Нельзя не пожалеть, что Ваша книжка немного запоздала своим выходом и потому не могла попасть в Алфавитный Указатель к писаниям Митрополита Филарета, составленный А. В. Гавриловым». 19-го ч. получил письмо из Уфы от преосв. епископа Дионисия. От 11-го ч. преосвященный писал мне в ответ на поздравительную телеграмму от 6-го числа: «Ваше Высокопреосвященство, Милостивый Архипастырь и Отец! В благознаменательный для меня день (6 апреля) 50-летнего служения моего в священном сане, Ваше Высокопреосвященство благоизволили удостоить меня Вашим приветствием и благожеланиями. Приношу Вашему Высокопреосвященству глубокую и искреннейшую благодарность за милостивое, оказанное моему недостоинству, внимание. Да вознаградит Вас Господь Бог Своею милостью за Ваше ко мне снисхождение. Присно памятуя Вас в молитвах своих, умиленно прошу не оставить и меня молитвенным Вашим памятованием. О сем просит Вашего Высокопреосвященства всепокорнейший слуга Дионисий Епископ Уфимский. —44— Р. S. Совершивши душеполезную четыредесятницу, желаю радостно сретить Светлое Христово Воскресение и прошу принять во имя Воскресшего и Воскресившего целование». 20 ч., в великую субботу, получено было мною 8 писем; из них заношу в хронику следующие четыре письма. Из Петербурга писали мне: Сенатор Аф. Никол. Сомов от 18-го числа писал: «Глубокоуважаемый Владыко, Христос воскресе! Приветствую Вас от всего сердца с Великим Праздником и шлю все лучшие желания, а главное для Вас здоровья хорошего, чтобы Вы совершенно окрепли. В Петербурге все грустные процессии: только что схоронили Великую Княгиню, предстоит хоронить Вел. Князя Николая Николаевича. Такие тяжелые события в Царском нашем доме очень нерадостны; жаль смотреть на Вел. Князя Михаила Николаевича: он потерял жену и друга брата. Дай ему, Господи, перенести всё!» Получив это письмо, в тот же день, т. е. 20-го ч., я отвечал Его Превосходительству: «На Ваше радостное слово: Христос воскресе спешу ответствовать удостоверительным: Воистину воскресе. Воскресший из гроба Жизнодавец да оживотворит Вашу благочестивую душу и Ваше верующее сердце Своею Божественною благодатью и да дарует Вам в мире и духовной радости провести светлые дни праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пост: По монастырскому уставу разрешена вареная пища без масла. Но, следуя опыту преподобного Иоанна Лествичника, лучше не столь усердствовать в пищевом посте, чем тщеславиться своими стараниями. 24 апреля, среда Особенности богослужения: Литургия Преждеосвященных Даров. Дни памяти: Священномученика Антипы Пергамског о — ученика апостола Иоанна Богослова, епископа, убитого гонителями христиан за проповедь. Пост: Монашеский устав предписывает сухоядение. Позади большая часть поста, и пищевое воздержание вошло в привычку и уже вовсе не кажется сложным. 25 апреля, четверг Особенности богослужения: Литургии нет. Дни памяти: Священномученика Зинона, епископа Веронийского, твердо отстаивавшего истину веру перед еретиками. Согласно сочинениям святителя Григория Двоеслова, в 558 году, когда многие итальянские реки вышли из берегов, вода дошла и до храма св. Зинона, но остановилась стеной перед дверьми церкви. Муромской иконы Божьей Матери. Увидев этот образ в руках у муромского князя Константина, язычники, пришедшие его убить, уверовали и просили крестить их. Белыничской иконы Божией Матери , общей святыни христианского мира, почитается как православными, так и католиками. Пост: По монастырскому уставу вареная пища без масла. Но миряне вместе со священником сами определяют меру своего поста. 26 апреля, пятница «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбче…» — поется в этот день в храме. Наступил последний день Святой Четыредесятницы. Верующие стоят на пороге Страстной седмицы. Особенности богослужения: Литургия Преждеосвященных Даров. Дни памяти: Священномученика Артемона, пресвитера Лаодикийского , священника, всю жизнь посвятившего служению Богу и в преклонном возрасте пострадавшего за Христа. Пост: Устав предписывает сухоядение, но мирянам важно соблюдать пост в той мере, которая позволяет находить силы для выполнения ежедневных обязанностей и молитвы. 27 апреля, Лазарева суббота Церковь вспоминает воскрешение Христом Своего друга Лазаря, четыре дня пролежавшего в гробу. Это событие предвосхищает Воскресение Христово, как бы подготавливая к великому и непостижимому чуду.

