Десять заповедей Божиих сокращенно читаются так: Согласно тексту Библии (Исход 20, 1–17): Согласно традиции некоторых христинских церквей: 1. «Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии, разве мене. 1. «Аз есмь Господь Бог твой, да не будуть тебе бози инии кроме мене. 2. Не сотвори себе кумира и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишеся им, ни послужиши им. 2. Не призывай имя Господа Бога твоего надаремно. 3. Не возмеши имени Господа Бога твоего всуе. 3. Памятай абысь день недельный святил. 4. Помни день субботный, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши (в них) вся дела твоя, в день же седьмый суббота Господу Богу твоему. 4. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будеть и долголетен будешь на земли. 5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будеть и да долголетен будеши на земли. 5. Не убий. 6. Не убий. 6. Не чужоложь. 7. Не прелюбы сотвори. 7. Не укради. 8. Не укради. 8. Не будь сведком фальшивым против ближняго твоего. 9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна. 9. Не пожадай жену ближняго твоего. 10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего». 10. Не пожадай ни жадной вещи ближняго твоего». С виду здесь как будто имеется разница, но эта разница только кажущаяся, так как содержание всех десяти заповедей бывает полностью разъяснено, как при первом разделении, так и при втором. Мы в дальнейшем будем толковать заповеди Божии в том порядке, как мы их находим в Библии . 492. Какие из десяти заповедей Божиих говорят о любви к Богу и какие о любви к ближнему? О любви к Богу говорят первые четыре из десяти заповедей Божиих, а о любви к ближнему говорят остальные шесть. Пояснение: То, что для спасения безусловно необходимо придерживаться десяти ветхозаветных заповедей, вытекает из ответа Господа нашего Иисуса Христа человеку, который Его спросил, что ему нужно делать, чтобы приобрести жизнь вечную? Ответ гласил: «Хочешь ли войти в жизнь вечную, соблюди заповеди». Иисус Христос под этим подразумевал десять заповедей, так как Он прямо привел некоторые из них ( Матф. 19, 16–19 ). Первая заповедь Божия

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

И вот на горе Синай Бог открыл людям через вождя Израильского народа Моисея Свою волю. Ее суть состояла в том, что исполнения различных обрядов и внешних предписаний недостаточно, необходимо нравственно жить в соответствии с требованиями Творца к Своему высшему творению – человеку. Задачей ветхозаветных установлений и заповедей было ограничение развития и распространения зла и греха в человеческой жизни. Задачей Нового Завета – Евангелия, данного две тысячи лет назад Иисусом Христом, – является победа над злом и грехом в человеческой душе. Человеческая тоска по утраченному раю и Царству славы Божией слышна в Евангелии: «Что мне сделать доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» – спросил один юноша Иисуса Христа. «Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (см. Мф. 19, 16–17), – ответил Спаситель. При этом Господь указал на те десять заповедей, которые люди получили на Синае. В другом случае один знаток ветхозаветных законов спросил Господа: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22, 36–40). А эти две ветхозаветные заповеди суммировали те десять заповедей, которые были даны Богом. В Евангелии, а особенно концентрированно – в Нагорной проповеди Иисуса Христа (см. Мф. гл. 5–7) – мы видим, как Спаситель разъясняет народу подлинный смысл этих десяти заповедей. В вечный мир Божиего Небесного Царства ничто скверное и грешное не может войти. Это будет Царство всеобщего мира и любви, в нем нет места злу. Чтобы жить там, человек должен научиться здесь, на земле, выполнять Божии заповеди. К сожалению, в современном обществе не только нет понимания смысла и значения десяти заповедей, но даже немногие верующие сумеют их перечислить. Можно, конечно, сказать: «Ну и что? Что же тут страшного?» Но незнание и невыполнение заповедей очень опасно для человека.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, – говорит Иисус Христос,– не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» ( Мф. 10:37 ). 493. Если весь закон заключается в двух заповедях, то зачем разделение его на десять? Хотя весь Закон заключается в двух заповедях, но они, тем не менее, разделены на десять, чтобы яснее представить наши обязанности к Богу и ближнему. 