 1922 г. в обновленческом расколе; принес покаяние; † 11.02.1935. Лонгин (Талыпин) 11.10.1981 хирот. во еп. Дюссельдорфского; с 10.04.1989 в сане архиепископа; с 23.12.1992 архиеп. Клинский, вик. Московской епархии, настоятель Покровского ставропигиального храма в Дюссельдорфе. Лука (Войно-Ясенецкий) 12.05.1923 хирот. во еп. Ташкентского и Туркестанского; с 1923 г. в ссылке; с 25.01.1925 еп. Ташкентский и Туркестанский; с нояб. 1927 г. в ссылке; с осени 1942 г. архиеп. Красноярский; с янв. 1944 г. архиеп. Тамбовский и Мичуринский; с мая 1946 г. архиеп. Симферопольский и Крымский; † 11.06.1961. Макарий (Гневушев) с 28.01.1917 еп. Орловский и Севский; с мая 1917 г. на покое; расстрелян 4.09.1918. Макарий (Даев) 14.05.1944 хирот во еп. Можайского, вик. Московской епархии; с 25.02.1951 в сане архиепископа; † 13.01.1960. Макарий (Звездов) 16.05.1926 хирот. во еп. Торопецкого, вик. Псковской епархии; с 1926 г. еп. Великолуцкий, вик. Псковской епархии; с 15.09.1927 еп. Муромский, вик. Владимирской епархии; с 1928 г. в сане архиепископа; с февр. 1933 г. архиеп. Ирбитский; с 8.03.1933 архиеп. Свердловский; с 3.05.1934 архиеп. Вятский; с 11.06.1934 архиеп. Свердловский; с 20.06.1935 в заключении. Макарий (Знаменский) 25.07.1920 хирот. во еп. Васильсурского, вик. Нижегородской епархии; с 1922 г. в заключении; в 1927 г. упом. как еп. Краснослободский, вик. Пензенской епархии; дальнейших сведений нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Вениамин (Глебов) 13.09.1920 хирот. во еп. Рославльского, вик. Смоленской епархии; с 1927 г. епархией не управ.; с 1928 г. сведений нет. Вениамин (Иванов) 14.08.1933 хирот. во еп. Петропавловского, вик. Омской епархии; с янв. 1936 г. епархией не управ.; с 23.09.1936 еп. Саратовский; расстрелян в окт. 1937 г. Свт. Вениамин (Казанский) с 6.03.1912 архиеп. Петроградский и Ладожский; с 13.08.1918 в сане митрополита; расстрелян 13.08.1922. Вениамин (Милов) 4.02.1955 хирот. во еп. Саратовского и Балашовского; † 2.08.1955. Вениамин (Муратовский) с 1.05.1915 архиеп. Симбирский и Сызранский; с 13.07.1920 архиеп. Рязанский и Зарайский; с 1922 г. в обновленческом расколе; † 6.05.1930 без покаяния. Вениамин (Новицкий) 15.07.1941 хирот. во еп. Пинского; с авг. 1942 г. еп. Полтавский; с 1945 г. на покое; с 22.11.1956 еп. Омский и Тюменский; с 21.02.1958 архиеп. Иркутский и Читинский; с 31.05.1973 архиеп. Чебоксарский и Чувашский; † 14.10.1976. Вениамин (Пушкарь) 21.09.1992 хирот. во еп. Владивостокского и Приморского. Вениамин (Тихоницкий) 14.12.1942 хирот. во еп. Кировского и Слободского; с 1945 г. в сане архиепископа; † 2.04.1957. Вениамин (Троицкий) в 1929 г. еп. Стерлитамакский; после 1929 г. арестован и сослан. Вениамин (Федченков) 10.02.1919 хирот. во еп. Севастопольского, вик. Таврической епархии; 1919–1920 еп. Армии и Флота войск юга России; с 1920 г. в эмиграции; один из организаторов РПЦЗ; с 3.12.1927 воссоединился с МП; с 19.04.1932 в сане архиепископа; с 1933 г. управ. епархией МП в США; с 22.11.1933 архиеп. Алеутский и Сан-Францисский, экзарх РПЦ в США; с 14.07.1938 в сане митрополита; с 21.08.1947 митр. Рижский; с 27.03.1951 митр. Ростовский и Новочеркасский; с 28.11.1955 митр. Саратовский и Балашовский; с 20.02.1958 на покое; † 4.10.1961. Вениамин (Фролов) 15.11.1923 тайно хирот. во еп. Байкинского, вик. Уфимской епархии; дальнейших сведений нет. Викентий (Морарь) 2.09.1990 хирот. во еп. Бендерского, вик. Кишиневской епархии; с 18.07.1995 еп. Абаканский и Кызылский.