Вальдемар сначала не хотел брать даров, но когда дьяк Шипулин, по государеву указу, заметил ему, что он этим оскорбит псковичей, то принял. Сицкому наказано было: «Королевичу Вальдемару Христианусовичу всякое береженье и честь держать великую, здоровье его от русских и от всяких людей остерегать накрепко». Но ото всех неприятностей остеречь было нельзя: так, в Опочке испортили у королевича возок, вырезав бархат у дверей. В Новгороде была королевичу такая же встреча, что и во Пскове. В Москве, куда королевич въехал 21 января 1644 года, поднесли ему хлебы и дары московские, голландские и английские гости и торговые люди, а Вальдемар жаловал их к руке. Когда королевич приехал во дворец (28 января), то середи Грановитой палаты, прешедши столп, встретил его царевич Алексей Михайлович, а явил царевича Вальдемару боярин князь Львов: царевич спросил гостя о здоровье, подал ему руку и потом пошел с королевичем вместе по правую сторону. Тот же боярин князь Львов явил королевича государю, который сошел с своего места, подал королевичу руку (витался) и спросил о здоровье: королевич на государевом жалованье бил челом и правил поклон от короля, отца своего, – сперва государю, потом царевичу Алексею Михайловичу. Послы королевские говорили речь: «Его королевское величество во имя св. троицы послал своего любительного сына, графа Вальдемара-Христиана, к его царскому величеству, чтоб ему по царского величества хотенью и прошенью закон принять (вступить в брак) с царского величества дочерью, великою княжною Ириною Михайловною. Король просит, чтоб его царское величество изволил для большей верности и укрепления договор о сватанье крестным целованьем при его королевских послах укрепить и письмо дать, также принять и почитать королевского сына, как своего сына и зятя, а король накрепко наказал сыну своему царское величество, как отца, почитать, достойную честь и службу воздавать». Думный дьяк от царского имени отвечал: «Желаем, чтоб всесильный Бог великое и доброначатое дело к доброму совершенью привел; хотим с братом нашим, его королевским величеством, быть в крепкой дружбе и любви, а королевича Вальдемара Христианусовича хотим иметь в ближнем присвоении, добром приятельстве и почитать, достойную честь ему воздавать, как есть своему государскому сыну и зятю».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Теперешние киоты сделаны или в сем 1833 году, или же в следующем, 1834 году, а в 1835 году они обложены по тумбам бронзою, а выше тумб – серебром. Собор впервые расписан был стенным письмом, как мы сказали выше, тотчас по его построении преподобным Никоном, причем труд его расписания принадлежал знаменитым живописцам того времени – монахам Московского Андроникова монастыря Даниилу Черному и Андрею Рублеву. После преподобного Никона живопись была возобновлена в 1635 году, а потом была возобновляема в 1779, 1834–1835, 1864–1855 и 1904–1905 [Сафоновым] годах, а в алтаре была еще возобновляема и поправляема (по указаниям и помимо указаний митр. Филарета) в 1843 году. Чт( в живописи иконописцем после всех ее возобновлений остается древнего – решить очень трудно (если не ошибаемся, то при возобновлении 1854–1855 годов предоставлена была новым художникам, не к пользе дела, особенно большая Между задними подкупольными столбами собора висит на цепях огромное паникадило, серебряное, круглое, украшенное иконами (подобное так называемым хоросам греческих Афонских монастырей), начатое быть делаемо митрополитом Платоном в 1811 или 1812 годах и оконченное после его смерти, в 1813 или 1814 годах, имеющее веса около пяти пудов. Три других паникадила пред иконостасом и все лампады пред местными образами также серебряные (как паникадила, так и лампады – переделанные из прежних при наместнике Антонии). О большом паникадиле, висевшем в 1641 году пред иконостасом, в описи сего года читается: «Перед деисусом противу царских дверей паникадило большое медяное, немецкое дело, а у него в первом ряду двенадцать шанданов, да в другом ряду и в третьем по шти шанданов, вверху и посеред вылиты люди, под паникадилом яблоко болшое серебряное чеканное, середи яблока подпись кругом золочена, под большим яблоком яблочко золотое резное с чернью, на нем четыре продушины, под золотым яблочком кисть, золото с серебром скано, около кисти вверху низано жемчугом». Паникадило, висящее теперь в трапезной церкви, как будто есть это самое паникадило.

