Однако Господь учил исполнять эти заповеди гораздо совершеннее, чем их понимали до Него. Так, Господь Иисус Христос внушает верующим избегать нарушения заповедей не только делом, но и в самых мыслях и желаниях, требуя от них чистоты сердца. Десять заповедей Закона Божия 1. Аз есмь Господь Бог твой; да не будут тебе бози инии, разве Мене. 2. Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им. 3. Не приемли имене Господа Бога твоего всуе. 4. Помни день субботный, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему. 5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли. 6. Не убий. 7. Не прелюбы сотвори. 8. Не укради. 9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна. 10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего. Десять заповедей закона размещены были на двух скрижалях, потому что в них содержится два вида любви: любовь к Богу и любовь к ближнему. Указывая на эти два вида любви, Господь Иисус Христос на вопрос, какая заповедь больше всех в законе, сказал: " возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближняго твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки " (Матф. 22, 37-40). Любить Бога мы должны прежде всего и больше всего, потому что Он наш Творец, Промыслитель и Спаситель, - " Им мы живем, и движемся, и существуем " (Деян. 17, 28). Затем должна следовать любовь к ближнему, которая служит выражением нашей любви к Богу. Кто ближнего своего не любит, тот и Бога не любит. Св. апостол Иоанн Богослов разъясняет: " Кто говорит: " я люблю Бога " , а брата (т. е. ближнего) своего ненавидит , тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит " (1 Иоан. 4, 20).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Первая причина — их фанатизм; вторая причина — их себялюбие, их эгоизм. Со страхом и трепетом видели они, какое огромное впечатление производил Господь Иисус Христос Своим учением и прежде всего бесчисленными чудесами Своими. Они видели, что народ идет за Ним. Когда арестован был в Гефсиманском саду Иисус Христос, и ночью привели Его в синедрион, совещались вожди, что делать со Христом, а Каиафа встал и сказал: «Вы ничего не знаете,… лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Ин. 11, 49–50). Это было решающим словом, и осужден был Христос на смертную казнь. Что руководило фарисеями, книжниками и священниками в этом страшном деле? Их опасение, что Господь станет царем Израиля, что, благодаря чудесам Его и учению, потеряют они в глазах народа свое значение учителей и руководителей народа, руководителей ко спасению, к исполнению закона. Они слышали грозную обличительную речь Господа Иисуса Христа, изложенную в 23-й главе Евангелия от Матфея. Они боялись за власть свою, боялись потерять свое значение, и потому не остановились пред тем, чтобы распять Господа нашего Иисуса Христа. А мы, всем сердцем любящие Господа Иисуса, а мы, стремящиеся всем сердцем к великому счастью стать чадами Божьими, мы будем стремиться исполнять все заповеди — и заповеди древние, чрез Моисея Богом данные, и заповеди новые, на спасение нам Господом Иисусом Христом преподанные. Аминь. 29 ноября 1958 г. Неделя 27 О благодарном самарянине Господь наш Иисус Христос, как слышали вы ныне, исцелив десять прокаженных, повелел им идти и показаться священникам, как предписывал закон Моисеев. Они пошли и по дороге все очистились, все исцелились, но только один из них вернулся к Господу Иисусу Христу и пал в ноги Ему, благодаря за исцеление. И это был самарянин. Господь с удивлением сказал: «Не десять ли очистились? Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?» (Лк. 17, 17–18). И обратившись к самарянину исцеленному, сказал ему: «Иди, вера твоя спасла тебя».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2285...

