Владимир Русак Скачать epub pdf Западные влияния Общий недостаток духовного образования в первой половине XVIII века заключался в его узкопрактическом, сословно-служебном характере. Само это образование часто называлось “поповским”. В общих же школах на религиозное образование обращали внимание мало. Закона Божия просто не было в программах. Стремление все же поддержать религиозные начала в народе побудило царя распорядиться об издании катехизических книг и об усилении церковной проповеди. Русское общество, подвергшееся в царствование Петра I разнообразным противорелигиозным влияниям Запада, оказалось беспомощным в отражении лжеучений. Протестанты открыто насмехались над православной верой. Борясь с суевериями, правительство порой слишком преувеличено их толковало. Общество все более заражалось вольнодумством, которое прикрывалось приверженностью к реформам. В царствование Анны Иоанновны обличениям священников приписывался антиправительственный характер. Голос духовенства смог свободно прозвучать только при имп. Елисавете. Она издала ряд постановлений для восстановления благочестия: требовалось благоговейное стояние в церквах, исполнение долга исповеди и причащения, приличное содержание церквей и икон, усиление духовной цензуры, мер против отступничества от Православия. К сожалению, в то же время особенно интенсивно стало проникать в Россию французское влияние. Франция же того времени была охвачена философским вольнодумством, философией просвещения, проповедовавшей полную безрелигиозность и сенсуализм. Находились родители, которые под влиянием этих настроений вовсе не давали детям религиозного воспитания, запрещали в доме даже говорить о религии, а духовенство не пускали в свои дома. Разврат оправдывался требованием непогрешимой природы. Просвещенное вольнодумство, выступавшее под знаменем науки и философии, господствовало. Выступление против него объявлялось суеверием, мракобесием. Святитель Тихон Воронежский, увещевавший однажды такого вольнодумца-дворянина, получил пощечину.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вместо предисловия Преподобный Серафим Саровский (19 июля 1759 - 2 января 1833 гг.) причислен к лику святых в июле 1903 года. Происходило это при огромном стечении людей разных сословий и состояний; здесь, в Саровской и Дивеевской обителях, торжествовала вера Православная, возносилась всенародная молитва к Богу. И спасительная благодать Духа Святого одинаково изливалась на всех предстоящих, от мужика в сермяге и лаптях до самого боговенчанного самодержца Николая II Александровича. Святая Русь ублажала святого Серафима. Но и до прославления мощей имя Саровского подвижника ублажалось в русских пределах повсеместно. Старца Серафима просили о заступничестве как молитвенного предстателя перед Престолом Живоначальной Троицы. И чудотворения, как и при жизни угодника Божия, совершались. " Я для вас всегда живой " , - говорил батюшка Серафим своим духовным детям. Он и поныне живой для всех нас, православных. Не умолкает слава Саровского чудотворца и как величайшего прозорливца. Многое сбылось из того, что он предрекал. Ниже представлены некоторые из его пророчеств и предвещаний. Выбраны они из саровских и дивеевских преданий, из житийных сводов угодника и его поучений. К ВОЗРОЖДЕНИЮ РОССИИ До рождения Антихриста произойдут великая продолжительная война и страшная революция в России, превышающая всякое воображение человеческое, ибо кровопролитие будет ужаснейшее... Бунты Разинский, Пугачевский, Французская революция - ничто в сравнении с тем, что будет с Россией. Произойдет гибель множества верных отечеству людей, разграбление церковного имущества и монастырей; осквернение церквей Господних; уничтожение и разграбление богатства добрых людей, реки крови русской прольются. Но Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе... О ПАДЕНИИ И ВОССТАНОВЛЕНИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ В РОССИИ Мне, убогому Серафиму, Господь открыл, что на земле Русской будут великие бедствия: Православная вера будет попрана, архиереи Церкви Божией и другие духовные лица отступят от чистоты Православия и за это Господь тяжко их накажет.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1161...

