М.А. Чесноков Учение святителя Феофана Затворника о ценности духовной жизни как вызов времени Российскому обществу XIX в. Источник Аннотация. XIX век является непростым для русского народа; в силу отсутствия национальных идей происходит социально-религиозный упадок в сознании общества. В это столетие наблюдается расцвет сектантства, нигилизма и иных антицерковных мировоззрений. Но стоит отметить, что данный исторический период является и расцветом духовной жизни во многом благодаря святителю Феофану. Автор данной статьи анализирует учение свт. Феофана о спасении и доказывает его актуальность в наши дни. Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух ( Ин.3:6 ) Русская богословская мысль в 19 в. переживала эпоху своего наивысшего расцвета с. 227], особенно после долгих лет инославного влияния и синодального «гонения». Произошли значительные достижения в области догматического, литургического и нравственного богословия, а также канонического права, развивались церковно-историческая наука, иконопись и гимнография; в целом произошёл некий «богословский ренессанс» – возврат к святоотеческому наследию. Этими «возродителями» святоотеческого учения были такие духовные светила того столетия, как свт. Игнатий (Брянчанинов) , прав. Иоанн Кронштадтский и особенно митр. Филарет Московский . В одном ряду с ними стоит святитель Феофан Затворник (1815–1894). Будущий прославленный Вышенский богослов родился и жил в довольно непростую эпоху для Российской империи в целом и для Русской Церкви в частности: нашествие «Великой армии» Наполеона Бонапарта, участие в затяжной Кавказской кампании, поражение в Крымской войне, вооружённые конфликты с турками и персами, кровавые восстания поляков вкупе с тяготами промышленной революции, агонизирующими осложнениями крепостного права и отсутствием реформ во многих сферах жизни. Особо стоит сказать о социально-религиозном упадке и философском брожении среди населения, вызванными неимением национальной идеи, распространением нигилизма и проблемами эпохи «великих реформ» 1860-х гг., а вершиной айсберга явилось наличие во главе Святейшего Синода далёких от религии людей; хотя и талантливые деятели, безусловно, тоже были. Крестьянское сословие, занимавшее ок. 80 % населения в стране с. 39], подвергалось «к религиозной теплохладности, а в исключительных случаях и к утрате веры, в народе умножились случаи отпадения в сектантство» с. 275]. Среди общественного самосознания интеллигенции к Русской Православной Церкви прохладно или вовсе враждебно относились сначала «александровские» масоны, затем – «николаевские» западники, а позже – народовольцы и ранние революционеры. Ко всему прочему нельзя забывать о поликонфессиональном организме Российской империи: в государстве сосуществовали большие общины мусульман, иудеев и католиков, имели своё влияние различные протестантские деноминации – это всё в сумме также влияло на самосознание православных христиан в стране.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

На Литургии присутствовали председатель Совета депутатов городского округа Выкса Дмитрий Махров, первый заместитель главы администрации городского округа Выкса Игорь Пономарев, директор Выксунского бизнес-инкубатора Дмитрий Смирнов, генеральный директор агрофирмы «Металлург» Антон Анисимов, а также преподаватели и студенты Выксунского духовного училища, воспитанники военно-патриотической организации «Православные витязи», паломники и прихожане. Богослужебные песнопения исполнял хор Выксунского духовного училища под управлением Дениса Свистунова. После Литургии монахиня Александра поблагодарила архипастырей за соборное богослужение. Сестры Иверской обители преподнесли им заздравные просфоры. Кроме того, митрополиту Георгию была подарена большая фотография этого монастыря. С праздником верующих поздравил епископ Варнава. Он напомнил, что в этот день исполнилось 115 лет со дня праведной кончины преподобного Варнавы Гефсиманского, которого почитали при жизни как великого старца и утешителя. «Преподобный старец Варнава был утешителем для многих людей и из простого сословия, и из самого высокого, — сказал управляющий Выксунской епархией . — Старец подвизался в век суеверия и увлечения людей оккультизмом, массового отхода от традиции и православной веры. И старец Варнава не жалел своих сил, чтобы помогать страждущим от духовного опустошения и бесчувствия людям. Очень многим он помогал. Как помогал? От 500 до 1000 человек принимал он каждый день. А в день своей кончины исповедал 400 человек и отошел ко Господу в коленнопреклоненной молитве ко Христу. Это пример всем нам, пастырям и архипастырям, как надо служить людям. Епископ Трифон (Туркестанов) говорил, что старца Варнаву можно охарактеризовать как человека, у которого была очень сильная вера и любовь, и этой верой он делился со всеми и вселял эту веру в людей, которые ее теряли». «Сегодня возрождающаяся Иверская обитель молитвами преподобного Варнавы развивается, увеличивается количество сестер, и мы надеемся, что все наши чаяния и усилия по дальнейшему устроению монастыря сбудутся», — добавил архипастырь.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5781324...

