Когда Иаков возвращался из Месопотамии от тестя своего Лавана, то он, после временного пребывания в Сокхофе, пришел в Сихем, расположенный на восточном конце Сихемской долины, и расположился перед этим городом, на равнине ел-Махна, со всем своим домом и имуществом. Здесь Иаков купил у сынов Эммора, отца Сихемова, за сто монет участок поля, на котором раскинул шатер свой и поставил жертвенник, для принесения жертв Господу Богу Израилеву 287 . Здесь же руками Иакова был вырыт колодезь, из которого пил он сам и дети его, и скот его 288 . На купленном у сынов Эммора участка, дети Иакова продолжали пасти скот и тогда, когда сам патриарх жил в долине Хевронской 289 . Умирая в земле Египетской и благословляя перед смертью сыновей и внуков своих, Иаков завещал приобретенный им близ Сихема на равнине ел-Махна участок земли Иосифу, преимущественно пред братьями его, – завещал в той уверенности, что его потомки возвратятся некогда из Египта и овладеют Ханааном 290 . Сыны Израилевы помнили предсмертное завещание своего родоначальника: при разделении завоеванного ими Ханаана они отдали участок Иаковлев Ефремлянам, потомкам Иосифа и на этом участке погребли кости Иосифа, вынесенные ими из Египта 291 . По смерти Соломона у Сихема и, как следует полагать, на равнине ел-Махна собрался весь Израиль с тем, чтобы провозгласить царем сына Соломонова Ровоама. Но прежде торжественного провозглашения царем Ровоама, народ обратился к нему с просьбою: Облегчи нам жестокую работу отца твоего и тяжкое иго, которое он наложил на нас, и тогда мы будем служить тебе. Ровоам не внял однако же просьбе народа и, следуя совету молодых неопытных царедворцев, объявил, что он еще увеличит тяжести, который доселе лежали на народе. Это заявление раздражило Израильтян и они сказали: Какая нам часть в Давиде? нет нам доли в сыне Иессеевом; по шатрам своим, Израиль! Теперь знай свой дом, Давид! 292 После этих возгласов опустела равнина ел-Махна, и с той поры народ Еврейский образовал из себя два царства – Иудейское, оставшееся верным дому Давидову, и Израильское, отделившееся от него. По равнине ел-Махна с древних времен проходил путь, ведший с юга на север, в Сихем и вообще в северные части области Палестины из Иерусалима и небезопасный, во времена пророка Осии 293 , от разбойников. Этот путь существовал и во времена Христа Спасителя, и Господь не однажды проходил по нему, путешествуя из Иудеи в Галилею. В одно из таких путешествий, проходя по равнине ел-Махна, Господь Иисус утрудился от пути и сел отдохнуть у колодезя Иаковлева. Во время его отдыха, к колодезю подошла самарянская женщина почерпнуть воды, и он начал с нею беседу, изложенную в 4 главе Евангелия от Иоанна о поклонении Богу в духе и истине. «Настанет время и настало уже, сказал между прочим Господь Самарянке, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

И будут истреблены или уничтожены все радевшие о неправде, по причине злой бдительности которых не дремлет погибель, – те, которые склоняли весь род человеческий ко греху посредством слова хулы, чтобы отвергать Слово Божие и полагать на небо уста свои. Обозначает же демонов, которые, будучи сами непотребными, заставляли всех людей грешить чрез слово, богохульствуя чрез различные учения и, насколько было им возможно, ставили преткновение обличающему у ворот и на суде и отклоняли от правды того, который был при вратах дочери Сиона, находясь над вратами смерти, и обличал тех, которые ненавидели обличающего у ворот. То, что мы относим к диаволу и ангелам его, это назареи понимают как сказанное против книжников и фарисеев, в том смысле, что не стало δευτερωτα [толкователей преданий], которые прежде издевались над народом посредством лукавых преданий, и для пресыщения простодушных бодрствовали днем и ночью, заставляя людей грешить относительно Слова Божия, чтобы они отвергли Христа, Сына Божия. Ст. 22 и след. Посему так говорит к дому Иакова Господь, искупивший Авраама: теперь не устыдится Иаков и лицо его теперь не покраснеет; но когда увидит, что дети его, творение рук Моих, среды него святят имя Мое, то будут святить Святого Иаковлева и прославлять Бога Израилева, и блуждающие духом познают рассудительность и строптивые научатся закону. LXX : Посему так говорит Господь о доме Иакова, отделивший его от Авраама: теперь не устыдится Иаков и не изменит лица теперь, но когда увидит, что дети его суть творение Мое 36 ; то ради Меня будут святить имя Мое и святить Святого Иаковлева и бояться Бога Израилева, и блуждающие духом познают рассудительность, и строптивые научатся повиновению; следующее же затем: ÷ и языки заикающиеся научатся говорить мир должно быть отмечено впереди обелом. Когда услышат, говорит, глухие слова книги и глаза слепых прозрят, Ливан обратится в Кармил и Кармил будут считать лесом, так что кроткие и бедные будут радоваться о Господе и не будет гордого и посмевающегося; тогда устыдится Иаков, так как он теперь не стыдится.