Эрик Нюстрем (протестант) Драгоценные камни Драгоценные камни С древнейших времен израильтянам были известны ценность и употребление драгоценных камней. Уже в Быт 2 говорится о драгоценных камнях в земле Хавила. Такие камни, привозимые купцами из Аравии, Индии и других стран (Ср. 3Цар 10.11 , 2Пар 9.10 , Иез 27.22 ) упоминаются в числе подарков царей и князей, а также и добычи, взятой на войне. Царица Савская также подарила Соломону драгоценные камни ( 3Цар 10.2,10 ). Езекия имел камни в своей сокровищнице ( 2Пар 32.27 ) венец аммонитского царя, взятый Давидом, был из золота и украшен драгоценными камнями ( 2Цар 12.30 ). Об изделиях из драгоценных камней говорится в Исх 28.17 , Исх 39.10 и дал., Песн 5.14 , сравни «Печать». Драгоценные камни употреблялись не только в качестве украшения праздничных и священнических одежд, но и при постройках. Давид собирал драгоценные камни для постройки храма ( 1Пар 29.2 ) и Соломон обложил ими храм ( 2Пар 3.6 ). На символическом языке премудрость дороже всяких драгоценных камней ( Иов 28.16 и дал.). Будущее Царствие Божие изображается драгоценными камнями ( Ис 54.11 и дал., Откр 21.19 и дал.); также и величие самого Бога ( Иез 1.26 , Дан 10.6 , Откр 4.3 , Откр 21.11 ). В следующих местах Библии драгоценные камни соединены и перечислены: Исх 28.17 и дал. и параллельное место Исх 39.10 и дал., где говорится о двенадцати камнях на наперснике первосвященника; Иез 28.13 , где в числе украшений тирского царя перечислены 9 драгоценных камней, и в Откр 21.19 и дал. – о 12 драгоценных камнях, которые служили основанием Нового Иерусалима. Исходя из вышеприведенных и других мест Библии мы приводим описание камней в алфавитном порядке. Агат ( евр. шебо) восьмой камень в наперснике первосвященника. Теперешний агат (по названию реки Агатес в Сицилии), одна из пород кварца разнообразного цвета и рисунка; встречается молочно-белый, зеленоватый, дымчатый и черный. В древности ценился высоко, тогда как теперь он не причисляется к драгоценным камням вообще.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Камни драгоценные в Библии Камни драгоценные в Библии . Камнями драгоценными называются те минералы, отличительными особенностями которых служат твердость, прозрачность, блеск и приятный цвет и которые употребляются на приготовление дорогих украшений. Драгоценные камни не залегают в недрах земли обширными и массивными пластами, но являются вкрапленными или включенными в различные горные породы в виде мелких зерен, прожилков, небольших обломков камней. Все они вообще – кристаллического строения, иначе – представляются наблюдателю в форме многогранных тел, которые имеют определенные геометрические очертания. Драгоценные камни встречаются редко и не во всех странах, что в значительной мере возвышает их ценность. Так как камней, обладающих вышеназванными особенностями, сравнительно очень мало, потребность же в них для различных украшений была всегда велика, то, наряду с драгоценными камнями, издавна стали употреблять камни, обладающие каким-либо или несколькими из названных свойств. Эти последние обыкновенно называют полудрагоценными или дорогими камнями. При определении того, какой именно из драгоценных кашей находится пред исследователем, а также при различении этих камней один от другого, в случаях их внешнего сходства между собою, преимущественно обращают внимание на их твердость, удельный вес и химический состав. 1) Из двух тел тверже то, которое чертит или режет другое. Для определения твердости выбирают ряд известных тел (числом десять), располагают их в порядке их твердости и слабейшее из них (тальк) обозначают цифрою „1“, самое твердое (алмаз) – цифрою „10“. Если нужно испытать какой-либо камень относительно его твердости, то им чертят или режут названные тела, начиная с 1-го. На более слабых испытуемый камень оставляет черту. Теперь если на хорошей стали, твердость которой „6“, не является черты от испытуемого камня, то нужно чертить сталью по камню; если на камне получится черта, то значит камень имеет твердость между пятью и шестью (5–6). Если же камень не режет стали и сталь не режет камня, то твердость их одинакова и значит твердость испытуемого камня „6“.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

