1Пет5.2 –3. Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах. Кол.4:1 . Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Деян.4:19 . Выше мы излагали обязанности, требуемые от нас Богом в отношении родителей наших и тех, кто заступает место их. Но Господь, предписывая нам эти обязанности, вместе с тем возлагает особые обязанности также на самих родителей и на заступающих место их. Каковы эти обязанности, мы рассмотрим теперь. Начнем с обязанностей родителей в отношении к детям. «Отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем», – так говорит о сих обязанностях апостол Павел. Значит, прежде всего родители не должны раздражать детей своих. Кто кого раздражает, тот не любит раздражаемого. Так дети Илии раздражали отца своего и тем показывали, что в них не было любви к нему. Поэтому повелением не раздражать детей апостол предписывает любить детей. Родители должны именно так относиться к детям своим, чтобы об этих отношениях можно было сказать то, что некогда Иуда говорил об отношении Иакова к младшему сыну своему Вениамину: «с душой его связана душа его». Иаков любил именно Вениамина любовью самой нежной, которая побудила его сказать другим сыновьям, отправлявшимся вместе с Вениамином в Египет: «если случится с ним несчастье на пути, в который вы пойдете, то сведете вы седину мою с печалью в гроб». Даже в том случае, если бы дети по своему поведению были недостойны любви родительской, добрые родители не должны лишать их любви своей, но должны сожалеть о них и принимать все меры к исправлению их. Раздражаются также дети, когда родители не с одинаковой любовью относятся к ним: одних любят больше, других – меньше, для одних делают слишком много, для других же – мало. Этого не должно быть. Родители обязаны относиться ко всем детям своим с одинаковою любовью и попечительностью. Пример такого отношения к детям мы видим в притче о распутном сыне. Последний оскорбил отца своего, ибо своевольно оставил его и проводил жизнь распутную.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Главное свойство христианской любви есть жертва на пользу брата, забота о благе брата. Если эта жертва должна простираться до пожертвования для блага брата жизнью, то тем более, конечно, мы должны жертвовать для братьев материальными благами, которыми мы владеем для поддержания своей жизни. 17. Но если кто имеет блага мира, средства земной жизни 582 и видит, что брат его имеет нужду 583 , и затворит (отвращаясь) от него сердце своё, то как любовь к Богу (ср. 4:0) пребывает в нём? В том, разумеется, нет любви к Богу. Блаж. Феофилакт: потом и ещё продолжает обличать тех, которые ограничивают любовь словом и обнаруживают её только на языке. 18. Дети 584 , не станем любить словом и языком 585 , но делом и истиной (в противоположность бессодержательной, притворной и ложной любви). 19. И в этом, чрез это (если мы любим делом и истиной) мы узнаём, что мы от (κ) истины (рождены от истины, дети её и свойства её живут в нас, как прирождённые нам), прибавляет апостол утешение: и успокаиваем пред Ним, пред Богом, сердца наши: 20. Потому что, если сердце наше зазирает, осуждает нас, то Бог больше (болий есть) сердца нашего и знает всё. Бог есть наш Отец любящий и прощающий, знает нашу во Христе любовь к Нему, проявляемую нами в любви к братьям делом и истиной (ср. Ин. 21:17 ) 586 . 21. Возлюбленные! обращается апостол к читателям далее с указанием им и на нечто весьма радостное и великое: если (же) сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение пред Богом, полную уверенность и том, что Он Отец наш и мы дети Его. 22. И если что просим, получаем от Него (или как Рус. перев.: и чего ни попросим, получим от Него), потому что мы, как дети Его, заповеди Его соблюдаем и делаем угодное пред Ним (ср. Ин. 14:13; 15:7; 16:23 ). 23. И заповедь Его, заключает апостол, открытая Им чрез Христа воля Его, есть та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа, познали в Иисусе Сына Его, Христа, и любили друг друга, как Он (Христос) дал нам заповедь. 24 (а). И кто заповеди Его (Бога) соблюдает, тот пребывает в Нём и Он в том (ср. Ин. 10:38 ). 4. III часть послания. Истолковательное изложение

