Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Ферапонту (Кашину), епископу Макарьевскому, викарию Костромской епархии 28 апреля 2013 г. 14:02 28 апреля 2013 года, в неделю 6-ю Великого поста, праздник Входа Господня в Иерусалим, за Божественной литургией в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Ферапонта (Кашина) во епископа Макарьевского, викария Костромской епархии . По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Ферапонта на служение и вручил ему архиерейский жезл. Преосвященный епископ Ферапонт! Ныне, в день Входа Господня в Иерусалим, при видимом возложении на твою главу архипастырских рук, по усердным молитвам народа Божия Утешитель тайнодейственно излился на тебя, соделав преемником «самовидцев и служителей Слова» (см. Лк. 1:2). Подобно тому, как вся Церковь Христова, душеполезную совершивше Четыредесятницу , стоит у иерусалимских ворот в ожидании искупительного подвига Спасителя, ты стоишь в ожидании предлежащего тебе подвига архиерейства. Подвиг этот неразрывно сопряжен с величайшей ответственностью за спасение людей и невозможен без полного забвения личных интересов, без сораспинания Христу, Который создал Церковь Своею Кровью (см. Деян. 20:28). Отныне все дарованные тебе Господом таланты, всё, что ты приобрел учением и усердной работой, ты призван употреблять не ради своей пользы, но ради пользы тех, кого вверяет твоему попечению Небесный Пастыреначальник. Окрылить души, похитить из мира и предать Богу, сохранить образ Божий, если цел, поддержать, если в опасности, обновить, если поврежден, вселить Христа в сердца Духом  — вот на что, по слову святителя Григория Богослова, должен ты направлять свои поступки и помышления (см. свт. Григорий Богослов. Слово 3). Помни, что твои труды на ниве пастырского душепопечения принесут добрые плоды только в том случае, если будут совершаться не по принуждению, в силу некоего «служебного» долга, но охотно и богоугодно  (см. 1 Пет. 5:2), из любви к окормляемому тобой словесному стаду. Нередко случается так, что именно равнодушие и холодность пастыря, его невнимание к нуждам и потребностям пасомых отвращают людей от Церкви и становятся преградой благовествованию Христову (см. 1 Кор. 9:12). Искренняя же забота епископа о церковных чадах, его горячее стремление носить их тяготы как свои собственные могут преодолеть отчуждение и непонимание, открыть умы и сердца для спасительных евангельских истин. Посему, не полагая между собой и пасомыми никаких преград, стремись с любовью встречать всякого, кто притекает к тебе с сомнением и вопрошанием, в горестях и печалях, чтобы каждый человек явственно ощущал твою поддержку и участие.

http://patriarchia.ru/db/text/2935036.ht...

Память преподобной Марии Египетской празднуется в воскресный день - в неделю 5-ю Великого поста. Шестая седмица. Неделя 6-я: Цветоносная (15-21 апреля) «Душеполезную совершивше Четыредесятницу...» - поется на службе вечером в пятницу шестой седмицы - в канун Лазаревой субботы - дня воспоминания о воскрешении Господом праведного Лазаря, три дня пролежавшего во гробе. В этом году Лазарева суббота отмечается 20 апреля. В церковном календаре этот праздник совершается накануне Входа Господня в Иерусалим, тогда как исторически воскрешение Лазаря произошло не за день, а раньше. И это в очередной раз подчеркивает, насколько спрессовано великопостное время и время Страстной седмицы, сколь многое может прожить каждый христианин за эти немногие дни. В субботу и воскресенье шестой седмицы ослабляется пост: в субботу разрешается вкушение рыбной икры, в воскресенье - рыбы. Празднование Входа Господня в Иерусалим (21 апреля) именуется также Неделей ваий, Вербным воскресеньем, Цветоносной неделей. И ваии(пальмовые ветви), и побеги вербы, и цветы - всё это имеет отношение к торжественной встрече народом Спасителя - Мессии, въезжающего на ослике во врата Святого града. Это событие является одним из главных в последние дни жизни Господа Иисуса Христа, оно подробно описано всеми четырьмя евангелистами. Торжественное прибытие Царя Христа в Иерусалим было осуществлением ветхозаветных пророчеств и предваряло Его Страдания, Смерть и Воскресение. Словарь Великого поста Великое повечерие - богослужение, которое совершается вечером с понедельника по пятницу во все седмицы Великого поста, за исключением четверга и пятницы пятой седмицы и кануна праздника Благовещения. Через молитвы Великого повечерия Церковь располагает нас к покаянию: мысль о наступившем конце земного дня соединяется в сознании молящегося с неизбежным окончанием земной жизни. Последование Великого повечерия состоит из псалмов, пророческих стихов из Книги пророка Исайи, молитвословий и канона. Помимо всего прочего, в последовании Великого повечерия содержатся молитвы об избавлении от ночных страхов и внезапной смерти.

