«То, что помогает человеку преодолеть пропасть между действительностью и тем, к чему он стремится, ободряет его надеждой, то, что помогает устоять, убеждая, что придет день, когда страдания и зло будут побеждены, – все это и есть проявление религии, включая и «секулярную веру» – убеждение в том, что наука и технология помогут решить важнейшие проблемы человечества. Это тоже религиозный, или, точнее, квазирелигиозный феномен – так же, как вера в капитализм, коммунизм, национализм и т.д., которая становится средоточием всех помыслов человека и определяет выбираемый им жизненный путь» 384 . Л.С. Васильев, характеризуя объединяющую функцию религии, подчеркивает, что главная роль любой религиозной концепции в «сплочении любого социума, в соединении групп, связанных друг с другом людей в нечто единое и целое», она способствует «социальной идейной и в конечном счете политической интеграции». Очевидно, что с этой важнейшей для понимания древнейшей истории человечества функцией (феномен этноцентризма и т.д.) необходимо считаться в политической практике нашего времени. Эта функция, что также очень важно, лежит в основе любой народности, т.к. «каждая народность, любой этнос, даже оказываясь в рамках большого многонационального государства, стремится сохранить свою идентичность, на страже которой стоит язык и религия» 385 . В объяснении Л.С. Васильева так называемой компенсирующей функции религии последняя, по сути, выступает в качестве «все объясняющего покровителя и утешителя», посредника для несовершенного в своем земном существовании человека и «сверхъестественной силы» (Абсолют, Бог , духовный мир и т.д.), способной «в какой-то степени компенсировать неустройства земной жизни». Для дикарей, не владеющих представлениями более развитых религиозных систем, это посредничество «между слабостью человека и всесилием природных стихий» 386 . Заметим, что у религии есть много разных, изучаемых общественными науками, действительно полезных (или таких, которые нужно обязательно учитывать) для общества или отдельной личности функций, а, следовательно, – и возможных функциональных определений. Религия, как мы уже сказали, может людей объединять, она же может служить для разобщения народа («когда в каждом городе есть своя религия»), религия может помогать, давая надежду неизлечимо больным, страдающим, терпящим насилие, умирающим, понесшим утрату и т.д. Она в своей политической функции может служить делу освящения власти, обожествления правителя (как в древневосточных деспотиях, Римской империи и т.д.), религия обладает влиянием на нормы морали и культуру в целом. Однако в жизненном пространстве и общественных процессах саму сущность религии как реальную живую связь с Богом, как правило, можно совсем не учитывать, т.к. для секулярного сознания в этом нет никакой пользы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Завоеваниями науки отмечены практически все области, даже те, что вызывали слабый интерес 20–30 лет назад. Организация планомерных исследований необъятной литературы библейских катен благодаря открытиям Кона и Вендланда, Эрхарда, Кина и других значительно увеличили экзегетическое наследие Отцов Церкви, а его добротный сводный обзор, предоставленный в 1928 г. Деврэссом 72 , 20 лет спустя, должен на данный момент уже быть значительно пополнен не только фрагментами, но и значительными отрывками толкований и даже законченными экзегетическими трудами. Сенсационными находками, такими, как манихейские тексты, найденные в песках Фаюма (1932) или в пещерах Турфана (1905 г. и позже), и в особенности такими, как большая часть трудов Оригена , обнаруженных в заброшенном карьере в Туре, служившем во время войны складом для боеприпасов (1945), мы обязаны папирологии и исследовательским раскопкам в Египте и в Туркестане. Рядом с гностическими текстами, переводы которых были многочисленны в этом веке, особенно с коптского языка, находят свое место и переводы с других древневосточных языков, пополнившие наши знания о греческой патристике новыми текстами. Число ветхозаветных и новозаветных апокрифов увеличилось благодаря нескольким до сих пор неизвестным текстам, таким, как Epistola Titi, и многочисленным фрагментам, нередко важным, разбросанным в текстах самого разного периода и на различных языках исследования, собранные в издании источников по «Вселенским Соборам» Шварца, вернули нам часть наследия Ипатия Эфесского, а также других участников богословских споров V века и эпохи Юстиниана. Даже если в классификации недавно открытых или атрибутированных текстов, среди которых многие оставались неизданными или, будучи переведены, вошли в сокровищницу сирийской и армянской письменности, львиная доля относится к греческой патристике, в особенности к IV-VII вв., латинская патристика также обогатилась, достаточно упомянуть 138 проповедей блаженного Августина , добавленных в 1931 г. к 363, изданным мавристами, увеличив собрание таким образом на целую треть; принимая во внимание еще более чем 20 других текстов, открытых позже, реконструкцию толкования Пелагия и многие тексты разных авторов: Викентия Леринского, Евтропия и проч., найденные в испанских рукописях.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/nas...

