В. А. Федоров Глава 6. Конфессиональная политика российских императоров в XVIII в. 1. Церковные реформы Петра I. «Духовный регламент» 1721 г., учреждение Святейшего Правительствующего Синода Церковные реформы Петра 1 преследовали цель подчинения Церкви светской власти. Это выражалось в коренном изменении системы управления Церковью с целью инкорпорировать ее в государственную структуру, лишении экономической самостоятельности Церкви, существенном ограничении сферы действий и компетенции церковного суда, даже во вторжении государства в ее каноническую сферу. «Фундаментом реформы, – как справедливо отметил историк В.С. Шульгин, – должна была стать ликвидация экономической самостоятельности Церкви с тем, чтобы поставить ее в материальную зависимость от светской власти» 198 . До Петра I духовенство было свободно от основных государственных налогов и воинских обязанностей. Уже с азовских походов 1695–1696 гг. Петра духовенство было привлечено к строительству флота. Для пополнения государственной казны из монастырских хранилищ стали изыматься ценности. Петр, пытаясь привлечь все население на службу государству, значительно увеличил сборы с духовенства: оно не только платило налоги со всех недвижимых имений (земель, бань, мельниц и пр.), но стало платить специальные «драгунские деньги» (на содержание конных драгунских полков); был введен налог на содержание армейского духовенства. Духовенство стало привлекаться к различным строительным работам, несению караульной службы, на него было возложено обеспечение квартирования воинских частей. Воссоздание 24 января 1701 г. Монастырского приказа, которому были переданы в управление архиерейские и монастырские вотчины, особенно подорвало хозяйственное благополучие церкви. С Петра I духовное сословие стало использоваться государством для пополнения армии чиновничества. В практику вошли «разборы» духовенства, в результате которых «безместных попов», годных к воинской службе, сдавали в солдаты. Выпускники духовных училищ и семинарий из-за недостатка для них мест священников и церковнослужителей поставляли значительный контингент чиновников для гражданской службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В. А. Федоров Заключение Русская Православная Церковь в синодальный период проходила сложный и тернистый путь своего служения. С одной стороны, она как «господствующая и первенствующая» находилась под защитой государства, с другой, со времени проведения церковных реформ в начале XVIII в. оказалась практически в полной зависимости от государства: созданная светской властью синодальная система церковного управления явилась частью государственного аппарата со всеми вытекающими негативными для Церкви последствиями: духовенство превратилось в своеобразный служилый класс по духовному ведомству, а за Церковью не признавалось творческой инициативы даже в ее собственных делах. По завершении синодального периода на Поместном Соборе Русской Православной Церкви (1917–1918) прямо было заявлено, что после Петра I «сфера влияния церкви становилась всё уже и уже, угрожая ограничиться лишь богослужебной стороной и делами духовного сословия, и вместе с тем управление церковью приняло светский бюрократический характер» 364 . Главное требование, которое предъявляло государство Православной Церкви – покорность «властям предержащим» и политическая лояльность. Первейшей обязанностью Церкви являлось насаждение верноподданнических чувств в народе – святость подчинения царской власти и ее почитания. На приходское духовенство возлагалась обязанность совершать во время богослужения поминовения о здравии царской семьи, с поименным перечислением всех его членов, а в так называемые «царские дни» (тезоименитства царя) проводить и специальные по этому случаю богослужения. Все царские манифесты обязательно оглашались с церковных амвонов по окончании богослужения, а прихожанам до прочтения их запрещался выход из церкви. За неисполнение этих предписаний священнику грозило лишение сана. Тягостной была и обязанность, взятая под присягой, не только «быть верным, добрыми послушным рабом и подданным императора и его законных наследников», но и «доносить об открытых на исповеди воровстве, измене и бунте на государя», т.е. требование нарушать основное каноническое правило – сохранение тайны исповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В.В. Назаревский 17-го февраля 1912 года исполнилось триста лет с кончины Святейшего Гермогена, Патриарха Всероссийского. V Преемник первого нашего Патриарха Иова, он возвышается, среди всех других наших Патриархов, тем, что в самое тяжкое для Отечества время, – в лихолетье смуты и междуцарствия, – совершил во благо Церкви и для спасения Русского Государства и народа великие и святые подвиги и запечатлел их своею мученическою кончиною. В маститой старости, свыше восьмидесяти лет, окончил он земную жизнь свою. Но нам неизвестно, как прошли первые 50 лет его: мы не знаем даже, где, в каком именно году и от кого родился этот великий Первосвятитель. Исстари все сословия нашего народа готовы были считать его своим по происхождению: одни говорили, что он был из рода князей Голицыных; другие причисляли его к посадскому, торговому сословию; третьи – к казакам. Но, судя по тому, что в его родстве были и священники, и иноки, можно думать, что он был духовного происхождения. Впрочем, зять его, – муж его дочери или сестры, – был посадским человеком в городе Вятке, где хранится икона, которою благословил, в 1610 году, Святейший Патриарх этого своего зятя, – Корнилия Рязанцева, – посадского, как значится в надписи на ней, человека в этом городе. Существует предание, что в миру первосвятитель, подписавшийся „Ермогенъ», носил имя „Ермолая»,что подтверждается следующим: будучи уже патриархом, он построил в Москве храм во имя Св. Ермолая и делал в него вклады. Достоверное свидетельство об его, свыше, чем восьмидесятилетнем, возрасте, дает полное основание утверждать, что он по своим летам был сверстником первого Русского Царя Иоанна Васильевича современником столь именитых Первосвятителей нашей Церкви, какими были Всероссийские митрополиты – составитель „Великих Четьих Миней» Макарий и прославившийся своими подвигами Св. Филипп. Стало быть, в годы юности и мужского возраста Гермогена, совершались такие великие события нашей Отечественной Истории, как покорение царств Казанского, Астраханского и Сибирского и протекала светлая пора правления Uoahha IV , с венчанием его на Всероссийское царство, с изданием Судебника и созывом первых земских соборов и большого церковного, так называемого, Стоглавого собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Ermogen_Moskov...

