Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия II " …Вы вкусили, что благ Господь. Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом (1 Пет. 2. 3–5) " . Возлюбленные о Господе собратья архипастыри – члены Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви! Настоящий Освященный Собор созван в знаменательное время мировой истории. Завершается век, завершается тысячелетие. Церковь Христова проходит эти исторические рубежи под знаком великого и всерадостного Юбилея – 2000-летия Пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Следуя во всем апостольскому преданию и учению Святой Церкви, мы, благоговейно устремляя нашу мысль к совершившейся тайне Боговоплощения, снова и снова открываем для себя высокий и благодатный смысл этого священного события в жизни мира. I. 2000-летие Рождества Христова В согласии с учением Церкви мы веруем и исповедуем, что по Своему бесконечному милосердию Бог стал человеком, дабы исцелить и обновить истлевшее грехом человеческое естество, преобразить и нравственно возродить тварный мир. Священномученик Ириней Лионский говорит: “Слово Божие сделалось человеком и Сын Божий – Сыном Человеческим, чтобы человек... сделался сыном Божиим”. По словам святителя Афанасия Александрийского, “Слово воплотилось, чтобы мы обожились”. Событие Боговоплощения совершилось в реальной исторической обстановке – в географических пределах Римской империи, в Палестине. Рожденный в пастушеском вертепе Сын Божий явил миру неизреченное чудо божественной любви и недоступное разуму домостроительство нашего спасения. Воплощением Христа Спасителя была упразднена онтологическая богооставленность человеческого рода, совершилась непостижимая встреча великого Бога и страждущего, измученного грехом, подверженного смерти и тлению тварного мира, ибо воспринятое Господом человеческое естество является средоточием всего сотворенного космоса.

http://sedmitza.ru/lib/text/429352/

III. О признании царского достоинства Иоанна Васильевича Патриаршим собором в Царьграде Приезд Митрополита Евгрипского в Москву, прямо от лица Патриаршего, показался важным событием для Церкви Российской, потому что со времени завоевания Царяграда, одни только убогие старцы, Афонские, Синайские и Сербские, посещали Россию, и даже сам Патриарх Дионисий вступил в первое сношение с Царем, не иначе как чрез посланца Султанского. Иоанн решился воспользоваться благоприятным случаем, чтобы привести в исполнение давнее свое желание. Вскоре после того, как венчался юный Государь венцом Мономаха и пали к ногам его два царства Восточные, Казанское и Астраханское, пришло ему на мысль укрепить Царское свое венчание, которое совершил Митрополит всея Руси Макарий, благословением Вселенского Патриарха и всей Церкви Восточной, так как Иоанн, первый из своего рода, принял на себя титул царский, и самый венец сей пришел к нам с Востока. Державный отец его, Василий Иоаннович, хотя и сын Греческой Царевны, не решился восприять венца Мономахова; плачевная участь юного внука Uoahha III Димитрия, на которого в отрочестве возложил венец великий дед его, еще более могла побудить Uoahha IV искать сего благословения от Первосвятителя Царьграда, откуда заимствовала Русь и святую веру. Он вступил в тайное сношение, по предмету своего Царского венчанья, с Церковью Константинопольскою. Так как вскоре последовала весть о кончине Дионисиевой и избрании на его престол бывшего Митрополита Адрианопольского Иоасафа, то Государь к нему писал ответную грамоту, чрез посла Патриаршего, снабдив его и богатою милостынею для Патриарха: соболями на тысячу золотых, а Митрополиту Евгрипскому вручил двести рублей деньгами; и брат царский Юрий Васильевич послал от себя Патриарху деньгами двести рублей. Он отправил с ним вместе Суздальского Архимандрита Феодорита для совещания на Востоке по делу благословенной грамоты на царство. Тогда же отпущены были Хиландарские старцы, которые приходили со Св. горы Афонской просить вспомоществования своей обители. Государь послал с ними триста рублей милостыни и богатую завесу к царским вратам, которая доселе сохраняется на Св. горе. Это было в 1557 году. Завеса сия, или катапетазма, была вся шита золотом и унизана жемчугом; на ней изображен был Деисус, т. е. Господь Иисус при предстоянии Матери Божией и Предтечи, с ликами Апостолов и Пророков вокруг; драгоценные камни украшали венцы их. Царевич Иоанн послал от себя панагию серебряную, вызолоченную, с жемчугами, а Князь Юрий Васильевич пятьдесят рублей деньгами, и столько же дано было священноиноку Сильвестру и старцам его от Государя. (Листы 107–110)

