Изданий конца XVII века и прологов XVIII века мы не сравнивали между собою, но сравнили издание 1685 года сентябрьское полугодие и издание 1689 года мартовское полугодие с последним изданием настоящего столетия1856 года. Оказалось, что исправления, по всей вероятности, совершенные в конце XVII века и в начале XVIII, касаются более замены слов одних другими: продолжалось очищение славянского языка там, где по недосмотру прежних издателей сего не сделано, исправления же исторических неправильностей ничтожны, прибавлены весьма немногие памяти русских святых, заменены немногие слова и поучения другими; одним словом в продолжение более полутораста лет сделано гораздо менее, чем в 50 лет после первого издания пролога. Перейдем опять к частностям. I. Грамматические исправления в прологе 1856 года в сравнении с прологами 1685 и 1689 годов: сент. 2 вместо о юноши совлачившем мертвеца – обнажающем мертвецы, сент. 3 вместо ввоини – сотвори мя воина, вместо назнаменану – запечатану, сент. 4 вместо тиган – сковраду, вместо сжалив си – сокрушався, сент. 11 вместо студению – мразом, сент. 14 вместо именитыми – христолюбивыми, вместо жератком – углием, сент. 23 вместо бесприличны временем – не возрастны летами, 25 сент. вместо начасте – часто, 26 вместо поливчия – водолива, окт. 1 вместо похабство – юродство, ноября 9 вместо монашица – монахиня, 14 ноября вместо делесем – делом, вместо простыню – прощение, дек. 3 вместо инославный – иноверный, дек. 10 вместо отнюдь – весьма, вместо окольнии – окрестнии, страде монастырской – трудом монастырским, дек. 19 вместо рассочники – подзиратели, янв. 3 вместо лечат о прор. Малахии – лепотен, янв. 4 о Клеопе вместо сыновец – брат, янв. 8 о св. Илии вместо гордо чудо – страшно чудо, янв. 14 молитвы отнюдныя – всегдашния, февр. 18 вспятися – возвратися, февр. 23 огненного падежа – паления, 29 прозвищи – именованьми, мар. 7 глас свой растла – распростре, 8 мар. монастырь лежим стоящь, пек – зной, клувия – клетка, мая 5 клича – молвы, 9 жидове – иудеи, мая 10 работяги – работники, 23 лзе – мощно, мая 25 коргчию – скудельнику, июня 1 вборзе – вскоре, июня 6 отдоену – воспитану, июня 10 проскудити – осквернити, июня 15 пожалиша – оскорбишася, 5 июля здец – здатель, органы – орудии, июля 12 проскудливым – блудником, 16 июля кошута – елень, 26 опаш – оклеветан, авг. 16 гбежи – сгибы, 18 каменостружцы – каменосечцы, 26 авг. кротяше – увещаше, 30 правило обходя – соблюдая, и немногие другие; более общие исправления: двойственное число заменено множественным, дательные падежи ставятся с усеченным окончанием, напр. 5 сент. о мучч. Фифаиле и Фивее сия христиана суща – сии христиане суще и так все сказание исправлено, вместо Христови – Христу, Глебови – Глебу; частица иже часто опускается.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Казанской, 8 июля, 22 окт. Киевопечерской, 3 мая. Колочской, 9 июля. Коневской, 10 июля. Миасинской, 1 сент. Неопалимой Купины, 4 сент. Ржевской, 11 июля. Смоленской Одигитрии, 28 июля. Страстной, 13 авг. Тихвинской, 26 июня. Тодгской, 8 авг. Утоли моя печали, 25 янв. Фидермской, 12 окт. Феодоровской, 14 марта. Соборы вселенские события: Никейский 1,325 г. 29 мая и 7 неделя по Пасхе. Константинопольский 1, 381 г. 22 мая. Ефесский 431 г. 9 сент. Халкидонский 451 г. июля 16 (все 6 соборов). Константинопольский 2, 553 г. 25 июля. Константинопольский 3, 681 г. 23 янв. Никейский 2, 787 г. 11 окт. Возобновление иконопочитании при импер. Михаиле и матери его Феодоре, первая неделя великого поста. Обновление Царяграда в 330 г. 11 мая. Падание праха из воздуха, 6 нояб. Трусы 26 янв., 17 марта, 25 сентября, 26 окт. Избавление от врагов, акафист в субботу 5 недели Великого поста. Пожар в Царьграде, 1 сент. Чудо в Вирите, 11 окт. Полтавская победа, 27 июня. Избавление Церкви и Державы российской от нашествия Галлов и с ними двадесяти язык в 1812 г. 25 дек. Святые Аввакум (обнятие т. е. любовь Божия. евр.) пророк, 2 дек. Аввакум муч. римский, 6 июля. Августа (священная, лат.) царица мученица, 24 нояб. Авда (слуга, хадд.) еп. персидск. 31 марта. Авделай (Абдалаикла) пресв. муч. персидск. 17 апр. Авдикий диак. муч. персидск. 10 апр. Авдифакс персиянин, муч. рим. 6 июля. Авдиес (слуга Иисуса, евр.) муч. персидский, 9 апр. Авдий (слуга Господень, евр.) пророк, 19 ноября. Авдий , или Авид , мучен. персидский, 5 сент. Авдон , (слуга, евр.) князь персидский, муч. римский, 30 июля. Авенир , царь индийский, отец св. Иоасафа царевича, 19 ноября. Аверкий (удерживающий, удадяющий, дат.), 26 мая. Аверкий , еписк. иерапольский, 22 окт. Авив , (колос, евр.) сын Гамалиила, 2 авг. Авив , диакон, муч. александрийский, 6 сент. Авив , муч. едесский, 15 ноября. Авив , муч. персидский, 28 марта. Авив , (у грек. Авип) из 26 мучч. готфских, 26 марта. Авив , муч. самосатский, 29 янв. Авид , или Авдий , муч. персидский, 5 сент.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