494. В каких заповедях изложены наши обязанности по отношению к Богу? Обязанности по отношению к Богу изложены в первых четырех заповедях. 495. В чем заключаются наши обязанности по отношению к Богу? В первой заповеди предписывается познавать и чтить истинного Бога. Во второй – избегать ложного богопочитания. В третьей – не нарушать богопочитания даже словом . В четвертой – соблюдать порядок во времени и в делах богопочитания. 496. В каких заповедях изложены наши обязанности по отношению к ближним? Обязанности к ближним изложены в последних шести заповедях. 497. В чём заключаются наши обязанности по отношению к ближним? В пятой заповеди предписывается любить и почитать ближних, особенно близких наших, начиная с родителей. В шестой заповеди – не вредить жизни ближних. В седьмой – не вредить чистоте их нравов. В восьмой – не вредить их собственности . В девятой – не вредить им словом . В десятой – даже не желать вредить им. 498. В чём заключаются наши обязанности по отношению к самим себе? Что касается обязанностей к самим себе , то они заключаются в заповедях о ближних, потому что ближнего любить следует так же, как самого себя. О первой заповеди 499. Что означают слова «я – Господь, Бог твой»? Словами «Я – Господь, Бог твой» – Бог как бы указывает на Себя Самого человеку и, следовательно, повелевает познавать Господа, как Бога. 500. Как мы должны познавать Бога? Из повеления познавать Бога можно вывести особые обязанности: учиться богопознанию как важнейшему из всех знаний; прилежно слушать поучения о Боге и о делах Его в Церкви и благочестивые разговоры об этом дома; читать или слушать книги, научающие богопознанию, во-первых, Священное Писание, во-вторых, писания святых отцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Но немало опасностей подстерегает нас и в духовно-нравственной жизни. А здесь роль вешек-указателей выполняют десять заповедей Божиего закона. Их задача – указать человеку безопасный путь в духовно-нравственной жизни. Нарушение этих заповедей, данных Богом, наносит страшный вред в первую очередь самому нарушителю Божиего закона и является смертным грехом, то есть приводит человека к разрушению отношений с Богом и с людьми, а в итоге – к духовной смерти и вечной погибели. Вспомним еще раз Евангельский рассказ о том, как один молодой человек подошел к Иисусу Христу и спросил: Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Спаситель ответил ему: Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди (Мф. 19, 16, 17). Здесь мы видим, какое значение Бог придает исполнению этих заповедей: их нарушение является препятствием к достижению вечной жизни. Более того, Иисус Христос говорит нам: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин. 14, 21). Исполнение заповедей со стороны человека – это выражение любви к Богу. Десять заповедей, данных Богом, составляют костяк, духовно-нравственную основу ветхозаветного закона. Каково же отношение у нас, христиан, к этим десяти заповедям? Насколько они нужны, насколько мы можем руководствоваться ими в нашей жизни, ведь у нас же еще есть и совесть, тоже служащая мерилом правильности наших поступков? Можно сказать, что совесть является естественным (природным) критерием оценки поступков человека. С одной стороны, если совесть спокойна и человек ощущает мир и покой в душе, возможно, он поступает честно и справедливо. Если же совесть взбудоражена и на душе «кошки скребут», уже ясно: что-то сделано неправильно. Однако надо помнить, что совесть человека – голос Бога в нем – искажена грехами, то есть то, что кажется нам правильным, может не быть таковым в глазах Божиих. Бывают люди и с «прожженной», искалеченной совестью. Поэтому, поскольку только Бог всегда праведен, неизменным и точным критерием оценки жизни христианина является воля Божия, открытая людям.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

