Мф.27:54 . Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий. «Сотник»: командовавший сотнею римских солдат и распоряжавшийся распятием троих осужденных. – «Устрашились весьма»: в вышерассказанных чудесах они увидели знамение гнева Божия за распятие невинного и боялись, что они, как орудия этой казни, подвергнутся строгому наказанию Божию. – «Сын Божий»: они, вероятно знали, что Иисуса Христа обвиняли в том, что Он называл себя Сыном Божиим, и в чудесах, сопровождавших смерть Его, они видели доказательство истинности того, что Он Сын Божий. Будучи язычником, сотник едва ли имел верное понятие о Сыне Божием и выражал, может быть, языческое понятие о Нем. Предание впрочем (именуя его Лонгином) говорит, что после он сделался христианином и мучеником (Феофил. ср. Чет. Мин. октября 16). Мф.27:55–56 . Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых. «Смотрели издали»: без сомнения, потому издали, что приблизиться ко кресту не позволяли им солдаты римские, окружавшие крест. Издали наблюдали они за страждущим Учителем и Господином своим, и сами страдали душою. Хотя издали, но все же смотрели, тогда как ученики разбежались. – «Магдалина»: из местечка Магдалы на юго-западном берегу Геннисаретского озера (см. прим. к Мф.15:39 ). – «Мать Иакова и Иосии»: Златоуст и Феофилакт разумеют Богоматерь. «Кто же они (жены) были? Матерь его, которую называет (евангелист) Иаковлевою» (Злат.). Мариею матерью Иакова и Иосии евангелист называет Богородицу, поскольку Иаков и Иосия были дети Иосифа от первой его жены. А как Богородица называлась женою Иосифа, то по праву называлась и матерью, т.е. мачехою детей его» (Феофил., ср. Синаксар в неделю жен мироносиц). Другие полагают, что это была жена Клеопы (Алфея; ср. прим. к Мф.1:24,12:46–47 ), сестра Марии Богоматери. – «Мать сынов Зеведеевых»: Иакова и Иоанна, по имени Саломия ( Мк.15:40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

е. в судебном месте расставляющие сети, каковы были Первосвященники и Старейшины, которые с хитрым умыслом просили Трибуна привести в Синедрион Апостола Павла, обличившего их, чтобы там убить его ( Деян.23:12 ); правого ниспровергающие за пустое дело, т. е. без причины, под выдуманным предлогом, каковы были те, которые Иакова меньшого, прозванного праведным, брата Иисуса Христа, и других, обвинив как будто в преступлении закона в Синедрионе, осудили на побиение камнями: все такие люди и им подобные, которые Господа Иисуса и Пророков Его убили, и Апостолов изгнали, Богу не угождают, и всем людям противятся ( 1Сол. 2:16 ), с разрушением Иудейского царства погибли. Третье следствие призвания язычников: умножение потомства духовных Израильтян, в котором отражается образ Иакова Ст. 22. Посему так говорит о доме Иакова Господ, который искупил Авраама: тогда Иаков не будет в стыде, и лице его более не побледнеет. Ст. 23. Ибо когда увидит у себя детей своих, дело рук Моих; то они свято будут чтит имя Мое, и свято чтит Святаго Иаковлева, и благоговеть пред Богом Израилевым. Ст. 24. Тогда блуждающие духом познают мудрость, и непокорные научатся послушанию. Это третье следствие превращения Ливана в плодоносный сад, и сада в дикий лес. Ио призвании язычников к вере во Христа, в церкви родились многие духовные дети, в которых усматривается истинный образ Авраама и Иакова, общения с которыми истинные Иаковиты не будут стыдиться, и с которыми будут святить, прославлять имя Бога Израилева. Евангелие Христово, соединенное с силою благодати, произведет такие дивные действия, что люди даже грубые, невежественные, малосмысленные, закоренелые в