http://sedmitza.ru/lib/text/438573/

Теперешние киоты сделаны или в сем 1833 году, или же в следующем, 1834 году, а в 1835 году они обложены по тумбам бронзою, а выше тумб – серебром. Собор впервые расписан был стенным письмом, как мы сказали выше, тотчас по его построении преподобным Никоном, причем труд его расписания принадлежал знаменитым живописцам того времени – монахам Московского Андроникова монастыря Даниилу Черному и Андрею Рублеву. После преподобного Никона живопись была возобновлена в 1635 году, а потом была возобновляема в 1779, 1834–1835, 1864–1855 и 1904–1905 [Сафоновым] годах, а в алтаре была еще возобновляема и поправляема (по указаниям и помимо указаний митр. Филарета) в 1843 году. Чт(в живописи иконописцем после всех ее возобновлений остается древнего – решить очень трудно (если не ошибаемся, то при возобновлении 1854–1855 годов предоставлена была новым художникам, не к пользе дела, особенно большая свобода) 251 . Между задними подкупольными столбами собора висит на цепях огромное паникадило, серебряное, круглое, украшенное иконами (подобное так называемым хоросам греческих Афонских монастырей), начатое быть делаемо митрополитом Платоном в 1811 или 1812 годах и оконченное после его смерти, в 1813 или 1814 годах, имеющее веса около пяти пудов. Три других паникадила пред иконостасом и все лампады пред местными образами также серебряные (как паникадила, так и лампады – переделанные из прежних при наместнике Антонии). О большом паникадиле, висевшем в 1641 году пред иконостасом, в описи сего года читается: «Перед деисусом противу царских дверей паникадило большое медяное, немецкое дело, а у него в первом ряду двенадцать шанданов, да в другом ряду и в третьем по шти шанданов, вверху и посеред вылиты люди, под паникадилом яблоко болшое серебряное чеканное, середи яблока подпись кругом золочена, под большим яблоком яблочко золотое резное с чернью, на нем четыре продушины, под золотым яблочком кисть, золото с серебром скано, около кисти вверху низано жемчугом». Паникадило, висящее теперь в трапезной церкви, как будто есть это самое паникадило.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Заканчивает послание Грозный гневным раздражительным обращением, запрещающим монахам докучать ему подобными вопросами: «И о Хабарове мне нечего писати: как себе хочет, так дурует... А вперед бы есте о Шереметеве и о иных таких безлепицах нам не докучали...» Как отмечает Д. С. Лихачев, «Послание в Кирилло-Белозерский монастырь» – это свободная импровизация, вначале ученая, а затем запальчивая, переходящая в обвинительную речь, написанная с горячей Убежденностью в своей правоте. Своеобразие личности Грозного, особенности его писательской манеры проявляются и в его взаимоотношениях с одним из приближенных к нему опричников Василием Грязным, которому царь направил свое послание в 1574 г. Посланный царем на русско-крымскую границу воеводою, Василий Грязной попал к крымцам в плен. В своем письме царю (письмо не сохранилось) Грязное изложил условия, на которых крымский хан соглашался отпустить «великого человека» русского государя: либо прислать большой выкуп, либо обменять на плененного русскими крымского полководца Дивея. Обращаясь к «Васюшке», Грозный с иронией пишет, что Грязному не следовало «без путя середи крымских улусов заезжати», а уж если «заехано – ино было не по объездному спати». «Ты чаял, что в объезд приехал с собаками за зайцы – ажио крымцы самого тебя в торок ввязали. Али ты чаял, что таково ж в Крыму, как у меня стоячи за кушением шутити?» – иронизирует царь. Для царя опричник – не «великий человек», а «страдник», который был «у нас в приближении». За своего приближенного он согласен дать выкупа не более 2 