М.Д. Благовещенский Глава четвертая Ст. 1. Како потемне злато, изменися сребро доброе; разсыпашася камыцы святыни в начале всех исходов 1 ст. может быть понимаем двояко. Прежде всего можно думать, что в нем идет речь о разрушении храма, причем под золотом и серебром разумеются драгоценные украшения храма, почерневшие от огня, под камнями святыни – камни стен храма (так Халд. парафр., Майрер, Калькар, Тениус и Зейзенбергер). Но так как во всей ΙV-й гл. речь идет лишь о судьбе людей и нигде не упоминается о разрушении храма и дворцов, то лучше 1-й ст. толковать в приложении к сынам Сиона. Это тем более необходимо, что при первом толковании было бы непонятно, как камни святилища оказались разбросанными на углах всех улиц, а не соседних только, непосредственно примыкавших к храму. В приложении к судьбе людей 1-й ст. получает значение сравнения или аллегории. Золото, драгоценный металл, аллегорически указывает на людей, избранных к высокому служению, точно также, как и священные камни, т.е., камни, предназначенные для священных целей. Оба эти выражения нужно толковать о всем народе израильскому который призван был быть царством священником ( Исх.19:6 ), и который пророк Захария называет также «камнями святыми» (9:16). Золото потемнело, потеряло свой блеск, – в приложении к народу это значит, что слава его померкла, и даже сменилась унижением. Священные камни разбросаны по углам всех улиц, – это значит, что народ принужден терпеть страшные бедствия. Ср. 2:11. По еврейскому тексту, в 1 ст. упоминается только о золоте, которое первый раз названо , а второй . LXX, желая, может быть, избежать повторения, второе слово перевели ργριον «серебро». Ст. 2. Сынове Сиони честнии, одеянии златом чистым, како вменишася в сосуды глиняны, дела рук скудельничих Во 2 ст. образное выражение прямо толкуется уже о сынах Сиона, т.е., о всех жителях Иерусалима. Как члены избранного народа, они были равноценны чистому золоту, а теперь стали подобны глиняным сосудам, т.е., стали совершенно ничтожны. Славянское выражение одеянии златом чистым передает текст LXX (πηρμνοι ν χρυσ) неточно. Точнее греческое выражение нужно было бы передать так, как указано выше: «равноценные золоту» (ср. Иов.28:16, 19 ). Ст. 3. Еще же змиеве обнажиша сосцы, воздоиша скумни их дщерей людей Моих в неисцеление, яко же птица в пустыни

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Драгоценные камни и металлы (Jewels and precious stones) Драгоценности в Библии подпадают под четыре основные тематические категории. В них выражаются образы украшения и красоты, богатства и власти, величественного или святого и постоянства трансцендентного Небесного Царства. Во всех случаях драгоценности служат признанным эталоном высокой стоимости. Следует сразу же отметить трудность точного определения, к каким конкретно драгоценным камням относятся те или иные древние названия (рассмотрение вопроса об использовании различных английских слов для перевода названий драгоценных камней и соответствующую таблицу см. в «Jewels and Precious Stones», IBD, 781–789). Предпринимаются безосновательные попытки связать характерные признаки того или иного камня с одним из колен Израиля. Другие истолкователи, основываясь, по всей видимости, на связи драгоценных камней с датой рождения, пытаются привести двенадцать камней ефода и оснований нового Иерусалима в соответствие с двенадцатью знаками Зодиака. Такие попытки тщетны, и в них, к счастью, нет необходимости для понимания символики камней. В отдельных камнях самих по себе не заключено никакой конкретной символики. В совокупности же они символизируют вожделенные блага богатства и власти. В качестве библейских образов они указывают на