Такое изучение православного вероучения позволяет не только осмыслить важнейшие вопросы веры, но и разложить, так сказать, все по полочкам, складывая все в стройную систему православного миропонимания. 5. Представляет интерес и курс изучения десяти заповедей, данных Богом Это нам только кажется, что их все знают и понимают. Спросите на улице, сколько заповедей из десяти они знают? Спросите воцерковленных прихожан, как они знают и понимают десять заповедей? Картина вам представится более чем грустная. Конечно, десять заповедей не отражают суть Христианского учения. Но они представляют собой тот фундамент, на котором строится здание Христовой спасительной веры. Если десять заповедей не выражают Христово нравственное учение, то ниже десяти заповедей спасительной Христианской веры нет. Нарушение этих заповедей является смертным грехом. В Ветхом Завете за их нарушение полагалась смертная казнь. В Новом Завете за такие грехи отлучают от Причащения, а значит, и от спасения. И только через глубокое и искреннее покаяние восстанавливается спасительная связь со Христом и Его Церковью. В данном учебном курсе основные задачи — не только выучить десять заповедей, глубоко их понять, но и научиться применять их в разных жизненных ситуациях. Поэтому при изучении каждой заповеди следует задавать вопросы: какое значение имеет та или иная заповедь для нас, а не для древнего израильтянина, и в каких формах она может нарушаться. Приведу простой пример. Задаем вопрос верующей женщине: как она понимает десятую заповедь применительно к себе самой в ее жизненной ситуации: желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего Наверное, говорить о рабах и рабынях, а в северных широтах и об ослах, будет нелепо. Еще более странно для верующей женщины будет пожелание чужой жены. А что она, собственно говоря, будет с ней делать? Наверное, стоит сказать: желай мужа твоей |
Насколько обосновано это представление? Господь Иисус Христос назвал две главные заповеди закона – заповеди о любви к людям ( ; ). Обе эти заповеди, бесспорно, носят нравственный характер. Проявления именно этой любви к мы видим в Десяти заповедях. Ап. Павел также не разделяет заповеди на Десять и прочие: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак, любовь есть исполнение закона» ( ). Здесь мы видим сразу несколько заповедей из числа Десяти: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого. Следовательно, ап. Павел считает частью закона не Десять заповедей, а любовь. Исполнение закона, по мысли апостола, достигается не хранением субботы, а деятельной любовью: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождениюплоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается ближнего твоего, как самого ( ). К. Плотников подчеркивает, что Десять заповедей были даны тогда тех же обстоятельствах, что и прочие заповеди Закона свидетельствовал о том, что весь Закон дан от Бога ( ). Поэтому «все различие между Десятью ветхозаветными по их происхождению, состоит в том, что первые даны непосредственно Богом, а вторые – при посредстве Моисея или, как говорит ап. Павел, ( )». Поэтому в Божиим» называется весь Ветхий Завет , который «дал Господь через Моисея» (ст. 14), а не отдельные Десять заповедей. Равным образом в Пятикнижии говорится об обязательности всех заповедей ( ; установлены Богом за неисполнение всех заповедей, а не одних лишь Десяти 38 . |
Но так ли? Израильтяне впервые у горы Синая согрешили тем, что сделали себе «литого тельца» ( Исх.32 ). Однако, до этого Моисей уже получил от Бога не только 10 заповедей, но и множество других, записанных им с 20–31 главу кн. Исход. И если бы народ не сделал себе «тельца», то Моисей и еще оставался бы на горе для получения множества других постановлений. Преступление израильтян лишь прервало беседу Моисея с Богом, и Моисей, по повелению Господа, наказав смертью многих израильтян за содеянный ими грех, снова возвратился на гору, чтобы получить от Бога и остальные заповеди и постановления, отнюдь