в) в писаниях нового завета изображается преимущественно домостроительство искупления нашего, как дело неизреченной пре­мудрости Божией. мы проповедуем Христа распятого, говорит святой Апостол Павел в послании к Коринфянам, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость ( 1Кор. 1:23,24 ); проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей (2:7). дабы ныне соделалась известною через Церковь , пишет он в другом месте, начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем ( Εф. 3:10,11). И наконец в третьем своем послании, после рассуждения о чудном плане тогоже великого домо­строительства Божия, восклицает: о, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! ( Рим. 11:33 ). Святые Отцы и учители Церкви, последуя Слову Божию, также указывали следы высочайшей премудрости Божией: а) в устрой­стве мира вообще: в устройстве солнца, луны и звезд, воздуха, воды и земли, камней, растений и животных, великих и малых, благородных и ничтожных, полезных и вредных, – и все это раскрывали с величайшей подробностью не только в некоторых местах своих писаний, но и в целых нарочитых сочинениях: 317 “одна травка или одна былинка, говорили они при этом, достаточна занять всю мысль твою рассмотрением искусства, с каким она произведена;” 318 б) в частности, в устройстве человека, и именно: в устройстве его глаз, ресниц, бровей, мозга, сердца, рук, ног и прочих частей и членов: “если мы обратим внимание даже на ногти, замечает святой Иоанн Златоуст , то и здесь усмотрим ясные следы премудрости Божией, как в самой форме ногтей, так и в веществе их и положении;” 319 в) наконец в домостроительстве нашего спасения, когда рассуждали о целесообразности воплощения самого Бога для искупления людей, 320 и воплощении именно Сына Божия, а не Бога Отца и не Бога Духа Святого, 321 о причинах не скорого пришествия в мир Искупителя, 322 о постепенном приготовлении людей к Его принятию, 323 о целесообразности Его смерти, и смерти именно крестной 324 и под.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В духе любви и мира, призываем всех вас, дорогие отцы, братия и сестры, словами Апостола: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях». (1 Кор. 1:10). В Послании Архиерейского Собора 2006 г. находится следующий призыв: «Итак, обращаемся мы к нашей дорогой пастве с молитвенным призывом — отложить споры и разногласия, и влиться в спасительное делание возстановления единства Русской Церкви». Мы повторяем сей призыв, а также и выраженные в том же Послании Архиерейского Собора другие слова назидания: «Мы призываем нашу паству молитвенно продолжить вместе с нами ту благодатную созидательную работу, начатую IV Всезарубежным Собором, завершение которой должно стать всеми нами чаемое единство Поместной Русской Церкви». «В прочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, — и Бог любви и мира будет с вами» (2 Кор. 13:11). Аминь. + Лавр, Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви + Марк, архиепископ Берлинский и Германский + Иларион, архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский + Кирилл, архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский + Евтихий, епископ Ишимский и Сибирский + Михаил, епископ Женевский и Западно-Европейский + Гавриил, епископ Манхеттенский + Агапит, епископ Штуттгартский + Петр, епископ Кливлендский 26 ноября/9 декабря 2006 г. Сайт Русской Православной Церкви Заграницей /Патриархия.ru Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 .

http://patriarchia.ru/db/text/169988.htm...