тысяч, а не 100 тысяч, как о том просит Грязной, ибо «опричь государей таких окупов ни на ком не дают». Невысокого мнения царь о полководческом таланте опричника и противопоставляет ему крымца Дивея: «Тебе, – обращается Грозный к Грязному, – вышедши из полону, столько не привести татар, не поймать  сколько Дивей кристьян пленит». Царь упрекает опричника, что тот сулил хану выкуп и мену «не по себе». Послание Грозного написано в форме непринужденной беседы и свидетельствует отнюдь не о положительной оценке царем своих опричников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Князь Александр Крупский бит кнутом за то, что жену убил. В 1694 году явились в воровстве по язычной молвке стольники Владимир с братом Васильем Шереметевы; в этом деле пытаны князь Ив. Ухтомский, Лев и Григорий Ползиковы. Леонтий Шеншин: языки на них с пытки говорили, что на Москве они приезжали середи бела дня к посадским мужикам и домы их грабили, смертные убийства чинили и назывались большими. Шереметевы были освобождены на поруки и даны для береженья боярину Петру Вас. Шереметеву; и после того языки их казнены. В том же году изменил Федор Дашков, поехал было служить к польскому королю; пойман на рубеже, расспрашиван и повинился и отъезде; из Смоленска прислан скованный в Москву, в Посольский приказ, а из Посольского приказа освобожден, потому что дал думному дьяку Емельяну Украинцеву двести золотых. В 1693 году послана была царская грамота алатырскому воеводе о посылке стрельцов в Печерскую пустынь для обереженья Богомольцев от разбойников: «В ту пустынь ежегодно, июля к 8 числу, к чудотворному образу Казанской Богородицы бывает съезд для Богомолья, и в то же время от воровских людей и от разбойников на пустынь, и на братию, и на Богомольцев бывает всякое разорение и разграбление, и в прошлых годах ту Печерскую пустынь разбойники разбивали не по одно время». В том же году по указу великих государей в Сольвычегодске бывшему земскому всеуездному старосте Пачезерской волости крестьянину Степану Пустынникову велено учинить наказание: на площади перед приказной избою бить батоги, сняв рубаху, нещадно, для тою что он, будучи в малых числах (короткое время) во всеуездных старостах по совету с малыми людьми, без ведома усольцев посадских и уездных людей. бил челом великим государям, будто со всего мирского ведома, о Максимке и Федьке Пивоваровых, чтоб им быть по-прежнему в приказной избе в подьячих, и к той челобитной он, Стенька, дважды руку приложил: вверху подписался старостою Стенькою Пустынниковым, а в другой раз вместо выборного Козырева и за себя подписался крестьянином Пачезерской волости Стенькою Федоровым; кроме того, посылал челобитную, будто от всего мира, на именитого человека Григория Дмитриевича Строганова; писал челобитье, в котором челобитье архимандрита Введенского монастыря называл ложным, затейным и своевольным, писал, что от этого в мире учинилась смута; к своему выбору и к челобитным велел прикладывать руки выборным и посадским и уездным людям, а посадские люди и волостные крестьяне с мирского совета его в старосты не выбирали, и выборному посадскому и волостным выборным его выбирать не велели.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