суеверии, заблуждениях, страстях и пороках, по принятии Евангелия сделаются здравомысленнее, охотно будут принимать наставления в истине и добродетели. Таков будет свет Евангелия, и такова сила благодати. Под домом Иаковлевым здесь можно разуметь Апостольскую церковь , состоявшую из истинных Израильтян, которых Бог, подобно как Авраама, избрал из народа Иудейскаго – неверного и развращенного, и от века лукавого ( Деян.26, 17 ; Гал.1, 4 ; Пс.44:11 ), которых Бог послал к язычникам чтобы при помощи благодати распространили между ними истинную веру, и по силе обетования, данного Аврааму, приобрели наследие мира, или породили духовных детей Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Но все-таки он согласился на отъезд зятя в Ханаан. «Дочери – мои дочери, – сказал он Иакову,дети – мои дети; скот – мой скот, и все, что ты видишь, это мое: и могу ли я что сделать теперь с дочерями моими и с детьми их, которые рождены ими?» ( Быт.31:43 ). Лаван предложил Иакову заключить союз. В знак согласия они воздвигли холм из камней. Затем Лаван расцеловал дочерей и внуков и вернулся к себе в Харран, а Иаков направился в обетованную землю. Встреча с Исавом Быт. 32–33 Одна опасность миновала. Господь помог Иакову избавиться от гнева Лавана, но впереди предстояла другая, еще более опасная встреча – встреча с братом Исавом. Иаков перешел границу Ханаана и раскинул лагерь в Маханаиме, где ему явились Ангелы Божии. Вероятно, от местных жителей он получил тревожные известия о своем брате. Исав поселился у Мертвого моря на плоскогорье Сеир и стал правителем страны Едом. Он занимался главным образом охотой и военным делом. У Иакова тревожно билось сердце от страха. Ведь он был виноват перед братом и не надеялся, что тот забыл старые обиды. Иаков направил к Исаву послов с просьбой о прощении. Вскоре послы вернулись и сообщили, что Исав идет ему навстречу во главе четырехсот вооруженных воинов. С теплой молитвой Иаков обратился к Господу за помощью: «Избавь меня от руки брата моего, от руки Исава, ибо я боюсь его, чтобы он, придя, не убил меня [и] матери с детьми» ( Быт. 32:11 ). Затем он принял все меры предосторожности. Скот и людей он разделил на две группы и разместил на таком расстоянии друг от друга, чтобы в случае нападения хоть одна группа могла спастись бегством. Кроме того, Иаков решил смягчить Исава щедрыми дарами. С этой целью он выделил из своего каравана значительную часть скота и послал в качестве подарка Исаву. Укрыв свое семейство в безопасном месте, Иаков остался один, чтобы помолиться Богу. Наступила томительная ночь. В эту ночь совершилось одно из самых таинственных и великих событий в жизни Иакова. Ему явился Господь в человеческом образе и всю ночь, до появления зари, боролся с ним. Когда появилась заря, Господь перестал бороться с Иаковом, благословил его и назвал его новым именем – Израиль, что значит Богоборец. Хотя во время борьбы Господь повредил бедро у Иакова, но он все же был бодр, так как ночное происшествие рассеяло сомнения, терзавшие его все эти годы. Бог своим благословением узаконил добытое обманом право первородства и обещал, что от Иакова произойдет большое потомство, в котором «благословятся все племена земные».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

