Домашнее воспитание Иисуса Христа способствовало Его духовному развитию, так что впоследствии Его Божественной мудрости и разуму удивлялись еврейские учители, которые слушали, вопрошали и «ужасались» глубине Его познаний и мудрости (Лк. 2:42-47).    С двенадцатилетнего возраста еврейским отрокам предписывалось исполнять закон. Они назывались детьми закона. Отрок Христос, посещая иерусалимский храм как дом Отца Своего, желал постоянно пребывать в нем и питать Свою душу чтением закона Господня. Во время одного из таких посещений, как повествует евангелист Лука, когда окончился праздник и все возвращалис по своим домам, Отрок Иисус остался в Иерусалиме, и не заметили того Иосиф и Матерь Его, думая, что Он идет с другими; проведши дневной путь, стали искать Его и не нашли; возвратились в Иерусалим и нашли Его в храме. Христос сказал: «Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему» (Лк. 2:45-49). Эти слова говорят о том, что Христос всецело был предан Богу Отцу, Который послал Его в мир для того, чтобы спасти людей.    После путешествия в Иерусалим Христос продолжал преуспевать в премудрости и возрасте и в любви у Бога и людей (Лк. 2:52). Так продолжалось до тридцатилетнего возраста. По ветхозаветному закону, в эти годы иудейские раввины вступали в должность народных учителей. Прежде чем начать Свое общественное служение, Христос Спаситель, как неоднократно говорит Евангелие, прошел суровую школу сосредоточенного уединения, внутреннего подвига молитвы и нераздельного единения с Небесным Отцом.    Христос любил уединение. Он неоднократно удалялся в пустынное место, где предавался пламенной молитве Своему Небесному Отцу. Здесь, вдали от мира и его треволнений, Он погружался в глубину Своего духа, размышляя о деле, ради которого Он явился. В пустыне Он приготовлялся к борьбе с искушениями, которые во всей силе предстали Ему во время сорокадневного поста Его — этого высшего и решительного акта Его приготовления, но которые, несомненно, не оставили Его и после.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3278...

В противовес сказанному об идеальном воспитании Иисуса, нам могут указать на факт из двенадцатилетнего возраста Его, когда Он в первый раз был взят своими родителями в Иерусалим на праздник Пасхи. Он остался в Иерусалиме, когда Иосиф и Мария, вместе с родственниками и знакомыми, возвращались в Назарет. Отсутствие Его заметили только тогда, когда они прошли дневной путь. Возвратившись в Иерусалим, через три дня нашли Его в храме среди учителей: «Увидев Его, удивились, и Матерь Его сказала Ему – Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя». В ответ на это: «Он сказал им зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли сказанных Им слов» 65 . Мы не имеем права видеть здесь явного непослушания Иисуса своим родителям, потому что не знаем всех деталей факта. И раз сами родители не могли заметить Его отсутствия, полагая Его «между родственниками и знакомыми», то это ясно говорит, что они безусловно верили в Его примерную покорность и постоянное послушание. С другой стороны, ответ отрока Иисуса, которого не поняли в то время Его родители, вполне оправдывает Его поступок. Это был первый порыв Его святой ревности к выполнению своего призвания. Огонь этой ревности уже сознательно горел в Его в сердце и пламя огня охватило все Его существо. Здесь мы видим начало того, что Он впоследствии выразил так ясно и отчетливо: «Огонь пришел Я низвесть на землю и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! Крещением должен Я креститься (разумея крещение кровью, так как водою Он уже был крещен, когда говорил эти слова); и как Я томлюсь, пока сие совершится» 66 ! Мы поймем поступок и ответ отрока Иисуса своей матери, если на основании последующих слов и всей Его мессианской деятельности, поглубже заглянем в Его душу. Он пришел на землю исполнить волю Отца своего 67 , совершить дело, которое поручил Ему Отец 68 . Спасение всего мира от власти диавола и вечной смерти – это Его миссия, Его призвание, которому Он отдавал все и ради которого Он жертвовал даже семейными узами материнской любви: «Кто матерь Моя? И кто брат Мой»? – сказал Иисус, когда известили, что Матерь Его и братья Его стоят вне, желая говорить с Ним, чтобы спасти Его от угрожавшей Ему ярости народной. «И обозрев сидящих вокруг Себя, Он сказал: вот Матерь Моя и братья Мои. Ибо кто будет исполнять волю Отца Моего небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» 69 . Основная идея брака осуществляется с явлением Христа

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/i...

