Праздник Входа Господня в Иерусалим принадлежит к двунадесятым праздникам, но не имеет ни предпразднства ни попразднства, так как окружен днями поста Четыредесятницы и Страстной седмицы. Однако, хотя он и не имеет дней предпразднства, подобно другим двунадесятым праздникам, богослужение всей предыдущей седмицы, начиная с понедельника, во многих стихирах и тропарях посвящено событию входа Господа в Иерусалим. В пятницу седмицы ваий заканчивается пост Святой Четыредесятницы. В этот день в одной из стихир на «Господи, воззвах» поется: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче». Лазарева суббота и Вербное воскресенье служат переходом от Четыредесятницы к Страстной седмице. 18 февраля 2007 г. Рейтинг: 8.8 Голосов: 2167 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Алена 5 марта 2017, 21:39 СПАСИБО!! Елена М 4 марта 2017, 10:04 (+ 712), (+ 312) и другие - что означают эти цифры? Простите пожалуйста за, возможно, глупый вопрос. В остальном же очень благодарна тем, кто предоставил эту информацию своевременно. Alexander Semenoff 1 марта 2017, 21:31 Прекрасная информация! Спасибо! Alexand " eros Roz " et 1 марта 2017, 21:22 Спасибо за своевременную духовную манну! Татьяна К. 28 февраля 2017, 04:57 Спасибо! Ольга 27 февраля 2017, 06:21 Благодарю Господа за Все!!!! Спаси и сохрани людей, которые создали этот сайт. Спасибо Вам за душеполезную информацию. Храни Всех Господь!!! Евгений 26 февраля 2017, 17:55 Бальзам на мои раны душевные. Храни Вас Бог! Вадим 21 марта 2016, 22:07 Спасибо за статью.Цифры рейтинга выглядят как переход на следующую страницу,поэтому получилась двоечка.Простите. вик 2 апреля 2015, 13:49 В Лазареву субботу допускается кушать икру? а в вербное воскресенье рыбу? Илья 27 февраля 2015, 14:53 Спасибо. С Нами Господь. Татьяна 23 февраля 2015, 13:59 Спасибо Вам за то ,что нам открываете глаза, за ту бесценную информацию ,за те советы, спасибо!!! Спаси Вас Господи!!! Александр Захаров 18 февраля 2015, 20:50

http://pravoslavie.ru/20937.html

Это наш духовный экватор: тут сосредоточены все лучи духовнаго солнца. Не было бы только недостатка, с нашей стороны, в слезах истиннаго покаяния, а то в час и минуту может произойти с душею и сердцем нашим то, чего в другое время трудно ожидать от целых седьмиц и месяцев». Итак, да не теряет надежды никто! Да соберутся под знамя веры и Креста все отсталые! Да возвратятся к своему месту самые беглецы! На Голгофе всем верующим доступ; всем кающимся прощение; всем любящим истину жизнь вечная! Но это говорится к тем, которые не воспользовались для своего спасения временем Великаго поста; что же сказать тем, которые воспользовались им, покаялись в своих грехах и стали на путь спасения? Они вполне блаженны; и, совершив душеполезную Четыредесятницу, веселыми ногами идут к свету воскресения Христова. Как Великий пост начался для нас воспоминанием падения Адамова и привел к воспоминанию воскресения Лазарева, так и воспользовавшиеся Великим постом начали оплакиванием своих грехопадений, а кончают его духовным воскресением от смерти греховной, и с дерзновением молят Господа — показать им страсти Христовы, чтобы прославить величие Его и вопити Ему: «Господи, слава Тебе» ! Аминь. Поучение XXXIII. В Лазареву субботу. «Любляше Иисус Марфу и Марию, сестру ея, и Лазаря» (Иоан. 11:15). Смотрите, мои возлюбленные, и Господь наш Иисус Христос имел в жизни Своей особенных друзей, которых часто посещал, отдыхал у них и сладко беседовал с ними. Он любил всех людей любовию безпредельною и за всех пролил Кровь Свою, положил душу Свою; но св. Евангелист замечает, как некоторую особенность, любовь Его к семейству Лазаря. В чем эта особенность? В том, что Господь Иисус Христос удостоил св. семейство Вифанское Своею дружбою: «любляше Иисус Марфу и сестру ея Марию и Лазаря» , — говорит Евангелист; «Лазарь, друг наш, успе» , — сказал Сам Господь ученикам Своим о смерти Лазаря. Счастливо было Вифанское семейство и, без сомнения, заслуживало того! Но это высочайшее счастие принадлежит не одним современникам Господа по плоти.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3454...