В Византийской Империи, а после ее падения, в областях владычества ее идеологической наследницы - Православной и Царской России, цер­ковные законодательство и управление в значитель­ной степени были захвачены в руки светской власти. Не подлежит также сомнению, что большая часть выс­шего духовенства играла в Империи печальную роль раболепных чиновников царского самодержавия и что значительная часть низшего духовенства находилась в состоянии довольно глубокого невежества, Также вер­но и то, что с прошлого века и до сего дня в области религиозной мысли светские элементы почти превали­руют над духовными. Мы говорим здесь о религиоз­ных мыслителях и философах, равно как и о профес­сорах Духовных Академий, хотя среди последних можно было бы насчитать также довольно много имен высоких представителей духовенства. Но это явление вполне объяснимо. Русское общество, видоизмененное на европейский лад, есть создание Петра Великого, то есть XVIII века, основанное на разрыве с традицией древней «Святой Руси», приговоренной к смерти этим великим преобразователем, той Святой Руси, которая была органически проникнута самым существом Пра­вославной Церкви. Не следует, поэтому, удивляться, что, начиная с государственной и рационалистической реформы Петра, единственный в своем роде культур­ный класс, которым было в те времена дворянство, превращенное по указу самодержца в общество, где малейшая склонность к старым патриархальным тра­дициям означала плаху, ссылку или кнут, - должен был практически отстраниться от Церкви, являвшей­ся составной и органической частью этой патриархаль­ной традиции. Не следует удивляться, что с этого вре­мени почти совершенно исчезают из русского духо­венства имена лиц, принадлежащих к высшему общест­ву, и что само духовенство начало пополняться людь­ми низшего сословия, которое в России, особенно в ту эпоху, не могло претендовать ни на какую куль­турность. С другой стороны, упразднение Московского патриаршества, равным образом по приказу самодерж­ца, означавшее уничтожение церковной независимости и суверенности, и создание вместо него «Правитель­ствующего Синода», составленного из нескольких иерархов, назначаемых также императором и избира­емых из среды покорных и верных, то есть раболеп­ных, поставленных к тому же под наблюдение светско­го чиновника, обер-прокурора Святейшего Синода, «ока Государева», как его было принято называть, - ставили все духовенство в рабскую зависимость от го­сударственного административного аппарата, что не могло нравиться независимому характеру дворянства, происходившего от высокомерных московских бояр.

