Чтения из Писания в чинопоследованиях таинств и священнодействий Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 55, 2009 7 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 55, 2009 Можно наблюдать, что в совершаемых в Церкви священнодействиях проявляется некий единый принцип. Условно определим его следующей схемой: подготовка-действие-резуль­тат. То есть через совершаемое Церковью, когда происходит встреча (слав. сретение) с Богом Живым, раскрывается и таким образом судится наша жизнь во всех временах — прошлом, настоящем и будущем: насколько прошлое было приуготовлением к совершаемому, настолько воспринимается само священнодействие, и от этого зависит, будут ли достойными духовные плоды, имеющие произрасти от ниспосланных Божиих даров. Слово сретение и так именуемый праздник мы упоминаем не случайно. В дивном этом событии проявляется, во-первых, то, каковой должна быть подготовка к встрече с Недосягаемым и одновременно Желанным (300 лет Симеонова ожидания и неотходная от храма молитвенная жизнь пророчицы — образ терпения без меры ради всенесравненного Сретения). И само восприятие ветхим старцем на руки Божественного Младенца (подобно священнику, грехами обветшавшему, принимающему руками же То же Тело, “наших прегрешений решительное”) — очевидно исполнено литургическим содержанием (как не вспомнить и Сретенскую паримию о видении Исаией славы Господа Саваофа, о слышании пророком евхаристического серафимского пения: Свят, Свят, Свят… (Ис 6:1–7)). И последующие слова этого ветхозаветного отрывка вошли в литургическое дыхание Церкви: “Вот, Это коснулось уст твоих…” — почти дословно вторит осиянному Божией славой пророку священник по причащении Святою Кровию. И, наконец, благодарность наша измерится Симеоновым бесстрашием перед самой смертью, радостным и трезвенным вхождением во Христе (из литургии — “с миром изыдем”) во тьму падшего мира, которого и сами мы — плоть от плоти, но где уже воссиял воспринятый и нашими сердцами Присносущный Свет. В этом видится образ и нашего участия в таинствах, и отдельно взятой человеческой жизни в её отношении к спасительному Божию домостроительству, да и всей истории человечества, в центре которой — земная жизнь Господа Иисуса Христа. И в каждой части отмеченной триединой схемы с необходимостью присутствуют благословение Божие и соизволение человеческое. То есть и подготовка к священнодействию, и само его совершение, и плоды восприятия его как отдельным человеком, так и общностью людей в целом — всё это есть дело Богочеловеческое.

http://pravmir.ru/chteniya-iz-pisaniya-v...

Я. Тягунов Часть четвертая – О том, что возвещают нам судьбы Церкви Христовой и народов I. Сошествие Св. Духа на апостолов По вознесении Господа Иисуса Христа Апостолы возвратились в Иерусалим с великою радостью и пребывали там – то в одной горнице, то во храме, единодушно в молитве, прославляя и благословляя Бога. С ними были некоторые жены и Мария – Матерь Господа и братья Его, всего около ста двадцати человек. При наступлении дня Пятидесятницы, когда все Апостолы были единодушно вместе, внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились, и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них, и исполнились все Духа Святого, и начали говорить на других языках, как Дух давал им провещевать ( Деян.2:1–11 ). И вот простые рыбаки, нигде не обучавшиеся, делаются мудрее философов, сведущее книжников, красноречивее ораторов. Те, которые пред сим, на другой же день забывали сказанное им Учителем, вдруг вспомнили всякое Его слово, и всякий Его шаг. Те, которые не понимали самых простых притч Его, вдруг постигли всю премудрость Божия домостроительства о спасении мира, и поняли все ветхозаветные прообразования и пророчества. Те, которые столь мало понимали дух Христов, что недавно спорили о первенстве и готовы были на непринявшее их Самарянское селение низвести с неба огнь, вдруг проникаются сим духом, и делаются смиренными, кроткими, милосердными, терпеливыми. Те, которые недавно до