БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) БОРИС КАЗАНСКИЙ (Салтыков Борис Иванович?; † март 1553), мч. (пам. 2 окт., 4 окт.- в Соборе Казанских святых) БОРКОВСКАЯ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ находилась в мест. Борок близ слободы Холуй Вязниковского у. Владимирской губ. (в наст. время пос. Холуй Южского р-на Ивановской обл.) ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в с. Борщёве (Боршёво) Коротоякского у. Воронежской губ. (ныне Хохольский р-н Воронежской обл.), на правом берегу Дона, в 35 верстах от Воронежа БОСКО Джованни (1815 - 1888), свящ., основатель салезианского ордена, св. католич. Церкви (пам. зап. 31 янв.) 93-103 103-105 105-106 БОСТРА сел. в юго-зап. части Сирии, в горном массиве Эд-Друз (обл. Хауран), недалеко от границы с Иорданией. В прошлом - крупный адм. и церковный центр, известный в наст. время своими археологическими памятниками 106-107 107-109 БОТКИН Евгений Сергеевич (1865-1918), лейб-медик имп. мч. Николая II, св. прав. врач, страстотерпец (4 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)с 109-110 110-111 110-111 111-112 БОТТАРИ Джованни Гаэтано (1689 - 1775), итал. историк Церкви, историк искусства, архивист, один из основоположников музейного дела 112-113 113-114 114-115 115-116 116-117 117-118 БОЭМУНД ТАРЕНТСКИЙ норманнский гр. Тарента (совр. Таранто) в Юж. Италии, кн. Антиохии (с 1098), один из предводителей 1-го крестового похода БОЭЦИЙ Аниций Манлий Торкват Северин (ок. 480 - 524 или 526), рим. философ, богослов и гос. деятель, св. католич. Церкви (пам. зап. 23 окт.) 118-126 126-128 128-130 БОЯНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, находящийся в ц. Рождества Пресв. Богородицы Боянской иконы Божией Матери жен. мон-ря (Черновицкая епархия Украинской Православной Церкви) 131-133 133-135 135-136 БРАГСКИЙ ОБРЯД один из местных вариантов римского обряда, практиковавшийся с XII-XIII вв. в кафедральном соборе г. Брага (Сев. Португалия) и в нек-рых приходах Брагского архиеп-ства

http://pravenc.ru/vol/vi.html

Если ты подчинился одной страсти, то подчинением этой одной страсти ты подчинился и всем прочим страстям ( 109, 212 ). Мало изучить страсти с их разветвлениями в чтении книг отеческих; надо прочитать их в живой книге души и стяжать опытное знание о них ( 109, 217 ). Лишены надежды спасения и те православные христиане, которые стяжали греховные страсти, посредством их вступили в общение с сатаной, расторгнув общение с Богом ( 110, 165 ). Только Святой Дух может вполне очистить человека от страстей и возвратить ему власть над самим собою, похищенную диаволом ( 110, 167 ). При различных столкновениях с ближними обнаруживаются для инока его страсти, таящиеся от него самого в тайных глубинах сердца, и исцеляются всесильным... учением Христовым ( 110, 314 ). Когда христианин постоянно и тщательно займется (молитвой), тогда она мало-помалу начнет открывать его страсти, о существовании которых в себе он до тех пор не знал ( 111, 134 ). Ужасна буря страстей; она ужаснее всех внешних бедствий: помрачается разум, закрытый густым облаком помыслов, во время бури сердечной... Единственным средством спасения остается уси ленная молитва. Подобно апостолу Петру, нужно возопить от всей души к Господу ( 111, 186 ). (Телесный подвиг) существенно нужен для изгнания страстей действиями, противоположными требованию страстей; он необходим для насаждения в сердце добродетелей по указанию Евангелия ( 111, 358 ). Если, раненный стрелой врага, неожиданно заразишься страстями, не унывай ( 112, 89 ). Если не будешь поблажать страстям, увидишь умерщвление их. Если же будешь поблажать им, беседовать с ними, питать их в себе и услаждаться ими, то они умертвят тебя. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 112, 149 ). Борьба со страстями Обуздание страстей ведет к безмятежности и тишине души. Святитель Василий Великий ( 8, 333 ). Посетите же меня, наконец, очистительные слезы и многотрудное бдение тела и ума, чтобы остыл во мне пламень, омылась душа от мучительных страстей. Святитель Григорий Богослов ( 15, 25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Правило 110(124). Определено такожде: кто отвергает нужду крещения малых и новорожденных от матерной утробы детей, или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыти банею пакибытия (из чего следовало бы, что образ крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), тот да будет анафема. Ибо реченное апостолом: единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть: и тако (смерть) во вся человеки вниде, в нем же вси согрешиша (Рим.5:12), подобает разумети не инако, разве как всегда разумела кафолическая церковь, повсюду разлиянная и распространенная. Ибо посему правилу веры и младенцы, никаких грехов сами собою содевати еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да чрез пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхаго рождения. (III всел.1, 4; карф. 109, 111-116). Примечания: Смотри толкование к правилу 116(130) Правило 111(125). Определено такожде: аще кто речет, яко благодать Божия, которою оправдываются в Иисусе Христе Господе нашем, действительна к единому токмо отпущению грехов уже содеянных, а не подает сверх того помощи, да не содеваются иные грехи, таковый да будет анафема. Яко благодать Божия не токмо подает знание, что подобает творити, но еще вдыхает в нас любовь, да возможем и исполнити, что познаем. (III всел.1, 4; карф. 109, 110, 112-116). В Пидалионе они находятся под 120-127; в Книге правил 123-130 прав., в Кормчей последнего правила нет, а семь остальных правил находятся под числами 110-116. Примечания: Смотри толкование к правилу 116(130) Правило 112(126). Такожде, аще кто речет, яко та же благодать Божия, яже о Иисусе Христе Господе нашем, вспомоществует нам, к тому токмо, чтобы не согрешати, поелику ею открывается и является нам познание грехов, да знаем, чего должно искати, и от чего уклонятися, но что ею не подается нам любовь и сила к деланию того, что мы познали должным творити: таковый да будет анафема.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