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

Так, молитвы Иакова во всём подобны были молитвам его родителей, и потому благословение Божие, данное родителям его, перешло и на него и он удостоился видеть ту духовную лествицу, по которой восходили и нисходили Ангелы. Но прежде, нежели он получил благословение своих родителей, не видел ни одного Ангела; получив же родительское благословение, увидел Ангелов и был благословлен ими. Истинные и благоразумные дети знают, что они не могут иметь никакой добродетели, если не получат благословения от своих родителей. Посему они стараются оказывать послушание родителям и просят их, чтобы они благословили их, потому что родительское благословение дает им возможность видеть полк и Ангелов и через то укрепиться навсегда в добродетели. Так апостол Павел видением Ангелов утвердился в любви к Иисусу Христу. Кто ны разлучит от любве Божия? — говорил он. — Скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч?.. Ни смерть, ни живот, ни Ангели, ни Начала, нижé Силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем (Рим. 8, 35, 38–39). Смотр и те, возлюбленные мои, как те люди, которые утвердились в любви к Богу, ничем не могут быть удалены от Бога. Я желаю, чтобы и вы были подобны апостолу Павлу. По великой любви моей к вам, я желаю видеть вас и непрестанно прошу Бога, чтобы благословение, данное как духовным отцам вашим, так и мне, недостойному рабу Божию, перешло и к вам, чтобы и вы украсились всеми духовными добродетелями и остаток жизни своей проводили во всякой радости. Ибо кто не имеет сих добродетелей, тот не наслаждается и небесною радостию. Дети мои, знайте, что заповеди не тяжки и не трудны: они доставляют истинный свет и непрестанную радость тем людям, которые исполняют их. Повторяю вам, что я непрестанно молюсь о вас, чтобы вы были вместе со мною там, где я буду, — потому что вы мои дети и во послушны мне. И Господь наш Иисус Христос, когда увидел, что ученики Его во всём послушны Ему, так молился к Отцу Своему о них: Отче, ихже дал еси Мне, хощу, да идеже есмь Аз, и тии будут со Мною; яко глаголы, ихже дал еси Мне, дах им, и тии прияша. И за них Аз свящу Себе, да и тии будут священи во истину. Аз в них, и Ты во Мне. Да будут едино, якоже Мы едино есма (Ин. 17, 24, 8, 19, 23, 22).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

33 К огда же Иаков посмотрел вдаль и увидел, что навстречу ему идет Исав и с ним – четыреста человек, он велел детям идти рядом с их матерями: Лией, Рахилью и его двумя женами –рабынями, 2причем поставил рабынь и детей их первыми, Лию и детей ее – за ними, а Рахиль и Иосифа – позади всех. 3 Сам же он вышел вперед и семь раз поклонился до земли, пока не подошел к брату своему. 4Но Исав побежал ему навстречу, обнял Иакова и, прижав к груди, целовал его; и плакали оба. 5А когда Исав увидел женщин и детей, он спросил: «Кто это с тобой?» «Дети, которых Бог по милости Своей даровал рабу твоему», – ответил Иаков. 6Подошли тогда рабыни со своими детьми и поклонились Исаву; 7следом подошла и поклонилась Лия со своими детьми, и последними это сделали Иосиф и Рахиль. 8«По дороге я встретил множество людей и скота. Что это значит?» – спросил тогда Исав. «Я надеялся снискать твое благоволение, господин мой», – ответил Иаков. 