http://foma.ru/kalendar-velikogo-posta-2...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Пред Крестом и Евангелием 22.04.2016 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Великий Пост , Седмица 6-я Великого Поста Слово на литургии Преждеосвященных Даров в пятницу 6 седмицы «Душеполезную совершивши Четыредесятницу», мы вступаем в Страстные дни. Завтра ? Лазарево воскрешение, а Входом Господним в Иерусалим начинаются Страсти Христовы. Господь грядет на вольные Страдания нашего ради спасения. В эти дни вся Церковь будет стоять перед Крестом и Евангелием. Не так, как на исповеди, потому что дни покаяния завершились, а не видя уже ничего, кроме Христа, Который принимает Крест, и Который говорит нам о вечной жизни. По уставу положено прочитывать все четыре Евангелия на Страстной седмице. Но мы, по обычаю нашему, начали чтение Евангелия в храме за неделю до этого, чтобы все могли вместить, чтобы не второпях было это чтение, чтобы каждое слово было нами воспринято. Это дар Божий, и мы готовились к этому дару в течение всего Поста молитвой. «Никогда не приступай к чтению Слова Божия, ? говорит преподобный Исаак Сирин, ? не помолившись, да не раскаешься». И мы молились, и всегда молимся, прежде чем приступить к чтению святого Евангелия: «И о сподобитися нам слышания святаго Евангелия Господа Бога молим». Одно дело чтение Евангелия по календарю маленькими фрагментами. Это, конечно, необходимо, потому что и одно Слово Христово может перевернуть всю жизнь человека. А другое дело ? читать много и сразу. И некоторые из нас начинают понимать, почему преподобный Серафим Саровский в течение всей своей жизни каждый день прочитывал Евангелие целиком. Начинают осознавать, что воистину не хлебом единым будет жив человек. Для преподобного Серафима это было духовной пищей. Наш ум не может питаться вещественной пищей. Сердце и душа человека питается пищей, которая есть слово Божие. И каждый ? кто сколько может вместить. Бывает такое время, когда вся Церковь живет самым главным на земле ? Страданиями Христовыми и Пасхой Господней. У преподобного Серафима всегда была Пасха Христова. Он внутренне уже достиг этого ? скорбями, трудами, молитвой. И каждого приходящего к нему встречал словами: «Радость моя, Христос Воскресе!» Потому что Пасха была в его сердце, и от избытка сердца говорили его уста. Мы обязательно должны прочитать с молитвой все четыре Евангелия, чтобы открыл нам Господь ум к разумению Писаний, чтобы мы узнали, что Слово, которое Он говорит, есть жизнь вечная. Жизнь вечная заключена в этом Слове, и мы причащаемся ей, если оказываемся способными воспринять этот дар Господень.

