А.В. Шадрина Глава 2. Происхождение, образование, семейное положение и социальный статус донского духовенства 1. Сословная принадлежность донского духовенства до зачисления в духовное сословие и его семья Отличительной особенностью приходского духовенства Области Войска Донского на протяжении всего дореволюционного периода было деление священно- и церковнослужителей на клириков «донского происхождения» и «иногородних». Поскольку сами казаки в подавляющем большинстве случаев имели «иногородние» корни и стали казаками, поступив на службу в Войско Донское, то встает закономерный вопрос о том, кем были «иногородние» священники и каким образом появилось духовенство «из казаков». Уместно обратиться к наиболее ранним сведениям о донском духовенстве, опубликованным известным донским историком И. Сулиным в Сборниках Областного Войска Донского статистического комитета в начале XX в. 176 и дающих нам некоторое представление о «донском» и «иногороднем» духовенстве. При этом нужно учитывать, что XVIII в. – время основания многих донских церквей. Первым священником Всехсвятской церкви хутора Синявского был малороссиянин Иван Покатилов, сын сотенного писаря Параповской сотни Нежинского полка Гавриила Покатилова, рукоположенный во священника 23 июля 1787 г. В дальнейшем в послужных списках детей И. Покатилова указывалось, что они происходили из семьи священника дворянского происхождения или «сын священника, происходившего из малороссийских дворян» 177 . Первым священником Троицкой церкви слободы Большой Кирсановки был уроженец Польской области села Ржавца, сын шляхтича Антона Михневича Феодосий Михневич, рукоположенный во иерея 22 мая 1802 г. 178 Священник при часовне слободы Мешковой Иоанн Карпов (бывший ранее дьячком Николаевской церкви г. Черкасска и рукоположенный во священника 9 февраля 1807 г.) был сыном казака Скородумовской станицы Карпа Ерофеевича Карпова 179 . Первым священником церкви Рождества Христова слободы Малой Кирсановки был Матвей Аркадиев, происходивший из пленных турок. Был вывезен мальчиком из г. Очакова генерал-майором Иваном Ивановичем Исаевым, а в 1789 г. им же был «выкрещен» и рукоположен во священника 25 ноября 1810 г. 180

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.В. Шадрина Глава 3. Материальное положение донского духовенства 1. Проблема материального обеспечения духовенства Российской империи во второй половине XIX – начале ХХ века Процесс инкорпорации духовного сословия в государственный механизм и связанная с этим процессом попытка государства повысить статус духовенства Русской Православной Церкви как составной части «образа самодержавия» 409 с необычайной остротой поставили вопрос о его материальном благополучии. Именно этот вопрос стал одним из самых дискутируемых в периодической печати на протяжении второй половины XIX – начала XX в. 410 До момента обращения пристального внимания государственной власти на уровень жизни священно- и церковнослужителей их доходы складывались главным образом из добровольных пожертвований за исполнение таинств и треб, доходов от отведенных причтам земельных угодий и процентов с причтовых капиталов. Во время правления императора Николая I, когда Церковь выдвинулась на первый план в официальной идеологии 411 , материальное обеспечение духовенства было признано «одною из величайших и неотложнейших задач времени» 412 . Если до 1830-х гг. обязанность содержания духовенства была и нравственной, и юридической аксиомой для прихожан 413 , то во второй половине XIX в. было заявлено не только о недостаточности перечисленных видов доходов духовенства, но и об унизительности для священнослужителей получать деньги за «исполнение духовных треб» 414 . Проблему бедности духовенства, и, как следствие, низкого социального статуса, император пытался решить путем обеспечения священно- и церковнослужителей определенными «штатными» окладами казенного жалованья (что повлекло за собой введение в 1842 г. штатов). С 6 декабря 1829 г. по повелению императора в распоряжение Св. Синода ежегодно перечислялось 500 000 руб. на жалованье духовенству наиболее бедных причтов. В 1842 г. сумма была уменьшена до 415 000 руб., а в 1843 г. увеличена до 1 000 000 руб. В 1844 и 1845 гг. на содержание духовенства из государственной казны отчислялось по 250 000 руб., с 1846 по 1860 г. включительно (за исключением 1858 г.) – по 100 000 руб. Эти суммы распределялись прежде всего на содержание духовенства западных епархий, а потом и остальных окраин России и Сибири 415 . В 1861 г. из казны на содержание 17 063 причтов поступило 3,6 млн. руб. серебром, притом что всего в России насчитывалось 598 соборов, 37 381 церковь , 12 186 часовен и молитвенных домов, а значит, дотации получало менее половины причтов (в среднем до 210 руб. в год) 416 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.