Часть II. Заповеди Божии 485. Достаточно ли для достижения вечного спасения знать Божественное откровение? Для достижения вечного спасения недостаточно только знать Божественное откровение, необходимо в него верить и в согласии с ним поступать и жить. 486. Откуда мы знаем, как должны мы поступать и жить согласно Божественному откровению? Как мы должны поступать и жить в согласии с Божественным откровением, мы узнаем из заповедей Божиих. 487. Какие мы имеем заповеди Божии? Мы имеем следующие заповеди Божии: 1. Десять заповедей, данных в Ветхом Завете через пророка Моисея на Синайской горе; 2. две наибольшие и главные заповеди о любви к Богу и к ближнему; 3. девять заповедей Блаженства Господа нашего Иисуса Христа. А) Десять заповедей Божиих 488. Обязаны ли мы, христиане, соблюдать десять заповедей, данных израильтянам в Ветхом Завете через пророка Моисея? И мы, христиане, обязаны соблюдать десять заповедей, данных израильтянам в Ветхом Завете через пророка Моисея потому, что Сын Божий, Иисус Христос, повелел безусловно соблюдать их ( Матф. 19, 16–19 ). 489. Были бы мы обязаны соблюдать десять ветхозаветных заповедей Божиих, если бы Иисус Христос не заповедал безусловно соблюдать их? И в том случае, если бы Иисус Христос не заповедал нам безусловно соблюдать десять ветхозаветных заповедей Божиих, мы были бы обязаны их исполнять потому, что эти заповеди не были установлены Моисеем, а самим Господом Богом, который сверх того вложил их в совесть каждого человека. 490. Если Бог вложил эти заповеди в совесть каждого человека, то почему они были еще особо провозглашены Моисеем и подтверждены Иисусом Христом? Хотя Бог и вложил их в совесть каждого человека, все же эти заповеди были по приказанию Божьему провозглашены Моисеем и подтверждены Иисусом Христом потому, что многие люди подавляют в себе голос своей совести и поэтому было нужно объявить обязательность этих заповедей для всех людей, и для тех, которые подавили в себе голос совести. 491. Как сокращенно читаются десять заповедей Божиих?