«Вы стали маленькими и будете все меньше: это сделало Ваше учение о смирении и послушании». Перифраза из «Also sprach Zarathustra» Ницше. Н.Б. Наступают времена, когда нужно прекратить двусмысленность и недоговоренность и дать прямой и ясный ответ, признает ли Православная Церковь свободу мысли и совести? Справедливы ли со стороны православных постоянные обвинения католиков, что у них нет свободы, обвинения, основанные на предположении, что у самих православных эта свобода есть. И ставится еще другой вопрос: связано ли Православие с определенной политической системой, например, с монархизмом, национализмом, сословным строем, по моде сегодняшнего дня, с фашизмом, или оно допускает различные точки зрения? Может ли православный, оставаясь профессором православной духовной школы, быть демократом, социалистом, быть защитником свободы, социальной справедливости, достоинства человека? Вопрос этот очень остро ставится тягостным случаем с Г.П. Федотовым . По предложению митрополита, профессора Богословского института предъявили Г.П. Федотову ультиматум: или уйти из профессоров Богословского института или перестать писать статьи на политические темы в «Новой России» и других органах «левого» уклона. Решение это было вынесено людьми, которые статей Г.П. Федотова не читали и руководствовались исключительно извращающими смысл цитатами одной газеты, представляющей самый дурной образец желтой прессы. Я не буду останавливаться на анализе этой неприглядной истории, свидетельствующей о поразительном отсутствии мужества и рабьих чувствах, которые, увы, очень традиционны. Меня интересует принципиальный вопрос. Речь шла не о статьях на богословская темы, а о статьях политических. Обвинение было в том, что статьи «левые» и что автор не может быть причислен к «национально мыслящим». Признается недопустимым для профессора Богословского института заниматься политикой. Но это неправда. Профессорами Богословского института разрешается сколько угодно заниматься политикой, но исключительно «правой» политикой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Berdya...

Г. Э. Щеглов Глава 4. Великий перелом (1914–1924) 4.1. Война. Утраты 20 июля 1914 года Россия вступила в войну с Германией, оказавшись вовлеченной в крупномасштабный международный военный конфликт. 26 июля был объявлен манифест о войне с Австро-Венгрией, а 20 октября 1914 года началась война с Турцией. Через год, 5 октября 1915 года, Россия со скорбным чувством вынуждена была вступить в войну с единоверной Болгарией, еще не так давно освобожденной «от турецкого рабства братской любовью и кровью русского народа» 528 . 18 августа 1914 года высочайшим повелением город Санкт-Петербург был переименован в Петроград. Ввиду этого Святейший Синод 19 августа определил в титулах учреждений и лиц духовного ведомства, в которых встречалось слово «с.-петербургский», заменить словом «петроградский». Соответствующее постановление относительно всех правительственных, сословных и общественных учреждений 23 августа было сделано и Советом министров 529 . С первых же дней войны Святейший Синод направил свою деятельность на организацию церковной жизни в условиях военного времени. Нужно отметить, что в годы Первой мировой войны Русская Православная Церковь выступила не только как институт духовный, но проявила себя и в особой патриотической деятельности церковных учреждений и организаций, принявшей небывалую в истории Русской Церкви широту и разнообразие. При объявлении войн 1853–1855 и 1877–1878 годов действия Святейшего Синода исчерпывались предписанием обнародования высочайшего манифеста в церквях за богослужением и призывом возносить моления Господу о победе над врагом. Затем следовало собственное пожертвование (в 100 000 рублей) и разновременные призывы и постановления о церковных пожертвованиях и другой помощи на нужды военного времени. Во время русско-японской войны 1904–1905 годов кроме вышеуказанного Святейшим Синодом был устроен на театре военных действий госпиталь на 100 кроватей. Но патриотическая деятельность Святейшего Синода в годы Первой мировой войны совершенно вышла за рамки обычных его действий. С первых же дней войны Синод стал вырабатывать целую программу мер, обращенных на нужды Отечества, активно координируя и направляя деятельность церковных организаций 530 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Гернгутеры Одной из форм протеста крестьян против произвола помещиков и лютеранской Церкви в XVIII в. явилось распространение в Эстляндии сектантского движения гернгутеров. Еще в начале века, после разгона общин так называемых моравских братьев в