Наконец, в последнюю седмицу этого приготовления, мы начинаем творить память самой тайны. Постный подвиг помог нам отложить в сторону все, что обычно постоянно заслоняет главную цель нашей веры, надежды и радости. Само время как бы приходит к концу. Теперь оно измеряется уже не обычными нашими делами и заботами, а тем, что совершается на пути в Вифанию и дальше, в Иерусалим. Повторим еще раз — это не риторика. Каждому, кто приобщился подлинному опыту богослужения, — пускай хоть раз в жизни, пускай несовершенно, — становится ясно, что с того момента, когда мы слышим: «Веселися Вифания, дом Лазаря...» и затем... «Заутра Христос приходит...», внешний мир становится как бы нереальным, и нам почти боль причиняет соприкосновение, неизбежное, с его суетой. Реальность — там, в церкви, где с каждым днем мы все больше осознаем, что означает ждать и почему христианская вера есть, прежде и больше всего, ожидание и приготовление. Так, когда в пятницу за вечерней мы поем: «душеполезную совершив четыредесятницу», — мы не только исполнили ежегодную христианскую «обязанность», мы восприняли всей душой слова, которые мы будем петь на следующий день:    Лазарем тя Христос уже разрушает, Смерте, и где твоя, аде, победа...     Лазаревым воскресением Христос уже разрушил тебя, Смерть, и где твоя, Ад, победа?.. Глава 5. Великий пост в нашей жизни 1. О принятии поста «всерьез»    До сих пор мы говорили о церковном учении о посте, учении, которое передается нам прежде всего в великопостном богослужении. Теперь встает вопрос: как можем мы применить это учение к нашей жизни? Как мог бы Великий Пост быть не только номинальным, но действительным двигателем в нашем существовании? Наша жизнь (нужно ли напоминать это?) настолько разнится от той, которой жили люди, создавшие эти стихиры, каноны, установившие эти богослужения и устав. Они жили еще в относительно небольших общинах, вне города, в органически православном мире; самый порядок жизни был построен в соответствии с Церковью. Теперь мы живем среди огромного, городского, технологического общества, «плюралистического» в своих религиозных верованиях, секуляристического по мировоззрению, в мире, в котором мы, православные, составляем незначительное меньшинство. Великий Пост не занимает больше такого внешне ярко выраженного места, как бывало, скажем, в России или в Греции. Вопрос наш поэтому очень актуален: можем ли мы поистине соблюдать Пост, а не ограничиваться, как это слишком часто бывает, двумя-тремя «символическими» переменами в нашем быту?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2630...

В начале Великого поста мы говорили о предстоящем нам взлете: духовном преображении через покаяние, осознании своих грехов, участии в церковных Таинствах и, наконец, сближении с Церковью как единственным местом встречи Бога и человека. Накануне завершения великопостного пути напомним себе, какие же дни ждут нас впереди. Пост вот-вот закончится, но прежде нам предстоит серьезное испытание. Надо будет совершить посадку и не пролететь мимо, поскольку садиться нужно будет при нулевой видимости — собственной духовной немощи и слепоте. Единственный наш шанс — полет по приборам, точное следование за храмовым богослужением, когда нас буквально поведут за руку богослужения Страстной седмицы. «Просим видети…» В пятницу недели, предшествующей Страстной седмице, в храмах поется стихира, возвещающая о завершении Великого поста: «Душеполезную совершивши Четыредесятницу, и Святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче…» . Речь, конечно же, идет не о том, что совсем закончился пост, но завершилась подготовительная часть, Четыредесятница, перед самым главным событием годового богослужебного круга. Святая, или Страстная, седмица — это последовательное изложение, даже можно сказать изображение последних дней земной жизни Господа. Из-за важности совершавшихся событий каждый день этой седмицы называется великим. Приходя в эти дни на службы, мы оказываемся то у стен Иерусалима, встречающими Христа, то в Иерусалимском храме, слушающими назидательные притчи Спасителя о Царстве Небесном; затем перемещаемся в Сионскую горницу на Тайную вечерю, а после, воспевая псалмы, идем на ночлег в Гефсиманию, где становимся свидетелями иудиного предательства и ночного ареста Христа. А в конце вплотную приближаемся к Голгофе… Каждый день этой недели — воспоминание, выражаемое в песнопениях и чтениях из Евангелия. Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы — это воспоминание о последних беседах Спасителя с учениками и народом. Великий четверг — воспоминание об установлении Таинства Евхаристии, Причащения. Великая пятница — день, в который останавливается время, потому что люди убивают своего Бога. Всего этого слишком много для одной недели, поэтому-то накануне мы и просим у Бога дать нам возможность увидеть, стать свидетелями или даже можно так сказать: прожить это время вместе с апостолами.