В ранней Церкви было распространено множество вероисповедальных формул, соответствовавших различным аспектам христианской веры. Наиболее распространенные формулировки носили исключительно христологический характер. Чаще всего в них фигурируют два элемента: смерть и Воскресение Христа и как следствие – Его божественная природа 319 . Иными словами, основное внимание уделяется жизни Христа и тому, Кто Он. Жизнь Иисуса Христа Первые христиане твердо верили в «Иисуса Христа, пришедшего во плоти» – это исповедание веры приводится в 1Ин.4:2 . Мало где вера в Воплощение Иисуса выражена более явно, чем в «написанном до Павла гимне» в Флп.2:6 и далее 320 , где говорится о человеческой и божественной природах Иисуса, о Его смиренной жизни на земле – и о небесной славе («образ Божий»), о Его возвышении, о поклонении Ему. Другое древнее вероисповедание, подчеркивающее контраст между разными аспектами жизни Иисуса, – 2Тим.2:8 321 . Рождение Иисуса – потомка Давида – противопоставляется Его воскресению из мертвых, что снова подтверждает: ранние христиане помещали Иисуса в контекст исторических событий 322 . Еще одно древнее вероисповедание, появившееся до Павла, Рим.1:3–4 323 . Иисус, «Который родился от семени Давидова по плоти», но Он же – «открылся Сыном Божиим… через воскресение из мертвых» 324 . Здесь достаточно упомянуть о том, что уже в ранних источниках прослеживается интерес к земному, физическому родству Иисуса, происходившему из семьи потомков Давида. Как отмечает Моул, именно этот Человек Иисус жил, умер и подтвердил Свою истинность после смерти 325 . Одна из ранних вероисповедальных формулировок приводится в 1Тим.3:16 326 (иногда ее называют «гимном Христу»). В ней содержатся краткие упоминания о человеческой и божественной природах Иисуса: «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе». Моул обращает внимание не только на раннюю дату этого вероисповедания, но и на ритмическую структуру, которая скорее всего использовалась в богослужении и в пении гимна 327 . В этой формулировке также подчеркивается контраст между рождением Человека Иисуса «во плоти» и Его божественной природой 328 ; далее упоминаются оправдание Духом и свидетельство ангелов. Христос был проповедован среди народов мира; люди уверовали в Него, прежде чем Он «вознесся во славе».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/drevnie...

В тайной молитве, читаемой священником при пении Херувимской песни в литургиях св. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста, подчеркивается: «Ты, Христе, служебныя сея и бескровныя Жертвы священнодействие предал еси нам». Св. Киприан Карфагенский (III в.) поясняет: «Иисус Христос, наш Господь и Бог, есть Сам верховный Священник Бога Отца и первый принес Сам Себя в жертву Отцу и повелел нам творить сие в Его воспоминание» 318 . Св. Кирилл Иерусалимский (JV в.), называя Евхаристию «Жертвою умилостивительною», ясно исповедует: «За усопших… принося Богу молитвы, Христа, закланного за наши согрешения, приносим, умилостивляя, за них и за нас Человеколюбца Бога» 319 . Закончим свидетельством Восточных Патриархов: «Веруем, что сия есть истинная умилостивительная Жертва, приносимая за всех благочестиво живущих и умерших, и, как сказано в молитвах сего таинства, преданная Церкви апостолами по Господней заповеди для спасения всех» 320 . Выше изложенные принципиальные противоречия КЕС с новозаветным и святоотеческим учением о претворении св. Даров в тело и кровь Христовы и о сущности евхаристической Жертвы, не исчерпывают все богословские недостатки КЕС. Укажем и другие. 1). В соответствии с духом современного экуменизма Евхаристия рассматривается в секулярном аспекте, чуждом новозаветному откровению: «Трапезы, о которых написано, что Иисус участвовал в них во время Своего земного служения, возвещают и осуществляют близость Царствия: видимым знаком этого Царствия является напитание народа» 321 В этих строках заметна активно поддерживаемая экуменизмом идея о земном «царстве Божием», которое ничего общего не имеет с благовестием Спасителя о Царстве Божьем как несозданной, нетварной реальности, «внутренней возрождающей благодати Св. Духа и ее совершенных плодах и проявлениях» 322 (ср. Гал. 5, 22—23 ). Объяснение «напитания народа» у экуменистов абсолютно несостоятельно. К народу, напитанному Им чудесным образом, Сам Спаситель обращается со следующим упреком: «Вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий» ( Ин. 6, 26—27 ). После этих ясных слов, на чем может базироваться утверждение, будто «напитание народа» было «знаком Царствия Божия»? И св. ап. Павел категорически заявляет: «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» ( Рим. 14, 17 ).