то, что богатство и власть Бога не имеют себе равных. Драгоценности как украшение . Драгоценности служат украшением, особенно для женщин, в любом обществе. Желая произвести благоприятное впечатление на потенциальную невесту Исаака, слуга Авраама преподнес ей щедрые подарки ( Быт.24:22, 53 ). Привлекательность женщины в Песни песней отчасти выражалась в ее украшениях: «Ланиты твои под подвесками, шея твоя в ожерельях» ( Песн.1:9 ). Когда естественное человеческое желание украсить себя драгоценностями становится неумеренным, это служит показателем материалистической и извращенной системы ценностей, подлежащей Божьему суду. Так, в Ис.3:18–23 приведен перечень украшений и пышных одеяний, которые Бог отнимет у духовно несостоятельного народа, исповедующего ложные ценности. В Пс.72 благоденствующие самонадеянные люди носят «гордость, как ожерелье» ( Пс.72:6 ) и находятся на грани внезапного падения ( Пс.72:18–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Глава 18 Мы должны презирать временное богатство, а собирать сокровища на Небе благодаря нищим Кто не откажется от всего своего имущества, не может быть Моим учеником, – сказал Господь в Евангелии от Луки. Кто не оставит все вещи, которые имеет, не может быть учеником Христа. Этого не могут слышать сребролюбивые богатые, – уши их заложены звоном металла. Он звучит для них больше, чем слова Господа. От звука металла не слышен Господь Иисус Христос . Так и мельник не слышит, что ему говорят, от шума воды и звука жернова. Тогда необходимо остановить воду, чтобы услышать. Отложи пристрастие к временному богатству, останови свое сребролюбие, стесни свои мирские вожделения, если хочешь услышать Господа, Который тебя зовет. Оторви совершенно свою любовь от суетных богатств мира. Они быстротечны, как вода. Они переливаются очень быстро от отцов к детям. Если ты желаешь слушать спасительные слова Христа, то послушай, что Он сказал тому богатому, о котором пишет Лука: Все, что у тебя есть, продай и раздай нищим, и будет у тебя сокровище на Небе. Но этот человек, будучи сребролюбцем, не послушал Господа, но отвернулся в печали, предпочитая богатство Царствию Небесному. Поэтому Господь сказал, что очень трудно богатому спастись. Он так сказал не потому, что от природы тот не может спастись. Мы знаем многих богатых и даже царей, ставших святыми: Авраам, Иов, Давид, Константин Великий , Феодосий Великий и многие другие. Богатство не есть зло, когда его используют добрым образом. Но Господь сказал так, зная какие неприятности обретаются в богатстве. Когда увеличиваются богатства, тогда и вожделение безумного сребролюбца становится ненасытным, и ему трудно возненавидеть богатство. О, твое неведение, сребролюбец, как связал бес твое сердце любовью к тленным вещам! Ты к ним стремишься больше, чем к небесным благам. Небесные блага наследуют те, кто презирают временные, как скудные и недостойные. А ты стремишься к земным, потому что не знаешь их скудость. Исследуй, прошу тебя, богатство, которого ты желаешь: драгоценные камни, жемчуг, золото, серебро, парчу, златотканые одежды,– из каких скромных и недостойных вещей они возникают, чтобы их собирать? Что такое золото и серебро, как не грязь и выброс земли? Что такое сапфир, адамант, изумруд, гиацинт и другие подобные камни, как не пена земли? Что такое эти одежды, как не навоз для червей? Что такое руно, как не волосы овец? Что такое сафьян, который так ценят князья, как не кожа животных? Что такое расписные и позолоченные дворцы, высокие башни, широкие и славные дома, великие крепости, славные и знаменитые города, как не камни и ничего не стоящая земля? Говоря просто, все, что есть у мира сего, это безполезная и попираемая земля.