…………………………………………………………………. Вся земля отдыхает, покоится, восклицает от радости. И кипарисы радуются о тебе, и кедры Ливанские, говоря: «С тех пор, как ты заснул, никто не приходит рубить нас». 319 С другой стороны, Ливан в библейской риторике иногда символизирует дом Израилев. Например, пораженный Израиль у Исаии изображается так: Земля сетует, сохнет; Ливан постыжен, увял; Сарон похож стал на пустыню, и обнажены от листьев своих Васан и Кармил. 320 Подобная же ситуация изображается у пророка Иеремии Ибо так говорит Ягве дому царя Иудейского: Галаад ты у Меня, вершина Ливана; но я сделаю тебя пустынею и города необитаемыми. 321 Знаменательно, что вершина Ливана здесь символизирует даже не дом Израиля, а дом царя Иудейского, вообще-то никогда на Ливане не царство­вавшего! Так чту злодейство на Ливане и у Аввакума вполне может сим­волизировать злодеяния Навуходоносора в Иудее. Ведь пели же когда-то и мы, дети СССР, о злодеяниях Гитлера, поминая Бухенвальд: «Люди мира, на минуту встаньте! слушайте... это эхо Бухенвальда!» Ливан – северные врата в землю Израиля. Ими шли и орды Навуходоносора в Святую Землю. За пролитие крови человеческой по всем землям, за опустошение стра­ны Иудейской, города Иерусалима и всех, живущих в нем, – за все настигло Навуходоносора, настигло город Вавилон возмездие Божие. Так выравнива­ется и уравновешивается что-то в этом мире. Обсуждаемый нами текст в Септуагинте и, соответственно, в церковно-славянском переводе звучит так: Горе напаяющему подруга своего развращением мутным, и упоявающему, яко да взирает к пещерам их. Именно такой текст толкуют большинство святых отцов. Откуда взя­лись «пещеры»? Синодальный и многие другие переводы звучат так: что­бы видеть срамоту его, что естественнее вписывается в общий текст этого пророчества. О «пещерах» кроме Септуагинты говорится еще в арабском переводе. В еврейском тексте сказано: (меорейгем), что буквально означает «наготу», а образно: «срамоту». Слово в множественном числе. Семьдесят переводчиков читали, судя по всему, другое слово: , означающее «пеще­ры» и переводили греческим σπλαιον.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Глумляхуся (от слова «глумитися» – значит «болтать, толковать, насмехаться») переводится здесь словом «толкуют». Смысл всей речи, заключающейся в этих стихах и имеющей связь с предыдущими словами, такой: за ревность о славе имени Божия я подвергался, говорит пророк, злословию и поношению. Это причиняло мне скорбь, и я налагал на себя пост, но и это обратилось для них в повод ко смеху, вместо одежды я облекался во вретище – одежду скорби и покаяния, и чрез это стал для них притчею. О мне толкуют сидящие у ворот и поют в песнях пьющие вино. «И в собраниях, – по словам блж. Феодорита, – и на пиршествах разглашают и осмеивают мои бедствия» с. 320]. Все это пророк мог сказать как о себе лично, так и о другом праведнике, по ревности о славе Божией терпящем поношения от нечестивых врагов своих, в особенности же о лице Мессии, Господа Иисуса Христа, враги Которого при всяком случае находили повод к глумлению над Ним, все Его слова и действия стараясь перетолковать в худую сторону. Пс.68:14 Аз же молитвою моею к тебе, Боже: время благоволения, Боже: во множестве милости Твоея услыши мя, во истине спасения Твоего. Несмотря на злобное беспричинное отношение к страдальцу людей и невзирая на то, что Бог так долго как будто не внемлет его молитве, пророк оказывается в высшей степени твердым и терпеливым: ничто не в состоянии поколебать его веру в Бога и крепкую надежду на Него. Находясь в невыносимо тяжелом положении, он взывает к Богу о помощи и просит об услышании своей молитвы. Они глумились, как бы так говорит он, и всячески поносили меня, а я с молитвою моею обращаюсь к Тебе, Боже, и дерзаю просить Тебя: не время ли Тебе явить благоволение ко мне? По преизбытку милости Твоей, услышь меня: Ты верен обетованиям Своим о спасении, и потому я надеюсь быть услышанным во истине спасения Твоего. Изречения этого стиха в прообразовательно-пророческом смысле, в отношении к Иисусу Христу, имеют