Второе Богоявление И все-таки, несмотря на всю непостижимость виденного семьюдесятью старейшинами на Синае, они были только лишь на склоне горы и поклонились Господу издали. Далее Моисей оставляет их и восходит на гору по зову Ягве один. Он один узрит славу Ягве изнутри. И взошел Моисей на гору; и покрыло облако гору. И слава Ягве осенила гору Синай; и покрыло ее облако шесть дней, а в седьмой день (Господь) воззвал к Моисею из среды облака (также потом на горе Фавор Отец Небесный воззовет в облаке к Мессии, Сыну Своему). Вид же славы Ягве на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий. Моисей вступил в средину облака, и взошел на гору; и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей ( Исх. 24:15–18 ). Вот теперь Моисей в средине облака славы Ягве. Там он получает две скрижали, сделанные Богом, на которых Бог Сам написал Свои десять заповедей, Божественный Декалог. Там в облаке славы Ягве Моисей проводит свой первый сорокадневный пост. Укрепляемый славой Божией, он не вкушал пищи тленной. Св. Иоанн Дамаскин : «Ибо прежде всего Моисей, в посте безотлучно пребыв с Богом в течение сорока дней и опять других сорока [второй пост Моисея. – Г.Ф.], несомненно изнурял себя постом» Точн. излож. правосл. веры, кн. 4, гл. 23]. А Тертуллиан говорит; «Моисей и Илия постились сорок дней и подкреплялись только Богом» воскресении плоти, 61]. Старейшины видели Бога, и ели и пили, а Моисей вошел в незримое Божие и не ел и не пил. Десять заповедей Божиих воссияли из славы Ягве на Синае. Данные под покровом облака, они осиявают путь странников земли. Позади Египет, впереди – Ханаан. А посреди – Синай. Дороги пустыни ведут чрез вершину горы Богоявления. Можно отметить три ступени Боговосхождения. Первая – это храм, или место стояния Божия, место, освященное присутствием Божиим. Вторая ступень – благодать Божия или слава Ягве. Это – Господь Являемый, благодать, Божественная энергия. Третья ступень – невосходимая, это Сам Бог Ягве незримый в сущности Своей. 7.6. Неполное возобновление Завета Божия после поклонения Израиля золотому тельцу и ходатайство Моисея

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Духовный закон «дан … по причине преступлений» ( Гал. 3, 19 ) еврейскому народу на горе Синай пророку Моисею, высекшему его на двух каменных скрижалях (досках). Всего заповедей десять, поэтому они называются также Десятословие (по греч. – декалог): Хотя Декалог дан в Ветхом Завете, но нам надо соблюдать его, потому что он написан в сердцах у всех людей (ап. Павел). Десять заповедей разделены на две скрижали, потому что в них заключаются два вида любви, к Богу и к ближнему. Об этом говорил Господь Иисус Христос: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» ( Мф.22:36–40 ). Обязанности к Богу предписываются в первых четырёх заповедях. В первой заповеди предписывается познавать и чтить Истинного Бога. Во второй – избегать ложного богопочитания. В третьей – не нарушать богопочитания даже словом. В четвертой – соблюдать порядок во времени и в делах богопочитания. Обязанности к ближним предписываются в последних шести заповедях. В пятой заповеди предписывается любить и почитать ближних, начиная с родителей. В шестой заповеди – не вредить жизни ближних. В седьмой – не вредить чистоте их нравов. В восьмой – не вредить их собственности. В девятой – не вредить им словом. В десятой – даже не желать вредить им. Первая заповедь Декалога Словами Аз есмь Господь Бог твой Бог повелевает человеку познавать Себя. Отсюда необходимо: прилежно слушать поучения о Боге и о делах Его в Церкви, читать или слушать книги, учащие богопознанию: Священное Писание и творения святых отцов. Чтобы чтить Бога, необходимо веровать в Бога, ходить пред Богом, то есть жить праведно, бояться Бога, то есть благоговеть перед Ним, надеяться на Бога, любить Бога, не роптать на Бога, поклоняться Богу, прославлять Бога, благодарить Бога, призывать Бога, правильно почитать Ангелов и святых, исповедовать Бога, участвовать в богослужении в Церкви.

