Сначала в храме служил один священник Евгении Бобовский, Потом присоединилось из Маклаково ещё двое ссыльных священников-молдаван: Михаил Гордузя и Анатоний Устьян. Ещё служил диакон монах Василий Слемзин. К 1950 г. ремонт собора был более менее завершен и наведен порядок. На колокольне отсутствовал колокол, его не было до 1988 г., не было и восьмерика, крест на небольшом шпиле поставили прямо на полусферу купола колокольни. С самого храма были снесены все семь куполов, полусфера над Петро-Павловским приделом тоже снесена и установлена плоская крыша. Поэтому прямо на плоской крыше и поставили крест. В таком виде простоял храм до 1986 г. После освобождения от ссылки и отъезда в Ленинград протоиерея Евгения Бобовского в Успенской церкви в первой половине 50-х гг. служили священник Михаил Гордузя и о. Антоний. Протодиаконом был о. Симеон. З-4 года работал в Енисейске врачом и ссыльный священник Александр Гурич. Из Енисейска его сослали в п. Фомка около Туруханска. Там он и умер. После о. Михаила и о. Антония служил около года в Успенском храме бывший красноярский благочинный игумен Иннокентий. После него с середины 50-х годов — священник Николай Корниенко. К тому времени служил уже в Успенской церкви протоиерей Евгений Сакидон. Где-то с конца 50-х гг. по 1965 г. стал настоятелем храма сын о. Евгения, рукоположённый в Енисейске о. Всеволод Сакидон. С 1961 г. председателем церковного совета избирается не настоятель, а мирянин. Первым был избран на эту должность Иван Пироженко, воспитанник служившего в начале 30-х годов в Троицкой церкви репрессированного отца Илии Пироженко. 10 лет пробыл Иван Пироженко старостой Успенской церкви (1961—1971). До этого 10 лет он был председателем ревизионной комиссии. Во время хрущёвской антирелигиозной кампании отцу Всеволоду Сакидону и старосте Ивану Пироженко вместе со всеми верующими пришлось выдержать довольно сильный натиск исполкома, требовавшего закрытия единственной в городе церкви. Особенно усердствовала тогдашняя уполномоченная по Енисейску заведующая ГорФО А. М. Одинцева.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_кафе...

Назначен был архиепископом Владимиром Краснодарским и Кубанским. Отец Сергий служил и во время оккупации. Первые репрессии в отношении Успенской церкви начались еще в конце 20-х годов, начале 30-х годов. Сначала были запрещены все требы (крещение, венчание, отпевание и др.), колокольный звон. Священник мог совершать только богослужение. В 1936-38 годах начались первые погромы церкви. Из храма изымались иконы, книги из обширнейшей библиотеки, церковная утварь. Церковь действовала до конца 50-х годов. В 1938 году в зданиях церкви (помещении и на колокольне) хранили зерно, вплоть до оккупации. Во время войны прихожане и духовенство помогали раненым в госпитале, собирали регулярно деньги для помощи фронту и на строительство танковой колонны. Купола были сняты с церкви еще в 39-40 годах специальной бригадой коммунального хозяйства во главе с бригадиром товарищем Огурцовым. Была возведена крыша, потолок забит досками под общую крышу. Был сделан общий ремонт, так как здание церкви было решено отдать под клуб. В 1938 году здесь размещалось зернохранилище. Ремонтные работы продолжались вплоть до начала войны. Были так же разобраны боковые пристройки, порожки, заложены проемы в стенах, оставлен только главный вход. В годы войны в церкви служил так же псаломщик Кухнаидзе Василий Николаевич, 1889 года рождения, г. Орджоникидзе. Действовал хор. Успенская церковь города Лабинска была синодально-обновинческой ориентации. В Лабинске имелся так же молитвенный дом общины верующих патриаршей ориентации. Община состояла из девяти тысяч человек. Осенью 1959 года на комсомольской конференции впервые прозвучало предложение: «Организовать в Успенской церкви клуб в целях идейно-патриотического воспитания молодежи и создания необходимых условий для проведения физкультурно-массовых работ в районе». Спустя почти полгода, 6 апреля 1960 года, прямо во время службы в помещение храма зашла первая комиссия райисполкома с требованиями о необходимости передачи церковной утвари и помещений церкви. Но прихожане и духовенство от передачи отказались, организовали охрану из верующих.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенски...