ПРИМЕЧАНИЯ: (1) Утверженная грамота об избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова. С предисловием С.А. Белокурова. – М., 1906. – 111 с. - С. 1 (2) Повесть о Земском Соборе 1613 г.//Вопросы истории, 1985, май. – С. 94-95). (3) Утверженная грамота... , - С. 47 (4) Утверженная грамота 1613 года текстуально во многих частях совпадает с Утверженной грамотой Собора 1598 г. о призвании Бориса Годунова. В указаниях на это иногда слышится прямое или скрытое желание исследователей умалить значение соборного акта о призвании Романовых. Но, в действительности, особенно принимая во внимание менталитет и правосознание того времени, эти совпадения лишь подтверждают гипотезу о том, что наследование по свойству было не случайным, а закономерным и обоснованным с духовной и правовой позиций (5) Т.е. прирожденного - законного и естественного (6) Повесть о Земском Соборе 1613 г. – С. 94-95 (7) Повесть о Земском Соборе 1613 г. – С. 94-95 (8) Утверженная грамота ..., - С. 56 (9) Утверженная грамота… - С. 70-71 (10) Ключевский В.О. Курск русской истории. – М., 1908. – С. (11) Утверженная грамота… - С. 73-74 (12) Обращение главы Российского императорского дома великого князя Владимира Кирилловича в связи с 350-летием дома Романовых//Сборник Обращений Главы Династии Великого Князя Владимира Кирилловича. Сост. А.П. Волков. – Нью-Йорк, 1971. – С. 48 (13) Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями. Собрание сочинений в 8 томах. – Т. VII. – М.: Правда, 1984. – С. 223 (14) Утверженная грамота… - С. 73 (15) Утверженная грамота, - С. 23 (16) Утверженная грамота, - С. 27 (17) Утверженная грамота, - С. 55; слова архиепископа Феодорита Рязанского (18) Утвержденная грамота, - С. 33 (19) Утверженная грамота, - С. 36 (20) Утверженная грамота , - С. 44 (21) «Аще ли поставят Царя по своей воли, навеки не будет Царь» (Три века. Исторический сборник под ред. В.В. Каллаша. – М.: Изд. И.Д. Сытина, 1912. – В 6-ти т. – Т. 1. – С. 24) (22) «Русский народ истосковался по законном, «природном» Государе и убедился, что без него не может быть порядка и мира на Руси». (Иоанн (Максимович), свят.. Происхождение Закона о престолонаследии в России. – Подольск, 1994. – 80 с. – С. 43-44. )

http://ruskline.ru/analitika/2021/05/13/...