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

Валаам Валаам (не принадлежащий к народу моему) ( Чuc. XXII, 5 ) – сын Веоров или Восоров и уроженец г. Пефора, что в Месопотамии. Известия о нем содержатся в книге Числ (гл. XXII, XXIII, XXIV и XXIX). Он жил в то время, когда израильтяне странствовали из Египта в Землю Обетованную. Численность евреев была так велика, что цари стран, чрез которые они проходили, не знавшие об их чудесном питании манною в пустыне, не без основания опасались, как бы не случился голод вследствие их вторжения в их владения и как бы они не сделали покушения на завоевание их областей. В числе означенных царей находился и Валак, царь моавитский, из страха вступивший в союз с мадианитянами. Он знал, что не мог противостоять такому страшному врагу, и, предполагая, что Бог Израилев, подобно божествам языческим, может благословлять или проклинать, смотря по своему расположению или смотря по ценности даров жертвователей, послал за Валаамом, пользовавшимся славой великого провидца и предсказателя, и просил его прийти и проклясть полчища Израилевы, обещая ему за то великие дары и награду. О Валааме ходила также молва, что кого он благословит, тот и будет благословен, а кого проклянет, тот будет проклят ( Чuc. XXII, 6 ). Валаам принял заманчивое предложение, но сам Бог воспрепятствовал ему произнести проклятие. Трижды назначал Валак место ему для сего на разных высотах, и трижды, чудесно вдохновенный Богом, Валаам вместо проклятий произносил благословения и заключил оные возвышенным пророчеством о Мессии: Как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль! – восклицал он, как алойные дерева, насажденные Господом, как кедры при водах... Преклонился, лежит, как лев и как львица, кто поднимет его?.. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых ( Чuc. XXIV ). Но, зараженный страстью любостяжания и обольщенный дарами и ласкательством Валака, Валаам впоследствии дал ему пагубный совет привлечь постепенно израильтян к идолослужению, чрез что мало-помалу распространились между ними нечестие и разврат с дочерьми Моава ( Чuc. XXXI, 16 , Omkp. II, 14 ). Для пресечения сего зла и наказания мадианитян Бог возбудил ревность Финееса; во время поражения мадианитян был убит и Валаам ( Чuc. XXXI, 8 ). О Валааме упоминает св. ап. Петр в своем послании ( IINem.II:15, 16 ), называя его возлюбившим мзду неправедную, но обличенным ослицею бессловесной в своем беззаконии, которая, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка. О нем также упоминает в своем послании ап. Иуда: горе им, говорит он, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей ( Uyд.I, 11 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Васан Васан (с арабского языка – песчаный, мягкий, а по другим – базальтовая земля) ( Чuc. XXI, 33 ) – холмистая область на восток от Иордана, между горами Ермоном на севере и Галаадскими к югу. Позднейшее название оной Ватанея. Древнее наименование сей области, вероятно, произошло от высокой горы Васанской, лежавшей в самом ее центре, и которую псалмопевец называет горою Божиею и горою высокою ( Nc. LXVII, 16 ). Означенная область еще в древности славилась огромными дубами ( Uc. II, 13 ), богатыми пастбищами ( Mux. VII, 14 ) и прекрасными породами рогатого скота ( Nc. XXI, 13 ). Во времена Моисея область Васан управлялась царем Огом, который, соединившись с Сигоном, царем аморейским, объявил войну Израилю, но они оба были поражены и разбиты наголову при Едреи ( Чuc. XXI, 33–35 ). Засим Васан перешел в удел полуколена Манассиина. Из свидетельств современных путешественников видно, что означенная местность хотя и отличается своими прекрасными живописными видами, напоминающими собой многие из красивейших стран и местностей Европы, но города и селения оной разорены, покинуты, без жителей, в запустении. Так исполнились и продолжают исполняться поразительным образом пророчества Божии относительно страны Васанской, Галаада и других городов за их нечестие. Грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное, и на все превознесенное, предрек Исаия, и на все кедры Ливанские и