Рождественское послание Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея / Братья сослужители и возлюбленные о Господе чада, «Небо и земля днесь совокупишася, рождшуся Христу: днесь Бог на землю прииде, и человек на небеса взыде»! (стихира самогласна на литии праздника Рождества Христова). Расстояние и пропасть между Богом и человеком, образовавшиеся вследствие человеческого греха, упразднились полным восприятием Единородным Сыном и Предвечным Словом Божиим человеческого естества. Воплощение Сына, по «благоволению Божию», то есть согласно первому и всецелому желанию, упраздняет любые расстояния, соединяет небо и землю и связывает творение с Творцом! «Днесь благоволения Божия предображение и спасение человеков проповедание», – воспевала Церковь на праздник Введения Пресвятой Богородицы, открывавший, благодаря посвящению блаженной Марии храму и Ее подготовки к тому, чтобы стать вместилищем невместимого Бога, путь к Божественному Домостроительству по плоти и предвозвещавший наше спасение. «Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление, Сын Божий Сын Девы бывает», – снова воспевала Церковь на праздник Благовещения, когда совершилось от Святого Духа бессеменное зачатие Непостижимого в святой утробе Богоматери, и Божественное естество начало «составляться» с человеческим, и Бог стал Человеком, «чтобы мы стали богами», по выражению святителя Афанасия Великого. Итак, «благоволение», которое приветствовалось на праздник Введения, и спасение, которое «стало главизной» и явилось при Благовещении, ныне, в великий и святой день Рождества Христова, стало осязаемой действительностью! Днесь «Слово плоть бысть и вселися в ны» (Ин. 1: 14) и ангелы торжественно празднуют это событие, воспевая: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение»! (Лк. 2: 14) Воплощением и Вочеловечением Слова уже потенциально совершилось спасение рода человеческого. Поскольку те, кто, уверовав во Христа, живут жизнью, согласно этой вере, заповедям и всему учению Иисуса, возносятся благодаря такой богоугодной жизни и становятся друзьями и общниками Бога! Они становятся «причастниками Божественного естества» (2 Пет. 1: 4), богами по благодати! И это происходит исключительно в Церкви, где человек возрождается во Христе, усыновляется Отцом в святом крещении и далее, благодаря святым таинствам и возделыванию добродетели, наполняется Божественной благодатью и Духом Святым и возрастает «в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова» (Еф. 4: 13), до тех пор, пока не скажет с апостолом Павлом: «Живу уже не я, но живет во мне Христос» (Гал. 2: 20). Совершенствующихся таким образом Христос считает не просто Своими друзьями или братьями, а признает их членами Своего тела. Потому с высоты Креста Он говорил Божией Матери о евангелисте Иоанне: «Жено, се сын Твой», а Иоанну: «Се, Матерь твоя» (Ин. 19: 26–27).

http://pravoslavie.ru/41600.html

Святейший Патриарх Кирилл: Каждый человек, вошедший под своды храма Божия, должен быть встречен со вниманием и христианским расположением Сергиев Посад, 19 июля 2023 г.      19 июля 2023 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая с докладом на пленарном заседании Архиерейского Совещания Русской Православной Церкви, которое прошло в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, говорил о том, как не оттолкнуть людей от Церкви, но наоборот, вдохновлять их собственным примером следования за Христом, передает Патриархия.ru . В своей речи Предстоятель Русской Православной Церкви особым образом подчеркнул, как важно помнить, что «труд архиерея — это не " княжение " над людьми, а служение великому домостроительству Божию». «Тем более это важно в нынешних условиях, когда многие люди столкнулись со скорбью и претерпевают лишения», — подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл. Предстоятель призвал клириков «не господствовать над наследием Божиим (ср. 1 Пет. 5:3), а в евангельской простоте подавать пример и вдохновлять паству быть последователями Господа Иисуса, являть соответствующий пример миру». Святейший Владыка выразил убеждение, что необходимо «дорожить каждым человеком», и напомнил о том длительном периоде, проведенном «в закрытых храмах, куда не имели доступа прихожане», вследствие чего снизилось «число людей, участвующих в богослужениях». По словам Его Святейшества, это снижение «имело первоначальной причиной угрозу общественному здоровью и распространившийся в обществе страх», однако, «затем было обусловлено утратой некоторыми людьми доброго навыка участия в богослужении». Святейший Патриарх отметил, что «это печальное явление преодолевается» и обратил внимание на тот факт, что «путь к полноценному возвращению к участию в церковной жизни труден». Именно поэтому, «каждый человек, вошедший под своды храма Божия, должен быть встречен со вниманием и христианским расположением, он должен видеть в нас готовность поделиться богатством жизни во Христе и для Христа» — подчеркнул Предстоятель Русской Церкви.