59. Богородицкой Кирьяжской __________________330. 60. Никольской Сердововской __________________400. 61. Ильинской Иломанской____________________550. 62. Воскресенской Соломанской_________________500. А всего в Вотской Пятине 63 погоста, да 5 городов. V. В Шелонской Пятине: 1. Волость Ракома______________________________7. 2. Погост Коростенской________________________40. 3. Бурежской_________________________________40. 4. Голинской________________________________35. 5. Ретенской________________________________60. 6. Дегожской ______________________________120. 7. Рожественской на устье Северы____________120. 8. Лосской_________________________________100. 9. Михайловской на Узе _____________________120. 10. Михайловской Юрьева монастыря _________120. 11. Город Порхов и окологородье Порховское___120. 12. Снежской_______________________________20. 13. Рамяшевской____________________________70. 14. Черенчицкой___________________________170. 15. Турской___________________ _____________25. 16. Фроловской _____________________________70. 17. Передольской ___________________________70. 18. Петровской______________________________80. 19. Сумерской______________________________180. 20. Лятской ________________________________110. 21. Боротенской_____________________________80. 22. Вшелосской_____________________________70. 23. Любинской______________________________60. 24. Прибужской____________________________160. 25. Березской_______________________________70. 26. Хмерской______________________________130. 27. Опотцкой_______________________________80. 28. Ручьевской_____________________________120. 29. Логовецкой_____________________________110. 30. Ирской ________________________________130. 31. Офремовской____________________________90. 32. Руса и Руской уезд и околорусье____________60. 33. Пажеревицкой__________________________150. 34. Болчинской____________________________120. 35. Больской Юрьева монастыря_____________110. 36. Должинской___________________________105.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