9«У меня всего довольно, брат мой, – возразил Исав, – пусть твое у тебя и останется». 10«О нет! – настаивал Иаков. – Если благоволишь мне, прими сей дар от меня! Ведь когда лицо твое я увидел, я словно Божий лик увидел: ты так добр ко мне! 11 То, что передано тебе, пожалуйста, прими как дар ! Бог щедрою рукой одарил меня, и у меня есть всё». Так он упрашивал Исава, пока тот не согласился. 12 После того Исав сказал: «Отправимся в путь, и я со своими людьми пойду впереди ». 13«Ты сам видишь, господин мой, – ответил Иаков, – что дети еще слабы. Заботят меня и дойные коровы, и овцы с их приплодом: если гнать их быстро хотя бы один день – падут все. 14 Пусть бы господин мой шел, не задерживаясь из–за меня, раба своего. А я пойду неспешно, как идет скот, который предо мною, и как идут дети, и приду к господину моему в Сеир». 15«Так я, по крайней мере, оставлю кого–то из людей своих сопровождать тебя», – предложил Исав. «Есть ли нужда в том, чтобы еще и такую любезность оказал мне мой господин?» – ответил на это Иаков. 16В тот же день Исав отправился в обратный путь, в Сеир, 17а Иаков пошел в Суккот. Там он построил себе дом и сделал крытые загоны для скота своего (потому и назвали это место Суккот ).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

 Понеже ада связал еси, Безсмертне, и смерть умертвил еси, и мир воскресил еси, с ваиами младенцы восхваляху Тя, Христе, яко победителя, зовуще Ти днесь: осанна Сыну Давидову. Не ктому бо, рече, заклани будут младенцы, за Младенца Мариина: но за вся младенцы и старцы, Един распинаешися... Темже радующеся глаголем: благословен грядый Адама воззвати. Поскольку Ты, Бессмертный, связал ад, умертвил смерть и воскресил мир, дети с пальмовыми ветвями восхваляли Тебя, Христос, как победителя, взывая к Тебе сегодня: «Осанна Сыну Давидову!» Ибо, говорит, младенцы более уже не будут убиваемы ради Младенца Марии, но один Ты распинаем за всех младенцев и старцев... Поэтому мы с радостью говорим: «Благословен Грядуший воззвать Адама!» Триодь постная. Неделя ваий. Утреня. Седален.  Восхвалите согласно людие и языцы: Царь бо ангельский взыде ныне на жребя, и грядет хотяй на Кресте поразити враги, яко силен. Сего ради и дети с ваием взывают песнь: слава Тебе, пришедшему Победителю; слава Тебе, Спасу Христу; слава Тебе, благословенному, Единому Богу нашему.  Воссылайте вместе хвалу, люди и народы, ибо Царь Ангелов воссел ныне на осленка и идет с намерением на кресте поразить врагов, ибо Он силен. Поэтому и дети с пальмовыми ветвями воссылают песнь: слава Тебе, пришедшему Победителю; слава Тебе, Спасителю Христу; слава Тебе, Благословенному, Единому Богу нашему. Лейтмотивом богослужебных текстов Входа Господня в Иерусалим является тема Царства: Христос прославляется как кроткий Царь, пришедший спасти новый Израиль – Церковь Божию. Тема Царства сближает этот праздник с Благовещением Пресвятой Богородицы. В Назарете Ангел говорил Деве об Иисусе: Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца ( Лк. 1:32–33 ). А в Иерусалиме народ приветствовал Иисуса словами: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! ( Ин. 12:13 ). В обоих случаях речь идет о Царе и о Царстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Когда мои братья пришли в Египет, о чем вы и сами знаете, я возвратил им серебро и не укорил их за бесчестие, но ещё и утешил их, также и после смерти Иакова возлюбил их больше себя, ибо не оставил их пребывать в печали; всем, что было в моих руках, я поделился с ними; их сыновья стали моими сыновьями, своих же сыновей я сделал как бы их слугами; их душа стала моей душой, и всякая их рана стала мой раной; их совет – мой совет, и моя мысль была с ними; я не превознёс себя выше их в надмении из-за моей мирской славы, но был им послушен и