Должно знать, в который день начинается Четыредесятница и в который кончается. Первое исчисление ее есть следующее: Симеон Солунский началом Четыредесятницы полагает понедельник первой великопостной седмицы, а окончанием пяток шестой седмицы, пред Лазаревою субботою, и потому в том же ответе пишет: «Четыредесятница начинается понедельником первой седмицы и кончается пятком шестой седмицы, считая субботы и воскресные дни. Ибо и в эти дни поступаем по уставу, едим хотя дважды в день, но не употребляем мяса, сыра и рыбы. И Спаситель постился сорок дней и ночей. Об этом говорит и Климент, епископ римский, в Постановлениях, как выше было сказано; это предали и все отцы. Божественный же Савва и Иоанн Дамаскин в иерусалимском Уставе, и исповедники, братья Иосиф Солунский и Феодор Студит , написав на дни св. Четыредесятницы свои песни и самогласны, в пяток Лазарев положили петь: душеполезную совершивше Четыредесятницу». §6. Суббота Лазарева, Неделя Ваий и Страстная седмица не причисляются к Четыредесятнице Суббота Лазарева, Неделя Ваий и вся Страстная седмица, хотя и постные, но не полагаются в числе дней Четыредесятницы. Симеон Солунский в том же ответе пишет: «воскресение Лазарево и праздник Ваий празднуем, как особенные праздники, также отделяем от четыредесяти дней поста святую седмицу спасительных страстей Господних, ради святейших Господних страстей, которые Он претерпел за нас, даруя нам бесстрастие, и торжествуем, радуясь восстанию Его». Это также написано, как мы сказали, и в Постановлениях; то же доказывают и песни отцев и древнее предание. А потому 49 правило собора Лаодикийского, отделяя таким же образом Страстную седмицу от Четыредесятницы, повелевает поститься во всю Страстную, как и в Четыредесятницу, особо: «четыредесять дней Великого поста, такожде и все дни великия недели спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа, яже глаголется Страстная неделя, в посте и молитве и во умилении сердца совершати». Матфей Властарь (под буквою Т, гл. 5) Страстную седмицу также отделяет от Четыредесятницы, и как той, так и другой, приписывает особливые знаменования. Еще и другим образом можно судить об установлении сего поста. Нам повелевается совершать пост сорокавосьмидневный. Сорок во образ поста Господня, которым Он, укрепившись по естеству человеческому, победил нашего врага; следующие потом дни – из благоговения и в воспоминание Его спасительных и святых страданий. Ибо воздержание в эти дни воспламеняет дух наш и возводит нас к восьмому, неразрушимому дню, делая нас сынами света, показывающими любовь к Богу, приличную чадам. А сорок дней являют нас победителями страстей, отвлекают от тела и от земных вожделений, искореняют тот рабский страх, который, подобно мучителю, терзает нашу совесть, заставляет воспоминать согрешения и достойные за них наказания, как сказано: страхом же Господним уклоняется всяк от зла ( Притч.15:27 ). §7. Второе исчисление Четыредесятницы, употребляемое на востоке

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Пост св. четыредесятницы. Счисление дней ее. Согласно преданиям и постановлениям первенствующей Христианской Церкви, св. Четыредесятница, по Уставу Православной Церкви, доселе начинается с понедельника после недели сыропустной и оканчивается пятком шестой седмицы, в который Церковь произносит:«душеспасительную совершивше Четыредесятницу»и проч. Следующие дни до Пасхи хотя также постные, но — ради предначатия и последования страстей Господних. Таким образом, по счислению Православной Церкви, из дней поста св. Четыредесятницы не изымаются дни субботние и воскресные, в которые пост не разрешается, а только ослабляется. Такое продолжение св. Четыредесятницы согласно с постом Иисуса Христа, непрерывно продолжавшимся четыредесять дней.