В правиле предается анафеме 1)) кто не признает крещения младенцев действительным 2) тот кто говорит что младенцы крестятся во оставление грехов. Здесь правило имеет ввиду именно личные грехи коих нет у младенцев. кто приписыаает им личные грехи во отпущение коих они якобы крещаются .Т.е такие как Михаил из Пятигорска...и его единоверцы из ркц. 3) отлучается тот кто отрицает очищение от первородного греха т.е природной порчи во всех и в новорожденных тоже коя есть следствие личного преступления первозданных... Здесь правило, говоря " во оставление грехов " имее ввиду прекращение диктата порченной природы праотеческого греха. Ибо этот диктат ведет уже и к личным грехам. Михаил, Пятигорск 07 сентября 2017г. 13:25 Какие личные грехи у младенца?!!! Речь идет об отпущении первородного греха! Который вменяется всем потомкам Адама. Дмитрий 06 октября 2017г. 12:08 Ни Александрос, ни Вы не правы. (1) Александрос неправильно переводит (и соотв. трактует) 110 (124) Карф. (2) Но неправильно и говорить о " вменении " нам первородного греха, об этом ничего в 110 (124) Карф. нет. (Толковать Рим.5:12 в смысле " вменения " - это произвол). Что младенцы " заимствуют " от прародительского греха - хорошо объяснено у прп. Максима Исповедника, это удобопреклонность нашего произволения к греху. (А не вину за грех). Михаил, Пятигорск 07 октября 2017г. 12:48 Что, младенцу в таинстве крещения прощается " удобопреклонность произволения ко греху " ? Вам самому-то не смешно?! ) Дмитрий 12 октября 2017г. 01:39 Смешно? Во-первых, " прощается " - это Ваша вольность, в 110 (124) Карф. говорится " во оставление грехов " , как и в Символе веры. Пусть это близкие по смыслу слова, в слове " прощение " есть некий иной оттенок. Но это ладно, более важно, что именно Вы понимаете под " прощением/оставлением грехов " . Если освобождение от власти греха, то ничего смешного в том, что я сказал, Вы не найдете. Если же Вы считаете, что Бог прощает/оставляет грехи так же, как мы с Вами - вот Он гневался, а вот отложил гнев - получается, что проблема была не у человека (что он был под властью диавола), а у Бога (что Он гневался). Что-то не так.

http://bogoslov.ru/article/5493616

7) О назначении сочинений сообщить наставникам академии и объявить студентам. —372— Б) О назначении стипендий, оставшихся свободными, своекоштным студентам. Справка: В настоящее время свободны следующие стипендии: одна – казенная, освободившаяся после студента В. Самойлова, перешедшего в Казанскую академию, семь – Троице-Сергиевой Лавры, одна – покойного ректора академии прот. А.В. Горского, три – П.А. Мухановой, и одна – прот. А.М. Иванцова-Платонова, – по 220 р. каждая, две – А.И. Хлудова по 238 р. каждая, одна – академическая в 210 руб.; одна – Архиепископа Алексия в 204 р.; одна – Епископа Христофора в 190 р.; одна – прот. И. В. Рождественского в 176 р.; одна – Московского духовенства и кафедры в память 25-летия царствования Государя Императора Александра II в 174 р.; одна – Епископа Никодима в 174 р. и одна – Московской кафедры в 110 р. Определили: Принимая в руководство ведомости об успехах и поведении студентов, на казенную стипендию назначить студента III курса Модеста Вишерского, пользовавшегося стипендией Г.И. Хлудова в 86 р., а на стипендию Г.И. Хлудова – студента I курса Константина Орлова; на семь стипендий Троице-Сергиевой Лавры – студентов IV курса: Димитрия Цитовича, пользовавшегося стипендией Московской кафедры в 110 р., а на его место – студента того же курса Михаила Добротворского; Михаила Киятского, пользовавшегося стипендией М.А. Хлудова в 144 р., а на его место – студента того же курса Александра Кузнецова; Дмитрия Волковского, Сергея Молчанова и Константина Алмазова, пользовавшегося стипендией Московской кафедры в 110 р., а на его место – студента того же курса Александра Горшкова, и студентов III курса Сергея Цветкова и Николая Преображенского, пользовавшегося стипендией Ю. Ф. Самарина в 195 р., а на его место – студента того же курса Александра Смирнова , пользовавшегося стипендией Г.И. Хлудова в 86 р., на стипендию же Г.И. Хлудова – сту- —373— дента того же курса Ефрема Долганова; на стипендию прот. А.В. Горского назначить студента III курса Бориса Забавила, на три стипендии П.А.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Более поздние авторы, излагавшие сведения о П., в основном следовали Евсевию, но не всегда поддерживали его гипотезу. Так, блж. Иероним то соглашался с мнением Евсевия ( Hieron. De vir. illustr. 18), то отвергал его, называя П. учеником ап. Иоанна ( Idem. Ep. 75.3; см.: Shanks. 2008. P. 255-258). Учеником ап. Иоанна его называли также Филипп Сидский (сер. V в.; The Apostolic Fathers. 2007. P. 742-742; Shanks. 2008. P. 259-263), Псевдо-Анастасий Синаит (The Apostolic Fathers. 2007. P. 750-751; Shanks. 2008. P. 285-287) и др. авторы. В некоторых визант. текстах П. упоминается как секретарь ап. Иоанна, записавший под его диктовку Евангелие (The Apostolic Fathers. 2007. P. 756-759; см.: Schoedel. 1993. S. 241-243; Shanks. 2008. P. 293-299, 313-314). Т. о., вопреки мнению Евсевия, в церковной традиции утвердилось представление о том, что П. лично знал ап. Иоанна. Согласно Евсевию, П. общался с дочерьми ап. Филиппа , к-рые жили в Иераполе. Они рассказали П. о случае воскрешения мертвого (согласно Филиппу Сидскому, речь шла о матери Манаима) и о том, как «Юст по прозвищу Варсава» (см. ст. Иуст , ап. от 70) выпил смертельный яд и остался жив ( Euseb. Hist. eccl. III 39.9; The Apostolic Fathers. 2007. P. 742-745). Нек-рые совр. исследователи полагают, что Филипп, о к-ром упоминал П., был одним из 12 апостолов ( Shanks. 2008. P. 203-206, 350-355); по др. версии, это был Филипп евангелист, один из 7 диаконов первохрист. общины ( K ö rtner. 1983. S. 145-146; ср.: Schoedel. 1993. S. 252-253). Хронологические указания Иринея и Евсевия позволяют считать временем деятельности П. кон. I в.- 1-ю пол. II в. Ссылаясь на П., Филипп Сидский утверждал, что люди, к-рых воскресил Христос, прожили до времени правления рим. имп. Адриана (117-138) (The Apostolic Fathers. 2007. P. 744-745; Shanks. 2008. P. 272). Т. о., П. написал свое сочинение не ранее 117 г. Однако большинство исследователей принимают более раннюю дату - ок. 110 г. (напр: K ö rtner. 1983. S. 88-94, 225-226; Schoedel. 1993. S. 236-237, 261; Hill. 2006. P. 309; Shanks. 2008. P. 110-112). Высказывалось также мнение о том, что сочинение П. было написано между 95 и 110 гг. ( Yarbrough. 1983; см.: K ö rtner. 2010. P. 176-177).