А что нравится вам, вы говорите: это нравственный закон, Сам Бог требует обязательно исполнять его. В «Ветхом Завете» можно найти не два, а целый десяток законов, а то и больше: 1) закон нравственный; 2) закон обрядовый; 3) закон юридический; 4) обязанности священника; 5) закон семейный; 6) закон общественный; 7) закон о праздниках; 8) закон земельный; 9) закон о женщинах; 10) закон о болезнях и тому подобное. Для изучения Библии такие деления полезны, но для исполнения безполезны. На сколько категорий вы не делите закон, обо всех их сказано, что они подлежат безусловному исполнению. И даны на вечные времена: названы вечными как десять заповедей, так и обрезание ( Быт.17:7 ), и пасха и кущи, и прочие праздники ( Лев. 16:31; 23:21, 31, 41 ), и о жертвоприношениях и о всем вообще законе сказано, что подлежит проклятию тот, кто не будет исполнять его ( Втор. 27:26 ). Это с одной стороны, а с другой: апостол Павел считает весь Моисеев закон отмененным, – вернее сказать, замененным Новым Заветом, верою во Христа. Он не делает исключения ни для десяти заповедей, ни вообще для так называемого вами нравственного закона. Он говорит, что закон для нас умер, и мы свободны от него, как свободна жена от супружеских обязанностей по смерти мужа, и имеет право выйти за другого. Так и мы по смерти Ветхого Закона приняли Новый – веру во Христа, Благодать Божию, Новый Завет . И это нам заменяет закон ( Рим. 7:1–6 ). Адвентист: «Но десять заповедей не подлежат не только отмене, но и исправлению. А потому апостол Павел под «субботой» не мог разуметь субботу четвертой заповеди и назвать ее тенью». Я спросил: «А если кто исправит какие-нибудь из этих заповедей, хотя бы для усовершенствования их, чему он подлежит»? – Он не вкусит от древа жизни, – ответил адвентист. – Он изменил шестую и седьмую заповеди для их усовершенствования, которые, казалось бы, не нуждаются ни в каком усовершенствовании. Он сказал: «Вы слышали, что сказано древним (на скрижалях) : «Не убивай; кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на своего брата напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: рака (пустой человек) подлежит синедриону (верховному судилищу;) а кто скажет: безумный, подлежит геенне огненной… Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» ( Мф. 5:21–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/pochemu-...

Среди аргументов в пользу цитирования Книги премудрости Иисуса, сына Сирахова в Евангелии нередко приводится Мк 10. 19: «Знаешь заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не обижай», «почитай отца твоего и мать»» (τς ντολς οδας μ φονες, μ μοιχεσς, μ κλσς, μ ψευδομαρτυρσς, μ ποστερσς, τμα τν πατρα σου κα τν μητρα). Все заповеди, процитированные Иисусом, восходят к Десяти заповедям , кроме заповеди «не обижай» (μ ποστερσς), которая не имеет явного прообраза в Пятикнижии, зато может быть соотнесена с Сир 4. 1: «Сын мой! не отказывай в пропитании нищему и не утомляй ожиданием очей нуждающихся» (τκνον τν ζων το πτωχο μ ποστερσς κα μ παρελκσς φθαλμος πιδεες). Но и здесь совпадение одного слова не может считаться убедительным аргументом в пользу того, что Иисус Христос дополняет Десять заповедей цитатой из Книги премудрости Иисуса, сына Сирахова (существенно, что у Иисуса, сына Сирахова, это предписание дается вне связи с Десятью заповедями). Возможно, Иисус Христос формулирует здесь список нравственных предписаний, опираясь на Десять заповедей, но не цитируя их дословно (тем более, что порядок следования заповедей в Мк 10. 19 отличен от последовательности Десяти заповедей, а их греческая формулировка не тождественна Септуагинте). В любом случае, даже если авторы НЗ знали и использовали Книгу премудрости Иисуса, сына Сирахова, это не говорит о том, что они чтили ее точно так же, как книги пророков или псалмы. Вторая глава Книги премудрости Соломона, повествующая о том, как нечестивые замышляли оскорбить, мучить и осудить на бесчестную смерть праведника, называвшего себя сыном Божиим, близка, с одной стороны, к текстам о страдающем рабе Господнем из Ис 53, с другой - к евангельскому повествованию о Страстях Христовых (особенно в изложении евангелиста Матфея). Из сравнения Прем 2. 17-18: «Увидим, истинны ли слова его, и испытаем, какой будет исход его; ибо если этот праведник есть сын Божий, то Бог защитит его и избавит его от руки врагов» (δωμεν ε ο λγοι ατο ληθες κα πειρσωμεν τ ν κβσει ατο ε γρ στιν δκαιος υς θεο ντιλμψεται ατο κα σεται ατν κ χειρς νθεστηκτων) и Мф 27. 43: «...уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: «Я Божий Сын»» (πποιθεν π τν θεν υσσθω νν ε θλει ατν επεν γρ τι θεο εμι υς) можно сделать вывод о влиянии Книги премудрости Соломона на Евангелие от Матфея. Предлагаются и др. сближения НЗ с Книгой премудрости Соломона, напр. Прем 13. 1-5 и Рим 1. 19-20. Однако эти сближения и сравнения не могут быть признаны до конца убедительными.

