Преподобный Вонифатий (1785–1871) Старец Вонифатий встал на монашеский путь уже в зрелом возрасте в 1849 году. Но уже с юных лет он жил по-монашески: постился, молился, принимал странников и, по его словам, «амбар его со съестными припасами всегда был открыт для бедных». В 1861 году он был определен строителем скита в хуторе Феофании, при Киево-Златоверхо-Михайловском монастыре, а в 1868 году возведен в сан игумена. Старец Вонифатий отличался строгостью монашеской жизни, заботливостью о благолепии храмов Божиих, благотворительностью и странноприимством, безропотным перенесение различных скорбей. Его дар прозорливости, разумная опытность снискали ему славу опытного духовника, к которому во множестве стекались паломники за разрешением вопросов о духовной жизни. Беседы преподобного Вонифатия с монахами и странниками Вопрос странника. Что потребно, чтобы Господь услышал мою молитву? Ответ старца Вонифатия. Кто хочет, чтобы Господь услышал его молитву, тот, когда станет пред Ним и прострет к Нему руки свои прежде всего, прежде даже молитвы о души своей, должен от всего сердца молиться о врагах своих. За это доброе дело Господь услышит его, если предмет молитвы угоден Ему. Вопрос послушника. Что наипаче нужно помнить желающему работать Господеви? Ответ старца Вонифатия. Верно слово: если ты со Христом умрешь для греха, то и оживешь с Ним, если переносим скорби, живя по учению Иисуса Христа, то с Ним и царствовать будем. Но если отвергаемся умереть для греха и жить по учению Христову, то и Христос отвергается нас. Помни же это верное слово, говорит апостол Павел (см.: 2Тим. 2, 11 – 14 ). Вопрос странника. Как могу я узнать свою греховность? Ответ старца Вонифатия. Для этого добрые наставники обыкновенно советуют обращаться с молитвой к Святому Духу о просвещении. Это очень хорошо и необходимо. Свет Всесвятого Духа, по нашей молитве, конечно, может показать и действительно показывает нам все, даже малейшие неисправности нашего сердца. Но одной только молитвой не должно довольствоваться; нам надо стараться и самим увидеть, что показывает Дух Святый. Дневной Божий свет ясно показывает все, что находится в нашем доме; но чтобы нам увидеть, что в нем есть, надо открыть глаза и самим внимательно осмотреть, что в нем находится. Иначе, как бы ясно ни показывал дневной Божий свет находящееся в нашем доме, мы не будем знать, что в нем, ежели не осмотрим его.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

В первые десятилетия христианской истории внимание тех, кто уверовал в Мессию Иисуса, было сосредоточено, главным образом, на его проповеди, крестной смерти воскрешении. Как явствует из канонических Евангелий, рождение и детские годы Христа до конца I века не привлекали к себе особого интереса. Только в двух Евангелиях – от Матфея и от Луки – содержится описание рождества Спасителя 134 , только второе из них повествует о принесении младенца Иисуса в Иерусалимский храм 135 . Ни в одном каноническом тексте ни слова не сказано о том, как долго и где именно проживало Святое Семейство в Египте, да и о его бегстве туда упоминает лишь евангелист Матфей 136 . Рассказ Евангелия от Луки об одном из эпизодов отрочества Иисуса уникален для всего Нового Завета, апокрифические евангелия детства использовали любую возможность, чтобы подчеркнуть связь своего повествования с этим эпизодом. Поведав о возвращении Св. Семейства в Галилею, «в город свой Назарет», евангелист продолжает: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь мудрости, и благодать Божья была на Нем. Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. Когда же по окончании дней праздника возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. Через три дня нашли Его в Храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все, слушавшие Его, дивились разуму и ответам Его. И, увидев Его, удивились; И Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем вам было искать Меня? или вы не знали, что должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли сказанных Им слов. И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем» 137 .

http://azbyka.ru/otechnik/6/apokrifiches...