http://pravenc.ru/text/2578925.html

и Михаилу Попцову. – Две стипендии Московской кафедры – студенту 2 курса Виктору Лебедеву и имеющему в августе месяце держать переводные испытания во 2-й курс студенту Всеволоду Меньшихову. – Стипендию Архиепископа Макария – студенту 3 курса Михаилу Смирнову (пользовавшемуся стипендией прот. Невоструева в 142 рубля). – Стипендию архимандрита Павла и профессора Н.И. Субботина – студенту 4 курса Владимиру Кирикову (пользовавшемуся казённой стипендией). – Стипендию протоиерея И. В. Рождественского – студенту 3 курса Александру Петропавловскому. – Стипендию протоиереев Ф.А. Голубинского и П.С. Делицына – студенту 3 курса Филиппу Ершову (пользовавшемуся стипендией Московской кафедры в 110 руб.). – Стипендию П.А. Мухановой – студенту 3 курса Василию Флорову (пользовавшемуся стипендией Московской кафедры в 110 рублей). – Академическую стипендию – студенту 3 курса Григорию Павскому (пользовавшемуся стипендией Г.И. Хлудова в 80 р.). – Казённую стипендию на 3 курсе – студенту означенного курса Николаю Ястребову (пользовавшемуся стипендией Московской кафедры в 110 рублей). – 3) Стипендии: протоиерея И. В. Рождественского (после А. Грандилевского) передать студенту 3 курса Всеволоду Соболеву, Ю. Ф. Самарина (после Н. Рождественского) студенту 3 курса Александру Батину (пользовавшемуся стипендией М.А. Хлудова в 118 рублей); Епископа Христофора (после К. Денисова) – студенту 2 курса Михаилу Веретенникову, две казённые стипендии (после Н. Чернявского и В. Семидалова) – студентам 2 курса Константину Владиславлеву и Нилу Пятницкому, Ломоносовского Комитета (после А. Моисеева) – студенту 3 курса Ивану Неутриевскому, Архиепископа Алексия (после И. Недригайлова) – студенту 4 курса Александру Минераллову, Епископа Никодима (после А. Троицкого) – студенту 2 курса священнику Иоанну Звездкину; казённую (после В. Кирикова) – студенту 4 курса Василию Бензину. – 4) Стипендиатом имени покойного Митрополита Московского Сергия назначить студента 2 курса Михаила Беляева. – 5) За прочими студентами оставить на будущий 1903–1904 год те стипендии, которыми они пользовались в минувшем году; двенадцать стипендий: академическую в 210 р., протоиерея А.И. Невоструева в 142 руб., две М.А. Хлудова по 118 р., четыре Москов-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Хотящему получить от Христа просвещение непременно нужно чистосердечно признать свою слепоту, иначе как был, так и будет всегда слеп, даже если все святое Писание будет знать наизусть: то есть письмена будет знать, а силы не постигнет. Ибо не открывает Бог своих тайн тем, которые мнят себя мудрыми и разумными, и открывает их младенцам, то есть простосердечным и признающим свое невежество... Этих Он просвещает, вразумляет, им открывает Свои тайны; прочих же оставляет, которые хвалятся своей мудростью, разумом и искусством... То есть признающие свою слепоту просветятся светом Христовым и будут видеть, а не признающие и считающие себя мудрыми останутся в прежней своей слепоте, даже еще больше помрачатся за неблагодарность и гордость, как во время жития Христова на земле это случилось с книжниками и фарисеями. Святитель Тихон Задонский ( 104, 1777 ). Обновленное естество имеет благодатное знание и видение зла, даруемые Богом; знание и видение зла, не только не нарушающие целостности добра в человеке, но и служащие к строжайшему охранению от опытного познания зла, гибельного для человека ( 109,410 ). Нужно очистить себя тщательным покаянием, нужно ощутить хотя бы в некоторой степени свободу и высоту духовного состояния, чтобы стяжать понятие о бедственном состоянии нашего тела, о состоянии его мертвости, причиненной отчуждением от Бога ( 110,8 ). Душа, облеченная в тело, закрытая и отделенная им от мира духов, постепенно просвещает себя изучением закона Божия, или, что то же, изучением христианства, и стяжает способность различать добро от зла ( 110, 13 ). Смущение, недоумение – это верные признаки помыслов, ощущений и явлений бесовских. Но и по этим признакам может познать искусителя только обучившийся... различению добра и зла ( 110,49 ). Избавляется (подвижник) от обманчивого воззрения на земную жизнь... как бесконечную... Он начинает видеть грань ее – смерть... усматривает необходимость искупителя... стяжает живую веру в Евангелие и начинает жизнью исповедовать Евангелие, (в котором) как в зеркале...

