А.В. Шадрина Глава 1. Юридический статус и правовое положение духовенства на Дону 1. Духовное сословие Российской империи и изменение его юридического статуса во второй половине XIX в. Понятие «духовенство» появилось на Руси еще при княгине Ольге 83 . Под «духовенством» понимались священнослужители (священники, диаконы) и церковнослужители (лица, служившие в церкви, но не имевшие священного сана – дьячки, пономари). Духовенство делилось на белое (состоявшее в браке) и черное (монашествующее). Вплоть до XVIII в. оно не было обременено особыми обязанностями по отношению к государству и подчинялось административно только духовному правлению. Известный дореволюционный историк церкви П. Знаменский писал: «Древняя Русь не успела выработать ни сословных стеснений в выборе известного (священнического и церковнослужительского – А.Ш.) рода жизни и занятий, ни особенно стеснительных требований для поступления в клир относительно специальной подготовки к церковному служению; незазорная нравственность и книжность, понимаемая в самом скромном смысле уменья читать и отчасти петь, – вот все, чего требовали наши старинные святители от своих ставленников» 84 . Понятие «духовное сословие» появилось в эпоху Петра I одновременно с вхождением русского духовенства в государственную систему 85 . Его формирование было подчинено проводимой Петром I реорганизации общества на основе сословий (состояний). Следствием этой тенденции и стало появление духовного сословия, оформившегося из приходского духовенства и его детей. Согласно «Духовному регламенту» 1721 г. Церковь получила статус «коллегии», а духовенство стало осознаваться как сословие, состоящее на государственной службе 86 . Признаком объединения и закрепления духовенства в сословие стала отмена выборности и наследования приходских должностей 87 . Окончательную черту подвел принятый в 1841 г. и утвержденный на государственном уровне Устав духовных консисторий, согласно которому рукоположение священников и замещение должностей в приходских церквах отныне относилось исключительно к компетенции епархиального архиерея 88 , что окончательно упраздняло принцип выборности духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С XVIII века до революции священство было особым сословием, довольно закрытым. В советской и постсоветской России священник воспринимался как марсианин. Сегодня наступает время контакта, диалога между священством и обществом. Священники участвуют в телепередачах, выступают в СМИ, преподают в светских вузах. И поэтому важными для многих людей являются самые простые вопросы: что за люди – священники? И как правильно вести себя с ними? На эту тему рассуждает завкафедрой теологии Тульского государственного университета, протоиерей Лев МАХНО С XVIII века до революции священство было особым сословием, довольно закрытым. В советской и постсоветской России священник воспринимался как марсианин. Сегодня наступает время контакта, диалога между священством и обществом. Священники участвуют в телепередачах, выступают в СМИ, преподают в светских вузах. И поэтому важными для многих людей являются самые простые вопросы: что за люди – священники? И как правильно вести себя с ними? На эту тему рассуждает завкафедрой теологии Тульского государственного университета, протоиерей Лев МАХНО. Протоиерей Лев Павлович МАХНО родился в 1940 году в Саратовской области. В 1962 году окончил Московскую духовную семинарию, в 1966-м — академию. В 1963 году рукоположен в диаконы, а в 1964-м — в священники и направлен в Тулу. В 1982-1985 годах — представитель Патриарха Московского и всея Руси в Нью-Йорке, в 1985-1989-х — в Париже и благочинный Франции. В 1989 году вернулся в Тулу. В 1992-м создал Православную классическую гимназию, на гуманитарном факультете Тульского университета — кафедру теологии. Настоятель храмов Благовещения Пресвятой Богородицы и Святых Двенадцати Апостолов города Тулы. Кандидат богословия, доцент ТулГУ.   — Отец Лев, раньше священство было сословием, дети священников становились священниками. Хорошо это и есть ли тенденции к возрождению сословного священства? — Мой сын недавно стал священником — вот вам уже сословное священство. А есть в России семьи (пусть немного), в которых и в советские времена не прерывалась преемственность священства.