«Мы держим пост, который держал Господь, — святую и как по имени, так и на самом деле, Великую Четыредесятницу, — говорит блаженный Симеон Фессалоникийский, — для своего очищения и умилостивления Бога, как бы принося тем начаток и десятину Богу от года нашей жизни. Он начинается со второго дня и кончается вместе с пятницей (шестой недели). И Спаситель наш постился сорок дней и столько же ночей. И Климент, преемник Петра в Риме, пишет об этом в постановлениях Апостольских. Это предали и все отцы, и божественный Савва, и Иоанн Дамаскин в Иерусалимском Уставе, а братья–исповедники — Иосиф Фессалоникийский и Феодор Студит — в своих песнях на св. Четыресятницу. Отцы, написавшие песни, положили песни в пятницу Лазареву: душеполезную совершивше Четыредесятницу». «Но латиняне и здесь вводят новости против правила, отделяя от св. поста два дня и портя весь пост. Ибо западные христиане исчисляют Четыредесятницу с середины первой седмицы до Пасхи, исключая воскресные дни. Исключая дни воскресные, они насчитывают сорок дней и чрез то не оставляют ни одного дня для поста ради честных страстей Господа, как предано, не держат и Четыредесятницы, потому что по воскресным дням не отказываются от вкушения ни сыра, ни мяса. Нам случалось спрашивать некоторых из них: какой пост вы держите ради спасительных страстей — и оказалось, что они не знали, что отвечать. И так как они считают сорок дней, кроме воскресных, то мы опять спрашивали: почему вы не поститесь, по преданию, по воскресеньям? Они опять поставлены были в затруднение».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Четверг, 15 апреля 1976 Занятость, занятость… Дни проходят в каком-то тумане: встречи, обсуждения, телефоны. Никакого ритма, одно сплошное упражнение в терпении. Пятница, 16 апреля 1976 " Душеполезную совершивше четыредесятницу… " Душеполезную ли? В сущности столько из этих дней поста прошло в суете, в разъездах, в волнениях… И душа не облегчается, а как-то даже тяжелеет. Вчера в Syosset на малом синоде. Возвращаюсь домой совершенно " опустошенный " около 10вечера и – неожиданный подарок: Mattheus Passion Баха по телевизии. Сегодня утром после утрени – другой " знак " . Е.В. Толстая-Милославская дарит мне фотографический портрет митр. Владимира. Весь в белом, в саду, наверное – в [монастыре] Rosay en Brie. Словно напоминание, после вчерашнего уныния… Забыл записать: во вторник вечером – в греческой семинарии в Brookline. Закат над Бостоном. Лазарева суббота. 17 апреля 1976 Чудная служба и вчера, и, особенно, сегодня – в этот любимейший из любимейших праздников. Полная церковь. Детский крестный ход. Жаркое, совсем летнее солнце. Днем – не работалось, сидел – " созерцал " , читал Вейдле " О поэтах и поэзии " (Блок, Мандельштам, Ходасевич, Цветаева). Читал, прерываемый телефонными звонками. У всех то же " высокое " настроение, и как радостно чувствовать, как все мы тут – без слов и дебатов – единодушны: тут сердце, тут центр всего, оправдание, жизнь всей " церковной деятельности " . Тоже обдумывал и набрасывал мой доклад на съезде (РСХД) 1 мая ( " Предание и свобода в Церкви " ). Великий Понедельник. 19 апреля 1976 Все та же рекордная (95-100°) жара, уже с шести утра горячее солнце. И всенощная под Вербное, и Литургия в день праздника – " превзошли все ожидания " . Праздник Царства Божьего, его " удостоверение " здесь на земле. Удостоверение словами Павла: " Радуйтесь, и паки реку радуйтесь… " . Днем - в два часа – последняя лекция на 71-й улице – о Страстной. Думал, что из-за жары никого не будет, но было около пятидесяти человек. И чувство такое, что слова мои " доходили " . Западная Пасха, на улицах Нью-Йорка, расплавленных жарой, праздные, праздничные толпы. Вечером – первая страстная утреня, первый " Се Жених… " , первый " Чертог " …