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Часть вторая. Пророки Илия, Елисей, Иона Глава I. Идолопоклонство в царстве Израильском. Пророк Илия В 3-й кн. Царств (XI, 11) начертан приговор Божий Соломону и дому его за то, что он не сохранил завета Господа своего. Царство его должно было быть разделено, от него должны были быть отторгнуты десять колен, имевших создать особое царство. Царем его Господь назначает Иеровоама, сына Наватова, из колена Ефремова (id. ст 26). Мы имели случай говорить 732 , что по всей вероятности книга Екклезиаст начертана Соломоном в старости и после того, как Господь в видении открыл ему наказание, которое понесет дом его за грех идолопоклонства его. Поэтому мы думаем, что в Екклезиасте IV, 13–14 слова: «лучше бедный, но умный юноша, нежели старый, но неразумный царь, который не умеет принимать советы»... относятся к Иеровоаму, будущность которого открыта была Соломону. И Иеровоам со своей стороны получает откровение о своей будущности от пророка Ахии, Силомлянина. «Соломон строил Милло 733 ... заметив Иеровоама, что этот молодой человек умеет делать дело, поставил его смотрителем над оброчными из дома Иосифова. В это время случилось Иеровоаму выйти из Иерусалима; и встретил его на дороге пророк Ахия Силомлянин; и на нем была новая одежда. На поле их было только двое. И взял Ахия новую одежду, которая была на нем, и разодрал ее на двенадцать частей. И сказал Иеровоаму: «возьми себе десять частей; ибо так говорить Господь Бог Израилев: вот Я исторгаю царство из руки Соломоновой, и даю тебе десять колен; а одно (в греч. два, считая колено Вениаминово) колено останется за ним ради раба Моего Давида и ради города Иерусалима, который Я избрал из всех колен Израилевых. Это за то, что они оставили Меня и стали поклоняться (богам чуждым)... Я оставляю его (Соломона) владыкою на все дни жизни его, ради Давида... но возьму царство из руки сына его, и дам тебе из него десять колен. А сыну его дам одно колено, дабы оставался светильник Давида, раба Моего, во все дни пред лицом Моим, в городе Иерусалиме, который я избрал Себе для пребывания там имени Моего». «Тебя Я избираю и ты будешь владычествовать над всем, чего пожелает душа твоя, и будешь царем над Израилем. И если будешь соблюдать все, что Я заповедаю тебе, и будешь ходить путями Моими, соблюдая уставы Мои и заповеди Мои, как делал раб Мой Давид, то Я буду с тобою и устрою тебе дом твердый как Я устроил Давиду, и отдам тебе Израиля. И смирю Я род Давидов за сие, но не на все дни» (3 Ц. XI, 27–39).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Вера Святых. Первый Божий Закон. Десять Заповедей, данных Моисею В «Вере святых» Николай Сербский толкует десять заповедей — первый Божий Закон.»Поистине, краток этот закон, однако эти заповеди много говорят любому, кто может думать, и кто хочет спасти душу свою.Но тот, кто не поймет сердцем этот главный Божий закон, не сможет принять ни Христа, ни Его учения. Кто не научится плавать на мелководье, то не решится выплыть на глубину, боясь утонуть. И кто прежде не научится ходить, не сможет побежать, ибо упадет и разобьется. И кто прежде не научится считать до десяти, никогда не сможет считать тысячи. И кто прежде не научится читать по слогам, никогда не освоит плавную речь и письмо. И кто прежде не заложит фундамент дома, напрасно будет пытаться возвести крышу». Вера Святых. Первый Божий Закон. Десять Заповедей, данных Моисею Первая заповедь. Первый Божий Завет " Внимай, народ мой, закону Моему " , - повелел Господь Бог Саваоф через избранника Своего и пророка Моисея на Синайской горе: 1. Я Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.  2. Не дела себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.  4. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой - суббота Господу Богу твоему.  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.  6. Не убивай.  7. Не прелюбодействуй.  8. Не кради.  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. Поистине, краток этот закон, однако эти заповеди много говорят любому, кто может думать, и кто хочет спасти душу свою.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Закрыть itemscope itemtype="" > Как научиться непрестанной молитве при повседневных делах. Десять советов 07.07.2019 962 Время на чтение 4 минуты 29 июня Церковь празднует память святителя Феофана (Говорова,1815-1894) Вышенского Затворника. Плодотворный, выдающийся духовный писатель, богослов и подвижник, он поддерживал тесные контакты с монахами Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне . Редакция портала «Русский Афон» собрала десять наставлений святителя Феофана о том, как научиться непрестанной молитве при множестве повседневных дел. 1. Вы жалуетесь на хлопоты, развлекающие и не дающие помнить о Господе. Попробуйте так понять все дела свои по хозяйству и по другим отношениям, как бы они прямо от Самого Господа были вам назначаемы; не вообще только, а частно всякое дело таковым понять. Тогда, приступая к делу и совершая его, можно содержать в мысли и то, что вам следует исполнить его, как было бы приятно Господу... Чрез это при делании мысль будет с Господом. Если в конце, сознав помощь Божию, возблагодарите Господа, то вот и в конце Господь. Если затем в том же порядке исполните второе, третье и так далее до конца дня, то вот вы весь день с мыслию о Господе. А это ведь и есть то, что требуется, то есть ходить в присутствии Божием. Отсюда будет чувство к Господу, чувство страха, благоговеинства, преданности, благодарения. Чувства и есть молитвы без слов. 2. Не думайте, что все, что вы делаете по дому и хозяйству, есть суета. Нет, на это есть заповеди, и должное исполнение сих дел есть в числе дел, Богу угодных. Только исполняйте все как заповедь, как волю Божию, на вас наложенную. Пред всяким делом Бога призовите в помощь, в продолжение его к Богу обращайтесь о наставлении и по окончании возблагодарите Бога. И будет, что, хлопоча по хозяйству, вы будто молитвенное правило исполняете. Если при хлопотах мысли разбегаются, ворочайте их назад. И как только, кончив дела, останетесь одни, сядьте и молитвою Иисусовою соберитесь в себя. С верою сие совершая, всегда будете получать помощь в сем и успех.

http://ruskline.ru/opp/2019/iyul/08/kak_...

Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png Основа христианского учения По учебнику Протоиерея Аполлония Темномерова, Священная История Новаго Завета, Петроград, 1915 г. Основа христианского учения находится в жизни, чудесах, притчах и учении Господа Иисуса Христа. Все молитвы, богослужения в течение целого года, праздники, история Церкви, нравоучение, учение о жизни, все, все в христианстве исходит оттуда. Содержание: 1. Введение 1 – Десять Заповедей Ветхого Завета. (Исход 20:2-17; Второзаконие 5:6-21). Десять Заповедей были даны еще в Ветхом Завете (1615 лет до Рождества Христова), пророку Моисею на горе Синай, на пятидесятый день Исхода евреев из Египта. Вся проповедь Иисуса Христа основывается на Ветхом Завете и углубляет его. Когда древние евреи Его обвинили что Он учит что-то другое, то Он им ответил: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон и пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мат. 5:17). Таким образом евреи разделились и одна группа пошла за Иисусом Христом, а другая нет. 10 заповедей из Ветхого Завета и Заповеди Блаженства из Нового Завета (Евангелия), в течение почти 2000 лет, являются основой всех цивилизованных обществ. Наши гражданские законы основываются на этих заповедях. Соблюдение заповедей создает благополучие в нашей жизни на земле, а также и вечное спасение. (Последнее время наблюдается постепенное отступление от них). Внизу они даются в сокращенном виде. 1. Я Господь Бог твой, (Исход) да не будет у тебя других богов, (20:2,3) 2. Не делай себе идолов и не служи им, (20:4) 3. Не говори имя Господа Бога если не нужно, (20:7) 4. Шесть дней работай, а седьмой день отдавай Господу Богу, (20:8) 5. Почитай отца и мать твоих, (20:12) 6. Не убивай (20:13) 7. Не прелюбодействуй, (20:14) 8. Не кради (20:15) 9. Не говори неправду про других, (20:16) 10. Не желай ничего чужого; не завидуй. (20:17) 1.1 Толкование Десяти Заповедей Завета По учению Иисуса Христа, эти заповеди толкуются широко. Грех не только нарушать их, но грех тоже и любой поступок который ведет к нарушению заповеди. В этом и есть основная разница между Ветхим Заветом и Новым Заветом и людьми которые придерживаются первого или второго. Внизу даны более подробные объяснения:

http://zavet.ru/a/rss_1284695913.html

Разделы портала «Азбука веры» священник Михаил Шполянский Десять Заповедей Закона Божьего: их практическое применение в жизни В Избранное Оглавление Верить в Бога и жить по вере не только спасительно, но и полезно. Это ясно и убедительно показано в данной книге путем разговора о Декалогии – десяти ветхозаветных заповедях закона Божия, вследствие  своей изначальности являющихся фундаментом богоустановленных отношений человека с Творцом. Каждая заповедь осмысливается на трех уровнях: первом – житейском, внерелигиозном; втором – именно религиозном, в контексте христианского мировоззрения; и третьем – мистическом, определяющем духовную жизнь личности. От издателя Задача нашего издания весьма скромна. Мы не предполагаем углубиться в тайны духовной жизни, не ставим задачи описания всех немощей человеческой природы, не надеемся дать сколько-либо ценные советы в отношении устроения христианской жизни. Наша цель иная – показать, что жить с Богом – добро зело; что это не тягостное бремя, не уход от реальности и не пустая формальность традиционного быта. Жить с Богом – это счастье. Это полноценная жизнь, это гармоничная жизнь, это в высшем смысле успешная жизнь. Верить в Бога и жить по вере не только спасительно, но и полезно. Эту мысль, в традиционном представлении парадоксальную 1 ,  попытаемся обосновать на простых житейских примерах. Конечно, нам не избежать и углубления в религиозную, мистическую сторону вопроса (иначе весь разговор наш был бы бессмыслен), однако и в этом постараемся обратить особое внимание именно на положительные аспекты веры и на отрицательные аспекты религиозного нигилизма. Для нашей цели мы выбрали путь разговора о десяти ветхозаветных заповедях Закона Божия («Десятисловии», или «Декалоги»). Неискушенному читателю наш выбор может показаться не обязательным (ибо новозаветные заповеди если не отменили, то, во всяком случае, придали им новое измерение); тем не менее, он не случаен. Ведь Декалогий, именно вследствие своей изначальности, является фундаментом богоустановленных отношений человека с Творцом. И пройти мимо этой «станции» невозможно. Ещё раз подчеркнем: нашей целью не является подробное рассмотрение десяти заповедей Закона Божиего с точки зрения типологии греха. Тех же, кого заинтересует именно этот вопрос, кто захочет углубиться в практику исполнения этих заповедей, отсылаем к прекрасной книге архимандрита Иоанна Крестьянкина «Опыт построения исповеди» (Свято-Успенский Псковско-Печерский монастырь, 1993). Вступление

http://azbyka.ru/desyat-zapovedej-zakona...