того были страшливы и боязливы, что при наступлении опасности Учителю все оставили Его и разбежались в трепете, а первый из них, даже отрекся от Него, теперь смело возвещают воскресение Распятого, и проповедуют Его Христом – Единородным Отца Небесного, и на прещения сильных отвечают: «судите сами, справедливо ли вас слушать более, – нежели Бога; мы не можем не говорить того, что видели и слышали», а когда их подвергают заключению, поруганию, истязанию и гонению, они радуются, что сподобились потерпеть всё это за имя Христово, и с такою же радостью встречают смерть, продолжая исповедовать Христа – Божию силу и на крестах, и под тучею бросаемых на них камней.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

12. Учение св. отцов церкви о причинах воплощение Сына Божие для спасение людей Сын Божий явился на земле в естестве человеческом, чтобы избавить человека от тех бедствий, каким подвергся он вследствие падение прародителя своего, и возвратить ему блаженное единение с Богом. Но почему в этом домостроительстве нашего спасения нужно было совершиться таинству воплощения Самого Бога? И почему именно Сыну Божию подобало восприять на Себя естество человеческое? Такие вопросы в разные времена предлагаемы были св. отцам церкви и любомудрием верных, и мудрованием испытующих веру нашу, и пререканием врагов ее, и они оставили в поучение наше богомудрые ответы на вопросы сии. В ответ на первый вопрос св. отцы, указывая на действие падшего состояние человека и принимая в соображение все блага и обетование, какие дарованы нам Искупителем нашим, утверждали, что ни избавление наше от бедствий падение, ни приобретение нам благ искупление не могли совершиться в домостроительстве нашего спасение без таинства воплощение Самого Бога. 1 . По учению св. Прокла, архиеписк. Константинопольского, в деле спасение нашего без таинства воплощение Спасителя не могло совершиться прощение греховного долга человеку. «Поскольку род человеческий, учит он, обложен был тяжким долгом греховным и никак не мог уплатить сего долга, потому что весь род человеческий в лице Адама подписал рукописание греховное: то диавол содержал нас рабами, наша плоть многострастная служила для него как бы распискою... И необходимо было одно из двух: или всех подвергнуть смерти, в силу произнесенного над грешником приговора, поскольку все согрешили, или в вознаграждение за вину представить такую плату, которая вполне соответствовала бы цене всеобщего долга. Но человек, подлежа долгу греха, никак не мог искупить род человеческий, потому что не мог доставить столь великой цены искупления. Итак, Самому Богу, единому безгрешному, надлежало умереть за грешников: другого вознаграждение не было. Что же? Он Сам, все воззвавший из небытие в бытие, изобрел самый надежный и удовлетворительный способ возмездие за осужденных на смерть. Именно, Он становится человеком от Девы, образом Ему только известным, потому что никакое слово не может хорошо выразить этого, и умирает, как вочеловечившийся, и искупляет, как Богочеловек. Посему и говорит апостол: «о Немже имамы избавление кровию Его, и оставление прегрешений» ( Еф. 1:7 ). Если бы он не воспринял меня, – продолжает св. отец, – то и не принес бы мне спасение, но обретшись во утробе Девы, Он воспринял виновного» (Bibl. Мах. Т. VI, pag. 590).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В сем церковном стихе из канона на праздник Воздвижения прославляется прообразовательное значение Ааронова прозябшего жезла. Аарон, брат Моисея, принадлежал к колену Левиину, которое выделено было из прочих колен для исполнения церковных служб. В состав сих служителей входили: первосвященник, священники и простые левиты. Ряд первосвященников начался с Аарона. Ему наследовали потомки его из старейшей линии по старшинству. Равно и все священники были из его потомков. Это преимущество Аарона и его потомков возбудило зависть к нему в некоторых левитах и подало повод им к возмущению против него и Моисея во время странствования евреев в