http://isihazm.ru/1/?id=424

В восточной православной Церкви, по правилам, на священнослужительские степени (пресвитера, диакона и иподиакона) могут быть возводимы или избравшие безбрачную жизнь навсегда, или вступившие в брак предварительно. Сие послание издавна сделалось постоянным обычаем в Церкви российской. И для высшей степени епископской требуется жизнь безбрачная. Такой состав духовенства восточного и русского представлять одну из особенностей, отличающих сию Церковь от западной. Известно, что папы римские всему духовенству своему, от епископов до иподиаконов включительно предписали, как закон, безбрачную жизнь. Это различие священнослужителей Церкви православной и латинской, в отношении к их домашнему состоянию, заключает в себе вопрос: что более прилично лицам священным в пастве Христовой, – жизнь ли брачная, или безбрачная? Со времени появления протестантства вопрос этот сделался предметом жарких споров между латинянами, защищающими достоинство узаконенного для священнослужителей безбрачия и лютеранами, изобличающими вредные последствия сего строгого закона. Спор не решен, быть может, и потому, что противники старались более о том, чтобы упреками сильнее уязвлять друг друга, а не о том, чтобы беспристрастно вникнуть в дело. Но этот давний предмет спора не утратил и для нас значения. Одни отдают предпочтение “устройству Церкви русской, допускающему супружество простых священников, и требующей, чтобы епископы избираемы были из монашеского чина и вели жизнь подвижническую” 1 . Другим более нравится закон, господствующий в латинской Церкви, не потому только, что там состояние безбрачия, само в себе достохвальное, соединяется с высоким на всех степенях саном священства, но еще и, может быть, главным образом потому, что безбрачие лиц духовных препятствует быть отдельным духовному званию, отнимает у него вид замкнутого сословия, и открывает свободный вход в духовенство из всех званий. Все сие может служить побуждением к тому, чтобы внимательно и беспристрастно обозреть основания, на которых утверждается Церковь православная, допуская брак и безбрачие в своем духовенстве, и те доводы, которые в латинской Церкви придумали в защиту принятого в ней закона о безбрачии лиц духовных. 1. Рассмотрение вопроса о браке и безбрачии лиц духовных, на основании Священного Писания и примеров древней Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

В своем докладе архиепископ Константин, в частности отметил: «В этом высоком собрании нельзя умолчать и о политической культуре, в частности - о взаимоотношении Церкви и государства. Несмотря на то, что временами их отношения были достаточно сложными и даже трагическими, они строились на принципах симфонии, изложенных в свое время в 6 новелле императора Юстиниана: " Существует два великих дара, которые Бог в своей любви к человеку даровал ему свыше - священство и царство. Первое служит божественному, второе управляет человеческими делами, однако оба происходят из одного источника и украшают жизнь человечества. Поэтому если священство свободно от порока и обладает доступом к Богу и если цари справедливо и равновесно управляют государством, доверенному их заботе, то из этого происходит прекрасная симфония (или благостное созвучие), благополучие даруется человеческому роду " . Если наша церковь стремилась словом и делом поддержать государство в его тяжелые времена (в борьбе с монголо-татарами, а также в Смутное время), то и государство старалось обеспечивать Церкви режим наибольшего благоприятствования в ее воспитательных и проповеднических трудах. В противоположность атеистической концепции отделения Церкви от государства, цель которой - выгнать Церковь на задворки общества, концепция симфонии подразумевает живое взаимопроникновение Церкви и государства, взаимное соучастие в жизни общества, естественно в пределах компетенции и полномочий каждой из сторон. Благодаря этой симфонии, созвучию, мы имеем богатейшую русскую церковную архитектуру, иконопись, литературу. Но гораздо важнее, что эта симфония давала возможность обеспечивать социальный мир. Так, только присущими Руси были такие ситуации, когда по просьбе царя целые сословия отказывались от претензий друг к другу и к правительственным чиновникам. Петровская реформа, при всей необходимости изменений, явилась тяжелым ударом и потрясением и для России, и для русской культуры в частности. Фактом остается то, что русский народный стиль архитектуры надолго замирает в петровских казармах, русская живопись надолго теряет свою самобытность, русская музыка на какое-то время становится довеском итальянской. Гораздо тяжелее было то, что русская культура и традиции делятся на дворянскую и народную, высший класс отрывается от своих корней и даже от своего языка. Именно с петровских времен в русское общество входит эта страшная раздвоенность - " дворянское - народное, " " русское - иноземное " и, как результат, " православное - неправославное, религиозное - атеистическое " . Церковь в определенной степени теряет свою самостоятельность и становится одним из государственных учреждений. Но в самих реформах и в особенности в манере их проведения был вызов России. Не сразу, но она ответила на него в духовной сфере - Серафимом Саровским, а в культурной - Пушкины м.

http://ruskline.ru/analitika/2012/04/30/...