http://pravmir.ru/svyashhenstvo-ne-rabot...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 28 ноября (11 декабря) Преподобномученик Викентий (Никольский) Преподобномученик Викентий родился в 1888 году в го­роде Санкт-Петербурге и в крещении был наречен Виктором. Его дед был священником в бедном сельском при­ходе, но отец его, Александр Петрович Никольский, окончив Духовную семинарию, вышел из духовного сословия и, поступив на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, служил впоследствии в Министерстве фи­нансов. Мать его была дочерью помещика Феодосия Никифоровича Северьянова, владельца имения в Новосильском уезде Тульской губернии [a] . Александр Петрович был до­волен своей жизнью, он получил уважаемое положение в обществе и был материально вполне обеспечен, так что к концу жизни мог бы вполне сказать вместе с евангельским богачом: Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись [b] . Два сына Александра Петровича были вполне материально устроены и служили в том же министерстве, где служил он. И потому он был противником того, чтобы третий его сын, Виктор, уходил в монастырь, помня, может быть, о нищете и бедности в своем детстве, связанными в его воспоминаниях с общим тогда плачевным положением духовного сословия. После большевистского переворота Александр Петрович потерял все свои средства и поселился в городе Кашире Москов­ской губернии. Потерпев крах в своих ложных упованиях, он писал сыну: «Отец Викентий, как ты был прав. О, как бы я хотел изменить свою прожитую жизнь. Как бы я хо­тел с юности теперь принять путь твоей жизни. Я умираю и вижу свой гроб. Плачу, недостойный раб Христов...» Александр Петрович скончался в 1921 году в Кашире, а его супруга – в 1922-м. Виктор поступил в Оптину пустынь в Калужской гу­бернии в 1913 году и его послушанием стала, как чело­века грамотного и образованного, работа в канцелярии . После 1918 года среди начавшегося уже угара безбожной злобы, когда всякий церковный шаг ко спасению сулил исповедничество, он был пострижен в монашество с име­нем Викентий. Настоятель монастыря предложил ему при­нять священный сан, но монах Викентий ответил, что за послушание он, может быть, и принял бы сан, но если бы спросили его пожелания, то он бы хотел остаться монахом. Желающему подвизаться в монашестве это куда более сподручно, нежели священнику-иноку, несущему тя­готу и общественного служения.

http://fond.ru/kalendar/1401/vikentiy/

Церковь по наследству — тема апрельского номера журнала «Вода живая», официального издания Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви. Журнал предлагает разговор о духовной генеалогии, исторической памяти, сословности и даже о юридическом праве наследования. Церковь по наследству — тема апрельского номера журнала «Вода живая» , официального издания Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви. Христиане, несмотря на то, что часто не помнят предков даже до четвертого колена и плохо знают историю, все же могут соединиться с прошлым — через обращение к святым и к Священной истории. Получив этот опыт, они могут преодолеть беспамятство. Наследственность бессмысленна вне религиозного контекста. Журнал предлагает разговор о духовной генеалогии, исторической памяти, сословности, даже о юридическом праве наследования, поскольку все это глубоко взаимосвязано. «Наследство греха и прощения» — так называются полемические заметки Тимура Щукина, посвященные нравственной связи между поколениями. Есть ли у нас право судить прошлое? Существует несколько ответов: можно закрыть глаза на преступления отцов, можно, видя их несовершенство, быть уверенным, что в целом народ ошибаться не может. Но есть и и третья возможность, которую открывает перед нами вера в распятого Христа… Верующие молятся о прощении грехов предков, политологи строят теории о проецировании исторических поступков на современность. А генеалоги составляют родословные, ищут закономерности развития рода. Что говорит о наследственности наука? Об этом рассуждает доцент кафедры генетики и селекции СПбГУ, кандидат биологических наук Олег Тиходеев. Интервью с ученым под названием «Заглянуть в ДНК» подготовил Дмитрий Тарасов. Слова Господа и Его пророков отвергают возможность оправдать грех дурной генетикой. Об этом в заметках «Наследственность отменяется» пишет ответственный редактор «Воды живой» протоиерей Александр Сорокин. На примерах библейских текстов он размышляет о том, почему наказание за грех действует на меньшее число поколений, чем награда за добродетель.

http://pravmir.ru/cerkov-po-nasledstvu-t...