смирен, ставя их выше себя. Если вы, дети мои, захотите ходить по заповедям Господним, вы вкусите блага земли, и венец царства сплетут вам, и милость Всевышнего осенит вас, и солнечные лучи благословения Творца осияют вас. Если кто-то захочет причинить вам зло, то вы, изо всех сил творя добро, помогайте ему, молитесь за него Господу, и Он своей силой и властью избавит вас от всякого зла. Вы видели, что Господь сделал мне, оскорблённому и проданному, оклеветанному, но я всё перестрадал с терпением, хваля моего Бога, и, словно тяжело вооружённое войско, слово Господне избавило меня от напастей рабства и сделало меня властителем Египта и всех пришельцев. Послушайте ещё, дети, я расскажу вам сон, который я видел. 827 Вот, пасутся 12 оленей, и 9 из них рассеялись по всей земле 828 ; и трое тоже; я видел, как у Иуды родилась девица, у неё была одежда из виссона 829 ; из неё вышел непорочный агнец, и все звери устремились на него, но агнец одолел их и, затоптав, погубил их 830 ; и ангелы радовались о нём, и люди, и вся земля. Это сбудется в своё время: они радовались о нём в последние дни. Вы же, дети мои, сохраните заповеди Господни и чтите Иуду и Левия, ибо от них произойдёт агнец Божий, благодатью спасая все народы Израиля, и царство его царство вечное 831 , которое не пройдёт, а моё царство с вами окончится, как не приходит стража после уборки плодов». Слышы же бо, жидовине, что сказаєтьс сонъ Иосифа? «Видхъ бо ві єлини пасущас», – что суть? Елини ві апостола, проповдующе чюдеса въ мир, и ихъ, рече, рассшас во всю землю, чаще и крестще во им Отца, и Сына, и Свтаго Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

3. И плавал я в лодке той по морским водам, и ловил рыбу для дома отца моего, пока не пошли мы в Египет. И из добычи моей всякому человеку чужому уделял я от доброты сердца. 5. Был ли кто чужестранец, или больной, или старый, готовил я рыбу, делал ее хорошо и давал всякому по надобности его, соболезнуя и сострадая. 6. За это много рыб давал мне Господь, когда ловил я. Ибо тот, кто делится с ближним, получает многократно от Господа.] 7. Пять лет ловил я рыбу [давая всякому человеку, какого видел, и вдоволь отдавая дому отца моего]. 8. Летом ловил я, а зимою пас стада вместе с братьями моими. [VII. Ныне возвещу вам, что сделал я. Увидел я зимою страждущего от наготы, и сжалился над ним, и, украв плащ из дома отца моего, тайно дал страждущему. 2. Так и вы, дети мои, милостиво уделяйте из того, что дает вам Господь, всем без различия, и давайте всякому человеку в доброте сердечной. 3. Если же не имеете, что подать нуждающемуся, сострадайте ему сердцем своим. 4. Помню, как не нашла рука моя, что подать нуждающемуся, и прошел я с ним семь стадиев 39 и плакал с ним вместе, и сердце мое сотрясалось от сострадания к нему. VIII. Так и вы, дети мои, добросердечны будьте со всяким человеком в милости, дабы и Господь, сжалившись, помиловал вас. 2. Ибо в последние дни пошлет Бог сердце свое на землю, и где найдет сердце милостивое, поселится в нем. 3. Ибо как человек жалеет ближнего своего, так сжалится и Господь над ним.] 4 . Когда же пришли мы в Египет, не вспомнил нам зла Иосиф. 5. Воззрев на него, дети мои, возлюбите и вы друг друга, и не замышляйте зла каждый на брата своего. 6. Ибо это разделяет единое, и всякое родство уничтожает, и душу возмущает, и лицо искажает. IX. Посмотрите на воды и узрите, что когда текут они вместе, то камни, деревья, землю и иное сметают они. 2. Если же на много частей разделятся, земля поглотит их, и станут они ничтожными. 3 . И вы, если разделитесь, будете таковыми. 4. Не разделяйтесь же на две головы, ибо все, что сотворил Господь, одну голову имеет, а два плеча, две руки, две ноги и все другие члены слушаются одной головы.

