Так на свет появился трактат, который Николай Иванович назвал «Вредительство в системе Института растениеводства, мною руководимого с 1920 года до ареста (6.8.1940 года)». На двенадцати страницах этого сочинения Николай Иванович снова подтверждает: расширение площади посевов, создание узкоспециализированных институтов, равно как и разведение вредоносной кукурузы было актом вредительства. Если бы в поисках истины следователь Хват обратился к опубликованным материалам первой и второй пятилетки, к решениям партийных съездов и съездов Советов конца двадцатых — начала тридцатых годов, он мог бы легко убедиться, что подследственный нагло обманывает его. Все то, что Вавилов объявлял своим личным, злонамеренным деянием, было записано в государственных документах, одобрено партийными пленумами и съездами. В том числе и расширение посевов зерновых на 50 миллионов гектаров за три года, с 1931 по 1934й. Государственная политика, направленная на тотальную централизацию всего управления хозяйством, привела к разрушению опытного дела на местах и созданию отраслевых институтов в центре. ВАСХНИЛу было приказано организовать единое научное управление всеми отраслями сельского хозяйства. И академия, подчиняясь команде сверху, начала плодить узкоспециальные институты вроде Института кофе и цикория, Института сои, Института кролиководства. В те годы находилось немало научных и практических работников, которые пытались протестовать против централизации науки. Они резонно говорили о богатстве почв и климатов в нашей большой стране, о том, что опыты с сельскохозяйственными культурами и породами скота следует вести с учетом местных условий. Таких арестовывали как «врагов народа», подрывающих основы социалистического хозяйства. В тюрьму попали наиболее видные организаторы областного опытного дела: В. Е. Писарев, В. В. Таланов, С. К. Чаянов, А. Г. Дояренко. А уж о малых сих и говорить нечего: в начале тридцатых годов агрономов и селекционеров сажали сотнями. Теперь же, в 1940м, специализированные институты были объявлены вредительством, а от академика Вавилова требовали, чтобы он взял на себя вину за глупости, подлость и бессмыслицу «периода социалистической реконструкции сельского хозяйства».

http://azbyka.ru/fiction/delo-akademika-...

Крутогорская кормилица — купчиха Палагея Ивановна, самое поэтическое лицо «Губернских очерков», олицетворение подлинной человечности и истинного христианства; ее сердечной «благотворительности» автор противопоставляет игру в благотворительность крутогорской Антигоны, княжны Анны Львовны. К образу крутогорской «матушки» и «кормилицы» Салтыков-Щедрин обратился также в рассказе «Добрая душа» (1868), где она, правда, носит другое имя — Анны Марковны Главщиковой. «Матушка Мавра Кузьмовна» — повесть о раскольничьем быте, вошедшая в состав «Губернских очерков». Выделил повесть и ведущий литературный критик «Времени» А. Григорьев в статье «Западничество в русской литературе. Причины происхождения его и силы»: «..Даровитый и добросовестный Щедрин повел было полемически рассказ о Марфе Кузьмовне и других прикосновенных к ее делу лицах а закончил рассказ, может быть, помимо воли своей и желания вовсе уж не комически» (Время. 1861. С. 14). 71 …громко звякнула лира Розенгейма… — M. П. Розенгейм (1820–1887) — поэт и журналист, получил известность многословными и тяжеловесными «обличительными» стихами, в основном вошедшими в цикл «Русские элегии» ( Розенгейм M. П. Стихотворения. СПб., 1858). Как характерного представителя умеренно-либеральной обличительной литературы Розенгейма жестоко высмеял в своих статьях и пародиях H. А. Добролюбов. 72 …раздался густой и солидный голос г-на Громеки… — С. С. Громека (1823–1877) — либеральный публицист, служил жандармом до появления своих знаменитых сенсационных статей о злоупотреблениях полиции: «Два слова о полиции», «Пределы полицейской власти», «Полицейское делопроизводство», «О полиции вне полиции», «Последнее слово о полиции» (Рус. вести. 1857–1859) — эти статьи и имеет в виду Достоевский, одновременно намекая на жандармское прошлое Громеки. После 1863 г. Громека вернулся к государственной деятельности: с 1864 г. он седлецкий губернатор в Польше. Достоевский в статье «„Свисток“ и „Русский вестник“» (Время. 