святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский Содержание    1. Сегодня возвестил нам Христос о подвигах самарянки, — и нашему скудному слову приходится пуститься в море ее добродетелей. Взирая на ее веру, я хочу посвятить ей похвальное слово и вместе с вами восхвалить ее — бедную и вместе богатую, блудницу и апостола, погибшую и верную, имевшую многих мужей и получившую много сил, многих осквернившую и Единородному Слову Божию послужившую, оскверненную и очищенную, возжаждавшую и возжелавшую живой воды и унаследовавшую благодать небесных источников. Что же говорит евангелист Иоанн, возгремевший об этих неизреченных тайнах? «Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи» (Иоан. 4:5—8). «Иисус, утрудившись». Как же говорит пророк Исайя: «вечный Господь Бог... не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим» (Ис. 40:28)? Между тем и евангелист Матфей в своем Евангелии о Нем пишет: «и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Мф. 4:2), и евангелист Иоанн, как ты только что слышал, говорит: «Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа». Один говорит, что Он взалкал, а другой приписывает Ему и усталость. А пророк Исайя, вещая Духом Святым, ясно говорит: «Вечный Господь Бог... не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим» (Ис. 40:28). Нет ли здесь противоречия между Евангелиями и пророчеством? Конечно, нет. Ни пророк не погрешил — да не будет! — ни апостолы не написали противного Духу Святому и пророчеству. Но дело в том, что домостроительство Спасителя нашего, великого Бога, имеет характер несколько двойственный и необычный — я разумею соединение в Нем божества и человечества, согласно Его воле и решению; и вот пророк возвещает могущество и величие Его божества, а апостолы и евангелисты изображают истинное Его домостроительство по плоти.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3969...

Слово 18 (1) Вера в семи значениях употребляется. – (2) Чрез веру сподобляется человек благодати Божией. – (3) Невозможно без веры угодить Богу. 1. Вера есть, когда верует кто в непостижимого Бога, из не сущих приведшего в бытие небо, землю, море и все видимое и невидимое творение. Такую веру имели все древние пророки и праведники, от Адама до воплощенного домостроительства Владыки нашего Христа. После же того, как воплотился Христос, вера есть веровать во Отца и Сына и Святого Духа, в едино Существо и три Лица, и в великое таинство воплощения Христа, то есть что Сын и Слово Бога и Отца, не отделившись от Отца, сошел с небес и воплотился от Духа Святого и Марии Приснодевы, и соделался совершенным человеком, из тела и души разумной, соединенных с Божеством; что в одном и том же лице был Он Бог и человек, с двумя совершенными естествами – Божеством и человечеством, соединенными нераздельно и неслиянно; что Он волею пострадал и распялся, и погребен был также волею, и что когда во время смерти отделилась душа Его от тела, Божество не отделялось ни от души Его, ни от тела; что Он в третий день воскрес и чрез сорок дней вознесся на небеса, яко человек, и сидит на престоле Божества Своего с плотию Своею, воспеваемый со Отцом и Святым Духом всеми небесными воинствами; что все сии таинства воплощенного домостроительства Христова совершены были для того, чтоб верующие в Него опять облеклись в Духа Святого, Которого совлекся первозданный Адам, когда сделался преступником заповеди Божией, а это для того, чтоб, быв усилены благодатию Духа Святого, исполняли они заповеди Божии и побеждали диавола и всех невидимых демонов, ибо без Святого Духа никто не может ни греха избежать, ни исполнять заповедей Божиих, ни отражать власть и силу, какую возымели над нами демоны. Вера есть еще, чтоб верил кто изреченным в Божественных Писаниях обетованиям благ тем, кои исполняют заповеди Божии, и угрозам вечными муками тем, кои нарушают их. Вера есть еще, чтоб верен кто был всему Божию, догматы ли то, или заповеди, или, лучше сказать, верен был благодати Святого Духа, почему всякий христианин и называется верным. Вера есть еще, чтоб вверил кто себя Самому Богу и от всей души на Него единого возлагал все свое спасение. Вера есть еще, чтоб уверен был кто, что Бог делает все, что благоволит благость Его, и был убежден, что Он делает сие наилучшим образом. Вера есть еще, чтоб уповал кто на великую и непобедимую силу Вседержителя Бога и дерзал о ней так, чтоб повелевал, и горы передвигались бы; до каковой веры весьма немногие достигают, как и написано, что не у всех есть такая вера ( 2Сол.3:2 ). Невозможно спастись никому, кто не имеет непостыждающей и твердой веры во Христа Господа, кто не верит без раздумывания словесам Божиим, кто не имеет любви к Богу и людям, любви от благой совести бывающей, в силу коей (благой совести) рождается смирение и милостивость.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

