Хотя всякое исчисление лет ничтожно по сравнению с бесконечным будущим царством святых. И зверь, который был [и] которого нет, есть [восьмой и] из числа семи и пойдёт в погибель. Зверь есть Антихрист; он восьмой, потому что после семи царств восстанет для обольщения и опустошения земли. Из числа семи же он потому, что появился от одного из этих царств, придёт он не от какого-либо из упомянутых народов, но как царь Римский явится на пагубу и погибель ему покорившихся, а после сего сам пойдёт в геенну мучительную. И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые ещё не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час. И Даниил видел десять предваряющих Антихриста рогов, из которых три проклятый искоренил вовсе, а остальных подчинил себе. Один час указывает или на краткость времени, или на одну часть года, то есть трехмесячный оборот солнца, после которого [они] покорятся Антихристу как своему начальнику. Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю. Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с ним, суть званные и избранные и верные. Они имеют одни мысли. И действительно, ибо никто не может служить двум господам ( Мф. 6:24 ). Посему и воспротивятся [истинному] Христу те, которые объединены в злом единомудрии и подчиняются Антихристу. Но закланный ради нас Агнец Божий, поскольку с воплощением Его не истреблены все царства и господства, победит их, чтобы приобщить к Своему царству и избранных. И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки. И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят её, [и обнажат], и плоть её съедят, и сожгут её в огне; потому что Бог положил им на сердце – исполнить волю Его, исполнить одну волю, и отдать царство их [зверю], доколе не исполнятся слова Божий. Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями. И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки. Так как это объяснил ангел, то подробно исследовать это совершенно излишне. Для меня, однако, кажется удивительным, как враг и мститель – диавол – поможет управляемым десяти рогам ополчиться и вооружиться на любящего благо и добродетель Христа Бога нашего, а также опустошить отступивший от божественных заповедей и подчинившийся его обольщению многолюдный город и, подобно зверю, насытиться его кровью. Удивительно и то, каким образом он, считающий опустошение поводом к радости, а уничтожение человеческой плоти своей пищей и наслаждающийся всегда распрями и ссорами, даст своё согласие отступническим десяти рогам. Предположение же, что виденная жена означает великий город, имеющий власть над земными царями, делает вероятным предсказание о страданиях преобладающего тогда царства. 55 . [Об ином ангеле, возвещающем падение Вавилона, и о небесном голосе, повелевающем

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Разделы портала «Азбука веры» Заповеди Божии – внешний закон, данный Богом в дополнение к ослабевшему (вследствие греховной жизни) у человека внутреннему ориентиру – совести . «Иисус сказал…: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих…» ( Ин.14:23-24 ). Десять ветхозаветных Заповедей (Декалог) Бог дал на горе Синай через Моисея народу еврейскому, когда он возвращался из Египта в землю Ханаанскую, на двух каменных досках (или скрижалях). Первые четыре заповеди содержат в себе обязанности любви к Богу, последние шесть заключают в себе обязанности любви к ближнему (т.е. ко всем людям). Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Десять заповедей ( Исх.20:1-17; 31:18 ). Десять Заповедей Ветхого Завета ( Исх.20:2-17 ; Втор. 5:6-21 ) Из 10 ветхозаветных заповедей первые 4 учат человека любви к Богу, а остальные 6 — любви к ближнему; хотя это и тесно взаимосвязано. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Нагорная проповедь ( Мф.5:1-12 ). Девять Заповедей Блаженств Нового Завета В восполнение 10-ти ветхозаветных заповедей Христос в Нагорной проповеди преподал 9ть заповедей блаженств. В них Господь начертал образец жизни, свойственный Его последователям, христианам. Не отменяя того, что предписывалось Ветхим Заветом, Спаситель расширяет и возвышает смысл древних заповедей, внушая людям стремление к идеальному совершенству и начертывая путь к этому совершенству. Заповеди Блаженств – декларация христианских нравственных ценностей. Здесь содержится все необходимое для того, чтобы человеку войти в истинную полноту жизни. Все Заповеди блаженств говорят о наградах, которые те, кто верен Христу, получат в Царстве будущего века : плачущие – утешатся, алчущие правды – насытятся, кроткие – унаследуют землю, чистые сердцем увидят Бога. Но уже сейчас, исполняя заповеди Христовы, человек получает утешение и радость в преддверии полноты бытия – наступления Царства Божьего. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