1861. вновь вспомнил Громеку и отрадное впечатление, впервые произведенное его статьями, со временем сильно потускневшими, как и другие надежды конца 50-х годов: «Я читал статьи г-на Громеки с надеждами и удовольствием без нравственного очищения, без внутреннего развития, — никакие специальности, ни Пальмерстоны, ни Громеки, ни даже обличители посыпанья песком, не войдут настоящим образом в наше сознание: конечно, и они тоже способствуют нравственному развитию, даже очень; но вместе с этим не мешает и чего-нибудь посимпатичнее…» 73 …мелькнули братья Милеанты… — Третьестепенные публицисты 60-х годов В.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Процесс заселения монастырской вотчины продолжался до 50–60 годов XVI столетия, когда число тяглых сил монастыря достигло высшего для XVI века предела 66 . Но тягостное царствование Грозного заставило назреть давно подготовлявшийся кризиса в крестьянском быту, и к концу XVI века можно наблюдать исчезновение крестьянского населения из давно насиженных мест, его бегство из центра Руси к ее окраинам 67 . Одновременно пустела и кирилловская вотчина, хотя трудно решить, экономические ли условия или моровые поветрия 1574 и других годов были здесь главною причиною обезлюдение. Несомненно только, что особенно пустели к концу XVI века кирилловские земли Вологодского края, Пошехонья и южной части Белозерской области 68 . После прикрепления крестьян к земле (т. е. во 2-ой половине XVI века), многие монастырские поселки остались уже без жильцов, так что Борис Годунов для увеличения доходов монастыря усиливал обложение наличных тяглецов. Мор 1602 года также истребил не мало жилых поселений кирилловской вотчины 69 , а литовское разорение еще более обезлюдило ее 70 . – Но после литовского разоренья кирилловская вотчина Белозерского края стала по местам заселяться довольно быстро. Не смотря на убытки, понесенные в смутное время, монастырское хозяйство не было «до конца» уничтожено и среди обнищавших вотчинников сохранило способность оказывать поддержку поселенцам. С другой стороны и крестьянское прикрепление, фактически отсроченное смутным временем 71 , противодействовало пустению частно-владельческих земель, задерживая в них молодые рабочие силы. В промежуток времени с 1615 по 1626–1627 гг. население Вашкия 72 , Кемы (села Покровского) 73 , Мегры 74 , Куности 75 , почти удвоилось, a в Елизарове-Раменье более чем утроилось 76 . Увеличилось также число жильцов к 1625 году в Городище 77 и в Лозе 78 . Напротив, в менее крупных селах и их деревнях, напр. в Кивуе 79 , прирост подвигался менее быстро, хотя в общем к 134–135 году число жильцов Белозерской вотчины и стало вдвое более скученным 80 , сравнительно с 1615 годом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

 Вот Никита Сергеевич Хрущев их значительно ослабил, только в отношении Церкви они остались, но тоже ослабил.  Убивать при Никите практически перестали, и начался процесс разложения системы. К началу 80-х годов он практически закончился. Уже в начале 80-х это был не Советский Союз. Это был кисель, из которого был только один выход, который получился в 91-м году. Начиная с конца 50-х годов до начала 80-х, считайте -  за 20 лет  или меньше -   развалилось все. Евгений Никифоров:- А что хотели, в конечном счете, эти большевики? Я хочу вернуться к идеологии Ленина и Сталина. Ленин, Сталин, Троцкий  - это три очень ярких фигуры. Пытаются обелить Сталина, оправдать его. Как говорят: вот, ленинская гвардия. Она была, во-первых, нерусская, космополитическая, и т.д. Им вообще на русский народ, на Россию было наплевать. А Сталин был государственником. Леонид Петрович Решетников: - А Иосиф Джугашвили был типичный русак. Сидел на завалинке, играл на балалайке. Да это тоже, знаете, собачий бред. Во-первых, ленинская гвардия -  это Иосиф Виссарионович Сталин, он был верен Ленину с первой минуты. Те, кого они называют ленинской гвардией, всегда были против Ленина. Кто хоть один раз заглядывал в произведения Владимировича Ильича Ленина -  они полны всяких нехороших бранных слов в отношении Троцкого, Зиновьева, Каменева.  Почти до мата доходит. Они ни в какой ленинской гвардии не были. Вообще Троцкий никак не был связан с Лениным по - настоящему. Он представлял совсем другие внешние силы, американские. Евгений Никифоров:- Всё-таки об этом-то как раз и надо призадуматься. Большевики и Троцкий, в частности, именно благодаря американскому капиталу поначалу и существовали. Они инициировали, насколько я знаю, всю эту революционную ситуацию. Что они хотели? Что заказчик, американский капитал, хотел от России? Леонид Петрович Решетников: - Американский капитал и вообще, я бы сказал, глобалистские силы -  они были и тогда. Они хотели уничтожения русской православной цивилизации, исторической России.