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Прихожан м. п. 687, ж. п. 692. Приход состоит из села и дер. Масловки (в 1½ в.). В селе церковно-приходская школа. 9) Село Комынино. Храм Покрова Пр. Богородицы, деревянный, холодный, построен в 1879 г., расстоянием от г. Пензы 120 в. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли усадебной 2 д., пахотной и сенокосной 39 д. Жалованья 168 р. Дом для священника церковный. Прихожан м. п. 945, ж. п. 958. Приход состоит из одного села. Училище земское. 10) Село Карсаевка. Храм во имя св. и чудотв. Николая, деревянный, построен в 1754 г., перестроен в 1873 г., расстоянием от г. Пензы 130 в. В церкви капитал 900 р. В память Государя Императора Александра II каменная часовня. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли пахотной 33 д., сенокосной 3 д. Жалованья причту 234 р. Дома для членов причта церковные. Прихожан м. п. 1233, ж. п. 1363. Приход состоит из села и дер. Старой Каштановки (в 1 в.). Училище одноклассное образцовое инородческое. 11) Село Кевдовершина. Храм во имя св. арханг. Михаила, деревянный, холодный, построен в 1864 г., расстоянием от г. Пензы 110 в. В церкви капитал 425 р. 38 к. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли усадебной 3½ д., полевой 33 д. Жалованье по окладу IV кл. Дома для членов причта церковные. Прихожан м. п. 1556, ж. п. 1555. Приход состоит из одного села. Училище земское. 12) Село Ключи. Храм во имя св. великомуч. Димитрия Солунского, с теплым приделом во имя святит. Николая, деревянный, построен в 1867–1881 г., расстоянием от г. Пензы 110 в. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли усадебной 3 дес., пахотной 66 д., сенокосной 12 д. Жалованья 229 р. 32 к. Дома для членов причта церковные. Прихожан м. п. 1135, ж. п. 1153. Приход состоит из села и деревень: Толстовой (смежной с селом) и Языковой (в 6 в.). В селе училище земское. 13) Село Крюковка. Храм во имя свят. и чуд. Николая, деревянный, теплый, построен в 1867 г., расстоянием от г. Пензы 110 в. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли усадебной 2 д., пахотной 33 д.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010