Чехии , часть членов секты переселилась в Саксонию, где под покровительством графа Цинцендорфа в его поместье Гернгут основала колонию, которую и назвали гернгутерской. Даже эстонские историки вынуждены признать, что «застывшая в мертвом догматизме официальная лютеранская Церковь не могла соревноваться с подчеркивающим духовное и при этом проповедующим равенство сословий, так сказать демократическим движением братьев» . Это движение, как утверждали историки-лютеране, несло идеи христианства в среду простого народа, чего лютеранская Церковь «до тех пор сделать была не в состоянии» . Гернгутеры во многом уже отличались от прежних моравских братьев. Цинцендорф сам не интересовался ни догматами, ни церковными обрядами и не требовал от своих последователей разрыва с лютеранской или католической Церковью. Более того, они обязаны были непременно посещать храмы, исполнять церковные уставы и оказывать пастырям глубочайшее уважение. Члены общины присутствовали на собраниях, участвовали в ее жизни и безусловно подчинялись наставникам, которым вверялось попечение об их душах. Общины управлялись старшиной, назначавшимся по жребию, а ее члены имели разряды, или степени. Подготовка вновь вступавших и руководство ими поручалось особым наставникам, из которых каждый имел на своем попечении пять-шесть человек. Над несколькими общинами ставился по жребию диакон, руководивший старшинами и наставниками и подчинявшийся пресвитеру. Над пресвитером стояло центральное управление в Гернгуте. Первая гернгутерская община в Прибалтике появилась в 1729 г., и вскоре их центром стал Вольмар (Валмиера). В течение десяти лет общины возникли по всей Лифляндии и Эстляндии и стали первыми организациями местных жителей, освободившихся из-под опеки немцев. В Прибалтийском крае наставники и старшины замещались всегда из местного населения, диаконы же и пресвитеры присылались из-за границы. Собственно братств в этом крае не было, но общины собирались, и люди вместе читали назидательные книги, вели беседы, пели и молились. Здесь же происходили таинства крещения, приобщения и полугласная исповедь с омовением ног . Гернгутеры были в основном крестьянами и ремесленниками. Секта проповедовала идеи подчинения властям, смирения и непротивления злу, поэтому лютеранская Церковь вначале благосклонно смотрела на это движение, а прибалтийские помещики даже надеялись использовать его в помощь лютеранской Церкви для проповеди среди крестьян смирения и послушания помещику.

http://sedmitza.ru/lib/text/430199/

Глава 5. Отрицательные стороны религиозной жизни той эпохи. Отец Иоанн о литургии 1 Как достойный священник, как настоящий пастырь и просто истинный христианин, отец Иоанн Кронштадтский хотел дать людям наилучшее, что можно пожелать, – приобщение к совершенной Божественной жизни. Из своего опыта он знал, что вне Церкви, без участия в Таинстве Любви, в Таинстве Евхаристии, можно скорее только мечтать о лучшей жизни, чем приобретать ее. Более всего он хотел, чтобы люди, очищаясь покаянием, причащались Божественной жизни из Чаши Христовой жертвенной любви. Чего больше мог он пожелать своим ближним, в особенности вверенной ему Богом пастве? Да, что большего можно дать кому-либо, как не привести к Источнику бессмертной, подлинной и блаженной жизни? Но задача отца Иоанна Кронштадтского была нелегка. Не только человеческая греховность и таящиеся за ней злые силы препятствовали слишком многим услышать его благой призыв, но и духовное состояние всего тогдашнего русского общества. Несмотря на признаки наступления некоторого духовного пробуждения (о чем будет сказано ниже), обще религиозное состояние России того времени нельзя назвать благополучным. Прежде всего, нельзя не отметить, что дворянский и чиновничий слои русского общества, со времени петровских реформ, входя все глубже в русло западноевропейских культурных интересов и развлечений, все более и более отпадали от православной церковности. К этому надо прибавить начавшийся при Петре и принявший в 19 веке окончательную форму культ государства и служения ему, который решительно отодвигал религиозную жизнь, в лучшем случае, на второй план. Холодная религиозность, нередко переходящая в безрелигиозность, у имперского служилого сословия становилась традиционной и имела различные оттенки. Кроме упомянутого культа государства, было преклонение перед Россией как нацией, и перед народом, и просто перед неопределенным добром и общей пользой. Православная вера во всех этих случаях занимала место служебное, место некоторой необходимости или даже только терпимой подпорки для этих ценностей. Соответственно с этим и духовенство расценивалось больше всего с точки зрения приносимой им пользы то государству, то народу, то добрым нравам.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