Помимо этого, адвентисты утверждают, что Ис. 66:23 («Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь») свидетельствует о соблюдении субботы в Царстве Божием, когда будут новое небо и новая земля. Более того, это будет именно храмовое служение . Однако Д. Грацианский следующим образом объясняет это место: если по закону мужчины евреи трижды в год должны были являться пред лице Владыки Господа (Исх. 23:17), то в будущем веке, согласно Откр. 14:13, «отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними». Там не будет времени и ночи (Откр. 21:25, 22:5, 10:6), значит, не будет и субботы. Поэтому в Ис. 66:23 в доступных для иудеев образах говорится о непрерывном блаженном богообщении, вечном покое и вечном праздновании в возвышенном смысле этого слова . Один из аргументов адвентистов в пользу соблюдения отмененного ветхого закона связан с тем, что сам закон они делят на две неравных части: «Хотя в Библии говорится о разных законах — обрядовых, гражданских, общественных, гигиенических — Закон Божий является сердцем, главным стержнем всего закона. Десятисловие или нравственный закон — духовное по своей сути откровение характера Божьего… Десятисловие — это часть завета Бога с Его народом» . Таким образом, адвентисты среди всех ветхозаветных заповедей выделяют Десятисловие, придавая Десяти заповедям характер исключительно нравственный и, как следствие, вечный: «Десять Заповедей — уникальный закон, управляющий нравственной жизнью всех людей во все времена и во всех местах… Будучи выражением Божьего характера, закон так же незыблем, как Сам Бог. Поэтому его власть над людьми выходит за рамки времени и пространства. От Бытия до Откровения Закон Божий представляется как вечный» . Исходя из такого представления о законе и Десятисловии, адвентисты полагают, что Христос пришел исполнить не весь закон, а именно Десять заповедей. Духовное значение лишь этих заповедей раскрывал Христос в Нагорной проповеди (Мф. 5:1–48) . Как и суббота, адвентистская интерпретация Декалога как истинного Закона Божия является «объектом яростных нападок сатаны». Для них это вопрос эсхатологический, и поэтому сатанинское «противоборство закону достигнет своей кульминации перед самым Вторым пришествием Христа» . Сама по себе суббота является вечным памятником творения, знамением созидательной и спасающей силы Творца, свидетельством божественной силы искупления, символом завета между Богом и человеком, символом божественной справедливости, знамением истинной религии и праведности по вере, днем передачи общине верующих даров Святого Духа (и тем самым временем общения), «символом силы Христа, освящающей нас» , знамением покоя во Христе. Без почитания субботы, следовательно, невозможно истинное богопоклонение.

http://bogoslov.ru/article/3995858

Так мы и должны сказать юношам, жаждущим услышать от нас слово истины. Ведь смышленый юноша непременно закидает нас этими вопросами. Неужели же мы оттолкнем его от себя, назовем его еретиком и скажем ему, как говаривали в старину, – садись, болван? Положим, он сядет и никогда уже не будет тревожить нас подобными вопросами; но в душе его останется мучительное сомнение, которое разрешится неверием. И мы, таким образом, не только не поведем юношей к зовущему их Христу, но и прямо-таки воспрепятствуем им идти к Нему, да и воспрепятствуем сознательно, то есть будем первопричиной их соблазна и потерпим за это ту участь, какая предречена соблазнителям ( Мф.18:6 ). 3) В некоторых руководствах говорится, что Сам Бог с горы Синай провозгласил во всеуслышание стоявшего тут народа Свои десять заповедей, а затем перстом Своим начертал их на двух каменных плитах (скрижалях). Между тем, в книге „Исход“, написанной Моисеем, сказано: „и изрек Бог к Моисею все слова сии, говоря: Я – Господь, Бог твой; да не будет у тебя иных богов...“ и т.д. ( Исх.20:1–17 ). А во „Второзаконии“ Моисей говорит, что он стоял между Господом и народом, чтобы пересказывать ему слова Господа ( Втор.5:5 ). Таким образом, из слов самого Моисея видно, что он пересказал народу поведанные ему Богом десять заповедей, но что народ не слышал их непосредственно от самого Бога. Так мы и должны сказать учащимся. Относительно написания заповедей на скрижалях, в той же книге сказано: „Когда перестал Бог говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим“ ( Исх.31:18 ). Когда же Моисей разбил эти скрижали, то сказал ему Господь: вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, и взойди ко Мне на гору, и Я напишу на сих скрижалях слова, какие были на прежних, которые ты разбил. И вытесал Моисей две скрижали каменные, и взошел на гору Синай; и пробыл там Моисей у Господа сорок дней и сорок ночей; и НАПИСАЛ МОИСЕЙ на скрижалях слова завета, десятословие ( Исх.34:1,4,28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Чему нас учат заповеди блаженства? В начале Своего служения Иисус Христос произнес очень важную проповедь, которая именуется «нагорной».Христос произнес ее, взойдя на гору (Мф. 5, 1) - то есть обратился к людям с вершины холма. Центральной частью «нагорной проповеди» стали заповеди блаженства. В ближайших номерах наш постоянный автор, священник Василий Куценко будет размышлять о том, что же означают эти загадочные заповеди, как «расшифровываются» и какими путями реализуются – все в целом и каждая в отдельности. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас ( Мф. 5, 3-11). Такой странный «тренинг» Когда говорят о заповедях Христовых, то обычно подразумевают именно заповеди блаженства. Но вот вопрос: ведь задолго до проповеди Христа были даны десять заповедей, зачем же понадобились новые? Дело в том, что заповеди блаженства не отменяют и не заменяют собой десять заповедей, данные через пророка Моисея на горе Синай. Сам Господь Иисус Христос говорит: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я,но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все (Мф. 5, 17-18). Но зачем все таки понадобились еще заповеди? Интересно, что заповеди блаженства очень сильно отличаются от заповедей Моисеевых. Я Господь Бог твой..., Не сотвори себе кумира..., Не кради..., Не убивай... - с одной стороны; и Блаженны нищие..., плачущие..., алчущие - с другой.Заповеди Моисеевы в большей степени говорят о том, что нельзя делать. Заповеди блаженства - о том, каким нужно быть. Поэтому можно сказать о том, что заповеди блаженства дополняют заповеди Моисея. Христос изображает нового человека и его состояние. Человека, который верует в Бога, не убивает, не крадет, не прелюбодействует. Заповеди блаженства — это откровение внутреннего, духовного состояния христианина.