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Макарий (Ильинский) 13.10.1935 хирот. во еп. Бостонского (Северная Америка); с 26.01.1946 воссоединился с МП; с 15.05.1946 в сане архиепископа; с 31.10.1947 экзарх в США; с 31.07.1952 в сане митрополита; † 12.11.1953. Макарий (Кармазин) в 1921 г. хирот. во еп. Уманского, вик. Киевской епархии; с 1925 г. еп. Екатеринославский (Днепропетровский); с 1927 г. епархией не управ.; расстрелян 20.11.1937. Макарий (Оксиюк) 22.04.1945 хирот. во еп. Львовского и Тернопольского; с 3.06.1948 в сане архиепископа; с 15.05.1951 в юрисдикции Польской Автокефальной Церкви; с 8.07.1951 митр. Варшавский и всей Польши; † 2.03.1961. Макарий (Опоцкий) 14.09.1922 хирот. во еп. обновленческими епископами старого поставления; после покаяния с марта 1924 г. еп. Череповецкий; основал сектантское общество и был отлучен от Церкви; принес покаяние; † не ранее 1937 г. Макарий (Павлов) с 28.01.1917 еп. Владикавказский и Моздокский; уклонился в обновленческий раскол. Макарий (Парвицкий; «Невский») с 20.03.1917 на покое (б. митр. Московский); † 16.02.1926. Макарий (Свистун) 7.06.1970 хирот. во еп. Уманского, вик. Киевской епархии; до 26.12.1974 управ. приходами РПЦ в Канаде и США; с 9.09.1979 в сане архиепископа; с 12.10.1982 архиеп. Ивано-Франковский и Коломыйский; с 26.06.1985 архиеп. Аргентинский и Южноамериканский, экзарх Центральной и Южной Америки; с 4.10.1985 архиеп. Ивано-Франковский и Коломыйский; с 20.03.1990 на покое; с 20.07.1990 архиеп. Клинский, вик. Московской епархии, управ. приходами РПЦ в США, а затем и в Канаде; с 19.02.1992 освобожден от управ. приходами РПЦ в США и Канаде; с 4.10.1994 архиеп. Винницкий и Могилев-Подольский. Максим (Бачинский) 13.05.1944 хирот. во еп. Луцкого; с 1944 г. еп. Винницкий и Каменец-Подольский; с дек. 1945 г. еп. Лысковский, вик. Горьковской епархии; с мая 1946 г. еп. Измаильский и Болградский; с 10.06.1947 еп. Великолуцкий и Торопецкий; с 1948 г. на покое; дата † неизвестна. Максим (Жижиленко) в 1924 г. хирот. во еп. Овручского; с 1928 г. еп. Серпуховской; с 1929 г. в Соловецком лагере; расстрелян 18.02.1931.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Воспоминания об отце Серафиме собираются, как нектар. Подлетает пчела к цветку, собирает нектар, а потом из него получается мед. Я был у отца Николая Гурьянова , он обнял книгу об отце Серафиме, вернее, рукопись, на тот момент был только первый типографский оттиск, потом прижал ее к сердцу и сказал: «Береги эту драгоценную книгу». Книгу об отце Серафиме читаешь и с радостью, и со слезами. О ней хочется говорить непрестанно, показывать ее друзьям и знакомым, делиться ею, как великим сокровищем. Ее читаешь не разумом, а сердцем. Она вся пронизана светом, теплом и любовью, она очень искренняя. Об отце Серафиме вспоминают и миряне, и широко известные пастыри Русской Православной Церкви. Все с любовью и благоговением. Республиканская общественная организация фонд «Искусство во имя Христа» (Крым, Украина) наградил в 2004 году иеродиакона Софрония благодарственной грамотой за книги: «Белгородский старец архимандрит Серафим (Тяпочкин)», «Священномученник Онуфрий (Гоголюк), архиепископ Курский и Обоянский». Международный фонд «Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного» и «Центр Национальной Славы России» наградил иеродиакона Софрония почетной грамотой за активное участие во Всероссийском крестном ходе «Владивосток-Москва, за Веру и Верность» и руководство крестным ходом «Архангельск-Москва» (по Ярославской, Костромской и Ивановской епархиям). По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия 2, посвященных 2000-летию Рождества Христова. 103 Глинская мозаика. Воспоминания паломников из Глинской пустыни (1942–61). – М.: Паломник, 1997. – 224 с. 104 См. обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 11 к председателю Совета по делам религии. Московский Церковный вестник сентябрь 1990, с. 2 105 Схиархимандрит Феофил (Россоха) духовно окормлялся у архимандрита Серафима (Тяпочкина) В 2010 году исполнилось 82 года со дня рождения схиархимандрита Феофила 107 Архимандрит Адриан (Кирсанов) – духовный сын архимандрита Серафима (Тяпочкина). 57 лет отец Адриан подвизается в монастырях, из них 21 год в Свято-Троицкой Сергиевой лавре и 36 – в Свято-Успенском Пскова-Печорском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Они пели свою песнь, перелетая с цветка на цветок, собирая драгоценный нектар. Кто может поведать нам об этом чудном пении, о чём поют пчёлы, может быть они славят своим жужжанием Того, кто даровал им жизнь, эту прекрасную поляну, этот чудный цветочный нектар. Спускаясь с поляны по узкой извилистой дорожке к водоёму, нельзя не восхититься красотой, широтой и величественностью русской реки. Здесь свежо и легко дышать. Где-то невдалеке слышны задорные и веселые крики деревенской ребятни, купающейся в речке, рёв коров, идущих на водопой, крики пастухов. Всматриваясь в водную и прозрачную гладь, можно заметить стайку мальков, они весело кружатся друг против друга в причудливом танце. Вдалеке же видна рыба покрупней. Выплывая из глубины, она выплескивается вверх из воды, а затем снова уходит вниз на дно, оставляя после себя водяные кольца. Идя по речному песку вдоль берега, можно повстречать рыбаков, которые с раннего утра уже здесь в ожидании удачной поклёвки. Вот прилетела стайка чаек, они прохаживаются по песчаному берегу, исследуют его, а, возможно, просто ищут, чем поживиться после незадачливых рыбаков. А вот и рыбаки. Старик с седой бородой в рыбацком картузе, а рядом с ним рыжеволосый мальчик лет семи в одних шортах и тельняшке. Они, закинув свои удилища, притаились, сосредоточив всё своё внимание на своих самодельных поплавках. Кто знает, может им сегодня повезёт. Во всей этой обыденной и повседневной красоте, которую мы перестали замечать, нельзя не увидеть самого Господа, Творца этой красоты. Ведь всё, что мы видим, сотворено Им для нашего с вами блага, для нашего счастья. Но и эта земная красота должна нам напоминать и о неземной райской красоте, которую уготовил Господь избранным во царстве своем. Уже становится жарко. Лето... Благодать Господня. Всякое дыхание да хвалит Господа. К оглавлению   Говорят, что чудес не бывает   В беседе с простыми людьми, особенно с людьми пожилого возраста, можно услышать много интересного и назидательного. Вот рассказ ветерана Второй мировой войны (передаю его по памяти).