Глава III. Миссионерская деятельность братств Принимая меры к утверждению в вере и благочестии православных чад Церкви, братства, вместе с тем, заботятся о привлечении в православную Церковь раскольников и сектантов, бывших членов Церкви и ныне отпавших от неё. Единственным средством к достижению этой цели братства считают убеждение, увещание и научение, растворенные христианской любовью к заблудшим, терпением и кротостью. В этом важном вопросе наши братства идут рука об руку с правительством и обществом, существенно изменившими свои взгляды на раскол и на те приемы, с которыми надлежит бороться с ним. До учреждения братств (как напр. Владимирского, Александро-Невского, Казанского, св. Гурия и др.) раскол и сектантство возбуждали сравнительно мало интереса среди православного общества; большею частью предпринимались против раскольников полицейские меры, и делопроизводство о расколе сосредоточивалось лишь в правительственных учреждениях. Вследствие того раскол всячески таил тогда свои верования и бдительно укрывал свои лжеучения. Теперь признано, что раскол есть наша «общая болезнь», которую должно врачевать общими силами и что он доселе крепко держится потому, что, кроме духовенства, все другие сословия к его положению довольно равнодушны и холодны; поколебать же его можно только дружными усилиями всех истинных чад Церкви православной. Из общего числа братств, четвертая часть их посвящает свои силы на мирную борьбу с расколом и сектантством, а некоторые из них и на просвещение инородцев – светом Евангельским. Миссионерская братская деятельность идет настолько успешно, что удостоилась высокой чести получить одобрение с высоты Престола. Так, Калужская духовная консистория, уведомила совет братства св. Иоанна Богослова, что на всеподданнейшем отчете Калужского губернатора за 1883 г. о борьбе с расколом братств: св. Иоанна Богослова и св. Пафнутия Боровского Чудотворца, последовала высочайшая отметка Государя Императора: «Все это весьма утешительно». Сначала мы скажем несколько слов о тех братствах, деятельность которых направлена на цели исключительно миссионерские.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Глава IV. Меры Петра Великого относительно образования духовенства Вопрос об образовании духовенства в Духовном регламенте поставлен в самой тесной связи с преобразованием социальной жизни в среде белого духовенства. Путем разрешения этого вопроса правительство преобразовательной эпохи стремилось, как мы уже замечали, дать прочную внутреннюю организацию духовенству, поставить его в нравственном отношении в уровень с его высоким назначением. Дух и характер, какой стремилось усвоить правительство Петровского времени делу образования духовенства или, лучше сказать, начала, на которых оно мечтало укрепить систему образования духовного сословия, были прямым отражением и развитием установленной правительством системы народного образования вообще. Происхождение же этой последней системы стоит в связи с сословными реформами Петра. Известны результаты социальных, преобразований Петра. Сословными реформами Петра на каждый общественный класс возложена была известная государственная служба. Школа присоединяется сюда для помощи более исправного несения службы. Вот почему она отличается исключительно практическим направлением; вот почему и меры Петра по народному образованию стоят в самом близком отношении к преобразованиям его административным, военным и экономическим. В этом отношении программа нового образования совершенно заменяла собою приноровленное к потребностям церковного характера древнерусской жизни изучение Писания. Школа должна была теперь ответить на те практические, профессиональные задачи, какие поставило новое законодательство каждому классу общества. Общая цель народного образования высказана была Петром в манифесте о вызове иностранцев в Россию... «Дабы наши подданные, писал преобразователь в означенном манифесте, тем более и удобнее могли научиться поныне им неизвестным познаниям и тем искустнее становиться во всех торговых делах... дабы войска наши нетокмо состояли из хорошо обученных людей, но и жили в добром порядке и дисциплине... и вообще дабы подданные наши тем искустнее были во всяком искустве, указали мы сей манифест» 193 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Глава V. Заботы Петра Великого относительно образования монашествующего духовенства Во второй части прибавления к