http://moral.ru/pered-krestom/

Литература об А. А. Дмитриевском: Сове Б. И. Русский Гоар и его школа.//Богословские труды. Сб. 4. М., 1970; Махно Л., свящ. Список трудов А. А. Дмитриевского в порядке их публикации.//Там же; см. также Лисовой Н. Н. Обзор основных направлений русской богословской академической науки в XIX – начале XX столетия.//Богословские труды. Сб. 37. М., 2002. Святая Православная Церковь, как нежная чадолюбивая мать, в своих неусыпных попечениях о воспитании и нравственном преуспеянии верных чад своих, учредив пост Великой Четыредесятницы, вместе с тем ввела в обычай поучать и назидать их поэтически-возвышенными и глубоко-умилительными песнопениями особой богослужебной книги, именуемой Триодъю Постной. Книга эта обнимает период времени в церковном годе от недели мытаря и фарисея, в просторечии называемой неделей всеядной, до пятницы шестой седмицы Великого поста включительно, когда мы, «душеполезную совершивше Четыредесятницу», оканчиваем Постную Триодь. Песнопения нашей Постной Триоди в чине богослужения дней воскресных всей Четыредесятницы занимают место наряду с песнопениями Октоиха, а в обычные седмичные дни недели даже преимуществуют и вытесняют их. Получила свое наименование Постная Триодь главным образом оттого, что важнейшие ее тексты – каноны утренние и вечерние, по будним дням на весь Великий пост состоят, вопреки установившемуся в церковной практике обычаю, не из девяти или вернее восьми песней, а всего на всего только из трех (отсюда и название – Триодь), причем последние две песни – восьмая и девятая всегда неизменно сохраняют свои места в каноне, а первая песнь каждодневно меняется в таком порядке: в понедельник первая, во вторник – вторая, в среду – третья, в четверг – четвертая, в пятницу – пятая и в субботу –шестая и седьмая. Никифор Каллист Ксанфопул говорит, что начало указанному порядку пения канонов в церковной практике положил известный церковный песнописец Косьма Маиумский († около 776), школьный сотоварищ великого прп. Иоанна Дамаскина, но с его мнением согласиться трудно. Дело в том, что на повечериях первых трех дней Страстной седмицы ныне поются трипеснцы св. Андрея Критского († 713), жившего раньше преподобного Косьмы Маиумского. Но не подлежит уже никакому сомнению другое свидетельство того же Никифора Каллиста о том, что «паче иных (писателей-поэтов), Феодор и Иосиф Студиты... и прочим седмицам Святыя и Великия Четыредесятницы счинивше, тех обители Студийстей первее предаша. Наипаче песни учинивше и уставивше, и другая книзе, отонудуже и когда, от отец собравше и снискавше». Действительно, от этих песнотворцев, непоколебимых ратоборцев и страдальцев за иконопочитание, строгих подвижников-аскетов, мы имеем более всего песнопений и канонов, вошедших в состав нашей Постной Триоди, которая в некоторых древних рукописях прямо и называется творением Феодора и Иосифа Студитов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2639...

Служба эта установлена в память неоднократного избавления Константинополя от врагов защитою и предстательством Богоматери, Которая потому и прославляется в акафисте, как «Взбранная Воевода». Богослужение это именуется «акафистом» что значит по-гречески: «неседален», потому что за ним не разрешается сидеть. Не известно точно, кто составил этот акафист: одни приписывают его хронографу IX в. Георгию Амартолу, другие — патриарху Сергию, жившему при имп. Ираклии в VII в., третьи — преп. Роману Сладкопевцу, иные — патриарху Фотию. На день субботы акафиста бывает повечерие малое и читается оно в келиях, так же, как и полунощница. Самый акафист, читается на утрени, в 4 приема, заменяя собою обычные седальны, кондак и икос. Первая часть начинается пением кондака: «Взбранной Воеводе победительная» и каждением, причем при первом пении совершается полное каждение всего храма, а на остальных трех только малое каждение. Каждый раз прочитывается по три икоса и три кондака, и чтение заканчивается пением вновь кондака: «Взбранной Воеводе». Утреня эта заканчивается пением Великого славословия. Пятая неделя Великого поста    В пятую неделю Великого поста совершается память Преподобной матери нашей Марии Египтяныни. Впрочем, оно бывает только в том случае, если не придется на этот день предпразднства, попразднства или праздник Благовещения, равно и праздника 40-ка мучеников. В Евангелии за литургией опять приводится пророчество Господа о Его страдании, смерти и воскресении. Преп. Мария Египетская приводится в этот день, как пример истинного покаяния, совершенно перерождающего человека, даже глубоко погрязшего в тине греха.    