Глава 5 Откр.5:1 И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями. Сначала Иоанн видит просто Сидящего. Но, вглядевшись, он замечает в деснице, в правой руке Его, книгу. Книгу эту можно представить себе в виде свитка. В древности папирус или пергамент скатывали в свиток и так он хранился. Книга, виденная святым Иоанном, была исписана внутри и снаружи и запечатана семью печатями. Что означает эта книга? Можно указать на два ее значения. Во-первых, она указывает на премудрую Божию память, в которую, по Давиду, вписано всё. Разумеется и глубина Божественных судеб, записанных в эту книгу. Все судьбы вселенной, народов, людей вписаны в тайную книгу Божию, которую никто не может прочитать. И все эти судьбы исключительно в деснице Божией. Ни вникнуть до конца в смысл судеб, ни изменить их никто не может. Семь печатей скрывают всё от нас, а десница Божия управляет. С другой стороны, эта книга указывает на домостроительство Божие. Семь печатей указывают на то, что ни постичь, ни тем более совершить это домостроительство нашего спасения никто из тварей, даже небесных, не может. Все домостроительство спасения в деснице Божией. Откр.5:2–3 И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее? И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее. Кто достоин и может вникнуть в тайны судеб Божиих? Кто достоин и может совершить домостроительство спасения вселенной? И никто не мог , не нашлось никого ни на небе (ни праведники Божии, ни силы бесплотные), ни на земле (никакой человек, даже самый великий и праведный, ни тем более животное), ни под землею из преисподних сил, кто бы мог совершить это. Низвергнутые с неба, они не в силах теперь взойти и взять таинственную книгу из десницы Того, на Кого восстали. Посему и для демонов теперь сокрыты тайны судеб, они не имеют предведения, они не постигают ни Промысла Божия, ни путей Его. Так никто, ни из небесных, ни из земных, ни из преисподних, не может вскрыть книгу судеб Божиих. Значит, и не может совершить домостроительства спасения. И не только раскрыть сию книгу никто не мог, но даже и посмотреть в нее .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 59, 2010 Введение Брак не есть частное дело двух лиц. Божественным благословением он призван быть реальным образом наивысших ценностей бытия — внутрибожественной жизни, единения в любви Бога и человека, человеческой любви в Боге, благого делания человека в творении. В полноте это благословение осуществляется в христианском браке, когда последней целью обоих супругов является совместное стяжание Царства Пресвятой Троицы. Целью брака является полное раскрытие в нём образов наивысших ценностей бытия, восхождение к причастию их первообразам. Поэтому богословие брака не замкнуто в себе, но сопрягается со всеми гранями богословия в целом. Протопресвитер Иоанн Мейендорф указывает на почти полное отсутствие православных богословских работ, посвящённых “церковному и сакраментальному измерениям брака, который, будучи таинством Церкви, несводим к юридическим, психологическим и эмоциональным категориям, в которых его обычно рассматривают” 1 . Это обстоятельство само по себе может служить оправданием появления данной работы. 1. Райская Церковь. Брак в предвечном совете Дар бытия — творение — есть начало единого Божественного домостроительства, конец которого — обожение всего бытия. В творении зачинается всякий Божественный призыв — замысел о мире, который должен исполниться всем домостроительством в жизни будущего века. Райская Церковь содержит в себе Божественный замысел о браке, зачатки всех составляющих его полноты. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт 1:27). Актуализация человеческого бытия по образу Божественного бытия явлена образованием личности Евы. С образованием иной личности человеческое бытиё явилось образом Пресвятой Троицы — пребывания одной сущности в различных лицах. В. Н. Лосский следующим образом выражает православное понимание личностного и природного в человеке: “Как в Боге личное начало требует, чтобы единая природа выражалась в различии Лиц, так и в созданном по образу Божию человеке”. В самопревосхождении личность полностью выражает себя в единой человеческой природе. Она становится образом Божиим и стяживает Его подобие, которое есть “совершенство природы, общей всем людям” 2 .