http://ruskline.ru/opp/2019/mart/11/40_d...

Особенности этой недели (седмицы): Суббота пятой седмицы (недели) — день Акафиста или Похвалы Пресвятой Богородицы. Существует несколько вариантов установления этого празднования. По молитвам к Пресвятой Богородице удалось избавить Константинополь от нашествия арабов и персов b VII beke. И в то же время, это празднование тесно связано с Благовещением Пресвятой Богородицы, поскольку до того, как праздник был установлен 7 апреля, его переносили на 5 субботу Великого поста. В среду вечером (на утрене четверга) на богослужении совершается так называемое «Мариино стояние» , во время службы перечитывают полностью Великий покаянный канон Андрея Критского, а также читается житие преподобной Марии Египесткой, как пример сугубого покаяния и исправления собственной жизни. Что касается полного чтения канона, то оно закрепилось за этим днём не случайно, а в память о землетрясении, которое произошло приблизительно между IV-V веками на Востоке. С течением времени трагедия забылась, а традиция чтения Великого покаянного канона осталась. В воскресенье четвёртой недели (седмицы) церковь чтит память преподобной Марии Египетской. Преподобная Мария тоже известна своим подвигом подвижнической жизни. Она показала пример усиленной борьбы и покаяния, которые способны возвести человека даже из полного духовного краха, бездны. Что можно есть на пятой неделе Великого поста? Можно есть овощи, фрукты, крупы разного рода, но не разрешается принятие пищи животного происхождения (молоко, яйца, мясо и рыба), также с понедельника по пятницу, если на эти дни не приходится какой-либо праздник, не употребляется и растительное масло. Однако следует помнить, что все эти правила прописаны в монастырском уставе. Миряне (т.е. не монашествующие), как правило, постятся мягче — например, ограничиваются только исключением пищи животного происхождения и рыбы (или рыбы в будние дни). Шестая неделя Великого поста Особенности этой недели (седмицы): Шестая неделя (седмица) Великого поста — строго говоря — последняя неделя Великого поста. Пост, как период нашего сугубого покаяния, заканчивается в пятницу шестой недели Великого поста. В этот день в одном из церковных песнопений поется: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче». Дальше — время воспоминания последних дней жизни Христа и тех важнейших событий, которые тогда происходили.

http://foma.ru/nedeli-velikogo-posta.htm...

