В прежнее время именитые и богатые люди имели великое усердие к тому, чтобы быть погребенными в Троицком монастыре, у преподобного Сергия. Вследствие сего в Троицком монастыре было погребено по тому или другому количеству лиц из множества знатных родов. Но людей известных исторически погребено у Троицы очень немного. Из старого времени можем назвать четверых. Это, во-первых, князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, сначала слуга Тушинского царька, а потом товарищ князя Пожарского по освобождению Москвы от Поляков, скончавшийся 24 июня 1625 года и погребенный под западной папертью Троицкого собора (в третьей от входа с юга палатке) 311 . Во-вторых, Прокопий Петрович Ляпунов, убитый казаками под Москвой 22 июля 1611 года, сначала погребенный в Москве при Благовещенской церкви, на Воронцовом поле, а к Троице перевезенный сыном (а может быть, и по распоряжению царя Михаила Федоровича, ибо вместе с ним перевезен и погибший вместе с ним его защитник от казаков Иван Степанович Ржевский) в 1613 году; могила его находилась у паперти Успенского собора, которая была у сего последнего с западной стороны и именно во втором ряду на правой руке от лестницы на паперть, бывшей с южной стороны (в одном XVII века списке надгробных надписей читается: «идучи из паперти церкви пречистыя Богородицы, т. е. Успенскаго собора, у лестницы, на левой стороне род Булатниковых; в другом ряду от мосту, т. е. от той же лестницы, Дмитрий Федорович Скуратов, представися 136 (1627) году ноября в 26 день, Прокофей Ляпунов да Иван Ржевской, убиты 119 (1611) года, июля в 22 день»). В-третьих, боярин Михаил Борисович Шеин, мужественно защищавший Смоленск от Сигизмунда в 1609–1611 годах, но в 1634 году (28 апреля) за неудачное ведение войны против сына Сигизмундова Владислава казненный (по мнению некоторых – несправедливо) как изменник; его могила находилась подле алтарной стены Духовской церкви 312 . В-четвертых, правнук предшествующего, боярин и полководец Петра Великого Алексей Семенович Шеин, скончавшийся 12 февраля 1700 года; его могила находилась близ могилы прадеда. Из новых известных людей можем назвать одного – Ивана Сергеевича Аксакова, скончавшегося 24 января 1886 года; могила его на Успенском кладбище. Из людей известных не вообще, а в сфере духовной может быть назван протоиерей Петр Спиридонович Делицын, бывший профессором академии в продолжение 45 лет и скончавшийся 30 ноября 1863 года; могила его также на Успенском кладбище (о других академических см. в главе X, академическое кладбище) 313 . VIII. Успенский колодезь, бассейн и памятник (обелиск)

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Прокопий Ляпунов много сделал для возрождения государственной независимости. В ополчении было создано земское «правительство» в изгнании, были восстановлены некоторые приказы, которые стали осуществлять функции государственных учреждений, налаживая связь со многими городами. Их «Приговор всей земли», вдохновителем которого был Ляпунов, стал фактически первой конституцией России. В конце февраля 1611 года начался поход на Москву, Семибоярщина объявила Ляпунова и всех, кто выступил с ним, изменниками. Заняв Белый город, войска Первого народного ополчения превратили его в большой военный лагерь и стали готовиться к штурму Китай-города и Кремля. Их ряды насчитывали около 100 тысяч посадских и служивых людей из разных городов. Поляки, обеспокоенные активностью ополчения, подготовили поддельную грамоту от имени Ляпунова, в которой он приказывал уничтожить казаков и истреблять их вольницы. 4 августа (22 июля по ст. стилю) 1611 года казаки вызвали Прокопия Ляпунова на круг, т.е. на судилище. За Ляпунова вступился сотник Иван Ржевский, оба были жестоко зарублены саблями. Как писал историк Карамзин: - «…не стало животворца государственного. Враги Отечества оборвали деяния Ляпунова на благо Родины». Прокопия Ляпунова и сотника Ивана Ржевского захоронили у стен Благовещенской церкви на Воронцовом Поле. Через 2 года, в 1613 году, в год 300-летия Дома Романовых, сын Прокопия Ляпунова Владимир дал сторублевый вклад на помин души своего отца и перезахоронил его прах вместе с Иванов Ржевским в Троице-Сергиевой Лавре (по другой версии это было сделано по приказу Михаила Федоровича Романова). На могильном камне была сделана надпись: «Прокопий Ляпунов, да Иван Ржевский, убиты 119 г. (1611 года) июня 22 день». К сожалению, в сороковых годах XVII века в ходе строительных работ могила народного вождя и героя Смутного времени Прокопия Ляпунова, так же как и могилы Ивана Ржевского, князя Дмитрия Трубецкого, героя обороны Смоленска боярина Михаила Шеина не сохранились. Патриарх Гермоген и Прокопий Ляпунов, принявшие мученическую смерть, не увидели окончания Смуты, но именно они дали бесценный опыт по объединению людей разных сословий в национально-освободительное движение, которое позволило создать Второе нижегородское ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского и изгнать поляков из Москвы, спасти наше Отечество и веру православную.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/08/04/ge...