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Церковная служба пятой недели Великого поста посвящена воспоминанию и прославлению подвигов строгой христианской жизни св. Марии Египетской. Она почти полвека подвизалась в пустыне Иорданской в подвигах поста, непрестанной молитвы, сокрушения о грехах с полным самоотвержением, в совершенном безмолвии и уединении от всех людей; и потому представляется в пример подвизающимся в посте и покаянии. Ее святое и равноангельское житие в пустыне, после жизни блудной и распутно проведенной в мире служит уроком для всех грешников кающихся, что истинное покаяние изглаждает самые тяжкие грехи, и может вознести кающегося грешника на высокую степень духовного совершенства. В особом каноне воспоминаются еще, взятые из евангельской притчи, богатый и Лазарь бедный, лежащий пред воротами богатого, в том же каноне изображается участь, постигшая за гробом того и другого. Изображением сей притчи дается урок подвизающимся в посте, чтобы они, постясь телесно, постились и духовно, то есть, помогали нуждающейся братии и облегчали участь страждущих; а страждущим и неимущим внушается терпение и великодушие 656 . Дневное Евангелие (Мк.10:33–45) возвещает о приближающемся времени наступающих страстей Христовых. § 207. Богослужение в субботу шестой седмицы Великого поста В пяток шестой седмицы Великого поста, оканчивая Св. Четыредесятницу, на вечерне поем: душеполезнуюсовершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти твоея просим видетщ человеколюбче. Потом в Лазареву субботу во всех стихирах, в канонах на повечерии и на утрене и во всей службе Церковной как в субботу, так и в предыдущие дни Недели ваий, воспоминаем чудесное воскрешение Господом четырехдневного мертвеца Лазаря; так как сие необыкновенное чудо совершил Господь в сие время, то есть прежде шести дней последней Пасхи, в которую Он пострадал 657 . Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл ecu Лазаря, Христе Боже 658 . И потому в сей день, как и в воскресный по 2-й кафизме поются стихиры воскресны: ангельский собор удивися... и пред каноном стихира Воскресению: Воскресение Христово видевше поклонимся святому Господу Иисусу... По каноне возглашается: свят Господь Бог наш, и пред славословием великим поется богородичен воскресный: Преблагославена ecu Богородице Дево... 5. Богослужение Страстной седмицы

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В пятницу седмицы ваий заканчивается пост Святой Четыредесятницы. В этот день в одной из стихир на «Господи, воззвах» поется: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче». Лазарева суббота и Вербное воскресенье служат переходом от Четыредесятницы к Страстной седмице. Страстная седмица Страстная седмица посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданиям на Кресте, смерти и погребению. По величию и важности совершавшихся событий каждый день этой седмицы именуется святым и великим. Эти священные дни воспринимаются верующими как Божественный праздник, озаренный радостным сознанием полученного спасения чрез страдания и смерть Спасителя. Поэтому в эти святые дни не совершаются ни памяти святых, ни поминовения усопших, ни молебные пения. Как во все большие праздники, Церковь и в эти дни призывает верующих принять духовное участие в совершаемых богослужениях и стать причастниками священных воспоминаний. С апостольских времен дни Страстной седмицы были в глубоком почитании у христиан. Верующие проводили Страстную седмицу в строжайшем воздержании, усердной молитве, в подвигах добродетели и милосердия. Все службы Страстной седмицы, отличающиеся глубиной благочестивых переживаний, созерцаний, особой умилительностью и продолжительностью, расположены так, что в них живо и постепенно воспроизводятся история страданий Спасителя, Его последние Божественные наставления. Каждому дню седмицы усвоено особое воспоминание, выражаемое в песнопениях и евангельских чтениях утрени и литургии. Соучаствуя в страданиях Спасителя, «сообразуясь смерти Его» ( Флп. 3, 10 ), Святая Церковь в эту седмицу принимает печальный образ: священные предметы в храмах (престол, жертвенник и т. д.) и