Встреча редакторов, в задачу которых входила работа с черновыми текстами, представленными шестью группами переводчиков, состоялась в Лондоне. Нам не известно ни точное время ее проведения, ни как долго трудились редакторы . Вероятно, это произошло между 1609 годом и самым началом 1611-го. Одна из лондонских газет за 23 ноября 1609 года сообщает, что «благословенное дело перевода Библии проходит удачно»; Ветхий Завет уже завершен, «и переводчики приступили к Новому Завету» . На самом деле, неканонические книги Ветхого Завета в тот момент все еще редактировались и не были окончены до декабря 1610-го или даже января 1611 года . Все это время король сохранял живой интерес к делу перевода, что подтверждается записью в дневнике Исаака де Казабона, сделанной в январе 1611 года. В ней говорится, что неким воскресным днем, находясь в Уайтхолле, король Иаков просматривал комментарии к Ветхому Завету из Дуэ-Реймской Библии, сделанному английскими католиками переводу, который был недавно опубликован и открыто конкурировал с переводческой инициативой, поддержанной королем. Епископ Джеймс Монтагью читал отдельные фрагменты текста, а король высказывал свое мнение о них, выслушивая также комментарии епископов Ланселота Эндрюса и Ричарда Нила, самого де Казабона и других присутствовавших . В тот день богословская эрудиция Иакова глубоко поразила автора дневника. Означает ли это, что мы должны полностью принять точку зрения, изложенную в предисловии к Библии короля Иакова, согласно которой король «неустанно призывал тех, кому сие было поручено, к труду скорому, но при том усердному и тщательному, как то по справедливости подобает при столь важном деле» ? Думаю, это сомнительно. Хотя не стоит слишком полагаться на умолчания в качестве свидетельства, крайне удивляет, что и в прессе, и в отчетах иностранных дипломатов нет ни строчки о столь важном событии, как публикация нового официального перевода Священного Писания. Нам даже не известна точная дата, когда это случилось. По косвенным свидетельствам, новая Библия впервые вышла в свет летом 1611 года, поскольку Вустерский кафедральный собор приобрел ее в один из дней между сентябрем и ноябрем 1611 года, а епископ Джеймс Ашер заказал себе экземпляр в письме, датированном 4 октября 1611 года .

http://bogoslov.ru/article/6027082

И теперь, исходя из обсуждаемого фрагмента «Заповедано, чтобы Избранник Божий, Царь Михаил Феодорович Романов был родоначальником Правителей на Руси из рода в род» и конкретного содержания терминов, которые в нём употреблены, можно уже однозначно понять, кому и чему клялся русский народ в 1613 году: в 1613 русский народ клялся в верности Роду Правителей – самому Михаилу (начальнику Рода Правителей на Руси) и его прямым потомкам по мужской линии. Ещё раз: В 1613 РУССКИЙ НАРОД КЛЯЛСЯ В ВЕРНОСТИ РОДУ ПРАВИТЕЛЕЙ – САМОМУ МИХАИЛУ (НАЧАЛЬНИКУ РОДА ПРАВИТЕЛЕЙ НА РУСИ) И ЕГО ПРЯМЫМ ПОТОМКАМ ПО МУЖСКОЙ ЛИНИИ. Но, как известно, со смертью Петра 2 в 1730 году Род Романовых по мужской линии пресёкся. А в 1762 со смертью Елизаветы Петровны окончательно угас. Соборная клятва перестала быть актуальной. Русский народ был освобождён от соборной клятвы Роду Романовых. Ещё раз: В 1762 СО СМЕРТЬЮ ЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ СОБОРНАЯ КЛЯТВА 1613 ГОДА ПЕРЕСТАЛА БЫТЬ АКТУАЛЬНОЙ. РУССКИЙ НАРОД БЫЛ ОТ СОБОРНОЙ КЛЯТВЫ РОДУ РОМАНОВЫХ. Таким образом, заявление начальника канцелярии «ИД» Закатова: «Первый акт