Закрыть «Получили помощь тысячи воспитанников и члены их семей» Центр помощи наркозависимым «Обитель исцеления» отмечает 28-ю годовщину 12.04.2024 45 12 апреля 1996 года при приходе храма Коневской иконы Божией Матери в п. Сапёрное Ленинградской области был организован первый в Русской Православной Церкви центр помощи наркозависимым «Сапёрное», на базе которого реабилитация была выстроена системным образом. «На первых порах шёл активный и непростой поиск решений подхода к проблеме помощи зависимым. Именно это и послужило основанием тому, что была создана специальная программа духовно-нравственного преображения личности, полностью базирующаяся на аскетической традиции Православия и святоотеческом учении», - говорится в пресс-релизе центра помощи наркозависимым, поступившем в редакцию «Русской народной линии». Центр «Сапёрное» с годами значительно расширился и впоследствии был преобразован в Сеть реабилитационных центров Выборгской епархии «Обитель исцеления» и на данный момент включает в себя два мужских центра, один женский центр и дневной стационар. Трудами протоиерея Сергия Белькова и его помощников был создан первый в Русской Православной Церкви специализированный Отдел по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской митрополии, правопреемником которого впоследствии стал аналогичный Отдел Выборгской епархии. При активном участии и содействии сотрудников «Обители исцеления» за эти годы было создано несколько центров помощи зависимым в самых разных частях России. Получили помощь тысячи воспитанников и члены их семей. Прошли обучение и стажировки десятки священников и психологов, рассказали в центре помощи. Сотрудники центра поздравляют основателя системной реабилитации, реализуемой на всей канонической территории Русской Православной Церкви, протоиерея Сергия Белькова с 28-й годовщиной «Обители исцеления»: «Дорогой отец Сергий, примите самые искренние поздравления с этим значимым днём в Вашей жизни и жизни тех многочисленных страждущих, кому Ваше самоотверженное служение и забота о духовном здравии и благополучии помогали найти верный путь, спастись.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/12/po...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Горы в Евангелии 16 мин., 26.12.2018 Горы во все времена вызывали у людей уважение и восторг. Словно могучие великаны возвышаются они над окрестностями и как будто подпирают своими вершинами небеса. Странник, вступивший на горную тропу, начинает свой путь в долине, а заканчивает его там, где можно потрогать рукой облака. Подняться на гору — это значит стать ближе к небу, оторваться от земной суеты. Глядя с высоты на пасущихся овечек, на колосящиеся поля и плодородные виноградники, человек восхищается красотой Божьего творения и чувствует, как сердце его одновременно и плачет от умиления, и поет от радости. А еще у каждой горы есть своя история. Потому что каждая гора — памятник людям или событиям, с нею связанным. Даже самые величественные рукотворные памятники разрушает время. А горы стоят тысячелетиями. В Евангелии тоже описаны горы, на которые поднимался Иисус Христос. Их истории мы сейчас и расскажем. Пройти тест " Библейский альпинизм: хорошо ли вы знаете упоминаемые в Евангелии горы? Скачать игру " Найди 10 отличий " и раскраску Гора Елеонская Чаще всего в Евангелии упоминается гора Елеонская — как местность, теснейшим образом связанная с земной жизнью Иисуса Христа. Здесь Он любил отдыхать со своими учениками после дневной проповеди. Здесь был схвачен стражниками. А после Своего Воскресения, именно отсюда, с вершины Елеонской горы Иисус Христос вознесся на небеса. Почему же именно эта гора стала местом таких важных событий? Чтобы на это ответить, сначала нужно разобраться, где она расположена и как выглядит. На самом деле Елеонская гора — это не отдельная вершина, а короткий горный кряж — цепочка из нескольких поросших деревьями пологих гор, облегающая Иерусалим с востока и ограждающая город от разрушительного соседства пустыни. Вершины Елеонского кряжа отделяются от города долиной реки Кедрон. Эту часть Кедрона называют также долиной Иосафата — по находящейся здесь гробнице Иосафата, правителя Иудейского царства, который жил за несколько сотен лет до Рождества Христова.