http://azbyka.ru/kratchajshij-katihizis

е. не постиг] свет Христов, потому что не поверил в Него, как написано: К Своим пришел, и Свои не приняли Его 201 . [I/24] И также Господь наш Иисус назвал их тьмой, ибо сказал Своим ученикам: То, что Я говорю вам во тьме, поведайте это при свете. В народах да воссияет свет ваш 202 . Потому что они приняли свет Христов, который есть свет народам. И сказал еще Своим апостолам: Вы свет мира 203 . И еще сказал им: Да воссияет свет ваш перед людьми, чтобы они видели дела ваши благие и прославили Отца вашего Небесного 204 . И еще показал о Себе, что Он воистину есть свет, ибо сказал Своим ученикам: Ходите пока c вами свет, до тех пор, пока не объяст вас тьма 205 . И еще сказал им: Веруйте в свет, чтобы вы были сынами света 206 . И еще сказал: Я есмь свет мира 207 . И еще сказал: Никто, зажегши свечу, не ставит ее под ступу или под постель, или в место скрытое, но ставит ее на подсвечник, чтобы все видели свет свечи 208 . А свеча яркая есть не кто иной, как Христос, ибо сказал Давид: Слово Твое – свеча ногам моим и свет стезым моим 209 . [I/25] И еще пророк Осия сказал: Зажгите себе свечу и взыщите Господа 210 . И Господь наш Иисус Христос сказал: Какая женщина, у которой есть десять драхм, потеряв одну из них, не зажжет свечи и не метет пол и не ищет драхму, которую потеряла? 211 И что же в действительности есть эта женщина, как не синагога дома Израиля, которой даны были десять заповедей, а они [иудеи] потеряли заповедь первую. Ту, которая сохраняла их и гласила: Я есмь Господь Бог ваш, который вывел вас из земли Египетской 212 . И когда они потеряли эту первую заповедь, то и девять, которые [следуют] за ней, не смогли сохранить, потому что на первой висят девять. Ибо невозможно, поклоняясь Ваалу, сохранить девять заповедей. И хотя они потеряли первую заповедь подобно той женщине, которая потеряла одну зузу из десяти, им возглашает пророк: Зажгите свечу и взыщите Господа 213 . А также пророк Исайя сказал: Взыщите Господа. А когда найдете, то зовите Его. И когда Он приблизится, то пусть оставит грешник путь свой и человек беззаконный помышление свое 214 .

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

Зло обретает постепенно власть над человеком, опутывает его, как паутина, часто неощутимо для него самого через мелкие повседневные направления воли. Затем, укоренившись, став свойством его души, начнет развиваться и усиливаться. В вечности, после смерти человека, оно достигнет катастрофических размеров и начнет мучить своего обладателя. «То незначительное отклонение от маршрута, которое было на околоземном небольшом первом этапе полета ракеты, умножается на миллионы километров в открытом космосе. Не случайно говорится, что на первом шаге путь в рай или путь в ад отличаются на сантиметр» . Поэтому борьба с грехами и пороками для верующего человека должна начинаться на уровне мыслей. «Самая тяжелая болезнь нашей эпохи – это суетные помыслы мирских людей. Люди мучаются, потому что не относятся к обстоятельствам духовно. К примеру, едет человек куда-нибудь на машине. В дороге начинает барахлить двигатель, и он приезжает на место назначения с небольшой задержкой. Имея добрый помысел, опоздавший скажет так: «Видимо, Благой Бог притормозил меня неслучайно. Кто знает, может быть, если бы не возникло этой задержки, я попал бы в аварию!» И такой человек славит Бога. А тот, кто не имеет доброго помысла, отнесется к произошедшему недуховно и начнет обвинять и хулить: «Да что еще за невезуха! Мне надо было приехать раньше, а я опоздал! Все наперекосяк! И все этот Бог…» . Итак, рассмотрим Десять заповедей в их христианском понимании в приложении к обыденной жизни как отдельного человека, так и всего государства. Первая заповедь: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим». Аз есмь Господь Бог Твой: да не будут Тебе бози инии, разве Мене. Этими словами Бог указывает человеку на Самого Себя. «Бог есть Любовь» ( 1Ин.4:16 ). Она повелевает ему познавать Господа Бога. Но «подобное привлекается подобным», следовательно, если Бог – есть Любовь, то приближается к Нему тот, кто в своей судьбе, насколько возможно, осуществит данное качество к окружающим. В чем проявляется любовь к людям подробно раскрывает апостол Павел: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» ( 1Кор.13:4-7 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/desyat-zap...

