Скачать epub pdf Празднование 450-летнего юбилея Казанской епархии совершается на фоне постепенного восстановления в российском общественном сознании утраченных идеалов и ценностей, которые были исторически присущи России на всем протяжении ее бытия и выполняли функции основных духовно значимых доминант в ее сокровенной духовно-нравственной жизни. Можно констатировать, что после торжественного празднования 1000-летия крещения Руси любое крупное событие в общественной жизни обновленной России являет собой манифестацию ее преемственной приверженности к восточной православно-христианской цивилизационной идентичности с энергичным выдвижением примата ценности духовного, религиозно-нравственного начала. Совершенно очевидно, что не является исключением из этой тенденции и проводимая ныне научно-практическая конференция «Православие в поликонфессиональном обществе: история и современность». Напряженное внимание к отечественной истории есть знамение нашего времени. В изучении исторического опыта прошлых веков содержится попытка поиска подходов к решению современных проблем, среди которых следует отметить как несомненно важную в церковно-практическом плане проблему возрождения духовных ценностей общества в их соответствии с задачами миссии церкви. Исторический опыт России убеждает нас в том, что для нашего общества нравственно оправданными являются ценности, унаследованные народом в течение пройденного им тысячелетнего пути. На протяжении многих веков эти ценности освящались авторитетом формировали мировоззрение, этику и культуру народа. Православная церковь была оплотом и гарантом всей системы мировоззренческих и духовных ценностей, без воплощения которых в общественной жизни, как подчеркивали и Н. М. Карамзин , и Ф. М. Достоевский, не могут существовать ни государство, ни нация. В нашей отечественной истории Церковь была той живоносной стихией, под благотворным влиянием которой в народе созидалось ответственное отношение к миру-космосу, выкристаллизовывался национальный характер, утверждались нравственные устои, насаждалось просвещение, укоренялись добродетели, процветали искусства, одухотворялась культура, облагораживались традиции, преображалась жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon-Igumnov...

Традиционные семейные ценности. Очень радует, что само понятие «традиционные семейные ценности» появилось в дискурсе окружной семейной и демографической политики. Это безусловное достижение здоровых сил общества последних лет. Теперь дело за малым - попытаться определить это понятие и начать строить на его основе реальную политику. Первая часть задачи - определение понятия, в общем-то, не должно вызвать особых затруднений. В окружной столице г. Ханты-Мансийске духовно-нравственные основы традиционных семейных ценностей воплощены в бронзе. Чтобы вспомнить их достаточно пройтись вниз по холму от величественного храма Воскресения Христова вдоль каскады фонтанов и почитать Десять заповедей Божьих. Эти заповеди лежат в основе традиционных религий России - христианства, ислама, иудаизма. Те из них, которые непосредственно касаются семейных ценностей - «Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле», «Не убивай», «Не прелюбодействуй» вполне разделяют и традиционные языческие культуры народов Севера. Если государственный служащий в условиях отделения церкви от государства, считает для себя невозможным построение политики на основе этно-религиозных традиций народов своей Родины, то он, по крайней мере, должен отнестись к этим заповедям как к квинтэссенции исторического опыта человечества, эмпирически найденным законам духовного мира. Можно не верить в закон всемирного тяготения, но если выходить в окно с пятого этажа, то, скорее всего, разобьешься. То же самое правило действует в отношении нарушения духовно-нравственных законов. Нарушая их на личном уровне, человек калечит и разрушает свою жизнь и жизни своих близких. При массовом нарушении уходят в небытие целые народы и империи. Будь то древние финикийцы, приносившие в жертву идолам новорожденных младенцев или СССР , окончательно легализовавший искусственные аборты в 1956 г. Поэтому прагматичные создатели сверхдержав прошлого Наполеон, Гитлер, Сталин, будучи агностиками, оккультистами или атеистами, все равно неизменно строили свою внутреннюю демографическую политику на основе традиционных семейных ценностей, основанных на Десяти заповедях. Обозначим эти традиционные семейные ценности:

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

У завершився XVIII фестиваль «Променистий ангел» 1 грудня 2021 р. 19:47 В Москве завершил работу XVIII Международный благотворительный кинофестиваль «Лучезарный ангел» , мероприятия которого прошли с 23 по 30 ноября 2021 года в кинотеатре «Поклонка» Музея Победы. Гостями церемонии закрытия стали кинорежиссер, сценарист, актер народный артист России Николай Досталь, актер, режиссер народный артист России Александр Галибин, режиссер, сценарист, кинопродюсер заслуженный деятель искусств России Андрей Эшпай и другие известные деятели культуры и духовные лица.  В ходе кинофестиваля зрители увидели 156 картин из 12 стран мира. Все показы были ориентированы на семейную аудиторию, детей, подростков и молодежь. Организаторы также представили обширную программу тематических встреч, мастер-классов и специальных показов, творческих и образовательных мероприятий. Все мероприятия проходили в соответствии с рекомендациями по обеспечению эпидемиологической безопасности.  Кинофестиваль «Лучезарный ангел» является благотворительным проектом. Духовный попечитель кинофорума — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Фестиваль проводится под патронатом председателя Попечительского совета Комплексной целевой программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России», президента Фонда социально-культурных инициатив С.В. Медведевой.  Организаторы кинофестиваля — Фонд социально-культурных инициатив, Центр духовно-нравственной культуры «Покров», Продюсерская компания «Фест-Фильм» при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы и содействии Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ .  В программе фестиваля нашли отражение важные события в истории, культуре и искусстве России, в том числе 800-летие со дня рождения благоверного князя Александра Невского, 200-летие со дня рождения писателя Ф.М. Достоевского, 80-летие начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., 60-летие первого полета человека в космос, 15-летие Дня семьи, любви и верности. Кинопоказы и мероприятия ориентированы на семейную аудиторию, детей, подростков и молодежь. 

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5868714...

Часть IX. Единая в главном (о христианской культуре) Стихийный возврат Книга об Андрее Рублеве В конце прошлого года вышла превосходная книга нашего известного искусствоведа Алпатова, посвященная иконописцу Андрею Рублеву 306 . Живший в XV веке Андрей Рублев – монах сначала Троице-Сергиевой лавры, а потом Андроникова монастыря под Москвой – известен сейчас каждому культурному человеку как один из величайших живописцев. Его иконы «Троица», «Апостол Павел», «Архангел Михаил» и многие другие до сих пор привлекают к себе восторженное внимание историков искусства. Но, изучая произведения, анализируя технику, краски, линии Рублева, наши специалисты 307 ограничиваются формальным подходом, как бы забывая ту среду, в которой он жил, в которой вырос и сформировался его художественный талант, ту традицию, которой Рублев обязан всем своим ростом. Исследователи просто пишут, что Рублев был монахом – и все. Заслуга же Алпатова в том, что он очерчивает духовно-нравственный мир Рублева, чем возвращает его искусство к истокам, из которых оно выросло и которые продолжают светить в нем. Андрей Рублев жил в монастыре, основанном святым Сергием Радонежским. А имя Сергия Радонежского связано с поразительным духовно-нравственным и творческим подъемом, который переживала Русь XIV–XV веков. Для молодого Рублева, пишет Алпатов, жизнь в Троицкой обители «имела значение школы нравственного воспитания». В свете дальнейших его творческих успехов можно утверждать, что «ему предстояло выразить на языке искусства многое из того, что прошло перед его глазами», что «составляло основу морали его наставников, ту готовность к самоотверженности и самопожертвованию, которая называлась тогда „смирением», ту мудрость, которая для людей той поры была неотделима от их практической жизни» 308 . И далее Алпатов пишет: «Было бы неверно считать, что русским того времени были совершенно недоступны глубины философской мысли. Монахи в то время были книголюбами; в монастырях имелись богатые книгохранилища, в них усердно переписывались древние рукописи. Здесь не только изучали и толковали отцов Церкви, но и приобщались через них к основам греческой философии» 309 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