http://azbyka.ru/zapovedi-bozhii

Почему в Библии предписывается по-разному воздавать за кражу «ночью» и «при солнце»? О каком «разбое» писали святые отцы? Что считается «кражей» с точки зрения Христовых заповедей? Рассказывает протоиерей Олег Стеняев . «Следующее мытарство – кражи . В нем мы ненадолго были задержаны, и немного добрых дел потребовалось на покрытие моих грехов, потому что я не совершала кражи, кроме одной, весьма малой, в детстве по неразумению», – читаем в свидетельстве блаженной Феодоры Нас могут смутить слова: «немного добрых дел потребовалось на покрытие моих грехов». Грехи не покрываются добрыми делами, но исправляются ими, называясь «плодами покаяния». Хотя блаженная Феодора «ненадолго» была задержана на этом мытарстве, мы остановим свое внимание на нем, ибо одна из заповедей Декалога (Десятисловия) касается этой проблемы. Сказано: « Не кради » ( Исх. 20: 15 ). Важность каждой из десяти заповедей Пятикнижия заключатся в том, что есть только десять грехов, все остальное – их разновидности. Поэтому мы, встречая на мытарствах эти заповеди, будем относиться к ним с повышенным вниманием. Господь Иисус Христос тоже выделял десять заповедей. Сказано: И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему… Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради… ( Мф. 19: 16–19 ). Другой раз подошел к Нему законник и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? ( Лк. 10: 25–26 ). Тогда главным чтением было именно Пятикнижие (Тора), где и содержатся десять заповедей и раскрытие их в разных уставах и постановлениях. Сказано: Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу ( Деян. 15: 21 ). Закон о ворах и воровстве всегда учитывал обстоятельство совершенного преступления. Сказано: Если кто застанет вора подкапывающего и ударит его, так что он умрет, то кровь не вменится ему; но если взошло над ним солнце, то вменится ему кровь. Укравший должен заплатить; а если нечем, то пусть продадут его для уплаты за украденное им ( Исх. 22: 2–3 ). То есть, если преступление совершается в период социальной «ночи», когда инфляция и дефолт – реальность жизни, то не может быть никаких послаблений тем, кто обворовывает бедных людей, кто совершает социально значимые преступления.

http://pravoslavie.ru/97626.html

Роль духовной силы должны взять на себя Русская Православная Церковь и другие христианские церкви, исламские, иудейские и другие религиозные организации и объединения. В качестве выразителя их политической воли должна выступить межрелигиозная, межконфессиональная партия ( " партия десяти заповедей " ), которая действовала бы, по меньшей мере, на основе десяти заповедей – наборе нравственных норм, необходимых для совершения позитивных общественных действий. Десять заповедей (декалог, десятисловие или Закон Божий) – это основа, которая объединяет иудеев, христиан и мусульман, представителей других религий, а также неверующих, признающих их общезначимый характер. Десять заповедей – это предписания, десять основных законов, которые, согласно Пятикнижию, были даны самим Богом Моисею на двух каменных досках (скрижалях) в присутствии израильского народа на горе Синай на пятидесятый день после исхода из Египта (Исход 19:10-25): 1-я заповедь " Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим " (Исход 20:2-3). Бог не претендует на первенство среди неких богов. Он не желает, чтобы Ему оказывали больше внимания, чем каким-то другим богам. Он говорит, чтобы поклонялись Ему Одному, потому что других богов просто не существует. 2-я заповедь " Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, И творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои " (Исход 20:4-6). Бог вечности не может быть ограничен образом из дерева или камня. Попытка сделать это унижает Его, извращает истину. Идолы не могут удовлетворить никакие нужды. Все наши нужды и потребности может удовлетворить только Одна Личность – Бог. 3-я заповедь " Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно " (Исход 20:7).