Положение архиереев в древней Руси было далеко не таково, каким оно является в эпоху после-петровскую. Чтобы убедиться в этом, достаточно только сличить пределы архиерейской власти, как они обозначаются по церковному уставу св. Владимира и по духовному регламенту и другим узаконениям Петра Великого. По церковному уставу св. Владимира число лиц, подлежащих исключительно суду архиерейскому, весьма велико. Сюда кроме лиц, принадлежащих к духовному сословию – относятся еще слепец, хромец, задушный человек (т. е. раб, отпущенный господином на волю по духовному завещанию), сторонник, и – по некоторым спискам – лечец (врач), прощеник (т. е. получивший чудесное исцеление), вдова, калека, прикладень (т. е. находящийся под церковною эпитемиею) и паломник. По узаконениям Петра Великого архиереи не могли управлять даже собственными крестьянами, приписанными к той или другой архиерейской кафедре; даже духовные лица, обвиняемые в политических преступлениях, были судимы светским судом и отсылаемы к архиереям только для снятия сана. – По уставу св. Владимира не только вышеисчисленные классы людей были в архиерейском заведывании, но и все остальное народонаселение русской земли подлежало архиерейскому суду: а) во всех преступлениях против веры и церкви, и б) в делах семейных, понимаемых в самом широком смысле. В частности суду архиереев подлежали: а) еретичество, волшебство и колдовство и укоризна в них, и еще – по некоторым спискам – святотатство, ограбление мертвых тел, повреждение могил 1 или церковных стен, введение животных во храм без нужды и другие, совершаемые во храме не благочиния, и наконец, грехи двоеверия – моления под овином, в роще или у воды; б) похищение жен, вступление в брак в запрещаемых степенях родства, драка между мужем и женою об имении, обличенное прелюбодеяние, развод, побои родителям от детей, тяжбы о наследстве, и еще – по некоторым спискам – обвинение в незаконном сожительстве, неблагопристойная защита мужа женою, покинутие матерью незаконнорожденного дитяти, противоестественные пороки. Епископу же принадлежало наблюдение за правильностью весов и мер 1 . Только дела о разводе и о браке в близких степенях родства остались исключительно подлежащими суду архиерейскому по узаконениям Петра I.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

Проблемы российского духовного сословия во второй половине XIX-ro – начале XX века в повести протоиерея М. Ф. Бурцева «Большие перемены» Проблемам быта духовенства, устройства его детей и отношения к духовному сословию общества посвящена повесть «Большие перемены», первая часть которой вышла в свет в 1885 году 1 , а вторая почти двадцать лет спустя – в 1904-м 2 . Это продолжение было написано отцом Михаилом по просьбе читателей, желавших узнать о судьбах главных героев первой части и влиянии реформ императора Александра II на жизнь духовного сословия. В основе повести, согласно ее подзаголовку, лежат события из жизни семинаристов и духовенства. Название «Большие перемены» отсылает читателя к эпохе «великих реформ» императора Александра II, проведенных в 1860-х – 1870-х годах и самым непосредственным образом затронувших духовенство, городское и сельское население России. Церковная реформа началась одной из первых, в 1863 году. Автором церковной реформы по преимуществу следует считать министра внутренних дел П. А. Валуева. Во время пребывания на должности в 1861–1868 годах он убедил Александра II принять решение о широкомасштабной реформе Русской Церкви. Валуев высказывал идею укрепления Церкви за счёт… 3 …в начале XX века стали раздаваться голоса, требующие новых преобразований. Проблемы духовного сословия и всего российского общества во второй половине XIX века нашли свое отражение в литературных произведениях протоиерея М. Ф. Бурцева, в том числе в переиздаваемой ныне повести «Большие перемены». Повесть начинается 1 сентября 1859 года. Священник села Пятницкого отец Григорий Когносцендов готовит и отправляет своих детей в училище и семинарию. Свое счастье отец Григорий видит в том, чтобы устроить жизнь своих детей и увидеть их в священном сане. «И если бы Господь удостоил меня дождаться того времени, когда все вы сделались бы священниками, я был бы счастливейшим из людей... Видеть семь сыновей священниками это, я тебе скажу, – обращается он к своему сыну Петру, – такое счастье, какого очень немногие могут удостоиться» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