http://pravoslavie.ru/69942.html

Закрыть «Душеполезную совершивши Четыредесятницу» Слово в пятницу 6 седмицы Великого поста 26.04.2024 77 Время на чтение 3 минуты Фото: vpyzhax.ru «Душеполезную совершивши Четыредесятницу», — воспели мы сегодня за литургией Преждеосвященных Даров. Сегодня вечером мы предстанем перед Лазаревым воскрешением. То, что Пост завершается Лазаревой субботой, неслучайно. Жизнь наша завершается смертью и Пост — нашей смертью. Пост — время, которое мы ощущаем как образ всей нашей жизни. Конечно, Господь мог бы всех нас воскресить, как Лазаря, когда кончается наша жизнь. Но смерть, о которой идет речь, — не только физическая смерть, но смерть духовная, наше пребывание в грехах. Смысл Поста заключается в том, чтобы увидеть, что мы — в таких грехах, которые невозможно исцелить никаким воскрешением к временной жизни, и нам надо пройти через смерть. Тем не менее Господь воскрешает четверодневного Лазаря, «общее воскресение прежде Своея Страсти уверяя». Чтобы мы видели, что в Его власти и жизнь, и смерть рода человеческого, каждого из нас. Что у Него достаточно любви сокрушить эту смерть, и Он явит еще большую любовь, разрушив ту глубину смерти, которая не преодолевается внешним воскрешением. Мы услышим завтра в Евангелии за литургией слова о том, что пока есть день, мы должны ходить в свете. «Не двенадцать ли часов во дне?» — вопрошает Господь. Этот день есть срок нашего Поста, срок нашей жизни. И времени достаточно много: сорок дней и вся жизнь. Достаточно много, но не слишком много. Это время — время Поста, которое является образом нашей жизни, и нельзя выкинуть из него ни одного часа. Милостив Господь, эти «двенадцать часов» нам даны, и раньше срока не могут кончиться. Промыслом Божиим день жизни каждого человека может быть кратким или длинным, но пока не пройдут эти «двенадцать часов», жизнь продолжается. Времени во дне — целых двенадцать часов, однако всего только двенадцать. Невозможно ни сократить, ни продлить этот день, о котором говорит Господь. Пост завершился, и мы стоим перед смертью. Потому что день не может быть продлен. Все имеет предел, и конец приближается. «Душе моя, восстани, что спиши» — то, что звучало в главных службах Великого поста, теперь звучит как свидетельство наступления этого конца — конца Поста, во образ конца всей нашей жизни. Времени достаточно было в течение Поста для того, чтобы приобрести на него вечность, которая откроется в Страстные дни и в Пасху. Но времени было дано всего столько и не больше, и мы не имели право так бездарно растрачивать его. Церковь предупреждала нас, что «дух праздности», напрасной траты времени, является причиной всех наших поражений.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/26/du...