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Фараон сказал: «Могу ли я найти человека разумнее тебя? Вот я поставлю тебя начальником над всей землей Египетской, только престолом буду выше тебя». И снял Фараон перстень с руки своей и надел его на руку Иосифа, одел его в драгоценные одежды, возложил золотую цепь на шею его, велел везти его на второй из своих колесниц и провозглашать перед ним: «Преклоняйтесь». Так Бог прославил добродетельного Иосифа. § 14. Свидание Иосифа с братьями и переселение Иакова в Египет Предсказание Иосифа исполнилось. Наступили семь лет плодородных, в которые Иосиф собрал множество хлеба. Затем настали голодные годы. Иосиф открыл житницы и стал продавать хлеб. Настал голод и в земле Ханаанской. Иаков, узнав, что в Египте продают хлеб, послал туда своих сыновей за хлебом. Братья явились Иосифу, но не узнали его. Иосиф спрашивал их, откуда они и зачем пришли. Братья отвечали, что они пришли из земли Ханаанской купить хлеба. Иосиф показал вид, что не верит им. «Неправда, – сказал он, – вы, вероятно, пришли осмотреть нашу землю». Братья стали уверять его, что они – честные люди, дети одного отца, что их было двенадцать, одного не стало, младший Вениамин остался дома. Тогда Иосиф сказал: «Если вы действительно говорите правду, то приводите сюда вашего младшего брата, а здесь оставьте вашего брата Симеона. Потом Иосиф приказал насыпать в мешки хлеба, положить туда деньги и отпустить их домой. Когда привезенный хлеб вышел, дети Иакова опять отправились в Египет и взяли с собой младшего брата Вениамина. Иосиф ласково встретил братьев, угостил их, приказал насыпать в мешки хлеба, а в мешок Вениамина сверх того положить свою серебряную чашу. Как только они уехали, Иосиф послал за ними в погоню и приказал обыскать их. Чашу нашли в мешке Вениамина. Братья в большом горе возвратились к Иосифу, упали в ноги и просили простить отрока, говоря, что если они возвратятся домой без него, то престарелый отец умрет от печали. После этого Иосиф не мог более удерживаться; он выслал всех Египтян и сказал братьям: «Я – брат ваш Иосиф, жив ли еще отец мой?».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Не будьте, как Содом, который не узнал Ангелов Господа и погиб до века. 2. Ибо я знаю, что вы согрешите, и будете преданы в руки врагов ваших; земля ваша будет опустошена, и святыни ваши разрушены, и вы будете рассеяны на четыре угла земли, и будете в рассеянии унижаемыми, как негодная вода, 3. пока Всевышний не посетит землю, сам пришедши как человек, вкушая и пия с людьми и в молчании сокрушая главу дракона в воде, – сей спасет Израиля и все народы, – Бог, преобразившийся в мужа. 4. Итак, скажите, дети мои, и вы это детям вашим, дабы они не были непокорными ему. 5. Ибо я узнал в скрижалях небесных, что вы, не покоряясь, будете непокорны ему и, поступая нечестиво, будете совершать нечестие против него, внимая не закону Божию, а заповедям человеческим, будучи развращаемы злом. 6. И за это вы будете рассеяны, как Гад и Дан, братья мои, которые не будут знать стран своих, и племени, и языка своего. 7. Но соберет вас Господь в вере ради милосердия своего и ради Авраама, и Исаака, и Иакова. Глава 8 И сказав им это, он заповедал им, говоря: «Погребите меня в Хевроне!» И он умер, почив добрым сном. 2. И исполнили сыновья его, что он заповедал им, и вынесли его в Хеврон, и погребли его вместе с отцами его. Завет Иосифа, одиннадцатого сына Иакова и Рахили. О целомудрии Глава 1 Список завета Иосифа. Когда пришло ему время умереть, призвав сыновей своих и братьев своих, он сказал им: 2. «Братья мои и дети мои! послушайте Иосифа, возлюбленного Израилем, внемлите словам уст моих. 3. Я видел в жизни своей зависть и смерть и не заблудился, но пребыл в истине Господней. 4. Братья мои сии возненавидели меня, Господь же возлюбил меня; они хотели меня убить, но Бог отцов моих сохранил меня; в колодезь опустили меня, и Всевышний извел меня. 5. Я был продан в рабство, и Владыка всех сделал меня свободным; в плен взят был, и крепкая рука Его помогла мне; голодом был томим, и сам Господь питал меня. 6. Одиноким был, и Бог утешил меня; в немощи был, и Господь посетил меня; в темнице был, и Спаситель облагодетельствовал меня, – в узах, и освободил меня; 7. – в клеветах, и защитил меня, – в горьких словах египтян, и исторг меня, – в зависти бывших со мною рабов, и вознес меня. Глава 2