КРЕПОСТНОЕ НАСЕЛЕНИЕ Делая обзор царствования Николая, я отчасти указал, на чем остановилось дело по вопросу о крепостных крестьянах. Заботы о его разрешении кончились, по-видимому, ничем, но в это царствование в положении крестьян и в их отношениях к землевладельцам совершались любопытные процессы, благодаря которым разрешение вопроса стало не делом политической мудрости, зависящей от лиц, а требованием стихийных влияний, которые бы разрешили его во всяком случае, даже вопреки воле лиц. Чтобы видеть эти процессы, надо познакомиться с некоторыми цифрами. В 1857 г. произведена была по всей империи Х и до сих пор последняя ревизия. По данным этой ревизии, населения в империи, не исключая Царства Польского и Великого княжества Финляндского, оказалось 62,5 млн душ обоего пола. Громадное большинство этого населения составляли сельские классы, именно: крестьян удельных, по закону императора Павла 1797 г. приписанных на содержание членов императорской фамилии, было 3,5 млн душ обоего пола; крестьян государственных со включением немногочисленных свободных хлебопашцев – 23,1 млн душ обоего пола. Ревизских подданных душ в том числе значилось 10,5 млн; действительных душ обоего пола – 23080 тыс. Любопытно, что крепостное право в последнее время своего существования стало видимо падать в количественном отношении. В начале 30-х годов произведена была VIII ревизия; по этой ревизии, в Европейской России и Сибири, без Закавказья, Царства Польского и Финляндии, значилось несколько больше крепостных, чем по X, следовательно, в продолжение промежутка с начала 30-х годов до конца 50-х годов (почти 30 лет) крепостное население не только не имело естественного прироста, но и уменьшилось. Главным образом это уменьшение происходило за счет перехода крепостных крестьян в положение крестьян государственных. Но наблюдатели замечали необыкновенно тугой естественный прирост – знак, что они находились в худшем положении сравнительно с другими классами. Уменьшение это выражалось в таких цифрах: по VIII ревизии, в Европейской России крепостное население составляло почти 45% всего населения империи; по Х ревизии – 34,39% (процент крепостного населения в течение 22 лет уменьшился на 10,5%).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

В 1808 году в Могилеве на месте старой церкви был заложен ныне существующий 5-купольный каменный храм в честь вмч. Георгия. Строительство храма продолжалось 12 лет, так как он имел очень сложную архитектурную конструкцию. Огромные пролеты сводов были составлены из бутового камня и в процессе строительства несколько раз разрушались. Для украшения храма греческими иконописцами города Нежина был устроен 5-ярусный иконостас. В храме хранились многие православные святыни, собранные благочестивым усердием бывших здесь настоятелей: напрестольный кипарисовый крест с частицей Животворящего Древа Господня, часть руки вмч. Феодора Стратилата, пожертвована грекам Могилева в 1742 году, и частицы мощей вмч. Пантелеймона и мч. Мины. Прихожане особенно почитали мч. Исидора - в храме, в позолоченном окладе, сохранялась его честная глава. Древние святыни, украшенные резьбой иконы, паникадила работы восточных мастеров, шитые золотом и серебром греческие священнические облачения - все это создавало атмосферу храмов святого Афона. В 1869 году на месте обветшавшей деревянной была построена новая 3-ярусная каменная колокольня. В ней в 1870 году была устроена теплая церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери. В 1888 году заботами и на средства купца Леонтия Рощанова была открыта церковно-приходская школа. В это время настоятелем храма был священник Кирилл Широтский. Служба в храме продолжалась до начала 30-х годов 20 века. Впоследствии храм был закрыт, греческий иконостас уничтожен, святыни исчезли. Храм открывался на короткое время в период фашистской оккупации. Постоянное богослужение началось с открытия храма в конце 1950-х годов. В 1940-50-х годах в храме настоятельствовал старец о.Тимофей. Терпя лишения и не имея своего жилья, он жил в колокольне храма. Отец Тимофей служил в Свято-Георгиевском до конца своих дней, почил и был похоронен у храма. В 1961-80 гг. настоятелем храма был протоиерей Сергей Мартынюк. В период хрущевских гонений этом священнику пришлось возрождать разоренный Свято-Георгиевский храм, вести реставрационные работы, росписи храма. Уничтоженный греческий иконостас восстановить не удалось. Новый иконостас был собран из икон, спасенных верующими из разрушенных храмов Подолья. Память о греческом монастыре и поныне сохраняется православными прихожанами г. Могилева, они называют Георгиевский храм греческим.