Платонов Скачать epub pdf 1. Книжник, наученный Царству Небесному «И Он сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен человеку хозяину дома, который выносит из сокровища дома своего новое и старое» ( Мф. 13:52 ). Вряд ли удастся найти в жизни Евгения Евсигнеевича Голубинского момент, когда бы его можно было представить отдельно от Церкви. Пример его судьбы подтверждает и наполняет смыслом афоризм: «русский – значит православный», который сам же историк более всех опровергал своими трудами, в которых показывал сколь мало и неглубоко был просвещен наш народ Светом христианского просвещения. С рождения в семье сельского священника, происшедшего, по-евангельски, в яслях (“Не один раз при мне маленьком мать моя со смехом рассказывала, что я явился на свет не совсем при обычной обстановке. Почему-то матери нельзя было родить меня в избе: 28 февраля в 1834 году было в среду на масленице и, вероятно, к нам уже наехали масленичные гости – родственники из ближайших сел; как бы то ни было, но не имея возможности родить меня в избе, мать ушла на двор, в коровий хлев, в котором при появлении на свет я прежде всего должен был познакомиться с мерзлым коровьим пометом...” 1 ), до смерти, когда он, умирающий, попросил положить себе на голову книгу, с которой он хотел прийти на Суд Божий – свое исследование о самом близком и дорогом для него русском святом «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра» – он был всегда в Церкви и с Богом. Человек, рожденный в народе крещеном, народе, знакомом с христианской верой, имеет залог – звание православного дается «авансом», им еще нужно стать, направляя свою волю к постижению веры. А возможности для этого были в XIX веке, увы, почти у одних только детей духовного сословия, учившихся в духовных училищах и семинариях. Облик Голубинского как будто иллюстрирует евангельский парадокс о книжнике, наученном Царству Небесному – то, богатство книжного знания, которое он искал и неустанно приобретал, соединившись с верой, засвидетельствованной столь же неустанным собиранием живого Предания Церкви, открыли ему прошлое и будущее, старое и новое.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Августин, епископ Оренбургский и Уфимский (Сахаров Михаил Степанович) Родился 18 октября 1768 года в селе Зверинцы Ростовского уезда Ярославской губернии в благочестивой семье духовного сословия. Обучался сначала в Ярославской духовной семинарии, из которой в 1788 году был отправлен в Санкт-Петербург для продолжения образования в Александро-Невской главной семинарии (впоследствии академия). В 1792 году закончил семинарский курс обучения и был назначен в Ярославскую духовную семинарию учителем. С 1797 года – преподаватель церковного красноречия и греческого языка Александро-Невской духовной академии. 19 декабря 1797 года пострижен в монашество. В апреле 1798 года возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем Толгского монастыря и определен ректором Ярославской духовной семинарии. С июля 1800 года – ректор Рязанской духовной семинарии и настоятель Троицкого монастыря Рязанской епархии. В декабре того же года вызван в Санкт-Петербург на чреду служения и проповеди. В 1802 году определен законоучителем 2-го кадетского корпуса и переведен в Антониев Сийский монастырь. В 1804 году перемещен в Троице-Сергиеву пустынь под Санкт-Петербургом. 10 июня 1806 года хиротонисан во епископа Оренбургского и Уфимского. В 1819 году уволен на покой в Варницкий монастырь Ярославской епархии. Скончался 1 января 1842 года. Погребен в соборной церкви Варницкого монастыря в приделе преподобного Сергия. Как личность преосвященный Августин казался до крайности своеобразным, даже как бы юродивым во Христе. Одевался он в простую шерстяную, и даже крашенинную, рясу и такой же подрясник; подпоясывался простым мужицким кушаком; ездил всегда, даже в торжественные дни, к обедне в простой извозчичьей кибитке на одной лошади. Пищу употреблял самую простую и требовал простоты в убранстве самого стола. Посещая в редких случаях знакомых в городе, не любил и не принимал от них никаких угощений. Отправляясь в гости, он заставлял своего келейника брать с собою сваренный в келье кофе и им в гостях угощался сам и угощал хозяев дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Апостольская Церковь, по изображению ее в книге Деяний Апостольских Игнатия, Архиеп. Воронежского I. Общий состав Церкви Все вообще члены, составляющие Церковь , именуемую, – как сказано в Символе Веры , между прочим, – Апостольской, назывались внутри своего общества