близкое сходство с молитвою Его к Отцу Небесному, когда Он, по закону человеческой природы желая освободиться от страданий, говорит: «Отче! избавь Меня от часа сего!» ( Ин.12:27 ), а также: «Отче Мой! Да минует Меня чаша сия» ( Мф.26:39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Говоря это и сокрушаясь, он заслуживает помощи, поскольку Бог принял смирение его. Какова эта помощь? «Послан был, – говорит он, – ко мне один из серафимов, и в клещах у него уголь, который он принес с жертвенника, и он коснулся уст моих и сказал: «Вот, Я отнял беззакония твои и грехи твои очистил " " 318 . Вследствие благодеяния воздвигнут он чистым и принимающим отпущение грехов. Когда он услышал: «Кого Я пошлю к народу сему 319 , и кто пойдет для Нас?», – то он посмел сказать: «Вот я, пошли меня» не по причине изначально [чистой] совести, но потому что услышал: «Вот, Я отнял беззакония твои». Итак, поскольку святые сокрушаются 320 [о своих недостатках] и исследуется [сравнение] между Моисеем и Исаией, то да удовлетворимся мы [решением] в пользу и Моисея, и Исаии, давая каждому из Писаний свой удел. Моисей не получил отпущения грехов, чтобы сказать как [человек,] уже сознающий себя очищенным: «Пошли меня», – вместо чего он говорит: «Усмотри другого, кого бы Ты послал» (ведь у него на совести было убийство египтянина 321 ); с другой стороны, быть может, он сознавал, что как человек имеет и другие какие-то грехи, из-за которых он отказывался. Тот же [Исаия] просит служения не как праведный по природе, но как приобретший благодать. Так и Моисей, если бы он прежде принял подобную благодать и услышал: «Вот, Я отнял беззакония твои», и сие: «Грехи твои Я очистил», – то, вероятно, никогда не сказал бы: «Усмо­три другого, кого бы Ты послал». Итак, небезосновательно и Моисей отказывается [от призвания], и Исаия говорит: «Вот я, пошли меня». III. Рассмотрим, однако, и то, что именно повелел Господь сказать народу: «Пойди и скажи народу: слухом услышите и не уразумеете, и глазами смотреть будете и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами своими с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обрятятся, чтобы Я исцелил их " " 322 . Зная, что слова 323 [следует] воспринимать двояким образом 324 , и сознавая, что в них два установления, то есть одно телесное, а другое духовное, [Исаия] обращается к народу, проповедуя о будущих событиях пришествия Христова, поскольку наступит время, когда они [иудеи] услышат и не поймут это, ибо когда они услышали Господа моего Иисуса Христа, то слышали лишь звучание слов, но не [понимали их] смысла.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Да отверзется дверь богоприятнаго храма:/храм бо всех Царя и Престол‚/днесь со славою внутрь прием‚/Иоаким Господу/от Него избранную в Матерь Себе.   Да откроется дверь принявшего Бога храма,/ ибо в сей день, взяв Храм и Престол всех  Царя‚/Иоаким со славою помещает/его внутри как дар, посвятив Господу/Избранпую Им  в матерь Себе. Слава, и ныне, глас 2: Днесь в храм приводится всенепорочная Дева‚/во обителище Всецаря Бога/и всея жизни нашея Питателя;/днесь чистейшая Святыня‚/яко трилетствующая Юница‚/во святая святых вводится;/Той возопиим, яко ангел:/радуйся, едина в женах благословенная.   В сей день во храм приводится всенепороч- ная Дева/для обитания Царя всех Бога/и всей жизни нашей Питателя;/в сей день чи– стейшая святыня, как трехлетняя Телица,/ во Святое Святых вводится./Воскликнем Ей, как Ангел:/" Радуйся, единственная между женами благословенная!» Слово Божие Святое святых И первый завет имел постановление о богослужении и святилище земное: ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется «святое». За второю же завесою была скиния, называемая «Святое святых», имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно. При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать богослужение; а во вторую – однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.   Евр. 9:1–7 (зач. 320) Благая часть В продолжение пути их пришел (Иисус) в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё...