http://pravoslavie.ru/73007.html

Что такое Скиния, Святилище, Святое Святых? Кто был первосвященником и священниками? Что такое левиты? Как освятилась Скиния? Самостоятельная работа: Нарисовать план Скинии. Нарисовать план православного храма (например, твоего приходского храма). 16. Десять заповедей ( Исх. 20:2–15 ; Втор. 5:6–14 ) Когда Господь, на Синае, заключил завет с еврейским народом, евреи обещали исполнять Его волю. Для того, чтобы они знали, что для этого нужно делать, Господь дал им десять заповедей, или правил. Четыре первые заповеди учат, как мы должны вести себя по отношению к Богу. 1 . Я, Господь – Бог твой. Пусть не будет у тебя других богов, кроме Меня . 2 . Не делай себе идолов и никаких изображений: ни того, что наверху – на небе, ни того, что внизу – на земле, ни того, что в водах – под землей; не поклоняйся им и не служи им . 3 . Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно . 4 . Помни день субботний, чтобы освящать его: шесть дней работай и делай в них всякие дела твои; а день, седьмой – суббота – для Господа, Бога твоего . В этих заповедях Господь учит евреев (и нас тоже): любить Его, надеяться на Него, молиться Ему (1) и относиться к Нему с большим благоговением (3). Он запрещает нам служить и молиться ложным богам и надеяться на их помощь (2). Чтобы заботы о делах каждого дня не заняли целиком наше сердце и не заставили нас забыть Бога, Господь дал нам праздники (4). По крайней мере, раз в неделю (для нас теперь этот седьмой день воскресенье), мы должны освободиться от наших обычных дел, чтобы больше думать о Боге и молиться Ему. Остальные шесть заповедей учат нас любить людей и не обижать их. 5 . Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы ты долго жил на земле . 6 . Не убивай . 7 . Не прелюбодействуй . 8 . Не кради . 9 . Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего . 10 . Не желай себе жены ближнего твоего и не желай себе дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего того, что принадлежит ближнему твоему .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