утверждает, что монархия и (так называемый) Дом Романовых в России нерасторжимо связаны " в роды и роды " », - есть наглая попытка фальсифицировать смысл Утверждённой Грамоты 1613 года. Ещё раз: ЗАЯВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНИКА КАНЦЕЛЯРИИ «ИД» ЗАКАТОВА: «ПЕРВЫЙ АКТ УТВЕРЖДАЕТ, ЧТО МОНАРХИЯ И (ТАК НАЗЫВАЕМЫЙ) ДОМ РОМАНОВЫХ В РОССИИ НЕРАСТОРЖИМО СВЯЗАНЫ " В РОДЫ И РОДЫ " », - ЕСТЬ НАГЛАЯ ПОПЫТКА ФАЛЬСИФИЦИРОВАТЬ СМЫСЛ ГРАМОТЫ 1613 ГОДА. После того, как «ИД» осознал, что каноническая трактовка Рода в Утверждённой Грамоте не оставляет никаких шансов Главам «ИД» занять Российский престол, со стороны «ИД» последовали попытки исказить уже каноническое понятие Рода. Начальник Канцелярии «ИД» Закатов начал утверждать, что «нигде нет определения Рода как потомков только по мужской линии. Это полные бред и чушь.» (Ком. 183 http://ruskline.ru/s...rochestvam/#comments) И что в 1613 году на Руси (на Соборе) понятие Рода интерпретировалось точно также как и понятие «Императорский Дом», то есть в соответствии с Актом Павла 1 от 1797 года.

http://ruskline.ru/rnl_tv/2016/avgust/25...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Обрание» или «избрание»? О фундаментальном понятии в главном документе Державного Собора 1613 года 07.03.2013 443 Время на чтение 10 минут Выступление подготовлено для 13-х Иринарховских Чтений в Борисоглебе под Ростовом Великим. Утвержденная Грамота Великого Московского Собора 1613 года для нас, православных царистов, является важнейшим неусыхающим источником надежд на неизбежное Воскресение Самодержавной России, источником наших духовно-державных стратегий. Обстоятельства и детали страшного отступления от сего Соборного установления, подробности измены Государю и Самодержавию в Феврале-Июле 1917 года напоминают дьявольскую карикатуру событий того же периода в 1613 году, а также совсем недавних для 1917 года юбилейных торжеств 1913 года. Тогда Архиереи и Священники по всем храмам Российской Православной Греко-Кафолической Церкви в своих праздничных проповедях вспоминали о нерушимой Соборной клятве, данной предками за себя и всех своих потомков, быть верными Царю Михаилу Феодоровичу и всем его законным Наследникам. Юбилейные торжества 1913 года сопровождались многочисленными застольями и балами в дворянских, офицерских, купеческих и городских собраниях, участники которых вспоминали судьбоносный Собор 1613 года и направляли верноподданнические адреса Государю Императору Николаю Александровичу. Никто из взрослых и дееспособных подданных Российской Империи к началу 1917 года не мог сказать, что за давностью лет ему неясен смысл и значение Соборной Клятвы 1613 года! Если измена Царскому Самодержавию в 1605 году повлекла за собой Смуту протяженностью неполных 8 лет, среди которых совсем безгосударным был период только с Июля 1610 года и по Апрель 1613 года, то совершенно сознательная измена клятве 1613 года в 1917 году привела к безгосударной Смуте, которая продолжается до сих пор вот уже 96 лет. Посчитать это наказание Русскому Народу, попущенное Богом, великим или малым смогут только те из нас, дни которых Господь продлит до зримого Воскресения Руси и чудесного возвращения Русского Народа под Покров Православного Самодержавия. Сейчас же мы изнываем от лютых недоумений и продолжаем гадать: будет покаяние Русского Народа, или все закончится полным крахом и исчезновением России с лица земли.

http://ruskline.ru/analitika/2013/03/08/...