Вся следующая затем 6-ая седмица Великого поста называется седмицей Ваий и служит как бы предпразднством Входа Господня во Иерусалим, называемого также Неделею ваий. Пяток шестой седмицы Великого поста есть окончание святой Четыредесятницы, в знак чего на утрени и на вечерни этого дня по дважды поется умилительная стихира: «Душеполезную совершивше четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбче…»    Этим собственно время, назначенное Церковью для покаяния, заканчивается.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

В пятую Неделю (воскресение) поется последование преподобной Марии Египетской. Впрочем, оно бывает в этот день только тогда, если не случится предпразднства, попразднства и праздника Благовещения, равно и 40-ка мучеников (Тип., послед. 9-го и 24-го марта). В сих случаях последование св. Марии Египетской поется тогда, егда екклисиарх рассудит (тамже). На литургии 5-й Недели (воскресения), так же как в предшествующую Неделю воспоминается пророчество Господа об Его страдании, смерти и воскресении ( Мк.10:32–45 ). В песнях же Триоди 5-й Недели (воскресения), равно и следующей за нею седмицы Великого поста, раскрывается притча о богатом и Лазаре. и св. Церковь убеждает верующих «избегать немилосердия и бесчеловечия богача, а ревновать терпению и великодушию Лазаря» 965 . Ибо «Царство Божие есть не пища и питие, а правда и воздержание со святостию. И поэтому внидут в Царствие Божие те, которые свои сокровища влагают в руки нищих». Притча о Богатом и Лазаре приводится на память и в последованиях седмичных дней, следующих за 5-ю Неделею. Но в песнях этой седмицы содержится еще как бы предпразднственное пение праздника ваий и сказание о шествии Господа воскресить Лазаря. Пяток шестой седмицы поста есть окончание Четыредесятницы. В оный поется: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и Святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбче». Прежде шести дней Пасхи, в которую Господь готовился принять крестную смерть, Он совершил в Вифании чудо воскресения Лазаря; оно и воспоминается в субботу пред Неделею ваий и седмицею страстей Христовых. Воскресение Лазаря показало божественную силу Христа, прежде Его страданий и смерти уверило людей в воскресении Христовом и в общем воскресении всех умерших. На утрени в субботу Лазаря по 2-й кафизме поются тропари воскресные: «Ангельский собор удивися»; после сих тропарей полагаются: ектения, седальны, чтение и «Воскресение Христово видевше». В песнопениях субботы Лазаря выражается радостная весть, что все воскреснем, и песни об упокоении души не поются, как пелись в предыдущие субботы. От субботы Лазаря «Честнейшая» не стихословится и в прочие дни до новой Недели (Тип., послед. субботы Лазаря), т. е. до Фоминой. На утрени в субботу сию, подобно как в день воскресный, поется: «Свят Господь Бог» и великое славословие. На литургии, вместо Трисвятого, поется: «Елицы во Христа креститеся». На трапезе, кроме елея и вина, дозволяется икра.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В пятницу 6 седмицы оканчивается Святая Четыредесятница. В этот день на вечерне, соединяемой с Литургией Преждеосвященных Даров, в стихирах на «Господи, воззвах» поется: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение (домостроительство) Твое». Вечером в пятницу служится великое повечерие. В субботу седмицы Ваий Церковь воспоминает чудо воскрешения Лазаря, поэтому, эта суббота именуется Лазаревой субботой. Воскрешение праведного Лазаря Церковь прославляет как доказательство Божественной силы Господа Иисуса Христа и как удостоверение в Воскресении Христа