http://pravmir.ru/malaya-tserkov-zametki...

святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский Содержание Таинство необычайное и чудное. – Радость по случаю Рождения Христа. – Цель воплощения. – Рождение от Девы Владыки природы. – Адам и Христос. – Пришествие Бога на землю, чтобы возвести человека на небо. – Иудея и другие народы в отношении к царству Христову. – Ева и Приснодева. – Славословие воплотившемуся Слову Божию.    Вижу таинство необычайное и чудное: пастыри оглашают слух мой, произнося не пустынную песнь, но воспевая небес­ный гимн. Ангелы поют, архангелы воспевают, херувимы взывают, серафимы славословят, все торжествуют, видя Бога на земле и человека на небесах, высокого — внизу, по Его домостроительству, и низкого — вверху, по (Божию) человеко­любию. Сегодня Вифлеем уподобился небу, вместо звезд при­няв поющих ангелов, а вместо солнца неизъяснимо вместив Солнце правды. Не исследуй, как это; где хочет Бог, там побеждается порядок природы. Он восхотел, возмог, нисшел и спас; все повинуется Богу. Сегодня рождается Сущий, и Сущий становится тем, чем Он не был; будучи Богом, Он делается человеком, не переставая быть Богом; не теряя божества, Он стал человеком, и, с другой стороны, не чрез постепенное преспеяние из человека сделался Богом, но, будучи Словом, Он стал плотью, так что естество Его осталось неизменным по своему бесстрастию. Когда же Он родился, то иудеи отвергали Его необычайное рождение, фарисеи ложно толковали божественные книги и книжники говорили противное закону; Ирод искал родившегося, не с тем, чтобы почтить Его, но чтобы погубить Его.    Сегодня люди уви­дели все противоположности: «не утаи лось, — говорит псалмо­певец, — от детей их в следующий род " _) (Пс.77:4). 1 Цари пришли и удивлялись небесному Царю, как Он пришел на землю, не имея при Себе ни ангелов, ни архангелов, ни престолов, ни господств, ни сил, ни властей, но, прошедши необычай­ным и непроходным путем, произошел из неприкосновен­ного чрева, не оставив, впрочем, ангелов Своих без Своего руководительства и не потеряв собственного божества чрез вочеловечение у нас.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3339...