http://sobory.ru/article/?object=37465

Из книги " Клин Православный " , Клин: Фонд «Христианская жизнь», 1998 Церковь строилась по проекту, присланному в 1846 году из мастерской Константина Тона. Она была освящена в 1861 году и с тех пор действовала, несмотря ни на что. В 1938 году служившие в ней священник Пётр Соколов и архидиакон Серафим Вавилов были расстреляны за " религиозную работу с контрреволюционными выпадами против советской власти " . Они не признали себя виновными, несмотря на пытки, и ныне оба причислены к лику святых. В 1941-м году купол церкви пробил снаряд. Чтобы отремонтировать купол, пришлось вынуть драгоценный изумруд из оклада Клинской иконы Божией Матери и продать его, заменив стразом-подделкой. Постройка завершена в 1860 г., храм освящен в 1861 г. http://klinpedia.ru/ В 40-х годах XIX века на западной окраине города Клина было устроено новое кладбище. Одновременно с его возникновением появился замысел выстроить кладбищенский храм, в котором будут отпевать умерших и совершать по ним церковные поминовения. Однако до конца 50-х годов XIX века это намерение осуществлено не было, вероятно, в связи с недостатком средств. Наконец, нашелся щедрый благотворитель, пожертвовавший большую часть средств, необходимых для постройки этого храма - клинский купец Николай Александрович Кудрявцев. Строительство каменной церкви на городском кладбище было начато в 1846 г., завершено в 1860 г., а в 1861 г. храм была освящен в честь иконы Божией Матери " Всех Скорбящих Радость " . Строительство здания храма велось по проекту, присланному из Санкт-Петербурга еще в конце 40-х годов XIX века. Храм псевдорусского стиля сложен из кирпича, в плане крестообразный. Над средокрестием поставлен восьмигранный световой барабан, увенчанный рядом кокошников и декоративным шатром, несущим небольшую главку. Над западной папертью поднимаются два восьмигранных яруса стройной шатровой колокольни. Декоративные детали - карнизы, наличники окон - выложены из белого камня. Во внешнем убранстве храма использованы декоративные формы московского барокко: наличники с разорванными фронтонами, угловые колонки. Автор проекта Скорбященской церкви до настоящего времени не установлен. Облик храма наиболее близок к постройкам знаменитого в те годы архитектора Константина Андреевича Тона, автора проектов Храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского Дворца.

http://sobory.ru/article/?object=01147

Увековечивая память монархов, киевляне не забывали и о выдающихся государственных деятелях Российской Империи. Интересно, что вплоть до середины 50-х годов прошлого века на картосхемы Киева, вобравшего в себя ряд городских предместий, были нанесены сразу три улицы, названные незадолго до революции в честь генералиссимуса Александра Суворова. Сегодня, по информации киевских СМИ, угроза переименования нависла над последней из трех названных его именем улиц, расположенной в Печерском районе столицы. В первой четверти 20 века город лишился двух топонимов, сохранявших память о последователе суворовских идей, известном военном деятеле Михаиле Драгомирове, с 1898 по 1904 г. занимавшего должность киевского генерал-губернатора. Необходимо сказать, что согласно данным историка Кальницкого, генерал Драгомиров, будучи большим любителем киевской старины, выступал с инициативой " восстановления древних наименований отдельных урочищ и пунктов в г. Киеве " , а также " присвоения некоторым улицам и проездам г. Киева новых, исторически обоснованных названий " . И если в конце 90-х годов именем Драгомирова все же была названа одна из новых улиц, то сегодня городские власти вряд ли захотят вернуть на карту Киева имена героя русско-турецкой войны генерала Михаила Скобелева или киевского генерал-губернатора Федора Трепова. Неудивительно, что сложившаяся в дореволюционный период система городской топонимики, включающая имена русских царей и выдающихся государственных деятелей Российской Империи, в течении трех послереволюционных десятилетий была практически полностью уничтожена. Кроме того, уже в последние годы существования СССР некоторые старинные киевские топонимы стали жертвой украини зации, подтверждением чему могут служить даже те городские карты, которые были изданы на русском языке. Например, на одной из таких схем, подготовленной в Москве Главным управлением геодезии и картографии при Совете министров СССР в 1985 году, киевская улица, известная с конца 19 века под названием Казачья, неожиданным образом трансформировалась в Козацкую. Однако несмотря на это " бархатное " переименование, осуществленное во второй половине 20 века, некоторые старые домовладения улицы по-прежнему снабжены самодельными указателями с ее историческим названием.

http://ruskline.ru/analitika/2009/03/26/...