л. м. 5821, Р. Х. 321. Первый год правления Марка, епископа Римского. В сем году благочестивый Константин, строя Константинополь, узаконил называть его Новым Римом и приказал быть в нем сенату; далее, он воздвиг колонну из порфира, поставил на ней свою статую в той части города, откуда начал строить его, т. е. на западной стороне, по направлению к Риму, у ворот, и украсил новую столицу всем, что только мог найти редкого в какой-либо области и городе, как-то: статуями, медью и мрамором. л. м. 5822, Р. Х. 322. Первый год правления Афанасия, епископа Александрийского. В сем году благочестивый Константин потщился истребить идолов и их капища и во многих местах они исчезли. Доходы от них предоставлены храмам Божьим. л. м. 5823, Р. Х. 323. Первый год правления Юлия епископа Римского. В сем году сожжена в Никомидии небесным огнем базилика. л. м. 5824, Р. Х. 324. В сем году, при наступлении восьмого индиктиона, произошел на востоке жесточайший голод, так что народ целыми селениями приходил в страны Антиохийские и Кипр: сперва пришельцы только ночью грабили, что случилось, а потом и середи дня вторгались в житницы и магазины, все расхищали и уходили. Мера хлеба стоила сорок сребренников. Но великий Константин раздавал по городским церквам продовольствие для постоянного содержания вдов, сирот, странников, бедных и клириков. Антиохийская церковь получила 36 тысяч мер хлеба. В том же году случилось страшное землетрясение в Кипре; город Саламин разрушился, и в нем много погибло народа. л. м. 5825, Р. Х. 325. Первый год правления епископа Евлалия в Антиохии. В сем году провозглашен кесарем Далмаций. Взбунтовался на острове Кипре Калокер, но не мог устоять против римлян: побежденный вместе с участниками своими он был сожжен живой кесарем Далмацием в Тарсе Киликийском. В сем году Арий, притворно раскаявшийся, вызван был из заточения и послан в Александрию, но не принят Афанасием в общение. л. м. 5826, Р. Х. 326. В сем году с великою пышностью празднуемо было тридцатилетие царствования благочестивейшего и победоносного Константина.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

с точной датой (сохр. только указание на авг.) в ряду сообщений о кончине др. новгородских владык кон. XII - 1-й трети XIII в. (см.: Гиппиус А. А., Седов Вл. В. Находки в Георгиевском соборе Юрьева монастыря: Новые фрески и новые надписи//Тр. Отд. ист.-филол. наук РАН, 2015. М., 2016. С. 202). Похоронен М. был в юж. паперти («притворе») новгородского Софийского собора, которая впоследствии получила по его имени название Мартириевской и стала традиционным местом захоронения Новгородских владык. Местная канонизация М. произошла при Новгородском архиепископе свт. Евфимии II Вяжицком в 1439 г. вместе с установлением почитания нек-рых др. Новгородских святителей кон. X - нач. XV в. ( Иоакима , Луки , Германа , Аркадия , Гавриила, Антония, Василия Калики и Симеона ). Панихида им служилась 4 окт. (с XVII в.- 10 февр.). Согласно продолжению Новгородской IV летописи в Голицынском списке (ок. 1516) и Новгородской летописи по списку Дубровского (отражает владычный свод 1539), в 1510 г. совершилось чудо с гробницами Новгородских святителей М. и Симеона (1415-1421), к-рое новгородский летописец связал с актуальными политическими событиями: «...после Велика дни (Пасхи.- М. П.) на четвертои неделе, к пятнице на ночь, на память святаго отца нашего Феодора Секиота, скрыся (судя по контексту, вскрылись.- М. П.) гробы в Маньтирьевском притворе у Святые Софеи святых архиепископов Новгородцких Маньтирьев да Семионов, но бываеть сие многащи явление, но не тако, якова же ныне бысть: свися вся камка (шелковая узорчатая ткань.- М. П.) середи гробов в одно место, и сиа знаменья бывають у тех гробов не безделна, и ко взятью Пьскова скрыся и сведению архиепископову и к замешни земли Рускыя с Литовьскою» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 461-462; ср.: Там же. Т. 43. С. 214; присоединение Пскова к Российскому гос-ву произошло в нач. 1510, удаление Новгородского архиеп. Серапиона с Софийской кафедры, после чего она на мн. годы осталась вакантной,- в 1509, очередная русско-литов. война, с обеих сторон в к-рой сражались православные, началась в 1512).