А Великий Государь наш Царь и Великий Князь Феодор Иванович всеа Русии на своей Царьской степени на Росийском государьстве, на преславном Престоле прародителей своих, Великих Государей наших, Крестоносных Царей, Царьствовал четыренадесять лет и, праведным и непреминутельным Судом Божиим, от жизни сея преселися в вечное блаженство Небесного Царьствия: и Царьский корень, иже толикими леты влечашеся, сократися, наследия и вожа преславному Государьству Росийскаго Царьствия их Царьского изращения не остася». ААЭ. Т. II. С. 150-151. 230. ААЭ. Т. II. С. 151-152. - Выделено мной. - Л.Б. 231. ААЭ. Т. II. С. 152-153. - Выделено мной. - Л.Б. 232. ААЭ. Т. II. С. 153-154. - Выделено мной. - Л.Б. 233. ААЭ. Т. II. С. 154-155. - Выделено мной. - Л.Б. 234. ААЭ. Т. II. С. 155. - Выделено мной. - Л.Б. 235. ААЭ. Т. II. С. 155-156. - Выделено мной. - Л.Б. 236. ААЭ. Т. II. С. 156. - Выделено мной. - Л.Б. 237. ААЭ. Т. II. С. 156. - Выделено мной. - Л.Б. 238. Утвержденная Грамота объ uзбpahiu на Московское Государство Михаила едоровича Романова съ предисловиемъ С.А.Белокурова. 2-е uздahie Императорскаго Общества Ucmopiu и Древностей Pocciйckuxъ при Московскомъ Университете. Москва , 1906. (Далее «УГ 1613»). С. 22-27. 239. УГ 1613. С. 32. Как видим, в официальном церковно-государственном документе воспроизводится утверждение о причастности правителя Б.Ф.Годунова к убийству Углического Царевича, хотя никакого нового дарасследования преступления 1591 года не проводилось. Некоторые ревнители не по разуму утверждают, что поскольку слова о вине правителя Б.Ф.Годунова в убиении Царевича Димитрия Иоанновича Углического содержится в Соборной «Утвержденной Грамоте» 1613 года, то, дескать, и вина в этом Б.Ф.Годунова соборна утверждена. Это, конечно же, не так. Во-первых, собственно соборное решение - «Утверженная Грамота» относится только к заключительно части этого документа, к клятвам соборян, как это было и в Соборном акте 1598 года. Во-вторых, здесь однозначно указывается, что такое утверждение о «вине» Б.Ф.Годунова принедлежит только инокине Марфе (Нагой), которая в 1605 году столь же «всеявно исповеда», что Лжедмитрий есть её подлинный сын - Царевич Димитрий, который якобы не был убит в 7099 году. Своего сына инокиня Марфа (Нагая) признавала и в Лжедмитрии Втором. И это новое ей «исповедание» 1613 года никак не относится к тексту собственно «Утвеженной Грамоты». 240. УГ 1613. С. 32-40. 241. УГ 1613. С. 40-72. 242. Характерное место старорусского текста, соборного документа, где терминологически однозначно различаются выборные от городов и их выборы, и обирание , то есть обретение Государя. Как уже отмечалось выше, в историографической литературе Московские Соборы 1598 года и 1613 года часто называются « избирательными Соборами», но термин «избрания» совершенно не соответствовал процедурам и духу соборных деяний.

http://ruskline.ru/analitika/2011/10/03/...

Венчание на царство Михаила Феодоровича в Успенском соборе Московского Кремля 11 июля 1613 г. совершил не К., а Казанский митр. Ефрем, отсутствовавший в Москве во время выборов и приехавший туда вместе с новым царем. Во время венчания К. подносил митр. Ефрему крест и скипетр для вручения царю. Показательно, что власти 2-го ополчения, наметив кандидатов на епископские кафедры (Суздальскую, Крутицкую), направляли их на поставление в Казань. Митр. Ефрем в кон. 1613 г. скончался, и управление Церковью перешло местоблюстителю Патриаршего престола Крутицкому митр. Ионе (Архангельскому) , поставленному в кон. мая 1613 г. в Москве; главой Русской Церкви официально именовался находившийся в польском плену митр. Филарет. В этих условиях К. мог удалиться в Ростовскую епархию, подвергшуюся разорению в Смутное время. В книгах Печатного приказа 1613-1615 гг., где фиксировалось взимание пошлин при выдаче жалованных грамот, никаких жалованных грамот на имя К. не отмечено. 