не вызванные грехом израильтян, так как они и без этого греха были бы даны Моисею ( Исх.32–35 главы). И по содержанию своему все законы, данные Богом через Моисея, отнюдь не представляют собою перечня казней за грехи против десяти заповедей и средств к очищению от этих грехов. Достаточно вспомнить, что, например, кровавые жертвы имели значение самостоятельное, независимое от 10 заповедей, и прообразовательное, так как прообразовали Христа. Еврейская скиния также имела свое самостоятельное и прообразовательное значение. Да и множество других законов, заповедей и постановлений «закона Божьего» отнюдь не находились в зависимости от десятословия, так как и по содержанию своему и по форме представляли собою новые, самостоятельные, а не придаточные или зависящие от существования десяти заповедей предписания. И Сам Христос на вопрос: «какая наибольшая заповедь в законе?» – указал не на десять заповедей, а на две другие, на которых утверждается весь закон, следовательно, и десятословие ( Мф.22:36–40 ; ср. Втор.6:5 ; Лев.19:18 ). Тебя, Петр, смущает то обстоятельство, что Бог Своим перстом написал на каменных скрижалях только десять заповедей, и отсюда ты выводишь заключение, что, значит, только десять заповедей, как наибольшие, и нужны. |
На первом месте - десять заповедей, на втором – патриотизм, и только на третьем собственные (в смысле не христианские) честь и достоинство, если уж без них никак нельзя. Только такая последовательность, поскольку гордыня и тщеславие такие звери, что скушают все наши добрые начинания и погонят по широкой дороге, ведущей сами знаете куда, а за нами и толпу народа, за мной десять человек, а за кем-то сто, тысячу и тд.. Именно из-за них нас так легко провоцировать и нами так легко манипулировать. Задача-то у нас общая: выдавливать из себя по капле чувство собственной исключительности и становиться рабами Божьими на благо и процветание любезного Отечества. Вот, к примеру, вдохновил Игорь Шафаревич: «Самое большое влияние в жизни на меня оказали люди, имеющие твердую уверенность, что их личная судьба имеет второстепенное значение по сравнению с более широкими вопросами». Извините, что вмешался в Вашу переписку. Хотелось бы сказать, что полностью согласен с Вашим высказыванием об исполнении десяти заповедей, ведь они все основаны на любви к Богу и ближнему. Конечно, многим из нас хотелось бы поскорее исполнить евангельскую заповедь: «Возлюби Господа Бога твоего ... и ближнего как самого себя», что есть совокупность всех заповедей Божиих, при этом забываем, что исполнение ея, есть неустанный труд над собою, своим Я. От того наверное, и происходит нетерпение сердца - добиться святости сейчас и сразу. Пока открыто нарушаются десять заповедей, исполнить главную Божию заповедь невозможно. А коль так, десять заповедей Моисееевых вряд ли кто-либо в состоянии отменить. Они и по сей день работают и определяют судьбы людей. Соглашусь также, что патриотизм не менее важен для каждого верующего. |
История о Моисее учит о том, что мы не достигнем видения до тех пор, пока наши глаза не увидят сияние самой истины, подобно тому, как эти двое созерцали славу Моисея, а иудейские святые – ангельские видения. XVI. Гностический экзегесис десяти заповедей (133,1) Поясним сказанное кратким гностическим истолкованием десяти заповедей. Символизм чисел два и десять Нет нужды доказывать, что десять – это число священное. А поскольку скрижали завета являются творением Бога ( ), то элементы мироустройства также должны содержаться в них. Перст Божий означает Его силу, которой Он сотворил «небо и землю». (2) Две скрижали следует понимать как символ неба и земли, ибо слово и дело Бога, вписанные в эти скрижали собственно и означают сотворение мира. (3) Десять слов понимаемые как образ небес, включают в себя Солнце, Луну, звезды, облака, свет, дух, воду, воздух, тьму и огонь. Таковы «десять слов» на небесах. (4) Образ же земли составляют: человек, домашние животные, пресмыкающиеся, дикие звери, обитатели