Нектарий печерский, 29 нояб. Неофонт , еп. урбнисский, 28 окт. Нестор некнижный печерский, 28 авг. Неувядаемый цвет – иконы Божией Матери, 3 апр. Нечаянная радость – иконы Богоматери. Прилож. I, стран. 7. Никандр преподобный городно-езерский, 15 мар. Никейской иконы Божией Матери, 28 мая. Никита муч. албанский, 4 апр. Никита , еп. Ремешек, 24 июня. Никифор преподобный важеозерский, 9 февр. Никифор Алфанов, 17 июня. Никодим кожеозерский, 3 июля. Никодим , архиеп. сербский, 30 авг. Николай воин болгар., 24 окт. Николай псковский юродивый, 28 февр. Николай , еп. тмутараканский. Нил преподобный сорский, 7 апр. Нифонт телеговский устюжский. Новгородской иконы Божией Матери, 20 дек. Новоникитской иконы Божией Матери, 15 сент. Овиновской иконы Божией Матери, 15 авг. Озерянской иконы Богоматери. Прилож. I, стран. 7. Оковицкой иконы Божией Матери, 8 июля. Оконской иконы Божией Матери, 30 июля. Олег , князь брянский, 20 сент. Онисим , затворник печерский, 21 сент. Онисифор , исповедник печерский, 9 нояб. ОнуФрий вологодский,12 июня. Онуфрий мальский, 12 июня. Онуфрий печерский, 21 июля. Оранской иконы Божией Матери, 21 мая. Орловской иконы Богоматери. Прилож. I, стран. 7. Павел муч. русский, 6 апр. Павел печерский, 21 сент. Павел печерский другой, 28 авг. Павел ростовский, 22 окт. Паисий галицкий, 23 мая. Паисий печерский, 28 авг. Памва преподобный, затворник печерский, 28 авг. Панкратий печерский, 28 авг. Пафнутий затворник печерский, 28 авг. Пахомий мученик, 7 мая. Пахомий нерехтский, 23 мар. Пахромской иконы Божией Матери, 3 дек. Пергий печерский, 21 сент. Петровской иконы Божией Матери, 24 авг. Петр казанский мученик, 24 марта. Петр царь болгарский, 30 янв. Петр преп. коришский, 5 июня. Петр печерский подвижник, 28 авг. и 21 сент. другой. Петр спасокаменский вологодский. Пименовской иконы Божией Матери, 6 июня. Пимен постник, 28 авг. Питирим епископ пермский, 29 янв. Пирр бретский груз., 7 мая. Пиор , затворник печерский, 28 авг. Поликарп преподобный брянский, 23 февр. Почаевской иконы Божией Матери, 8 сент.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В актовых материалах сведений о деятельности О. в Тихвинском посаде почти не сохранилось; в некоторых актах, письмах Делагарди и книге Ю. Видекинда говорится о тихвинском игумене, при этом его имя не называется. В то же время О. стал одним из главных героев известных лит. памятников, таких как «Сказание об осаде и о сидении в пречестной обители честного и славного ее Одигитрии чудотворного образа обретения Тихвинская» (далее: «Повесть об осаде монастыря»), помещенного в Новгородской III летописи (ПСРЛ. 1841. Т. 3. С. 267-273), и «Сказание о милости пресвятой владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, како преславна избави обитель свою на Тихвине, идеже святой ее чудотворный образ Одигитрии, от нашествия зловерных и поганых Варяг, иже Свияне наричутся» (далее: «Сказание о Тихвинской иконе»), опубликованного в приложении к Новгородской III летописи (Там же. С. 283-305). «Повесть об осаде монастыря» была написана вскоре после событий 1613 г. в жанре воинской повести, вероятно, одним из защитников обители; «Сказание о Тихвинской иконе», по мнению К. Н. Сербиной, написано в 1658 г. иконником мон-ря Иродионом Сергеевым в жанре агиографического повествования о чудесах и явлениях Божией Матери, число к-рых увеличилось по сравнению с описанными в «Повести об осаде монастыря» ( Платонов. 1913. С. 427; Лихачёв. 1948. С. 75-76; Сербина. 1951. С. 28; Енин. 1998. С. 425). Исследователи расходятся в оценке роли О. в событиях 1613 г. в Тихвинском посаде. В дореволюционной историографии все исследователи считали О. руководителем восстания 1613 г., в советской и российской историографии роль О. высоко оценивали Сербина ( Сербина. 1951. С. 31), И. П. Шаскольский ( Файнштейн, Шаскольский. 1961. С. 19), О. А. Курбатов ( Курбатов. 2006. С. 26-27). Иной т. зр. придерживались В. А. Фигаровский ( Фигаровский. 1939. С. 42) и Г. А. Замятин ( Замятин. 2012. С. 94). Источники свидетельствуют, что О. сыграл важнейшую роль в событиях 1613 г. в Тихвинском посаде. Весной 1613 г. он вступил в переписку с московским воеводой, кн. С. В. Прозоровским. В письмах О. призывал московских воевод идти к Тихвинскому посаду, обещая оказать содействие в освобождении мон-ря. Мнение ряда исследователей о том, что О. вел переписку с кн. Д. М. Пожарским, следует считать ошибочным. Причиной появления этого недоразумения стала ошибка Г. В. Форстена, неверно прочитавшего фамилию князя в источниках из-за сходства в написании фамилий Прозоровский и Пожарский (knes Posoroskij, knes Posarskoi) ( Форстен. 1889. С. 197-198), что доказал Замятин в одном из поздних трудов ( Замятин. 2012. С. 59-60). Ошибочную версию Форстена в свое время поддержали сам Замятин (с определенным сомнением) в одной из ранних работ ( Он же. 1913. С. 111) и И. П. Мордвинов ( Мордвинов. 1913. С. 16; Он же. 1925. С. 19-20).