27; прор., окт. 17. Острихий (очень твердое дерево, остирикс), муч., нояб. 7. Павел (малый), преп. комел., – обнор., янв. 10; синайск. янв. 14; фивейск. янв. 15; муч., февр. 16, мар. 4 и 10, мая 18, июня 3, июля 16, авг. 17; ап., июня 29; испов. прус., мар. 7, нояб. 6; патр. конст., авг. 30; митр., никейск, сент. 10; простой, окт. 4; ростов. окт. 22; преп., июня 28, дек. 7 и 15; неокес. дек. 23. Павлин (Павлов или маленький), милост., янв. 23; муч., мая 18. Павсикакий (прекращающий зло), преп., мая 13. Павсилип (прекращающий печаль), муч., апр. 8. Паисий (детский), преп., июня 6; велик., июня 19. Пактовий (сохраняющий жизнь) муч., нояб. 3. Палладий (Падлады – богини мудрости), преп., янв. 28, нояб. 27, Памва (настырь всех), пр.-муч., июля 18. Памвон (то же, что Памва), муч. июня 5. Памфилон (из всех родов), муч., мая 17. Памфамир, муч., мая 17. Памфил (всеми любимый друг всех), муч., фев 16, авг. 12. Панкратий или Пагкратий, св.-муч. февр. и июля 9. Пансофий (всемудрый), пр.-муч., янв. 15. Пантелеимон (всемилостивый), вел.-муч., июля 27. Панкарий или Пагкарий (всем владеющий, всесильный), муч., мар. 19. Папа, муч., мар. 16, сент. 14. Пакий (папенька), муч., янв 31, фев. 3, мар. 10, июня и июля 7. Папила (папенька), муч. окт. 13. Парамон (твердый, постоянный), муч., нояб. 29. Пард (барс, но точнее – Павел), отшельн., дек. 15. Паригорий (убеждающий, утешающий), муч., янв. 29. Пармений (твердо стоящий), муч., июля 30. Пармен (твердо стоящий), ап., янв. 4 и июля 28. Парод, (дорога, выход), муч., янв. 22. Парфений (девственник), еп. лампс., февр. 7. Пасикрат (вседержащий), муч., апр. 24. Патапий, преп., дек. 8. Патермуфий, преп., июля 9; муч. сент. 17. Патрикий (Патриций – сенатор и потомок сенатора рим.), преп., мар. 20; еп. прус., мая 19. Патров (отцу последующий), ап., янв. 4, нояб. 5. Патрокл (слава отца), муч., авг. 17. Пафнутий, преп., фев. 15; боров., мая 1; муч., сент. 25. Пахомий, преп. нерехтен., мар. 23; великий, мая 15. Пелий (бегун, боец), муч., сент. 17. Пеон (врач), муч., июня 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Аквилея, в Северной Италии. Хрисогон, муч. при Диоклетиане. 22 дек. Акрагант, или Агригент , в Сицилии. Григорий еписк., 7 века. 23 ноября. Акрит, Acritas, мыс, вдающийся в Пропонтиду между Халкидонном и Никомидией. В обители Акритской подвизался Григорий преп., в 9 веке. 5 янв. Албана, Албанополь, при Каспийском море, в Дагестане. Варфоломей, ап. из 12. 11 июня и 25 авг. Александрия Египетская. В ней святительствовали: Марк еванг., ап. из 70, пострад. в 68 году. 25 апр. Дионисий сващенномуч., 248–265. 5 окт. Петр священномуч., 301–311. 25 ноября. Афанасий Великий, 326–373. 2 мая. Кирилл, 406–444. 9 июня. Протерий священномуч., 452–457. 23 февр. Евлогий, 580–607. 13 февр. Феодор священномуч., ок. 609. 3 дек. Иоанн милостивый, 610–620. 12 ноября. Григорий, испов. при Льве иконоб. 5 ноября. Приняли мученическую кончину При Декии: Фавст пресв., Авив диакон и 13 др. 6 сент. Епимах. 31 окт. Пансофий. 15 янв. Евтропия. 30 окт. Кириак. 6 сент. При Валериане: Гаий, Фавст, Евсевий и Херимон. 4 окт. При Диоклетиане : Феодора дева и Дидим воин, ок. 303. 27 мая. При Максимине : Едесий, позже 306. 2 апр. Мина, Ермоген и Евграф, ок. 313. 10 дек. Поликарп. 