20 сент. 1615 г. митрополит получил от царя грамоту «на домовые вотчины» ( Виденеева А. Е. Ростовский архиерейский дом и система епархиального управления в России XVIII в. М., 2004. С. 156, 205 (Прил.: Опись Ростовского архиерейского дома 1763 г.)). По благословению К. в 1616 г. был основан ярославский во имя святителей Афанасия и Кирилла муж. мон-рь в память о прекращении в Ярославле в 1612 г. эпидемии после молитв перед чудотворной иконой Нерукотворного образа Спасителя. При К. в ростовском Борисоглебском на Устье муж. мон-ре подвизался затворник прп. Иринарх ; по преставлении преподобного 26 янв. 1616 г. К. благословил игум. Петра совершить погребение в ископанной прп. Иринархом при жизни пещере около Борисоглебского собора. К. похоронен в ростовском Успенском соборе у юж. стены, погребение сохранилось. Ист.: Титов А. А. Синодики XVII и XVIII вв. Успенского собора. Ростов, 1903. Лит.: Иерархи Ростовско-Ярославской паствы, в преемственном порядке, с 992 г. до наст. времени. Ярославль, 1864. С. 120-124; Толстой М. В. Святыни и древности Ростова Великого. М., 18662. Прил. 1. С. 12, 13; Горский А. В., прот. Ист. описание Св.-Троицкой Сергиевой лавры. М., 189010. Ч. 1. С. 97-99; Летописец о Ростовских архиереях/Примеч.: А. А. Титов. СПб., 1890. С. 13; Титов А. А. Ростовская иерархия: Мат-лы для истории Рус. Церкви. М., 1890. С. 64-70; Ростово-Ярославские иерархи (992-1893)//Ярославские ЕВ. 1894. 11. Ч. неофиц. Стб. 174-176; Любомиров П. Г. Очерки истории нижегородского ополчения 1611-1613 гг. М., 1939п; Соловьёв. История. 1989. Кн. 4. С. 651, 655-656, 663; Черкасова М. С. Землевладение Троице-Сергиева мон-ря в XV-XVI вв. М., 1996. С. 162-191; Вахрина В. И. Успенский собор Ростова Великого. М., 2012. С. 79.

http://pravenc.ru/text/1840433.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ ФЕОДОРОВИЧ (12.07.1596, Москва - 13.07.1645, там же), первый рус. царь из династии Романовых (1613-1645). Сын боярина Федора Никитича Романова (буд. Московского патриарха Филарета) и Ксении Ивановны Шестовой. Двоюродный племянник царя Феодора Иоанновича (правил в 1584-1598). В 1600/01 г. разлучен с родителями после их пострига в монашество в результате опалы на род Романовых. В июне 1601 г. сослан на Белоозеро; в сент. 1602 г. переведен в с. Клины Юрьев-Польского у. (ныне Кольчугинского р-на Владимирской обл.). В царствование Василия Иоанновича Шуйского получил чин стольника (1606/07). В 1610-1612 гг. жил с матерью в Москве; покинул столицу вместе с др. боярами и членами их семей, удерживаемыми в городе во время присутствия там польско-литов. гарнизона. После освобождения Москвы войсками Второго ополчения 1611-1612 гг. в кон. 1612 - нач. 1613 г. находился в с. Домнине Костромского у. или в самой Костроме. С этим временем связана история подвига местного крестьянина Ивана Сусанина, к-рый, согласно грамоте, врученной его родственникам в 1619 г., не выдал местопребывание буд. царя. Согласно нек-рым преданиям, М. Ф. разыскивал польско-литов. отряд, заведенный Сусаниным в находящееся поблизости от с. Домнина огромное «Чистое болото». Возможно, это были «черкасы» - запорожские казаки, пришедшие вместе с кор. Сигизмундом III Вазой под Волок (ныне Волоколамск) и направившиеся оттуда в поход на сев. уезды Русского гос-ва в кон. 1612 г. На Земском соборе, созванном руководителями объединенных ополчений 1611-1612 гг., планировалось рассмотреть ряд кандидатур на рус. престол, в частности швед. принца Карла Филиппа, договор о призвании к-рого на Русское царство был заключен с Новгородом во время стояния ополчения в Ярославле в 1612 г. Однако затем на соборе постановили выбрать царя «из русских родов». Рассматривались кандидатуры главных воевод ополчения кн. Д. Т. Трубецкого и кн. Д. М. Пожарского, представителей родов князей Шуйских, Голицыных, Черкасских и Пронских. Кандидатура М. Ф. была выдвинута на Земском соборе служившими в подмосковных «таборах» вольными казаками, ее поддержали влиятельные родственники и приближенные самих бояр Романовых. После избрания 21 февр. 1613 г. М. Ф. царем к нему и его матери в Кострому из Москвы от Земского собора было направлено посольство во главе с архиеп. Рязанским Феодоритом и боярином Ф. И. Шереметевым с просьбой дать согласие на свое избрание на рус. престол. 14 марта того же года М. Ф. согласился занять рус. трон. 11 июля 1613 г. его венчал на царство в Успенском соборе Московского Кремля Казанский и Свияжский митр. Ефрем .