http://pravenc.ru/text/2562448.html

С 1782-го года архимандрит Вениамин. В мире Василий Багрянский, сын Московского священника,обучался в Московской Академии, в 1766-м году для завершения образования был отправлен в Лейденский Университет. По возвращении чрез 10 лет в Россию принял монашество и назначеи префектом в Новгородскую Семинарию. В конце 1783-го года он перешел в Новгородскую Семинарию и Антониев Монастырь. В 1789-м году назначен архимандритом Свияжского Монастыря, 9-го декабря 1789-го года хиротонисан во епископа Иркутского. Скончался 8-го июня 1814-го года 3634 . После него ректором был архимандрит Иннокентий (Полянский), из префектов Московской Академии. Он родился в 1753-м году, образование получил в Рязанской Семинарии, в которой и был с 1773-го года префектом, в 1778-м году переведен в Александро-Невскую, в 1782-м году назначен ректором Московской Академии. В Петербурге он был и присутствующим в Духовной Консистории. В 1784-м году избран членом Императорской Российской Академии. В 1785-м. году исправлял чреду священнослужения и 13-го ноября назначен настоятелем Вяжицкого Монастыря, потом был переведен в Петергофскую Сергиеву Пустынь. 29-го июля 1788-го года, в церкви зимнего дворца, в высочайшем присутствии, хиротонисан во епископа в Воронеж, где и скончался 15-го апреля 1794-го года 3635 . Его преемником был иеромонах Антоний (Знаменский), произведенный во архимандрита Зеленецкого Монастыря 14-го января 1786-го года. Первым префектом был иеромонах Амвросий (Зертис-Каменский). Назначение его префектом состоялось, конечно, одновременно с назначением иеромонаха Гавриила (Кременецкого) ректором. Вместе с ректором, префект, иеромонах Амвросий в 1748-м году, 10-го мая, был произведен во архимандрита в Воскресенский Новый Иерусалим Монастырь и назначен членом Святейшего Синода. Дальнейшая его жизнь протекала уже вне Александро-Невского Монастыря. В 1753-м году он был хиротонисан во епископа Переяславского и Дмитровского, в 1761-м году переведен на кафедру Сарской и Полонской или Крутицкой епархии, в том же году получил архиепископство. До 2-го августа 1765-го года оставался настоятелем Нового Иерусалима. В 1768-м году назначен в Москву. Здесь он и пал от рук убийц при возмущении черни во время чумы в 1771-м году, 16-го сентября, в Донском Монастыре, где укрывался. Известен хозяйственными способностями и литературными трудами Его перу принадлежат переводы Псалтири, посланий святого Игнатия, епископа Антийохийского, огласительных поучений святого Кирилла, епископа иерусалимского, изложения православной веры святого Иоанна Дамаскина , рассуждений против атеистов Гуго Гроция. Им же составлена служба святителю Димитрию Ростовскому 3636 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Богослужебное последование Л. с., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь Τν κοινν Ανστασιν πρ το σο Πθους πιστομενος, κ νεκρν γειρας τν Λζαρον, Χριστ Θες (                          ) (отмечен уже в Типиконе Великой ц.); кондак 2-го гласа, нач.: Η πντων χαρ, Χριστς (      ), с икосом (восходят к кондаку Романа Сладкопевца - см.: Grosdidier de Matons J. Romanos le Mélode. Hymnes. P., 1965. Т. 3. P. 204, 220); канон прп. Андрея Критского 1-го гласа, без акростиха, со 2-й песнью (этот канон отмечается уже в Типиконах студийской эпохи), ирмос: Ωιδν πινκιον (    ), нач.: Νεκρν τετραμερον (    ); канон, надписанный именем Феофана, плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, без акростиха, ирмос: Αισωμεν τ Κυρ (    ), нач.: Λζαρον τεθνετα (    ); канон авторства Иоанна Монаха (прп. Иоанна Дамаскина?) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, без акростиха, ирмос: Υγρν διοδεσας (    ), нач.: Ο πρν κ μ ντων (        ); четверопеснец прп. Космы Маюмского плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, без акростиха, ирмос: Τν Ιωνν ν τ κτει (      ), нач.: Αγπη σε, ες Βηθαναν Κριε (          ); цикл самогласных стихир плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа для пения на «Господи, воззвах», надписанных именем визант. имп. Льва VI Мудрого (хотя в рукописных стихирарях они могут также приписываться прп. Иоанну Дамаскину - см.: Карабинов. 