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

10. И вот он отверзет двери рая и удалит угрожающий Адаму меч. 11. И он даст святым вкушать от древа жизни, и дух святости будет над ними. 12. И Велиар будет связан от него, и он даст власть детям своим наступать на злых духов. 13. И возвеселится Господь о детях своих, и будет благоволить к возлюбленным своим до века. 14. Тогда возвеселится Авраам, и Исаак, и Иаков, и я возрадуюсь, и все святые облекутся правдою. Глава 19 И теперь, дети мои, вы услышали все: изберите себе или свет, или тьму, или закон Господень, или дела Велиара». 2. И отвечали ему сыновья, говоря: «Пред Господом будем мы ходить и по закону Его». 3. И сказал им отец их: «Свидетель Господь, и свидетели Ангелы Его, и свидетели вы, и свидетель я относительно слова уст ваших». И сказали ему сыновья его: «Свидетели». 4. И таким образом перестал Левий, заповедуя сыновьям своим, и простер ноги свои на одре, и приложился к отцам своим, прожив сто тридцать семь лет. 5. И положили его во гробе, и после сего погребли его в Хевроне с Авраамом, и Исааком, и Иаковом. Завет Иуды четвёртого сына Иакова и Лии. О мужестве, сребролюбии и блудодеянии Глава 1 Список слов Иуды, которые он говорил сыновьям своим, прежде чем умереть ему. 2. Итак, собравшись, они пришли к нему, и он сказал им: 3. «Выслушайте, дети мои, Иуду, отца вашего: я был четвертым сыном у отца моего Иакова, и Лия, мать моя, назвала меня Иудой, говоря: «Славлю Господа, ибо Он дал мне и четвертого сына». 4. Я был быстр в юности моей и слушался отца моего во всяком слове. 5. И почитал мать мою и сестру матери моей. 6. И было, когда я возрос, отец мой молился обо мне, говоря: «Да будешь ты царем, благоуспешным во всем!» Глава 2 И дал мне Господь благодать во всех делах моих, и в поле, и в доме. 2. Знаю, что я не уступал в беге лани, и я ловил ее, и приготовлял ее в пищу отцу моему, и он ел. 3. Серну же в беге я превосходил; и все, что было в полях, я схватывал. 4. Льва я убил и вырвал козленка из пасти его; медведя, взяв за ногу, я бросил в пропасть, и он разбился.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

7. Имя же Его будет во всяком месте Израиля и между народами – Спаситель. 8. Итак, храните самих себя, дети мои, от всякого лукавого дела, и отвергните от себя гнев и ложь, и возлюбите истину и долготерпение. 9. И что вы услышали от отца вашего, передайте и вы детям вашим, чтобы принял вас Спаситель народов; ибо он истинен и долготерпелив, кроток и смирен, и научающий чрез дела закону Господню. 10. Итак, отступите от всякой неправды и прилепитесь к правде Божией, и будет род ваш во спасение до века. 11. И погребите меня близ отцов моих». Глава 7 И сказав это, он поцеловал их и уснул сном вечным. 2. И погребли его сыновья его, и после того перенесли кости его и положили близ Авраама, и Исаака, и Иакова. 3 . Итак, еще пророчествовал им Дан, что они оставят Бога своего и будут отчуждены от земли жребия своего, и рода Израи-лева, и отечества семени своего. Завет Неффалима, восьмого сына Иакова и Валлы. О естественной благости Глава 1 Список завета Неффалима, который он завещал во время кончины своей на сто тридцатом году жизни своей. 2. Когда сошлись сыновья его, в седьмой месяц, в первый день месяца, он устроил ужин им и угощенье вином. 3. И поутру, после того как проснулся, он сказал им, [что] «я умираю»; и они не поверили ему. 4. И прославляя Господа, он укрепился и сказал, что после вчерашней вечери он умрет. 5. Итак, он начал говорить: «Послушайте, дети мои, сыны Неффалима, послушайте слов отца вашего. 6. Я родился от Баллы, [и] так как с коварством поступила Рахиль, и дала вместо себя Иакову Баллу, и, зачав, она родила меня на коленях Рахили, и посему она нарекла имя мое Неффалим. 7. Ибо любила меня Рахиль очень сильно, так как я на коленях ее был рожден; и когда я был юным, она целовала меня, говоря: «Если бы дал мне (Бог) брата твоего от чрева моего, как тебя!» 8. Посему и похож на меня был во всем Иосиф по молитвам Рахили. 