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

I. Общий исторический обзор древне-церковной иконографии 1) Содержание и различные направления древнехристианской иконографии до четвертого века Древнехристианская иконография возникла на почве, орошенной христианской кровью, – на могилах мучеников. Могилы родных и близких и доныне повсюду привлекают верующее и любящее сердце. Но для первых христиан, у которых под влиянием гонений воспитывалось и поддерживалось более сильное чувство отчужденности от этого мира, а также более живое чувство общения всех членов царства Божия, даже тех, которые отошли в вечное отечество, могилы единоверцев были особенно любимым и священным местом, тем больше, что там они находили убежище от гонений. Верующие поэтому сходились там, совершали богослужение, прославляя Бога и благоговейно чествуя память мучеников. Тут-то, вдали от взоров враждебного мира, живые делили с мертвыми свои верования, чаяния и надежды. Безмолвными, но красноречивыми свидетелями этих заветных верований и упований служат надгробные памятники, открытые и открываемые еще доныне на древнехристианских кладбищах. Это или простые камни, или целые гробницы, покрытые скульптурными и живописными изображениями, то безыскусными, то высокохудожественными. На надгробных камнях, большей частью, сделанных грубо, древние христиане изображали весьма часто драгоценное имя Господа Иисуса Христа то в виде монограммы, то посредством греческого названия рыбы: χθς. Отчасти в соединении с этим символическим письмом, отчасти независимо от него, мало-помалу стали употреблять они и символические изображения: изображение креста, рыбы, рыболова, якоря, то отдельно, то в связи с кораблем, голубя, агнца, доброго пастыря, изредка мифологический образ Орфея, присоединяя к этим главным символам символы побочные. Древним христианам тем естественнее было обратиться к этим символам, что последние были знакомы им и представляли готовые художественные формы. С другой стороны, такие изображения тем меньше могли встретить возражения со стороны церкви, что художник в этом случае пользовался образами Св. Писания и его образный язык переводил на язык художественный, облекал в художественные образы. Притом, этот символически-художественный язык вполне гармонировал с образным объяснением истин веры и нравственности, преобладавшим в отеческой литературе первых веков. Символические изображения поэтому могли самым позволительным образом удовлетворять естественной потребности иметь внешнее средство наглядного представления высоких духовных идей христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

Аннотация В статье рассматривается педагогическое наследие священномученика Фаддея Успенского применительно к современной теории и практике воспитания с целью поиска целостного подхода к развитию личности воспитанника. Образование может быть и средним, а воспитание должно быть высшим. Высшее воспитание – это доброта. Умный человек – добрый человек. Недобрый человек – неумный человек. И больше всего надо у Бога именно этого просить – доброго взгляда на жизнь. Архимандрит Мелхиседек Артюхин Знание без доброты – мудрость дьявольская. Святитель Филарет Московский . Современная образовательная парадигма тяготеет к христианским истокам. На государственном уровне в официальных документах среди приоритетных задач значится духовно-нравственное воспитание школьников. Вместе с тем на практике учителя сталкиваются с рядом проблем: психологические конфликты, разделяющие учителя, родителя и ребёнка; акцент преимущественно на интеллектуальном и физическом развитии воспитанников; массовая загруженность учителей; трудности осуществления духовно-нравственного воспитания на практике. Эти вопросы требуют глубокого осмысления и поиска целостного подхода к их решению. В этом смысле обращение к труду архиепископа Фаддея Успенского , новомученика и молитвенника, актуально и своевременно, так как наряду с самоотверженным служением Церкви и заботой о пастве он всю жизнь посвятил педагогической деятельности. Ниже мы отметим и прокомментируем основные мысли из «Записок по дидактике» священномученика Фаддея Успенского , которые привлекли наше внимание. Обладая чуткой и тонкой душевной организацией, болея всем сердцем за воспитание детей, за поиск верных подходов к преподаванию и духовно-нравственному росту самих педагогов, Владыка Фаддей делится мыслями о воспитании, основанными на глубоком личном педагогическим и молитвенным опыте. Владыка подчёркивает, что первостепенной задачей школы является воспитание детей в христианском духе. Это особенно верно для начальной школы. Вслед за К.