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Далее, развивая идеи Б.П. Вышеславцева 319-320] и высказывая свои собственные предположения, мы формулируем художественную работу в Русской литературе – метод, воплощение творческой возможности художника в действительность текста, как воскрешение. Когда апостол Павел говорит: «не все мы умрем, но все изменимся» (1Кор.15:51), он говорит о воскрешении. Но «воскрешенный» (измененный) должен наследовать и некоторую неизменную часть, свое индивидуальное «я». Этим «неизменным» (константой) в человеке является душа – вдухновение Духа Жизни во плоть. Душа – универсальна, ибо вдухновение – Одно, и « Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех» (1Кор.12:4-6). Поэтому «Нет в мире разных душ» («В горах» – «Поэзия темна, в словах не выразима…», 12 февраля 1916 года) (1, 401). В то же время душа индивидуальна, как индивидуальный опыт («Сын ошибок трудных») индивидуальной жизни. За эти «ошибки» воскрешенный и даст ответ на Страшном Суде, то есть «опыт» будет сохранен, наследован воскрешенным. Тот же «порядок» воскрешения, предполагаем мы, и в художественном произведении: воскрешенная посредством творческого воображения реальная действительность, воплощенная в текст, сохраняет Дух Жизни (Божественное), тем самым и обеспечивается правдивость художественного. В Логике Художественной сохраняется («закон сохранения» – по аналогии с физикой, мы готовы сформулировать и доказать данную закономерность как Первый закон Русской литературы) Божественная Логика устроения реального мира, реальной действительности. Тем самым, читателю открыта возможность постигать не только замысел (своего рода – индивидуальный «опыт») автора – художественную идею произведения, но и Замысел (Промысл) Творца о Мире, о Бытии. – Поэтому, «и времени в нем нет!» (1, 401). Поясним. Выше мы представили некоторые из тех художественных оснований, которые осуществляются в «Чаше жизни». То есть некоторое из того, что видел, знал, понимал, пытался выразить писатель Бунин.

http://bogoslov.ru/article/4030604

Даниил начал соображать «число лет», – прошло ли 70 лет «над опустошением Иерусалима». – В таком случае пророк Даниил был таким же непосредственным продолжателем Исаии в пророчестве о судьбе иудейского народа под игом царств языческих, каким был Исаия в отношении к пророчествам Моисея о плене народа Израильского (хотя отрицательная критика утверждает обыкновенно, что пр. Даниил жил во времена Маккавейские). Что пророк Даниил имел пред собою книгу Исаии, когда «соображал по книгам число лет» и размышлял о судьбе царств, это видно из следующего за молитвою Даниила видения о 70 седьминах. В конце 9-й главы пр. Даниил употребляет выражение, заимствованное именно из Исаии 28:22: «окончательная определенная гибель»; о зависимости Даниила 9:27 от Ис.28:22 свидетельствует еще то, что пр. Даниил употребляет, как образ неразрушаемого со стороны царств мира царства Божия «камень» ( Дан.2:44 ), – образ пророка Исаии в той же 28 главе 16 ст. 319 Но можно думать, что книга пророка Исаии была пред Даниилом именно в теперешнем ее виде. Так, слова пр. Даниила: «чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи, и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная» – не есть ли раскрытие смысла пророчества (в Ис.53 гл.) о Рабе Господнем «Праведнике», Который «оправдает многих» (ср. Дан.9:27 : «утвердит завет для многих»), Который «понесет грехи многих и за преступников сделается Ходатаем»; Который «предан на смерть», но «изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши» (ср. Дан. «предан будет смерти Христос, но не ради себя» 320 ), Который будет «заветом народа» ( Ис.49:8; 42:6; 55:3 ; ср. Дан.9:27 : «утвердит завет для многих»). Название – «Христос Владыка» соответствует Исаии 55:4 и 61:1. Название «Сын Человеческий» также, по-видимому, стоит у Даниила (7:13) не без отношения к словам Исаии в 52:14: «обезображен был паче всякого человека лик Его, и вид Его паче сынов человеческих» 321 . Если же у пророка Даниила оказывается сходство с 28, 29, 25, 26 главами, теперь помещенными рядом в книге пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Даниила пророка книга Даниила пророка книга , состоящая из XIV глав и написанная самим пророком Даниилом, помещается в еврейском тексте в Агиографах, т. е. в числе писаний, отличительным характером коих служит их Божественное происхождение, а не в каноне пророческих книг, и у Сираха о ней не упоминается; но, несмотря на это, она всегда считалась истинно канонической, священной книгой как у иудеев, так и у христиан. Явственнейшие следы существования этой книги до времен Маккавейских ( I Mak. II, 59, 60 ); то обстоятельство, что эта пророческая книга была показана Александру Македонскому, когда он взял Иерусалим и вошел в него (332 г. до Р. X.), и в ней указано на пророчество Даниила, что греческий царь ниспровергнет царство Персидское, особенности языка, соответствующие периоду Вавилонского пленения, – все это представляется несомненным доказательством подлинности книги Даниила. Написана она частью на еврейском языке, частью на чисто халдейском. Что же касается до стихов 24–90 третьей главы и целых глав XIII и XIV как славянской Библии, так и Вульгаты, то этих мест нет ни на еврейском, ни на халдейском – они существуют только на греческом. Особенность пророчеств Даниила состоит в том, что он не только предсказывал будущее, но указывал и самое время, в которое долженствовали исполниться его пророчества, так, напр., пророчество о седмидесяти седминах ( Дah.IX, 24–27 ). Вот это замечательное пророчество: семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи, и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых ( Дah.IX, 24 ). Это пророчество, в котором предсказаны явление Спасителя, и Его крестная смерть, и следующее за ней разрушение храма и Иерусалима, и прекращение ветхозаветных жертв, исполнилось в должное время с удивительной, буквальной точностью. В славянской и русской Библии Даниил нередко называется, между прочим, мужем желаний. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

«Дерзающий и молящий Бога о совершении чего – либо необычайного, не будучи вынужден к тому необходимостью, желающий, чтоб чудеса и знамения совершались руками его, искушается во уме своем от насмехающегося над ним диавола, оказывается тщеславным и недугующим совестию своею». 320 Опасность дара чудотворений многократно приводила подвижников к духовной и телесной гибели. «Многие ... совершили знамения, воскресили мертвых, потрудились в обращении заблудших, сотворили великия чудеса, привели других к познанию Бога, а после сего сами они, оживотворившие других, впали в скверныя и мерзостныя страсти, умертвили себя». 321 Выводы Стремление к избавлению от жизненных трудностей и бед посредством чудес от Бога и желание творить чудеса – величайшее и опаснейшее заблуждение. Нужно особенно подчеркивать, что Православная Церковь предостерегает на основании печального святоотеческого опыта своих чад от всего этого для их же блага. 322 Чудеса истинные и ложные Чудесами мы называем явления, при совершении которых нарушаются законы природы, установленный ход событий или существующие причинно – следственные связи. Всю общность сверхъестественных явлений можно разделить на несколько групп: чудеса истинные; чудеса ложные; воздействия на психику, вызывающие кратковременное улучшение состояние здоровья; намеренные мистификации. Термин «ложное чудо» дан в Новом Завете. Там же неоднократно упоминается о лжепророках и ложных чудесах: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззакония». 323 Эти слова указывают не то, что не каждый, творящий чудо именем Бога, на самом деле совершает чудо от Бога. «Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня». 