9. Мать же моя Балла была дочь Руфея, брата Деворры, кормилицы Ревекки; она (Балла?) в один и тот же день родилась, в который и Рахиль. 10. Руфей же был из рода Авраама, халдеянин, богобоязненный, свободный и хорошего рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Ибо подошли Симеон, и Дан, и Гад к Иосифу, чтобы убить его, и он говорил им со слезами: 2. «Помилуйте меня, братьи мои! пожалейте внутренности Иакова, отца нашего! Не налагайте рук ваших, чтобы пролить кровь невинную, потому что я не согрешил против вас. 3. Если же и согрешил, наказанием накажите меня, братья мои, руку же вашу не поднимайте для убийства брата вашего ради Иакова, отца вашего». 4. Когда же он говорил, рыдая, слова эти, я, не вынося воплей, начал плакать; и печени мои излились, и весь состав внутренностей моих расслабел. 5. Плакал же я с Иосифом, и трепетало сердце мое, и суставы тела моего дрожали, и я не мог стоять. 6. Видя же Иосиф меня, соболезнующего ему, и их, подходящих убить его, забежал за меня, прося защиты за него. 7. Став же промежду, Рувим сказал: «Послушайте, братья мои, не будем убивать его, но бросим его в один из тех сухих колодцев, которые выкопали отцы наши и не нашли воды». 8. Ибо для того воспрепятствовал Господь забить воде в них, чтобы он стал спасением для Иосифа. 9. И сделали они так, пока не продали его измаильтянам. Глава 3 Ибо в цене его я не имел части, дети мои. 2. Но Симеон, и Дан, и Гад, и дети, взяв цену его, купили обувь себе, и женам своим, и детям своим, говоря: 3. «Не будем съедать ее, потому что это цена крови брата нашего, но попранием будем попирать ее за то, что он сказал, что он будет царствовать над нами; и мы увидим, что такое сны его». 4. Ради сего в писании закона Моисея написано: у нежелающего восставить семя брату своему (должно) снять обувь его и плюнуть (ему) в лицо. 5. И братья Иосифа не желали (сохранить) жизнь брата своего; и Господь снял у них обувь, которую они носили против Иосифа, брата своего. 6. Ибо, пришедши в Египет, они были разуты рабами Иосифа вне врат, и таким образом преклонились пред Иосифом по образу царя Фараона. 7. Но не только преклонились пред ним, а и были заплеваны тотчас, как только пали пред ним, и были посрамлены от египтян. 8. Ибо они слышали, сколько они оказали ему злого. Глава 4

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Здесь, конечно, наблюдалась Иаковом будущность его потомков: их восхождение, и падение, и вновь восхождение. Он видел и ангелов целых народов, как высоко они поднимались и как потом низко падали. Поэтому вот эта лестница от земли до неба имеет для нас больше символическое значение. И мы читаем далее: « И вот, Господь стоит на ней, и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; [не бойся]. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему » ( Быт. 28:13 ). Обычно, когда Господь является символически в пророческих видениях, Он восседает на троне – это и Апокалипсис ( Откр. 20:11 ), и великие пророки ( Иез. 43:7 ; Дан. 7:9 ). А что означает Бог, который встает на этой лестнице судьбы? Господь, тут прочитали мы, который «стоит на ней» ( Быт. 28:13 ) – это означает решение, которое вынесено. Это означает решение, которое провозглашено. Почему? Потому что на Востоке, когда проходило любое судебное разбирательство, все сидели. Но когда выносилось решение, то судья, который выносил приговор, вставал обязательно и объявлял приговор стоя. Так как Моисей писал для людей своего времени, он использует, по вдохновению от Духа Святаго, вот такой распознаваемый образ. То есть Бог уже не переменит ничего! Исав будет оставаться злодеем, а Иаков – патриархом Божьим! Но здесь возникает другой вопрос: «И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака» ( Быт. 28:13 ). Как это – «Авраама, отца твоего» ( Быт. 28:13 )? У Иакова отец был Исаак, а почему здесь сказано: «Авраама, отца твоего» ( Быт. 28:13 )? И только потом про Исаака говорится… Иаков был духовным воспитанником Авраама! Авраам воспитывал их, Иакова и Исава до пятнадцатилетнего возраста, не забывайте об этом! Для меня есть великое утешение в том, что Иаков называется «сыном Авраама». Почему? Те люди, которые дали обет безбрачия или монашествующие, иногда чувствуют внутреннее беспокойство: «Нет детей!» Я читал записки одного священника, он отвечает другому, молодому еще отцу, такими словами: «Ты говоришь, что нет детей, и это проблема? Почему: «нет детей»? Все дети – твои дети! Тебя же называют «отцом»! И будь для них, настоящим отцом!»