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Сортировать по Исключить новости Что делать, если в языке нет слова “Господь” И как перевести на вепсский язык грехи и драгоценные камни 30 мая, 2017 И как перевести на вепсский язык грехи и драгоценные камни Почему вепсы первыми приняли христианство, но не знали Писания, и где взять священника-носителя языка — беседа с переводчиком «Нового Завета» на вепсский язык. Нина Григорьевна Зайцева – доктор филологических наук, заведующая сектором языкознания Института языка, литературы и истории Карельского научного центра Российской Академии Наук. Автор десятков учебников и учебных пособий, а также переводчик Нового Завета, Притчей царя Соломона, Псалтири на вепсский язык, убеждена: Слово Божие, обращенное ко всем народам, делает благородным и сам народ, и его язык. И в меру «своих скромных сил», которые вызывают восхищение, использует свой талант для христианского просвещения своего народа – вепсов. Вепсский язык мы учили по “Жизни Иисуса” — Ваш перевод Библии: когда он выполнен, и сделан ли он с древнегреческого, или с церковнославянского? — Самый маленький перевод, Нагорную проповедь, сделал с помощью священнослужителей Элиас Лённрот, финский лингвист, составитель «Калевалы», в 1842-м году. Даже не всю Нагорную проповедь, а только Заповеди блаженства. Мы приступили к переводу Библии в 1989 году, когда у нас было создано общество Вепсской культуры. В России разрешили возрождать языки после долгого и печального перерыва. Ведь в 1930-е годы вепсский язык в школах преподавался, и было издано 35 учебников разного типа, а потом запретили, назвали «национализмом», и всё. В 1989 году сюда приехала директор финно-угорского филиала Института перевода Библии Анита Лааксо из Хельсинки. Они увидели, что возрождаются языки, и наверное, можно приступить и к переводам Библии. Я к этому времени уже была кандидатом наук, Анита Лааксо сначала обратилась к Рюрику Петровичу Лонину – у нас был такой известный возродитель и основатель музея вепсской культуры в селе Шелтозеро – его, к сожалению, уже нет, но мы его считаем героем вепсского народа, это самая значительная наша личность. Рюрик Петрович сказал: «Обратитесь к Нине Григорьевне, она занимается наукой», и первой книжечкой, которую мы вместе перевели, была «Жизнь Иисуса».

http://pravmir.ru/chto-delat-esli-v-yazy...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Драгоценные камни В самой Палестине нет месторождений Д.К., но при раскопках здесь было обнаружено множество предметов, сделанных из драг. или полудраг. камней, в т.ч. печатей и фигурок скарабеев. Большая часть их была найдена в юж. областях Палестины, в культурных слоях, относящихся к железному веку. Предположит., эти изделия были привезены из Египта. кроме того, Д.К. вывозили из Хавила ( Быт 2 и след.), Савы (Аравия; 3Цар. 10:2 ; Иез. 27:22 ), Офира ( 3Цар. 10:11 ) и Эдома ( Иез. 27:16 , в Синод. пер. – «Арамеяне»). Возможно, идентификация Д.К. в нижеслед. описании не совсем полная: 1) АГАТ [евр. шево; аккад. шубу], полудраг. камень, минерал класса силикатов, назв. по одному из его месторождений на реке Ахат в Сицилии. Камень имеет разную окраску и особенно ценится за свой естеств. рисунок. В Исх. 28:19 ; Исх. 39:12 агат назван вторым камнем третьего ряда в наперснике первосвященника; 2) АЛМАЗ [евр. яхалом], Д.К. ( Исх. 28:18 ; Исх. 39:11 ; Иез. 28:13 ), назв. в Септуагинте и Вульгате ясписом (яшмой). Совр. алмаз, вероятно, не был известен в древности, поскольку достоверные сведения о нем появляются только в I в. по Р.Х. Еврейское слово шамир, переданное в Синод. и многих других переводах как алмаз ( Иер. 17:1 ; Иез. 3:9 ), в Ис. 5:6 ; Ис. 7:23–25 и др. употребляется как собират. понятие, обозначающее «тернии». При таком толковании слова шамир более понятным стало бы и упоминание алмаза в Иер. 17:1 , но, видимо, здесь имеется в виду адамантан, разновидность корунда, как и алмаз, самый твердый из известных минералов (см. Иез. 3:9 ); 3) АМЕТИСТ [евр. ахлама, греч. аметюстос], прозрачные кристаллы кварца пурпурной или фиолетовой окраски. Этот Д.К. ввозили в Палестину из Эдома, Египта, Галатии и с Кипра, а отдельные экземпляры – из Испании и Индии. Аметист использовался, гл. обр., для изготовления колец с печаткой. По поверию древних греков, аметист охраняет от опьянения; иудеи верили, что этот Д.К. навевает тому, кто его носит, приятные сновидения. Аметист – третий камень третьего ряда в наперснике первосвященника ( Исх. 28:19 ; Исх. 39:12 ) и двенадцатый – в основании стены нового Иерусалима ( Откр. 21:20 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