http://radonezh.ru/text/leonid-reshetnik...

«Но есть еще один важный компонент спроса на драгоценный металл, о котором я хочу поговорить подробнее. Речь идёт о спросе со стороны центральных банков. В эпоху золотодолларового стандарта (а он был установлен после второй мировой войны согласно решениям международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 году) Центробанки были основными покупателями драгоценного металла. Их международные резервы формировались за счет двух основных компонентов – американского доллара и монетарного золота (стандартные слитки, отчасти золотые монеты). Пик закупок драгоценного металла Центробанками пришелся на 60-е годы прошлого столетия. Правда, у одной страны золотые резервы стремительно падали. Это были Соединенные Штаты Америки. Они, согласно условиям соглашения, достигнутого в Бреттон-Вудсе, обязывались обменивать доллары на драгоценный металл денежным властям других стран. Если в 50-е годы золотые резервы США моментами превышали 20 тысяч тонн, то к концу 1960-х годов они упали до планки 9 тысяч тонн», - пишет экономист. «По инициативе и под давлением США золотодолларовый стандарт был заменен на бумажно-долларовый стандарт. Решение об этом было принято в январе 1976 года на международной валютно-финансовой конференции в Ямайке. Под давлением США денежные власти многих стран Запада стали продавать металл из своих международных резервов. Центробанки в целом по миру с конца 1970-х годов до начала прошлого десятилетия выступали в качестве чистых продавцов золота. При желании читатели могут познакомиться подробнее с историей золота в этот период по моей книге " Золото в мировой и российской истории XIX–XXI вв. " (М.: " Родная страна " , 2017). В ней же я пишу о том, что мировой финансовый кризис 2008-2009 гг. привёл к перелому длительной тенденции, с 2010 года Центробанки в мире из чистых продавцов превратились в чистых покупателей драгоценного металла. Мировой финансовый кризис показал зыбкость политики наращивания международных резервов лишь за счет долларов, евро и других так называемых «резервных» валют», - говорится в публикации.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/03/mi...

[xxxi] Лосев А. Ф. Жизненный и творческий путь Платона. Платон. Собр. соч. в 3-х томах. Том 1. М., 1968. С. 50. [xxxii] Лосев А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1975. С. 8-10, 79-90. [xxxiii] Щепкин В.Н. Русская палеография (1918). М., «Наука»,1967. С.35-36. [xxxiv] Инкунабула (от лат/incunabula - колыбель) - ранняя печатная книга. Ингкунабулами называют в основном книги от первых печатных опытов И. Гуттенберга до конца XV века. Оформление и печатные шрифты инкунабул - подражание рукописным книгам; в церковных книгах второй половины XVbeka используется готический шрифт, а в публикациях античных авторов - новые шрифты, восходящие к каролингскому минускулу и названные по недоразумению антиквой. С 70-х годов XV века появляются древнееврейские и греческие печатные шрифты, а с 80-х - 90-х годов - глаголические и кириллические. [xxxv] Киселева Л.И. Западноевропейская книга XIV-XV веков. Л., «Наука»,1985. С.33-34. [xxxvi] См.: Васильев Л.С.Традиции и проблема социального прогресса в истории Китая. - Роль традиции в истории и культуре Китая. М., «Наука», 1979. С.24-60; Васильев Л.С. Некоторые особенности системы мышления, поведения и психологии в традиционном Китае. - Китай: традиции и современность. М., «Наука», 1976. С.52-82; Воскресенский Д.Н. Человек в системе государственных экзаменов. - История и культура Китая. М., «Наука», 1974. С. 325-361. [xxxvii] Успенский Ф.И. История Византийской империи. T.I. VI-IX в. М., «Мысль», 1996. С. 173-174. [xxxviii] Архимандрит Борис (Плотников). История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности. Казань, 1890. [xxxix] Рождественский Ю. В. Общая филология. М., 1996. С. 156. [xl] Большаков М. В., Гречихо Г. В., Шицгал А. Г. Книжный шрифт. М., 1964. [xli] Лихачев Д. С. Текстология. М., 1983. С. 43-49. [xlii] Ольшки Л. История научной литературы на новых языках. Т. 1.: Литература техники и прикладных наук от средних веков до Возрождения. М.-Л., 1933; Т. 2: Образование и наука в эпоху Ренессанса в Италии.