Глава ΙΙΙ. Развитие устройства западно-католической церкви, по отделении ее от восточной § 25. Папская власть в средние века 262 В представлениях западного христианства, отчасти нашедших себе выражение в т. н. сборнике лжеисидоровском, отчасти определившихся этим сборником, церковь мыслилась как единая духовная монархия, в которой все духовное господствует над всем светским по правилу: «omnia spiritualia digniora sunt temporalibus». Клир есть высшее сословие в церкви, учащее, освящающее и управляющее; миряне суть низшее сословие, повинующееся клиру, – поэтому церковь есть общество неравное (societas inaequalis). Лица коронованные, короли и императоры, суть миряне и, как таковые, не могут иметь никакой правительственной власти в церкви; даже и в светских делах они должны покоряться высшему духовному руководству церковной власти, ибо, как говорит Иннокентий III, Господь предоставил Петру для управления не только всю церковь , но и весь мир263. Твердое положение, которое занимали меровинги относительно папы, а равным образом первый император восстановленной западно-римской империи Карл Великий, было утрачено светской властью, и только на короткое время удавалось некоторым императорам, как Оттону I и Генриху III, воскресить авторитет императорской власти как в светских, так и в церковных делах. Притом могущественное влияние означенных императоров на ход церковных дел служило лишь к тому, что церковь римская, вместе и с папством, извлекалась из глубины падения, в которую она несколько раз опускалась, благодаря господству в Риме враждовавших между собой аристократических фамилий Тускуланов и Кресценциев. Обновленное Генрихом III папство, не далее, как при сыне его Генрихе IV-м, взошло на небывалую высоту в лице Григория VII, с тем, чтобы показать императору все превосходство духовной власти над императорской. Императорская власть была устранена от участия в замещении римской епископской кафедры264 и в сознании вселенских соборов265. Вселенские соборы созывались папами и служили только к тому, чтобы усилить торжественность обстановки, при которой изрекается папская воля266.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Глава шестая Византийское правительство всегда обращало серьезное внимание на финансы и в XI в. не изменило своего отношения к этому предмету. Некоторые императоры пренебрегали другими, по обстоятельствам времени более важными, отраслями государственного управления и сосредоточивали внимание на финансах. Династия Дук обнаруживала как бы фамильную склонность в этом смысле. Константин Дука, еще до вступления на престол обнаруживший таланты финансиста, заявил себя на престоле заботами о приумножении государственных доходов, бережливостью и даже скупостью. 1843 Сын его, Михаил Парапинак, не блиставший вообще государственными способностями, обладал однако же достаточными сведениями в финансовой области и воспитатель его. Пселл, желая его восхвалить, особенно оттеняет то, что он отличался знанием во всем, касающемся доходов и расходов, чеканки монет и их доброкачественности. 1844 Исторически сложившимся положением социально-общественных классов византийское правительство воспользовалось прежде всего для фискальных целей. Два важнейшие вопроса в податной системе – вопрос о платежных силах и вопрос о платежной гарантии – выяснились сами собой. К платежу податей привлечены были обе половины византийского общества, как сословие властелей, так и сословие убогих. Платили все убогие, парики и крестьяне-общинники, должны были платить и все властели, светские и духовные. Церковь и монастырь принадлежали к властелям и несли податные тягости наравне с другими. Только в силу особой привилегии тот или другой заслуженный властель, тот или другой монастырь могли быть освобождены, – так, имения Михаила Атталиота во Фракийско-Македонской феме были освобождены от податей и повинностей по хрисовулу Михаила Парапинака от 1075 г., подтвержденному хрисовулом Никифора Вотаниата от 1079 г.; 1845 Афонская лавра освобождена по хрисо-вулу Константина Дуки от 1060 г.; 1846 лавра Большие Келлии на Олимпе, бывшая харистикией Пселла, тоже имела хрисовул. 1847 Что касается гарантии, то государство успело обеспечить себе податные платежи в обоих сословиях – властелей и убогих, – но не в полном их составе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Т.Г. Леонтьева Вера и прогресс: православное сельское духовенство России во второй половине XIX-haчaлe XX вв. Источник Содержание От издательства Введение Глава I. Облик духовного сословия 1. Православная государственность, настоятель, приход 2. О скудости и богатстве приходских священников 3. Правовое положение православных пастырей 4. Взаимоотношения внутри церковной иерархии Глава II. Семинарские будни: как учили и воспитывали православных священников 1. Науки и ученье, вера и воспитание 2. Семинарские штудии и бурсацкий быт 3. Окончательный выбор: духовный путь, революционное бунтарство, светский либерализм Глава III. Каков поп, таков приход ? 