Закрыть itemscope itemtype="" > В Петербурге открывается лекторий «Духовно-нравственное образование» 21.12.2010 839 Время на чтение 10 минут С 14 января 2011 года в Санкт-Петербурге по благословению наместника Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, викария Санкт-Петербургской епархии епископа Выборгского Назария (Лавриненко) открывается лекторий «Духовно-нравственное образование», сообщают организаторы. Лекции будут проходить в Александровском лицее по адресу: Каменноостровский проспект, дом 21 (ст.м. «Петроградская»). Учредителями лектория являются: Собор православной интеллигенции СПб, Международный духовно-просветительский центр «Возрождение», школа православной Психологии и Медицины СПб, информационно-аналитическая служба «Русская народная линия». Курс рассчитан на 18 месяцев. Лекции будут проходить один раз в неделю по 2 академических часа (всего 112 часов). Время начала лектория в 19:00. В 18:00 молебен. На лекции вход свободный. Средства для оплаты: добровольные пожертвования слушателей и спонсорская помощь. Прослушавшим полный курс обучения будет выдан сертификат о прохождении цикла «Духовно-нравственного образования». В рамках лектория «Духовно-нравственное образование» пройдет авторский цикл лекций гранд доктора психологии, кандидата педагогических наук священника Алексия Мороза. С лекциями выступят: гранд доктор философии в области педагогики Т.А.Берсеньева, известный писатель, историк, секретарь правления Союза писателей России Н.М.Коняев, доктор философских наук А.М.Швечиков, доктор философии в области психологии В.А. Цыганков, доктор философских наук, профессор А.Л.Казин, известный общественный деятель, главный редактор «Русской народной линии» А.Д.Степанов. Цель лектория - способствовать духовно-нравственному образованию и воспитанию народа. В его задачи входит: формирование полноценного православного мировоззрения у лиц, прошедших курс обучения; предоставление знаний способствующих духовно-нравственному и культурному развитию человека; способствовать формированию добродетелей; способствовать преодолению греховных навыков и ложных деструктивных стереотипов поведения; предоставление комплекса знаний, служащих профилактической базой для разного рода зависимостей.