324 Это высказывание не может служить основанием того, что любой человек может творить чудеса Именем Христа – здесь речь идет о том, что если человек действительно творит чудеса Именем Христа, то он не будет злословить Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Для прочного мира недостаточно одной поспешности примирения, если оно не будет подкреплено разумом и разуму не будет содействовать Сам Бог, от Которого всякое добро получает начало и приходит в совершенство, поэтому молитвой и размышлением постараемся утвердить в силе наше примирение. Святитель Григорий Богослов ( 11, 229 ). И мы, как исполнители их [апостолов] учения, только что пришли к вам, возвещая мир, и вместе с Павлом говорим вам: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» ( Евр. 12, 14 ). Если же без наличия мира со всеми никто не увидит Бога, то разве увидит Бога в Будущем Веке тот, который даже со своими согражданами не живет в мире? Напротив, разве не услышит он тогда: «Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде» ( Ис. 26, 10 )?! Святитель Григорий Палама ( 65,20 ). И с неприятелями, когда просят мира, надо примириться. Ибо кто не примиряется, но мучает, не обуздав гнева милосердием, даже тех, которые просят о примирении... тот утратит преимущества победы, от всех потерпит укоризны, как уподобившийся зверю, и не избежит наказания от Бога ( 50, 320 ). Нельзя быть непримиримым с примиряющимся, но даже, насколько от нас зависит, нужно примиряться и с непримиримыми, если только не терпит вреда благочестие. Преподобный Исидор Пелусиот ( 51, 425 ). Один брат был в скорби на другого брата, который, узнав об этом, пришел для примирения. Первый не отворил ему дверей. Второй пошел к старцу и рассказал ему об этом. Старец отвечал: «Посмотри, нет ли причины в сердце твоем? Не признаешь ли ты себя правым? Не имеешь ли намерения обвинить брата, а себя оправдать? По этой причине Бог не коснулся сердца его и он не отворил тебе дверей. Но то, что скажу тебе, верно: хотя бы он был виноват перед тобой, положи в сердце своем, что ты виноват перед ним, и оправдай брата своего, тогда Бог вложит в сердце его желание примириться с тобой». Он поступил по слову старца и снова пошел к брату. Тот сразу же отворил дверь и, прежде чем пришедший попросил прощения, обнял его от души, и между ними водворился величайший мир. Отечник ( 82, 517–518 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

 Наполеон в России глазами русских. М. Захаров 2004. — 320 с. — С. 296.  Наполеон в России глазами русских. М. Захаров 2004. — 320 с. — С. 297.  Наполеон в России глазами русских. М. Захаров 2004. — 320 с. — С. 13.  Записки Бенкендорфа. 1812 год. Отечественная война. 1813 год. Освобождение Нидерландов. — 2001. — 384 с. — С. 75.  Наполеон в России глазами русских. Первые дни в сожженной Москве. М. Захаров 2004. — 320 с. С. 260.  Наполеон в России глазами русских. Первые дни в сожженной Москве. М. Захаров 2004. – 320 с. —С. 262,263.  Записки Бенкендорфа. 1812 год. Отечественная война. 1813 год. Освобождение Нидерландов. — 2001. — 384 с. — С. 78.  Наполеон в России глазами русских. М. Захаров 2004. — 320 с.— С. 40.  Наполеон в России глазами русских. М. Захаров 2004. — 320 с. — С. 164. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии тамара 9 января 2017, 20:20 Французы и есть святотатцы...какими и мы стали после революции,за что и поплатились...Бог поругаем не бывает...Слава Богу,что мы снова стали возрождать наши святыни,церкви,монастыри...Возрождается и наша вера потихоньку...А что твориться в Европе,мы видим??...Образумь их,Господи... АлександрГ. 9 января 2017, 17:59 " Но, в отличие от Наполеона Бонапарта, император Александр I не допустил ни пожаров, ни взрывов, ни святотатства, ни бесчинства и насилия. " ……… И кто после этого варвар? Европейцы, во главе с французами, взорвавшие Кремль и осквернившие русские церкви или русские солдаты и офицеры? Наталья И. 9 января 2017, 17:15 " Наполеон не мог идти на сознательное, бессмысленное, бесполезное, более того, вредное для самого себя нарушение существующих законов войны. " А взрыв Кремля и чудовищные святотатства французов в святынях Кремля, монастырях и храмах - это разве не нарушение законов войны? Александр А.Б. 9 января 2017, 12:09 Цивилизация-с, однако!.. Где-то читал, что когда Александр I, вступив с триумфом в спасённый им Париж (Бонапарт отдал приказ взорвать плотины и затопить город), он долго думал как ему наказать французов за страшное разорение России. И придумал: " Я накажу их... милостью! "

http://pravoslavie.ru/100017.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010