http://foma.ru/goryi-v-evangelii.html

В 4 часа утра сильные звонки разбудили нас. Это был сигнал, данный Марко, для пробуждения. Делать нечего, – вставать было необходимо. Аккуратный кавас не церемонился. Войдя в нашу палатку, он настойчиво требовал, чтобы мы вставали, говоря, что Преосвященный уже давно встал. Поведение Марко, хотя и было несколько жесткое, но вполне необходимое. Целью его было выехать как можно раньше, чтобы еще до наступления дневной жары проехать несколько верст. У него все было предусмотрено заранее, рассчитана почти каждая минута. Мы вполне подчинялись в дороге его авторитету, признавая за ним компетентность в данном случае. Кроме того, мы боялись доставить хотя бы малое неудовольствие Преосвященному, который всегда, особенно во время пути, требовал от нас аккуратности, сам будучи аккуратен до чрезвычайности, сам в точности выполняя высказанные им заранее свои намерения, а также требуя от других неукоснительного исполнения отданных им приказаний. Так и теперь: решено было встать ровно в 4 ч. утра, и ровно в 4 1 / 2 ч. двинуться далее в путь. Благодаря точному выполнению его распоряжений, мы не теряли даром ни минуты времени, успевая осмотреть в короткий промежуток несравненно больше, чем в длинный срок, при других условиях. Наскоро одевшись и освежив свое лицо холодной водой, мы подошли к Преосвященному, чтобы получить архипастырское благословение, – что делали мы каждое утро и вечер во время всего нашего пути, чувствуя в этом для себя необходимую потребность. Его Преосвященство встал уже раньше нас, и сейчас, несколько озабоченный, прохаживался близ своей палатки, которая была почти уже разобрана умелыми в этом деле людьми. Поздоровавшись, он сообщил нам несколько неприятную новость: проф. М–н, чувствуя себя нездоровым и боясь сделаться некоторой обузой во время дальнейшего путешествия, решился из Вефиля возвратиться обратно в Иерусалим, где он должен пробыть недели две–три для своих научных занятий в библиотеке, оставшейся после о. Антонина. Оказывается, что еще вчера он чувствовал головную боль и озноб, но не показывал вида, надеясь, что это – скоро-проходимое нездоровье. На утро же болезнь усилилась. Посоветовавшись с Преосвященным, он послал в селение найти себе проводника и, не мешкая ни минуты, простившись с нами, в сопровождении проводника-араба, отправился по обратной дороге в Иерусалим. Впоследствии он говорил, что в дороге головная боль до того усилилась, что он несколько раз решался сойти с осла и лечь на дороге, но сила воли взяла верх над болезнью, и он продолжал, хотя и довольно медленно, свой путь и благополучно достигнул св. города.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Скачать epub pdf 2. Дистанции Согласно Евангелиям, Иисус и Его ученики почти постоянно находились в движении. Они ходили из города в город, из селения в селение, преодолевая пешком значительные расстояния. Выражение «дневной путь», употребляемое и в Ветхом, и в Новом Завете ( Быт. 30:36 ; Исх. 3:18; 8:27 ; Чис. 10:33 ; Лк. 2:44 ), указывает на дистанцию от 20 до 40 км; в зависимости от физического состояния человека, его возраста и пола, цели путешествия и скорости эта дистанция может быть увеличена или уменьшена. Судя по всему, Иисус и ученики ходили достаточно быстро, когда надо было перейти из одного города в другой. Внутри города или селения они, естественно, передвигались медленнее. Расстояния между галилейскими городами по современным меркам не очень значительны. Так, например, дистанция между Назаретом и Капернаумом составляет около 50 км: при быстрой ходьбе такое расстояние можно преодолеть за один день. Более значительной была дистанция между Галилеей и Иудеей: в зависимости от пунктов отправления и назначения она могла составлять от 100 до 200 и более км. Расстояние от Иерусалима до Назарета сегодня составляет от 130 до 150 км. Учитывая состояние дорог в I веке, можно предположить, что в те времена путь из Иерусалима в Назарет занимал несколько дней. С остановками он мог занимать несколько недель. По крайней мере, в некоторые дни Иисусу и Его ученикам приходилось преодолевать расстояния, превышающие стандартную длину «дневного пути». Так, например, на другой день после встречи с Иоанном Предтечей на берегах Иордана Иисус восхотел идти в Галилею ( Ин. 1:43 ). Он находит Филиппа, а Филипп находит Нафанаила, который был из Вифсаиды Галилейской ( Ин. 1:43–44 ). Встреча Иисуса с Нафанаилом ( Ин. 1:47–51 ) происходит где-то на пути из Иудеи в Галилею. На третий день Иисус с несколькими учениками уже оказывается на браке в Кане Галилейской ( Ин. 2:1 ), отстоящей от места, где крестил Предтеча, на 150–200 км. Текст не указывает, по отношению к какому событию этот день является третьим: ко дню последней встречи Иисуса с Предтечей или ко дню, в который произошла Его встреча с Нафанаилом. В первом случае дистанцию от Вифавары до Каны Иисус должен был преодолеть за два неполных дня, что не очень реально. Во втором случае у Него было три полных или четыре неполных дня на преодоление этого расстояния, что реально, но все же предполагает длительные переходы в течение каждого дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В.В. Виноградов Поприще ПОПРИЩЕ Слово поприще проникло в русский литературный язык из языка старославянского. В современном русском языке оно обозначает сферу, род деятельности, жизненную арену, жизненный путь. В нем очень ощутителен стилистический оттенок книжной риторичности, официальной торжественности. Например, в выражениях: «подвизаться на служебном поприще», «окончить свое жизненное поприще», «работать на поприще народного просвещения»; «пред ним открылось блестящее поприще»; «вступить на новое поприще» и т.  п. Вокруг слова поприще сложилась не очень многочисленная и разнообразная, но очень устойчивая фразеология. Она в основном сформировалась во второй половине XIX в. в публицистических стилях русского литературного языка. Но само значение – «род деятельности, жизненная арена» установилось у слова поприще значительно раньше, в конце XVIII в. См., напр., у Пушкина в «Борисе Годунове»: [Басманов:] Мысль, важная в уме его родилась, Не надобно ей дать остыть. Какое Мне поприще откроется, когда Он сломит рог боярству родовому! (Москва. Царские палаты). Ср. в «Записках сумасшедшего» Гоголя фамилию героя – Поприщин. Зародыши этого значения обозначились уже в русском литературном языке XVII – начала XVIII вв. Как показывает морфологический состав слова: приставка по-, суффикс места ­ищ(е) (ср. игрище, огнище, городище, пожарище, пепелище, ристалище и т.  п.), корневой элемент пьр- (ср. пьрати, попьрати– «попрать»). Первоначально поприще должно было обозначать: «место, которое топчут, по которому ходят» (см. Преображенский, 2, с. 105). В языке древнерусской письменности основным значением слова поприще является старославянское «мера пути», «стадий»; «мера пути длиной около 2/3 версты» (греч. μíλιον); «мера пути в полторы версты»; «мера пути в дневной переход» (Срезневский, 2, с. 1203–1204). В значении меры пути слово поприще употребляется в богослужебных текстах, в житийной литературе, в летописном стиле, в языке путешествий и исторических сочинений. Это значение было живым и в литературном языке XVI–XVII вв. Например, в Софийском сборнике XVI–XVII вв.: «Поприще ж саженей 700 и 50; есть же убо едино поприще стадии 7 и пол. Ciя оубо мы от землемрец приахом» (Срезневский, 2, с. 1204).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Разделы портала «Азбука веры» ( 13  голосов:  4.1 из  5) XV Таяли снега в поле, таяли зимние облака в небе, падая на землю мокрым снегом и дождем; всё медленнее проходило солнце свой дневной путь, теплее становился воздух, казалось, что пришло уже весеннее веселье, шутливо прячется где-то за городом в полях и скоро хлынет на город. На улицах рыжая грязь, около панелей бегут ручьи, на проталинах Арестантской площади весело прыгают воробьи. И в людях заметна воробьиная суетливость. Над весенним шумом, почти непрерывно с утра до вечера, течет великопостный звон, покачивая сердце мягкими толчками,— в этом звоне, как в речах старика, скрыто нечто обиженное, кажется, что колокола обо всем говорят с холодным унынием: “Былоо, было это, былоо…” В день моих именин мастерская подарила мне маленький, красиво написанный образ Алексия — Божия человека, и Жихарев внушительно сказал длинную речь, очень памятную мне. — Кто ты есть? — говорил он, играя пальцами, приподняв брови.— Не больше как мальчишка, сирота, тринадцати годов от роду, а я — старше тебя вчетверо почти и хвалю тебя, одобряю за то, что ты ко всему стоишь не боком, а лицом! Так и стой всегда, это хорошо! Говорил он о рабах Божьих и о людях его, но разница между людьми и рабами осталась непонятной мне, да и ему, должно быть, неясна была. Он говорил скучно, мастерская посмеивалась над ним, я стоял с иконою в руках, очень тронутый и смущенный, не зная, что мне делать. Наконец Капендюхин досадливо крикнул оратору: — Да перестань отпевать его, вон у него даже уши посинели. Потом, хлопнув меня по плечу, тоже похвалил: — Хорошо в тебе то, что ты всем людям родня,— вот что хорошо! И не то что бить тебя, а и обругать — трудно, когда и есть за что! Все смотрели на меня хорошими глазами, ласково высмеивая мое смущение, еще немножко — и я бы, наверное, разревелся от неожиданной радости чувствовать себя человеком, нужным для этих людей. А как раз в это утро в лавке приказчик сказал Петру Васильеву, кивая на меня головой: — Неприятный мальчишка и ни к чему не способный!