http://ruskline.ru/analitika/2010/12/22/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Русская Православная Церковь и перспективы развития духовно-нравственного воспитания в российской школе Доклад на образовательных чтениях Центрального федерального округа на тему: " Взаимодействие семьи, школы и Русской Православной Церкви в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи " (Сергиев Посад, 19.09.09) 24.09.2009 483 Время на чтение 9 минут Дорогие собратия архипастыри! Уважаемые руководители органов государственной власти! Всечестные отцы, братия и сестры! Участники Образовательных Чтений! Прежде всего, хочу выразить сердечную радость от встречи с вами на земле Преподобного Сергия Радонежского - великого духовного учителя Православной Церкви, молитвенника о нашем народе. Тема Образовательных Чтений этого года: взаимодействие семьи, школы и Церкви в духовно-нравственном воспитании детей и молодёжи. Семья призвана воспитать из младенца, явившегося на свет, человека, умеющего любить, радоваться, чувствовать и познавать мир. Школа помогает ввести человека в общественную жизнь, снабжает его необходимыми знаниями, приобщает к культуре своей страны, воспитывает ответственного гражданина и патриота. Церковь же приобщает человека к целостной мировоззренческой и культурной традиции с определённой системой нравственных норм, высших духовных ценностей. В этой связи духовно-нравственное воспитание призвано решать задачу становления истинно человеческого в человеке, раскрытия в нём духовного начала, определяющего его поведение и весь образ жизни. Философ Иван Александрович Ильин утверждал, что " без духа и вне духа мы не имеем истинного бытия, а остаемся " существователями " . Церковь не только сохраняет в обществе духовные ценности, традиции, культуру, мораль, но и даёт человеку главное, " единое на потребу " - соединение с Царствием Божьим и правдой Его, " пищу нетленную " , пребывающую в жизни вечной. (Иоанн. 6:27) Православное духовно-нравственное воспитание возможно только в Церкви. Но узнать о христианской культуре, приобщиться к ней ребенок может и в семье, и в школе. Практически это выражается в том, что мировоззренческое и нравственное содержание изучения православной культуры в школе должно быть церковным, заданным или согласованным с религиозной конфессией. И, конечно, учителю православной культуры следует быть, в первую очередь, не только профессиональным педагогом, но и церковным человеком. Слава Богу, таких учителей в нашей школе достаточно много.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Закрыть «Честь имею!» - авторская программа духовно-нравственного воспитания 03.03.2013 624 Время на чтение 5 минут В рамках XXI Рождественских Чтений под председательством епископа Балашихинского Николая работала секция «Образовательные инновации в духовно-нравственном, патриотическом и гражданском воспитании детей и молодёжи». Основной темой секции стало представление и обсуждение учебно-методического комплекса по инновационной программе духовно-нравственного и героико-патриотического воспитания «Честь имею!» Ольги Николаевны Дубовой. На сегодняшний день остро стоит задача развития сотрудничества государственных, общественных и церковных структур в области проповеди традиционных для России и Православия духовно-нравственных ценностей. Великий русский полководец, Александр Васильевич Суворов сказал: « Душу - Богу, Жизнь - Отечеству, честь - никому!» Понятие чести для русского человека всегда было одним из самых важных. В это понятие вкладывались верность Богу, Отечеству, долгу, слову, присяге и другие высокие нравственные качества. Сегодня, когда понятия чести, совести, долга постепенно вытесняются из главных жизненных ориентиров, важно говорить о них - авторитетно, гласно, повсеместно. И самая важная целевая аудитория при этом - молодежь. Программа «Честь имею» - это уникальное практическое пособие, предназначенное для дополнительного образования подростков и молодежи от 11 до 18 лет, адресованное педагогам, психологам, специалистам по воспитательной работе, социальным работникам, работающим с подростками и молодежью. Пособие включает в себя видеофильм " Герои нашего времени " , программу, учебный план, методические рекомендации. Созданная на основе авторского видеофильма «Герои нашего времени», «Программа курса занятий по патриотическому и духовно - нравственному воспитанию молодежи «Честь имею!», рассчитана на 12 занятий. В ходе бесед учащиеся учатся самостоятельно мыслить, аргументировать свою позицию, отстаивать свою точку зрения слушать и слышать друг друга, приобретают опыт коллективного самопознания, навыки культуры ведения дискуссии. Подробнее: http://olga-dubova.ru/hnv.php

http://ruskline.ru/analitika/2013/03/04/...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Духовно-просветительские центры и возвращение отпавших Данная статья является размышлением автора об актуальности творческого развития деятельности приходских общин, преобразовании учебных структур при храмах в духовно-просветительские центры, перспективах данного процесса, а также обобщением собственного опыта руководства духовно-просветительским центром. Написана в продолжение обсуждения проблематики возвращения отпавших от Церкви, поднятой священником Тигрием Хачатряном в одной из публикаций на портале «Богослов.Ru» . Статья   « Мы должны творить оазисы религиозной культуры среди современности, напоминающей одичавшие поля, где рядом растут сорные травы и культурные растения, мы должны для себя, никому не навязывая, искать подлинной, а не внешней сочетанности Церкви и мира, Церкви и культуры». (проф. прот. Василий Зеньковский )   Как известно, в настоящее время и в столице, и во многих провинциальных городах нашей страны действуют приходские воскресные и православные общеобразовательные школы, призванные к решению задач духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. С этой же целью с 2002 года в светских общеобразовательных учебных заведениях официально разрешено преподавание Основ православной культуры, а с 2009 г. фактически речь идет уже о полномасштабном национальном проекте в области духовно-нравственного воспитания. Все чаще многие иерархи и священнослужители сейчас говорят о том, что взрослых людей нужно готовить к принятию церковных Таинств, прежде всего Крещения, посредством проведения систематических огласительных бесед или индивидуальной пастырской работы с семьями.