Инокиня Кассия – почитаемая святая. Ее очень любят греки. Но в Триоди есть тексты, написанные не только святыми, и не всегда монахами. Одна из моих любимых стихир, которую поют в Неделю Крестопоклонную, «Днесь висит на древе» – сочинение императора Константина Порфирородного. Другой поэтичный монарх, Лев Мудрый, оставил стихиру субботы Лазаревой «Душеполезную совершивше Четыредесятницу». Самое удивительное, что в нашей Триоди есть и творение императора-еретика Феофила – стихира «Изыдите языцы», которую мы поем в Вербное воскресенье. Это тем более любопытно, что по преданию инокиня Кассия была в числе девушек, которые участвовали в царских смотринах, она могла стать женой Феофила, но вышло иначе. И вот эти два несходных поэта теперь живут на страницах Триоди. Почему не изгнан император-еретик? Потому что Триодь создавалась не группой цензоров, а стихией объективного культурно-исторического процесса – так это называют у нас в Гомеле. Если текст хорош и берет за душу, зачем же его изгонять? Фото: tatarstan-mitropolia.ru Славянская Триодь появилась в десятом веке. Но уточню: это была одна из Триодей. Новые редакции и новые тексты проникали в Триодь вплоть до пятнадцатого столетия. А конец этой пестроте и разнообразию был положен эпохой книгопечатания. Глобализация началась с первой печатной книги, в том числе и церковная глобализация. В 1522 году в Венеции была отпечатана первая греческая Триодь, которая сделала все частные монастырские Триоди «неконкурентоспособными». Теперь у нас есть одна Триодь – одинаковая для каждого храма и обители. Конечно, жаль, что огромная масса уникальных песнопений и молитв так и осталась в рукописях. Но наша Триодь – это огромное утешение, молитвенная и даже эстетическая поддержка для современного христианина. Только немного грустно оттого, что придут новые «Студиты» и «инокини Кассии», которые напишут что-то такое прекрасное и невероятное, что их потомки освежат свои души чистой музыкой их поэзии, а мы этого не увидим. Святой Василий Великий никогда не слышал канона Андрея Критского.

http://pravmir.ru/postnoe-pismo-6-istoch...

Закрыть «Пост — время, которое мы ощущаем как образ всей нашей жизни» Слово протоиерея Александра Шаргунова в Лазареву субботу 23.04.2016 483 Время на чтение 3 минуты «Душеполезную совершивши Четыредесятницу», мы предстоим перед Лазаревым воскрешением. Этим праздником и Вербным воскресеньем — Входом Господним в Иерусалим, открываются нам Страстные дни. То, что Пост завершается Лазаревой субботой, неслучайно. Жизнь наша завершается смертью и Пост — нашей смертью. Пост — время, которое мы ощущаем как образ всей нашей жизни. Конечно, Господь мог бы всех нас воскресить, как Лазаря, когда кончается наша жизнь. Но смерть, о которой идет речь, — не только физическая смерть, но смерть духовная, наше пребывание в грехах. Смысл Поста заключается в том, чтобы увидеть, что мы — в таких грехах, которые невозможно исцелить никаким воскрешением к временной жизни, и нам надо пройти через смерть. Тем не менее Господь воскрешает четверодневного Лазаря, «общее воскресение прежде Своея страсти уверяя». Чтобы мы видели, что в Его власти и жизнь, и смерть рода человеческого, каждого из нас. Что у Него достаточно любви сокрушить эту смерть, и Он явит еще большую любовь, разрушив ту глубину смерти, которая не преодолевается внешним воскрешением. Мы слышим в Евангелии за литургией слова о том, что пока есть день, мы должны ходить в свете. «Не двенадцать ли часов во дне?» — вопрошает Господь. Этот день есть срок нашего Поста, срок нашей жизни. И времени достаточно много: сорок дней и вся жизнь. Достаточно много, но не слишком много. Это время — время Поста, которое является образом нашей жизни, и нельзя выкинуть из него ни одного часа. Милостив Господь, эти «двенадцать часов» нам даны, и раньше срока не могут кончиться. Промыслом Божиим день жизни каждого человека может быть кратким или длинным, но пока не пройдут эти «двенадцать часов», жизнь продолжается. Времени во дне — целых двенадцать часов, однако всего только двенадцать. Невозможно ни сократить, ни продлить этот день, о котором говорит Господь.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/04/23/po...