пустыне. Во главе недовольных стоял левит Корей. К нему пристали с подобным неудовольствием и на Моисея Дафан и Авирон из колена Рувимова. Возникло возмущение, в котором приняли участие многие из соумышленников поименованных лиц. Дело представлено было Моисеем на суд Божий. В следующий день соумышленники явились пред скиниею свидения с кадильницами и все убиты были божественным огнем, а Дафан и Авирон с семействами на глазах всего народа поглощены были землею, разверзшеюся под их ногами. Но сего наказания было недостаточно. Надлежало принять другие меры к тому, чтобы не повторилось подобное возмущение, и чтобы снова не возникли распри о божественном избрании дома Аарона и колена Левиина. С сею целью по повелению Божию Моисей взял от каждого колена жезл, означенный его именем, и все вместе положил в скинию. Что же произошло? В наступившую ночь жезл Аарона произрастил ветвь, цвет и плод, тогда как прочие жезлы остались без изменения. Этим поразительным чудом ясно было засвидетельствовано божественное изволение о преимуществах священства Аарона и его потомков. И сие-то чудо над жезлом Аарона указывается в рассматриваемом песнопении словами: жезл во образ тайны приемлется, прозябением бо предрассуждает священника, то есть, жезл Ааронова посредством прозябения, предуказывает, в лице Аарона, избранного Богом священника. Согласно с сим пред указанием или предназначением права священства в лице первосвященника и священников из дома Аарона сохранялись ненарушимо до разрушения Иерусалима и рассеяния иудеев, когда прекратилась всякая возможность исполнять закон Моисее о служении в храме и о принесении жертв. Промыслу Божию угодно было устроить сие в наказание евреем, отвергшим Христа, и во свидетельство того, что ветхозаветное домостроительство спасения уже достигло своего конца, что обетованный Мессия уже пришел, что основанный Им новый завет, новый порядок отношений между Богом и человеком, явился взамен ветхого, что ветхому завету нет места по установлении нового и что евреи, не уверовавшие во Христа, напрасно ожидают другого Мессию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Заповеди Если кто исповедует с виду Господа и слушает Его учение, но заповедям Его не повинуется, то он осужден, хотя бы, по особому домостроительству, дано было ему иметь и духовные дарования (4). Конец заповеди Божией – жизнь вечная (4). Заповеди Божии надобно так исполнять, как повелел Господь. Ибо кто погрешает в образе действования, тот, хотя с виду исполняет заповедь, однако же не имеет похвалы от Бога. Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных ( Лк. 14:12–14 ) (4). Заповедь Божию исполнять должно не из угождения людям и не по другой какой страсти, но иметь во всем целью угодить Богу и прославить Бога. Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою ( Мф. 6:1, 2 ) (4). Заповеди Господни исполнять должно с благою совестью и с благим расположением перед Богом и перед людьми. Ибо кто не так исполняет, тот осуждается (4). Заповеди Божии должно так исполнять, чтобы по мере сил исполняющего их все просвещались и Бог прославлялся (4). Кто исполняет заповедь Божию и не по здравому расположению, но, по крайней мере, видимо, сохраняет в точности учение Господне, тому возбранять этого не должно, поскольку он никому не вредит этим, а иные, может быть, получают от него и пользу; но надобно ему советовать, чтобы имел и мысль, достойную доброго дела (4). Учение заповедей Господних должно принимать как такое учение, которое доставляет нам жизнь вечную и Царство Небесное, и с усердием надо его исполнять, хотя бы казалось и трудным (4).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