http://bogoslov.ru/article/904609

Закрыть itemscope itemtype="" > Проблема духовно-нравственного воспитания личности в контексте светских и христианских традиций Доклад на конференции сообщества " ДелоРус " " Пути собирания Русского Мира " , проходившей в рамках международного форума " Отечественные традиции предпринимательства и благотворительности " 01.06.2009 1101 Время на чтение 14 минут Переустройство системы образования в современности, многолетнее забвение и игнорирование богатейшего духовного и педагогического опыта накопленного РПЦ за всю историю России, проблема возрождения духовных школ и возвращение к утраченному педагогическому православному наследию наших предков заставляет серьёзно задуматься о сохранении, распространении ценностей отечественной педагогической культуры. В последнее время отмечается резкое падение нравов в обществе и размывание духовно- нравственных ориентиров. В связи с этим многие учёные отечественной педагогики проявляют неподдельный интерес к педагогическому наследию Русской Православной Церкви и на ряду с этим, к наследию русских православных философов, антропологов, педагогов. Это обусловлено необходимостью постоянного научного поиска направленного на созидание нашего общества, на возвращение к духовно- нравственным идеалам, которые позволят ослабить социальную напряженность, положительно повлиять на систему современного отечественного образования. Учеными активно изучается наследие ученых-богословов таких, как свт. Феофана Затворника, св.прав. Иоанна Кронштадтского, протоиерея Василия Зеньковского, священника Георгия Флоровского, архимандрита Иоанна (Маслова), святителя Тихона Задонского, И.А.Ильина, Н.О. Лосского, К.Д.Ушинского, С.Л. Франка и многих других Существующая проблема современного духовно-нравственного воспитания и образования определяется прежде всего тем, что многие аксиологические понятия, необходимые для плодотворного достижения целей образования, были сознательно вычеркнуты из системы педагогических знаний. Традиционные идеалы формирования нравственных основ личности через призму культурообразующей религии нашего народа, входящие в состав духовных ценностей личности, утратили в современных условиях свое исконное значение, непосредственно связанное с верой и религией, и потому не являются практически значимыми категориями в современном образовании и воспитании.

http://ruskline.ru/analitika/2009/06/01/...

У «Православна культура руського народу як основа духовно-морального виховання» 31 2013 р. 11:11 26 января 2013 года в рамках XXI Международных Рождественских образовательных чтений в храме Илии Пророка в Китай-городе состоялся семинар «Православная культура русского народа как основа духовно-нравственного воспитания». Организации-участники семинара: В семинаре приняли участие педагоги и методисты детских садов, православных и светских общеобразовательных школ, колледжей, воскресных школ и центров дополнительного образования из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Твери, Калуги, Костромы, Тамбова, Ставропольского, Краснодарского и Хабаровского краев, Республики Беларусь, группа православных ученых-этнологов из Института этнологии и антропологии Российской академии наук, представители Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Николо-Угрешской православной духовной семинарии, руководители епархиальных отделов религиозного образования и катехизации из Камчатской и Чебоксарской епархий. Куратором и соведущим семинара выступил специалист сектора Основ православной культуры Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Ю.Ю. Юренко. Основной тематикой семинара стало обсуждение форм и способов практического использования различных элементов традиционной народной культуры как действенного средства духовно-нравственного и патриотического воспитания на всех ступенях образования начиная с дошкольного и заканчивая высшим. Открыла работу семинара доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник сектора русского народа К.В. Цеханская, представившая вниманию слушателей доклад, посвященный исследованию почитания православных святынь. Ю.Ю. Юренко выступил с обзорным докладом, посвященным рассмотрению различных форм образовательной деятельности, через которые современный школьник может соприкоснуться с традиционной народной культурой, а также их краткому сравнительному анализу. Руководитель епархиального отдела религиозного образования и катехизации Чебоксарской и Чувашской епархии протоиерей Димитрий Нестеренко подчеркнул важность внесения в учебные планы православных духовных семинарий специального курса, который позволил бы будущим пастырям ориентироваться в традициях, искусстве, фольклоре русского народа, с тем чтобы священнослужители, с одной стороны, могли отличить проявления народного благочестия от различного вида суеверий и тем самым лучше войти в жизнь сельского прихода, с другой — имели возможность дать достойный ответ на вызов современного неоязычества, которое базируется на культурной малограмотности большого числа наших современников.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2774630...