В Москве состоялось открытие Всемирной тематической конференции соотечественников, проживающих за рубежом Москва, 2 ноября 2023 г.      1 ноября 2023 года в Москве состоялось торжественное открытие Всемирной тематической конференции соотечественников, проживающих за рубежом «Укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей — залог единства российских соотечественников», сообщает Патриархия.ru . Мероприятие началось выступлением министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова. Затем в онлайн-формате прозвучало слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Приветствовав всех участников и гостей Всемирной тематической конференции соотечественников, Предстоятель Русской Православной Церкви свидетельствовал, что Церковь, «зная о стремлении внешних сил посеять разделение и ненависть, предать забвению нашу подлинную историю и культуру, делает все возможное, чтобы под сводами храмов сохранить пространство мира, молитвы и утешения». По словам Его Святейшества, дух вражды и разделения сегодня пытаются привнести даже в те сферы, которые с древних времен оставались вне политики и служили миру и созиданию, например, в искусство, науку и спорт. «В такой ситуации соотечественникам за рубежом требуется мужество, чтобы отстаивать свою культуру, защищать ее от так называемой отмены. Наша общая с вами задача — это сохранить свою идентичность, свою подлинность и духовные ориентиры, не сбиваться с пути и не исказить исторические факты, не впасть в уныние и найти в себе силы духа для созидательных трудов на пользу ближним. Наш народ не раз переживал тяжелые времена, но, несмотря на все испытания, всегда старался противостоять трудностям и сохранять единство. Надеюсь, что так будет и сейчас», — подчеркнул Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В рамках первой пленарной дискуссии, посвященной теме «Роль соотечественников в сохранении российских нравственных ценностей, культуры и исторической памяти» и модерируемой руководителем Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству Е.А.

http://pravoslavie.ru/157099.html

Задачи нравственного и культурного возрождения народа и современная школа Доклад Архимандрита Иоанна (Экономцева), председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви , ректора Российского православного университета св. ап. Иоанна Богослова на XIV Рождественских чтениях Мы только начинаем осмысливать сегодня историю двадцатого века, распутывать его " узлы " . Понять прошлое, все дальше отступающее за рубеж нового тысячелетия, чрезвычайно важно для нас, для того, что бы верно определить путь в будущее и не совершить вновь прежних ошибок, чего Россия, ослабленная доставшимися на ее долю испытаниями, может и не пережить. Именно отступление от традиционных ценностей жизни, проверенных веками, и излишнее доверие к утопическому доктринерству, слепая вера в примат материального (будь то коммунизм или свободный рынок) привели к тому, что нашу страну потрясает невиданный никогда прежде в истории демографический кризис. Не следует слишком уповать на возможности перемен политических. " Внешнее само по себе не обеспечит человеку ни духовности, ни духовного спасения, — писал И. А. Ильин. — Никакой государственный строй не сообщит человеку ни любви, ни доброты, ни чувства ответственности, ни благородства " . А без этого, без преображения самих людей результаты любых перемен непрочны и эфемерны. Не нужно обольщаться наличествующей ныне определенной общественной стабилизацией, хотя безусловно и этот фактор, отводящий наше общество от возможности гражданских потрясений, немаловажен. Однако до сих пор нынешнее Российское государство не обладает ни должным нравственным авторитетом, ни продуманной стратегией выхода из кризиса, ни достаточными ресурсами для решения возникающих проблем. Общество в целом продолжает относиться даже к благим его начинаниям недоверчиво. Нужна внятная стратегия, способная сплотить всех людей, дорожащих человеческим достоинством, помнящих о прошлом, не забывающих о настоящем и будущем. Если мы хотим остановить культурную и духовную деградацию, которой не в состоянии сам по себе воспрепятствовать никакой технический прогресс, следует обратиться к созидательным, а не разрушительным началам жизни. Нам может помочь только подлинное обращение к тем ценностям, коими на протяжении тысячелетия жили люди, благодаря которым они перемогали все трудности и нескладицы исторического пути и построили крепкую государственность, объединившую в своем доме множество разных народов, мирно, духовно богато и плодотворно уживавшихся друг с другом, создавших всемирно признанное великое культурное наследие.