морей (рыбы и киты), обитатели небес (хищные и мирные) и представители растительного мира (плодоносящие и дикие). Таковы «десять слов» на земле. (5) Ковчег завета включает в себя человеческое знание и божественную мудрость. Две скрижали являются пророческим указанием на два завета (Ветхий и Новый). (134,1) Ведь они были таинственным образом переписаны заново после того, как развеялось незнание и очистились грехи. Духовные заповеди записаны дважды – отдельно для руководящей части души, и отдельно для части ей подвластной 1463 , ведь «плоть вожделеет духа, а дух – плоти» ( ). (2) Но декада присутствует ведь и в самом человеке. Именно: пять органов чувств, способность членораздельной речи, репродуктивная способность, восьмое – сила, вдохнутая в него при творении девятое – разум (руководящая часть души – 1464 ) и десятое – отпечаток, который оставляет Святой дух в душе верящего. |
История о Моисее учит о том, что мы не достигнем видения до тех пор, пока наши глаза не увидят сияние самой истины, подобно тому, как эти двое созерцали славу Моисея, а иудейские святые — ангельские видения. XVI. Гностический экзегесис десяти заповедей Поясним сказанное кратким гностическим истолкованием десяти заповедей. чисел два и десять нужды доказывать, что десять — это число священное. А поскольку скрижали (ai(plakej) завета являются творением Бога, (Исх. 32:16.) то элементы мироустройства также должны содержаться в них. Перст божий означает его силу, которой он сотворил «небо и землю». (2) Две скрижали следует понимать как символ неба и земли, ибо слово и дело Бога, вписанные в эти скрижали собственно и означают сотворение мира. (3) Десять слов (h(dekalogoj), понимаемые как образ небес, включают в себя Солнце, Луну, звезды, облака, свет, дух, воду, воздух, тьму и огонь. Таковы «десять слов» на небесах. Образ же земли составляют: человек, домашние животные, пресмыкающиеся, дикие звери, обитатели морей (рыбы и киты), обитатели небес (хищные и мирные) и представители растительного мира (плодоносящие и дикие). Таковы «десять слов» на земле. Ковчег завета включает в себя человеческое знание и божественную мудрость. Две скрижали являются пророческим указанием на два завета (Ветхий и Новый). (134,1) Ведь они были таинственным образом переписаны заново после того, как развеялось незнание и очистились грехи. Духовные заповеди записаны дважды — отдельно для руководящей части души, и отдельно для части ей подвластной te te ведь «плоть вожделеет духа, а дух — плоти.» (Гал. 5:17.) Но декада присутствует ведь и в самом человеке. Именно: пять органов чувств, способность членораздельной речи, репродуктивная способность, восьмое — сила, вдохнутая в него при творении (toU kataU thUn plasin pneumatikon), девятое — разум (руководящая часть души — toU h(gemonikon) и десятое — отпечаток, который оставляет Святой дух в душе верящего. |
Они не причисляются к [мужам] , потому что страстям, поддерживающим [наше] естество для здешней жизни, не присуще переходить вместе с нами в жизнь бессмертную и присную. Или, возможно, Писание гласит, что четыре десятка тысяч суть четыре стадии преуспеяния в десяти божественных заповедях у продвинувшихся в обширное пространство созерцания и ведения. Так, первая стадия есть просто делание заповедей теми, кто вводится [в это созерцание и ведение] после того, как они убежали от порока , и такое делание производит полноту первой десятерицы, которая есть и единица. Вторая стадия преуспеяния есть достигаемое через осуществление каждой заповеди совокупное постижение остальных, которое делает десятерицу сотницей, образовываемой благодаря действию заповедей друг на друга. Ибо десять раз по десять производит сто. Третья стадия преуспеяния есть увеличение этой сотницы в десять раз соответственно закону естества. Ведь закон естества десятеричен, поскольку он состоит из десяти. Я имею в виду три силы души, [плюс] пять чувств, способность говорить и естественную силу плодородия. [Человек] пользуется разумной