Верующими, Святыми, Учениками, Избранными, Братиями, Христианами; а вне общества сторонними называемы были по большей части Христианами и изредка – Назореями. Они составили царство Божие на земле не из одного только народа, не из иудеев только, но из всех народов, без всякого различия племен, полов, возрастов. Такому духовному союзу или званию всех народов служит основанием единство веры, общий для всех способ Богоугождения, единство Божие, единство Святителя исповедания нашего, Иисуса Христа, единство способа оправдания, единство упования. Впрочем, все сие, чем сделалась Церковь Христова, не есть какое-либо учреждение новое, неожиданное, но древнее, предопределенное свыше, предсказанное Пророками, началом своим касающееся самого начала мира, и оттуда, сквозь весь ряд древних Божественных учреждений Богоугождения, дошедшее до своего времени, как истина, заключавшаяся в образах. См. «Беседы Апостола Петра, в Иерусалиме и Кесарии бывшия». По таким-то понятиям Церковь в Символе веры именуется единою, святою, Соборною, Апостольскою. II. Священноначалие Особое сословие в общем составе Церкви представляют священные служители ее. Вся жизнь апостола Петра – свидетельством тому. Здесь особо упомянуть должно о том только, что такое служение сделалось передаваемым, и способ сообщения оного, друг другоприимательный или преемственный, вполне раскрыт в самом обществе Апостольском, как то видно в нем избрание в апостольство рукоположение в епископство, рукоположение в диаконство, рукоположение в пресвитерство. Полный состав служителей Церкви Апостольской представляется в лице а) Апостолов, потом епископов, б) пресвитеров и в) диаконов, сперва только юношей, по-гречески νε τεροι, по соответствию с именем пресвитеров. Это три различные степени священноначалия, в порядке друг-другоприимательном. Об Апостольской не говорим; она была чрезвычайна. Называем звания степенями, по ясным словам Писания и по самой действительности, из которой видно, что не все священнодействия равно предоставлены были всем служителям Церкви, но некоторые из священнодействий были исключительно совершаемы только высшими служителями, как то сперва самими Апостолами, а после – епископами.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

архиеп. Никон (Рклицкий) Блаженнейший Антоний Митрополит Киевский и Галицкий, основатель и глава Русской Православной Церкви заграницей, принадлежит к числу великих людей, непонятых и неоцененных своими современниками, но оставивших после себя драгоценное наследие – богословское творчество и заветы о призвании, жизни и возрождении России. Блаженнейший Антоний Митрополит Киевский и Галицкий, основатель и глава Русской Православной Церкви заграницей, принадлежит к числу великих людей, непонятых и неоцененных своими современниками, но оставивших после себя драгоценное наследие – богословское творчество и заветы о призвании, жизни и возрождении России. В этих немногих строках мы постараемся показать в чем состоит его величие и какое значение он и его наследие имеют для России, для Православия и для человечества. Прежде всего, отметим как понимает владыка Антоний основное призвание России в мире и сущность ее культуры в отличие от других народов мира. «Россию мы любим потому, что она хранит в себе русскую идею, русскую духовную культуру, русский быт. Эта идея есть царство Божие, эта природа стремление к святости, этот быт выражает собой усилие семисотлетней жизни страны и девятисотлетней жизни народа водворять на земле праведность евангельскую, отвергаться всего, чтобы найти Христа, ставить Его волю, законы Его церкви законом общественной жизни» (Из слова в день четырех Московских святителей 5 октября 1904 г., «Жизнеописание», т. 15, стр. 134). Этой идее России митрополит Антоний и послужил всей своей жизнью. Он не принадлежал к сословному духовенству и происходил из светской среды. Родился он 17 марта 1863 года в дворянской семье помещика Павла Павловича Храповицкого в с. Ватагино Крестицкого уезда Новгородской губернии. Предок его был секретарем императрицы Екатерины II. Дед его сла­вился своей образованностью, увлекался химией и был вольтерьянцем, отец окончил физико-математический факультет и служил сначала в земстве, а затем в Дворянском и Крестьянском банке в С. Петербурге, учрежденном для благоустройства крестьян после их освобождения от крепостной зависимости. Мать владыки Антония Наталия Петровна, урожденная Веригина получила французское воспитание, но при этом была женщина глубокой религиозной настроенности и благочестия и так воспитывала своих четырех сыновей, из которых владыка Антоний был третьим. Она любила вслух читать своим сыновьям Евангелие, которым глубоко заинтересовался тогда маленький мальчик владыка Антоний, он также увлекался рассказами о знаменитом Оптинском старце Амвросии и читал о нем рассказы в «Журнале для всех». Тогда у него созрело решение стать монахом, которому он никогда в жизни не изменял.