http://moral.ru/propoved/Prop_Semenov-1....

Богомудрое о Бозе твое житие воспеваем блаженне Нектарие, имже объюродил еси безумие мира сего в мудрости же Божественней преславное показал еси возрастание, темже источи нам сладость Божественнаго познания вопиющим тебе: Радуйся, Божественныя радости сладость вкушаяй. Радуйся, мирских скорбей горечь истребляяй. Радуйся, мировоние Духа Святаго обоняяй. Радуйся, мудрование духа лукаваго обличаяй. Радуйся, от Бога приемый дары многоразличныя. Радуйся, имиже исцеляеши недуги многоболезненныя. Радуйся, яко тобою к Премудрости Божественней приближихомся. Радуйся, яко тобою безумий мирских избегохом. Радуйся, блаженне Нектарие, Оптиной пустыни благоухание. Кондак 13 О богоблаженне отче Нектарие, яко миро честно стяжахом тя, яко благоуханный нектар воспеваем тя. Темже злосмрадных дел твоим предстательством избави нас и благоуханными твоими молитвами нас богоприятны Богу соделай да сладкогласно с тобою поем Ему: Аллилуиа. [Сей кондак глаголется трижды.] [Далее повторяем 1е икос и кондак:] Икос 1 От корене благочестия процвел еси, отче Нектарие, потоки евангельскими напаяемь и страхом Божиим окормляемь издетска, яко непорочный агнец от матере в дар Богу принеслся еси, яко всесожжение тучное. Мы же воню обоняюще трудов твоих, похвальная тебе зовем: Радуйся, благочестивых родителей процветение. Радуйся, боголюбивых ревнителей приращение. Радуйся, добродетелей цветозлачное одеяние. Радуйся, добровонное целомудрия помазание. Радуйся, яко в дому Божии приметаяйся издетска. Радуйся, яко в раю сладости вчинивыйся изрядне. Радуйся, кореню, напояемый водами веры. Радуйся, грозде источаяй вино надежды. Радуйся, блаженне Нектарие, Оптиной пустыни благоухание. Кондак 1 Богоблаженному старцу Нектарию яко благоуханному крину Оптины пустыни, иже источает божественный нектар духовнаго жития и благовонит им Церковь Божию, похвальная принесем пения, ты же, отче богомудре, от моря суетствий и бед многоразличных избави стадо твое любовию тебе зовущее: Радуйся, блаженне Нектарие, Оптиной пустыни благоухание. Молитва

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Николай 6 февраля 2013, 19:16 6) Перечитал свою писанину, и вспомнил слова про пчел и мух: пчела, даже залетев на помойку, найдет цветок, соберет нектор и сделает мед, а муха, даже залетев в цветник, найдет какашку и наестся г..мна. Так может я муха, и везде гадости ищу? Вот о. Андрей собрал нектар положительных моментов для полезного размышления с образов, выросших в навозе сюжета " Трех мушкетеров " (навозе - с моей точки зрения). А я все про негатив пишу? Надеюсь, таки я не муха. Просто у меня есть выбор, с чьих сюжетов и героев собирать нектар. И лучше я еще раз перечитаю произведения Константина Симонова, Ольги Берггольц, Анны Ахматовой, Василия Шукшина, Николая Лескова... А сколько замечательных наших украинских авторов? Поэт Василь Симоненко, писатели Виктор Безорудько, Олесь Гончар, Николай Винграновский, Юрий Мушкетик... Проблема лишь в том, что не так широко многие их произведения известны, как эти мушкетеры, и дискуссии в интернете может не получиться - потому и берет о. Андрей, идать, всем известные вещи. Чтобы была какая-то точка соприкосновения с нами, чтобы было о чем поговорить. А еще - за несколько лет до революции Оптинские старцы советовали учить детей искусству. Любовь к прекрасному становилась прививкой против пошлости и безвкусицы во всем, воцарившейся после победы