сами священнослужители облачаются в темные одежды и богослужение принимает преимущественно характер печально-трогательного сокрушения, сострастия Страстям Христовым. В современной богослужебной практике обычно совершают великопостные богослужения в черных облачениях, сменяя их на светлые в Великую субботу. В некоторых обителях и храмах в Четыредесятницу служба совершается, сообразно более древней практике, в фиолетовых облачениях, а в Страстную седмицу – в багряных – бордовых, цвета крови – в воспоминание о излиянной на Кресте за спасение мира Крови Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   В пятницу седмицы ваий заканчивается пост Святой Четыредесятницы. В этот день в одной из стихир на «Господи, воззвах» поется: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче».    Лазарева суббота и Вербное воскресенье служат переходом от Четыредесятницы к Страстной седмице. Страстная седмица    Страстная седмица посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданиям на Кресте, смерти и погребению. По величию и важности совершавшихся событий каждый день этой седмицы именуется святым и великим. Эти священные дни воспринимаются верующими как Божественный праздник, озаренный радостным сознанием полученного спасения чрез страдания и смерть Спасителя. Поэтому в эти святые дни не совершаются ни памяти святых, ни поминовения усопших, ни молебные пения. Как во все большие праздники, Церковь и в эти дни призывает верующих принять духовное участие в совершаемых богослужениях и стать причастниками священных воспоминаний.    С апостольских времен дни Страстной седмицы были в глубоком почитании у христиан. Верующие проводили Страстную седмицу в строжайшем воздержании, усердной молитве, в подвигах добродетели и милосердия.    Все службы Страстной седмицы, отличающиеся глубиной благочестивых переживаний, созерцаний, особой умилительностью и продолжительностью, расположены так, что в них живо и постепенно воспроизводятся история страданий Спасителя, Его последние Божественные наставления. Каждому дню седмицы усвоено особое воспоминание, выражаемое в песнопениях и евангельских чтениях утрени и литургии.    Соучаствуя в страданиях Спасителя, «сообразуясь смерти Его» (Флп. 3:10), Святая Церковь в эту седмицу принимает печальный образ: священные предметы в храмах (престол, жертвенник и т. д.) и сами священнослужители облачаются в темные одежды и богослужение принимает преимущественно характер печально-трогательного сокрушения, сострастия Страстям Христовым. В современной богослужебной практике обычно совершают великопостные богослужения в черных облачениях, сменяя их на светлые в Великую субботу. В некоторых обителях и храмах в Четыредесятницу служба совершается, сообразно более древней практике, в фиолетовых облачениях, а в Страстную седмицу – в багряных – бордовых, цвета крови – в воспоминание о излиянной на Кресте за спасение мира Крови Спасителя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

    Великий пост.    После сыропустной недели, или, говоря просто, после масленицы, с понедельника начинается первый многодневный пост. Он есть весенний и называется Великим, по особенной важности установления его. Он состоит из поста св. Четыредесятницы и Страстной седмицы. В постановлениях Апостольских о Великом посте говорится: " Да совершается этот пост (т. е. Четыредесятницы) прежде поста Пасхи (т. е. Страстной седмицы), начинаясь со второго дня (т. е. с понедельника), а оканчиваясь в пятницу: потом начинайте св. седмицу Пасхи (т. е. страданий Христовых, постясь во время ее все со страхом и трепетом, принося ежедневно моление о согрешающих». В этих постановлениях Великий пост представляется содержащим св. Четыредесятницу и пост Страстной седмицы. Св. Епифаний кипрский пишет: " Четыредесятницу до семи дней св. Пасхи (до Страстной недели) Церковь обыкновенно проводит в посте. Сверх того и шесть дней Пасхи (Страстную седмицу) весь народ проводит в сухоядении».    