http://pravenc.ru/text/1470227.html

Во второй (исторической) части ( Зах 7–8 глл.), по откровению Божию, бывшему Захарии в четвёртый год Дария ( Зах 7:1, 4 ), пророк от лица Божия предлагает решение вопроса относительно соблюдения постов, установленных в память разрушения Иерусалима и храма вавилонянами (в 4-й месяц года, 9-й день; в 5-й месяц, 10-й день; в 7-й месяц, 3-й день; в 10-й месяц, 10 день). В девятый месяц четвёртого года правления Дария Гистаспа, то есть во время, когда восстановление храма приближалось к концу, жители Вефиля прислали в Иерусалим спросить у священников, нужно ли поститься в пятый месяц года (в память разрушения храма), как они делали это уже много лет. По этому поводу пророк получил откровение от Господа и возвестил всем слова Господни: «для Меня ли вы постились? … не для себя ли вы едите?», напомнив заповеди Божии о любви к Богу и ближним. Заповеди эти, о необходимости соблюдения которых Господь неоднократно возвещал отцам слушателей пророка через древних, т.е. допленных пророков, они не соблюдали, за что и «постиг их великий гнев Господа Саваофа» ( Зах 7 гл.). Теперь же, когда Господь переменил гнев Свой на милость к народу Своему, пророк от лица Божия призывает иудеев извлечь для себя урок из допленной истории и прежде всего свято соблюдать заповеди Господни: творить правый суд и милость вдовам, сиротам и бедным. Тогда и посты их в четвёртый месяц года (9 день – день взятия Иерусалима Навуходоносором в 11-й год Седекии), в пятый месяц (10 день – день сожжения храма Навуходоносором), в седьмой месяц (3 день – день убиения Годолии), в десятый месяц (10 день – день начала осады Иерусалима) сделаются днями радости и торжеств ( Зах 8:1–17 ). Наступит время, когда многие народы будут приходить в святой город помолиться Господу. «В те дни, возьмутся десять человек … за полу иудея и будут говорить: мы пойдём с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог» ( Зах 8:18–23 ). Содержание этой речи показывает, что она имеет отношение к мессианским временам распространения Церкви Христовой и вступления в неё язычников, которые в значительно большем числе, чем евреи, вступят в неё: десять язычников на одного иудея.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Где шли евреи после перехода через море? Что такое пустыня? Почему евреи сердились в пустыне на Моисея? Что тогда Моисей? Какую пищу послал Господь евреям? Как назвали евреи эту пищу? Что еще терпели евреи, кроме голода? Как Господь помогал евреям? Чему научает нас помощь Божия евреям? Дарование евреям заповедей на горе Синайской (Исх. 19, 20) Прошло больше месяца с того времени, как евреи вышли из Египта; наконец, они пришли к большой горе которая называлась Синайский. Здесь Господь хотел Сам говорить с народом еврейским. Моисей приказал, евреям несколько дней поститься и готовиться к беседе с Богом. Наконец в 50-ый день по выходе из Египта евреи увидели, что с неба спустилось густое облако покрыло гору Синайскую. В то же время над горой загремел гром, засверкала молния, слышны были сильные звуки трубы; вся гора дрожала, и из неё выходил густой дым. Моисей и брат его Аарон взошли на гору весь же народ стоял внизу в большом страхе. Вдруг все стихло и с горы послышался голос Самого Бога. Господь дал евреям десять повелений или заповедей. Он говорил так. 1. Я – твой Бог; пусть не будет у тебя других богов, кроме Меня. 2. Не делай себе идолов и никаких изображений того, что ты видишь на небе – вверху, ни того, что на земле – внизу, ни того, что в воде – ниже земли; не кланяйся им и не служи им. 3. Не произноси напрасно (без уважения) имя Божие. 4. Помни день субботний, чтобы святить его (Богу): шесть дней работай и делай в них все дела твои; седьмой же день – субботу посвяти на служение Господу Богу твоему. 5. Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе хорошо было жить и чтобы ты долго прожил на земле. 6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй (или иначе сказать: не допускай нечистой любви). 8. Не бери чужого. 9. Не говори неправды на другого. 