В то время возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все, что они увидели и услышали, как было сказано им. И когда исполнилось восемь дней, чтобы обрезать Дитя, тогда и наречено было имя Ему: Иисус, данное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. Дитя же росло и укреплялось духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем. И ходили родители Его каждый год в Иерусалим на праздник Пасхи. И по достижении Им двенадцати лет, когда восходили они в Иерусалим по обычаю Праздника, и завершили положенные дни, – при возвращении их остался Отрок Иисус в Иерусалиме, и не заметили того Иосиф и Матерь Его. Думая же, что Он со спутниками, прошли они дневной путь и стали искать Его среди родственников и знакомых; и не найдя Его, вернулись в Иерусалим, ища Его. И было: через три дня нашли они Его в храме, сидящего между учителями и слушающего их, и задающего им вопросы; и все, слышавшие Его, изумлялись разуму и ответам Его. И увидев Его, они поразились; и сказала Ему Матерь Его: “Дитя Мое! Почему поступил Ты с нами так? Вот, отец Твой и Я в скорби искали Тебя”. И сказал Он им: “Что же вы искали Меня? Не знали вы, что Мне надлежит быть в том, что принадлежит Отцу Моему?” И они не поняли слова, которое Он сказал им. И Он ушел с ними, и пришел в Назарет, и был в повиновении у них; и Матерь Его сохраняла все слова эти в сердце Своем. А Иисус преуспевал в премудрости, и возрасте, и любви у Бога и людей. Лк 2:20–21, 40–52 И святаго, зачало 24: И святому Евангелие от Луки, зачало 24 Во время оно, ста Иисус на месте равне, и народ ученик Его, и множество много людей от всея Иудеи и Иерусалима, и помория Тирска и Сидонска, иже приидоша послушати Его и исцелитися от недуг своих, и страждущии от дух нечистых, и исцеляхуся. И весь народ искаше прикасатися Ему, яко сила от Него исхождаше, и исцеляше вся. И той возвед очи свои на ученики своя, глаголаше: блажени нищии духом, яко ваше есть Царствие Божие. Блажени, алчущии ныне, яко насытитеся. Блажени, плачущии ныне, яко возсмеетеся. Блажени будете, егда возненавидят вас человецы, и егда разлучат вы и поносят, и пронесут имя ваше яко зло, Сына Человеческаго ради. Возрадуйтеся в той день и взыграйте: се бо мзда ваша многа на небеси.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/obrezanie...

Вероятно, все они поняли их так, как желали, т. е., что Лазарь будет жив. Спаситель между тем оставался на том месте, где был, еще два дня. После же этого Он сказал ученикам: «пойдем опять в Иудею» ( Ин.11:7 ). Ученики не ожидали, чтобы Учитель их решился теперь идти в Иудею, когда там недавно еще так враждебно отнеслись к Нему. «Равви! давно ли иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?» ( Ин.11:8 ), ответили они на слова своего Учителя. Ученики, очевидно, боятся за безопасность Его. Они стараются отклонить Его от путешествия в Иудею. Зачем теперь идти туда? Лазарь выздоровел, думали ученики, ибо Сам Учитель сказал, что болезнь его была не к смерти. Проповедовать и исцелять? Но там враждебно настроенные против Него люди стараются не слышать и не видеть. Так рассуждали ученики. Что же Спаситель? Он отвечал им: «не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним» ( Ин.11:9–10 ). Дорога от Иордана до Иерусалима гориста и трудна для пешехода. Но при дневном свете можно пройти ее безопасно. Было еще утро, когда Спаситель говорил ученикам о Своем решении идти в Иудею. До вечера они могли бы дойти до Иерусалима, сделав 33 версты, дневной путь пешехода. Но, конечно, Спаситель не это удобство имел в виду, когда говорил о дневном свете, столь благоприятном для путешественников. Свет для человека есть Божественная воля. Ею определено и время его деятельности. Пока не пришел конец этого времени, и человек неуклонно действует согласно с волею Божией, тогда ничто не может воспрепятствовать или прекратить его деятельности ранее, определенного времени. Вот если человек уклоняется от воли Божией, живет и действует по воле своей, то он спотыкается, как ходящий во мраке. Тьма кругом его. Он не видит и истинной цели своей деятельности, а потому, спотыкаясь и падая, в конце и совсем погибает. Братие! Господь сказал нам волю Свою. Мы