В 1924 году правительство Украины принимает решение о закрытии трех монастырей в Харьковской губернии. В Богодуховском монастыре, «рассаднике религии», открыли колонию для беспризорных детей (детгородок). По решению Харьковского губкома комсомола, в Богодухов направили на должность политвоспитателя 16-летнего мальчишку Петра Слонима. В двух освобожденных от монашек корпусах расположили первых 150 воспитанников. К новому 1925 году в детгородке было уже свыше 500 воспитанников. Именно здесь Петр Слоним организовал первый спартаковский отряд (так сначала называли пионеров). Председатель Всеукраинского ЦИКа Г.И. Петровский прислал пионерские атрибуты – горны, барабаны, отрядные флаги. В 1929 году бывшие беспризорники, первые пионеры Богодухова (35 чел.) удостоены права представить Харьковщину на слете пионеров Украины. Он состоялся в Харькове, тогдашней столице республики. Одна из секций на слете была специально для воспитанников детдомов и детгородков. На Всесоюзный слет в Москву сначала было предложено направить из Богодуховской делегации только 5 человек, но по решению Центрального бюро Деткомдвижения Украины направили делегацию в полном составе. Бывшие беспризорники встречались с Н.К. Крупской в Кремле, выступали со спектаклем-концертом в парке им. Горького, а также получили подарок – комплект духовых инструментов. По неточным данным предполагается, что во время фашистской оккупации 1942-1943 годов на территории монастыря была разведшкола диверсантов Абвера. Во время войны в Свято-Троицкой монастырской церкве проводили службу. Верующие и служители церкви при поддержке протоиерея Буткевича Николая ( который почитатал монаха Спасо-Евфимиевского Суздальского монастыря Стефана (Подгорного) и движение " стефановцев " или " подгорновцев " ) собрали и сдали в госбанк 10 тыс. рублей на подарки советским солдатам. Церковь была открыта для верующих до конца 50-х годов. После освобождения Богодухова в 1943 году на территории бывшего монастыря организовывают учебную школу по подготовке зенитчиков, а затем в 1958 году – формируется воинская часть 63148.

http://sobory.ru/article/?object=35030

В настоящее время в храме проводятся богослужения. Источник: статья Натальи Кудашевой . Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы представляет собой купольный храм из красного кирпича, имеет традиционную техническую композицию из храмовой части, трапезной и колокольни. Имеет высоту с современный девятиэтажный дом и является одним из немногих сохранившихся на Урале ротондальных храмов. Церковь возведена по заказу Ирины Ивановны Бекетовой, дочери симбирского купца Ивана Семёновича Мясникова, основателя и совладельца Миньярского железоделательного завода. Строительство церкви во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы началось в 1795 году, спустя 24 года церковь была полностью построена и в 1819 году освящена. Автор проекта Малютин Е.Г. продолжил в этой работе индивидуальный стиль известного архитектора Казакова М.Ф. Из описания церкви того времени следовало, что она была просторна, имела прекрасную акустику, расписные фрески украшали нежно-голубые своды ротонды и трапезной, дорогие иконы и царские ворота были оформлены золотом, а пол церкви был выложен чугунными плитами с рисунком. Миньярская церковь имеет ярко выраженную трехчастную осевую композицию: храм, трапезная, колокольня. Все эти части по христианской традиции ориентированы с востока на запад. Основной объем церкви - купольная, двухсветная, двухъярусная ротонда с венчающим ее глухим барабаном и фигурной главой. С мая 1929 года (по другим данным, в 1927) богослужение в церкви было прекращено. На протяжении последующих 50-ти с лишним лет здание использовалось сначала под школу ФЗО, затем под заводской «Клуб металлургов». В клубе находились различные кружки, спортивные секции и кинотеатр. Этот кинотеатр был единственным в городе, пока в середине 1960-х годов не появился широкоэкранный кинотеатр «Юность». В 1960 году на центральной площади году был построен просторный Дворец культуры «Металлург», в который переместилась вся культурная жизнь города. А кинозал в бывшей церкви работал до конца 70-х годов как кинотеатр повторного фильма. В 1980-х годах здание было заколочено и заброшено.