2 апр. Екатерина великомуч. и с нею Августа царица, Порфирий стратилат и 200 воинов. 24 ноября. Кронид, Леонтий и Серапион, в 4 в. 13 сент. Фомаида, в 6 в. 13 апр. Феодор. 12 сент. Антоний. 9 авг. Подвизались : Синклитикия, ок. времен Константина В. 5 янв. Феодора, при Зиноне. 11 сент. Евфросиния, в 5 в. 25 сент. Мастридия девица. 24 ноября. Палладий, в 6 в. 27 ноября. Александрия Киликийская , Alexandria ad Issum, Alexandremma. Аристион священномуч. 3 сент. Алмирида, при Дунае. Епиктет пресв. и Астион монах, мучч. времен Диоклет. 7 июля. Амасия в Понте. Там святительствовали: Федим, учитель церкви 3 в. Субб. с. Василий, муч. Никомидийский при Ликинии. 26 и 30 апр. Пострадали: Феодор Тирон. великомуч. ок. 306. 17 февр. Евтропий, Клеоник и Василиск, ок 308. 3 марта. Св. дева Глафира. 26 апр. Амастрия, Амастрида, в Пафлагонии , при Черном Море.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Николай Крылов, прот. Фотография. Бутырская тюрьма.1936 г. Васильевич Крылов (26.04.1875, с. Петровское Верейского у. Московской губ.- 11.12.1941, Карагандинский ИТЛ, Казахская ССР), сщмч. (пам. 28 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи пономаря. Окончил 3 класса Звенигородского ДУ. Проходил срочную военную службу в качестве писаря. После демобилизации пожелал служить в духовном ведомстве. 26 марта 1896 г. Можайским еп. сщмч. Тихоном (Никаноровым ; впосл. архиепископ) определен на должность письмоводителя Московского епархиального училищного совета Кирилло-Мефодиевского братства. С 1 сент. 1898 по 10 июня 1900 г. работал учителем-воспитателем в церковноприходской школе при храме св. Василия Неокесарийского и в приюте приходского попечительства той же церкви в Москве. 2 мая 1900 г. получил звание учителя церковноприходской школы. 30 мая того же года назначен псаломщиком к Казанской ц. в с. Подлипечье (Подлипичье) Дмитровского у. Московской губ. С сент. 1900 г. руководил общеприходским пением во время богослужений и вел внебогослужебные собеседования с народом. 4 февр. 1901 г. посвящен в стихарь. Одновременно Н. безвозмездно преподавал в церковноприходской школе дмитровского во имя святых Бориса и Глеба мужского монастыря : с 1 сент. 1903 г.- церковное пение, с 27 сент. 1904 г.- церковнослав. язык (до 1909). С 1 сент. 1905 по 1 сент. 1909 г. состоял учителем пения в земском уч-ще в дер. Митькиной Дмитровского у. 19 янв. 1909 г. Московским и Коломенским митр. сщмч. Владимиром (Богоявленским) Н. был определен на должность диакона-псаломщика к Спасской ц. Влахернской иконы Божией Матери и Нерукотворного образа Спасителя женского монастыря в с. Деденёве Дмитровского у., рукоположен во диакона 24 янв. 1909 г. Дмитровским еп. Трифоном (Туркестановым ; впосл. митрополит). С 19 сент. по 19 окт. 1911 г. был слушателем Московских епархиальных миссионерских курсов под рук. прот. сщмч. Иоанна Восторгова . С 1912 г. начал руководить общеприходским пением, введенным по его предложению в Спасо-Влахернском мон-ре. Во время первой мировой войны нес послушание духовного попечения о раненых, размещенных в монастырском лазарете и лазарете духовенства, регулярно проводил с ними религиозно-просветительские чтения и собеседования. 23 дек. 1915 г. Н. стал законоучителем в деденёвской земской школе. 16 мая 1917 г. был избран членом благочиннического совета и депутатом от благочиния на Московский епархиальный съезд духовенства и мирян.