Тут представлены произведения Льва Толстого особого жанра — такое продолжение древнерусских «Изборников», «Пчел», «Месяцесловов» и т. п. — сборников (календарных или тематических) мудрых высказываний, в случае Толстого — Священного Писания, Отцов Церкви, Корана, древневосточных текстов, народных пословиц, античных философов, западноевропейских писателей, мыслителей, публицистов и пр. Тематика такая: вера, душа, Бог, любовь, грехи, половая похоть, корыстолюбие, гнев, гордость, неравенство, насилие, тщеславие, государство, смирение, смерть и т. п. Здесь вы найдете следующие толстовские сборники: – Мысли мудрых людей на каждый день. Календарь с пословицами. Избранные мысли Лабрюйера. Избранные афоризмы и максимы Ларошфуко. Избранные афоризмы и максимы Вовенарга. Избранные мысли Монтескье. Изречения Магомета, не вошедшие в Коран. Изречения Лао-Тзе. Для души изречения мыслителей разных стран и разных веков. – Круг чтения. Том первый – Круг чтения. Том второй – На каждый день. Часть первая – На каждый день. Часть вторая – Путь жизни Предупреждение: эти тексты собраны Львом Толстым, то есть там и здесь попадаются те или иные рационалистические, просвещенческие, антицерковные высказывания: православный читатель, впрочем, должен сразу их узнать и отбросить. В большинстве же случаев мы тут имеем дело с цитатами/парафразами из Паскаля, Ларошфуко, Канта, Лао Цзы, Оригена, Сковороды и пр. и пр. — огромный цветослов из всей мировой духовной культуры: если местами тут и попадается «толстовство», то в целом — очень интересно, а часто и душеполезно. Даже «толстовские» изречения — не собственно тексты Толстого, а цитаты/парафразы того или иного мыслителя: в общем, это хрестоматия, сборники афоризмов — так их и следует воспринимать. Несколько цитат из разных толстовских сборников: Одна из главных причин бедствий людей — это ложное представление о том, что одни люди могут насилием улучшать, устраивать жизнь других людей. Заблуждение о том, что одни люди могут силой заставлять других людей жить по своей воле, произошло не оттого, что кто-нибудь придумал этот обман, а оттого, что люди, отдаваясь своим страстям, начали насиловать людей и потом старались придумать оправдание своему насилию.

http://blog.predanie.ru/article/hristos-...

Жизнь их определялась рядом правил, частично сохранившихся в так называемых " акусмах, " которые представляют собой краткие сентенции, подразумевающие сокрытый и символический смысл (См.: Жмудь Л. Я. Пифагор и его школа ок. 530 - 430 гг. до н.э. - Л., 1990. - С. 30-55). Далее эта традиция запечатлелась в личности знаменитого Сократа, хотевшего " понять и оценить жизнь " (Лосев А. Ф. История античной эстетики: Софисты. Сократ. Платон. - М., 1969. - С. 51); она прослеживается у некоторых стоиков, например, в " Беседах " Эпиктета и " Размышлениях " Марка Аврелия, и, в принципе, не умирает до гибели языческой античности. Вся данная традиция эллинской мудрости, несомненно, несет на себе печать нравственно-религиозного научения, часто граничащего с псевдорелигиозностью. Обычным способом передачи этой традиции были сборники кратких изречений или поучений, часто в устном виде, ибо " эллинские мудрецы " далеко не всегда затруднялись письменным изложением своих мыслей. Вообще говоря, сам феномен " мудрости, " по своей формальной стороне, имеет общечеловеческий характер. Естественно, что он обнаружился и в древневосточных культурах, где также сложилась своя " традиция (или традиции) мудрости. " В эту традицию и уходят корни " ветхозаветной мудрости " (См.: Rad G., von. Weisheit in Israel. Neukirchen - Vluyn, 1970, - S. 21), первоначально существующей лишь на уровне " естественного Откровения. " Поэтому в самых древнейших пластах ветхозаветного мышления под " мудростью " преимущественно понимается практическое и основанное на живом опыте знание законов жизни человеческой и вселенского бытия (См.: Rad G., von. Theologie des Alien Testaments: Bd. 1. - Munchen, 1957. - S. 415). Но почти одновременно эта " мудрость " стала пониматься как Божественная " харизма, " как " посредница " Богооткровения (als gottlicher Offenbarungsmittler), как " призыв Божий к человеку " (als der gottlicher Anruf an den Menschen) (Ibid., S. 439-451). Просто " мудрость человеческая " становится лишь гранью и аспектом Премудрости Божией, " естественное Откровение " разрешается в непосредственное Богооткровение, дарованное избранному народу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/116/...