http://religare.ru/2_92304.html

Милосердый Господь и дал людям на горе Синайской десять заповедей, написанных на двух скрижалях или каменных досках. Десять заповедей Закона Божия В. Как должно читать их? Ο. 1. «Аз есм Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии, разве Мене. 2. He сотвори себе кумира, и всякого подобия елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею; да не поклонишися им, ни послужиши им. 3. He приемли имене Господа Бога твоего всуе. 4. Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай и сотвориший в них вся дела твоя, в день же седьмый суббота Господу Богу твоему. 5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголтен будеши на земли. 6. He убий. 7. He прелюбы сотвори. 8. He укради. 9. He послушествуй на друга твоего свидтельства ложна. 10. He пожелай жены искреннего твоего, не пожелай дому ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого света его, ни всего, елика суть ближнего твоего». В. Для чего десять заповедей написаны на двух скрижалях? О. Для того, чтобы люди твердо помнили, что в десяти заповедях две главных заповеди: 1) Первая заповедь – любить Бога. 2) Вторая заповедь – любить ближнего. В. Должны ли мы христиане исполнять 10 заповедей, данных в ветхом завете? О. Непремнно. Когда Иисус Христос пришел на землю и стал проповедывать Свое Божественное учение, говорил: «Я пришел не разорить законъ, но исполнить его» ( Мф. 5:17 ) и научил вас глубже понимать и исполнять, чем как понимали заповеди до пришествия Его на землю. Обязанности к Богу Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разушением твоим ( Мф. 22:37 ). Первая заповедь Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози инии, разве Мене. Я Господь Бог твой, пусть не будет у тебя других богов кроме Меня. В. Что повелвает Господь этой заповедью? О. Познавать и почитать только одного истинного Бога, а других ложных богов не выдумывать себе. В. Что должно делать для приобретения познания о Боге? О. Для этого должно внимательно слушать наставления своих родителей дома, и в школе на уроках Закона Божия, слушать, что читается и поется в храме Божием и самому читать евангелие и другие душеспасительные книги. Так должны делать не только когда учимся в школе, но всю жизнь, стараясь узнавать о Боге и о наших обязанностях к Нему.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Бог хочет, чтобы люди были счастливы, любили Его, любили друг друга и не вредили себе и другим, поэтому Он дал нам заповеди. В них выражены духовные законы, они оберегают нас от беды и учат, как жить и строить отношения с Богом и людьми. Как родители предупреждают своих детей об опасности и учат жизни, так и Отец наш Небесный делает нам необходимые наставления. Заповеди были даны людям еще в Ветхом Завете. Десять заповедей обязаны соблюдать и люди Нового Завета, христиане. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» ( Мф.5:17 ), — говорит Господь Иисус Христос. Самый главный закон духовного мира — это закон любви к Богу и людям. Все десять заповедей говорят об этом законе. Они были даны Моисею в виде двух каменных плит — скрижалий, на одной из которых были написаны первые четыре заповеди, говорящие о любви ко Господу, а на второй – остальные шесть, об отношении к ближним. Когда Господа нашего Иисуса Христа спросили: «Какая большая заповедь в законе?», Он ответил: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумением твоим»: сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» ( Мф.22:37-40 ). Что это значит? То, что если человек действительно достиг настоящей любви к Богу и ближним, он не может нарушить ни одну из десяти заповедей, потому что они все говорят о любви к Богу и людям. И к этой совершенной любви мы должны стремиться. Рассмотрим десять заповедей Закона Божьего по порядку: Так они звучат по церковно-славянски. В дальнейшем, разбирая каждую заповедь, мы будем давать и их русский перевод. Первая заповедь Аз есмь Господь Бог твой; да не будут тебе бози инии, разве Мене. Я — Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня. Господь является Творцом вселенной и духовного мира и Первопричиной всего существующего. Весь наш прекрасный, гармоничный и невероятно сложно устроенный мир никак не мог возникнуть сам собой. За всей этой красотой и гармонией стоит Творческий Разум. Верить в то, что все существующее возникло само по себе, без Бога – есть ничто иное как безумие. «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога» ( Пс.13:1 ), — говорит пророк Давид. Бог не только Творец, но и Отец наш. Он заботится, промышляет о людях и о всем созданном Им, без Его попечения мир бы рухнул.