Д. Ушинским , «отцом русской педагогики», и «самоотверженным подвижником народного просвещения» С. А. Рачинским, владыка Фаддей утверждает, что краеугольным камнем педагогики является вера Христова 1 . «Ибо всякий, пытавшийся ниспровергнуть камень сей, сам сокрушался и повергаем был в неисходную скорбь, тоску и смерть души, посему будем приступать к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устроять из себя дом Духовный Христу!» – с такими словами выступил священномученик на открытии педагогических курсов 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Беседа. Церковно-Общественное значение Священного обряда Коронования и Миропомазания Царей и изложение его Великое всероссийское, церковно-государственное торжество совершилось в 15-й день Мая в нашей древней столице, Москве. Благочестивейший Государь наш, царь по праву рождения и наследства, принял утверждение и освящение царской власти видимо от Самого Господа, в лице св. Церкви в священном короновании и миропомазании. Это событие есть событие всего государства и имеет великое значение в глазах особенно нашего православного народа. Теперь уже каждый Его верноподданный твердо убежден в высоте Его служения, призвания и значения, убежден, что Он помазанник Божий, сердце которого в руках Божиих, что Он есть лицо священное, неприкосновенное, о котором сам Господь дал заповедь – не прикасаться помазанному Моему. Священное коронование и соединенное с ним Миропомазание сами по себе уже составляют явный признак высоты и превосходства царя пред подданными, как вознесения избранного от людей ( Пс.88:20 ), – выделение его из среды других и посвящение заботам о них. Венец на главе Монарха – символ власти, данной Ему от Бога для благополезного управления врученным Ему народом, – залог обета, данного пред Царем небесным, посвятить всего себя благоденствию народа, служению истине и правде; миропомазание есть выражение того, что власть Ему дана от Бога, и Он управляет нами при содействии Св. Духа, или, лучше сказать, чрез Него управляет нами Сам Бог . Те драгоценные камни, которые украшают венец Царя, служат к указанию тех разнообразных обязанностей и трудов, которые Он принял на Себя, с полною надеждою на божественное содействие, и показывают, что все эти обязанности и труды имеют для Него самое важное значение – драгоценны для Него, близки Его сердцу, всецело посвятившему себя на служение другим. После этого невольно проникаешься чувством благоговения к этому божественному утверждению православного Царя на престол, к божественному помазанию Его от Св. Духа, невидимо облекшего Его силою свыше для мудрого и благостного управления народом, и с того дня носящегося над Ним, как над Давидом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Глава 28 16. «Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится» ( Ис.28:16 ). Видишь ли ты, что для этого было необходимо пришествие Христово? Видишь ли необходимость воплощения? «Вот, – говорит, – Я полагаю», а не кто-либо из пророков. «В основание на Сионе»: так как целое здание было низвержено, то поэтому Он полагает основание в глубину, подобно тому, как, в случае совершенного разрушения какой-либо стены, если кто-либо желает ее воссоздать, он опускает большие камни в самую глубину. А что здесь Он предсказал никоим образом не о камне или о каком-либо другом неодушевленном предмете, это ясно из следующего: «верующий в него не постыдится». Конечно, Он не камням повелел веровать, но, как ясно, возвестил об Искупителе, как и Павел говорит: «положил основание» (ср. 1Кор.3:10–11 ). Этим словом Он не то желает обозначить, что Сын сотворен, нет, никоим образом, но – что Тот, Кто был от начала, есть Христос и основание Евангелия, на котором создана Церковь . На Иисусе поставлено все, как на основании, по Его собственному свидетельству: «Аз есмь корень, а вы ветви» (ср. Ин. 15:5 ). Он, рожденный из самого корня, не имевши ничего общего с людьми, по Своему милосердию восхотел стать подобным людям и стать основанием зданий человеческих; верующие исходят из Него, как ветви. Почему же Он называется основанием? Потому, что