и в общем воскресении всех умерших, что выражается в тропаре праздника (гл. 1): Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя (удостоверяя), из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы (еврейские) победы знамения носяще, Тебе, Победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен грядый во Имя Господне. Чудом воскрешения Лазаря Господь Иисус Христос явил Свою Божественную силу и славу, уверил всех в должном быть вскоре после распятия Своем Воскресении и в общем воскресении умерших в последний день Страшно Суда. Богослужение в Лазареву субботу, по своему построению и песнопениям, подобно богослужению воскресному, но без полиелея. Особенности богослужения Лазаревой субботы следующие: На утрене стихословятся 16 и 17 кафизмы. По второй (17) кафизме после чтения последнего стиха «Заблудих, яко овча погибшее» певцы поют воскресные тропари: «Ангельский Собор удивися». Царские врата открываются, и бывает каждение по обычаю. Евангелие на утрене не читается. После воскресных тропарей – малая ектения, седален и, как в воскресенье, поется «Воскресение Христово видевше». Читается 50 псалом и сразу поется канон: «Поим Господеви». К тропарям канона – припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Этот же припев – в Неделю Ваий и в Страстную седмицу. По восьмой песни «Честнейшую Херувим» не поется Диакон запевает начало ирмоса 9 песни: «Чистую славно почтим», хор продолжает: «Людие, Богородицу, огнь Божества приимшую во чреве неопально, песньми величаем». После канона, катавасии и ектении поется: «Свят Господь Бог наш» на 1 глас. Начиная с этого дня, «Честнейшую Херувим» не поем до понедельника Фоминой седмицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Благословение Господне да почиет с вами. Всегда помнящий вас – ваш духовный отец недостойный сх. А. Андроник 28 декабря 1962 год Тбилиси. О. Ил.! Поздравляю тебя с днем Ангела и желаем тебе Соломонову мудрость и Давидову кротость. Если будет возможно, я желал бы, чтобы на праздниках Рождественских меня посетили с отцовскою жалостью. О. С. А. Андроник В свою очередь дорогой отец поздравляю и я н. г. В. Дорогому моему духовному сыну, никогда незабвенному С. Радуйся во искушениях, которые будут допущены тебе, при посредстве их приобретается духовный плод. Прими, брате, меч духовный, еже есть глагол Божий, Схиигумен Андроник 23/XI-62 год. Мир вам и Божие благословение, дорогая матушка Ф. с сестрами! Поздравляю я вас и всех ваших домочадцев с великим праздником особенно для нас, Глинских насельников некогда бывших, Рождества Божией Матери. Желаю вам, чтобы и вам наша, а также и ваша Заступница даровала всякого благополучия в вашей жизни. Я в настоящее время милостью Божиею и вашими св. молитвами нахожусь жив, здоровье, слава Богу, потихоньку, на днях ездил до о. Серафима. Он себя чувствует по сравнению с прошлым лучше. Простите. Помнящий вас молитвенно – б. Сх.-Ар. – Андроник Кланяются вам о. В., м. Е. и просят ваших св. молитв. Мир вам и Божие благословение, дорогая матушка Ф. с сестрами! Поздравляю я вас всех с праздником Преображения Господня. Желаю всем вам телу здравия, а душам спасения. Сердечно вас благодарю за гостинцы и письма. Простите за долгое молчание. Спрашиваете благословения на пристройку. Бог благословит, пристраивайтесь. Я по милости Божией и вашими св. молитвами нахожусь жив, здоровье потихоньку; двигаюсь на своих ножках, прежние посетители не беспокоят. Живем по-прежнему, никаких изменений нет. Простите. Призываю на вас Божие благословение. Помнящий вас молитвенно С. А. Андроник Кланяются вам о. В., и м. Е. и просят ваших св. молитв. Божие благословение вам, родная во Христе м. иг. Ф.! Еще раз поздравляю вас и всех деток с текущими днями Св. Четыредесятницы и желаю вам вместе с Церковью воспеть в свое время «Душеполезную совершивше Четыредесятницу...», а в свою очередь и встретить радостно Начальника мира – Воскресшего Христа Жизнодавца.