http://pravenc.ru/text/2578461.html

П. В. Кузенков В православном богослужении В древнем К-поле Н. торжественно праздновали 1 сент. Впрочем, в Типиконе Великой церкви IX-X вв. «начало Нового года» (τ νον τος) отмечено под 23 сент. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 42), что является наследием языческих традиций Римской империи, где указанная дата почиталась как день рождения Октавиана Августа. В Типиконе Великой ц. имя Августа уже не упоминается, однако намек на связь этой даты с идеей имп. власти можно усмотреть в праздновании 23 сент. Зачатия св. Иоанна Предтечи, почитаемая десница которого использовалась в чине коронации визант. императоров (ср.: «рука · Ioah(h)a Кр(е)ст(ите)ля · правая · ï тою ц(еса)ря поставляют(ь) на ц(ар)ство» - Путешествие Новгородского архиеп. Антония в Царьград в кон. XII ст./Предисл. и примеч.: П. И. Савваитов. СПб., 1872. Стб. 30). След празднования Н. 23 сент. можно усмотреть также в том, что с Недели по Воздвижении (воскресенье после 14 сент.) начинался новый ряд евангельских и апостольских чтений, что в правосл. богослужении сохраняется вплоть до наст. времени: в Неделю по Воздвижении завершается ряд чтений из Мф и с понедельника читается уже Лк. В к-польском Патриаршем Евангелии XI в. НБУВ ИР. Ф. 301 23Л (по классификации Грегори-Аланда, l1380; см. Nelson. 2016) указанный понедельник назван «понедельником нового лета», а чтение этого дня сопровождается комментарием: «Следует знать, что Луку начинают читать от Недели по Воздвижении, ибо тогда и равноденствие бывает, которое называется новое лето» ( Иванов. 1886. С. 113) - т. о., дата 23 сент. (или близкие к ней) получает чисто астрономическое обоснование. Как бы то ни было, уже к X-XI вв. жители К-поля считали началом года не 23, а 1 сент. Под этой датой в к-польском Синаксаре помещен историко-богословский комментарий о содержании понятия «индикт», а 1 сент. отождествлено с тем самым днем, когда, согласно Евангелию (Лк 4. 16-22), Господь Иисус Христос пришел в синагогу в Назарете и прочел пророчество Исаии: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Ис 61. 1-2; SynCP. Col. 1-2). Собственно, именно это чтение из Евангелия от Луки и указывается в визант. богослужебных книгах как чтение на Н. 1 сент.