Говорится только, что в среду и пяток Крестопоклонной седмицы, когда совершается поклонение Кресту на 1-м Часе, не подобает разрешать елей и вино, занеже дни покаяния паче нежели радости есть. То есть существует указание, что не надо ослаблять пост в эту седмицу, но пост, вообще говоря, не является более строгим, чем в прочие седмицы.) Каким образом исчисляется Святая Четыредесятница? Есть два основных способа исчисления. Блж. Симеон Солунский пишет: «Четыредесятница начинается понедельником первой седмицы и кончается пятком шестой седмицы, считая субботы и воскресные дни, ибо и в эти дни поступаем по уставу: едим хотя дважды в день, но не употребляем мяса, сыра и рыбы. И Спаситель постился сорок дней и ночей. Об этом говорит и Климент, епископ Римский, в постановлениях, как выше было сказано. Это и предали все отцы. Божественный же Савва (Освященный), Иоанн Дамаскин в Иерусалимском уставе и исповедники братья Иосиф Солунский и Феодор Студит , написав на дне Св. Четыредесятницы свои песни и самогласны, в пяток Лазарев положили петь, душеполезную совершивши Четыредесятницу». Это более позднее отеческое мнение: Четыредесятница должна продолжаться 40 дней, поскольку Господь постился 40 дней. ачалом Четыредесятницы, согласно этому исчислению, является понедельник первой седмицы Поста, а окончанием – пяток шестой седмицы. И если вы откроете Постную Триодь и посмотрите утреню пятка Ваий, то увидите, что там неоднократно повторяется самогласник: «Душеполезную совершивши (то есть закончив) Четыредесятницу». Итак, получается: шесть седмиц без Вербного Воскресения и Лазаревой субботы. (Вопрос: можно ли пить пиво в пост и какое вино можно пить в пост в наше время? Ответ: устав разрешает пить пиво в те же дни, когда разрешается вино. Указание такое: «Идеже несть вина, пием пиво». Поскольку в России винограда не было и невозможно было достать виноградное вино, которое экономилось для церковных чинов, то в качяестве праздничного напитка допускается и благословляется пиво. Наиболее соответствующим вином является какое-либо сухое или полусухое некрепленое виноградное или самодельное домашнее вино.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Марфу и Марию вернии подражающе, ко Господу послем Божественная деяния яко молитвы, яко да пришед наш ум воскресит, мертв лежащий люте во гробе лености нечувственный, страха Божественнаго никакоже ощущающий, и действ животных ныне не имущий, зовуще: виждь, Господи, и якоже друга Твоего Лазаря древле, Щедре, предстанием воздвигл еси страшным, сице всех оживи, подаяй велию милость». Время оживления Пост — не время умерщвления, а время когда мы должны действительно ожить. И вот оказывается, что каждый из нас действительно становится в эту неделю другом Божьим Лазарем, которого Господь идет воскресить, которого Господь идет воздвигнуть лежащего, как здесь написано: «Люте во гробе лености нечувственный, страха Божественнаго никакоже ощущающий, и действ жизненных никаких ныне не имеющий». Удивительное состояние мертвенности. Вечер пятницы это шестой недели, предваряющий субботу, Лазарево воскресение. Уже поется такое песнопение: «Душеполезную совершивше четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея, просим видети, Человеколюбче». То есть пост закончился, в пятницу шестой недели. И мы просим показать нам Страстную неделю. «Еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас деля смотрение Твое, единомудренно вопиюще: Господи, слава Тебе». И далее иная стихия: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, возопиим: радуйся граде Вифание, отечество Лазарево. Радуйтеся Марфа и Мариа, того сестры, заутра бо Христос приходит, оживити глаголом умершаго брата: Егоже глас услышав, горький и несытый ад, страхом вострепетав, и вельми возстенав, отпустит Лазаря укройми обязана(то есть пеленами повязана): Егоже чудеси собор еврейский удивився, с ваием и ветвьми Того срящут, и явятся похваляющии дети, Емуже завидят отцы. Благословен грядый во имя Господне Царь Израилев». «Горький и несытый ад», — какие удивительные слова, характеризующие эту адскую сущность. Вот уже приближается Господь ко гробу Лазаря, на следующий день — это Лазарева суббота, во время которой уже поется песнопение «Воскресение Христово видевше», а после нее совершается вход Господень в Иерусалим, это вход в Страстную неделю, вход всей Церкви в Иерусалим, вход каждого из нас в Страстную неделю и наше пребывание в Иерусалиме.