силой души для поиска [Причины всего] и благ, которые окрест этой Причины; желательной силой он пользуется для томительного влечения к взыскуемым [благам], а силой для сохранения [их] и для [поддержания своей] любви [к Богу]. Чувствами же он пользуется для пятичастного различения [всего чувственного бытия], и такое различение само также разделяется, из чего обычно и возникает знание . Ибо общее различение проводит разделение между [сущностями], имевшими начало, и [сущностями], не имевшими его, между умопостигаемыми и не постигаемыми умом, изреченными и неизреченными, созданными и несозданными, тленными и нетленными . Способностью же говорить [он пользуется] для изречения [мысли], а плодотворной для произрастания искомых, желанных, любимых и явленных благ. Ибо сотница, умноженная в десять раз согласно закону естества, становится тысячей. Четвертая стадия преуспеяния есть соответствующее данному разделению восхождение к наивысшему логосу каждой заповеди, осуществляемое посредством созерцания и ведения естественного закона. Соответственно такому восхождению и десять тысяч рассматривается как нечто собранное воедино, будучи познаваемым в букве Первой Единицы . |
О том же говорит решение, недавно принятое шестым окружным апелляционным судом США, который постановил, что десять заповедей, выставленные в окружных судах штата Кентукки, нарушают первую поправку к Конституции о запрете господдержки религиозных организаций. Таким образом суд удовлетворил иск Американского союза за гражданские свободы – одной из влиятельнейших атеистических организаций страны. Строго говоря, Десять заповедей не относятся к какой-то конкретной религиозной организации — они признаются всеми христианами и иудеями. Но не будем вступать в прения с иностранным судом, интересно другое — почему атеистов так пугают Десять Заповедей? И европейская, и американская культура несет на себе глубокую печать христианства, и очистить ее от библейских слов и символов можно только ее полностью разрушив; французские революционеры безуспешно пытались это сделать, большевики преуспели больше, но тоже не до конца. Но главное — зачем? Еще в советские годы многие удивлялись — если Бога не существует, зачем воевать с ним с такой яростью? Если Десять Заповедей — это просто древний мифологический текст, то зачем так волноваться из-за него? Воинствующие атеисты часто высмеивают веру в Бога, сравнивая ее с верой в Деда Мороза — однако они сами явно не верят в свое сравнение. Никому не приходит в голову протестовать против изображений Деда Мороза или требовать от Европейского Суда по Правам Человека запрета новогодних утренников. Таково одно из противоречий секуляризма — люди громко заявляют о своем неверии, но это звучит не очень искренне — на практике они ведут себя так, как будто веруют и трепещут. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы Версия для печати Добавить комментарий Ваше имя Комментарии Plain text HTML-meru не обрабатываются и показываются как обычный текст Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки. Строки и абзацы переносятся автоматически. CAPTCHA |
И последняя заповедь «не пожелай дома ближнего, ни жены, ни раба, ни Мы сформулируем ее так «не завидуй». Зависть один из самых страшных пороков; если мы будем завидовать, то все остальные грехи на нас повалятся. Через зависть грех вошел в мир, ибо дьявол позавидовал искушен Чтобы заповеди стали доступны, я предлагаю в воскресной школе детям сделать десять карточек с написанием римскими или арабскими цифрами от 1 до 10. Затем, после одного-двух уроков усвоения заповедей, даю им наглядные примеры в виде какого-либо рассказа, например «Рассказа этим рассказам прошу их писать баллы: например, грех такой-то. Они пишут например, если идет речь об убийстве, то они пишут цифру 6. Затем начинаю им рассказывать какой грех совершен? Они поднимают эти самые цифры. Это воспринимается как игра, но в то же время хорошо усваивается. Буквально, через 2–3 недели, они хорошо усваивают