35. Слово при открытии попечительства о бедных духовнаго звания (Говорено в Кафедральном Чудове Монастыре, Декабря 2 дня; напечатано отдельно в 1823 и 1824 гг. и в собраниях 1835, 1844 и 1848 гг.) 1823 Да узрят нищии, и возвеселятся: взыщите Бога, и жива будет душа ваша. Яко услыша убогия Господь, и окованныя Своя не уничижи. Ncaл. LXVIII, 33–34 . Некогда богатый милостию Господь наш Иисус Христос возвещал о Себе, что Он послан «благовествовать нищим»; и не просто послан, но неким особенным тайным действием Святаго Духа «помазан», или посвящен, в сие служение. «Дух Господень на Мне» – сии слова Пророка Исаии относит Он к Себе – «Дух Господень на Мне; егоже ради помаза Мя благовестити нищим, посла Мя исцелити сокрушенныя сердцем» ( Лyk. IV, 18 ). Если небесное и Божественное посольство частию имело предметом благовествовать нищим; если Святейшему Посланнику Божества надлежало принять особенное посвящение для сего служения: то как важно служение – благовествовать нищим! Правда, Иисус Христос благовествовал преимущественно нищим духом, и предлагал им духовное богатство благодати: впрочем Он благовествовал также и нищим плотию, исцелял больных и разслабленных, милосердовал о народе не имеющем, чесо ясти, и не раз подавал ему хлебную милостыню, напитав пять тысячь пятью, и четыре тысячи семью хлебами. Для чего Сам Он послан был от Отца Своего: для того же преемственно посылает учеников Своих. «Якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы» ( Иоан. ХХ, 21 ). Блажен, кто таким образом послан и помазан от Него, чтобы духовную нищету ближних исполнять духовным богатством благодати! Но и то не есть ли благое участие в Его посланничестве и в Его помазании, когда можем благовествовать хотя нищим плотию, облегчать их бедствие словом утешения и надежды, а по мере возможности, и делом помощи? На сей раз дух человеколюбия Христова посылает меня благовествовать нищим, именно, вашим, братия, служители Олтаря. Сей дух в Благочестивейшем Помазаннике Господнем и в Святейшем Соборе Правительства церковнаго подвигся на помощь безпомощным вашим, изнуренным старостию, окованным болезнию, сиротствующим, вдовствующим; ныне полагается основание постояннаго призрения их чрез составляемое для того из вас же Попечительное Сословие; средства для сего частию дало само Правительство, по мере его возможности, частию же оно уполномочило нас прибегнуть для сего к человеколюбию верных и послушных детей Церкви. «Да узрят нищии, и возвеселятся! яко услыша убогия Господь, и окованныя Своя не уничижи».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Аннотация В статье на основе свидетельств русских святых XX века рассматриваются главные причины и уроки революций 1917 года в России. Раскрыта картина нависавшей над Родиной духовной и социальной катастрофы, о которой предупреждали лучшие пастыри Русской Церкви. Основание случившейся трагедии угодники Божии видели не в социально-экономической, но в духовно-нравственной сфере. Благодаря мощной пропаганде, расшатывающей основы государственной и церковной жизни, увлечение западной культурой, безбожие и нравственное разложение распространились во всех сословиях русского общества. Главной причиной трагических событий в России стала именно духовно-нравственная деградация, особенно в среде духовенства, интеллигенции и аристократии. Святые новомученики Русской Церкви осознавали все события – распространение атеизма, гонения на Церковь , массовые аресты и расстрелы священнослужителей и активных прихожан, как воспитательное наказание от Бога. В частности, именно поэтому во время страшных гонений духовные лидеры Русской Православной Церкви говорили о необходимости покаяния и молитвы за «власть имущих», следуя в этом традициям первых христиан. Труды и подвиги новомучеников были направлены на сохранение церковного единства, духа кротости и смирения, огня живой веры. Одним из главных уроков, оставленных нам новомучениками, следует считать задачу создания крепких христианских общин, устроенных на основе евангельских межличностных отношений. Прозревая грядущее возрождение Русской Церкви и государственности, новомученики завещали хранить верность преданию Православной Церкви и традиционным национальным ценностям. Исходя из личного опыта прихода к Православию в России в конце ее советского периода, авторы статьи делятся родившимися в их сознании аналогиями между парадигмами коммунистической идеологии и тенденциями современного глобализма. В нашу непростую эпоху мы должны постоянно обращаться к заступничеству и урокам новомучеников, помня, что сохранение Богом заповеданного христианского единения зависит от подвига веры, верности и любви каждого из нас. Предощущения о грядущих бедствиях в стране