http://pravenc.ru/text/2577837.html

Сегодня все материалы, с которыми Л. Рон Хаббард ознакомил первых прихожан Сент-Хилла (в целом это более четырехсот пятидесяти записанных на магнитофонную пленку лекций) по-прежнему составляют основу Специального обзорного курса Сент-Хилла». 424 И когда в Копенгагене, Лос-Анджелесе и Сиднее были созданы другие церкви с целью проведения специального обучения и получения одиторов высокого уровня, то эти церкви получили название «организации уровня Сент-Хилла». Каждая такая церковь специализируется в предоставлении Специального обзорного курса Сент-Хилла всем прихожанам, живущим в той части планеты, которую она обслуживает. Как утверждают последователи Хаббарда, организации уровня Сент-Хилла должны предоставлять услуги не только местным прихожанам, но и людям из других стран. Большинство прихожан, которые приезжают в какой-либо сент-хилл, планируют свое время так, чтобы интенсивно заниматься на этом курсе в течении нескольких месяцев (до года). Поэтому в организациях уровня Сент-Хилла собирается много прихожан, которые посвящают все свое время получению религиозных услуг. «Сегодня сайентологи по-прежнему приезжают в Ист-Гринстед со всего мира, чтобы пройти Обзорный курс или же просто для того, чтобы посетить место, сыгравшее важную роль в истории Саентологии. Посетители Сент-Хилла осматривают классы, где проводились первые лекции первоначального Обзорного курса и комнату исследований, где Л. Рон Хаббард сделал свои исторические открытия относительно состояний клир и ОТ, предоставив, таким образом, всему человечеству возможность ступить на Мост к полной свободе». 425 «Специальный Обзорный курс Сент-Хилла, представляющий собой хронологическое изучение Сайентологии и Дианетики с 1948 года по настоящее время, длится приблизительно один год при сорокачасовой рабочей неделе, – сообщается в сайентологическом буклете. – Данный курс раскрывает перед сайентологом все философское и техническое развитие предмета и является самым длительным сайентологическим курсом». 426 Сэйнт-Хилл (англ. Saint Hill) – английский центр аудиторных курсов Хаббарда. В настоящее время любая из (сайентологических) организаций, проводящая аудиторные курсы, называется сэйнт-хилловской. 427

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Согласно свидетельству Евсевия Кесарийского, в IV в. место погребения Иисуса Навина находилось недалеко от дер. Фамна (греч. Θαμν) близ Ефремовой горы ( Euseb. Onomast. 70 Груз. литургические памятники (VII-X вв.), ориентированные на древние календари Иерусалимской Церкви, отмечают память Иисуса Навина 1 и 2 сент. ( Кекелидзе. Канонарь. С. 127; Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 320; Tarchnischvili. Grande Lectionnaire. T. 2. P. 33). В Патмосском списке Типикона Великой ц. IX-X вв. память Иисуса Навина отмечена 19 сент.; память его под 1 сент. содержится в рукописи Paris. gr. 1590, XII в. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 3, 41). В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) память Иисуса Навина указана дважды: 1 (день кончины Иисуса Навина, помещено краткое сказание о нем) и 19 сент. (SynCP. Col. 4, 60). В Минологии имп. Василия II (кон. X - нач. XI в.) (PG. 117. Col. 21-24) и в греч. стишных Синаксарях XIII-XIV вв. (напр.: Paris. gr. 1583; ГИМ. Син. греч. 369(353) - Владимир (Филантропов). Описание. С. 515) память Иисуса Навина под 19 сент. отсутствует. Впосл. память 1 сент. вошла в славяно-рус. прологи и в ВМЧ; в совр. календарях греческих Церквей и РПЦ память Иисуса Навина совершается 1 сент. и в Неделю св. Праотцов. В Римском мартирологе XVI в. память Иисуса Навина отмечена под 1 сент. (MartRom. P. 373). В Коптской Церкви память Иисуса Навина празднуется в 26-й день месяца бауна (20 июня). В синаксарной традиции, восходящей к копто-араб. Александрийскому синаксарю XIII-XIV вв. (SynAlex. Vol. 5. P. 598-600), этот день считается днем кончины Иисуса Навина. В средневек. копто-араб. минологиях при Евангелиях (также преимущественно XIII-XIV вв.) под этим числом отмечена либо память Иисуса Навина (Les ménologes des évangéliaires coptes-arabes/Éd., trad. F. Nau. P., 1915. P. 215. (PO; T. 10. Fasc. 2)), либо чудесная остановка Иисусом Навином солнца (Ibid. P. 205-206, 228); наряду с этим отмечается также память, как в греч. Церкви - 4 день месяца тоут (1 сент.; Ibid. P. 187, 211, 225).