1. Структура и инфраструктура сельского прихода 2. Просветительско-каритативные функции и возможности прихода 3. Реформа прихода: замыслы и действительность Глава IV. Священник и паства: контакты и противоречия 1. Житие-бытие сельского духовенства 2. Поп и мужик: социальные взаимосвязи и коллизии веры 3. Пастыри и прихожанки: нужда и надежда 4. Против «лжеучений» Глава V. Духовенство и революция 1. Вера, власть, церковь: испытание войной 2. 1917 год: попытки самоопределения духовенства 3. Духовенство и социальное насилие 4. Гонения на православную веру Вместо заключения. Гибель сословия, гибель веры?     В исследовании впервые анализируются причины и последствия невостребованности православия для модернизации России во второй половине XIX – начале XX вв. преимущественно на материалах Тверской губернии. Используя уникальные источники, автор показывает, что инновационные усилия власти провалились главным образом потому, что государство не обеспечило поддержки сельскому духовенству – единственной силе способной органически воздействовать на сознание и поведение основной массы крестьянского населения. В центре исследования – коллизии сознания, морали, поведения сельского священника, обреченного разрываться между верой и обычаем, знанием и нуждой. Татьяна Геннадьевна Леонтьева в 1981 г. закончила Калининский (ныне Тверской) государственный университет. С1988 по 1991 годы обучалась в аспирантуре того же университета. В 1992 г, защитила кандидатскую диссертацию. В настоящее время – доцент кафедры отечественной истории Тверского государственного университета.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Настал час, чтобы светские люди посмотрели на нас, а мы в их соображения и стремления вникли. («Соборяне», Дневник о. Савелия Туберозова). Художественная литература новейшего времени, стараясь более и более расширить круг своего наблюдения и изучения, успела уже охватить беллетристическими произведениями все слои русского общества. Не только фигурирует в беллетристике высший класс дворянский, но и сословия: купеческое, мещанское, крестьянское. Понятно, что художественная литература не могла обойти вниманием и духовенства,сословия, предназначенного быть руководителем религиозно-нравственной жизни русского народа. Правда, до 60-х годов литература русская не дала ни одного серьезного произведения из духовной среды, но с 60-х годов беллетристические произведения из духовного быта начинают становиться делом обычным. И чем дальше, или точнее-чем ближе к настоящему времени, тем более появляется в литературе художественных произведений из жизни духовенства. Повести из духовного быта теперь нужно считать уже десятками. В них можно встретить изображение духовенства и черного, и белого, и старого и молодого, и с высшим образованием, и средним, и низшим, и доброго (что впрочем редко) и недоброго... Каждый год приносит нисколько новых повестей и рассказов из духовного быта. Последние книжки двух больших журналов в прошлом году дали роман и повесть из духовного сословия. Есть беллетристические произведения из жизни духовенства и в литературе настоящего года. Если светская литература находит нужным и своевременным обратить свое внимание на изучение и художественное изображение жизни духовенства, то и духовенству, в свою очередь, необходимо ответить на внимание беллетристики вниманием критического обзора ее. В самом деле, нужно ли говорить о пользе критического обозрения художественной литературы о духовенстве со стороны самого духовенства? Такое обозрение необходимо прежде всего для самосознания духовенства. Не нужно забывать, что художественная литература всегда претендует быть зеркалом общества, выразительницей его стремлений и интересов, фотографией быта, и интеллигентное общество, не имея непосредственного знакомства с тем или другим классом народа, обыкновенно составляет о нем понятие на основании литературных произведений. Особенно нужно сказать это в отношении к духовному сословию. Сфера жизни и деятельности духовенства – церковь , сфера жизни светского интеллигентного общества-клубы, театры и балы, на которых духовенство не бывает. Непосредственное знакомство с духовенством интеллигентному светскому обществу заменяет знакомство с художественными произведениями из духовного быта.