Как только израильтяне отправились в путь, фараон изменил свое решение и пустился за ними в погоню со всей своей армией, он догнал их на берегу «тростникового моря». Здесь М. совершил еще чудо, приносящее освобождение израильтянам: он занес свой жезл над морем и оно расступилось, пропуская израильтян, а затем, вернувшись, М. уничтожил погнавшихся за евреями египтян (Исх 14-15). Синайский завет Дальнейшее действие в Пятикнижии разворачивается в пустыне во время 40-летнего пути израильтян под предводительством М. от «тростникового моря» (переход через него ознаменовал завершение егип. рабства) к Иордану (переход через реку ознаменует начало завоевания земли обетованной ). Центральное место на этом пути занимает пребывание израильтян у горы Синай (оно описано в т. н. Синайской перикопе - Исх 19 - Числ 10); именно в то время израильтяне заключают завет с Господом и получают от Него важнейшие предписания в качестве условий завета. Бог заключает завет с израильтянами на той же горе, где некогда явился М. (в Исх 17. 6; 33. 6 и регулярно во Второзаконии она именуется Хорив; в Исх 19. 1-23; 24. 16; 31. 18; 34. 2, 4, 29, а также постоянно в книгах Левит и Числа - Синай). Классическая «гипотеза четырех источников» связывает наименование Синай с Яхвистом и со Священническим документом, а наименование Хорив - с Элохистом и со Второзаконием. ВЗ не содержит ясных указаний на местонахождение Синая (Хорива). Отождествление этой горы с пиком Гебель-Муса на юге Синайского п-ова возникло уже в визант. эпоху (см. в ст. Синай ). Господь в виде огня сходит на вершину горы (Исх 19. 18; 24. 17). Он являет евреям Славу Свою и дает им указания для дальнейшей жизни: Десять заповедей , законы, ритуальные правила и нравственные наставления. М. выступает как посредник между народом и Богом. Народ, боясь страшной близости Бога, сам просит его быть посредником: «И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть» (Исх 20. 18-19). Исх 20 и Втор 5 подразумевают, что Десять заповедей Бог провозгласил вслух так, что их слышал весь народ: «Слова сии изрек Господь ко всему собранию вашему на горе из среды огня, облака и мрака громогласно» (Втор 5. 22). Однако все остальные предписания - гражданского, уголовного, нравственного и ритуального порядка, изложенные в книгах Исход-Второзаконие, Бог сообщает израильтянам уже не непосредственно, а через М.