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Б.А. Тихомиров Скачать epub pdf Содержание I. Очерк жизненного пути II. История и характерные особенности перевода     Архим. Макарий (1792–1847), «один из самых замечательных людей той эпохи» – присоединимся к оценке, данной ему известным отечественным богословом и церковным историком о. Георгием Флоровским , знаменит среди церковных деятелей в. прежде всего как выдающийся миссионер, основатель и первый руководитель Алтайской миссии (1830–1843 гг.), а также переводчик Священного Писания Ветхого Завета на русский язык. Память о нем не осталась обойденной вниманием исследователей. Его жизнеописанию был посвящен ряд монографий, были публикации, анализирующие его деятельность и творчество. Среди основных работ можно указать: Птохов П.В. Архимандрит Макарий (Глухарев), основатель Алтайской миссии. М., 1899 г.; Филимонов Д.Д. Материалы для биографии основателя Алтайской миссии архимандрита Макария. М., 1888 г.; Харлампович К.В. Архимандрит Макарий Глухарев. По поводу 75-летия Алтайской миссии. СПб., 1905 г. Исчерпывающую библиографию трудов, посвященных архим. Макарию, можно найти в предисловии к изданию его писем, подготовленному Харламповичем: «Письма архимандрита Макария Глухарева, основателя Алтайской миссии» (Казань, 1905). Отдельное внимание переводу архим. Макария в своем труде уделяет А. И. Чистович : «История перевода Библии на русский язык. СПб., 1899; М., 1997». I. Очерк жизненного пути Родился Михаил Яковлевич Глухарев, в будущем архимандрит Макарий, 30 октября 1792 г. в городе Вязьме Смоленской губернии в семье священника, широко известного в округе своей ревностной проповеднической деятельностью. Начало его образовательного пути было типичным для юношей из духовного сословия: училище и семинария. К несчастью, дикость отдельных порядков, царивших в низших ступенях тогдашней церковной школы, не обошла стороной молодого Михаила. Из-за сумасбродной выходки одного из преподавателей Вяземского духовного училища он получил серьезную простуду, осложнением которой на всю жизнь осталась слабость голоса и легких.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Беседа 1. О священно-церковнослужителях I. Для совершения Божественной Литургии и других церковных служб у нас, в Православной Церкви, существуют особые священнослужители, которые могут быть выбираемы из всех сословий, и власть священнодействовать получают в таинстве священства, от Самого Иисуса Христа через архиерейское рукоположение. II. а) Дивное дело! Обыкновенный человек, как и прочие люди, вдруг через архиерейское рукоположение делается в духовном отношении необыкновенным: сподобляется благодати Божией, освящается этой благодатью и получает право быть освятителем других посредством св. таинств. Для нас это непонятно, точно так же, как непонятно и то, что обыкновенная стальная пластинка, соприкасаясь с магнитом, сама получает силу магнита и может притягивать железо. Надо помнить, что сообщение благодати священства через архиерейское рукоположение есть тайна, – а тайны постигаются верой. Если в видимом мире есть тайны, то могут ли они не быть в мире духовном, невидимом?... А что действительно священнослужителям сообщается особенная благодать Св. Духа через архиерейское рукоположение, это видно из следующих слов апостола Павла: «внимайте себе и всему стаду; – говорил он некогда пастырям Ефесской Церкви, – в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» ( Деян.20:28 ); «не неради, – писал он к епископу Тимофею, – о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» ( 1Тим.4:14 ); «напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение» ( 2Тим.1:6 ). Кроме того, известно, что в Православной Церкви со времен апостольских существует молитва о ниспослании благодати Св. Духа на священнослужителей, которая и читается архиереями с возложением рук при посвящении избранного лица в известную степень священства; чтение ее сопровождается возложением на посвящаемого архиерейских рук. О важности этого рукоположения св. Иоанн Златоуст рассуждает так: «возлагает руку человек, а все делает Бог , и Его рука касается главы рукополагаемого» (Догм.