http://pravenc.ru/text/2563774.html

17. Сильвестр , бывший епископ Корельский, упом. 9 сент. (sic) 1611, 1612 и 1613, 20 февр., 1 мая. После во Пскове. 18. Нектарий , Грек, архиепископ Ахридский, определён 25 июня (sic) 1613, 1613–16; отлучён по суду и сослан в Новгородский Кириллов мнтрь. 19. Макарий хирот. 9 февр. 1617, из игум. Тихвинских, а 22 июля 1619 перев. в Новгород. 20. Корнилий хирот. 6 февр. 1620 из архим. Свияжских; † 17 мар. 1625. Погребён в Софийском соборе. Нектарий , вторично, (в Москве 1624) в 1625 (упом. 5 мая); † 3 июня 1626. Погребён в Софийском соборе. 21. Варлаам хирот. 8 окт. 1626 из архим. Устюжско-Архангельских; в янв. 1645 отставлен; † в Устюге. 22. Маркелл хирот. 16 янв. 1645, из игум. Соловецких; † 22 мар. 1663. Погребён в Соловецком мнтре. В исх. 1657 г. Пермь отписана к епархии Вятской, а Белоозеро – к Вологодской. IV. Архиепископы Вологодские и Белоезерские 23. Симон хирот. 23 окт. 1664, из игум. Александро-Свирского монастыря; в 1684 уволен, за болезнью; † 29 апр. 1685, на покое. Погребён в Спасо-Прилуцком мнтре. 24. Гавриил хирот. 7 сент. 1684 из архим. Новоспасского монастыря; † 30 мар. 1707. Погребён в Софийском соборе. 25. Иосиф хирот. 17 окт. (sic) 1708 из архим. Московского Знаменского монастыря; 18 янв. 1716 уволен, за болезнью, в Московский Богоявленский и там † … (Был жив в 1718). V. Эпископы Вологодские и Белоезерские 26. Павел 29 янв. 1716 хирот. из иеромонахов Александро-Невских; † 5 нояб. 1725. Погребён в Софийском соборе. 27. Афанасий Кондоиди , Грек, хирот. 9 окт. 1726 из архим. Спасо-Ярославского монастыря, а 17 сент. 1735 перев. в Суздаль. 28. Амвросий Юшкевич 2 февр. 1736 хирот. из архим. Симонова монастыря, а 29 мая 1740 перев. в Новгород. 29. Пимен Савелов 29 июня 1740 хирот. из архим. Костромского Ипатиевского монастыря; † 26 мая 1753. Погребён в Софийском соборе. 30. Серапион Лятошевич 29 окт. 1753 перев. из Переяславль-Залесской епархии; в 1761 уволен, за болезнью; † 22 апр. 1762, в Спасо-Прилуцком мнтре. Погребён в Софийском соборе. 31. Иосиф Золотой хирот. 16 дек. 1761 из архим. Высокопетровского монастыря; † 25 дек. 1774. Погребён в Софийском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сатурнин, проповедник Евангелия в Галлии. 3 июня. Симеон Нигер, учитель церкви Антиох. 4 янв. Фива, диаконисса Кенхрейской церкви. 3 сент. Филагрий, еп. Кипрский, уч. ап. Петра. 9 февр. Фронтасий, Севериан, Северин и Силан мучч., Фронтон, еп. Петрагор. 4 июня. Фулвиан, князь Ефиопский, ученик ап. Матфея. 16 ноября. Фекла, первомученица, учен. ап. Павла. 24 сент. 2 век 106.       Игнатий Богоносец, еп. Антиохийский, муч. Римский при Траяне (98–117). 20 дек. 100–117. Ромил муч. и 11000 воинов, пострадавших в Армении. 6 сент. Мучч. Диррахийские : 100–117.      Астий еп. 4 июня. Перегрин, Лукиан, Помпей и другие. 7 июля. Сарвил и Вивея, мучч. Едесские. 15 окт. Симеон, из 70, священномуч. Иерусал. 27 апр. Прокл и Иларий мучч., из Калипты близ Анкиры. 12 июля. Зосима воин, муч. Кононийский. 19 июня. Мучч. Римские : Иакино, Диомид, Евлампий и другие. 3 июля. Феодот и Феодотия. 