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Слово на литургии в Лазареву субботу 22 апреля 1978 г. «Душеполезную совершивше четыредесятницу, просим и святую седмицу страсти Твоея видети, Человеколюбче!» Сорок дней подряд вела нас Св. Церковь путем подвига молитвы и воздержания к священным дням Страстной, а затем и Пасхальной седмиц, чтобы теперь возвести на высокую гору боговедения, где, поклоняясь Триединому Богу любви и приникая к источникам божественной мудрости, могли бы мы, в меру духовных сил наших, приобщиться к начаткам нескончаемой радости будущего века. И вот мы уже у подножия этой мысленной горы! Не у той древней Синайской горы, к которой запрещено было сынам Израиля даже прикасаться под страхом неминуемой смерти, а у святой Горы Божией, подняться на которую приглашает голос великого пророка Божия, Иеремии: «вставайте, и взойдем на Сион к Господу, Богу нашему» ( Иер. 31:6 ). Гора эта, как и древний Синай, как бы окутана еще дымкой облаков, прикрывающих от наших взоров область спасительной тайны, и на вершине ее блещут огнезрачные молнии божественных озарений. Но облака эти уже готовы рассеяться по мере нашего восхождения, чтобы дать возможность приблизиться к нерукотворенному храму славы Божией. И эти молнии не опалят нас своим священным огнем, а лишь осветят величайшую святыню крестного богочеловеческого подвига, дабы, благоговейно поклонившись ей, мы могли невозбранно, с чувством глубочайшей благодарности, созерцать красоту Господню ( Пс. 26:4 ), открывшуюся в событиях Сионской горницы и Голгофы. В преддверии этих спасительных событий Церковь напоминает о чудесном воскрешении друга Христова Лазаря четверодневного и открывает самую сущность того, что предстоит нам вспомнить и вновь пережить и перечувствовать в дни великой Страстной седмицы и светлого праздника Пасхи. Она говорит нам о величайшей ПОБЕДЕ Того, Кто есть «всех радость, истина, свет, жизнь мира и воскресение», – о ПОБЕДЕ над самыми страшными и самыми могущественными врагами человека и человечества: над силами зла ( Ин. 12:31 ), греха и смерти ( 1Кор. 15:25–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

6ая седмица Великого поста называется седмицей Ваий 32 и служит приготовлением к двунадесятому празднику Входа Господня во Иерусалим, который называется также Неделей ваий. Пятница шестой седмицы Великого поста Пятница шестой седмицы Великого поста есть окончание святой Четыредесятницы, в знак чего на утрене и на вечерне этого дня по дважды поется умилительная стихира: «Душеполезную совершивше четыредесятницу». Этим, собственно, время, назначенное Церковью для покаяния, заканчивается. Далее следуют два праздника и Страстная седмица, посвященная воспоминанию последних дней земной жизни Господа: Его страданий, крестной смерти и погребения. В субботу перед Неделей Ваий вспоминается великое чудо воскрешения Господом четверодневного Лазаря, поэтому она называется Лазаревой субботой. Это чудо было совершено «прежде шести дней Пасхи», в Вифании. Воскрешение Лазаря явно пред всеми показало божественную силу Христа, прежде Его страданий и смерти уверило людей в воскресении Христовом и в общем воскресении всех умерших. Эта мысль выражена в тропаре: «Общее воскресение прежде твоея страсти уверяя 33 , из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже…». Поэтому служба Лазаревой субботы во многом подобна воскресной. От Лазаревой субботы до Фоминой недели (следующее воскресенье после Пасхи) не поется «Честнейшую херувим». В шестую неделю Великого поста, называемую неделей ваий, празднуется Вход Господень в Иерусалим. Это – двунадесятый Господский праздник, поэтому воскресное богослужение отменяется, все молитвословия и песнопения посвящены только празднику. Тропарь этого праздника – тот же, что в Лазареву субботу. Особенностью Всенощного бдения является освящение ваий (у нас освещаются ветви вербы). Это происходит сразу после Евангелия. При чтении 50-го псалма священник крестообразно со всех сторон кадит приготовленные среди храма «вайя». Затем, он читает из Триоди особую молитву на благословение ваий и кропит их св. водою. При помазании освященным елеем каждому даются вайи. В день праздника совершается литургия св. Иоанна Златоуста.

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010