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Архимандрит Кирик Архимандрит Кирик – сподвижник, сомолитвенник и сосвидетель подвигов преподобного Силуана и многих других неизвестных миру подвижников. Он один из тех великих старцев, которые подвизались на Святой Горе во все времена. Еще молодым принял решение посвятить себя Господу и ушел в Пантелейимонов монастырь на Афоне. По прошествии времени его направили на Афонское подворье в Москву, где отец Кирик участвовал в издании книг святителя Феофана Затворника . Затем отец Кирик был настоятелем Афонского подворья в Одессе. Под его духовным руководством находились люди разных сословий – от градоначальника до торговок. Вернувшись на Афон, он боролся с ересью Булат-Булатовича, который утверждал, что Божество присуще самому имени Иисуса Христа. По этому делу отца Кирика направили с докладом в Святейший синод в Петербург. После революции отец Кирик оставался в своем монастыре, где был духовником братии. В 30-х годах по совету митрополита Антония (Храповицкого) его вызвал в Югославию сербский Патриарх Варнава. Отец Кирик, опытный делатель сердечной молитвы, был прост в обхождении, доступен для своих духовных чад, независимо от их сословной принадлежности. Он назидал их прежде всего собственным примером. Беседа о покаянии и молитве О покаянии Бог наш, во Святой Троице славимый, сотворил человека единственно по благости Своей. И не для того, чтобы человек, живя на земле, только спасался, но главным образом для того, чтобы человек хвалил, прославлял, славословил и благодарил Создателя своего и в то же время заботился о своем спасении и исповедовал Бога, то есть признавал Его Творцом и Благодетелем своим. Говорит Господь: «Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным». От забвения Бога происходит гордость. Итак, сотворив человека, Бог ввел его в рай сладости, даровал ему помощницу, Еву, чтобы они радовались и блаженствовали столько, сколько вместить могли, возрастали и множились и совершенствовались для неба, живя на земле райской.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Архимандрит Порфирий: Соловки смогут помочь тысячам людей обрести мир в своих сердцах 1 сентября, 2015 В середине лета наместник и игумен Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий дал интервью журналисту Нилу Макфаркуару из «Нью-Йорк таймс». – Первый вопрос, чем выделяется Соловецкий монастырь среди других русских обителей? Считается ли особенным местом для православных верующих и если да, то почему? – Соловки – одна из национальных святынь России. Что это значит? Обителей за тысячелетие христианства на Руси было воздвигнуто великое множество. Но не все они выработали в себе то, что становится достоянием истории и сознания всего народа. Соловки же занимают в уме и сердце русского человека место наряду с такими величинами как, например, Свято-Троицкая Сергиева и Александра Невского лавры, Валаам и Оптина пустынь, Московский кремль и храм Василия Блаженного, а также подобные им центры духовности и памятники архитектуры. Лишись мы любого из них – и потеряется одна из опорных точек национального сознания, а для других народов, для всего человечества – один из драгоценных (точнее, бесценных) камней всемирной сокровищницы культуры. Из каких слагаемых сложилась святыня Соловков? Это, во-первых, пять столетий православной подвижнической жизни как монахов, так и тысяч мирян всех возрастов и сословий, которые приходили сюда для молитвы и труда во славу Божию и Его угодников Зосимы, Савватия и Германа. Во-вторых, это твердая позиция обители на крутых виражах отечественной истории в защите и просвещении Русского Севера, в одолении смуты и иностранной интервенции haчaлaXVII beka, в Крымской войне cepeдuhы XIX cmoлemuя. В-третьих, «Архипелаг ГУЛАГ» – трагедия стонущей под иноверным игом России и, неотделимое от этой трагедии, явление православного мученичества – то есть, стояние за веру и верность высоким жизненным принципам даже до смерти, что означало духовную победу личности над беззаконием власти и окружающего мира. В-четвертых, Великая Отечественная война, когда на архипелаге действовали школа соловецких юнг. Наконец, пятое – современное развитие, которое своим основным вектором имеет возрождение именно православной святыни, то есть действующего полноценного монастыря, которое не противоречит обустройству инфраструктуры расположенного у стен монастыря светского поселка.

http://pravmir.ru/arhimandrit-porfiriy-s...