Слово на день Рождества Христова. Святителя Илии Минятия, Кефалонитского В Своем Божественном Откровении Иоанн Богослов видел Седящего на престоле высоком и вознесенном великого Бога, державшего в Своей деснице книгу, по истине чудную, исписанную внутри и снаружи и запечатанную семью печатями; и, говорит св. Иоанн, никтоже можете ни на небеси, ни на земли, ниже под землею, разгнути книгу, ниже зрети ю (Апокал. 5:3). Открыть ее и разрешить печати на ней мог только Лев от колена Иудина, корень Давидов, Единородный Сын и Слово, Который, став плотью и вселившись в нас, открыл сокровенное, изъяснил неизреченное. Разрешил первую печать, – и люди тотчас познали Единого Бога; разрешил вторую, – и познали Бога Триипостасного; разрешил третью, – и познали Бога, Отца Сыновни и Изводителя Святого Духа; разрешил четвертую, – и познали Бога, Творца всего; разрешил пятую, – и познали Бога соделавшегося человеком; разрешил шестую, – и познали Бога, плотью пострадавшего, умершего и воскресшего; разрешил седьмую, – и познали Бога Судию, ублажающего Судию, ублажающего праведных и карающего грешных. Таким образом, сия запечатанная книга Седяшего на престоле стала книгою родства Иисуса Христа, книгою – откровением таинств и исполнением обетований. Учение Святого Духа, воспитание к богопознанию, любомудрие веры, наука вечно блаженной жизни, – вот «книга родства Иисуса Христа». Эту книгу, содержащую одну и единственную мысль, именно о рождестве Иисуса Христа, я хочу, благочестивые слушатели, ныне прочесть с вами и объяснить по возможности образ, каким, – и цель, с которой Бог стал человеком. Это – для того, чтобы в одном мы познали беспредельную премудрость Божию и всемогущество, а в другом – беспредельную благость и любовь Божию. Великое таинство домостроительства о воплощении, как наиболее высокое, благородное и совершенное дело творческой Божественной премудрости и силы, было предуставлено и предусмотрено раньше всего другого всеведущим умом Божиим. Бог, прежде чем предопределил творение ангелов, или человеков, или какой-либо другой твари, в предвечном совете уже предопределил воплощение Божественного Слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

1. Понятие «тайны» в Священном Писании Слово «таинство», или «тайна», как термин, в Священном Писании Ветхого Завета обозначает промысел или промыслительное деяние Бога. Эта «тайна» открывается Богом Его пророкам: «Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» ( Ам. 3:7 ). «Даниил отвечал царю [Навуходоносору] и сказал: тайны, о которой царь спрашивает, не могут открыть царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели. Но есть на небесах Бог , открывающий тайны» ( Дан. 2:27–28 ). В последнем случае Бог, очевидно, открывает Свои тайны пророку Даниилу. В этом ветхозаветном смысле слово «тайна» употребляется иногда и в Новом Завете (при этом следует сказать, что слово это в новозаветных писаниях встречается редко). Здесь оно приобретает определенно сотериологический смысл. Речь идет не просто о небесных «тайнах», но о промыслительных и спасительных деяниях Божиих. Например, когда Господь Иисус Христос говорит Своим ученикам: «вам дано знать тайны Царствия Божия» ( Мф. 13:11 ; Мк. 4:11 ; Лк. 8:10 ), Он под этими «тайнами» подразумевает тайны Божественного домостроительства спасения. Здесь на место ветхозаветных пророков становятся ученики Иисуса Христа как свидетели Нового Откровения в Самом Спасителе Иисусе. Следует упомянуть, что в синоптических Евангелиях слово «тайна» встречается только один раз, в этом месте. Особенно очевиден сотериологический и христологический смысл понятия «тайны» в посланиях Апостола Павла. Говоря об Апостолах как свидетелях и возвестителях «тайны» спасения, он пишет: мы «проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы. Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии» ( 1Кор. 2:7–10 ; ср. Рим. 14:24 ). В этих словах Апостол под «премудростью» имеет в виду Иисуса Христа, как Совершителя нашего спасения. Это в Нем, Кто «сделался для нас премудростью от Бога» ( 1Кор. 1:30 ), открывается тайна Божия. Это Его, Распятого и Воскресшего, «приготовил Бог любящим Его». «Откровение Духом» явно намекает на пророческое служение христиан, как бы перебрасывая мост между Новым Заветом и Ветхим Заветом, где «тайна» Божия открывалась Духом только пророкам. В том же смысле Апостол Павел говорит об Апостолах, как «домостроителях тайн Божиих» ( 1Кор. 4:1 ). В торжественном стиле об откровении тайны Божией в Иисусе Христе говорится в христологическом гимне: «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» ( 1Тим. 3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

1. Церковно-славянский текст Минеи. Кондак, глас 5: Предтечево славное усекновение/смотрение бысть некое Божественное,/да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие./Да рыдает убо Иродия,/беззаконное убийство испросивши:/не закон бо Божий, ни живый век возлюби,/но притворный, привременный. Икос : Рождение Иродово всем явися непреподобно,/егда посреди питающихся глава постящагося предложися, якоже снедь:/радости совокупися печаль, и смеху растворися горькое рыдание,/яко главу Крестителеву на блюде нося, пред всеми вниде, якоже рече, отроковица./И клятвы ради рыдание нападе на вся возлежащия тогда с царем:/не бо обвесели онех, ниже Ирода самого./Рече бо: оскорбеша печалию не истинною,/но притворною, привременною. 2. Русский перевод диак. Сергия Цветкова На усекновение честныя главы св. Предтечи и Крестителя Иоанна 1 . (29-го августа). Кондак, глас 5-й, самогласен. Славное усекновение Предтечи было некоторым домостроительством Божиим, – дабы он (Предтеча) проповедал и сущим во аде пришествие Спасителя. Да плачет Иродия, просившая о беззаконном убийстве; ибо она возлюбила не Божию вечную жизнь, но (жизнь) притворную, привременную. Икосы : 1) ( Τ γενσια) День рождения Ирода пред всеми оказался нечестивым, когда глава постившагося принесена была как снедь в средину пиршествующих. С радостию соединилась печаль, и над смехом одержал верх горький плач: ибо блюдо, имевшее в себе главу Предтечи, внесено было пред всеми, как приказала девица; и между всеобщею радостию (вдруг) напал плач на всех обедавших в то время с царем. Ибо он (Предтеча) не любил ни оных, ни даже самаго Ирода. Ибо сказано, что он (Ирод) опечалился печалию не истинною, но притворною, привременною. 2) ( υκ νμεινε) 2 Ибо не пребыл,-не надолго оставался в печали Ирод; но как уже замысливший лукавое, тотчас совершил 3 . Прелюбодейца не дева искала отсечь плод безплодия; она, прежде отсечения, тотчас же объявила свое намерение девице, вопия к ней: «Поди ко мне, чадо; подумай с твоею матерью; слово тайное хочу открыть тебе. Объявляю тебе желание свое. Я намереваюсь убить сына Захариина. Ибо он нанес мне удар ( πληγν) вечный, непривременный.»

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

7. Правило веры: познание ея, восприятие ея сердцем и введение в жизнь Вчера нам был представлен образец любви в св. Иоанне Богослове; ныне же указывается правило веры в Святителе и Чудотворце Николае. И давайте учиться православной вере в честь сего преславного Святителя. Правило веры слагается из следующих трех: из ведения содержания веры, – из восприятий сего содержания сердцем – и из введения жизни своей в порядок, указуемый верою. – Это и стороны и вместе степени веры, и ее характеристические черты, присутствие которых свидетельствует о присутствии веры, как отсутствие – об отступлении. Я укажу вам, что есть вера на всех сих степенях. А посему указанию вы потом сами уже рассудите, «аще есте в вере», как советует святой Апостол Павел. Первая степень веры, или начало ее, есть ведение содержания святой веры. Если просмотреть все Божественное откровение от начала его до конца, то в уме нашем вообразится все домостроительство нашего спасения, или все дивное Божие о нас смотрение, которым благоволил Он спасти нас погибавших. И если б кто захотел представить его в кратких положениях, то он должен бы был, словами св. Тихона (Ч. 8, стр. 218), исповедать следующее: 1) Бог наш – Творец и Промыслитель, в трех лицах поклоняемый, сотворив небо и землю и все украшение их, последи создал человека – Адама, и помощницу ему – Еву, от которых потом произошел весь род человеческий. 