http://pravenc.ru/text/2565744.html

19/1 сент. Икона Божией Матери «Донская». 21/3 сент. Прп. Авраамий Смоленский (XIII в.), русский подвижник и просветитель. 23/5 сент. Сщмч. Ириней Лионский (ум. ок. 200), епископ в Галлии, богослов, борец против ересей. 26/8 сент. Владимирская икона Божией Матери (праздник установлен в память спасения Москвы от Тимура в 1395) 27/9 сент. Прп. Пимен Великий (ум. ок. 450). Сщмч. Кукша (XIII в.), подвижник–миссионер. 28/10 сент. Память киево–печерских подвижников, почивающих в Дальних пещерах (XIII–XV вв.). 29/11 сент. Кончина (усекновение главы) Крестителя Господня Иоанна. 31/13 сент. Сщмч. Киприан Карфагенский (200–258), африканский епископ; богослов. Отец Церкви. Многие русские святые в настоящее время включены в. католические календари. Западных же святых, живших после XI века, в православных святцах нет. Поэтому приводим перечень некоторых всемирно известных западных подвижников . Январь 24 Ф ранциск Сальский (1567–1622), епископ Женевы, преобразователь церковной жизни, писатель (есть русск. переводы). 28 Фома Аквинат (1225–1274), уроженец Неаполя, монах–доминиканец, богослов, философ, великий учитель Западной Церкви (есть в русск. переводах фрагменты из его трудов). 29 Иоанн (Джиованни) Боско (1815–1888), уроженец Италии, священник; посвятил себя воспитанию беспризорных детей (есть русск. перевод его биографии). Февраль 21 П етр Дамиани (1007–1072), уроженец Италии, богослов и реформатор. Апрель 21 Ансельм Кентерберийский (1033–1109), уроженец Ломбардии, епископ в Англии, богослов, философ. 29 Екатерина Сиенская (1347–1380), уроженка Италии, монахиня, деятельница церковного возрождения, признана Учителем Церкви. Бонифатий (675–755), уроженец Британии, монах, миссионер, апостол Западной Европы. 13 Антоний Падуанский (1195–1231), уроженец Португалии, монах–францисканец, проповедник, чудотворец. 22 Т омас Мор (1478–1535), английский общественный деятель, погиб, сохранив верность Церкви (автор «Утопии»). 15 Бонавентура (1221–1274), уроженец Италии, монах–францисканец, богослов–мистик.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

10 авг. 1978 г. в связи со смертью папы Павла VI Лучани отбыл из Венеции для участия в конклаве, начавшемся 25 авг. Вечером 26 авг. в 4-м туре голосования он был избран папой Римским и впервые в истории принял двойное имя Иоанн Павел I, что подчеркивало его приверженность курсу пап Иоанна XXIII и Павла VI. 3 сент. 1978 г. состоялась церемония инаугурации И. П., впервые заменившая папскую коронацию. От кардинала-перводиакона Перикле Феличи И. П. принял не папскую тиару, а паллий , подтвердив тем самым верность линии на упрощение церемониала, проводившейся папой Павлом VI. И. П. также отказался от использования во время интронизации специального переносного трона (sedia gestatoria), но во время общей аудиенции 13 сент. вновь вернулся к этой традиции, став последним папой, использовавшим sedia gestatoria в церемониале. Интронизация И. П. состоялась 23 сент. в Латеранской базилике. В связи с избранием на Папский престол телеграмму И. П. с пожеланиями «успехов в усилиях в пользу упрочения мира и международной