XLI. Слава Соломона, его грехопадение и кончина Он соорудил также и стену окрест Иерусалима, и пышные себе чертоги, с помощью Царя Тирского, который прислал ему, кроме зодчих и кедров Ливанских, еще сто двадцать талантов золота. Соломон укрепил и пограничные города свои, создал новые в пустыне и на Ливане, даже до отдаленной Пальмиры, и ему платили дань все народы внутри Палестины, которые столь долго противились сынам Израилевым. Трижды в год приносил он жертвы мирные, всесожжения и фимиам, в храме Господнем, и благословлял Господь его молитву, распространяя могущество Царя. Корабли его, с кораблями Тирскими, ходили по морям и привозили ему, из дальнего Офира и Фарсиса, золото, слоновую кость, драгоценные камни и благовонные древа, которые употреблял на некоторые украшения в храме и на мусикийские орудия; из золота же вылил фиалы и все сосуды и триста щитов, которые повесил в кедровых своих палатах. – Он соорудил себе и великолепный престол из слоновой кости, обитый золотом, на шести ступенях, с двумя большими львами по сторонам и детищами львов на каждой ступени. Таково было великолепие двора царского, ибо каждый год собирал Соломон около семи сот талантов золота в свою сокровищницу, не считая податей и даров, от купцов иноземных и князей покоренной Аравии, которые посылали ему сосуды, оружие, фимиам, лошаков и коней, для его двенадцати тысяч конников и тысячи четырех сот колесниц, расставленных по крепким городам. Дорогие металлы сделались при нем обычными в Иерусалиме, как простые камни, и кедры как смоковницы, от избытка древ Ливанских. – Но все сие великолепие едва удостоил сравнить Спаситель, с красотой цветов сельных: «посмотрите на лилии полей, как растут они, не трудятся и не прядут; но Я говорю вам, что и Соломон, во всей своей славе, не облекался как одна из них.» ( Mamф. VI. 28, 29 .). Но свыше всякого богатства благословил Бог Соломона премудростью, которая превосходила разум всех человеков, так что нигде не обреталось ему подобного, и прославилось имя его во всех окрестных странах. Он написал три тысячи нравственных притчей, из которых сохранились нам только избраннейшие; говорил о каждом древе, начиная от кедра, растущего на Ливане, до иссона, исходящего из расселины стены, и о всех скотах земных и птицах небесных и рыбах морских. Из уст его истекли также пять тысяч песней, но одна сохранена Провидением в составе Священных книг, так называемая песнь песней, по высоте своей. Его описание жениха брата и невесты сестры, Царя, пасущего стада, и Царицы, стерегущей виноград, есть образ таинственного союза Мессии с Церковью , неоднократно представленного в Св. Писании под таковым символом.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Глава 28. Продолжение речи Иова (в притчах). Для Иова премудрость дороже всех драгоценностей на свете, потому что драгоценные металлы и камни, скрытые во глубинах земли и моря, человек может найти, достать и приобрети, а место, где сокрыт источник премудрости, он не может найти. Премудрость в Боге и вечно с Ним; а человеку открыта она в Богопочтении и незлобии «Не выскажут уста мои беззакония, не изменю моего незлобия, решительно высказал Иов (гл. 27, ст. 4, 5). Такое ясное и твердое убеждение (основывалось на высоком понятии Иова о «премудрости», которая для него есть драгоценнейший дар Божий, по своей природе, происхождению и свойствам превосходящий все драгоценности земли и моря. Ст . 