2) Прародителей наших Преблагий Бог создал не так, как прочие твари, но Дивным некиим и человеколюбивым советом. Прочие твари созидая, Бог проглаголал: «да будет». Приступая же к созданию человека, Он держит совет: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию». Так высоко превознес человека пред прочими тварями, что не только создал по особенному Своему совету, по и образом Своим Божиим почтил. 3) Первозданных прародителей наших Бог поместил в прекрасном месте – в раю сладостей, и дал им заповедь: «не вкушать от древа, еже разумети доброе и лукавое, под страхом смерти». 4) Сей заповеди Божией прародители наши не сохранили, и от заповеданного древа вкусили, послушав злого совета змия и сатаны, позавидовавшего блаженству их. Не послушавши Бога, Создателя своего, и послушав врага своего и Божия, они тяжко согрешили пред Богом, – за что лишились милости Божией и благодати, которою их почтил Бог в создании, – потеряли образ Божий, и из святых и праведных сделались нечистыми, скверными, грешными, – подпали праведному гневу Божию и всякому неблагополучию временному и вечному.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Библиография трудов святителя Феофана и литературы о нем По фондам Владимирской, Липецкой, Орловской, Рязанской, Тамбовской областных универсальных научных библиотек и Рязанской епархиальной библиотеки Источник КНИГИ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА 1 . Акафист святому великомученику Димитрию Солунскому, составленный святителем Феофаном, Затворником Вышенским . – Владимир: Транзит-Икс, 2005. – 34, с.: ил. (В) 2 . Богоугодная жизнь вообще: слова епископа Феофана: (из слов к Тамб. и Владимир. паствам, 1859–1866 гг.). – 2-е изд. Афон. Рус. Пантелеимонова монастыря. – [Козельск]: Издательство Свято-Введенского монастыря Оптиной Пустыни, 1998? . – 115 с. (Е) 3 . Болезнь и смерть: выдержки из писем. – [Владимир]: Издательский отдел Владимирской епархии, 1996. – 62 с. (Е) 4 . Взыщите Господа: из писем святителя Феофана Затворника . – [Загорск]: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1990. – 31 с. (Р, О) 5 . Взыщите Господа: из писем святителя Феофана Затворника . – Пушкино: МП «Принтэкс», 1990. – 32 c. (В) 6 . Внутренняя жизнь. – Москва: Отчий дом, 2010. – 188, с. – (Духовный собеседник). (Р) 7 . Внутренняя жизнь: избранные поучения. – Москва: Сестричество во имя преподобномученицы Великой княгини Елизаветы, 1998. – 414 с. (Е) 8 . Внутренняя жизнь: избранные поучения. – Москва: Сестричество во имя преподобномученицы Великой княгини Елизаветы, 2001. – 415 с. (Р) 9 . Внутренняя жизнь: слова епископа Феофана: (из слов к Тамб. и Владимир. паствам, 1859–1866 гг.). – Репр. изд. – [Москва]: Галактика, 1994. – 138, II с. (В) 10 . Во славу Божию: из писем Феофана/отв. за вып. Н. Мишина. – Москва: МП «Палея», 1991. – 30 с. (В, Р) 11 . Воплощенное домостроительство: опыт христианской психологии в письмах. – Москва: Правило веры, 2008. – 464 с. (Е) 12 . Двери покаяния: слова и проповеди . – Москва: Правило веры: Моск. Сретен. монастырь, 2002. – 601 с. (Р) 13 . Душа и ангел – не тело, а дух. – Москва: Талан, 1997. – 206 с. (Е) 14 . Душеполезные поучения: [болезнь и лечение, мытарства, смерть детей, поминовение усопших]. – Москва: О-во содействия православному просвещению «Изографъ», 2008. – 32 с. (О)

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010