разрядки, укрепления дружбы и сотрудничества между народами» отправил Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнев . Интронизационные торжества были омрачены смертью специального представителя РПЦ Ленинградского и Новгородского митр. Никодима (Ротова) , скончавшегося 5 сент. от инфаркта во время частной аудиенции у И. П. И. П. планировал проведение обширных реформ на основе принципа коллегиальности, в т. ч. изменение правил проведения конклава путем включения в него председателей епископских конференций и превращение Всемирного синода епископов в постоянно действующий орган управления католич. Церкви. Рассматривая служение бедным как одно из основных направлений своего понтификата, И. П. выступал в пользу «бедного образа» Церкви, которая должна быть ближе к обездоленным. С первых дней понтификата И. П. включился в международную политику в качестве миротворца. На 1-й общей аудиенции 6 сент. он приветствовал начавшиеся 5 сент. в Кэмп-Дэвиде переговоры Президента США Дж. Картера, Премьер-министра Израиля М. Бегина и Президента Египта А. Садата, результатом к-рых стало подписание в Вашингтоне документов, регулирующих достижение мира на Ближ. Востоке. 9 сент. папа изъявил готовность стать посредником в переговорах по прекращению гражданской войны в Никарагуа, о чем уведомил нунция в Никарагуа архиеп. Габриеля Монтальво. 20 сент. И. П. направил епископату Аргентины и Чили послание, поддерживающее усилия иерархов католич. Церкви этих стран по предотвращению военного конфликта, опасность возникновения которого была связана с территориальным спором из-за нескольких островов в прол. Бигл.

http://pravenc.ru/text/471413.html

Мартина в Туре для разрешения спора между монахами, бóльшая часть которых решила перейти в разряд каноников. Вероятно, позиция Бенедикта Анианского была недостаточно гибкой: монастырь был ненадолго преобразован в каноникат (имп. Людовик Благочестивый в грамоте 832 г., данной монахам Сен-Дени, тоже решившим вернуться от канониката к статусу монастыря, называл св. Бенедикта Анианского и аббата Арнульфа добрыми и благочестивыми людьми, но «очень простыми» (simplicissimi) - Monuments historiques/Éd. J. Tardif. P., 1866. P. 88). Роль Анианского мон-ря в ахенской реформе минимальна (в отличие от Клюни или Горце в последующую эпоху). Реформированные монастыри не были связаны между собой и продолжали самостоятельно поставлять своих аббатов. Хотя единый устав (regula) был введен, но обычаи (consuetudines) в мон-рях бенедиктинской традиции остались разные. Наряду с Бенедиктом Анианским в этот период были известны и другие реформаторы монашеской жизни - архиеп. Лейдрад Лионский, аббат Сен-Дени Гилдуин. Несмотря на право свободных выборов, которое получили монастыри согласно «Capitulare ecclesiasticum» (818/9), многих аббатов назначал король (император) (MGH. Capit. T. 2. Pars 1. P. 276). В каролингскую эпоху появляются титулярные аббаты, одновременно возглавлявшие несколько мон-рей (напр., Гилдуин с 825 носил титул архикапеллана, а в награду за службу он был назначен аббатом 5 крупных мон-рей - Сен-Дени, Сен-Медар в Суасоне, Сен-Жермен-де-Пре, Сент-Уан в Руане и мон-ря в Салоне (Лотарингия)). При К. распространяется практика назначения мирян аббатами (abbas laicus) (напр., Эйнгард получил аббатство св. Петра в Генте). Чтобы предотвратить разграбление монастырских земель аббатами-мирянами, было введено разделение имущества обителей на mensa abbatis (букв.