Итак, сегодня мы продолжаем с вами наши занятия. И как на прошлой беседе мы делали отступление и говорили о поступке Иуды, связанном с Фамарью, так и сегодня мы начнем беседу с 34-й главы, где говорится о том, как Сихем, сын Еммора, обесчестил Дину, дочь Иакова. « Дина, дочь Лии, которую она родила Иакову, вышла посмотреть на дочерей земли той » ( Быт.34:1 ). Дине по преданию было девять лет, когда она вышла посмотреть « на дочерей земли той ». Она проявляет любопытство, свойственное молодым людям, детям, и в результате это любопытство ставит ее в очень тяжелую ситуацию. Любопытство является причиной грехопадения, ибо о нашей праматери Еве сказано, что она прельстилась запретными плодами, потому что они вожделенны и дают знание – то есть расширяют некий кругозор ( Быт.3:6 ). И это искушение – что-то попробовать, поэкспериментировать с собой – свойственно молодым, которые таким образом как бы пытаются найти себя, стремятся к самовыражению. Иногда они пускаются, что называется, «во все тяжкие», и это – форма их протеста против жизни взрослых, они хотят как-то отличаться. И прежде всего, от своих родителей, а потом и друг от друга. И Дину, которая легкомысленно покидает шатры Иакова и идет в сторону Сихема, не извиняет даже ее возраст в девять лет, потому что она еще ребенок, а детству свойственно как раз наоборот иметь осторожность: дети неохотно идут на контакты с посторонними – это как бы инстинкт самосохранения. « Дина, дочь Лии, которую она родила Иакову, вышла посмотреть на дочерей земли той. И увидел ее Сихем, сын Еммора Евеянина, князя земли той, и взял ее, и спал с нею, и сделал ей насилие » ( Быт.34:1–2 ). Итак, ее увидел Сихем, сын Еммора, князя земли той, « и взял ее, и спал с нею, и сделал ей насилие ». Немножко сложное окончание: « и спал с ней, и сделал ей насилие ». Почему так сказано: « спал с ней »? – сношался естественным образом; « и сделал ей насилие » – противоестественным образом. « И прилепилась душа его в Дине, дочери Иакова, и он полюбил девицу и говорил по сердцу девицы. И сказал Сихем Еммору, отцу своему, говоря: возьми мне эту девицу в жену » ( Быт.34:3–4 ). Сихем боится того, что он сделал, он не решается называть Дину женщиной, хотя он нарушил ее девственность, он называет ее девицей «хаяльда», иногда это слово переводят как «дитя», «ребенок». И хочет, чтобы его отец договорился с ее родственниками отдать ее ему. Но надо сказать, что Сихем, сын Еммора, не очень понимает, чья она дочь – а она дочь Иакова, патриарха еврейского народа, она дочь той маленькой общины верующих в единого Бога, которая находится под особым Божественным покровительством. Имя «Дина» означает «невиновная» – скорее всего, это имя было дано в пророческом озарении, и оно как бы предвосхитило всю эту ситуацию.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Беседа двенадцатая Сегодня мы с вами начинаем чтение 28-й главы и с Божьей помощью должны рассмотреть начало 30-й главы. И мы читаем с 1-го стиха 28-й главы: « И призвал Исаак Иакова и благословил его, и заповедал ему, и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских; встань, пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей; Бог же Всемогущий да благословит тебя, да расплодит тебя и да размножит тебя, и да будет от тебя множество народов, и да даст тебе благословение Авраама [отца моего], тебе, и потомству твоему с тобою, чтобы тебе наследовать землю странствования твоего, которую Бог дал Аврааму !» ( Быт. 28:1–4 ). Вот здесь обращает на себя внимание то, что пророческий дар возвратился к Исааку. Когда он говорит о предполагаемой женитьбе Иакова, он имеет в виду не одну дочь Лавана, а говорит во множественном числе: « жену… из дочерей » . То есть, как пророк Божий он уже посвящен в тайну, что у Иакова будет две жены из дочерей Лавана и две наложницы. «Посмотри, как праведник все наперед ему провозвещает и дает ему достаточные средства к утешению, предрекая ему и