http://pravenc.ru/text/2563952.html

«Крепость моя и слава моя Господь, и Он был мне спасением». Сестра Моисея, Мириам, с другими женщинами, вела хоровод. Народ Божий радовался, бил в бубны и воспевал чудесное спасение среди волн морских. Как Бог дал людям десять заповедей После того, как евреи перешли через Красное Море, они долго-долго искали страну, обещанную им Богом. Часто бывало им очень трудно и тяжело. Долгими днями приходилось брести по горячему песку. Знойное солнце палило их, нередко не хватало воды и пищи, дул жаркий, сухой, изнурительный ветер. То и дело люди принимались ворчать: –  Как ни худо мы жили в Египте, там у нас хотя бы всегда было, что есть и что пить... Но Господь вновь и вновь помогал Своему народу. Когда вода во всех источниках стала горькой, Бог научил людей, как сделать ее пригодной для питья. Каждый день Бог посылал им пищу. Утром они собирали вокруг своих шатров манну, удивительную еду, ниспосланную Богом, которой никто не знал раньше. Иногда же, Бог направлял к ним стаи птиц, чтобы они могли поохотиться и вдоволь поесть мяса. А однажды, когда они долго не могли отыскать воды, Моисей, по указанию Божию, ударил жезлом в скалу, и из нее тут же пробился чистый, свежий родник. Однажды остановились путники у подножия большой горы, называвшейся Синай. Моисей взошел на гору и услышал там голос Божий: –  Если будете всегда слушаться голоса Моего, то будете Моим народом. Я дам вам Заповеди – правила о том, как надо жить. Спустился Моисей к народу и рассказал им про слова Господни, а народ отвечал: –  Все, что велит Господь, мы сделаем... И услышал Моисей слово Божие: –  Вот, Я приду к тебе в густом облаке, чтобы слышал народ, как Я говорю с тобой. Скажи им приготовиться и ждать у подножия горы, но, чтобы никто не поднимался на гору, и никто не подступал даже к подошве ее. И люди приготовились к встрече с Богом, как могли: умылись и вымыли одежды свои, и Моисей освятил их, и они стали ждать. На третий день, утром, был гром, и молния сверкала, и густое облако опустилось на гору, а сама гора дымилась и дрожала. Моисей один поднялся на гору и там слушал голос Божий. Бог дал Моисею Десять Заповедей – правил, которые должны исполнять люди. Правила эти были высечены на двух каменных досках – скрижалях Завета. С этими скрижалями в руках сошел Моисей к народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Мифологический сюжет получил развитие в трагедиях Софокла " Царь Эдип " и " Эдип в Колоне " . Авраам — библейский родоначальник евреев и арабов, избранник бога Яхве, заключившего с Авраамом " завет " . Авраам по требованию бога покидает Ур Халдейский: " Пойди из земли твоей… и из дома отца твоего… в землю, которую я укажу тебе… " (Быт. 12: 1). Вместе с женой Саррой и племянником Лотом Авраам отправляется в Ханаан и ведет жизнь кочевника-скотовода. Фауст — алхимик и маг начала XVI b., о реальной жизни которого мы практически ничего не знаем, зато легенда о нем (заключение договора с Сатаной ради молодости, знаний, магических способностей) послужила источником для пьес Марлоу, Лессинга и Гете. В данном случае Фромм имеет в виду героя второй части " Фауста " , его странствия в сопровождении Мефистофеля. 13. " Десять заповедей, или Золотое правило " . Десять заповедей (Десятословие, Декалог) — начертанные богом на двух каменных плитах " скрижалях завета "  — культовые и моральные ( " не убивай " , " не кради " и др.) нормы. Переданы Моисею богом на горе Синай. " Золотое правило "  — " не делай другим то, чего не хочешь, чтобы причиняли тебе "  — в различных формулировках присутствует в трудах древних философов, в Новом завете звучит следующим образом: " Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки " (Мф. 7: 12). 14. " Религия Разума во французской революции "  — культ Разума был введен гебертистами (левыми якобинцами, руководителями клуба кордельеров) во время Великой французской революции. По инициативе Шометта в Париже (Нотр-Дам) 20 брюмера (10 ноября) 1793 г. происходили празднества, которые должны были заменить христианское богослужение. После разгрома и казни гебертистов (март 1794 г.) культ Разума был отменен — вместо него Робеспьер ввел культ Верховного существа (май 1794 г.). 15. Нирвана — центральное понятие буддизма, обозначающее освобождение от круговорота рождений и смертей (сансары), прекращение перевоплощений, абсолютный ненарушимый покой.

http://predanie.ru/book/220202-psihoanal...