На политическом горизонте в это время выступил единственный в своем роде, гениальный и знаменитейший в древней истории политический и военный деятель, о котором нам много придется говорить, – это Навуходоносор, царь вавилонский, сын Набопалассара. Это был человек, весьма богато одаренный от природы. Блестящий полководец, он сумел сравнительно небольшое и весьма юное еще государство своего отца в несколько лет превратить в громадную монархию, которой подчинились все могущественные и непобедимые дотоле восточные державы; территорию своих владений он расширил так, как ни один из бывших до него древнейших государей. С другой стороны, прекрасный администратор он в течение своего продолжительного царствования держал свою громадную монархию на такой высоте политического могущества и государственной силы, какая вполне соответствовала и обширности её территорий. Затем, покровитель наук и искусств, ценитель красоты и изящества, он сумел превратить свою столицу в такое чудо искусства, что, по словам Геродота, бывшего лично в Вавилоне, ни один город не мог сравняться с последним по красоте и великолепию 592 . Постоянные завоевания доставляли ему множество пленных и огромные богатства и способствовали обогащению и украшению как Вавилона, так и других городов обширного царства блестящего завоевателя. Но в тоже время и держаться такая громадная монархия могла только энергией и гениальным административным тактом Навуходоносора, при преемниках которого она сравнительно скоро прекратила свое самостоятельное политическое существование. Действительно, она и держалась только Навуходоносором: из 88 лет (625–538) политического существования Вавилона целые 43 года (604–562) падают на время царствования этого знаменитого государя; остальные 45 лет пошли то на ограждение самостоятельности вавилонского царства при Набопалассаре, то на незначительное сравнительно по своему историческому значению царствование преемников Навуходоносора. Нравственные качества этого знаменитого государя заслуживают тоже уважения. Нельзя, конечно, сказать, чтобы он не был проникнут духом восточного деспотизма, которого не были чужды и самые лучшие государи того времени; не был он, конечно, и вполне гуманный государь; но вина этого лежит вообще в характере исторической политики древневосточных государств: как сын своего времени, и Навуходоносор главное значение придавал военной силе и расширению пределов своего государства; и он ревностно оберегал свою государственную религию, опустошал непокорные страны, а жителей уводил в плен; но при всем том ему не чужды были справедливость, благожелательность, снисходительность и другие похвальные качества, как это увидим впоследствии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

А. Вигасин, А. Н. Хохлов, П. М. Шаститко. М., 1997. С. 434–459; Томашевич О. В. Классический период в развитии египтологии 1884–1939//Историография истории древнего Востока/под ред. В. И. Кузищина. Т. 1–2. М., 2008. Т. 1. С. 36–79, особенно 74–79. См. о нем подробно: Томашевич О. В. И было его жития 51 год... Биографический очерк//Тураев Б. А. Древний Египет. М., 2007. С. 414–487. Так завершается статья И. Г. Франк-Каменецкого: Франк-Каменецкий И. Г. Первый съезд русских египтологов//Восток. Кн. 2. М.; Пг., 1923. С. 130. См.: Тураев Б. А. История древнего Востока. Т. 1–2. Л., 1936. Скорее всего, Т. Н. Бороздина (в замужестве Бороздина-Козьмина) увлеклась египтологией вслед за старшим братом; она училась на Высших женских курсах у Б. А. Тураева и с 1912 г. работала в Музее изящных искусств, где стала его главной помощницей (см.: Томашевич О. В. Т. Н. Бороздина-Козьмина — ученица и наследница дела Б. А. Тураева в Музее изящных искусств//Памятники и люди/сост. В. Я. Гельман и др. М., 2003. С. 122–140; Анохина Е. А., Томашевич О. В. «Вы подготовили меня на Голенищевскую коллекцию»: Т. Н. Бороздина — ученица проф. Б. А. Тураева//Диалог со временем. 2022. 78. С. 357–372). О И. Н. Бороздине см.: Бороздина П. А. Жизнь и судьба профессора Ильи Николаевича Бороздина. Воронеж, 2000; Селиванова О. В. Мастера российской историографии: Илья Николаевич Бороздин//Исторический архив. 2014. 6. С. 56–72. Например, вместе они редактировали сборник переводов наиболее характерных древневосточных источников, предназначенный прежде всего для широкой публики: Древний Восток. Ч. 1. Восток/под ред. Б. А. Тураева, И. Н. Бороздина. М., 1915. Трутовский Владимир Константинович (1862–1932) — востоковед, нумизмат и музейный работник. С 1921 по 1924 г. был проректором Института востоковедения, почти одновременно, в 1922–1930 гг., являлся профессором археологического отделения МГУ. Израиль Григорьевич Франк-Каменецкий (1880–1937) — выдающийся филолог, египтолог и библеист. С 1919 г. профессор Иркутского (1918–1921), Московского (1921–1923) и Ленинградского (1928–1937) университетов.