тот, кто не будет созидать на этом основании, никогда не сможет войти в здание, и кто начинает не с него, тот ниспровергнется. Он называется камнем крепким и устойчивым, потому что крепко держит всех, прилепляющихся к нему, – многоценным, честным, который ни прославить по его заслугам никто не может, ни взвесить его стоимость. «Все, что имеет Отец, есть Мое» ( Ин.16:15 ), говорит Он. Как же Он не будет драгоценен, когда в Его руках власть жизни и смерти? Тот, Кто может щедро подавать такие дары, силен не только обогащать бедных, но и людей делать ангелами, потому что не только дарует богатства и тщетные одеяния, но и обновляет природу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Глава II Наставления о духовном возрастании христиан (1–3). О духовном устроении христианского общества вообще (4–10). О добродетельной жизни (11–12). О покорности властям (13–17). О повиновении слуг господам (18–20). 1Пет.2:1 .  Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, 1Пет.2:2 .  как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; 1Пет.2:3 .  ибо вы вкусили, что благ Господь. Возрожденные должны отложить всякую злобу (ст. 1. см. Иак 1:21 ; Еф 4:22 ; Кол 3:8 ). Посему Апостол в ст. 1 «немногими словами обнимает все множество и разнообразие зла» (блаж. Феофил.) – всех страстей и пороков, которые решительно несовместимы с чистым христианским братолюбием ( 1Пет.1:22 ). А затем Апостол внушает христианам (ст. 2) – со всею силою возлюбить истинно питательное слово Божие, как духовное молоко, и при этом указывает на их внутренний опыт: «Понеже вкусите», т. е. через упражнение в священных заповедях евангельских вы осязательно узнали, сколь благо это учение. А средство в деле знания сильнее всякого слова, как и испытываемое на деле приятнее всякого слова. Итак, опытно познав на себе благость Господа, и сами показывайте доброту и милость друг другу» (блаж. Феофил.). 1Пет.2:4 .  Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, 1Пет.2:5 .  и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Переходя от наставлений отдельным христианам к речи о совершенствовании христианского общества в целом, Апостол представляет христианское общество под образом строящегося здания, дома. И здесь мысль Апостола, естественно первее всего останавливается на краеугольном камне здания христианского общества, или Церкви – Христе Спасителе, Камне Живом (ср. Ин 6:51 ). Еще св. проповедники Ветхого Завета – св. пророк Исаия ( Ис 28:16 ) и св. псалмопевец ( Пс 117:22 ) предвозвестили всемирное событие – положение Иеговою краеугольного камня на Сионе, верующий в который не постыдится, но неверующие строители отвергнут Его. Это пророчество толкуют о Христе Сам Спаситель ( Мф 21:42 ), Апостол Петр в речи пред Синедрионом ( Деян 4:11 ) и Ап. Павел ( Рим 9:33 ). Ложному суждению неверующих людей об этом камне, отвергших Его, противостоит единственно-истинное суждение Божие о нем, как камне избранном и драгоценном (ст. 4). На этом камне все христиане должны созидаться в духовный дом или храм, в котором они образуют «святое священство», ερτευμα γιov.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава VII. Церковь. Царство Христа «Христианства нет без Церкви», – писал в начале XX века архиепископ Иларион (Троицкий) , один из многих российских новомучеников. 140 Церковь – это Христово Царство, купленное ценой Его крови, Царство, в которое Он вводит тех, кого избрал Своими детьми и кто избрал Его своим Спасителем. Начальным моментом существования Церкви на земле считается беседа Иисуса Христа с учениками в Кесарии Филипповой, когда Петр от лица прочих апостолов исповедал Его Сыном Божьим, на что Спаситель ответил: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах. И Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф. 16:17–18 ). То есть исповедание Петра становится камнем, положенным в основание Церкви Христовой. Однако в собственном смысле краеугольным основанием Церкви является Сам Христос: апостол Петр говорит о Христе как краеугольном камне Церкви: «Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится» ( 1Пет. 2:4–6 ). Таким образом, вера во Христа есть камень, становящийся фундаментом духовного здания, имя которому – Церковь . Об этом же говорит и апостол Павел: «Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, бывши утверждены на основании апостолов и пророков, имея самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие духом» ( Еф. 