http://pravmir.ru/prot-aleksij-uminskij-...

   «Блудами первее преисполнена всяческими, Христова невеста днесь покаянием явися, ангельское жительство подражающи, демоны Креста оружием погубляет: сего ради Царствия невеста явилася еси, Марие преславная». Икос и седален преподобной и Богородичен Триоди. По 6-й песни – кондак и икос воскресные. По 9-й песни – светилен воскресный, «Слава» – преподобной, «И ныне» – Богородичен Триоди: «Сладосте Ангелов». На «Хвалите» – стихиры воскресные – 8. К 7-й – припев: «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя». К 8-й – «Возвеселюся и возрадуюся о Тебе, пою имени Твоему, Вышний» и Триоди самогласен, глас 1-й, с припевом «Воскресни, Господи, Боже мой, да вознесется рука Твоя», «Слава» – тот же самогласен, «И ныне» – «Преблагословенна еси». По отпусте – «Слава, и ныне» и стихира евангельская.    Литургия святого Василия Великого. Блаженны Октоиха. Прокимен воскресный гласа и преподобной прокимен, глас 4-й – «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев». Апостол – Евр., зач., 321, от полу, преподобной – Гал., зач. 208. Аллилуиа – гласа. Евангелие – Мк., зач. 47, и преподобной – Лк., зач. 33. Причастны «Хвалите Господа» и «В память вечную».    На вечерне – прокимен, глас 8-й: «Дал еси достояние боящимся Тебе, Господи». Прочее – по обычаю. Глава 20. Пятница 6-й седмицы    Все богослужение – как в предыдущие пятки. От сего дня прекращается употребление Минеи и Октоиха до понедельника Фоминой седмицы.    На вечерне – обычная кафизма. На «Господи, воззвах» – стихиры на 10 (самогласен дня, глас 8-й – «Душеполезную совершивше Четыредесятницу», дважды, и мученичен. И святого Лазаря 5 стихир, первые две по дважды), «Слава», глас 8-й – «Представ гробу Лазареву», «И ныне» – «Душеполезную совершивше Четыредесятницу». Вход с кадилом и прочее последование Литургии Преждеосвященных.    Отпуст – «Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистая Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол (здесь поминаются и святой храма и дня), святаго и праведнаго Лазаря, иже во святых отца нашего Григория Двоеслова, папы Римскаго, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых...».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

На «Господи, воззвах» стихиры на 10 : самогласен Триоди, глас 8-й: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу…» (дважды; см. в пятницу 6-й седмицы поста вечером) , стихиры Благовещения, глас 4-й – 3 (см. в Минее 25 марта на вечерне в сам день праздника вечером: «В шестый месяц…», «Языка, егоже не ведяше…», «Се воззвание ныне явися нам…») , и стихиры Триоди (прав. Лазаря; см. в пятницу 6-й седмицы поста вечером) – 5. «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, возопиим…» (см. на «И ныне»), «И ныне» – Благовещения, глас 6-й: «Послан бысть с Небесе…» (догматик гласа не поется). Во время пения стихир на «Господи, воззвах» заканчивается проскомидия. Вход с Евангелием . «Свете Тихий». Прокимен Триоди, глас 6-й: «Помощь наша во имя Господа…» (со стихом), и 1-я паримия Триоди; 2-й прокимен Триоди, глас 4-й: «Надеющиися на Господа…» (со стихом), и 2-я паримия Триоди. Затем – чтение двух паримий праздника (1-я – Исхода чтение: «Вниде Моисей…»; 2-я – Притчей чтение: «Господь созда мя…»; с обычными возглашениями: «Премудрость» и «Вонмем») . Малая ектения, возглас: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем…» . Поется Трисвятое , и далее Литургия свт. Иоанна Златоуста . Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен праздника. Задостойник праздника – припев: «Благовествуй, земле…», и ирмос: «Яко одушевленному…». Примечание. На трапезе разрешается рыба. «На трапезе утешение братии велие: ядим рыбы, и пием вино, в кийлюбо день случится, единожды днем, кроме субботы и Недели» (Типикон, 26 марта; ср.: Типикон, гл. 33). Примечание. «Ведомо буди: Яко от днесь, ниже мученичен, ниже Богородичен, ниже Осмогласник поется, даже до понедельника святаго Фомы» (Типикон, гл. 49, «В пяток ваий вечера», 2-е «зри»). 1 Титул святителя Тихона указан в соответствии с определением Поместного Собора 1917–1918 годов. 2 Ср.: Типикон, 25 декабря, 3-е «зри»; Минея, 6 января, 25 марта. 3 Стихира праздника, глас 8-й: «Да веселятся Небеса…», на литии опускается и поется на стиховне утрени (ср.: Типикон, 25 марта).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

На «Господи, воззвах» стихиры на 10 : самогласен Триоди, глас 8-й: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу...» (дважды; см. в пятницу 6-й седмицы поста вечером) , стихиры Благовещения, глас 4-й – 3 (см. в Минее 25 марта на вечерне в сам день праздника вечером: «В шестый месяц...», «Языка, егоже не ведяше...», «Се воззвание ныне явися нам...») , и стихиры Триоди (прав. Лазаря; см. в пятницу 6-й седмицы поста вечером) – 5. «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, возопиим...» (см. на «И ныне»), «И ныне» – Благовещения, глас 6-й: «Послан бысть с Небесе...» (догматик гласа не поется). Во время пения стихир на «Господи, воззвах» заканчивается проскомидия. Вход с Евангелием . «Свете Тихий». Прокимен Триоди, глас 6-й: «Помощь наша во имя Господа...» (со стихом), и 1-я паримия Триоди; 2-й прокимен Триоди, глас 4-й: «Надеющиися на Господа...» (со стихом), и 2-я паримия Триоди. Затем – чтение двух паримий праздника (1-я – Исхода чтение: «Вниде Моисей...»; 2-я – Притчей чтение: «Господь созда мя...»; с обычными возглашениями: «Премудрость» и «Вонмем») . Малая ектения, возглас: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем...» . Поется Трисвятое , и далее Литургия свт. Иоанна Златоуста . Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен праздника. Задостойник праздника – припев: «Благовествуй, земле...», и ирмос: «Яко одушевленному...». Примечание. На трапезе разрешается рыба. «На трапезе утешение братии велие: ядим рыбы, и пием вино, в кийлюбо день случится, единожды днем, кроме субботы и Недели» (Типикон, 26 марта; ср.: Типикон, гл. 33). Примечание. «Ведомо буди: Яко от днесь, ниже мученичен, ниже Богородичен, ниже Осмогласник поется, даже до понедельника святаго Фомы» (Типикон, гл. 49, «В пяток ваий вечера», 2-е «зри»). 1 Титул святителя Тихона указан в соответствии с определением Поместного Собора 1917–1918 годов. 2 Ср.: Типикон, 25 декабря, 3-е «зри»; Минея, 6 января, 25 марта. 3 Стихира праздника, глас 8-й: «Да веселятся Небеса...», на литии опускается и поется на стиховне утрени (ср.: Типикон, 25 марта).