Хроника: Пименовские чтения “Церковь и образование: Значение православных духовно-нравственных ценностей в современной России” Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 51, 2008 4 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 51, 2008 С 14 по 16 декабря в Саратове проходили Пятые межрегиональные Пименовские чтения “Церковь и образование: Значение православных духовно-нравственных ценностей в современной России”. Этот ставший традиционным форум посвящён памяти Архиепископа Пимена, видного иерарха Русской Православной Церкви ХХ века, правящего архиерея Саратовской епархии с 1965 по 1993 годы, много сделавшего для её возрождения и развития. Владыка Пимен (в миру Дмитрий Евгеньевич Хмелевской) был выдающимся архипастырем. За время его служения в епархии было открыто 70 храмов, закрытых в советское время, началось строительство новых церквей, возобновилась деятельность Саратовской Духовной семинарии. Высокообразованный человек, знаток и ценитель литературы, музыки, живописи, архиепископ Пимен был лично знаком со многими писателями, музыкантами, художниками и актерами; проповедь среди деятелей искусства была важнейшей стороной его служения. Результатом его пребывания на Саратовской кафедре стало сближение представителей Церкви и творческой интеллигенции, ознаменовавшее собой новый этап сотрудничества в деле сохранения традиционных для нашего народа и государства духовно-нравст­венных ценностей. Продолжением диалога, начатого владыкой Пименом, стали Пименовские чтения. Как отметил Епископ Саратовский и Вольский Лонгин, чтения задумывались как площадка для общения, для обмена мнениями между представителями духовной и светской интеллигенции: “Пять лет назад все мы сознавали, что такой диалог необходим, но за прошедшее время смогли убедиться, что он крайне важен и интересен для обеих сторон”. И действительно, Пименовские чтения ежегодно собирают большое число участников из разных регионов страны, вызывая интерес у духовенства, людей науки, деятелей культуры, образования, представителей государственной власти.

http://pravmir.ru/hronika-pimenovskie-ch...

Петербуржцы - победители конкурса " Православная инициатива 2018/2019 " марта 2019 Победителями стали 255 проектов, представленных в четырех конкурсных направлениях: " Образование и воспитание " , " Культура " , " Социальное служение " , " Информационная деятельность " . Грантовый фонд конкурса составил 115 млн рублей. Всего на конкурс поступило 1250 заявок из 77 регионов России, 14 стран ближнего и дальнего зарубежья. Проекты-победители в рамках направлений распределились следующим образом:  " Образование и воспитание " - 74;  " Социальное служение " - 87 (из них - 12 " Приюты для беременных " );  " Культура " - 75;  " Информационная деятельность " - 19. В числе победителей - девять проектов из Санкт-Петербургской епархии , один из Выборгской , три из Гатчинской . Победители от Санкт-Петербургской епархии В номинации " Образование " - " С верой и разумом: инновационные технологии в преподавании " Основ духовно-нравственной культуры народов России " . Заявитель - БФ " Отечество. Культура. Образование " . Проект направлен на внедрение нового для 5-го  класса светских образовательных организаций курса " Основы духовно-нравственной культуры народов России " с использованием инновационных технологий, а именно через создание и применение интерактивного учебно-методического комплекса " Основы духовно-нравственной культуры народов России " , включающего программу, поурочное планирование, учебное пособие с qr-koдaмu, запрограммированными на ссылки с видео-роликами по темам учебного пособия, которые будут проводить воспитанники СПбДА , рабочую тетрадь для обучаемых. В номинации " Социальное служение " выиграли шесть проектов.  " Дом трудолюбия в Вехно " . Заявитель - БФ " Православная детская миссия имени преподобного Серафима Вырицкого " . Проект направлен на социализацию детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях. Предусматривает организацию мастерских и проведение духовных и профориентационных занятий. Опыт показал, что у проживающих в приемных семьях детей-инвалидов, как и у детей из сиротских учреждений, плохо развиты трудовые и хозяйственно-бытовые навыки. По благословению духовника Детской миссии протоиерея Иоанна Миронова родился проект " Дом трудолюбия в Вехно " , проживая в котором, дети могут учиться, трудиться, молиться и приобретать навыки самостоятельной жизни. 