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Библейская история преподавалась по известному руководству москов. митроп. Филарета, с требованием по возможности точного ее заучивания. Ученая и единственная в своем роде книга митроп. Филарета, составленная при пособии немецкого богослова Буддея (Historia ecclesiastica Vet. Test. 1718 г.), по краткости ее и своеобразности языка, бывшей даже иногда предметом семинарского остроумия, требовала дополнений из библии и пояснений наставника. Сам Филарет говорил о необходимости дополнений к ней профессора и выражал желание, чтобы испытываемые отвечали из ума и познания, не корчемствуя учебными книгами и записками» 236 . Но официально заявлять об этих дополнениях считалось небезопасным, как и выше об этом замечено (см. стр. 74, примеч.) По крайней мере в конспектах 40-х и 50-х годов (Боголюбова) нет никаких добавлений к учебнику, тем более отступлений от него. Впрочем в одном из репортов Боголюбова сем. правлению (окт. 1844 г.) говорится, что он «в изложении событий держался повествования свящ. Писания, соединяя с чтением оного соображения и замечания, изложенные в Начертании церк. библ. ист. Филарета, а по местам объяснения и замечания других известнейших толкователей свящ. Писания; на карте показывал местности и сообщал географические сведения о Палестине». С 60-х годов книгу Филарета начинают уже оставлять. Конспекты Бажанова, Стратилатова и Иовлева (1865 г.) представляют копию с оглавления «Священной истории» прот. М. Богословского , причем и ветхозаветная история не всегда доводилась до конца, а новозаветная иногда оставалась совсем непройденною, судя по конспекту напр. 1861–1863 г. Конспект же 1865–1867 г. очень полный и обнимает ветхий и новый завет, составлен не по Богословскому только, но и с дополнениями из Филарета, напр. «о состоянии иудеев пред рождеством Христовым, гражданском, церковном» и т. п. и Скворцева: «Краткое начертание ист. церкви ветхо-зав. и ново-заветной», в 2-х книгах, (киев. изд.) Но, с устранением книги Филарета, библейская история утрачивает прежний учено-систематический характер и делается собранием простых рассказов по священной истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Упорное нежелание Д. А. Толстого объективно оценить происходившее в духовной школе, поддержать ее действительное предназначение вели к ослаблению преподавания богословских дисциплин. Цена ежегодным реляциям графа стала ясна уже в 1880 г., когда К. П. Победоносцев проанализировал результаты вступительных экзаменов в академии 1260 . Оказалось, что интеллектуальный уровень абитуриентов (а ведь семинарии направляли в академии по-прежнему лучших выпускников!) был низким. Подчас они не знали элементарных вещей, известных любому образованному человеку. Например, в Московской и Киевской академиях на экзамене по догматическому богословию некоторые из поступающих не могли прочесть текстов Священного Писания , помещенных в учебнике, и даже таких известных ветхозаветных пророчеств, как пророчество Иакова. Многие затруднялись сказать, откуда заимствованы приводимые ими тексты, в каком Евангелии помещена беседа Иисуса Христа с Никодимом. Не лучше обстояли дела на экзамене по церковной истории. Юноши плохо знали сведения об отцах и учителях Церкви и их сочинениях, показали слабые знания по церковной и священной географии. В Казанской академии воспитанники ряда семинарий вообще отказывались отвечать на экзамене по новой церковной истории (со времени Реформации), ссылаясь на то, что учебника по этому периоду нет. А в Астраханской семинарии историю Церкви изучали вообще только до великого раскола 1054 г. В довершение ко всему, абитуриенты продемонстрировали то, о чем давно предостерегали критики толстовско-катковской системы: слабое знание русского языка. Языка, на котором они должны были общаться с верующими и которым должны были владеть в высокой степени, чтобы убеждать прихожан в преимуществах православной веры. Во вступительных сочинениях сплошь и рядом употреблялись вульгарные обороты, местные и иностранные слова, пестрели грамматические и орфографические ошибки. Итак, к концу 1870-х годов провал реформы стал совершенно очевидным. В обществе все громче раздавалась критика в адрес белого духовенства, напоминавшая по тону дискуссии конца 50-х – начала 60-х годов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть Он Русь поставил на крыло… О русском экономическом чуде в авиации Григорий Калюжный   10:46 10.05.2021 1512 Время на чтение 8 минут «Битва за Оружие