http://pravoslavie.ru/431.html

Arhiva Lociitorul Patriarhului la Eparhia de Moscova a condus ceremonia de închidere a celor de-a XVII-le Lecturi educative în cinstea Naterii Domnului ale regiunii Moscova 16 decembrie 2019 14:25 12 декабря 2019 года в городе Подольске Московской области состоялось закрытие XVII Московских областных Рождественских образовательных чтений, посвященных теме «Великая Победа: наследие и наследники». В конференц-зале Подольского дома культуры «Октябрь» прошла итоговая конференция. В мероприятии приняли участие Патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , министр образования Московской области И.А. Каклюгина, глава городского округа Подольск Н.И. Пестов, заместитель министра образования Московской области Е.А. Михайлова, президент Ассоциации педагогов Московской области «Преподаватели духовно-нравственной (православной) культуры» Л.Л. Шевченко, епископ Илиан (Востряков) , епископ Видновский Тихон , епископ Серпуховской Роман и епископ Зарайский Константин , члены Координационного совета по взаимодействию между Министерством образования Московской области и Московской областной епархией , руководители муниципальных органов управления образования Московской области и благочинные церковных округов. Н.И. Пестов обратился к участникам собрания с приветствием. Митрополит Ювеналий в начале своего выступления напомнил о том, что в Москве совершается отпевание Ю.М. Лужкова: «Я немного отвлекусь от темы и хочу напомнить, что в эти минуты в Храме Христа Спасителя Предстоятель нашей Церкви Святейший Патриарх Кирилл совершает отпевание бывшего мэра города Москвы Юрия Михайловича Лужкова, который был на этой должности восемнадцать лет. Памятником его трудов на благо Церкви является восстановленный на месте взорванного Храм Христа Спасителя. Я попрошу всех вас встать и пропеть " Вечную память " Юрию Михайловичу». Участники конференции пропели «Вечную память», после чего владыка Ювеналий продолжил свое выступление: «Уважаемые Ирина Александровна и Николай Игоревич! Возлюбленные братья архипастыри и пастыри, дорогие братья и сестры!

http://patriarchia.ru/md/db/text/5548554...

  разделы   рассылка  распечатать Светлана Солодовник Кесарю – кесарево, а Богу не повезло Источник:  Ежедневный журнал Прошедшие Рождественские чтения, 16-е по счету, оставили двойственное впечатление. С одной стороны, между государством и православным сообществом вроде бы достигнута договоренность о том, что в новом поколении госстандартов появится направление " Духовно-нравственная культура " , куда должен войти вариативный курс " Православная культура " , и об этой договоренности на конференции говорили и председательствовавший на пленарных заседаниях митрополит Калужский и Боровский Климент, и министр образования Андрей Фурсенко. С другой – тема ОПК упоминалась как-то вскользь и основной упор представители патриархии делали совсем на другом: церковь хочет больше влиять на школьное образование в целом, хочет наполнить его ценностным содержанием, во многом утраченном за постсоветские годы под натиском идеи информативности. Новые горизонты обозначил все тот же митрополит Климент, который сказал, что " школа призвана в первую очередь воспитывать в ребенке человека как носителя образа Божьего " . И можно было бы не обращать особого внимания на эти слова, поскольку все годы, что обсуждается тема ОПК, представители патриархии вечно путаются с определением предмета: то он культурологический, то вероучительный. Но, очевидно, " культурологичность " , предложенная Российской академией образования (РАО), которой переадресована работа с новым поколением стандартов, патриархию совсем не устраивает, поэтому волей-неволей приходится двигаться в сторону большей определенности. Некоторый абрис будущего курса угадывался из доклада президента РАО Николая Никандрова. Ценности православной культуры в его изложении выглядели так: во-первых, это ценности честного труда; во-вторых, не то что равнодушие к богатству, но отсутствие проповеди богатства; далее традиция широко понимаемой соборности, взаимопомощи, коллективности; идеал дружной многодетной семьи; единство и целостность России;