http://pravoslavie.ru/154941.html

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Евсевию, епископу Слуцкому и Солигорскому 5 июня 2022 г. 17:27 5 июня 2022 года, в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора, день памяти преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Полоцком Спасо-Евфросиниевском монастыре и возглавил хиротонию архимандрита Евсевия (Тюхлова) во епископа Слуцкого и Солигорского. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Евсевия на служение и вручил ему архиерейский жезл. Преосвященный епископ Евсевий! Господь и Бог наш Иисус Христос по неизреченному хотению Превечного Отца ныне ниспослал Духа Утешителя, Который по молитвам архипастырей и всего церковного собрания, сошедшегося под сводами сего святого храма, соделал тебя епископом Церкви Православной. Свершилась воля Небесного Владыки, Святого и Истинного (Откр. 6:10), явленная в решении Священного Синода, и тебе надлежит совершать служение на Слуцкой кафедре. Как Предстоятель Церкви, коему вверено особое попечение о домостроительстве многоразличной благодати Божией (1 Пет. 4:10), я обращаю к тебе настоящее слово с призывом сохранить в сердце своем всё, что надлежит тебе услышать в этот духовно значимый день твоей жизни. Создатель, от Негоже ничто не может быть утаено, по мудрому предведению Своему избрал тебя от людей Своих, дабы ты воспринял на свои рамена омофор и, приняв в руки архипастырский жезл, вышел на пажити Христовы «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28). Промыслом Вседержителя ты был храним и предуготовляем к нынешнему событию. Твое духовное возрастания было непосредственно связано с Свято-Успенской Жировичской обителью — монастырем, имеющим важнейшее значение для истории и современности всего Белорусского Православия. Здесь ты начал свои труды послушника. Здесь же, после принятия монашеского пострига и рукоположения в священный сан, нес и иные ответственные послушания, служил пользе церковной в должности келаря, заботясь об обеспечении братии всем необходимым. Видя твое горячее желание быть полезным делу Божию, Священноначалие поручило тебе иметь попечение об организации монашеской и литургической жизни в возрождающемся Свято-Елизаветинском Лавришевском мужском монастыре. Наместничество в этой обители обогатило тебя новым опытом, дало возможность испытать себя на ниве руководства иноками, ищущими спасения. Тебе довелось выполнять ответственное послушание благочинного монастырей епархии, а также работать в епархиальном совете. Убежден, что все это было непростым опытом, но именно таковой опыт и стал для тебя значимой ступенью твоего пути.

http://patriarchia.ru/db/text/5933905.ht...

Слово Святейшего Патриарха Сербского Иринея на приеме по случаю 1025-летия Крещения Руси 25 июля 2013 г. 13:00 24 июля 2013 года  в Трапезных палатах Храма Христа Спасителя состоялся прием по случаю празднования 1025-летия Крещения Руси. К собравшимся обратился Святейший Патриарх Сербский Ириней . Ваши Святейшества, Ваши Блаженства, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! От имени Сербской Православной Церкви и сербского народа я рад приветствовать всех вас, собравшихся здесь, под сводами этого величественного храма в честь Христа Спасителя, где находится кафедра Московских Первосвятителей. Ныне переживаемое нами торжество, приуроченное к празднованию 1025-летия Крещения Руси, безусловно, имеет огромное историческое значение и для русского народа, и для Российского государства, и для всей семьи Православных Поместных Церквей. Более тысячи лет назад древняя Русь приняла святое крещение в водах Днепра. И сегодня, исполняя завет апостола, мы поминаем наставников наших (см. Евр. 13:7), тех, кто посеял первые семена веры на этой святой земле: святых равноапостольных великого князя Владимира и великую княгиню Ольгу. Сегодня мы собрались у древних московских святынь, дабы воздать благодарение Господу и дань памяти великим предкам, которые положили начало объединению разрозненных языческих племен в единое крепкое государство, получившее в дальнейшем наименование Святой Руси. Это название вполне оправдано искренней любовью и ревностным стремлением русского народа послужить Богу. Потому неслучайно в процессе собирания русских земель и русского народа именно христианская вера стала тем консолидирующим фактором, тем основанием, на котором по домостроительству Божию стало возможным созидание крепкого государства и здорового общества. «Днесь благодать Святаго Духа нас собра», — восклицаем мы сегодня, цитируя слова церковного гимна — стихиры, раскрывающей суть праздника Святой Пятидесятницы. Ведь сегодня мы воспоминаем торжественное и великое событие, которое сродни дню Святой Троицы, — рождение великой Русской Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/3122790.ht...