Не должно допускать в душу свою отчаяние и мысли о невозможности прощения совершённых прегрешений. Враг рода человеческого не дремлет и желает внушить нам мысли о немилосердии Бога, когда, осознавая тяжесть своих грехов, мы начинаем сомневаться в том, что Господь примет наше покаяние и сможет нас простить. Но у Бога отвержения в покаянии нет! Господь благ, и благость Божия распространяется на каждого из нас, подвизающегося в молитвенных трудах, посте и духовном совершенствовании, трудящегося в непрестанном деле очищения, покаяния. Господь благ ко всем – обремененным, сомневающимся, удрученным, отягченным житейскими проблемами или физическими недугами. Благ к угодникам Божиим, подвижникам веры и благочестия, праведникам Христовым. Но не менее благ Господь и к кающимся грешникам, дабы и к ним пришло желание распахнуть для Бога сердце и впустить в него Божественную благодать. Возлюбленные о Господе братья и сестры! Будем же непрестанно благодарить Спасителя за то, что беспрепятственно дает нам, грешным и недостойным, вкушать Святую Трапезу, очищает нас от всякой скверны Пречистыми Своими Телом и Кровью, питает нас Самим Собой, чтобы и мы становились причастниками жизни вечной. День за днем, седмица за седмицей проходит святая Четыредесятница. Вот уже близится к завершению благодатный Великий пост. Спросим же себя о том, что полезного вынесли мы из него, напитались ли благостью Господней?! Можем ли мы с уверенностью сказать, что уже духовно готовы встретить Преславное Христово Воскресение, что не мертвы духом, а наполнены верой, надеждой, любовью, светом истины и Божественной благодатью?! Ведь именно для этой нашей подготовки и был предназначен Великий пост! Святая Церковь так и возглашает сегодня: «…святую седмицу страсти Твоея, просим видети Человеколюбче… душеполезную совершивше Четыредесятницу!» Была ли она таковой для каждого из нас? Очень скоро наступают дни Страстей Христовых, на которых сосредоточится все наше духовное делание. Попросим же у Господа силы достойно сопереживать и сострадать Спасителю! Да не будет недостатка с нашей стороны в истинных покаянных слезах, орошающих Искупительную Голгофу, омывающих наши сердца и созидающих нас готовыми принять вечную и неизреченную благость Христа, страдающего, распинающегося за грешный род человеческий, принимающего смерть на кресте и воскресающего. С благоговением сердечным вспомним слова Преподобного Серафима Саровского: «Приобщаться Святых Христовых Животворящих Таин заповедую… во все четыре поста и двунадесятые праздники, даже велю и в большие праздничные дни; чем чаще, тем и лучше… Потому что благодать, даруемая нам приобщением, так велика, что как бы ни был недостоин и грешен человек, но лишь только в смиренном сознании всегреховности своей приступит к Господу, искупляющему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, – и будет очищаться благодатью Христовой, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется!» Аминь.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Многие подвижники благочестия испытали на себе сладость и свет благодати, которым озарен акафист, и многие из них во время чтения его сподобились благодатного посещения Божией Матери. Так, Она удостоила Своим посещением, вместе с апостолами Петром и Иоанном, преподобного Сергия Радонежского, читавшего вечером акафист, и даровала ему утешительное обетование о процветании его обители под Ее покровом. Александр Свирский ночною порою, во время чтения акафиста, узрел в необычайном свете Царицу Небесную с Предвечным Младенцем в Своей деснице, окруженную сонмом ангелов. Она ободрила преподобного в построении заложенного им храма и обещала сохранить его обитель со всеми подвизающимися в ней. Преподобный Кирилл Белоозерский в полночь, когда возгласил 8-ой кондак акафиста, внезапно услышал от иконы Богоматери, пред которою молился, глас, повелевший ему идти на Белоозеро, при этом небесный свет указал преподобному и самое место, где он может спастись, несмотря на отдаленность этого места 120 . Для памяти и назидания грядущих родов, св. церковь узаконила для всех верующих, в особенности для готовящихся к причащению св. таин, неотложно читать акафист Божией Матери вечером пред субботою. А свободному усердию верующих она внушает частое чтение акафиста в особенных церковных и домашних молитвах. К составу акафиста принадлежат стихиры и канон, в которых воспевается благовещение Пресвятой Богородицы и Ее Божественное величие. Этот конон составлен Иосифом Песнописцем (в IX в.) 121 . Особенности богослужения шестой седмицы Великого поста День за днем, седмица за седмицею, и вот проходит уже вся святая четыредесятница. Пост еще продолжится одну седмицу, но эти дни не принадлежат уже четыредесятнице, а имеют особенное значение, будучи посвящены воспоминанию страстей Господних. Это как глава и крест на храме. Поэтому святая церковь уже в пятницу шестой седмицы останавливает наше внимание, неоднократно возглашая: душеполезную совершивше четыредесятницу и святую неделю страсти Твоея просим видети, Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя и неизреченное нас деля смотрение Твое, единомудренно вопиюще: Господи, слава Тебе! Так поступает церковь для того, чтобы мы, достигнув конца четыредесятницы, собрались с мыслями и рассмотрели, досгигнута ли нами цель святого поста? Ибо можно, и много сеяв, ничего не пожать; можно употребить разные лекарства, иждить даже, как говорит Евангелие о жене кровоточивой, все имение врачам, и не получить исцеления.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