большевиков. Может, нас и не ждет что-то такое, но любовь к прекрасному ведь не помешает, верно? Спасибо о. Андрею за такой толчок, дающий возможность по-новому взглянуть на старое! Николай 6 февраля 2013, 19:16 5) Интересное обсуждение пошло, и я вспомнил повесть Джеймса Крюса " Мой прадедушка, герои и я " . Он же - автор повести " Тим Талер или проданный смех " , по которому у нас снят детский фильм " Проданный смех " . Кстати, про смех: а повесть-то оказывается не такая уж и детская! Полезно и в зрелом возрасте прочесть. Ну да ладно, вернемся к " Мой прадедушка, герои и я " - там мальчик с прадедом " сидят на больничном " и со скуки пишут стихи и рассказики и разбирают по косточкам свои и классические сюжеты о самых разных героях - прямо как у нас! И где-то с кого-то слетает ореол славы, а где-то незаметный персонаж второго плана, напротив, оказывается самым настоящим героем. Вещь тоже универсальная - и детям, и взрослым. Вот кого рекомендую почитать!

http://pravoslavie.ru/59210.html

Используя различные методы, черпая знания из разных источников, но не без разбора, афонец сравнивает себя с трудолюбивой пчелой, собирающей нектар многих цветов: «…хотех и аз пчелам поревновати, летающим убо по всяким цветом,, но не от всех събирающим мед» (14,/, 236). Образ «делолюбивой пчелы», чрезвычайно популярный с древности, ассоциировался на Руси с имевшим широкое хождение сборником сентенций древних и средневековых авторов, преимущественно греческих, получившим аналогичное название. Сам же образ пчелы приписывался Исократу: «Яко же бчелу видим по всем садом и зельем летающе, от когождо их полезная приемлюще, такоже и уноши учащеся философьи и на высоту мудростью хотяще възити и отвсюду лучыпая сбирають» (104, 167). Сборники подобного рода, кроме краткого имеющие и пространное название: «Речи мудрости от еуангелья и от апостола и от святых мужь и разум внешниих философ», были весьма распространены в средние века. Они отражают еще один путь развития философского знания — афористический. Что касается Грека, то он, собирая нектар мыслей, более всего ценит из древних философов Сократа, Платона и Аристотеля («мнящиеся честнейший и истиннолюбнейшии еллинских философов из средневековых — Августина («муж философ изящен во- всех, и книги его нарочитейшии, и веяния мудрости и пользы духовныя исполнены» — там же, 343) и Иоанна Дамаскина («иже всякия философии и богословия верх достиже» — 14,  3, 66); из современных ему — Савонаролу («преполон всякиа премудрости и разума» — там же, 195). Каждый человек, считает Максим, должен найти свое жизненное предначертание. Обрести его можно просвещением собственного разума. Главное, что почерпнул Грек из чтения мудрых книг, — это понимание источника своего призвания. Нужно, полагает мыслитель, понять, в чем состоит даруемое свыше «даяние благо» и «дар совершен» (1 Кор. 12, 1 — 11). «Даяние благо» суть «душевныя добродетели, сиречь смысл, мужество, правда, целомудрие, кротость…» (14,/, 377). «Дар совершен» — это «слово премудрости», «слово разума», дар пророчества, исцеления, толкования языков (14,  3, 88). Многие обладают душевными добродетелями, но мало кто имеет совершенный дар быть искусным в духовной деятельности. Различны дары духа, проистекающие от Параклита, но смысл их один • — просвещать человечество, что является высшим призванием таланта и гения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=886...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010