Содержание Глава I Тит.1:1—2. Павел, раб Божий, Апостол же Иисус Христов, по вере избранных Божиих и разуму истины, яже по благочестию. О уповании жизни вечныя.    Павел безразлично именует себя рабом иногда Христовым, иногда Божиим, ибо знает, что владычество общее. Сказал же Апостол, что на то он и поставлен, чтобы достойные избрания уверовали, познали истину благочестия и получили надежду жизни вечной. Потом показывает древность Божественной проповеди.    Юже обетова неложный Бог прежде лет вечных, Тит.1:3—4. яви же во времена своя слово Свое проповеданием, еже мне поручено бысть по повелению Спасителя нашего Бога. Издревле и прежде веков благоугодно сие было Богу всяческих, сделал же явным, когда благоволил о мне и вверил мне проповедь Домостроительства. Титу, присному чаду по общей вере: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа    Иисуса Спаса нашего. Рождение естественное не требует согласия рождаемого, но для рождения по вере требуется согласие и рождающего, и рождаемого. Ибо если слушающий проповедь, хотя проповедующий искренно верует, не с верою приемлет наставления, то не может назваться сыном проповедующего. Таковое родство есть разумное. Посему сказанное: присному чаду по общей вере — дает видеть добродетель блаженного Тита. Ибо, вступив с Апостолом в общение веры, удостоился называть его отцом. Тит.1:5. Сего ради оставих тя в Крите, да недокончанная исправиши.    Апостол показал, что основание благочестия положил сам он, ибо говорит: оставих тя, да недокончанная исправиши, и, показывая, что именно недокончено, присовокупил:    И устроиши по градом пресвитеры, якоже тебе аз повелех. Сказывает же, и какие дал для сего правила, и каковы должны быть избираемые на это. Тит.1:6. Аще кто есть непорочен, не подающий никакого повода к основательному обвинению.    Единыя жены муж, чада имый верна, не во укорении блуда, или непокорива. Требует тех же отличительных свойств, какие изобразил и в Посланиях к Тимофею. Тит.1:7. Подобает бо епископу без порока быти, якоже Божию строителю.    И из сего явствует, что Апостол пресвитеров наименовал епископами, ибо сказав: и устроиши по градом пресвитеры, присовокупил: подобает бо епископу без порока быти. В каждом же городе обычно быть многим пресвитерам, а не епископам.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Старец Иосиф Ватопедский      Божественному сверхсовершенству известно все прежде того, как произойдет и до того, как закончится. Нам же, по причине многочисленных изменений, которые вызваны в нас грехопадением вместе с неосмотрительным и преступным поведением человека, все это кажется неизвестным, изменчивым и непостижимым. Несмотря на то, что все подчинено Божественному Промыслу и Попечению,в зависимости от обстоятельств, времени, места, лиц и коварства сатаны, возможны изменения в установленном порядке вещей. Но ничто не может воспрепятствовать Промыслу Божию или отменить его действия в отношении творения. Своими порочными действиями мы можем лишь способствовать изменению способа функционирования или действия различных элементов. Божественная воля или Божественный совет, если рассматривать поочередно, проявляется в четырех видах. Во-первых, Божественное благоволение или благосклонность, благоволительная воля, то есть то, что по преимуществу хочет Бог. Во-вторых, домостроительство, домостроительная воля, согласно которойв силу нашей немощи Бог нам отечески уступает. В-третьих, уступка, уступительная воля, согласно с которой Бог вмешивается и вразумляет. И, в-четвертых, многоплачевная богооставленность: когда человек живет в нераскаянном упорстве и безчувствии, вызывая тем самым это состояние, когда Бог оставляет его. Посредством Божественной воли всеспасительный Божественный Промысл реализуется даже вопреки тому факту, что наше собственное падение исказило равновесие, нарушив весьма хорошие условия его существования. «Кто мудр, тот заметит сие, и уразумеет милость Господа» (Пс. 106:43). Бог, поскольку все предвидел, мог воспрепятствовать злоключению, постигшему человека, но тем самым упразднялась бы личная свобода последнего. Как раз из уважения к ней Он оставил конечный выбор за самим человеком, и таким образом, тот несет сам ответственность за свою жизнь, полную треволнений и трудов либо по причине помрачения ума, либо в силу страстной его испорченности и пренебрежения рассуждением.