94. Чем и как женщина может послужить Христовой Церкви? В прошлом году «Колокол» посвятил прекрасную, сердечную статью женским богословским курсам в Москве. Газета говорит: «Когда поруганный, в терновом венце, Спаситель совершал Свой страстной путь и падал под тяжестью креста, все оставили Его, все разбежались страха испугавшись иудейского. Только жены иерусалимские, рыдая, шли за Ним, только они без страха пошли ко гробу Его, чтобы помазать тело Его благовонными веществами. И ныне, когда снова наносятся язвы нашему Господу Иисусу, жены русские, оставите ли вы Его? Неужели не пойдете вослед Его, неужели не станете у креста Его? Неужели не принесете Ему в дар – не злато, смирну и ливан, а свое любящее сердце, свою душу, свою жизнь?». Газета справедливо заметила, что можно еще спорить, нужна ли женщина-врач, женщина-адвокат, женщина-чиновник, но нет сомнения, что в наше, особенно в наше время, нужнее всего женщина-христианка, «которая могла бы быть на страже своей семьи, чтобы оберечь своих детей от тлетворных учений, от развращения души и тела, которая могла бы нравственно поднять, очистить своего мужа, брата, могла бы бороться с потоком неверия, кощунства, разврата, которая высоко подняла бы ныне пререкаемое и попираемое знамя победы Христа над адом». Открытие в Москве новых богословских женских курсов дает мне основание повторить вышеприведенные строки и сказать свое слово по поводу их. Вера, но нашему православному катехизису, принадлежит собственно сердцу, хотя начинается в мыслях. Все мы это учим с детства, но понимаем ли сердцем, чувствуем ли своим внутренним человеком эту истину? А женщина, по преимуществу, живет сердцем: такова Богом данная ей природа. Она способнее мужчины беззаветно отдаться вере, целым сердцем усваивать истины веры и воспринимать благодатные веяния из другого мира. В области веры и домостроительстве нашего спасения судьбами Божиими женщина занимает особое место. Мы знаем, что женщина первая нарушила Божию заповедь, но, в посрамление врага Божия, семени Жены определено Богом стереть и главу сего змия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Бога никтоже виде николиже. Единородный Сын, сый в лоне Отчи, той исповеда (Ин.1,18). Итак, Божество неизреченно и непостижимо; ибо никтоже знает Отца, токмо Сын, ни Сына, токмо Отец (Мф.11,27). Также и Дух Святый ведает Божие, подобно тому как дух человеческий знает то, что в человеке (1Кор.2,11). Кроме же Самого первого и блаженного Существа, никто никогда не познал Бога, разве только тот, кому Он сам открыл, - никто не только из людей, но даже и из премирных Сил, из самих, говорю, Херувимов и Серафимов. Однако Бог не оставил нас в совершенном неведении; ибо познание о том, что Бог есть, Он Сам насадил в природе каждого. И само создание мира, его сохранение и управление возвещают величие Божества (Прем.13,5). Сверх того, Бог, сперва чрез закон и пророков, потом через Единородного Сына Своего, Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа сообщил нам познание о Себе, какое мы можем вместить. Поэтому все, что предали нам закон и пророки, апостолы и евангелисты, мы принимаем, познаем и а выше того ничего не испытываем. Ибо если Бог благ, то Он и податель всякого блага, и непричастен ни зависти, ни другой какой ибо зависть не сродна естеству Божию как бесстрастному и единому благому. А поэтому Он как всеведущий и промышляющий о благе каждого то, что нам потребно знать, открыл нам, а чего не можем понести, о том умолчал. Этим мы и должны быть довольны, в этом пребывать и не преступать пределов вечных (Притч.22,28) и предания Божия. Глава II. О том, что можно выражать словами и чего нельзя, что можно познавать и что превосходит познание Кто хочет говорить или слушать о Боге, тот должен знать, что не все, касательно Божества и Его Домостроительства, невыразимо, но и не все удобовыразимо, не все непознаваемо, но и не все познаваемо; ибо иное значит познаваемое, а иное - выражаемое словом, так как иное дело говорить, а другое - знать. Таким образом, многое из того, что мы неясно познаем о Боге, не может быть выражено во всем совершенстве; но как нам свойственно, так мы и бываем принуждены говорить о том, что выше нас, так, говоря о Боге, мы [приписываем Ему] сон, гнев, беспечность, руки, ноги, и тому

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/929/...