с детства знаем это. Остается волю нашу направить так, чтобы она согласна была с волею Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Возвратившись из Египта в Палестину, Иосиф, по-видимому, первоначально намерен был поместиться в Вифлееме, где родился Спаситель. Но узнав, что в Иудее вместо Ирода царствует Архелай, побоялся идти в Вифлеем. Получив во сне откровение, Иосиф, вероятно совсем не заходя в пределы иудейские, направился в Галилею по береговой дороге, проходившей мимо Кесарии на морском берегу. Прибыв в Галилею, святое семейство поселилось здесь в нижнем месте своего жительства, именно в Назарете. Отрок Иисус в храме Лyk. II, 40–52 . Живя в Назарете, Младенец возрастал, укреплялся духом и исполнялся премудрости: благодать Божия была на Нем. Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. Когда Иисусу Христу исполнилось двенадцать лет, то они, отправившись по обычаю в Иерусалим на праздник, взяли и Его с собою. Богомольцам нужно было присутствовать в Иерусалиме только первые два дня праздника, в остальные же дни праздничной недели народ начинал возвращаться домой. Когда Иосиф и Мария, по окончании двух праздничных дней, возвратились домой, отрок Иисус остался в Иерусалиме. Иосиф и Мария не заметили этого и думали, что Он идет с другими в толпе. Пройдя дневной путь от Иерусалима, они начали искать Его между своими родственниками и знакомыми – и не находили. Тогда они возвратились в Иерусалим, ища Иисуса. Через три дня они нашли Его на одной террасе около храма. Он сидел там среди учителей израилевых, выходивших обыкновенно по субботам и праздничным дням учить народ, слушал их и предлагал им вопросы. Все, слушавшие беседу, дивились разуму и ответам Его. Иосиф и Мария, увидев Его, удивились, что Он находился в таком необычном для дитяти месте. Мария сказала Ему: «Чадо! что сделал Ты с нами? Вот отец Твой и Я с великою скорбью искалиТебя». На это Он ответил им: «Зачем вам было искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежите Отцу Моему». Этими словами Спаситель показал, что Ему должно быть в доме Отца Своего Небесного и заниматься деятельностью, которую Он Ему назначил. Но Иосиф и Мария не поняли сказанных Иисусом слов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchebni...

Далее Евангелие так говорит о младенчестве Господа нашего Иисуса Христа: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем» (ст. 40). Исполнялся премудрости Он, конечно, как человек. Умственные способности человека проявляются через его телесные органы. Например, способность размышлять обнаруживается тогда, когда до определенного состояния развивается мозг, а также дар речи. Когда говорится, что Господь Иисус Христос исполнялся премудрости, имеется в виду, что в Нем развивалась человеческая мудрость, из младенчества Он переходил в отроческий возраст, и благодаря этому постепенно обнаруживалась и Божеская безграничная премудрость. Ибо у Младенца, не обладающего даром речи, премудрость никак обнаружиться не может. «И благодать Божия была на Нем». Здесь также говорится не о том, что Он по человечеству нуждался в благодати как в чем-то постороннем, приходящем от Бога. Имеется в виду, что благодать на Нем была видна людям. «Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его» (ст. 41–45). Из этого недоразумения, о котором повествует Евангелие, ясно, что Господь Иисус Христос был такой же человек, как все. Как отрок, Он заблудился. Исполненный всяческого благоразумия, Он счел неуместным разыскивать Своих родителей и вернулся в храм. Представьте, что кто-то из нас потерял в толпе в незнакомом городе своих друзей. Что бы он сделал? Остался бы на том месте, где с ними разлучился, и это, действительно, самое благоразумное решение. Родители же Отрока Иисуса (не потому, что они были грешники, а по человеческой ограниченности) ошиблись и не поняли этого и стали искать Его среди своих родственников. Описанный случай вновь говорит о человеческом естестве Господа Иисуса Христа. Он не захотел проявлять до времени Свои сверхъестественные способности и во всем покорялся обычным законам человеческого общежития.