4 июля. Дросида, дочь Траяна: 22 марта. Фока, еп. Синопийский, муч. 22 сент. 117–138. Еспер и Зоя, с двумя сынами, мучч. Атталийские, при Адриане. 2 мая. Ермиония, дочь Филиппа диакона, муч. Ефесская. 4 сент. Филит синклитик, и Лидия, с двумя сынами, мучч. Иллирийские. 23 марта. Евпсихий, муч. Кесарийский в Каппад. 7 сент. Кодрат, из 70, священномуч. Магнисийский. 21 сент. Римские мученики и мученицы : Вера, Надежда, Любовь , и мать их София. 17 сент. Евстафий Плакида, с женой и чадами. 20 сент. Елевферий, еп. Иллирийский, Анфия, мать его, и Корив. 15 дек. Ариадна, муч. Фригийская. 18 сент. Павсилип муч. 8 апр. 138–161. Иулиан, муч. Атинский, при Антонине. 28 июля. Виктор и Стефанида. мучч. Дамасские. 11 ноября. Евдокия, преподобномученица Илиопольская в Финикии. 1 марта. Феодор, муч. Пергийский, с дружиною. 21 апр. Птоломей, Лукий и некий христианин, мучч. Римские. 1 июня. Потит отрок, муч. Сардинский. 1 июля. Гликерия дева и Лаодикий, мучч. Траянопольские. 13 мая. Мелитина, муч. Фракийская. 16 сент. Мелетий стратилат, и с ним 1218 воинов с женами и детьми, также Серапион, Каллиник, Феодор и Фавст и др. мучч. 24 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Повесть о празднике Обновления храма Христа Спасителя во Иерусалим. Сентября 13. Повесть некоего монаха о непослушании. Дек. 30. Повесть о Сисинии Еп. Александрийском. Сент. 14. Повесть о некоем любящем нищих и живущем блудно и так умершем. Сент. 14. Повесть о Сисое авве. Июл. 6. Повесть о иноке некоем, изгнанном из Рима Папою Григорием. Сент. 14. Повесть о авве Сергие старейшине блудницам. Апреля 13. Повесть о попе некоем, иже крещая жены соблазняшеся. Чудо И. Предтечи. Мая 25. Повесть о Феодосие Царе, зело полезна. Апрел. 13. Покаяние. Притча Евангельская. Ноября 19. – Поучение. Дек. 30. – Иоанна Лествичн. Март. 30. – Покаяние Киприана. Октября 2. Покров Пресв. Богородицы. Октября 1. Полувий Еписк., повесть. Мая 12. Послание Еписк. Симона Владимирского к Поликарпу черноризцу Печер. Мая 3. Послание Авгаря Царя к И. Христу. Авг. 16. Послание Нила черноризца. Авг. 10. 19. Похвальныя слова; см. Слова. Пояса Ир. Богородицы праздник Авг. 31. Преображение Господне. Августа 6. Песни Печерской Богоматери. Августа 31. Пяток и среда. Слово Св. Пахомия. Мая 15. Риза Господня. Март. 27. Риза Богородицына. Июл. 2. Рождество Христово, слово. Дек. 23. Рождество Богородицы, слово. Сентября 8. Рождество И. Предтечи, слово. Июн. 24. Россия. Повесть о земле Русской. Июл. 15. Генв. 19. Руфина мать мучен. Маманта. Сент. 2. Серапиона Архиеп. Новгородского послание к Митроп. Симону. Апр. 7. Сергий авва старейшина блудницам. Повесть. Апрел. 13. Симеон Мстиславич Князь Вяземский. Сент. 14. Симона Еп. Владимир, сказание о Печерск. иноках. Мая 3. Симоновский монаст. Сент. 25. Сисиний Еп. Александрийск. Повесть. Сент. 14. Сисой авва. Повесть. Июл. 6. Слова – поучительные проповеди : Сент. 1,5,8,22,23. Окт 1. Ноября 25. Дек. 16, 17, 20, 23, 29. Генвар. 6, 30. Февр. 29. Март. 4, 10, 14, 25. Апрел. 16, 22. Мая 28. Авг. 4, 6, 13, 15, 19, 29. Надгробные: Апр. 3. Похвальныя: Сент. 5, 8, 14. Окт. 1, 5. Авг. 31.Июн. 12, 23. Мая 8.Авг.2, 9, 24.Фев. 12. Мая 2, 3, 20. Генв. 18. О смерти и о втором пришествии Христове слово Кирилла Архиеп. Александрийского. Март. 14. Апр. 22.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