http://bogoslov.ru/article/6194495

Это сложнейшая задача. Я думаю, что прошедшая конференция поможет нам ее решить. — Насколько активно кафедра библеистики ОЦАД принимала участие в этой конференции? — На конференции выступили 14 человек, которые так или иначе связаны с кафедрой библеистики Общецерковной аспирантуры и докторантуры, — это почти половина российских участников. Одной из главных тем конференции стал вопрос о церковной рецепции достижений современной библейской науки, то есть цель конференции совпала с той задачей, которую мы ставили перед собой в ОЦАД, создавая кафедру библеистики. С момента своего создания наша кафедра ориентирована, прежде всего, на овладение тем богатейшим историко-филологическим материалом, который был накоплен современной западной наукой. Наши учащиеся занимаются темами, связанными с этим материалом. Поэтому неудивительно, что им было что сказать и чем поделиться на конференции. Скажем, незадолго до ее проведения состоялась защита диссертации докторанта ОЦАД Виталия Викторовича Акимова «Библейская Книга Екклесиаста в контексте литературы мудрости Древнего Египта». На конференции Виталий Викторович сделал замечательный доклад «Ветхий Завет в контексте литератур древнего Ближнего Востока». Выступление закончилось призывом переводить на русский язык не только Библию, но и тексты, которые составляют ее литературное окружение. Кстати сказать, на английском и немецком языках есть серии переводов древневосточных и античных текстов, которые могут быть полезны для понимания Библии. Возможно, и российская наука до этого дорастет. Моя аспирантка Мария Михайловна Гордийчук представила на конференции доклад «Богословская интерпретация в греческом переводе книги Исаии». Тема ее диссертации, посвященная проблемам «мессианизмов» и «антимессианизмов» в Септуагинте, перекликалась с темой выступления нашего гостя профессора Йохана Люста «Мессианизм и греческий перевод Ветхого Завета». — Можно спросить о будущем? — Я рад, что в нашей Церкви начинают появляться условия для становления библеистики как науки, невзирая на проблемы и трудности.

http://patriarchia.ru/db/text/3637772.ht...

— На сегодня продуктивное взаимодействие ОЦАД с Отделом внешних церковных связей ничуть не утратило своей актуальности. Более того, теперь, когда руководство двумя учреждениями разделено, появилась большая мера самостоятельности, и оба партнера несут ответственность за результаты этого сотрудничества. Сейчас это, например, выражается в пересмотре и актуализации магистерского профиля по внешним церковным связям — как с учетом научно-богословского его наполнения, так и реалий межцерковной жизни. В частности, ОЦАД на сегодня является флагманским церковным учреждением по изучению Древних Восточных Церквей. Это не только те курсы, которые читаются на магистерском профиле, но и личное взаимодействие, посещение храмов, которые в Москве принадлежат представителям Древневосточных ветвей христианских церквей; это проведение совместных общекультурных мероприятий, выставок. Могу отметить, что во время недавнего визита главы Ассирийской Церкви Востока Мар Авы III он встретился в стенах ОЦАД с преподавателями и студентами, и это была очень интересная и продуктивная встреча. — 15 лет — это, конечно, не юбилей, и итоги подводить рано, но все-таки за это время в ОЦАД было немало сделано. Какие из достижений, значимых результатов Вы бы отметили? — Соглашусь с тем, что 15 лет — это не юбилей, а некоторая точка на векторе исторического развития. Здесь можно говорить о заданности и о данности. Говорить, что на сегодня ОЦАД стала общецерковно признанным научно-богословским центром, который по факту именования — как, скажем, Московский государственный университет или Высшая школа экономики в светской системе — является привлекательным для всех в системе высшего духовного образования, было бы рисовать слишком оптимистичную картину. Но это заданность — чтобы ОЦАД стала такого рода вузом, венчающим систему высшего духовного образования Русской Православной Церкви. Ради реализации этой изначальной цели, поставленной некогда Святейшим Патриархом Кириллом, мы все — члены администрации, преподаватели, студенты и сотрудники ОЦАД — и трудимся в этом месте.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6121620...