Н.И. Державин Вероучение Православной Церкви Заповеди блаженств В ветхозаветные времена Бог дал людям через Моисея десять заповедей 34 (см. Исх. 20, 2–17 ). Десять заповедей – это система строгих запретов, направленная на то, чтобы обуздать подчас самые грубые проявления человеческой натуры. В Новом Завете Христос дает людям новое учение, которое, не отрицая ветхозаветного Закона, возводит его на новую, более высокую ступень нравственного и духовного состояния (см. Мф. 5, 3–12 ). Заповеди блаженств – это не закон строгой правды, но закон Божественной любви и благодати. Святитель Иоанн Златоуст называет их «Золотой лестницей добродетелей», в которой каждая последующая заповедь является очередной ступенью в духовном возрастании, это путь в Царствие Божие, указанный Самим Христом: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. Первая заповедь В наши дни особое недоумение вызывает первая заповедь. Действительно, мы привыкли положительно оценивать духовно богатого человека. А человек нищий духом с современной точки зрения – это убогий, забитый, и, уж конечно, совершенно никому не интересный субъект. Христианство несколько иначе понимает духовную нищету. Все наши духовные и телесные блага, наша жизнь – все это принадлежит Творцу. Мы владеем этим только как Божиим даром. И в этом смысле мы не имеем ничего своего, мы – нищие. Без небесной помощи невозможно ни духовное богатство, ни материальное благополучие. Богатство материальное не может заменить богатства духовного. Господь сказал: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? ( Мф. 16, 26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Нарекутся - назовутся. В ней говорится о том, что миротворцы, или люди, любящие жить мирно и примиряющие других, назовутся сынами Божиими. По сему имени они получат и особенную степень блаженства, потому что они подражают Сыну Божию, Иисусу Христу, Который примирил Бога с грешниками, пострадавши за них. Восьмая заповедь: Изгнани - изгнанные, гонимые. В этой заповеди говорится о том, что гонимые за правду, за благочестивую жизнь и безропотно переносящие гонение получат Царство Небесное. Девятая заповедь: Егда - когда. Поносят - ругают. Ижденут - выгонят. Рекут - скажут. Глагол - слово. Зол глагол - злое слово. Лжуще - говоря ложь, говоря несправедливо. Мзда - награда. Эта заповедь о том, что кто безропотно переносит ругательства, клеветы, мучения и самую смерть за веру в Иисуса Христа; тот получит великую награду на небесах. 9. Десять заповедей закона Божия 1. По-русски: 1-я заповедь. Я Господь, Бог твой; пусть не будет у тебя других богов, кроме Меня. 2-я заповедь. Не делай себе идола (статуи) и никакого изображении того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах под землей; не поклоняйся и не служи им. 3-я заповедь. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. 4-я заповедь. Помни день субботний, чтобы проводить его свято. Шесть дней работай и совершай в них все дела твои, а день седьмой (день покоя) суббота (да будет посвящен) Господу, Богу твоему. 5-я заповедь. Почитай отца своего и мать свою, (чтобы тебе хорошо было и) чтобы продлились дни твои на земле. 6-я заповедь. Не убивай. 7-я заповедь. Не прелюбодействуй. 8-я заповедь. Не кради. 9-я заповедь. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 10-я заповедь. Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, (ни поля его), ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, (ни всякого скота его), ничего, что у ближнего твоего (Исх., гл. 20; Второзак., гл. 5). Кто и кому дал десять заповедей закона Божия? Заповеди эти дал Сам Бог на горе Синай через Моисея народу еврейскому, когда он возвращался из Египта в землю Ханаанскую.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1228...

не постиг] свет Христов, потому что не поверил в Него, как написано: К Своим пришел, и Свои не приняли Его  . [I/24] И также Господь наш Иисус назвал их тьмой, ибо сказал Своим ученикам: То, что Я говорю вам во тьме, поведайте это при свете. В народах да воссияет свет ваш  . Потому что они приняли свет Христов, который есть свет народам. И сказал еще Своим апостолам: Вы свет мира  . И еще сказал им: Да воссияет свет ваш перед людьми, чтобы они видели дела ваши благие и прославили Отца вашего Небесного  . И еще показал о Себе, что Он воистину есть свет, ибо сказал Своим ученикам: Ходите пока c вами свет, до тех пор, пока не объяст вас тьма  . И еще сказал им: Веруйте в свет, чтобы вы были сынами света  . И еще сказал: Я есмь свет мира  . И еще сказал: Никто, зажегши свечу, не ставит ее под ступу или под постель, или в место скрытое, но ставит ее на подсвечник, чтобы все видели свет свечи  . А свеча яркая есть не кто иной, как Христос, ибо сказал Давид: Слово Твое — свеча ногам моим и свет стезым моим  . [I/25] И еще пророк Осия сказал: Зажгите себе свечу и взыщите Господа  . И Господь наш Иисус Христос сказал: Какая женщина, у которой есть десять драхм, потеряв одну из них, не зажжет свечи и не метет пол и не ищет драхму, которую потеряла? И что же в действительности есть эта женщина, как не синагога дома Израиля, которой даны были десять заповедей, а они [иудеи] потеряли заповедь первую. Ту, которая сохраняла их и гласила: Я есмь Господь Бог ваш, который вывел вас из земли Египетской  . И когда они потеряли эту первую заповедь, то и девять, которые [следуют] за ней, не смогли сохранить, потому что на первой висят девять. Ибо невозможно, поклоняясь Ваалу, сохранить девять заповедей. И хотя они потеряли первую заповедь подобно той женщине, которая потеряла одну зузу из десяти, им возглашает пророк: Зажгите свечу и взыщите Господа  . А также пророк Исайя сказал: Взыщите Господа. А когда найдете, то зовите Его. И когда Он приблизится, то пусть оставит грешник путь свой и человек беззаконный помышление свое  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010