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Резолюция I межрегиональной научно-практической конференции «Православие — духовно-нравственный стержень казачьего мировоззрения» 17 августа 2011 г. 13:00 I межрегиональная научно-практическая конференция «Православие — духовно-нравственный стержень казачьего мировоззрения» состоялась в г. Ставрополе 16-17 августа 2011 года по благословению Преосвященного Кирилла, епископа Ставропольского и Невинномысского , председателя Синодального комитета Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) по взаимодействию с казачеством при организационной поддержке Ставропольской и Невинномысской епархии , Терского войскового казачьего общества и Ставропольского казачьего войска. В работе конференции приняли участие представители Терского, Кубанского, Донского, Волжского войсковых казачьих обществ, Союза казаков России, православного духовенства, окормляющего казачьи общества, атаманы казачьих обществ, представители органов государственной власти, общественные деятели, деятели науки, культуры и образования. Оргкомитет зарегистрировал 112 человек участников конференции (72 представителя казачества — Ставрополь, Ростов, Краснодар, Москва, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия-Алания, Киргизия, других регионов, 20 человек представителей священства и 20 человек представителей научного сообщества). Главная цель состоявшегося мероприятия заключалась в отражении и обобщении опыта, создания условий для реализации в казачьей среде задач по организации процесса взаимодействия казачьих обществ с Русской Православной Церковью, а также механизмов формирования пространства духовно-нравственной культуры в казачьих обществах, организациях, станицах и хуторах. Участники конференции неоднократно подчеркивали, что на протяжении двухтысячелетней истории Православия не было какой-либо отдельной казачьей Церкви, но всегда — в России, в Украине и Беларуси — казаки были чадами Русской Православной Церкви. Именно Православная Мать-Церковь стремилась к уврачеванию доставшихся нам в наследие от советского прошлого пагубных ран нестроений и разделений в казачьей среде, обращаясь в равной мере и к казакам, вошедшим в реестр, и к тем, кто избрал иной путь.

http://patriarchia.ru/db/text/1599248.ht...

голови Синодального у справах Церкви на Президента з питань виховання 13 вересня 2012 р. 17:14 12 сентября 2012 года в Краснодаре Президент России  В.В. Путин провел совещание по вопросам духовного состояния молодежи и ключевым аспектам нравственного и патриотического воспитания. В мероприятии принял участие председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Бронницкий Игнатий . Молодые люди — предмет особой заботы Русской Православной Церкви и других традиционных конфессий, а работа с молодежью — это работа во имя будущего России, необходимое условие духовного здоровья и социально-экономического благополучия нашей страны и народа. Юноши и девушки, вступая во взрослую жизнь и становясь полноправными членами общества, привносят в него те идеалы, которые усвоили в детстве от своих родителей, школьных педагогов, старших наставников. Становление взглядов молодых людей происходит очень быстро, и небрежение в области духовно-нравственного воспитания оборачивается появлением на свет «потерянного поколения», которое способно стать источником социально деструктивных явлений. Много, очень много сил нужно приложить, чтобы впоследствии исправить допущенные ошибки! На встрече с участниками форума «Селигер-2012», Владимир Владимирович, Вы сказали: «Нет ничего более важного в обществе, чем морально-нравственные принципы, на которых оно основано. Ничего. Все остальное вторично». Также и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в одном из своих недавних выступлений отметил, что «наша молодежь — отнюдь не потерянное поколение, и мы с вами ответственны перед Богом за то, чтобы все таланты, дарования, устремления нашего юношества послужили во благо страны и нашего народа». Положительные духовные и нравственные основы, заложенные в юную душу, со временем могут стать твердым фундаментом, несокрушимой скалой, возвышающей человека над бурными волнами житейского моря. Русская Православная Церковь однозначно разделяет заботу государственной власти России о молодом поколении, обращая особое внимание на развитие молодежного служения. Практически во всех выступлениях и обращениях Святейшего Патриарха Кирилла, в которых затрагиваются насущные социальные темы и вопросы духовно-нравственной жизни современного российского общества, неизменно пристальное внимание уделяется теме содействия делу воспитания духовно и нравственно здорового молодого поколения, взращиванию в детях и молодых людях чувств патриотизма, любви к Родине, отечественной истории и культуре. Только духовно и нравственно здоровое общество может успешно жить и развиваться.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2466106...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010