Духовному регламенту излагаются постановления касательно другого класса духовного сословиядуховенства монашествующего. В большинстве случаев законодательство преобразователя относительно монашествующего духовенства стремилось развивать те же самые принципы, на основании которых оно заботилось перестроить и социальную жизнь белого духовенства. Как там, так и здесь принципы эти мало заключали в основе своей нового – такого, что так или иначе не было бы высказано предшествовавшим законодательством XVII века. Новое законодательство относительно монашества во многих случаях, цепляясь за мысли старого, пыталось только развить эти мысли с большей последовательностью и резкостью. И действительно, едва ли в какой-либо другой области Петровского законодательства проведены с такой неумолимо последовательной логикой основные его взгляды, как это мы видим в законодательстве Петра относительно монашества. Здесь, в законах Петра относительно монашества все проникнуто одним духом: несмотря на крупную энергию и поспешность, с какою Петр под влиянием первых же впечатлений выдавал распоряжение за распоряжением, в этих распоряжениях нет взаимного противоречия до мельчайших подробностей. Требования времени, громадная перестройка всей России, сопровождавшаяся непомерным напряжением всех сил народа, чисто хозяйственный взгляд правительства на подданных, требовавший непременного участия всех в государственном деле, строго наблюдавший, чтобы никто не уклонялся от государственной службы, никто «в избылых не был», стали теперь в прямое противоречие с идеей монастырского отречения от мира, заставляли правительство навсегда отрешиться от идеализации монастырский жизни, столь нередко свойственной допетровскому законодательству. Эта идеализация монашества сменяется в законах Петра положительным, сухопрактическим взглядом на монастырь и монашество. Дух времени, искавший видеть в каждом явлении общественной жизни одно лишь полезное, обращался с предъявлением таких же требований общественной пользы и к монашеству, оставляй в стороне первичные истинно-христианские цели этого института.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Годы великих гонений и массовых репрессий, охвативших Россию после октябрьского переворота, не обошли стороной и Казахстанскую землю. В полной мере она разделила трагическую судьбу России в кровавом ХХ веке. 16 сентября. ПРАВМИР. Православные отмечают память новомучеников и исповедников Казахстанских. Как известно, после добровольного присоединения Туркестанского края к Российской Империи и перехода народа, населяющего край, под покровительство русского царя, в Великую Степь и предгорье Заилийского Ала-Тау стал проникать свет Истины, который несли с собой переезжающие русские переселенцы и охранявшие этот дальний рубеж России казачьи войска. В приграничных крепостях и новообразованных по-селениях стали воздвигаться Божии храмы. Благодаря этому в кочевом казахском народе стала зарождаться своя интеллигенция, и многие степняки сознательно принимали Православие. В дореволюционный период на территории современного Казахстана была основана самостоятельная Туркестанская епархия с кафедрой в г. Верном. Годы великих гонений и массовых репрессий, охвативших Россию после октябрьского переворота, не обошли стороной и Казахстанскую землю. В полной мере она разделила трагическую судьбу России в кровавом ХХ веке. Гонения на Церковь в Казахстане начались сразу же с началом установления в крае советской власти. Это было связано с тем, что население края состояло в основном из казаческого и купеческого сословий, которые, в большинстве своем, были ярыми противниками большевизма. В центральном и северо-восточном Казахстане власть переходила из рук в руки. Начался страшный террор. И первые репрессии коснулись местного духовенства. В эти годы были уничтожены наиболее авторитетные и ревностные труженики на ниве Христовой, которые со всей очевидностью понимали, что следование духу и слову Евангелия несовместимо с революционным началом. Так, в 1918 году в г. Верном был расстрелян священномученик Пимен (Белоликов), епископ Верненский и Семиреченский, в 1921 году в г. Петропавловске заколот штыками священномученик Мефодий (Красноперов), епископ Петропавловский и Акмолинский. В этом же году на горе Кзыл-Жар Аксайского ущелья близ г. Верного расстреляны местные пустынники – подвижники высокой духовной жизни иеромонахи Серафим и Феогност. Казни и расстрелы происходили по всему пространству новообразующейся советской республики.

http://pravmir.ru/cerkov-otmechaet-pamya...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010