http://azbyka.ru/fiction/v-ljudjah-gorki...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Расступись, одичалая глушь! (Абхазские горы, лето 1992) Чудный свет течет по кронам леса. Я люблю смотреть по вечерам, Как старинную закат играет пьесу — Золотое с синим пополам. Водопадов праздничные ленты Обрамляют этой сцены круг. И неслышные земли аплодисменты Слышит обострившийся мой слух. Кто актер? Кто зритель? Всюду — тайна. Всюду жизнь увлечена игрой. Майский дождь совсем как бы случайно Чашу моря пролил над горой. И летят сверкающие капли, Умножая отраженья дня. И невидим режиссер спектакля, Может быть, для одного меня. Но под занавес, на фоне темных кряжей, Удивительно спокойна и проста, Сходит ночь в плаще из лунной пряжи И садится рядом у костра. И молчим мы у огня часами. Тяжести дневной не слышит плоть, Словно шар земной с притихшими лесами Бережно в ладони взял Господь. Май 1992 г. Чуть светает, а птицы поют, Не сливаясь, и громче, и звонче. Может, здесь мой последний приют, В этой чаще, где птицы поют, Может, здесь свою песню закончу. Растерял я крупицы минут В долгих поисках жизни манящей... А теперь — только птицы поют, Значит, здесь мой последний приют, В этой песней пронизанной чаще! Июнь 1992 г. Расступись, одичалая глушь! Отвори мне глухие овраги! Твои черные пихты, как тушь, Распластались по снежной бумаге. Твоих рек нескончаемый крик, Словно вечный сигнал наступленья... Моя жизнь пред тобой — только миг, Я прошу для нее снисхожденья! Глянь же в эту бездонную щель Чистым оком небесного края, Чтоб сверкнула вершин акварель, Словно отблеск бессмертного рая! Июнь 1992 г. Опять из конусов и шпилей, На четырех летя ветрах, Растут дворцы в восточном стиле И погибают на глазах. День ото дня все больше солнце Над ночью празднует побед, А мне тревожно у оконца — Ведь лета не было и нет. И дятел стукнет торопливо И улетает впопыхах, И кто-то там гремит ворчливо Во вновь построенных дворцах... Июнь 1992 г. Наперекор нетлению и праху Святая вера в чудеса Кладет предел смятению и стра ху, Путь указуя в небеса. Непостижимость откровенья