Более 100 епископов восприняли рукоположение из рук маститого Архипастыря; целый сонм не только духовного, но и других сословий людей, пользовались его благостностью и благодеянием, и вряд ли можно найти в России человека, который не слыхал бы имени Митрополита Исидора! На всем необъятном пространстве нашего отечества «от финских хладных скал до пламенной Колхиды, от потрясенного Кремля до стен недвижного Китая», в каждой епархии найдется масса знавших и почитавших Владыку и безошибочно можно сказать, что вся Россия молилась и молится за душу почившего Первосвятителя земли Русской! И не только в России, но и за пределами ее, имя этого Святителя было известно многим, и кончина его, хотя и не неожиданная, если принять во внимание преклонный возраст, поразила и повергла в скорбь не только нашу Российскую православную церковь , но и родные ей церкви: Константинопольскую, Антиохийскую, Александрийскую, Иерусалимскую, Сербскую и Черногорскую! И действительно «уроженец XVIII века и немного не достигший XX, воспитанник старой школы, хотя и суровой, но умевшей давать такой твердый, жизненный закал своим питомцам, ученик и ближайший помощник незабвенного Митрополита Филарета, затем даже и его упредивший в лествице церковной иерархии, 67 лет потрудившийся в сане священном, 58 лет в архиерейском, 36 лет в звании Митрополита, 32 года на самом высшем посту первенствующего члена Синода, участник и вершитель таких дел, каковы, например, воссоединение униатов с православной церковью, перевод Библии на русский язык и другие, видевший первые жизненные шаги старейших иерархов, стоящих теперь во главе церковного управления и руководивший их, как своих ближайших помощников и сотрудников, рукоположивший во главе святительского собора целый сонм епископов, удостоенный высокой чести совершить священное миропомазание ныне Царствующего Императора, приукрашенный всеми знаками Монаршего внимания и благоволения, удостоенный самых высших отличий церковной почести, по своему необычайно высокому положению и плодотворнейшей деятельности знаемый до последних краев земли, Высокопреосвященный Митрополит Исидор представляется на высоте, по истине недосягаемой взору! " … 1 . Жизнь его, в которой ярко выступают пути особенного промысла Божия и великие труды его только теперь, после кончины Святителя, выступают во всем их нравственном величии! Это был, в полном смысле слова, светильник «ярко горящий и светящий» на свещнице православной русской церкви, избранник Божий, великий молитвенник земли русской! Жизнь и служение этого Светильника принадлежат истории, которая золотыми буквами впишет в скрижали свои его имя; теперь же возможен только беглый обзор этой почти вековой жизни!

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Nikolsk...

В. А. Федоров Глава 4. Система духовного образования. Духовная цензура 1. Состояние духовного образования в XVIII в. Первые духовные школы в России были открыты при Петре I. Указы 1702 и 1708 гг. требовали ставить на церковные должности только «ученых», т.е. прошедших школьный курс. Но выполнение этого требования оказалось нереальным. Становление системы духовного образования проходило медленно и с большими трудностями. Причинами этого являлись и нехватка учителей, и недостаток средств, и нежелание многих архиереев тратиться на содержание школ. Поэтому духовные школы существовали далеко не во всех епархиях 112 . Духовный регламент 1721 г. не только напоминал об обязательном образовательном цензе для занятия священнических мест, но и детально определил структуру, характер и порядок занятий в духовных учебных заведениях (см. Приложение 3.1). В соответствии с этим Феофан Прокопович разработал подробный распорядок жизни духовной семинарии, который фактически вводил казарменный режим и поощрял доносительство (см. Приложение 3.3). Духовные школы были рассчитаны не только «для детей священства», но «и прочих, в надежду на священство определенных» 113 . Недостаток в грамотных кадрах для церкви и гражданской службы вызвал повеление Петра, чтобы «и градские лучшие приказные люди и дворяне» отдавали детей в Московскую академию, как для подготовки к духовному званию, так и для приобретения необходимых знаний для дальнейшего обучения в специальных учебных заведениях. Однако указом 1728 г. было запрещено принимать в эти школы «помещиковых людей и крестьянских детей», т.е. крепостных и казенных крестьян как представителей тяглых сословий, обучение которых грамоте считалось не только не обязательным, но и нежелательным. Сами церковные власти всячески противились приему в свои школы лиц, не принадлежавших к духовному сословию. Не только в семинариях, но и в низших духовных школах учились преимущественно дети из духовного сословия. Окончившим духовные школы давалась гарантия освобождения от рекрутчины и податей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010