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Домашнее воспитание Иисуса Христа способствовало Его духовному развитию, так что впоследствии Его Божественной мудрости и разуму удивлялись еврейские учители, которые слушали, вопрошали и «ужасались» глубине Его познаний и мудрости ( Лк.2,46–47 ). С двенадцатилетнего возраста еврейским отрокам предписывалось исполнять закон Они назывались детьми закона. Отрок Христос, посещая Иерусалимский храм, как дом Отца Своего, желал постоянно пребывать в нем и питать Свою душу чтением закона Господня. Во время одного из таких посещений, как повествует евангелист Лука, когда окончился праздник и все возвращались по своим домам, Отрок Иисус остался в Иерусалиме, и не заметили того Иосиф и Матерь Его, думая, что Он идет с другими, прошедши дневной путь, стали искать Его и не нашли, возвра­тились в Иерусалим и нашли Его в храме. Христос сказал «Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему» ( Лк.2, 43–49 ). Эти слова говорят о том, что Христос всецело был предан Богу Отцу, Который послал Его в мир для того, чтобы спасти людей. Так продолжалось до тридцатилетнего возраста. По ветхозаветному закону в эти годы иудейские раввины вступали в должность народных учителей. Прежде чем начать Свое общественное служение, Христос Спаситель, как неоднократно говорит Евангелие, прошел суровую школу сосредоточенного уединения, внутреннего подвига молитвы и нераздельного единения с Не­бесным Отцом. Христос любил уединение. Он неоднократно удалялся в пустынное место, где предавался пламенной молитве Своему Небесному Отцу. Здесь, вдали от мира и его треволнений, Он погружался в глубину Своего духа, размышляя о деле, ради которого Он явился. В пустыне Он приготовлялся к борьбе с искуше­ниями, которые во всей силе предстали Ему во время сорокадневного поста Его – этого высшего и решительного акта Его приготовления, но которые, несомненно, не оставили Его и после. В уединении Христос был наедине с природой. В созерцании ее Ему открывалась чудная картина жизни человеческой и благости Божией, языком и образами которой Он так прекрасно пользовался впоследствии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Домашнее воспитание Иисуса Христа способствовало Его духовному развитию, так что впоследствии Его Божественной мудрости и разуму удивлялись еврейские учители, которые слушали, вопрошали и «ужасались» глубине Его познаний и мудрости ( Лк. 2, 42–47 ). С двенадцатилетнего возраста еврейским отрокам предписывалось исполнять закон. Они назывались детьми закона. Отрок Христос, посещая иерусалимский храм как дом Отца Своего, желал постоянно пребывать в нем и питать Свою душу чтением закона Господня. Во время одного из таких посещений, как повествует евангелист Лука, когда окончился праздник и все возвращались по своим домам, Отрок Иисус остался в Иерусалиме, и не заметили того Иосиф и Матерь Его, думая, что Он идет с другими; проведши дневной путь, стали искать Его и не нашли; возвратились в Иерусалим и нашли Его в храме. Христос сказал: «Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему» ( Лк. 2, 45–49 ). Эти слова говорят о том, что Христос всецело был предан Богу Отцу, Который послал Его в мир для того, чтобы спасти людей. После путешествия в Иерусалим Христос продолжал преуспевать в премудрости и возрасте и в любви у Бога и людей ( Лк. 2, 52 ). Так продолжалось до тридцатилетнего возраста. По ветхозаветному закону, в эти годы иудейские раввины вступали в должность народных учителей. Прежде чем начать Свое общественное служение, Христос Спаситель, как неоднократно говорит Евангелие, прошел суровую школу сосредоточенного уединения, внутреннего подвига молитвы и нераздельного единения с Небесным Отцом. Христос любил уединение. Он неоднократно удалялся в пустынное место, где предавался пламенной молитве Своему Небесному Отцу. Здесь, вдали от мира и его треволнений, Он погружался в глубину Своего духа, размышляя о деле, ради которого Он явился. В пустыне Он приготовлялся к борьбе с искушениями, которые во всей силе предстали Ему во время сорокадневного поста Его – этого высшего и решительного акта Его приготовления, но которые, несомненно, не оставили Его и после.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/l...