на все дубы Васанские... и падет величие человеческое ( Uc.II, 12, 18 ). Дороги опустели, восклицают в духе пророческого боговдохновения пророки Исаия, Амос, Михей и Захария, не стало путешествующих, земля сетует; Ливан постыжен, увял; Сарон похож стал на пустыню, и обнажены от листьев своих Васан и Кармил ( Uc. XXXIII, 8, 9 ). Рыдай кипарис, ибо упал кедр; ибо и величавые опустошены; рыдайте дубы Васанские, ибо повалился непроходимый лес ( Mux. XI, 2 ). Упала, не встанет более дева Израилева! повержена на земле своей, и некому поднять ее ( Aм. V, 2 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Вероятно, это было началом исполнения пророчества, но оно получило более разительное и буквальное исполнение в самом рождении Еммануила, потому что Ирод Великий был последним царем, имевшим право на титул царя иудейского и израильского, и хотя он дожил до времени рождения Еммануила, но умер, когда Господь Иисус был еще младенцем, и тогда исполнилось пророчество Иакова: не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель (Шилох) и Ему покорность народов ( Быm. XLIX, 10 ). Но, несмотря на все сии благодеяния и милости Божии, Ахаз, по-видимому, продолжал неотступно следовать нечестивым влечениям своего сердца. Он отправил послов к Феглаффелассару, царю ассирийскому, с великолепными дарами из золотых и серебряных вещей храма и просил его помощи против сириян, которые все еще продолжали теснить его. Царь ассирийский, согласно с его желаниями, осадил Дамаск, взял оный и умертвил царя. Ахаз отправился в Дамаск поздравить Феглаффелассара с победой и увидел здесь жертвенник, устройство которого особенно понравилось ему. Он приказал устроить себе такой же и поставить оный вместо алтаря Господня, отодвинутого им в темный угол храма ( Исх. ХХ ). На языческом жертвеннике он принес богам дамасским жертву с следующим восклицанием: боги царей Сирийских помогают им; принесу я жертву им, и они помогут мне. Но они были на падение ему и всему Израилю, замечает свящ. дееписатель ( II Nap. XXVIII, 23 ). Этот всеобще преданный нечестию царь позволил себе кощунство над свящ. сосудами храма, разбив оные на куски; воздвиг языческим богам алтари во всех углах улиц Иерусалима и на вершинах домов для поклонения звездам. Он был поражен смертью в разгаре своего нечестия в раннем возрасте – 36 лет от роду, на 16-м году своего царствования. Хотя он был погребен в Иерусалиме, но тело его не было внесено в гробницу царей. Ему наследовал сын его Езекия ( II Nap. XXIX, 1 ). Имя Ахаза упоминается св. еванг. Матфеем в родословии Господа ( Mф.I, 9 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Вот, вы слышали, что сказал Господь: если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших ( Мф.6:14–15 ). Это – высказывание истины, отвергни его, если сие говорит не истина. Если ты – христианин и веришь во Христа, то Он сказал: Я есмь истина ( Ин.14:6 ). Так что сие высказывание истинно, надежно. Послушай людей, говорящих по-мирски: «Ты не собираешься отомстить за себя? И позволишь ему рассказывать, что он сделал с тобой? Пусть он почувствует, что говорит с мужчиной!» Подобное произносится каждый день. Говорящие так говорят по-мирски, и мир слушает их. Никто не говорит подобных вещей, кроме тех, кто любит мир, и никто не слушает подобного, кроме тех, кто любит мир. А те, кто любит мир и пренебрегает любовью, как вы слышали, отрицают, что Иисус пришел во плоти. Поступал ли так Сам Господь во плоти? Когда Его избивали, хотел ли Он отомстить за Себя? Когда Его повесили на кресте, не сказал ли Он: Отче! прости им, ибо не знают, что делают ( Лк.23:34 )? Если Он не угрожал, обладая властью, почему ты угрожаешь, почему ты сердишься, [P. 320] будучи не властен над собой? Он умер, потому что возжелал умереть, и не угрожал, а ты не знаешь, когда умрешь, и угрожаешь! 4 . Мы от Бога ( 1Ин.4:6 ). Давайте посмотрим почему. Смотрите, не из-за иного ли чего, кроме как из-за любви? Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаём духа истины и духа заблуждения ( 1Ин.4:6 ). Поэтому тот, кто слушает нас, имеет дух истины, а кто не слушает нас, имеет дух заблуждения. Давайте посмотрим, о чем [апостол] нас предостерегает, давайте послушаем того, кто предостерегает нас в духе истины, не антихристов, не почитателей мира, не мир. Если мы рождены от Бога... Возлюбленные ( 1Ин.4:7 ), – говорит он далее. Посмотрите, после чего это сказано: Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаём духа истины и духа заблуждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Все различие состояло только в том, что через обязательные жертвы израильтяне как бы насильно или, как выражается св. Ириней Лионский о подобных обрядовых предписаниях, «как бы узами» 317 притягивались к этой жизни и научались той истине, что они всецело принадлежат Богу. Жертвы же вольные, напротив, вытекали из сознания и поддерживали сознание в необходимости святой жизни, «что должно, как говорит св. Кирилл Александрийский , возносить Богу, как воню благоухания и как нечто должное, святолепное жительство и славу отличной жизни» 318 . Самый выразительный вид вольной жертвы, возведенной в обет, представляло назорейство, мнения отцов о котором уже изложены Лучшим же примером обязательных даров израильтян Иегове могут служить десятины 319 и посвящение Иегове от всего первородного – от человека до скота и начатков плодов. 320 Посвящение Богу всего первородного, по мнению отцов, согласно с Библией было установлено в память избавления израильтян от погибели в Египте и в знак того, что сама жизнь их после того принадлежала всецело Богу и Ему должна была посвящаться 321 . «Бог, говорит блаж. Феодорит, узаконил израильтянам приносить первородное из волов и овец, напоминая тем о спасении их первородных.... Сие дает видеть и самый закон: «когда же после, спросит тебя сын твой: «что это?». Ты скажешь ему: «рукою крепкою вывел нас Господь из Египта, из дома рабства. Ибо, когда Фараон упорствовал отпустить нас, Господь умертвил всех первенцев в земле Египетской, от первенцев человеческих до первенцев из скота: посему я приношу в жертву Господу все, разверзающее ложесна, а всякого первенца из сыновей моих выкупаю» ( Ucx. XIII, 14  15 ) 322 Св. Кирилл Александрийский , объясняя закон о первородном в прообразовательном смысле, видит в посвящаемых первенцах христиан, как приобретение Сына Божьего ( Uc. LIII, 12 ), избавившего нас Своей кровью от власти демонов. «Как израильтяне, говорит св. Кирилл, как бы жили жизнью агнца, закланного в ночь смерти египетских первенцев, так и мы уже не своей жизнью живем, но жизнью умершего ради нас Христа“ 323 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mnenie-...

Вступая на новое для тебя нелегкое поприще служения, помни о том, что «близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине» (Пс. 144:18). Да не смущается и не устрашается сердце твое (Ин. 14:27). Доверься Господу и возложи на Него все упование. Помни, что «надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» , как учит нас апостол Павел (Рим. 5:3-5). Щедрый и Милостивый Господь, видя твое доброе произволение, усилия и ревность о пользе церковной, непременно покроет Своей благодатью немощное и восполнит оскудевающее. Итак, облекшись в броню веры и любви (1 Фес. 5:8), прими сей жезл — зримое свидетельство явленной на тебе воле Господа и символ ниспослания тебе полноты даров Святого Духа, сошедшего некогда на первых учеников Христа. Прими сей жезл как знак апостольской преемственности и вместе с тем большой ответственности. Пречистая Царица Небесная да приклонит к тебе милосердие Божественного Своего Сына. Пусть Его всесильная и неоскудевающая помощь сопутствует тебе в предстоящих архипастырских трудах. Призвав же имя Пресвятой Троицы, благослови теперь народ православный, собравшийся в этом дивном храме и молившийся о ниспослании тебе непорочного епископства. Аминь. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 . Служба по Триоди. На утрене по 1-й и 2-й кафизмах и по 3-й и 6-й песнях канона поется Акафист Пресвятой Богородице. (Порядок пения Акафиста указан в Триоди.) Поется великое славословие.

http://patriarchia.ru/db/text/4723450.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010