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Ибо [апостол] говорит: В Исааке наречется тебе семя; то есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя. А слово обетования таково: в это же время приду, и у Сарры будет сын. И не одно только это, – говорит [он далее], но [так было] и с Ревеккою, когда в одно соитие зачала она от Исаака, отца нашего 123 . С какой целью добавил он: в одно соитие 124 , если не для того, чтобы Иаков не вздумал хвалиться не только своими заслугами или заслугами своих предков, но также и тем, что, возможно, воля [общего для близнецов] одного отца изменилась к лучшему, и не сказал, что возлюбил его Создатель, поскольку отец его, когда его посеял, был лучших и более достойных похвалы нравов? В одно соитие, – говорит апостол; итак, одна заслуга отца была, когда он посеял их, одна заслуга матери, когда она зачала их; поскольку даже если мать их, нося их заключенными во чреве до рождения, и подвергалась воздействию различных желаний и чувств, однако она, разумеется, менялась не для одного только, но для обоих одинаково, ибо одинаково носила их во чреве. Причина предваряющей благодати и осуждения 38 . Итак, нужно обратить внимание на намерение апостола, на то, как он, стремясь преподать благодать, пожелал, чтобы тот, в отношении кого сказано: Иакова Я возлюбил 125 , хвалился только лишь Господом. Потому, если [из двух близнецов рожденных] от одного и того же отца, от одной и той же матери, в одно соитие, до того как сделали они что-либо доброе или злое, одного Бог возлюбил, а другого возненавидел, то должен понять Иаков, что только лишь благодатью мог быть он выделен из смеси первородного нечестия (priginalis inquitatis), в которой видит он брата своего, с которым они находились в совершенно одинаковых обстоятельствах, по справедливости заслужившим осуждение. Ибо когда не были они еще рождены и не сделали ничего доброго или злого, чтобы намерение Божие проявилось в избрании, не от дел, но от Призывающего сказано было ей, что старший будет служить младшему 126 . Избрание благодати не зависит ни от каких заслуг 39 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Относительно предсказаний, дело не в том, что предсказывать плохо, а в том, каким духом эти предсказания внушены. В случае с блж. Матроной Московской, у Церкви есть основания считать, что ее предсказания от Бога, а, например, у Ванги - не от Бога. См. Правда о Ванге. Виктория, следует различать предвидение и предопределение Божие . Например, Вы наверняка предвидели, что участники ответят на Ваш вопрос, но не предопределяли наши действия, не заставляли нас отвечать. Здравствуйте. Отвечаю на поставленные вопросы. Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. ( Рим.8:28-30 ) Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей ( Еф.1:3-5 ) Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя. То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя. А слово обетования таково: в это же время приду, и у Сарры будет сын. И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего. Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего, как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел. ( Рим.9:6-13 ) И прочее. Другое дело, что православное понимание предопределения отличается от кальвинистского, но об этом уже дана ссылка выше. Поэтому либо Вы неправильно поняли чужие слова, либо действительно в прочитанных Вами текстах их формально православные (?) авторы отвергают учение ап. Павла (!).

http://azbyka.ru/vopros/budushhee-predop...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010