http://azbyka.ru/otechnik/6/zaveshhanija...

3. Я испытал в сердце своем и во всей жизни своей, что хорошо и Богу угодно – истина с праведным деланием, и что лукава ложь и гнев, всякому злу научающие человека. 4. Итак, исповедаюсь вам сегодня, дети мои, что в сердце своем я определил смерть Иосифа, брата моего, доброго мужа и правдивого. 5. И я радовался продаже его, так как больше нас отец любил его. 6. Ибо дух ревности и тщеславия говорил мне: „Ведь и ты сам сын его“. 7. И один из духов Велиара побуждал меня, говоря: „Возьми меч сей и им умертви Иосифа; и возлюбит тебя отец, когда он умрет“. 8. Был же это дух гнева, смущавший меня, чтобы я, как барс, растерзывающий козленка, так растерзал бы Иосифа. 9. Но Бог Иакова, отца моего, не предал его в руки мои, чтобы я нашел его одного, и не допустил меня совершить это беззаконие, да не разрушатся два скипетра во Израиле. Глава 2 И теперь, дети мои, вот я умираю и поистине говорю вам, что если не сохраните сами себя от духа лжи и гнева и не возлюбите истину и долготерпение, то погибнете. 2. Ибо гнев есть ослепление, и он не допускает видеть чье-либо лицо в истине. 3. Так как, отец ли (это) или мать, он (гневающийся), как к врагам относится к ним; брат ли, он не знает, пророк ли Господень, не внимает, праведник ли, не взирает, друг ли, не признает. 4. Ибо опутывает его дух гнева сетью заблуждения, и ослепляет очи его, и чрез ложь затемняет мысль его, и свое собственное зрение сообщает ему. 5. Чем же он опутывает очи его? ненавистью сердца в отношении к брату своему чрез зависть. Глава 3 Итак, храните, дети мои, заповедь Господа, и закон Его соблюдайте; отступите от гнева, и возненавидьте ложь, чтобы Господь вселился в вас и отбежал от вас Велиар. 2. Истину говорите каждый ближнему своему, да не впадете в злобу и смятения, но будете в мире, имея Бога мира, и да не одолеет вас война. 3. Любите Господа всею жизнию вашей и друг друга истинным сердцем. 4. Я знаю, что в последние дни вы отступите от Господа, и будете негодовать на Левия, и на Иуду ополчитесь, но не возможете против них; ибо Ангел Господень путеводит каждого из них, так как в них будет стоять Израиль.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Итак, когда я возмужал, дети мои, то ходил в прямоте сердца, и был земледельцем отцу моему и братьям моим, и приносил плоды с полей. 2. И благословил меня отец мой, видя меня, что я в простоте хожу пред ним. 3. И я не пронырлив в делах моих, и не завистлив, и не клеветлив к ближнему моему. 4. Не оклеветал я никого никогда и не похулил жизни человека. 5. Тридцати пяти лет взял я себе жену, ибо труд снедал силу мою, и я не знал услаждения женщины, но вследствие утомления сон одолевал меня. 6. И радовался всегда о простоте моей отец мой (посему), и все первородное я приносил чрез священника Господу, потом и отцу моему. 7. И Господь безмерно умножил блага свои в руках моих; знал же и Иаков, отец мой, что Господь содействует простоте моей. 8. Ибо все нищим и угнетенным я доставлял из земных благ в простоте сердца моего. Глава 4 И ныне послушайте меня, дети, и ходите в простоте сердца вашего, потому что я познал в вас всякую благоугодность Господу. 2. Простой златом не корыстуется, яств разнообразных не ищет, одеяния отличного не желает. 3. Многих лет не предназначает, чтобы жить, но только принимает волю Божию. 4. Даже и духи заблуждения ничего не могут сделать против него; ибо он не взирает на красоту женщины, чтобы чрез развращение не осквернить ума своего. 5. Не ревнует в помыслах, ни клевета не растлевает душу его, ни мятежа в простоте не замышляет он. 6. Ходит же он в простоте души, все видит в прямоте сердца, не принимая очей лукавых от прелести мирской, чтобы не видеть извращенных заповедей Господних. Глава 5 Итак, храните, дети мои, закон Божий, и простоту приобретайте, и в незлобии ходите, не испытуя дел ближнего. 