http://patriarchia.ru/bu/2023-04-07/

См. на 130 стр. об отдании Благовещения. – О том, если четверток 6-й седм. случится 22 мар., – см. на 126 стр. В пяток 6-й седмицы оканчивается св. Четыредесятница. 285 В службе этого дня поется: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея просим видети Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение Твое». 286 Вместе с этим в службе этого дня св. Церковь приготовляет своих чад к достойному празднованию воскрешения Лазаря и особенно Входа Господня в Иерусалим, взывая: «душеполезную совершивше Четыредесятницу, возопиим: радуйся граде Вифание, отечество Лазарево, радуйся Марфа и Мария, того сестры, заутра бо Христос приходит, оживити глаголом умершаго брата»; «в пустынях и горах, и в вертепех сущии, приидите соберитеся нами ваиеносцы 287 , срести Царя и Владыку: грядет бо спасти души наша»; «Сего убо срести идем тщательно, ветви добродетелей Тому приносяще деяний». В этот пяток " повечерие глаголем великое»; на нем: по 1-м Трисвятом – тропарь праздника, по 2-м Трисвятом – тропари обычные («Помилуй нас, Господи» и проч.): канон Триоди, по 9-й песни, вместо «Достойно», «оба лика вместе» поют ирмос: «Сотвори державу»; по «Трисвятом» – кондак праздника; в остальном порядок повечерия тот, же, как и в пяток 1-й седмицы. – От этого пятка до Фомина понедельника «ниже мученичен, и иже богородичен, ниже осмигласник поется» ( Уст., пяток вечера, 2-е зри). В субботу 6-й седмицы св. Церковь воспоминает чудо воскрешения Лазаря, совершенное Спасителем прежде 6 дней Иудейской Пасхи, в которую Он пострадал ( Ин.11:45–57 ). Воскрешение Лазаря св. Церковь прославляет, как доказательство Божественной силы Иисуса Христа и как удостоверение в воскресении Иисуса Христа и в общем воскресении всех умерших, что и выражается в тропаре праздника. Выясняя верующим великое значение совершенного Господом воспоминаемого ныне чуда, св. Церковь воспевает: «Господи, глас Твой разруши адово царствие и слово власти Твоея восставило из гроба четверодневного, и бысть Лазарь пакибытия проображение спасительное: вся возможна Тебе, Владыко, всех Царю».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Поучение в пяток шестой недели великого поста Душеполезную совершивше четыредесятиницу, и святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбче (стих. на Господ. возв.). Обычно в конце всякого дела мы внимательно осматриваемся, так ли все сделано, как предполагалось; нет ли заметных отступлений, вредных для дела; выполнено ли надлежащим образом наше предположение и т. п.; и если находим что-либо несоответствующее и возможность к исправлению, стараемся исправить отступления, пополнить недостатки, чтобы привести сделанное в соответствие с предположением. Вот и мы совершили душеполезную св. четыредесятницу; не надлежит ли и нам оглянуться назад, осмотреться, так ли мы провели ее, как заповедует св. церковь , не допускали ли мы отступлений, не уклонялись ли, или, по крайней мере, не колебались ли на обе плесне, следовали ли цели установления ее, как наиудобнейшего времени раскаяния в грехах и единения со Христом в таинстве причащения? Все такие вопросы теперь естественно должны возрождаться в нас, когда стоим на грани постнического подвига. Этого требует и наше собственное сознание и состояние нашего духа, если мы не мертвые члены св. церкви, потому что необходимо чувствуется или спокойствие и внутреннее удовлетворение при исполнении повеленного, или внутренняя тревога, волнение и чувство страха при неисполнении. Ибо кто из нас не знает, что если здесь на земле воздается за исполнение или неисполнение повелений, тем более праведный Судия воздаст всем должная. Этого требует наше личное желание себе спасения и сознание достойного вступления во дни поклонения страстям Христовым, как Самому Святому Святых из годичного круга времени. И святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбче, поем вместе в церковью. Нет священнее и достойнее глубочайшего благоговения времени, как св. седмица страстей Христовых, соединенная с воспоминанием страданий и смерти нашего Искупителя за нас, с воспоминанием о бесконечной любви к нам Иисуса Христа – даже до крове, о тяжести наших грехов, для искупления которых потребовалась такая беспримерная жертва.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010