1910. С. 108); цикл самогласнов 1-го гласа для пения на хвалитех (в совр. богослужебных книгах не надписаны, но в Мессинском Типиконе и рукописных стихирарях приписываются Иоанну Дамаскину - см.: Arranz. Typicon. P. 226; Карабинов. 1910. С. 108); отдельные самогласные стихиры; седальны; светильны. По рукописям известны дополнительные песнопения Л. с., не вошедшие в совр. богослужебные книги: 2 кондака авторства Романа Сладкопевца (оба имеют акростих το ταπεινο Ρωμανο (недостойного Романа) и состоят из проимия и 18 икосов): плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, нач.: Επστης ν τ τφ το Λαζρου, Κριε (Явился ко гробу Лазаря, Господи...), и 2-го гласа, нач.: Ο πντων, Χριστ, τν γνσιν πιστμενος (Всякое, Христе, знание ведающий...) ( Grosdidier de Matons J. Romanos le Mélode. Hymnes. 154-219; также см.: Амфилохий. Кондакарий. С. 143); дополнительные икосы ( Амфилохий. Кондакарий. С. 193, 33-34, 60-61 (доп. паг.)); 2 анонимных четверопеснца: плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Τν προφτην Ιων (    ), нач.: Τ φων σου Ιησο (Гласом Твоим, Иисусе) и плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, ирмос: Το βου τν θλασσαν (    ), нач.: Ψυχ μου (Душа моя) ( Карабинов. 1910. С. 271); циклы стихир, отдельные стихиры, неск. седальнов и светильнов, тропари на блаженнах (см.: Там же. С. 270-272).

http://pravenc.ru/text/Лазаревой ...

в год, в половину против Невской семинарии; 1761 года декабря 23-го произведён в Санкт-Петербурге в Петропавловском соборе во епископа Переславского. Галактион (с января 10-го 1761 года по октября 10-е). Поступил из ризничих (иеромонахов) Александро-невского монастыря. Того же 1762 года в августе месяце поехал лечиться в Москву, где и помер октября 10-го и погребён в Высокопетровском монастыре. Иероним Левандовский (с декабря 5-го 1762 года по 25 ноября 1774 года). Поступил из архимандритов Дмитровского Борисоглебского монастыря; ему велено именоваться с тем вместе кафедральным наместником; в 1763 году сделан присутствующим Переславской консистории. Он был родом из Малороссии, священнический сын, пострижен в монашество 1749 года декабря 17-го в Киеве в Никольской пустыни; 1762 года июня 16-го произведён в архимандрита Дмитровского Борисоглебского монастыря. При нём в Никитском монастыре учреждена общая трапеза для братии; построены новые окна в тёплой Благовещенской церкви и новый иконостас; 1774 года ноября 25-го помер. Игумены и Архимандриты Иоанникий (января 2-го 1775 – 1778 года апреля 22-го). Поступил из игуменов Дмитровского Борисоглебского монастыря; сентября 28-го 1778 года назначен префектом Переславской семинарии; 1786 года апреля 22-го переведён опять в Дмитровский Борисоглебский монастырь. Никандр (1786 года апреля 22 – 1788 ноября 6-го). Поступил из игуменов Дмитровского Борисоглебского монастыря и был ректором Переславской семинарии; 1788 года ноября 21-го произведён в архимандрита и определён настоятелем Цареконстантинова монастыря во Владимирской епархии. Палладий (1788 ноября 6-го по 1794 год). Поступил из игуменов упразднённого, Новгород-Северской епархии, Каменского Успенского монастыря и был учителем и префектом в Черниговской семинарии; при нём устроена серебряная рака над мощами Преподобного Никиты; в 1792 году июля 16-го был присутствующим Духовного Правления; 1794 года мая 2-го помер. Афанасий (мая 2-го 1794–1799 год). Поступил из игуменов Спасского Муромского монастыря: он редко был в Никитском монастыре и жил больше в Суздале при архиерее, по должности присутствующего консистории; 1799 года июня 13-го переведён в Муромский Спасский монастырь и произведён в архимандрита.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010