2. Но возлюбите Господа и ближнего; нищего и немощного милуйте. 3. Склоняйте хребет свой, чтобы возделывать землю, и трудитесь в делах по каждому виду земледелия, принося дары с благодарностию Господу. 4, Потому что начатками плодов земли благословит вас Господь, как благословил всех святых от Авеля доныне. 5. Ибо не надо вам много жребия, кроме тука земли в трудах плодов. 6. Потому что и отец наш Иаков благословениями земли и начатков плодов благословил меня. 7. И Левий, и Иуда прославлены пред Господом и между сынами Иакова. И Господь по жребию распределил их и Левию дал священство, а Иуде царство. 8. Посему и вы слушайтесь их, и в простоте отца вашего ходите; Гаду же дано погубить разбойничьи толпы, наступающие на Израиля. Глава 6

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Вот здесь Иаков тоже устанавливает некий принцип, который нельзя нарушать: нельзя получать что-либо, не платя за это. Потому что на самом деле в жизни приходится за всё платить. И если мы это не делаем сразу, то придется это сделать потом. И Иаков, как человек духовный, это понимает. Здесь он говорит как Израиль, и вот это чередование: Иаков – Израиль, Израиль – Иаков, не случайно. В тех случаях, когда он называется Израилем, в нем больше говорит его духовность. В тех же случаях, где он называется Иаковом, он больше говорит как отец семейства. То есть это не просто отказ от повторов одного имени. « И брата вашего возьмите (он отпускает Вениамина, хотя ему очень тяжело. – О. С.) и, встав, пойдите опять к человеку тому; Бог же Всемогущий да даст вам найти милость у человека того, чтобы он отпустил вам и другого брата вашего и Вениамина, а мне если уже быть бездетным, то пусть буду бездетным » ( Быт.43:13–14 ). Смотрите, говоря о том, как надо поступить, он предполагает, что он может всех детей потерять: вот в такой он оказался безысходной ситуации. И все это из-за того, что Иосиф обманывает братьев, не сознаётся, что он – Иосиф. И в результате Иаков терпит муки от этого обмана. Опять обманщик обманут! Ведь он когда-то обманул своего отца, слепого Исаака, – когда хитростью брал у него благословение, обходя Исава. « И взяли те люди дары эти, и серебра вдвое взяли в руки свои, и Вениамина, и встали, пошли в Египет и предстали пред лице Иосифа » ( Быт.43:15 ). Конечно, этот момент – очень трогательный момент в Библии, когда Иосиф видит своего брата Вениамина 63 , родного и по отцу, и по матери. Вениамин молод, и его лицо – как лицо матери… Иосиф очень любил свою мать. Когда произошла встреча Иакова с Исавом – помните, там описано, как Исав спрашивает: «А кто это у тебя?», когда увидел, что Иаков пришел с детьми: тут и женщины стоят, и эти мальчишки… А Иаков отвечает: «Это дети, которых мне Господь дал». И тогда Исав переживает разочарование в своей жизни, он понимает, что настоящее счастье в жизни – это семья. А у Исава тяжелая семья была, он даже свои одежды прятал у матери. И когда все они подходят к Исаву, чтобы познакомиться с ним, – Иаков подошел, поцеловал его, потом дети, жены, – там в тексте видно, что Иосиф закрыл свою мать, он перед матерью подошел. Потому что мать была очень красивая, а этот «дядя разбойник возьмет ее и заберет!» И он прикрывал свою мать, он вышел вперед перед матерью, что было нарушением этикета: дети идут за родителями, а не впереди, а там видно, что он был впереди. И для него сейчас вот эта встреча с Вениамином – это значит увидеть лицо матери, увидеть ее глаза!

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010