возвращение, и наследование земли, и то, что он не только возрастет во множество потомства, но и сонмы народов произойдут от семени его. Услышав это, сын исполнил повеление отца и пошел в Месопотамию к Лавану, брату матери своей» 313 . Почему пророческий дух вернулся к слепому Исааку? Это связано с тем, что он все-таки определился, какой сын может наследовать ему, а какой – наследовать не может. Действительно, в семье иногда так бывает, что есть любимые и нелюбимые дети. И парадокс заключается в том, что иногда «нелюбимые» дети, в кавычках, конечно, оказываются духовно более благополучными. Потому что им приходится доказывать свою состоятельность, им приходится постоянно доказывать, что они не хуже других. А любимчики расслабляются – им ничего не надо доказывать. И мы знаем, что злодей Исав был любимым сыном у слепого Исаака, а к Иакову он относился несколько с прохладцей, Иаков называется «муж, живущий в шатрах», то есть выглядит как домашний ребенок. Но мы с вами уже определились, что словосочетание «живущий в шатрах» означает, что он, более интенсивно, чем его старший брат, изучал Закон Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Услышав это, Иосиф ушел в свои покои и заплакал, а вернувшись, приказал задержать одного из братьев, Симеона, как заложника, пока не приведут к нему Вениамина. И дав им зерно, отпустил домой. Услышав рассказ сыновей о том, что случилось в Египте, Иаков наотрез отказался отдавать младшего в рабство. Но когда и привезенное ими зерно кончилось, все же уступил. Второй раз за зерном братья пришли к Иосифу все вместе. И когда тот вдруг устроил для них обильное угощение, пришли в недоумение: за что им такая честь. Тут Иосиф не выдержал, расплакался и сказал: Я — Иосиф. Жив ли еще отец мой? (Быт 45:3). И обнял братьев, простив им их злодеяние. А затем переселил в Египет и Иакова со всей его многочисленной семьей и имуществом, т. е. весь род Израилев. Фараон отвел им для поселения округ Гесем. Спустя много лет еврейский народ попадет в Египте в рабство, откуда его выведет пророк Моисей. На хранящейся в Русском музее картине Константина Флавицкого «Дети Иакова продают своего брата Иосифа» запечатлен момент передачи Иосифа купцам. 1 Иосиф, который умоляет братьев не продавать его в рабство купцам. В то время торговля людьми была в порядке вещей, рабы обычно занимались тяжелым трудом, либо следили за хозяйством своего господина. 2 Иуда, один из сыновей Иакова. Поначалу братья кинули Иосифа в пересохший колодец, но именно он сказал: что пользы, если мы убьем брата нашего и скроем кровь его? (Быт 37:26). Завидев караван, он предложил продать брата купцам. Торговцы отдали за Иосифа 20 серебряных монет, которые братья поделили между собой. 3 Дети Иакова. На картине, помимо Иосифа и Иуды, изображены восемь братьев (из 12-ти) — Симеон, Левий, Иссахар, Завулон, Дан, Неффалим, Асир и Гад. Вениамин на тот момент был очень маленьким, а Рувим — самый старший из сыновей — был против убийства Иосифа. Он предложил кинуть его в колодец, чтобы потом, когда братья уйдут, возвратить его к отцу. 4 Когда Рувим вернулся к колодцу, то увидел, что Иосифа уже нет. И разодрал он одежды свои, и возвратился к братьям своим, и сказал: отрока нет, а я, куда я денусь? И взяли одежду Иосифа, и закололи козла, и вымарали одежду кровью; и послали разноцветную одежду, и доставили к отцу своему, и сказали: мы это нашли; посмотри, сына ли твоего эта одежда, или нет. Он узнал ее и сказал: это одежда сына моего; хищный зверь съел его; верно, растерзан Иосиф (Быт 37:29–33). 5

http://foma.ru/strastnoy-ponedelnik-na-k...