2:19–22 ). В Послании к Коринфянам апостол Павел называет коринфскую общину «строением», себя «строителем», а «основанием» (фундаментом) Христа: «ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Христос» ( 1Кор. 3:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Закрыть itemscope itemtype="" > Возвысим голос за каноническую чистоту Святого Православия В «Сокольниках» прошло стояние православной общественности 05.02.2019 1899 Мировые силы зла подделывают не только всё материальное, например, драгоценные камни, металлы, артефакты, но меняют всё, что могут, и в духовной сфере, и главное – небезуспешно, на нашу общую беду. В связи с трагическими событиями на Украине в последние годы стало известно о преступных деяниях лже-пастырей – раскольников под покровительством ересиарха Варфоломея, Константинопольского патриарха и вашингтонского клеврета, которые создали лже-церковь в пику канонической УПЦ МП и которая всеми Православными Поместными Церквами (за исключением Фанара) не признана. Несмотря на это, в настоящее время в Российской Федерации и в других странах, где Православие является доминирующей религией, находятся их симпатизанты – раскольники. Поэтому необходимо активнее возвышать свой голос за каноническую чистоту Святого Православия. Наша земная Церковь должна соответствовать Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Во имя этого Союз «Христианское Возрождение», Союз Православных Братств и другие патриотические организации провели в воскресенье, 3 февраля 2019 г., молитвенное стояние – «Стояние в Истине». По непонятной причине мэрия отказала нам в проведении мероприятия на Славянской площади, где мы ранее не менее 15 лет проводили свои митинги и где у памятника Святым Кириллу и Мефодию молился Патриарх Московский и всея Руси. Замруководителя Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции Правительства Москвы Олейник Василий Васильевич написал нам, что наше стояние в этот день с 14 до 16 часов «будет нарушать права пешеходов». И он заменил нам Славянскую площадь на площадку в густом лесу в парке «Сокольники». До этой площадки православным верующим пришлось добираться не менее километра от станции метро «Сокольники» по гололеду и обильным сугробам. На нашу телеграмму мэру Собянину Сергею Семеновичу с просьбой не лишать нас Славянской площади градоначальник не пожелал ответить.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/02/05/vo...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Сердце чисто созижди во мне, Боже...» 18.02.2024 355 Время на чтение 3 минуты 10 И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. 11 Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному. 18 Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу. 19 Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, 20 пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист. (Откровение Иоанна Богослова, гл.21) «Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты» (Пс. 138:7, 8). Образование драгоценных камней скрыто от глаз людей. Так, в неведомых толщах каменных пород, в глубинах земли, под страшным давлением, в какой-то момент в одной исчезающе малой точке происходит таинственное преобразование хаотичного скопления атомов в гармонично-стройный кристалл алмаза, рубина, изумруда. Из возникшей гармонии вытесняется все чуждое ей, все беспорядочное, и новое тело материи обретает прочность и вечность. Скрыты эти камни в глубинах, неведома их таинственная красота до времени, «пока в горах не запоет кирка», пока не извлекут их на поверхность и не заиграет на их гранях солнечный свет. И здесь они обнаруживают удивительное качество для камней, которое приобрели там, во мраке - прозрачность. Свет проходит сквозь них, преломляется, играет цветами радуги. Почему, зачем возникает эта бесполезная, вроде бы ничего не означающая красота? Почему человек сразу видит ее, никому никогда не надо ее объяснять, к пониманию ее не нужно подводить, она узнается и поражает сразу. Не приносит никакой пользы, но человека неудержимо тянет к ней, и он стремится обладать прекрасными камнями. Легкомысленно украшает свое тело такой чуждой его природе красотой, которая своей нетленностью и совершенством часто только подчеркивает несоответствие тому, что должна бы возвысить. И обладание ими ложно - где те, кто объявлял себя их собственниками?

http://ruskline.ru/analitika/2011/03/12/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010