И были в этой стране пастухи, жившие под открытым небом и стерегшие ночью стадо свое. И Ангел Господень предстал им, и слава Господня осияла их, и они устрашились страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь. Ибо вот, благовествую вам радость великую, которая будет всему народу: родился вам сегодня в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знамение: вы найдете Младенца спеленатого и лежащего в яслях. И внезапно вместе с Ангелом явилось множество воинства небесного, хваля Бога и говоря: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в людях благоволение. И было: когда отошли от них на небо Ангелы, пастухи стали говорить друг другу: дойдем же до Вифлеема и посмотрим, что такое произошло, о чем Господь объявил нам. И они поспешили придти, и нашли и Мариам, и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, сообщили о том, что им сказано было об Этом Дитяти. И все услышавшие удивились сказанному им пастухами. Мариам же все слова эти сохраняла, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все, что они увидели и услышали так, как было сказано им. Лк 2:1–20 . Навечерие Рождества Христова, на 3 часе и на литургии. Евангелие от Луки, зачало 6 В то время возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все, что они увидели и услышали так, как было сказано им. И когда исполнилось восемь дней, чтобы обрезать Его, тогда и наречено было имя Ему: Иисус, данное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. Дитя же росло и укреплялось, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем. И ходили родители Его каждый год в Иерусалим на праздник Пасхи. И по достижении Им двенадцати лет, когда восходили они в Иерусалим по обычаю Праздника, и совершили положенные дни, – при возвращении остался Отрок Иисус в Иерусалиме, и не заметили этого родители Его. Думая же, что Он со спутниками, прошли они дневной путь и стали искать Его среди родственников и знакомых, и не найдя, возвратились в Иерусалим, ища Его. И было: через три дня нашли они Его в храме, сидящего между учителями и слушающего их и задающего им вопросы; и изумлялись все слушающие Его разуму и ответам Его.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/evangelie...

И сказал мне ангел: «Не бойся, Варух, но подожди, и тогда увидишь еще и заход их». 8. И взяв меня, отнес он меня к Западу. И когда пришло время захода Солнца, снова вижу я впереди летящую птицу. И только приблизилась она, вижу я ангелов, и убрали они венец от головы Солнца 161 . Птица же стала, присмирев, и сложила крылья свои. И увидев это, сказал я: «Господин, зачем убрали они венец от головы Солнца, и отчего так присмирела птица?». И сказал мне ангел: «Венец Солнца, после того, как прошло оно свой дневной путь, забирают четыре ангела и уносят на небо, и обновляют его, ибо осквернился он и лучи его на земле. Да и вовсе каждый день обновляется он подобным образом». И сказал я, Варух: «Господин, а из-за чего оскверняются лучи его на земле?». И сказал мне ангел: «Взирая на людские беззакония и неправедности: блуд, разврат, кражи, разбой, идолопоклонство, пьянство, убийства, вражду, ревность, злословие, ропот, наушничество, гадание и другие вещи, неугодные Богу 162 . Из-за них оно оскверняется и поэтому обновляется 163 . 164 О птице же, почему она так присмирела: это потому, что сдерживает лучи Солнца, из-за огня и жара в течение всего дня – вот из-за чего она присмирела. Ведь если бы ее крылья, о чем уже говорил я тебе, не прикрывали кругом солнечных лучей, не уцелело бы ни одно дыхание». 9. И когда сложила она крылья, настала ночь с Луной и со звездами. И сказал я, Варух: «Господин, покажи мне и Луну, прошу тебя, то, как восходит она и как заходит, и в каком виде идет по небу» 165 . И сказал ангел: «Дождись – увидишь и ее спустя короткое время». И день спустя вижу я и ее в виде женщины, сидящей на колесе колесницы. И были впереди нее быки и агнцы запряжены в колесницу, и сонм ангелов также. И сказал я: «Господин, кто эти быки и агнцы?». И сказал он мне: «И они тоже ангелы». И еще вопросил я: «А почему она то возрастает, то убывает?». И сказал он мне: «Слушай, Варух: та, на которую смотришь ты, была записана Богом прекрасной как никакая другая. И в преступлении первого Адама зажгла она свет свой для Самаила, когда навлек он на себя одежды змея.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokri...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010