http://pravoslavie.ru/106453.html

Чебоксарская епархия отметила 30-летие архиерейской хиротонии митрополита Варнавы 30 ноября 2006 г. 15:53 Сегодня в Покровско-Татианинском соборе г. Чебоксары состоялась праздничная литургия, посвященная 30-летию архиерейской хиротонии митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы . В ней приняли участие шесть архиереев во главе с управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Калужским и Боровским Климентом и управляющим Чебоксарско-Чувашской епархией митрополитом Варнавой. «Сегодня мы отмечаем большое событие не только в жизни митрополита Варнавы, но и всей Чебоксарско-Чувашской епархии. Все эти годы его служение было направлено на то, чтобы Слово Божие дошло до каждого человека, а вера росла и укреплялась, — сказал митрополит Климент. — Как говорил Апостол Павел, епископство сродни домостроительству, поэтому можно сказать, что митрополит Варнава на земле Чувашской занимался строением Церкви Христовой. В Чувашии народ Вас очень любит и готов с благодарностью причащаться из чаши, которую Вы держите». Митрополит Климент зачитал поздравительное письмо  Святейшего Патриарха Алексия. С 30-летием архиерейской хиротонии митрополита Варнаву поздравили также Президент Чувашской Республики Николай Федоров и глава администрации города Чебоксары Николай Емельянов. На долю митрополита Варнавы выпало особое служение: соблюсти то малое наследие, которое сохранили от разорения его предшественники, чебоксарские архиереи-исповедники, в годы государственного атеизма, а затем и приумножить его во славу Божию и на благо Русской Православной Церкви. За годы управления Чебоксарско-Чувашской епархией он внес огромный вклад в распространении Православия в республике. Если к приезду владыки Варнавы в Чувашии было 35 приходов, то в настоящее время — 217, из руин подняты 7 монастырей, восстановлен учебный процесс в Чебоксарском епархиальном училище. При непосредственном участии Чебоксарского архипастыря была создана оптимальная модель церковно-государственных отношений в Чувашской Республике.

http://patriarchia.ru/db/text/166763.htm...

LXXVII. Речь, сказанная в Казанской духовной академии пред началом учения 81 . Время пребывания в школе должно быть неослабным приготовлением к прямому плаванию к нашей общей пристани Жизнь течет, как река, струи которой быстро катятся одна за другой и погружаются в море. Струи и волны и нашей жизни быстро бегут и погружаются в океан вечности... Быстро летят годы один за другим... Давно ли мы начинали здесь прошедший учебный год и оканчивали оный, а между тем уже сменилась значительная часть вашего поколения: одни вышли из этого святилища науки для плаванья по морю житейскому, другие поступили сюда, а третьи подвинулись вперед, к краю берега, граничащего с житейским морем, чтобы пуститься в плавание по нему. Конечно, юношам, стремящимся к жизни, естественно желание, чтобы скорее прошли годы их приготовления к жизни. А нам, старикам, кажется, что весьма скоро прошли наши годы, и мы уже становимся у пристани житейских плаваний... С любовью мы уже вспоминаем ваши года и время нашего учения в академии. Но это для нас не возвратно. В утешение же должны говорить: всему свое время. И теперь самое лучшее для нас, это, глядя на вас и видя в вас одно доброе, утешаться вами. Но у всех нас есть пристань, к которой мы должны готовиться в период учения своего и в продолжение всей этой жизни. Эта пристань – мирная христианская кончина и за оной будущая блаженная жизнь. Боже, Великий и Сильный, к тихому пристанищу мя приведи... Все задачи вашего учения и вся наша жизнь есть стремление к этой пристани . Ваше образование вообще и ваше учение здесь есть приготовление к жизни будущей. Вы учитесь, чтобы самим жить и других учить, – жить по образу Божию для уподобления Ему. Это, братья, отнюдь не исключает благополучия сей временной жизни, и даже приобретает оное. И наступающий новый учебный год для вас да будет неослабным и глубоко сознательным приготовлением к прямому плаванию к нашей общей пристани. Основательное и глубокое изучение свойств Божьих, законов Божьих, домостроительства Божия о нашем спасении да отразится в ваших сердцах, в вашей воле и направлении и во всей жизни вашей Молитва пред учением не только должна быть молитвою о здравии и благополучии вашем, но главнее – молитвой о христианском вашем просвещении и направлении к вечному тихому пристанищу. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 3. Кн. 1 : 1897-1900 гг. - 1909. - 254, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Вопрос: Скажите, почему кошка ни разу не упоминается в Библии? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Слово «кошка» встречается только однажды в Библии – в неканонической книге «Послание Иеремии». Автор говорит о ничтожестве идолов: «На тело их и на головы их налетают летучие мыши и ласточки и другие птицы, лазают также по ним и кошки» (Посл. Иер. 1: 21). Отсутствие упоминаний в других книгах (прежде всего, канонических) можно объяснить тем, что Священное Писание не является энциклопедией жизни и быта древних людей Палестины, а представляет собой собрание богодухновенных текстов о домостроительстве нашего спасения. Ее цель – научить нас путям Божиим. Различные домашние животные упоминаются только в определенном библейском контексте: описание жертвоприношений, постановления Моисеева закона, важнейшие библейские события, притчи. Часто животные используются метафорически для сравнений и построений образов. Так, например, словом «пес» называются профессиональные блудники: «Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим» (Втор. 23: 18). Возможно, была еще одна причина, по которой священные писатели не упоминают кошек. Для соседних египтян, жизнь и нравы которых евреи хорошо знали, кошки были предметом культа. Они поклонялись им. Духовное сознание и нравственные понятия язычников были настолько извращены, что кошку ценили выше человека. Геродот пишет, что во время пожара в первую очередь спасали кошек, а потом людей. Греческий историк Диодор Сицилийский (ок. 90 до Р.Х. – 21 по Р.Х.) пишет: «Один римлянин убил кошку, и сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царем для уговоров власти, ни общий страх, внушаемый Римом, не мог освободить от мести человека, хотя он и совершил это нечаянно» (I, 83). «Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь» (Рим. 1: 25). 9 сентября 2009 г. Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/31850.html