http://pravenc.ru/text/293947.html

P. 284) - тропарь на Пс 50, прокимен, аллилуиарий, причастен те же, что и 26 сент., Апостол 1 Ин 1. 1-7, Евангелие Ин 19. 25-27; 21. 24-25; И. Б. также упоминается 30 июня - в день памяти 12 апостолов (Ibid. P. 326), 15 февр. (Ibid. P. 232), 10 июля (Ibid. P. 336), 8 авг. (Ibid. P. 364) без богослужебного последования. В богослужебных книгах студийской традиции память И. Б. отмечается 26 сент. и 8 мая. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 286), на вечерне 26 сент. вместо рядовой кафизмы стихословится 1-й антифон 1-й кафизмы, стихиры на «Господи, воззвах» поются на 6, последование святого включает: отпустительный тропарь 2-го гласа  ()         кондак, канон (поется на 8), 2 цикла стихир-подобнов, 3 самогласна, седален; на литургии назначаются прокимен Пс 18. 2, Апостол 1 Ин 4. 12-19, аллилуиарий Пс 88. 6, Евангелие Ин 21. 15-25, причастен Пс 18. 5; 8 мая (Там же. С. 343) соединяются последования Октоиха, И. Б. и прп. Арсения, указаны те же тропарь и кондак И. Б., что и 26 сент., иной канон, 2 цикла стихир-подобнов, самогласен, седален; на литургии прокимен, аллилуиарий, причастен те же, что и 26 сент., Апостол 1 Ин 1. 1-7, Евангелие Ин 19. 25-27; 21. 24-25; также помещено замечание о том, что в случае празднования 8 мая Преполовения Пятидесятницы или Вознесения Господня служба И. Б. не опускается. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. T. 1. С. 284-285, 452-453) 26 сент. и 8 мая служба И. Б. совершается так же, как в Студийско-Алексиевском Типиконе, хотя с нек-рыми особенностями: кафизма на вечерне не стихословится, на паннихис - особой службе, к-рая совершалась в Евергетидском мон-ре сразу же после вечерни, поется канон И. Б., по 6-й песни которого - кондак 2-го гласа Τ μεγαλεα σου (    ); на утрене 8 мая поются канон праздника (Преполовения Пятидесятницы или Вознесения Господня) и канон И. Б. вместе с каноном прп. Арсения. В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 31-32) 26 сент. помещено подробное описание богослужения в честь И.

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

Евдоким (Мещерский; 18 марта - 21 окт. 1918 временно управлял епархией), еп. Филарет (Никольский; 23 авг. 1918 - 13 мая 1919 временно управлял епархией), архиеп. Серафим (Мещеряков; 13 мая 1919 - 16 июня 1922), архиеп. Севастиан (Вести; июль-сент. 1923, 1924 - 8 дек. 1929), еп. сщмч. Августин (Беляев; 22 сент. 1923 - 16 февр. 1924), еп. Сильвестр II (Братановский; 1924), архиеп. сщмч. Димитрий (Добросердов; 13 янв. 1930 - 13 мая 1932), еп. Гурий (Степанов; 25 июня - 13 авг. 1930), архиеп. сщмч. Никодим (Кротков; 10 июня 1932 - 3 дек. 1936), еп. Феодосий (Кирика; авг. 1937), архиеп. Антоний (Кротевич; 1946 - 16 нояб. 1953), еп. Иоанн (Разумов; 30 нояб. 1953 - 11 нояб. 1954), еп. Арсений (Крылов; 11 нояб. 1954 - 17 сент. 1956), еп. Сергий II (Костин; 17 сент. 1956 - 15 июня 1959), архиеп. Пимен (Извеков; 1 нояб. 1959 - 16 марта 1961 временно управлял епархией (впосл. патриарх Московский и всея Руси)); архиеп. Иоанн II (Лавриненко; 16 марта - 5 мая 1961), еп. Донат (Щёголев; 5 мая - 5 июля 1961), еп. Никодим II (Руснак; 10 авг. 1961 - 21 апр. 1964), архиеп. Кассиан (Ярославский; 20 мая 1964 - 30 нояб. 1988), архиеп. Иов (Тывонюк; 30 нояб. 1988 - 13 сент. 1989), архиеп. Александр (Могилёв; 13 сент. 1989 - 5 марта 2010), архиеп. Алексий (Фролов; 5 марта 2010 - 3 дек. 2013), еп Ферапонт (Кашин; с 25-26 дек. 2013; 13 мая - 25-26 дек. 2013 временно управлял епархией). Арх.: ГА Костромской обл. Ф. 25, 26, 27, 28, 31, 130, 131, 132, 242, 360, 701, 1146, Р-2102; ГАИО. Ф. Р-2953. Ист.: Мат-лы для географии и статистики России, собр. офицерами Ген. штаба. СПб., 1861. Т. 12: Костромская губерния. С. 191-192, 450-480; Диев М., прот. Словарь писателей духовного и светского чина Костромской губернии. М., 1892; Мат-лы для истории Костромской епархии. Кострома, 1895-1912. 5 вып.; Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери//ВАИ. 1909. Вып. 19. С. 187-260; Дозорная книга г. Солигалича 1614 года//Костромская земля: Краевед. альм. Кострома, 1992. Вып. 2. С. 36-38; Переписная книга Солигалича 1628 г.//Там же.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010