То есть узнает муж жену и жена мужа и, конечно, дети родителей, но муж жену не по этим земным влечениям узнает, а по любви, которая их в этом мире и соединила. Рождение и брак связаны с этим миром. На том свете люди не женятся и не выходят замуж, но подобны ангелам. То есть узнает муж жену и жена мужа и, конечно, дети родителей, но муж жену не по этим земным влечениям узнает, а по любви, которая их в этом мире и соединила. Саддукеи не верили в ангелов. А Христос, говоря с ними, говорит и об ангелах, хотя они Его об этом и не спрашивали. Помните, когда Моисей, сбежав из Египта, пас стадо своего тестя, он увидел купину, которая горела, но не сгорала, и подошел посмотреть, что это. И Господь обратился к нему из огня и сказал: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал [ему]: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова (Исх. 3, 5–6). В этом смысле Бог Моисея утешил: народ еврейский не погибнет в египетском рабстве, он горит, как в огне, но не сгорит. И еще чудо неопалимой купины — символ, знак Святой Богородицы, Которая приняла Сына Божиего и родила, символ того, что Она — Купина, Которая не сгорела от огня Божиего. Нужно иметь в виду: Бог — Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Бога не называют Богом миллионов, но Богом каждого из них, в каждом поколении — целого человечества: в одном поколении — Богом святого Авраама, в другом — Богом святого Исаака, в третьем — Богом святого Иакова. Будем же стараться, братья и сестры, чтобы Бога можно было назвать и Богом нашим, потому что мы — Его искренние сыны и дочери. Да благословит вас Бог! скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии АлександрГ. 26 марта 2017, 11:42 Рационализм саддукеев, проявился и в учении манихеев, противопоставлявших естествознание, Вере в Господа. Так, что современное противопоставление науки и Веры, это всего-лишь отголосок споров, отгремевших в далеком прошлом. Исторически, Вера в Господа, в те далекие времена выиграла этот спор. Уверен, что так произойдет и в этот раз. С Постом, всех. Радостно.

http://pravoslavie.ru/99541.html

VI. Так остерегайтесь же блуда и будьте чисты помыслом. Оберегайте и чувства свои от женщин. 2. А женщинам внушайте не иметь общения с мужами, дабы и они были чисты помыслом. 3. Ибо постоянное общение, если и не совершится нечестивое, для них есть болезнь неисцелимая, для нас же погибель Велиарова и позор вечный. 4. Нет ни совести, ни благочестия в блуде, и всякая ревность живет в вожделении его. 5 . Потому и говорю вам: будете вы ревновать и стремиться превзойти сыновей Левия, но не сможете. 6. Потому что Бог отомстит за них, вы же умрете смертью злою. 7. Ибо Левию дал Бог власть [и с ним Иуде, и мне, и Дану, и Иосифу, дабы мы были вождями]. 8. Посему завещаю вам слушать Левия, ибо он познает закон Господа и установит суд и будет приносить жертвы за Израиля вплоть до конца времен – первосвященник помазанный, коего призвал Господь. 9. Хочу, чтобы поклялись вы Богом небесным, что будете творить правду, каждый ближнему своему, и иметь любовь, каждый к брату своему. 10. А к Левию подойдите в смирении сердца вашего, да примете благословение из уст его. 11. Ибо он благословит Израиля и Иуду, его же избрал Господь царствовать надо всем народом. 12. И поклонитесь семени его, ибо за вас будет умирать оно в войнах зримых и незримых. И будет он над всеми царем вечным. VII. И умер Рувим, завещав это сыновьям своим. 2. И положили его во гроб, а после вынесли его из Египта и погребли в Хевроне в пещере, где погребен был и отец его. Завещание Симеона, второго сына Иакова и Лии I. Список слов Симеона, реченных им к сыновьям его перед тем, как умер он в сто двадцатый год жизни своей, в тот же год, что и брат его Иосиф. 2. Когда занемог Симеон, пришли проведать его дети его, и, сделав усилие, сел он, поцеловал их и сказал: II. Послушайте, дети мои, Симеона, отца вашего; возвещу вам то, что имею я в сердце моем. 2 . Родился я от Иакова и был вторым сыном отца моего, и Лия, мать моя, нарекла меня Симеоном, ибо услышал Господь мольбу ее. 3 3. Сделался я весьма сильным, не боялся труда и не страшился никакого дела.

http://azbyka.ru/otechnik/6/zaveshhanija...