Общение Короткое общение с людьми немало способствует к приобретению навыка и в добродетели, и в пороке (1). Блажен, кто в общении со многими не развлекается многим, но переселил к Богу всецело сердце (2). Доброго всегда предпочитай недоброму. Обращаясь с порочными, и сам непременно сделаешься порочным. От худого человека никогда не принимай часть членов, то не может не страдать все тело – и опасность для него очевидна. Так в подначальных: недуги одного члена общества могут иногда прикрываться благосостоянием целого, но если повреждена большая часть членов – опасность угрожает целому обществу (1). Жизнь общественная (в противопоставление жизни отшельнической), проводимая в кругу других, кроме того что служит испытанием добродетели, и распространяется на многих, и ближе подходит к Божию домостроительству, которое и сотворило все, и связало все узами любви, и наш род, после того как он утратил свою доброту через прившедший грех, снова воззвало посредством соединения и обращения с нами (1). Но ты живешь в обществе, от обращения с людьми – не без осквернения; потому страшно, чтобы не истощилось Божие к тебе милосердие? Ответ на это прост. Если можно, беги и торжища со своим добрым спутником. Подвяжи себе крылья орлиные или, точнее, голубиные, ибо, что тебе до кесаря и принадлежащего кесарю, пока не почиешь там, где нет ни греха, ни очернения, ни змия, жалящего на пути и препятствующего тебе шествовать по Богу. Похить душу свою из мира, беги Содома, беги пожара, иди не озираясь, чтобы не отвердеть в соляной столп, чтобы и тебя не постигла гибель. Если же ты не волен уже в себе и обязался необходимыми узами, то скажи сам себе или, лучше, я тебе скажу: всего превосходнее сподобиться блага и сохранить очищение. Если же невозможно совместить то и другое, то лучше очернить себя иногда несколько господина, нежели быть им вовсе отвергнутым, и лучше озаряться несколькими лучами, нежели быть в совершенной тьме. А благоразумному свойственно избирать как из благ большие и более совершенные, так и из зол меньшие и легчайшие… Неоднократно тот, кто, живя в мире, успел в немногом, имел преимущество перед тем, кто едва не успел во всем, живя на свободе, так как, думаю, большее заслуживает удивления в узах идти медленно, нежели бежать, не имея на себе тяжести, и, идя по грязи, немного замараться, нежели быть чистым на чистом пути. В доказательство же скажу, что Раав блудницу оправдало одно только страннолюбие, хотя и не одобряется она ни за что другое, и мытаря, ни за что другое не похваленного, одно возвысило, именно – смирение, чтобы ты научился не вдруг отчаиваться в себе (1). Читать далее Источник: Симфония по творениям святителя Григория Богослова/[ред.-сост.: Т. Н. Терещенко]. - Москва : Даръ, 2008. - 608 с. - (Духовное наследие).; ISBN 978-5-485-00194-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010