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Богучарский протоиерей Александр Иванович Бунин (Память 30 августа). Протоиерей Александр Иванович Бунин родился в 1792 году в селе Верхнем Карачане, Новохоперского уезда, Воронежской губернии. Родители его были: священник Космо-Дамианской церкви того же села Иоанн Нестеров, происходивший из духовного сословия, а мать – Евдокия Зотовна. Мало сохранилось сведений о родителях Бунина. Родители его глубоко верующие люди, были по тому времени вполне грамотные и любившие науку. Первые годы своей жизни Александр Бунин провел под благодетельным влиянием своих родителей; по крайней мере, покойный протоиерей в задушевных беседах о своей семье всегда с особенною любовью останавливался на воспоминаниях своего детства, на личности своих родителей, безгранично им любимых, от коих он бесспорно усвоил искреннее благочестие, любовь к семье и ближним, христианскую простоту в обращении с людьми всех сословий и простоту в образе жизни. Первоначальное образование Александр Бунин получил в Воронежском духовном училище и затем в семинарии, которые в то время, впрочем, составляли одно совместное учебное заведение. О школьной жизни его в духовном училище и первых низших классах семинарии не сохранилось особых сведений. При переводе в среднее отделение семинарии он лишился отца – кормильца многочисленной семьи, оставшейся без всяких средств к жизни. Оставаясь на собственном коште (содержании) в семинарии, молодой Бунин должен был собственными трудами зарабатывать себе на содержание. Отлично успевая сам в науках, усиленно стал он вести занятие с учениками низших классов, получая за это ничтожную плату, все-таки достаточную для своего содержания. В таком труде его не мало поддерживала чистая юношеская молитва. В высших классах семинарии личность Бунина настолько уже обрисовалась своим нравственным превосходством над товарищами, дарования его так выделялись, что семинарское начальство почтило его необычайным доверием, возложив на него еще на ученической скамье преподавание французского языка ученикам семинарии. По окончании же семинарского курса, студент Бунин был оставлен учителем заправного класса духовного училища и, в то же время, в низших классах семинарии преподавал математику под руководством знаменитого профессора семинарии Ивана Яковлевича Зацепина, особо благоволившего к молодому Бунину. В духовную академию Бунину не пришлось ехать лишь потому, что он от природы был слабого здоровья.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В комиссию Духовных училищ В связи с письмами архим. Макария к м. Филарету от 23 марта 1834 г. 63) и от 29 дек. 1841 г. 66), и к С. Д. Нечаеву 71), находится ряд его писем – докладных записок в комиссию дух. училищ, в Св. Синод, Императору Николаю Павловичу и Московскому генерал-губернатору кн. Д. В. Голицыну. Все они касаются предмета, сделавшегося с средины 30-х годов важнейшим интересом архим. Макария, именно, перевода Библии на русский язык, и напечатания как ее, так и других книг, которые могли бы содействовать распространению в народ, духовного просвещения. В этом архим. Макарий признавал наибольшую нужду, и в удовлетворении ее видел успех того миссионерского дела среди язычников, магометан и евреев, в служении которому он видел призвание России. Этим значением русской Библии (и других духовного содержания книг), с точки зрения архим. Макария, и неуспехом его проектов, объясняется как размер его писем, так и тон их, сначала спокойный, а потом постепенно перешедший в настойчивый, пророчески обличительный, грозный. В комиссию дух. училищ архим. Макарий послал два письма, при сделанных им переводах на русский язык книг Иова и прор. Исаии. Хранятся они в архиве комиссии в Делах 1837 г. 5356 и 1839 г. 5943. Напечатаны они, первое полностью, второе в своей конечной части, П. В. Птоховым, на стр. 135−138 его книги: «Архимандрит Макарий». 72 326 Благотворнейшие попечители церковного юношества! С чувством благоговения приношу высокому сословию Вашему кн. Иова, переведенную мной с еврейского языка на российский, и всепокорнейше прошу восприять дело рук моих, в снисходительное благоволение и благотворное покровительство и призрение, как плод попечений Ваших о воспитании для Св. Церкви служителей, как некий труд моей души, старающейся изъявить перед Вами благодарение о насущном хлебе, который от Отца Небесного из священных рук Ваших приемлю, как малую лепту, которую хочу вложить в сокровищницу храма Божия от моей бедности, как выражение моего желания видеть в Российской церкви полный состав Боговдохновенных Писаний на российском языке в переводе с оригинальных в той общей, для всех вразумительности, в какой Господу Богу было благоугодно даровать их людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010