Пост св. четыредесятницы.     Счисление дней ее.    Согласно преданиям и постановлениям первенствующей Христианской Церкви, св. Четыредесятница, по Уставу Православной Церкви, доселе начинается с понедельника после недели сыропустной и оканчивается пятком шестой седмицы, в который Церковь произносит: " душеспасительную совершивше Четыредесятницу " и проч. Следующие дни до Пасхи хотя также постные, но — ради предначатия и последования страстей Господних. Таким образом, по счислению Православной Церкви, из дней поста св. Четыредесятницы не изымаются дни субботние и воскресные, в которые пост не разрешается, а только ослабляется. Такое продолжение св. Четыредесятницы согласно с постом Иисуса Христа, непрерывно продолжавшимся четыредесять дней. " Мы держим пост, который держал Господь, — святую и как по имени, так и на самом деле, Великую Четыредесятницу, — говорит блаженный Симеон Фессалоникийский, — для своего очищения и умилостивления Бога, как бы принося тем начаток и десятину Богу от года нашей жизни. Он начинается со второго дня и кончается вместе с пятницей (шестой недели). И Спаситель наш постился сорок дней и столько же ночей. И Климент, преемник Петра в Риме, пишет об этом в постановлениях Апостольских. Это предали и все отцы, и божественный Савва, и Иоанн Дамаскин в Иерусалимском Уставе, а братья-исповедники — Иосиф Фессалоникийский и Феодор Студит — в своих песнях на св. Четыресятницу. Отцы, написавшие песни, положили песни в пятницу Лазареву: душеполезную совершивше Четыредесятницу».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3067...

Но иные грешники до того закосневают в грехах неверности Богу, что несмотря на то, что долготерпеливый Господь, всякому желающий спастись и в разум истины прийти, дает им много времени на покаяние, так и умирают без покаяния. Спаси нас, Господи, от сего несчастия. Душеполезная четыредесятница и страстная седмица – Поучение в пятницу 6-й седмицы Великого поста Душеполезную совершивше четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея просил видети, Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя и неизреченное нас ради смотрение Твое, единомудренно воспевающе: Господи, слава Тебе. В сем песнопении идет речь о двух постах: четыредесятницы и страстной седмицы. Первый установлен в память четыредесятидневного поста Христова в пустыне. Он начинается в понедельник 1-й седмицы Великого поста и оканчивается в пятницу шестой седмицы. Посему Церковь научает нас воспевать в сей день: «Душеполезную совершивше четыредесятницу» .В каком смысле она называется душеполезной ? В том смысле, что она назначена для очищения души подвигами покаяния и поста. Покаяние должно быть всегдашним нашим делом, которое мы должны ежедневно совершать: каждый день грешим, каждый день и каяться должны; но покаяние тем угоднее Богу, чем больше участвующих в нем. Таково, например, было покаяние ниневитян. Оно было всенародным, и потому скоро умилостивило Бога. Всенародный характер имеет покаяние во все церковные посты, особенно в продолжительный пост четыредесятницы. В сей пост кающиеся грешники во множестве собираются в храмах Божиих для умилостивления Господа, прогневляемого грехами, и единым сердцем и едиными устами умоляют Его о прощении, и эта молитва низводит на них милость Божию, как и всякая общественная молитва , в силу обетования Христова: «идеже два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их» ( Мф.18:20 ). Покаяние обыкновенно соединяется с пощением, которое состоит не в одном умеренном употреблении пищи и питья, но вместе в употреблении одной растительной пищи. Почему так строго поступает Церковь с кающимися грешниками? Потому что смотрит на них, как на провинившихся перед Господом Богом и заслуживающих за сие даже телесное некоторое стеснение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010