В пятую неделю (воскресение) поется последование преподобной Марии Египетской, если не случится предпразднества и праздника Благовещения, равно и сорока мучеников (Типикон, последование 9 и 24 марта). Пяток шестой седмицы поста есть окончание Четыредесятницы. В оный поется: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбче». В субботу – Лазареве воскрешение. Полунощницу поем субботнюю: по первом Трисвятом тропарь «Общее воскресение...», по втором – кондак «Всех радость Христос...», «Господи, помилуй» 12 раз и отпуст. На утрени – тропарь праздника трижды; кафизмы рядовые – 16 и 17; после седальна – «Воскресение Христово видевше...», 50-й псалом и канон; «Честнейшую» не стихословим от сего дня до понедельника Фоминой седмицы; «Свят Господь Бог наш». Славословие великое 106 . Неделя Ваий Древность и важность праздника Благоговея к Царскому Входу в Иерусалим, Церковь в первые времена христианства установила праздник Ваий, положенный в числе двунадесятых. В III веке Мефодий, епископ Тирский или Патарский, в этот праздник говорил поучение, сохранившееся до наших времен 107 . В IV веке св. Амвросий Медиоланский , св. Иоанн Златоуст , св. Епифаний Кипрский , в V веке – св. Прокл, архиепископ Константинопольский в день Входа Господа в Иерусалим говорили также поучение. «Св. Церковь , – говорит Амвросий, – сия нежная Мать наша велит и нам, по примеру встретивших тогда Иисуса Христа, постилать Ему по пути одежды и резать ветви древесные, только духовным образом» (Слово 2 св. Амвросия на неделю Ваий). «Для чего Христос, – говорит св. Епифаний Кипрский , – ходив прежде всего пешком, ныне, и только ныне воссел на животное? Дабы показать, что Он вознесется на крест и прославится на нем». В VII веке – св. Андрей Критский , в VIII веке – Косьма Маюмский, Иоанн Дамаскин , в IX – Феодор и Иосиф Студиты, император Лев Философ, Феофан, в XIV – Никифор Ксанфопул написали священные песнопения и сказания, кои ныне Православная Церковь совершает для прославления Входа в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Служба эта установлена в память неоднократного избавления Константинополя от врагов защитою и предстательством Богоматери, Которая потому и прославляется в акафисте, как «Взбранная Воевода». Богослужение это именуется «акафистом» что значит по–гречески: «неседален», потому что за ним не разрешается сидеть. Не известно точно, кто составил этот акафист: одни приписывают его хронографу IX b. Георгию Амартолу, другие — патриарху Сергию, жившему при имп. Ираклии в VII b., третьи — преп. Роману Сладкопевцу, иные — патриарху Фотию. На день субботы акафиста бывает повечерие малое и читается оно в келиях, так же, как и полунощница. Самый акафист, читается на утрени, в 4 приема, заменяя собою обычные седальны, кондак и икос. Первая часть начинается пением кондака: « Взбранной Воеводе победительная» и каждением, при- чем при первом пении совершается полное каждение всего храма, а на остальных трех только малое каждение. Каждый раз прочитывается по три икоса и три кондака, и чтение заканчивается пением вновь кондака: « Взбранной Воеводе». Утреня эта заканчивается пением Великого славословия. Пятая неделя Великого поста В пятую неделю Великого поста совершается память Преподобной матери нашей Марии Египтяныни. Впрочем оно бывает только в том случае, если не придется на этот день предпразднства, попразднства или праздник Благовещения, равно и праздника 40–ка мучеников. В Евангелии за литургией опять приводится пророчество Господа о Его страдании, смерти и воскресении. Преп. Мария Египетская приводится в этот день, как пример истинного покаяния, совершенно перерождающего человека, даже глубоко погрязшего в тине греха. Вся следующая затем 6–ая седмица Великого поста называется седмицей Ваий и служит как бы предпразднством Входа Господня во Иерусалим, называемого также Неделею ваий. Пяток шестой седмицы Великого поста есть окончание святой Четыредесятницы, в знак чего на утрени и на вечерни этого дня по дважды поется умилительная стихира: « Душеполезную совершивше четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбче…» Этим собственно время, назначенное Церковью для покаяния, заканчивается.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