10. Не завидуй другому ни в чем (а старайся сам заработать подобное тому, что видишь хорошего у другого) 4 . С большим страхом слушали евреи слова Господа. Когда Он кончил говорить им, народ сказал Моисею: «нам страшно слушать Бога; поди ты и слушай все, что скажет тебе Бог и пересказывай нам; мы будем слушать и все исполнять». Моисей взошел на гору и пробыл там 40 дней. Господь дал Моисею две каменные доски или скрижали, на которых были написаны десять заповедей.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Главный закон духовного мира — закон любви к Богу и людям. Все десять заповедей говорят об этом. Они были даны Моисею в виде двух каменных плит — скрижалей, на одной из которых были написаны первые четыре заповеди, говорящие о любви к Господу, а на второй — остальные шесть. Они говорят об отношении к ближним. Когда Господа нашего Иисуса Христа спросили: Какая наибольшая заповедь в законе? — Он ответил: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф 22, 36-40). Что это значит? То, что, если человек действительно достиг настоящей любви к Богу и ближним, он не может нарушить ни одну из десяти заповедей, потому что они все говорят о любви к Богу и людям. И к этой совершенной любви мы должны стремиться. Рассмотрим десять заповедей закона Божиего: Первая заповедь Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Господь —Творец Вселенной и духовного мира. Он — Первопричина всего существующего. Весь наш прекрасный, гармоничный и очень сложно устроенный мир никак не мог возникнуть сам собой. За всей этой красотой и гармонией стоит Творческий Разум. Верить в то, что все существующее возникло само по себе, без Бога, есть не что иное как безумие. Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога» (Пс 13, 1), — говорит пророк Давид. Бог не только Творец, но и Отец наш. Он заботится, промышляет о людях и обо всем созданном Им, без Его попечения мир не мог бы существовать. Сотворение Евы      Бог — Источник всех благ, и человек должен стремиться к Нему, ибо только в Боге он получает жизнь. Нам необходимо все наши поступки и действия сообразовывать с волей Божией: будут они угодны Богу или нет. Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию (1 Кор 10, 31). Главными средствами богообщения являются молитва и Святые Таинства, в которых мы получаем благодать Божию, Божественную энергию.

http://pravoslavie.ru/104777.html

Заповеди Блаженства — путь в рай    Начинается Нагорная Проповедь девятью Заповедями Блаженства. Эти заповеди дополняют ветхозаветные Десять Заповедей, данные Моисею на горе Синай. Ветхозаветные заповеди говорят о том, чего нельзя делать, в них дышит дух строгости. Новозаветные, напротив, говорят о том, что надо делать и в них дышит любовь. Древние Десять Заповедей были написаны на каменных плитах (скрижалях) и усваивались внешним изучением. Новозаветные же пишутся Духом Святым на самих скрижалях верующих сердец. Вот текст этих бессмертных заповедей.    «Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они будут помилованы. Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть царство небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5:1-12).    Замечательно в этих новозаветных заповедях то, что каждая из них начинается словом «блаженны». В то время, как ветхозаветные заповеди действуют путем запрета и угрозой наказания, новозаветные поощряют к добру, влекут ввысь к нескончаемой радости у Бога.    Со времени грехопадения наших прародителей люди утратили подлинное счастье и даже правильное о нем представление. Само слово «счастье» стало звучать, как несбыточная мечта, недосягаемый идеал. Но Господь Иисус Христос предлагает людям счастье, как конкретную, достижимую реальность. И здесь обещание относится не только к будущей райской жизни, но оно начинает осуществляться уже и сейчас, по мере того, как человек освобождается от гнета греха, обретает мир совести и удостаивается благодати Духа Святого. Именно Дух Святой дает человеку такую неизреченную радость, что с нею не могут сравниться никакие житейские удовольствия. Читая жития святых, мы видим, что истинные христиане, ради сохранения и усиления в себе благодати Божией, готовы были идти на любые жертвы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010