Из данного определения библейской археологии и указания тех исторических факторов, под влиянием которых складывались бытовые формы древних евреев, составляющие предмет изучения б. археологии, ясно, откуда она должна получать материал для описания древнееврейского теократического быта. Так как еврейский народ продолжает свое существование до последнего времени и так как, с другой стороны, весь ритуальный быт этого народа в значительной степени есть отражение и отчасти продолжение ритуального быта древних евреев, то, при описании древнееврейского теократического быта, весьма обширный и полезный материал может дать знакомство с ритуальным бытом современных евреев, как талмудистов 8 , так и особенно – караимов 9 . Во-вторых, так как быт древних евреев складывался под значительным влиянием быта древневосточных народов, черты которого в своей большей части сохранились в жизни народов востока до последнего времени, то довольно обширный материал для сравнения может дать знакомство с бытом современных народов востока 10 . Но как ритуальный быт современных евреев, так и сохранившиеся в жизни народов востока обычаи старины получают значение материала при описании древнееврейского теократического быта лишь в том случае, когда они находят для себя указание и подтверждение со стороны древнейших свидетельств. Таким образом открывается необходимость, при описании древнееврейского теократического быта, помимо быта современных евреев и народов востока, указать такие исторически прочные памятники, в которых находятся ясные и верные свидетельства относительно древнееврейского теократического быта. К таковым относится священное писание ветхого и нового завета, так как в нем, вместе с изображением тех событий, через которые совершилось спасение рода человеческого, описываются и те бытовые формы, какие были созданы для устроения жизни людей по началам спасения. Из книг Св. Писания особенно важное значение в данном случае имеет Пятикнижие, в частности книги Исход, Левит и Второзаконие. Кроме св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Такая несправедливость не должна была иметь места в теократическом государстве, где по самой сущности «богоправления» не было разделения народа на полноправных правителей и бесправных подчиненных, потому что все члены одинаково подчинены верховному Царю – Иегове, – следовательно все перед Ним равны, почему и все одинаково участвовали в «клятвенном договоре с Ним»: начальники колен, старейшины, надзиратели, жены, дети и пришельцы, от секущего дрова до черпающего воду ( Втор. 29:10–13 ). Если таким образом в договоре с Иеговою, легшем в основу государства, равноправно участвовали все члены народа, то естественно все они должны иметь одинаковые права в учрежденном ими самими государстве, все они должны быть равны. Отсюда вытекает главное следствие теократического принципа для государственной жизни – равенство всех в государстве. И это равенство делается основою всех государственно-общественных отношении. Великий законодатель, положив в основу государства теократический принцип с его указанным общим следствием, частными постановлениями распространил действие этого принципа на все частные отношения, так что кроме религиозного равенства (которое само собою разумеется и не требует доказательства) установил равенство экономическое, социальное и политическое. Рассматриваемое с этой стороны, Моисеево государство, по своей основе и сущности, является резкою противоположностью по отношению ко всем древневосточным государствам, имевшим в своей основе насилие и несправедливость. В противоположность им, извратившим первобытную истину человеческих отношений, оно представляет осуществление в пределах возможности истинной идеи государства в его нормальном состоянии, – осуществление, мыслимое конечно только под условием особенного руководства и попечения со стороны верховного Царя. Для подтверждения изложенных общих мыслей мы рассмотрим начала государственности Моисея в их приложении к главнейшим отношениям общественной жизни. В основу экономического благосостояния своего государства Моисей положил земледелие.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010