От усталости и раздражения спасаюсь, как всегда, в чтение " абсолютно иного " – шестнадцатый том (единственный, мною еще не читанный) дневника Leautaud. Это – август 1944 года, " освобождение " Парижа, несусветная грязь и жестокость epuration … Читал об этом только что в книге Claude Bourdet – с обратными знаками… Но насколько же непосредственная, человеческая реакция Leautaud мне ближе и понятнее. Даже когда он ошибается, то это от неведения, незнания. А у Bourdet – всегда parti-pris , ужасающее клеймо идеологизма. Читаю и думаю – только бы никогда вере, христианству не стать " идеологией " . Пятница, 25 апреля 1975 Раннее, солнечное утро в этом квартале около Бюро подоходного налога], среди небоскребов, среди кишащей толпы. И так как было еще рано ехать на радио " Свобода " , прошелся по улицам вокруг City Hall с почти животной joie de vivre . И вот, наконец, " душеполезную совершивше четыредесятницу " , подъем к Страстной – через предпасхальный свет Лазаревой субботы и Вербного воскресенья. И так как весна поздняя – все в семинарском саду в цвету: ярко-желтые форситии, лиловые азалии, прозрачная зелень деревьев. С детства – любимейшие дни. А фон всего этого – кошмарный, кровавый конец Индокитая и Камбоджи, аресты в России, выборы – сегодня – в Португалии, разгул торжествующего зла и лжи при подлом поддакивании либералов всех мастей. BчepabLe Monde – Francois Mitterand: " Pour nous l " Union sovietique est un facteur de paix… " ). Великий Понедельник, 28 апреля 1975 Лазарева суббота и Вербное воскресенье – два дня беспримесной радости. Изумительные солнечные дни, чудные службы, до отказа переполненная церковь. В субботу после обедни ездили с Л. на кладбище в Roslyn, устраивали могилу родителей Л.]. Вчера днем, между службами, в Wappingers с внуками. Только пробивающаяся еще, " сквозящая " зелень. Вечером – " Чертог… " . Но вечером – и часто посещающее меня, немного мучительное чувство: как будто все то, что так радует, поражает, вдохновляет меня в Православии, и особенно в эти два, любимейших мною, дня, – не то, что ищут от Православия, видят в нем другие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010