1. Есть бо сребру место, отонуду же (откуда) бывает (оно), и (есть) место злату, отонуду же очищается (διηθετ αι). Из множества металлов серебро обращает внимание и привлекает расположение человека совершенною чистотой и приятнейшим блеском; оно весьма удобно для обработки; а потому признается благородным и сравнительно высокоценным металлом. Ценность его тем более, чем труднее его найти в чистом виде, достать и обработать. Однако издавна были известны места нахождения серебра и оно повсюду употреблялось в разном виде. Но премудрость чище серебра, отраднее для души и редко встречается в совершенно чистом виде здравых, добрых и благочестивых убеждений 27 . Золото привлекательнее и драгоценнее серебра; оно приятнее на вид и при своей мягкости удобно принимает всевозможные формы при обработке. Этот чистейший металл менее распространён в природе, нежели другие и в больших массах находится редко 28 . Но светлые мысли и чистые чувства истинно мудрого реже и дороже золота. Ст. 2. Железо бо из земли рождается, медь же равно камению сечется (λατομεται). Железо – полезнейший из металлов – распространено по всей земле и находится не только в горах, но и на равнинах. При обработке чистое железо отделяется от земли, с которой оно соединено в природе. В глубокой древности было известно мало мест нахождения и способов обработки железа, поэтому оно было очень ценно и нередко заменялось другими минералами (кремень, базальт и под. ср. Втор. 8:9 ) 29 . Медь отличается значительною прочностью на воздухе и под водою; ее можно находить в массе камней, высекать и выплавлять; с самой глубокой древности медь была в распоряжении человека и употреблялась для всякого рода вещей, особенно для орудий и оружия 30 (ср. Быт. 4:22 . Чис. 21:9 ). Но премудрость дороже для человека, нежели все металлы: если золото и серебро украшают его, а железо и медь помогают ему защищать свое тело от стихий, зверей и врагов; то светлые мысли, чистые чувства, крепкие убеждения и сильный в добре характер украшают его советы и поступки, и защищают его душу от гнева Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЛИПТИКА [греч. ϒλυπτικ, от ϒλφω - вырезаю, выдалбливаю], искусство резьбы на твердых драгоценных и полудрагоценных камнях вручную или на простейшем станке; как скульптура малых форм составляет отдельную отрасль декоративно-прикладного искусства. К произведениям Г. относятся геммы , к-рые подразделяются на инталии (c врезанным рисунком) и камеи (с выпуклым изображением), а также резные каменные сосуды разного назначения. Техника изготовления, материалы Шлифовальщик обтачивал камень до плоской или выпуклой формы, затем, пользуясь вылепленной из воска моделью, резчик (греч. δακτυλιοϒλφος; лат. sculptor anulorum, anularius) воспроизводил на камне изображение с помощью смычка (позже - колеса с приводным ремнем), к-рый заставлял вращаться железные резцы, острые напилки и колесики; применялся также алмазный осколок, вставленный в железную оправу. Большинство минералов, употреблявшихся в Г., тверже металла, поэтому камень резали металлическим резцом с помощью абразивов - «наксосского камня», порошка корунда, алмазной пыли. Работали почти вслепую, т. к. порошок абразива, смешанный с маслом или водой, полностью закрывал рисунок. На последнем этапе ювелир оправлял гемму. Для инталий употреблялись преимущественно сердолик, красноватый халцедон, хрусталь, реже - аквамарин, сапфир, топаз, алмаз и рубин. Камеи делали из оникса или разноцветного слоистого агата, живописную фактуру к-рого нередко сохраняли для достижения художественного эффекта. Для изготовления гемм использовали также яшму, аметист, ляпис-лазурь, стеатит, гематит, серпентин и т. п., подкрашенные или чистые менее твердые камни и стекло, в новейшее время - также янтарь и нек-рые морские раковины. На Др. Востоке к древнейшим образцам Г. относятся резные камни из Др. Египта (амулеты-скарабеи с текстами молитв, именами или изображениями; овальные инталии с изображениями егип. богов и фараонов), Месопотамии (цилиндрические печати Шумера (IV тыс.

http://pravenc.ru/text/165147.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010