http://azbyka.ru/zapovedi-bozhii-gumerov

Когда мы говорим, что с приходом на землю Спасителя из Его уст человечество получает новую заповедь: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга» ( Ин. 13:34 ), — то имеем в виду, что ветхозаветные Десять Заповедей не предаются забвению, но обретают свою полноту, о чем свидетельствует Сам Иисус Христос: «истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» ( Мф. 5:18 ). Еще это означает, что в те времена, когда израильтяне впервые услышали Десять Заповедей, они воспринимались не совсем так, как воспринимаются ныне (во всяком случае должны восприниматься). Важнейшей задачей тогда было показать ту разграничительную линию, которая отделяла человека от греха. Апостол Иоанн кратко, но совершенно определенно говорит о связи неисполнения закона и греха: «Грех есть беззаконие» ( 1 Ин. 3:4 ). Спасти человеческую душу от последствий грехопадения законом невозможно, но постепенно возрождать ее из пепла тлена было не только можно, но и совершенно необходимо: «Делами закона не оправдается пред Богом никакая плоть; ибо законом познается грех» ( Рим. 3:20 ), чтобы в конце концов душа смогла очиститься Спасительной Жертвой Христовой. «Закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою», — говорит апостол Павел в своем Послании к Галатам (3:24). А в Евангелии от Иоанна написано: «Закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (1:17). И всё-таки зачем было Богу давать Своему народу Десять Заповедей, если до этого на земле уже были праведники, в том числе величайшие, через которых Бог заключил Заветы: Ной, Авраам, Исаак и Иаков, а «вера Авраамова» стала именем нарицательным вместе с известным высказыванием «Авраам — отец всех верующих»?.. Ответ снова находим в Послании апостола Павла к Галатам: «Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому [относится] обетование» (3:19).

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Представим себе такую ситуацию. Водитель живет в городе, находящемся в ста километрах от Москвы. Правил дорожного движения этот человек не знает. Сможет ли он доехать до столицы по дороге с плотным потоком машин? Однозначно можно ответить, что он до Москвы не доберется, а окажется в итоге в больнице, на кладбище или в тюрьме. Другой вариант. Допустим, автоинспектор останавливает водителя за нарушение правил дорожного движения и спрашивает: «Ты знаешь правила?» Водитель отвечает утвердительно. «А ты их читал?» – «Нет!» А как же можно соблюдать правила дорожного движения, если их не читал и не изучал? А теперь задумаемся. Мы ведь движемся не только по автомобильным дорогам, но и по дорогам жизни. Чтобы на жизненном пути не потеряться, не попасть в катастрофу и не погибнуть, надо тоже соблюдать определенные правила. Это заповеди, которые Бог дал людям более трех тысяч лет назад. Они помогают нам не только в земной жизни, но и сохраняют от погибели в Жизни Вечной. За полтора тысячелетия до Рождества Христова Господь через пророка Моисея выводит Израильский народ из земли Египетской. Там евреи были рабами египтян и как народ фактически обрекались на уничтожение. Бог вводит израильтян в ту землю, которую обещал дать родоначальникам еврейского народа, – Землю Обетованную (обещанную) – Палестину. Но, чтобы наследовать эту Землю Обетованную, евреи должны были отречься от рабского мышления и стать для Бога друзьями, соблюдающими в своей жизни Божии духовно-нравственные законы. Это в первую очередь десять заповедей, данные людям на горе Синай. Они еще не ведут к вершине святости, такую цель гораздо позднее поставит перед христианами Евангелие Христово. Господь объявил десять заповедей всему народу Израильскому: И изрек Бог к Моисею все слова сии (Исх. 20, 1). Эти десять заповедей были даны Самим Богом в письменном виде на двух каменных досках (скрижалях), исписанных с обеих сторон (см. Исх. 31, 18; 32, 15). 1. Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