1, повелевает изготовить две скрижали, подобные прежним, и говорит, что Он напишет на них то же, что было написано на первых скрижалях. Моисей исполняет повеление Божие и восходит на гору. В стихах с 6 по 26, с некоторым перерывом в стт. 8 – 9, содержится речь Господа к Моисею, преимущественно, законодательно-обрядового характера. Многие отдельные части этой речи совпадают с десятословием 20 гл. Исхода и 5 гл. Второзакония. Именно: в стихах 6 – 7 Господь называет себя Богом, сохраняющим милость в тысячи родов и наказывающим вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода. В ст. 14: ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа (Бога), потому что имя Его «ревнитель»; Он Бог ревнитель. В стихе 17-м: не делай себе богов литых. В стихе 21-м, обставленном предписаниями о различных праздниках, читаем: шесть дней работай, а в седьмый день покойся. Таким образом, в 34-й главе есть три заповеди общеизвестного десятословия: 1-я, 2-я и 4-я. К ним присоединяются: заповедь о порядке празднования опресноков, о выкупе всех первенцев, запрещение являться перед лицом Божием с пустыми руками, повеление три раза в год делать всеобщие праздничные собрания, предписание о кровавой жертве и, в частности, о пасхальной, закон о начатках плодов и, наконец, запрещение варить козленка в молоке матери. Получается, следовательно, десять заповедей религиозного и религиозно-обрядового характера (должен заметить, что счет их может быть различный). Эти заповеди Господь предваряет словами: вот, Я заключаю завет...: сохрани то, что повелеваю тебе ныне (ст. 10 – 11). По произнесении их, Господь говорит: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобой и с Израилем (ст. 27). В следующем стихе, непосредственно за сим, прибавляется: и пробыл там (Моисей) у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил и написал (Моисей) на скрижалях слова завета, десятословие; в славянском – по LXX-mu: написа... словеса сия завета десять словес. Из приведенных мест, по-видимому, следует то заключение, что десятословие, записанное на вторых скрижалях, было не то, какое мы знаем: оно совпадает с общеизвестным десятословием лишь в трех десятых своего содержания, а прочие семь заповедей были совсем другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

9. Десять заповедей закона Божия 1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.По-русски: 1-я заповедь. Я Господь, Бог твой; пусть не будет у тебя других богов, кроме Меня.2-я заповедь. Не делай себе идола (статуи) и никакого изображении того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах под землей; не поклоняйся и не служи им.3-я заповедь. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.4-я заповедь. Помни день субботний, чтобы проводить его свято. Шесть дней работай и совершай в них все дела твои, а день седьмой (день покоя) суббота (да будет посвящен) Господу, Богу твоему.5-я заповедь. Почитай отца своего и мать свою, (чтобы тебе хорошо было и) чтобы продлились дни твои на земле.6-я заповедь. Не убивай.7-я заповедь. Не прелюбодействуй.8-я заповедь. Не кради.9-я заповедь. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.10-я заповедь. Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, (ни поля его), ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, (ни всякого скота его), ничего, что у ближнего твоего (Исх., гл. 20; Второзак., гл. 5). Кто и кому дал десять заповедей закона Божия?Заповеди эти дал Сам Бог на горе Синай через Моисея народу еврейскому, когда он возвращался из Египта в землю Ханаанскую.На чем были написаны эти заповеди?На двух досках каменных (или скрижалях). Первые четыре заповеди содержат в себе обязанности любви к Богу, последние шесть заключают в себе обязанности любви к ближнему (т.е. ко всем людям). Первая заповедь Божия Как читается первая заповедь закона Божия?Аз - я. Да - пусть. Вози - боги. Инии - иные, другие. Разве - кроме.Что Бог повелевает этой заповедью?Познавать и почитать Его одного, т.е. повелевает веровать в Него, надеяться на Него, любить Его, повиноваться Его воле, молиться Ему и не иметь никаких других богов, кроме Него.Откуда можно лучше всего познать Бога?Из Священного Писания.Как должно почитать ангелов и святых людей?Их должно почитать не так, как почитаем Самого Бога, но как самых близких к Богу служителей, и должны молиться им, чтобы они испрашивали нам у Бога милости.Кто грешит против первой заповеди Бога?Против нее грешит тот, кто проповедует или принимает какое-либо ложное учение, противное учению православной церкви (еретик); кто не повинуется православной церкви и отдаляется от нее (раскольник); кто верит тайным силам тварей и старается ими действовать; кто гадает; кто слепо верит обыкновенным случаям в жизни, придавая им Божескую силу; кто ленится учиться Закону Божию, и кто надеется больше на человека, нежели на Бога.Чем некогда наказывал Бог людей за то, что они забыли Бога, истинную веру в Него и святой закон Его?Всемирным потопом. Вторая заповедь Божия

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1228...