- стол аббата) и mensa fratrum (букв.- стол братии). Часто короли становились титулярными аббатами монастырей. Наряду с монастырями, реформированными Бенедиктом Анианским или под его влиянием (Желлон, Флёри, Муасак, Лерен, Конк, Савиньи и др.), существовали монастыри, к-рые находились в ведении местных епископов (часть из них перешла в разряд каноникатов (Сен-Дени, Сент-Илер-ле-Гран в Пуатье, Сент-Омер, Сен-Пьер-ле-Виф и Сент-Коломб в Сансе, Сент-Аньян (Сент-Эньян) в Орлеане, Сен-Бенинь в Дижоне, Сен-Марсель близ Шалон-сюр-Сон, Сен-Марсьяль в Лиможе, Сен-Сибар в Ангулеме, Сент-Обен в Анже, Сен-Сальви в Альби и, вероятно, Сен-Виктор в Марселе), в других братия продолжала вести монашеский образ жизни (Сен-Жермен в Осере, Сен-Медар в Суасоне, Сен-Жермен-де-Пре, Сен-Фарон в Мо, Сен-Люсьен в Бове, Сен-Ва в Аррасе, Сен-Пер в Шартре и Санкт-Максимин в Трире)), мон-ри в сельской местности (Сен-Морис-д " Агон, Сен-Вандрий-де-Фонтенель, Ферьер, Без, Монтье-ан-Дер, Сен-Мор-де-Фоссе, Лобб, Эльнон (Сент-Аман-лез-О), Эхтернах, Синт-Трёйден, Корби, Санкт-Галлен, Фульда, Райхенау и др.), в основном перешедшие на бенедиктинский устав, и жен.

http://pravenc.ru/text/Каролингов .html

7 сент. 247 С. 1 : Открытие Александровского моста через Волгу: (Письмо очевидца)/ (Внизу: «г. Самара, 31 августа 1880 г.»). ((Ф)); С. 2 : Москва, 6 сентября: (По поводу речи министра нар. просвещения А. А. Сабурова – о судьбах рус. языка)/+ (Ф. А. Гиляров); Преподавание медицины в духовных семинариях/Н. И. Б.; (Рец. на кн.: Никулин А. Сборник песен. 2-е изд. Гродна. 1880). (НК); Русская опера. Дебют г-жи Тауберт (певица-сопрано). Театральные новости. Певица М. Цембрих. (ТиМ); С. 3 : Из Зарайска, Рязанской губ. 2 сент.: Открытие женской прогимназии. Дерзкое святотатство. Уличные картинки; Из Владимира на Клязьме. 3 сент.: Несколько черт характера хана Наср-Эддина. (ВИ). 8 сент. 248 С. 2 : Москва, 7 сентября:допущении специалистов к разработке архивных дел министерств и управлений)/+ (Ф. А. Гиляров); Еврейский язык в духовных семинариях: (Из письма к редактору)/Quidam; (Рец. на: 1) Люис Д. Г. Изучение психологии: Ее предмет, область и метод. М., 1880; 2) Карнович Е. Мальтийские рыцари в России: Ист. повесть из времен Императора Павла I. СПб., 1880; 3) Физика в простых уроках Джона Тиндаля/Пер. с англ., под ред. проф. А. И. Шишкова с 89 рисунками. СПб., 1881). (НК); С. 3 : Из Киевской губ. 3 сент.: Знахари и знахарки. Пропасница. Пристрит. Переляк. Дання/Н. Брсв. (ВИ); С. 4 : Возвращение на родину праха А. Мицкевича. Открытие памятника (Б.) Паскалю. Логика иезуитов: (Анекдот в «Братьях Карамазовых» Ф. М. Достоевского). (РИ). 9 сент. 249 С. 1 : О том и о другом: Два слова по обыденной жизни и о дачном сезоне. Курьезы дачной жизни. Церковный староста (Николай Александрович). Вести из Скопинского уезда. Барыни, каких мало/Старый Знакомый (Н. И. Пастухов). ((Ф)); С. 2 : Москва, 8 сентября: (О необходимости для России обустройства шоссейных дорог)/(Г.-П.); За частную адвокатуру: (В ответ г. А. Сну, автору статьи, помещенной в 230 «СИ» под заглавием: «Неприсяжные адвокаты и помощники присяжных поверенных»)/Частный поверенный; С. 3 : Из Петербурга. 