http://sobory.ru/article/?object=08808

Описание Ильинской церкви на период конца XIX в. «Время построения существующей церкви неизвестно; зданием она каменная, двухэтажная; колокольня и ограда каменные же. Престолов в церкви шесть: в нижнем теплом этаже - в честь св. пр. Илии и придельные - в честь Казанской Божией Матери и Святителя и Чудотворца Николая; в верхнем холодном этаже - в честь Входа Господня во Иерусалим и придельные - в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя св. мученицы Варвары». Первоначально приход состоял из деревень Братцево, Новое, Обухово, Павловка, Софьино. С 1893 г. с. Ильинское-Стромилово входило в Первый благочинный округ вместе с другими 18-ю селами. В XVIII в. село с построенной в нем усадьбой (около 1760-1770 гг.) перешло к дворянам Ильиным, а от них – снова к Стромиловым, которые владели селом на протяжении XVIII–XIX вв. Предположительно именно представители рода Стромиловых выделяли средства на продолжение строительства Ильинской церкви. Ильинская церковь была закрыта не позже 1930-х годов. Церковь хорошо сохранилась до 1960-х годов и своей красотой, и ландшафтным расположением, видимо, мешала строительству коммунизма. В 1960-х годах церковь была целенаправленно снесена. В настоящее время на этом месте установлен памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и поклонный крест. Село Ильинское имеет богатейшую историю, связанную не только с Ильинской церковью. Это и история Стромынской дороги на которой располагалось село, это и история, связанная со многими историческими личностями, в частности с путешествием Екатерины II через село Ильинское. С селом связаны несколько древних родов – Стромиловых, Нелединских, Ильиных. Усадьба Стромиловых представляла замечательный образец усадебного искусства и занимала около 50 соток. Она включала в себя барский дом стиля Екатерининского барокко и обширный парк. На сегодняшний день, в соответствии с решением Законодательного Собрания Владимирской области от 18.10.95 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Владимирской области», ансамбль усадьбы Ильиных-Стромиловых в составе: «главный дом», XVIII в., «парк», XIX в. включен в список объектов культурного наследия Владимирской области регионального значения как памятник архитектуры и градостроительства. Однако состояние усадебного дома на грани полной утраты.

http://sobory.ru/article/?object=59780

Первая Мировая война вызвала рост патриотических чувств среди всех слоев населения России. Попечительства, существовавшие почти при всех Вольских храмах, собирали пожертвования для помощи семействам воинов, находящихся в действующей армии. Эти пожертвования не были особенно велики, но их регулярность в какой-то степени компенсировала недостаточность средств. Так например, в июне 1915 года Попечительство Иоанно-Предтеченского собора оказало помощь 41 семейству на сумму 36 рублей 50 копеек. За весь 1915 год из пожертвованных средств была оказана помощь 567 семействам на сумму 635 рублей 38 копеек. Собор содержал две койки в лазарете, устроенном учительской организацией, затрачивая на это по 25 рублей в месяц. На содержание Епархиального лазарета только в 1915 году причтом собора было пожертвовано 180 рублей. Кроме этого, как для самих солдат, так и для их семей, было собрано немало вещей. В городском лазарете служились всенощные бдения, молебны, проводились беседы на религиозно-нравственные темы, приносились книги и газеты. Прихожанки, участвовавшие в работе сестричеств, дежурили в лазарете, исполняя обязанности младшего персонала. В 1920-е годы Вольский Кафедральный собор стал одним из центров обновленчества Саратовской епархии. Несмотря на это, в начале 1930-х годов собор был разобран. Котлован, образовавшийся после разборки собора, «украшал» город более 30 лет — до конца 1960-х годов. Впоследствии его засыпали. На месте разрушенного храма, на центральной площади города, был построен огромный магазин с примыкающим к нему кинотеатром. Справочная книга Саратовской епархии. Саратов, 1912. Стр. 183.  Свящ. Михаил Воробьев. История вольских православных храмов.  Документы из фондов Вольского филиала Государственного архива Саратовской области.  oldsaratov.ru Соборная Иоанно-Предтеченская церковь построена в 1844 г., вместо ветхой, деревянной, построенной в 1748 г., на средства прихожан, зданием каменная, с четырьмя башнями по углам. Престолов к ней три: во имя Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи, во имя св. апостолов Петра и Павла и во имя святителя чудотворца Николая Мирликийского.

http://sobory.ru/article/?object=34974

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010