Великой Победы». Так называется новый музей на Прохоровом поле, посвященный труженикам тыла. Само название музея, открытого в год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, свидетельствует о растущем понимании того, какое огромное значение имела каждодневная напряженная работа в условиях мобилизационной экономики по созданию новых образцов техники и вооружения в предвоенные годы и во время войны. Среди документальных материалов, на которые музейные работники опирались при создании экспозиции, обращает на себя внимание книга Натальи Сидориной «Крылатый металл. Русский прорыв». Она была издана Всероссийским институтом авиационных материалов (ФГУП ГНЦ ВИАМ) с предисловием академика Евгения Николаевича Каблова в 2017-м и переиздана уже в третий раз в 2020 году, что уже само по себе говорит о её востребованности. Это документальное исследование посвящено жизни и деятельности выдающегося русского учёного, основателя целой школы материаловедения в авиации и машиностроении, лауреата Государственной премии СССР профессора Ивана Ивановича Сидорина (1888–1982). Знаменательно, что эта книга написана его внучкой членом Союза писателей России с отражением весьма непростой, во многом противоречивой и вместе с тем героической эпохи. Наталье Сидориной удалось на конкретном материале показать особенности Русского экономического чуда, о котором пишут и говорят не только российские, но и зарубежные учёные. Среди них известные экономисты Валентин Катасонов, Андрей Фурсов, Сергей Глазьев, а также самые проницательные и осведомлённые зарубежные политики и учёные. Например, американские экономисты Абрам Бергсон и Мартин Малиа. На Западе свой неизбывный страх перед Россией некоторые политики объясняют экономическим чудом русских в предвоенное десятилетие, когда этому «совершенно непредсказуемому народу» удалось из руин Первой мировой войны, революции, Гражданской войны неожиданно поднять на мировой уровень свою науку, экономику, технику и одержать победу во Второй мировой войне. При этом принято считать, что Русское экономическое чудо 30-х годов продлилось ещё два десятилетия вплоть до конца 50-х годов.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/05/10/on...

Далее В.В. Путин и Святейший Патриарх Кирилл ознакомились с экспозициями залов «Россия», «Парсуна и провинциальный портрет», «Искусство первой половины XIX века», «Искусство второй половины XIX века», «Искусство рубежа XIX-XX веков», «Новейшие течения начала ХХ века», «Искусство 1920-50-х годов», «Искусство конца 1950-х — 1990-х годов». При подготовке к открытию выставки «Сокровища музеев России» была проведена огромная работа. Многие картины специально для выставки в Манеже были отреставрированы. Основной темой экспозиции стало нерушимое единство культурного пространства страны. Художественные коллекции региональных музеев уникальны. Сформированные усилиями нескольких поколений коллекционеров, музейных работников, художников и их наследников, они преодолевают стереотипные представления о провинциальных музеях. Кураторской группой проекта, в которую вошли искусствоведы Государственной Третьяковской галереи, Государственного музейно-выставочного центра «Росизо» и эксперты Патриаршего совета по культуре, представлена история российского искусства во всем его многообразии, начиная с икон и парсун XVII века и заканчивая как известными широкой общественности, так и практически не покидавшими пределы региональных музеев полотнами великих художников, таких как К.П. Брюллов, А.Г. Венецианов, О А. Кипренский, В.А. Тропинин, И.К. Айвазовский, И.И. Левитан, И.Е. Репин, В.А. Серов, Б.М. Кустодиев, И.И. Машков, А.А. Дейнека и многих других. На выставке представлены работы разных направлений и жанров: портрет (дворянский, мещанский, крестьянский), пейзаж от севера до юга России, городской пейзаж, исторические полотна. Многообразие имен и произведений демонстрирует уникальную картину развития отечественного искусства. В рамках экспозиции для всех возрастных групп будет организована насыщенная экскурсионная и образовательная программа, подготовленная Министерством культуры РФ, историческим парком «Россия  Моя история», Государственной Третьяковской галереей и ГМВЦ «Росизо». Также подготовлен богато иллюстрированный каталог.

http://patriarchia.ru/db/text/5296617.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010