http://religare.ru/2_50204.html

Архиепископ Амвросий: О свободе, любви и людях. Что христианство может сказать современной молодежи «Христос может рассказать о свободе больше, чем что бы то ни было в этом мире» 31 января, 2019 «Христос может рассказать о свободе больше, чем что бы то ни было в этом мире» 31 января. ПРАВМИР. Доклад архиепископа Верейского Амвросия (Ермакова) на Научно-практической конференции «Духовно-нравственная культура в высшей школе. Студенческая молодежь: свобода и ответственность», прошедшей в рамках Рождественских Чтений — 2019. Рад приветствовать вас, уважаемые участники конференции. Мой доклад будет о том, что может христианство значить для современного молодого человека. Ведь действительно, очевидные для людей старшего поколения мысли могут быть вовсе не очевидны для человека молодого. И даже больше, я уверен, что благую весть гораздо легче услышать в юном возрасте. Поэтому буду говорить о том, что может христианство сказать современному молодому человеку. Так сложилось, что зачастую Церковь и христианство воспринимаются как занятие последних лет жизни. “Пора уже и о душе подумать” — говорим мы, когда человек приближается к определенному порогу своей жизни. И поэтому кажется, что учение Христа — больше о смерти, чем о жизни. Больше о потустороннем, чем о нынешнем. Больше о других, чем обо мне. Особенно для человека молодого, который весь — действие и сила жизни. Молодость это смелость. И жить по христиански — большая смелость. Молодость — поиск любви. И христианство — постоянный поиск любви, жажда любви. Молодость ищет смысл. Христианство дает смысл настолько глубокий, что вот уже две тысячи лет из него черпает европейская культура и не может его истощить. Другое дело, что смысл этот не лежит на поверхности. Чтобы подойти к нему — нужно приложить усилия. Нужно остановиться, присмотреться, попытаться осмыслить и понять. Сегодня это сложнее, чем пару десятилетий назад, когда был молод я. Мир нынешний гораздо более динамичный, быстрый, неудержимый. Подозреваю, что сегодняшнему юноше чуть более тяжело вникнуть в то, о чем говорит христианство. Но вместе с тем, понимаю, что современные молодые люди во многих смыслах лучше, чем мы. Они быстрее ориентируются в потоке информации. Они более способны к самообразованию. Они более открыты. Они талантливее, сложнее, целеустремленнее нас. И это прекрасно. И это значит, что они смогут почерпнуть из бездонного источника евангельского учения Иисуса Христа и из двухтысячелетнего опыта Церкви очень многое.

http://pravmir.ru/arhiepiskop-amvrosiy-o...

«Гудок»: «С верой в будущее». Интервью с Управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Калужским и Боровским Климентом. 25 июня 2005 г. 14:50 Отечество наше возвращается к своим историческим корням. Процесс непростой. Россия поднимается в окружении скрытых и явных недоброжелателей, которые всеми способами навязывают нам чуждые идеалы. Чем закончится это противоборство? Об этом беседа с Управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Калужским и Боровским Климентом . — На протяжении тысячи лет, и особенно в годы тяжелых испытаний, — говорит владыка Климент, — Церковь всегда была со своим народом. И сегодня России при выборе пути дальнейшего развития важно сохранить свои самобытность и своеобразие. Необходим духовный и нравственный стержень бытия. В течение веков весь уклад жизни, мировосприятие и быт русского народа строились на основе православной веры. И те нормы бытия, которые Русская Православная Церковь предлагает вернуть в жизнь общества для сохранения его жизнеспособности, — это нечто большее, чем часть отечественной культуры или дань традиции. Да, Россия — светское государство. Но это не означает, что оно автоматически становится атеистическим и богоборческим. Отношения Церкви и государства можно строить как партнерское сотрудничество. Государство заботится о стабильности в обществе, обеспечении безопасности страны. Церковь же должна помогать народу духовно формироваться, чтобы нравственные нормы были основополагающими в жизни каждого человека. Над нами более семидесяти лет ставили атеистический эксперимент, а затем навязали западные ценности. Именно в наше неоднозначное время Церковь должна показать народу, особенно молодежи, то, что представляет истинную ценность, научить жить по Евангелию. Соработничество Церкви, государства и общества должно быть продолжено. На Архиерейском Соборе 2004 года были названы сферы этого социального партнерства: миротворчество, укрепление духовного и нравственного здоровья личности и общества, воспитание подрастающего поколения, забота об обездоленных, духовное попечение о воинах и заключенных, поддержка национальной культуры.

http://patriarchia.ru/db/text/26574.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010