24. Наченш же стзатис, приведоша должника тьмою талантъ: когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов Талант, это сумма, по одним, около 1800 р., а по другим, около 2500 р. сер., следовательно, десять тысяч талантов равняются нашим приблизительно 18 или25 миллионам. Здесь число это означает множество долга, неоплатность должника. И каждый из нас грешников пред правосудием Божием не есть ли неоплатный должник? Десять тысяч талантов не изображают ли наши грехи против 10-ти заповедей закона Божия? наши долги неблагодарности за все неисчислимые милости Божей к нам грешным? Чтобы человек ни сделал доброго, никогда не сделает больше того, что обязан был сделать по закону Божию; а грех все остается и останется навсегда грехом, долг останется долгом не вознаградимым ничем, уплатить долг греховный нет у нас ни возможности, ни средства (Димит. Херсонск.). 25. не имщ же воздати, повел и господь продати, и жен и чада, и вс, имше, и дати. а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить Приказал продать его. Так поступать с должниками предписано было законом Моисеевым ( Лев. 25, 39, 47 ). 26. Падъ убо рабъ той, кланшес глагол: господи, потерп на мн, и вс т воздамъ. тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу Потерпи на мне, и вся ти воздам (все тебе заплачу). В отношении к царю-заимодавцу это значит: дай мне отсрочку на некоторое время, чтобы справиться с делами и приготовить долг; но в отношении к Богу это не значит, чтобы грешник сам по себе мог уплатить Ему за свои грехи, а означает усиленную молитву грешника к Богу о прощении грехов. «Для неоплатного должника нет другого средства избавления, как прибегнуть к милосердию заимодавца; для безответного грешника нет другого прибежища кроме молитвы о помиловании» (Дим. Вол.). Господь И. Христос своими крестными страданиями удовлетворил правосудию Божию за грехи всего мира; живая вера во Христа Спасителя, сердечное раскаяние во грехах и усердная молитва даруют человеку-грешнику полное прощение и помилование. Несчастный должник обещает царю уплатить долг. Это указание на то, что грешнику для получения прощения грехов от Бога необходимо твердое намерение избегать впредь грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

3Цар. 11:26–40 Самый опасный враг Соломону и его дому нашелся между его подданными. Это был Иеровоам, сын вдовы, Ефремлянин, из города Цартана 110 . Он работал на укреплениях, которыми Соломон обводил город Давидов. Заметивши трудолюбивого и расторопного молодого человека, Соломон сделал его начальником над работами, порученными колену Иосифову. Раз Иеровоаму случилось быть за городом: там встретил его Ахия, пророк из Силома. Они были в поле одни. Ахия был в новой одежде. Снявши с себя одежду, пророк разорвал ее на двенадцать частей; и, повелевши Иеровоаму взять из них десять, сказал ему: «Так говорит Господь Бог Израилев: «вот Я отторгну царство от рук Соломона, и дам тебе из них десять колен за то, что меня оставили и поклонились Астарте, Хамосу и Молоху. Впрочем, не отниму Я царства от самого Соломона; пока жив, он останется царем ради Давида, раба Моего, которого Я избрал, и который сохранил повеления Мои. А отниму царство от рук сына его: тебе дам десять колен, но оставлю и ему колено, чтобы светильник (наследник) раба Моего Давида всегда горел передо Мною в Иерусалиме, в этом городе, который Я избрал для прославления в нем имени Моего. Итак, Я назначаю тебя быть царем над Израилем. Если ты сохранишь все, что Я заповедаю тебе, и будешь исполнять повеления Мои, как Давид, раб Мой: то Я буду с тобою, и укреплю дом твой, как дом Давидов». Иеровоам не имел столько покорности высшему избранию, чтобы предоставить свое будущее Божию Провидению, он выказал покушение овладеть верховною властию. Соломон искал убить его, но он бежал в Египет к Сусаку 111 , царю Египетскому, и оставался там до кончины Соломона. Обличение, которое слышал Соломон из уст пророка, и испытания, которые он имел в последние годы своей жизни, конечно, должны были произвести в нем благую перемену. Есть основание верить, что он обратился к Богу. Господь Сам обещал Давиду, что Он будет отцем его сыну и в том случае, если этот сын будет худо поступать. Он накажет его ударами сынов человеческих, но милости Своей не отнимет от него, как отнял от Саула 112 . Книга Екклесиаста, или проповедника, написанная Соломоном в такие годы, когда он чувствовал над собою всю тягость старости, показывает, что, убедившись собственным опытом, как суетны все утехи мира, как безплодны усилия человеческого благоразумия охранить себя от падения после уклонений от точного исполнения законов Божественной правды, горьки последствия угождения женам коварным, он нашел успокоение в богобоязненности, и верховное благо в неуклонном исполнении заповедей Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010