5 сент.: Результат деятельности Расчетной комиссии с Товариществом Грегер, Коган, Горвиц. Убийство с целью ограбления; Из Белева. 31 авг.: Празднование 30 августа; Из Самары. 5 сент.: Жажда образования. Книжные лавки. Аптеки. Зубоврачи и евреи-цепочники. Торги на бани, евреи и адвокаты; Из Самарканда. 16 июля: Вести о генерале (К. П. фон) Кауфмане. Слухи. (ВИ); С. 34 : Замечательное Евангелие (кон. V – нач. VI в.); Вместимость храмов. Новости парижских театров. Фортепиано (Л. ван) Бетховена. (РИ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

В авг. 1854 г. по просьбе жителей Одессы и с высочайшего разрешения в Одессу была перенесена Касперовская икона Божией Матери и оставлена в Преображенском кафедральном соборе. И. каждую пятницу перед литургией совершал перед ней составленный им акафист Покрову Пресв. Богородицы. Перед иконой произносили обет сестры милосердия Крестовоздвиженской общины. Этой иконой И. благословлял войска, уходившие в Севастополь, во время молебнов солдаты покупали свечи за медные гроши и пятаки. И. распорядился хранить эти деньги, не смешивая с другими, сделать из них медный крест и установить в кафедральном соборе в память будущим поколениям. После поражения на Альме, когда началось отступление русских войск и был открыт путь на Севастополь и Симферополь, И. один, без свиты, 13 сент. 1854 г. прибыл в Симферополь, 14 сент. совершил в соборе молебен, обличая малодушие и призывая заботиться о войсках. 15 сент. послал главнокомандующему светлейшему кн. А. С. Меншикову письмо с просьбой о разрешении приехать в Севастополь, помолиться с войсками и передать им копию Касперовской иконы, но получил отказ. 16 сент. произнес проповедь в соборе, благословив Симферополь и Крым Касперовской иконой, 17 сент. совершил покаянный молебен в Карасубазаре, 18 сент. прибыл в Феодосию, а затем отправился в горную часть полуострова, пробыв в Крыму до 29 сент. В июне-июле 1855 г. снова посетил Крым, наблюдал оборону Малахова кургана, под обстрелами совершал литургию и произносил проповеди (25 июня на сев. стороне Севастополя в лагерной церкви, 26 июня в Николаевском соборе), передал иконы, присланные на благословение защитникам Севастополя с разных концов России. И. заботился о госпиталях, госпитальном духовенстве и сестрах милосердия, организовал для раненых воинов сбор продовольствия, духовных книг, икон, посещал их в лазаретах Бахчисарая, Симферополя, Перекопа и др. После взятия Севастополя и возвращения англо-франц. эскадры в Одессу И. с 27 сент. до 3 окт. 1855 г. ежедневно совершал там богослужения и произносил проповеди. Когда население стало в панике покидать город, И., движимый особым почитанием Касперовской иконы Божией Матери, накануне праздника Покрова Пресв. Богородицы приказал созвать колокольным звоном жителей на Соборную пл. и со всем духовенством совершил молебен, осеняя город иконой. 2 окт. флот противника ушел, не причинив городу вреда. После окончания войны икона была возвращена в Касперовку, намерение И. о ее ежегодном перенесении в Одессу осуществилось в 1858 г., при еп. Димитрии (Муретове) .

http://pravenc.ru/text/389617.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010