http://isihazm.ru/1/?id=182

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Сюжетом для картины стал эпизод из Евангелия от Луки, в котором рассказывается о том, как родители Иисуса пришли в Иерусалим на праздник Пасхи иудейской. «Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его» ( Лк. 2: 43-45 ). Через три дня поисков они нашли Иисуса в Иерусалимском храме «сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его» ( Лк. 2: 46-47 ).   Описание В центре картины представлена фигура двенадцатилетнего Отрока Иисуса Христа, которая изображена в легком трехчетвертном повороте, свойственном для манеры итальянских мастеров. Правая рука Спасителя опирается на покрытый зеленой тканью аналой, жестом левой руки Он указывает на книгу, лежащую на коленях иудейского мудреца. Старец, слушающий с изумлением речь Отрока,  изображен в профиль, он облачен в бархатные одежды темно-вишневого цвета, руки его  опираются на подлокотники и придерживают листы Священного Писания. Рядом изображены фигуры ещё двух мудрецов: один с лысиной в балахоне светло-зеленого цвета смотрит на юного Иисуса, жест правой руки указывает на то, что он собирается задать Мальчику еще один вопрос; второй – убеленный сединами почтенный старец, опирается на посох и молча смотрит на Иисуса, пораженный Его мудрыми ответами. В левой части картины – фигура мужчины средних лет в одеждах лилового и темно-синего цвета; левой рукой он опирается на аналой и поддерживает голову, правая рука со свитком покоится на поясе. За ним видно погрудное изображение ещё одного персонажа – учителя в коричневой шапочке и охристых одеждах. Архитектурные элементы на заднем плане в виде баз колонн и драпировок указывают на интерьер храма. Группа мудрецов, собравшихся вокруг Отрока Иисуса, явно пребывает в недоумении от того, какие ответы дает Он с легкостью опытного ученого богослова.

http://azbyka.ru/art/hristos-vo-hrame/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010