После мученической кончины патриарха св. Ермогена (17 февр. 1612) местоблюстителем Патриаршего престола стал Казанский и Свияжский митр. Ефрем . Руководство 2-го ополчения 29 марта 1612 г. обратилось к нему с просьбой о поставлении на Крутицкую митрополию игум. Саввина Сторожевского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря Исаии (СГГД. Т. 2. 283. Стб. 620). Однако на Крутицкую кафедру в 1613 г. был хиротонисан И. с возведением в сан митрополита. Поставление И. следует датировать периодом между последними числами мая и дек. 1613 г.: подписи И. нет среди подписей рус. архиереев на грамоте от 24 мая 1613 г. об исполнении решения земского Собора и царя Михаила Феодоровича о пополнении казны (ААЭ. Т. 3. С. 4-7, 4); после кончины 26 дек. 1613 г. Казанского митр. Ефрема И., уже будучи митрополитом Сарским и Подонским, стал местоблюстителем Патриаршего престола и управлял Русской Церковью до возвращения из польского плена митр. Филарета в 1619 г. (Будучи Сарским и Подонским митрополитом, И. подписал составленную в мае 1613 утвержденную грамоту об избрании Михаила Феодоровича на царство. Однако это обстоятельство не дает возможности судить о времени хиротонии И., поскольку подписи под грамотой ставились начиная с мая-июня 1613 до 1615 включительно (Утвержденная грамота об избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова/С предисл. С. А. Белокурова. М., 1906. С. 14).) И. участвовал в венчании на царство Михаила Феодоровича. В дек. 1614 г. Крутицкий митрополит поставил свою печать на грамоте к митр. Филарету в Речь Посполиту (СГГД. Т. 3. С. 125, 26). Мать царя великая старица Марфа, так же как и ее родственники Салтыковы, оказывала покровительство местоблюстителю (РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Кн. 204. Л. 152). Как глава освященного Собора И. участвовал в земских Соборах 1616 и 1618 гг., оказывая поддержку Михаилу Феодоровичу в его усилиях по пополнению казны и поддержке рус. армии. В 1616 г. в Москве состоялся Собор, постановления к-рого рус. воеводы пограничных областей рассылали жителям Северских земель. Смоленская и Черниговская епархии, занятые польск. армией, перешли под власть польск. кор. и вел. кн. Литовского Сигизмунда III Вазы . Рус. духовные власти рекомендовали населению Северских земель сохранять верность Православию и не принимать Брестской унии 1596 г. (ААЭ. Т. 3. 326). Ок. 1616 г. по доносу, «неповинно, не по делу, без сыску», И. осудил Вологодского архиеп. грека Нектария, который был лишен сана и сослан в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы монастырь . 10 янв. 1619 г. И. возглавил хиротонию Рязанского архиеп. Иосифа. При местоблюстителе функционировал развитый штат администрации Патриаршего приказа (двора), к-рый включал Разряд (Судный приказ), Дворец, Казну; каждое отделение возглавлял патриарший дьяк.

http://pravenc.ru/text/578296.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010