4. Ибо сердце мое было сухим, печень моя недвижимой, а внутренности мои нечувствительными. 5. Ведь и мужество дается от Всевышнего людям в душах и телах. 6. Во время юности моей завидовал я сильно Иосифу, ибо возлюбил его отец мой более всех. 7. И утвердился я против него в сердце моем, возжелав убить его, так как отец обмана и дух зависти ослепили мне ум, и забыл я, что это брат мой, и не пощадил отца моего Иакова. 8 . Но Бог его и Бог отцов наших послал ангела Своего и избавил Иосифа от рук моих. 9. Ибо, когда я отправился в Сикимы, чтобы принести притирание для стада, а Рувим – в Дофаим, где было необходимое нам и все хранилища наши, 4 Иуда, брат мой, продал Иосифа Измаильтянам. 10. Рувим, услышав об этом, опечалился, ибо он хотел отвести его к отцу. 11. Я же, услышав это, сильно разгневался на Иуду, ибо он отпустил Иосифа живым, и пять месяцев пребывал я в гневе на него. 12. И сковал меня Господь и удалил от меня дело рук моих, ибо десница моя стала наполовину сухой на семь дней. 13. И познал я, дети, что из-за Иосифа случилось это со мною. И, раскаявшись, заплакал я и молил Господа Бога, чтобы восстановилась рука моя и удержался я от всякой скверны и зависти и ото всякого безрассудства. 14. Ибо понял я, что дурное дело замыслил перед лицом Господа и Иакова, отца моего, против Иосифа, брата моего, позавидовав ему. III. Ныне, дети мои, послушайте меня и остерегитесь духа обмана и зависти. 2. Ведь зависть властвует надо всем помыслом человека и не дает ему ни есть, ни пить, ни делать ничего доброго. 3. Но всечасно подстрекает она убить того, кому человек завидует, но тот всечасно процветает, а завистник чахнет. 4. И вот, два года сокрушал я в страхе Господнем душу мою постом. И узнал я, что избавление от зависти происходит через страх Божий. 5. Если кто прибегает к Господу, оставляет его злой дух и становится помысел легким. 6. И наконец, начинает он сочувствовать тому, кому завидовал, и примиряется с любящими его, и так избавляется от зависти. IV. Спросил отец мой, что со мною, ибо узрел меня скорбящим, и сказал я ему, что переполняется печень моя.

http://azbyka.ru/otechnik/6/zaveshhanija...

Даровав весь видимый мир сей человеку, Человеколюбивый Господь дарует ему и Себя Самого. Если бы ты, женщина, знала, сколь драгоценный Дар послал Бог и иудеям, и самарянам, и всем прочим народам без исключения, затрепетала бы твоя душа, ты заплакала бы от радости, ты онемела бы от удивления и не дерзнула бы подумать о взаимной злобе и вражде между иудеями и самарянами. А если бы тебе была открыта вся сокровенная тайна Того, Кто говорит с тобою и в Ком ты, судя по плоти, видишь обычного человека, а судя по языку и одежде, - иудея, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Под водою живой Господь подразумевает благодатную и животворящую силу Духа Святаго, кою Он обещал верным. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него (Ин.7:38-39). Не понимая ничего из всего того, женщина возразила Ему: Господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Слуги у Тебя нет, сосуда нет, а колодезь глубок, как же Тебе почерпнуть воды живой? Преоблаченный Господь казался женщине обычным беспомощным человеком. Водою живой тогда, как и теперь, называлась вода родниковая, в отличие от дождевой, собранной в колодезях и хранилищах. Но живою называлась и колодезная вода, если она ключевая, и при том только вода на самом дне колодезя, где и бьет ключ, его наполняющий. Сперва, таким образом, женщина думает о дне колодезя, где находится источник воды. Но тут же ей в голову приходит и другая мысль, заставляющая ее задать вопрос: Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? То есть: неужели Ты можешь сотворить некий иной источник воды, кроме сего? Праотец Иаков не сотворил этого колодезя, но только обустроил и оградил его. Если бы Ты мог сотворить некую ключевую, проточную воду, которая вся была бы живой, тогда, значит, Ты был бы больше праотца Иакова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010