все десять заповедей. Примерно так рекомендую преподносить эти десять заповедей, упростив их для детского сознания, чтобы это было у них на всю жизнь. А теперь уже для вас, серьезно. В десяти заповедях нет указания на оседлую жизнь, на сложную ритуальную систему богопочитания. Скрижали не представляют собой обширного манускрипта, такого как книга «Левит» или «Второзаконие». Все десять заповедей умещались на двух каменных этот способ написания на двух каменных плитах говорит о их большой древности. «Закон Божий был написан на скрижалях каменных, что означало ожесточение сердец человеческих, написание на них перстом Божиим показывает, что только сила Божия может смягчить каменное сердце человека». Эти слова сказал священник Александр Харизменов. В истории Израиля нет такого периода, о котором можно было сказать, что заповеди Декалога ему неизвестны. Их цитируют пророки, они включены во Второзаконие. соображения приводят многих историков к выводу, что именно Декалог является первоначальной Моисеевой Торой, т.е. законом, основой основ. При записи был использован так называемый Синайский алфавит, который в ту пору употребляли семиты, соприкасавшиеся с Египтом. И лишь впоследствии, когда семиты восприняли ханаанскую письменность, Синайские записи были переписаны на пергаменте или папирусе. И в таком виде дошли до наших дней. Сами скрижали до нас не дошли. Есть некоторые образцы каменных скрижалей, как камень Миши, который показывает нам образец такой древней клинописи, но сами заповеди дошли до нас только на папирусе. |
Помните, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в сказал и горе тому, кто растлит храм Божий. Поэтому эта заповедь требует определенных иллюстраций из жизни святых, из жизни ветхозаветных праведников, из жизни окружающих, чтобы это не было голословно, а было на примерах. «Не эта заповедь гласит о том, что нельзя брать того, что тебе не принадлежит. Заповедь девятую я так формулирую детям: «не лжесвидетельствуй», не говори напраслины, как часто дети, бывает, оговаривают друг друга, желая перед взрослыми показаться значительнее или лучше, чтобы их похвалили. Внушая детям любовь друг ко другу, мы должны сказать, чтобы они не ябедничали, не лжесвидетельствовали. И последняя заповедь «не пожелай дома ближнего, ни жены, ни раба, ни скота…» и Мы сформулируем ее так «не завидуй». Зависть один из самых страшных пороков; если мы будем завидовать, то на нас повалятся и все остальные грехи. Через зависть грех вошел в мир, ибо дьявол позавидовал человеку, и был искушен Адам и пал. Чтобы заповеди стали доступны, я предлагаю в воскресной школе детям сделать десять карточек с написанием римскими или арабскими цифрами от 1 до 10. Затем, после одного-двух уроков усвоения заповедей, даю им наглядные примеры в виде какого-либо рассказа, например «Рассказа странника», и по этим рассказам прошу их писать баллы: например, грех такой-то. Они пишут 2, 3, 4 и например, если идет речь об убийстве, то они пишут цифру 6. Затем начинаю им рассказывать истории и спрашиваю, какой грех совершен? Они поднимают эги самые цифры. Это воспринимается как игра, но в то же время хорошо усваивается. Буквально, через 2–3 недели, они хорошо знают все десять заповедей. Я рекомендую преподносить эти десять заповедей, упростив их для детского сознания, чтобы это было понятно и отложилось у них на всю жизнь. А теперь уже для вас, серьезно. В десяти заповедях нет указания на оседлую жизнь, на сложную ритуальную систему богопочитания. Скрижали не представляют собой обширного манускрипта, такого как книга «Левит» или «Второзаконие». Все десять заповедей умещались на двух каменных плитах, и сам этот способ написания на двух каменных плитах говорит о их большой древности. «Закон Божий был написан на скрижалях каменных, что означало ожесточение сердец человеческих, написание на них перстом Божиим показывает, что только сила Божия может смягчить каменное сердце человека». Эти слова сказал священник Александр Харизменов. |
|