А мы, только думая, что исполнили какую-нибудь одну из заповедей, — ибо не могу сказать, что исполнили действительно, потому что все они, по здравопонимаемому намерению Писания, состоят между собою в такой связи, что нарушением одной необходимо нарушаются все прочие, — не ожидаем себе гнева за неисполненные, но ждем почестей за ту, которую будто бы исполнили. Кому дано на сбережение десять талантов, тот, удержав у себя один или два таланта, а остальные уплатив, не признается честным за уплату большей части, но называется обидчиком и любостяжательным за растрату меньшей части. Что говорю — за растрату, когда и тот, кому вверен был один талант, отдав потом сполна и без обмана все, что получил, осуждается за то, что ничего не приобрел к данному? Кто десять лет оказывал почтение отцу, а напоследок нанес ему один только удар, тот не почестей удостаивается как сделавший доброе дело, но предается суду как отцеубийца. «Идите , — говорит Господь, — научите все народы» . не блюсти одно, а о другом нерадеть, но «соблюдать... все, что Я повелел вам» (Мф.28:19—20). И апостол согласно с сим пишет: «Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божи й» (2Кор. 6:3—4). Ибо если бы не все было необходимо нам для достижения цели спасения, то не все заповеди были бы написаны и не о всех повелевалось бы соблюдать их необходимо. Что мне пользы в других заслугах, если, назвав брата уродом, буду повинен геенне (см. Мф.5:22)? Что пользы в свободе от многих тому, кто одним удерживается в рабстве? Ибо сказано: «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8:34). Какая выгода быть избавленным от многих страданий тому, у кого тело повреждено одною мучительной болезнью? «Следовательно, — скажет кто-нибудь, — для множества христиан, которые не соблюдают всех заповедей, бесполезно будет соблюдение некоторых?» При сем прекрасно привести себе на память блаженного Петра, который, после стольких заслуг и после стольких ублажений, за одно только слово услышал: «если не умою тебя, не имеешь части со Мною» (Ин. 13:8). Не говорю уже о том, что и это одно слово не леность и пренебрежение доказывало, но было выражением почтения и благоговения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4083...

Велико, свято и страшно было явление славы Ягве. На третий день, при наступлении утра были Громы, И молнии, И густое облако над горою (Синайскою), И трубный звук весьма сильный, И вострепетал весь народ, бывший в стане. И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы. Гора же Синай вся дымилась от того, что Ягве сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась. И звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом ( Исх. 19:16–19 ). В этом потрясающем Богоявлении можно вычленить четыре этапа: Густое облако – вид, зримое явление; Трубный звук – звучание; Схождение в огне – вид воссиявает; Бог говорит голосом – звук становится словом, Богоявление от ужасающих явлений стихий переходит к логосности, даруется декалог. Наш отечественный богослов XIX века епископ Виссарион (Нечаев) так описывает явление Божества и силы Его в огне: «Явление Божества или его силы в огне и пламени бывало и во времена ветхозаветные. Так, Господь явился Моисею в объятой огнем, но не сгоравшей купине. Гора Синайская, когда сошел на нее Господь для провозглашения десяти заповедей, пламенела огнем ( Исх. 19, 18 ; Евр. 12:18 ). В том и другом случае явление Бога в огне свидетельствовало о Его неприступном величии и святости, и располагало зрителей к благоговению и страху» с. 86]. После ужасающих явлений грома, молний, густого облака, когда дым от горы восходил, как дым от печи, заговорил Бог. Огнь предвечного Слова высекал, как из камня, огнь ответной любви в сердце народа. Настало время даровать людям десять заповедей, десять слов, научающих народ любить Бога и ближних. Но прежде слова было молчание. Мир замер, чтобы услышать Бога. «Раби Иоханан учил: В тот час, когда раздалось Слово Божие с вершин Синая, все в мире притаилось: птенчик не чирикнет, птица не порхнет, вол не замычит, море не шевельнется; остановились колеса Небесной колесницы; замерло «свят!» на устах Серафимовых. Вся вселенная недвижно и безмолвно слушала глас нагорный: Я – Господь, Бог твой!» с. 66, Агада, Шемот-Раба, 29,].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010