В трехтомное собрание сочинений епископа Вениамина (Милова ; 1897–1955) вошли дневники, проповеди , письма, воспоминания. Наиболее полно представлены в нем богословские исследования этого замечательного подвижника благочестия, на долю которого выпали жесточайшие гонения, лагеря, ссылки. Архипастырь, пострадавший за веру, но не сломленный духом, оставил после себя сочинения, раскрывающие нравственно-христианские воззрения, посвященные Божественной любви, лекции по литургике, статьи, касающиеся различных аспектов церковной жизни. В 1999 г. Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой были изданы дневники и проповеди епископа Вениамина. С течением лет появились новые материалы, уточняющие факты биографии владыки, выявлены неизвестные ранее письма, в лаврском архиве были обнаружены его неопубликованные работы. Все это и побудило подготовить расширенное и дополненное издание трудов епископа Вениамина, которое, думается, привлечет внимание не только ученых богословов, но и широкий круг читателей, интересующихся историей Церкви, судьбами священнослужителей, подвизавшихся на ниве пастырства во времена притеснений и репрессий. От редакции Жизненный путь владыки Вениамина, епископа Саратовского и Балашовского, укладывается в русло тех событий, потрясений и свершений, что выпали на долю Русской Православной Церкви в первой половине ХХ века. Происхождением он был из духовного сословия, детские и юношеские годы провел в благочестивой русской провинциальной среде, стремился к монашеству... Всё пережил – революцию, гражданскую войну, кровавую смуту, в результате которой Церковь обрекалась на полное уничтожение. Но, по милосердию Божию, единицы из представителей духовенства все-таки уцелели в тюрьмах, лагерях, ссылках и вернулись к своему служению. Среди них был и владыка Вениамин. Господь послал ему если не гибель в пропастех земных ( Евр.11:38 ), то семнадцать лет тяжелейших испытаний. Однако дух воина Христова оказался несломленным, а потребность в интеллектуальном труде была настолько сильна, что в промежутках между арестами пока еще отцу архимандриту удалось написать несколько крупных богословских работ. Некоторые из них впервые публикуются в нашем издании. И жизнеописание епископа Вениамина впервые выходит с исправлениями и дополнениями, сделанными на основе подлинных документов, хранящихся в государственных архивах. Жизнеописание

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

В церемонии открытия приняли участие президент России Владимир Путин и Патриарх Кирилл 5 мая. ПРАВМИР. Президент России Владимир Путин и Патриарх Кирилл приняли участие в церемонии открытия памятника-креста великому князю Сергею Александровичу на месте его гибели – в сквере у Никольской башни Кремля. Воссоздание креста, уставленного на народные пожертвования в 1905 и уничтоженного в 1918 году, велось Российским военно-историческим обществом и Фондом содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» по поручению главы государства, сообщила пресс-служба президента России. Выступление президента России Владимира Путина: Ваше Святейшество! Уважаемые участники церемонии, гости! Сегодня мы вспоминаем события, от которых нас отделяет уже более века: 4 февраля 1905 года бомбой, брошенной террористом, был убит великий князь Сергей Александрович. Это преступление стало одним из предвестников драматических событий, смуты, гражданского противостояния, с которым столкнулась Россия. Они обернулись тяжелейшими потерями, настоящей национальной катастрофой, угрозой утраты самой российской государственности. Насилию, убийствам, какими бы политическими лозунгами они ни прикрывались, не может быть никакого оправдания. Гибель великого князя тогда потрясла общество, её восприняли как трагедию представители всех без исключения сословий. И символом скорби, покаяния стал памятный крест, возведённый на месте жестокой расправы. Он был установлен по воле людей, исключительно на их пожертвования. В работе над установкой памятного знака участвовал и выдающийся русский художник Виктор Михайлович Васнецов. А своё благословение на создание памятника дала вдова погибшего князя – великая княгиня Елизавета Фёдоровна. Об этой удивительной женщине нужно сказать особо. Неутомимая труженица и благотворительница, прославленная Русской православной церковью в лике святых, она не покинула страну в годы самых тяжёлых испытаний и до конца своих дней сохранила верность идеалам христианского всепрощения и любви. Установленный крест нёс на себе отпечаток и её личности, её судьбы и внутренней духовной силы.

http://pravmir.ru/v-moskve-otkryit-pamya...