Глава 1. Из книг против Порфирия    I. Христос Сын Божий по определению Отца пришел к видимой твари, чтобы, ниспровергнув державу властвовавших демонов, избавить души от горького рабства, так как вся природа, очарованная упоением нечестия, была исполнена смятения и нестроения, не имея сил обратиться к помышлению о полезном. Потому она легко увлекалась и к идолопоклонству, что зло потопляло все и обладало всеми поколениями вследствие изменения, происшедшего от преслушания в наших телесных хижинах, доколе Христос Господь посредством плоти, в которой Он явился в эту жизнь, обуздав порывы сладострастия, служившие для преисподних сил оружием против нас для порабощения умственных способностей, не освободил человека от всех зол. Для того Господь Иисус и принял плоть и сделался человеком и был пригвожден ко кресту по (Своему) домостроительству, чтобы чрез ту же плоть, чрез которую демоны надменно старались представить (себя) богами, увлекая души к смерти способами обольщения, они были ниспровергнуты и обличены, что они не боги. Желая более низложить их высокомерие, Он стал человеком, чтобы чрез то же самое тело, чрез которое разумный род (человеческий) погибал, уклонившись от почитания истинного Бога, по воплощении в нем Слова неизреченно-премудрым образом, они оказались губителями, а не благодетелями душ. Нисколько не было бы удивительно, если бы Христос низложил противные демонские существа грозною властью и величием непобедимой силы Бога. Но так как то причиняло им (большое) посрамление и огорчение (ибо быть побежденными Высочайшим существом они скорее согласились бы), для этого Бог устроил дело спасения всех чрез человека, чтобы люди, по пришествии к ним самой Жизни и Истины во плоти, могли приблизиться к образу и просвещению Слова, преодолевая приманки греха, а демоны, побежденные и посрамленные слабейшим, прекратили свою дерзость, по обуздании Тифоновой их ярости. Для этого особенно и введен крест, воздвигнутый как трофей и гроза против нечестия, чтобы человек более уже не подвергался гневу (Божию), оправившись после поражения за преслушание, законно победив преисподняя силы и сделавшись свободным от всякого долга по милости Божией.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3657...

Глава 6 2Кор.6:1 .  Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами. «Споспешествующе же и молим, не вотще благодать Божию прияти вам». Поскольку Апостол сказал: «по Христе посолствуем», то по необходимости дает знать, что посольствующие содействуют им, умоляемым воспользоваться Божественною благодатию и Домостроительства не соделать напрасным и тщетным, если покажут жизнь свою противоположною оному. 2Кор.6:2 .  Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения. «Глаголет бо, во время приятно послушах тебе, и в день спасения помогох ти» ( Ис. 49, 8 ). Так, воспользовавшись пророческим свидетельством, Апостол усиливает свое увещание. «Се, ныне время благоприятно, се, ныне день спасения»; потому что жизнь стремится к концу. Если ныне не улучили мы спасения, то не будем лишены его по исшествии отсюда. Потом на пользу им показывает собственные свои труды. 2Кор.6:3 .  Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение. 2Кор.6:4 .  Но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах. 2Кор.6:5 .  Под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах. 2Кор.6:6 .  В чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви. 2Кор.6:7 .  В слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке. 2Кор.6:8 .  В чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны. 2Кор.6:9 .  Мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем. 2Кор.6:10 .  Нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем. «Ни едино ни в чемже дающе претыкание, да служение безпорочно будет, но во всем представляюще себе якоже Божия слуги». О том у нас рачение, чтобы никому не подать даже случайного повода к соблазну, но во всем показывать, что сами мы достойны служения Божия. Какие же виды сего служения?

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава VI Падение первых людей по свидетельству Св. Писания. Приражение зла человеку. Духовное и чувственное вожделение, обусловливаемое духовно-телесностью человека. То и другое вожделение не суть два вида зла, но одно и тоже зло. Ограничение зла в роде человеческом в силу самой истории падения первых людей. Человек пал не без остатка добра и правды в себе. Почему змий, говоривший, орудие действия диавола, не возбудил у Евы подозрения? Точнейшее разъяснение факта падения первых людей и действия диавола. В падении первых людей обозначилась и явилась вся область греха и область всего злого в роде человеческом. Точнейшее указание сей области злого в природе и истории человека. Вывод из положения, что зло не рождено человеком, а приражено ему от вне. Ограниченность зла в роде человеческом. Закон ума и закон уд в падшем человеке. Чем явился человек пред Богом по своем падении? Человек остался с Богом, осудив в себе диавольское зло. «Набожность» в роде человеческом. Зло в роде человеческом условно и конечно. Ограничение зла в роде человеческом по суду Божию над падшим человеком. Смысл и значение наказаний Божиих первых людей за их грех. Суд Божий над падшим человеком есть благо падшего человека. Значение суда Божьего над человеком в отношении к диаволу. Абсолютный закон в сосуществовании обществ человеческих. Зло в роде человеческом подлежит не только врачеванию, но исцелению в домостроительстве Господа. Падение Евы и падение Адама по началу своему и по мотивам совершенно тождественны. Вывод. Змей, – говорит Св. Писание, – был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог . И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» ( Быт.3:1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010