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕГРАДАЦИЯ [лат. degradatio], в католич. Церкви каноническое наказание лишением сана, к-рое сопровождается потерей церковной должности, бенефиция, всех привилегий духовного сословия и переводом в мирское сословие. В отличие от правосл. Церкви (см. ст. Лишение сана ) в католич. в силу учения о неизгладимости священства лицо, подвергшееся Д., сакраментально продолжает сохранять свою принадлежность к клиру. Наказание исключением из духовного сословия восходит, вероятно, к наказанию в рим. армии: совершившие преступления солдаты изгонялись из армии. Наказание для духовных лиц в форме лишения должности и сана упоминается, в частности, в новеллах Юстиниана (Novell. Just. 83). Глагол degradare в значении понижения в статусе, низложения, отстранения от должности и исполнения обязанностей, связанных с должностью и/или с саном, а также лишения сана, к-рый употреблялся в отношении как духовных лиц, так и мирян, встречается в сочинениях церковных авторов с IV в.: Оптата , еп. Милевского ( Optat. De schism. donat. VI 6), Амброзиастера ( Ambrosiaster. In epistolam beati Pauli ad Galatas. III 2-3//PL. 17. Col. 352C-353B), блж. Августина ( Aug. Enchirid. 21), папы Льва I Великого ( Leo Magn. Ep. 111. 2), Венанция Фортуната ( Venantius Fortunatus. Vita Radegundis reginae Francorum. 3//MGH. AA. T. 4. Pars 2. S. 364-377), в Уставе прп. Венедикта Нурсийского (Reg. Ben. 63. 4) и др. Производное от глагола существительное degradatio появляется у блж. Августина ( Aug. De fide et operibus. II 3//PL. 40. Col. 199), у Григория I Великого ( Greg. Magn. Reg. epist. I 32). До XII в. глагол degradare и существительное degradatio применительно к духовным лицам были синонимами deposimio, также обозначая низложение, отстранение от должности, лишение сана. Чтобы отличать Д. от низложения, ее иногда описывали как sollemnis depositio (букв.- торжественное низложение). В XII в. в ходе постепенной реформы церковного, в первую очередь папского, судопроизводства, начатой в рамках борьбы со злоупотреблениями духовенства, развивалась система церковных наказаний. Происходит разделение терминов deposimio (низложение с должности и отстранение от исполнения обязанностей, связанных с должностью и/или саном) и degradatio (лишение сана, низложение, сопровождавшееся лишением привилегий духовного сословия), окончательно оформившееся в нач. XIII в. Новое значение термина «Д.» как самого тяжелого наказания для духовного лица, лишавшего сана и всех привилегий сословия, было закреплено в Декреталиях Григория IX (иначе «Liber Extra», 1234), вошедших затем в состав «Corpus iuris canonici» . Следующий крупный свод декретального права «Liber Sextus» папы Бонифация VIII (1298) зафиксировал процедуру совершения Д.

http://pravenc.ru/text/171567.html

Глава V. Духовное образование § 19. Духовное образование до школьной реформы 1808–1814 гг. а) В Московском государстве XVII в. уровень образования духовенства был совершенно неудовлетворительным, хотя сама идея о необходимости духовных учебных заведений для подготовки приходского духовенства находила широкую поддержку среди иерархов. Поместный Собор 1667 г. официально констатировал необразованность духовенства, однако никаких решительных мер для того, чтобы поправить положение, предпринято не было. Те немногие монастырские школы, которые время от времени возникали в Москве в течение XVII в., оказывались нежизнеспособными из-за дефицита в подготовленных учителях, и быстро закрывались. Явно не хватало и самих В московском обществе царил религиозный формализм, в силу которого считалось достаточным сохранять чистоту обрядов, а истинность православной веры полагалась самоочевидной. Отсюда шло недоверие к «учености», которая, как опасались, могла привести только к ересям. Лишь в 80-х гг. XVII в. была организована школа, которая получила название эллино-славянской школы или При отсутствии епархиальных училищ это единственное в Москве учебное заведение не могло, конечно, удовлетворить потребность в обучении духовенства. Это было тем более затруднительно, что оба последних патриарха, Иоаким и Адриан, консерваторы по убеждениям, не уделяли школе необходимого внимания, несмотря на то что горячий приверженец образования Петр I неоднократно указывал патриарху Адриану на большое значение школьного Каждое новое поколение священнослужителей состояло почти исключительно из сыновей духовных лиц, поэтому, ставя цель создать образованное духовенство, следовало прежде всего подумать о школах для его сыновей. В принципе возможность стать священнослужителем была открыта для представителей всех сословий. Однако общепринятая практика выборов духовенства церковными общинами приводила к тому, что кандидатами на замещение вакантных мест почти всегда становились сыновья священнослужителей. К своему будущему поприщу они готовились уже в родительском доме, где их учили читать и писать и знакомили с богослужебным обиходом. Если судить по отзывам епископов и их представителей, которым приходилось экзаменовать ставленников на должности священников и диаконов, результаты такого домашнего образования были, естественно, крайне скудны. Но за неимением более подготовленных кандидатов приходилось рукополагать и

http://sedmitza.ru/lib/text/439980/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010