В этом году с именем преподобного отца Матфея Яранского связаны две значимые даты: 29 мая исполняется 90 лет со дня преставления старца, в ноябре — 20 лет со дня его канонизации. О жизни преподобного Матфея можно сказать немного — его жизнь была сокрыта от мирского взгляда, но по плодам их узнаете их (Мф. 7, 20). Спустя 90 лет его молитвенное заступничество чудодейственно, а помощь скора и крепка. Так кем был преподобный Матфей, и почему его имя с каждым годом становится все более известным? Начало пути Иеромонах Матфей Яранский. Портрет работы сотаинника старца игумена Иоасафа (Сычева, 1889-1961). Преподобный старец Матфей (Швецов) родился 23 мая (4 июня) 1855 года в Вятке. Через шесть дней новорожденного крестили в Спасо-Хлыновской церкви и нарекли Митрофаном — в честь святителя Митрофана, патриарха Константинопольского. Отец Митрофана, Кузьма Федорович Швецов, происходил из крестьян. Он работал мастером цеха башмачников. Мать, Надежда Варфоломеевна, была из мещанского сословия. В семье у Швецовых было шестеро детей: четыре мальчика и две девочки. Митрофан был четвертым. Благочестивое семейство каждое воскресенье посещало храм. Мать и отец любили молиться и дома и с раннего возраста приучали к этому детей. Безмятежное детство оборвала внезапная кончина отца. Митрофана отдали обучаться башмачному ремеслу. Надежда Варфоломеевна была знакома с семьей вятского купца Ивана Васильевича Столбова, и это помогло определить Митрофана к нему в услужение. У Столбова молодой человек прошел путь от простого посыльного до приказчика, заслужил своим трудолюбием и кротостью уважение и любовь своего хозяина. Иван Васильевич доверял помощнику ведение важных дел, и впоследствии при его поддержке молодой приказчик завел свое небольшое дело. А сам Митрофан за эти годы научился грамоте и общению с людьми. В дальнейшем все это ему очень пригодится в монашеской жизни. Духовник Преподобный Стефан Филейский В это время в губернской Вятке получил большую популярность преподобный Стефан Филейский.

http://pravoslavie.ru/103850.html

Великий канон: история и иконографические параллели «Бодрствуй, душа моя, совершенствуйся, – призывает преподобный Андрей, – дабы приобрести тебе дело по разуму, дабы обогатиться видящим Бога умом, в созерцании проникнуть в неприступный мрак, стать великим приобретателем» 7 марта, 2011 «Бодрствуй, душа моя, совершенствуйся, – призывает преподобный Андрей, – дабы приобрести тебе дело по разуму, дабы обогатиться видящим Бога умом, в созерцании проникнуть в неприступный мрак, стать великим приобретателем» Богослужебные тексты Великого поста – неиссякаемая сокровищница воздержания плодов. Ведя своих чад поприщем Святой Четыредесятницы, обращаясь к духовному опыту преждепокаявшихся, Церковь дает им разум спасения, во оставление грехов. Но среди множества прекрасных великопостных песнопений, несомненно, самое любимое и известное – читаемый на 1-й и 5-й седмицах Великого поста Великий канон, творение преподобного Андрея Критского. Все исследователи, в разное время занимавшиеся изучением творчества святого Андрея, единодушны во мнении, что Великий канон «представляет драгоценность литургического богословия Православной Церкви» Великий канон Состоящий из 250 тропарей, Великий канон «велик не только по числу стихов, но и по внутреннему достоинству, по высоте мыслей, по глубине чувств и силе выражений» Духовно созерцая чреду событий и лиц Ветхого и Нового Заветов, преподобный Андрей побуждает нас к строгому трезвению, научает высоким духовным истинам, призывает, имея глубокую скорбь о своих грехах, не терять упования на Бога, всегда готового принимать кающихся грешников. Преподобный Андрей обогатил Церковь многими творениями: «Блаженный Андрей, сияющий светом Святой Троицы, ты воспел священные песни благозвучно, явился миру светилом светлейшим солнца… Ты верное правило богословия, ясно открывающее славу всеславной Троицы… Матерь Господа воспел ты медоточивыми словами, святых апостолов и сословие блаженных мучеников» (из службы святому Андрею, 4 июля). Биографические сведения о святом Андрее Критском довольно скудны Современные агиографы считают, что он родился около 660 г. в Дамаске, а скончался 4 июля 740 г. в Эресосе, на острове Лесбос. Основным (и наиболее ранним из сохранившихся) источником о жизни святого Андрея является житие, написанное не позднее 843 г. патрикием и квестором Никитой; переработанный текст этого жития включил в свои Великие Минеи Четьи святитель Макарий. Это житие содержит биографические сведения, но ничего не говорит о гимнографическом творчестве составителя Великого канона. Второе по значимости житие было написано монахом Макарием Макрисом в 1422 г. и переведено на новогреческий язык святым Никодимом Святогорцем (в составе «Нового сборника», Neon Eklogion), – здесь святой Андрей именуется ритором, гимнографом и мелургом, автором многих канонов и тропарей.

http://pravmir.ru/velikij-kanon-istoriya...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010