Аннотация В сборник вошли десять бесед, произнесенных схиархимандритом Авраамом в 2003 году в Ново-Тихвинском монастыре (Екатеринбург) и посвященных толкованию Нагорной проповеди . Объяснения основных евангельских заповедей даны в духе святых отцов и в то же время на примерах, знакомых и понятных современному читателю. Книга будет полезна и воцерковленному христианину, и тому, кто только переступил порог Церкви, и тому, кто пока находится на перепутье. От издателей Человек всегда стремился к основательному и неизменному благу. «Будем искать то, что наградит нас вечным счастьем» – призывал древнегреческий философ Сенека. Но философия, как и любое другое человеческое учение, бессильна дать такое счастье. Человек, хватаясь то за одну, то за другую философскую теорию, пытаясь руководствоваться то житейским здравым смыслом, то эзотерикой, в отчаянии чувствует, что у него нет почвы под ногами. Все зыбко, все эфемерно, все ненадежно… Но тот, кто построил свою жизнь на евангельских заповедях, построил ее на прочнейшем фундаменте. И недаром Нагорная проповедь Спасителя начинается именно заповедями блаженства. Прочное, настоящее блаженство, счастье и свобода души – в жизни по Евангелию. Нагорная проповедь – это свод главных заповедей, в которых содержится практически все нравственное учение христианства. Многие из этих заповедей знакомы даже тем, кто никогда не брал в руки Евангелия. Кто не знает, например, таких слов Спасителя: «Не судите, да не судимы будете» ( Мф.7:1 ) или: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» ( Мф.7:12 )? Заповеди Нагорной проповеди отличаются удивительной простотой и ясностью, и на первый взгляд кажутся совершенно понятными. Но когда человек начинает их исполнять на деле, у него неизбежно возникают вопросы. Он недоумевает: «Как я могу никого не судить, если я по профессии судья?» Или: «Что значит повеление отсечь себе руку или вырвать глаз? Неужели я должен сделать это в буквальном смысле?» Или: «Как мне совершать молитву втайне, если в храме меня все видят?» Десять бесед-толкований схиархимандрита Авраама разрешают эти и подобные недоумения.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Разделы портала «Азбука веры» Краткий молитвенник для православных воинов (1903) Молитвенник состоит из двух отделений. В первом отделении помещены: Молитва Господня, десять Заповедей и Символ веры, что, по требованию воинского устава, каждый православный солдат должен изучить, в продолжение первых же дней по поступлении его на службу, по-славянски и по-русски. А чтобы изучивший церковно-славянский текст вполне понимал его, к ним положено краткое толкование. Всё это православный воин должен знать твёрдо и вполне понимать каждое слово Молитвы, Символа и Заповедей. Во втором отделении заключаются молитвы, которые всякий православный христианин обязан приносить Богу и святым Его в определённое время дня и при различных случаях, и некоторые с русским переводом. Русский перевод должен служить только пояснением молитв, но молитвы должны быть изучаемы и произносимы при молении не иначе, как по-славянски. Отделение первое Молитва Господня Отче наш, Иже еси на небесех ! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое: да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли: хлеб наш насущный даждь нам днесь :  и остави нам дóлги наша, якоже и мы оставляем должником нашим: и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Яко Твое есть царство и сила и слава во веки. Аминь. Тáк научил молиться Своих учеников (а чрез них и нас) Господь наш Иисус Христос, поэтому эта молитва и называется Господнею . Пространнее эта молитва значит следующее: Отец наш Небесный! Да будет имя Твое для нас такою святынею, чтобы мы с благоговением и любовию произносили его и своими добрыми делами располагали неверующих и незнающих Тебя к прославлению Тебя; будь Ты царём наших мыслей, желаний и дел, и управляй нами к наследию вечного блаженного Твоего Царства; дай нам силы жить не по нашим худым и испорченным желаниям и склонностям, а тáк, чтобы мы исполняли Твою всеблагую и святую волю, как исполняют её блаженные ангелы и святые на небе. Дай нам хлеба и всего, чтó необходимо для нашего существования, на настоящий день. Прости нам грехи, которыми мы оскорбляем Тебя, как и мы прощаем наших ближних, обижающих нас. Не поставляй нас в такое опасное положение, которое может вовлечь нас в грех, но избавь нас от всего злого, особенно же от врага нашего дьявола, ищущего нашей погибели. Просим у Тебя, Отец наш Небесный, всех сих милостей, ибо Ты над всем царствуешь, имеешь силу сделать всё, чего просим, и Тебе одному принадлежит слава нескончаемая, вечная. Десять Заповедей Божиих

http://azbyka.ru/molitvoslov/kratkij-mol...

Закрыть itemscope itemtype="" > Десять заповедей - нравственный ориентир для молодежи Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл дал высокую оценку программному документу XIII Всемирного Русского Народного Собора " Будущие поколения - национальное достояние России " 25.05.2009 1394 Время на чтение 24 минут XIII Всемирный Русский Народный Собор принял программный документ " Будущие поколения - национальное достояние России " . " Молодые часто не готовы ждать и учиться на ошибках. В поисках правды и ответов на жгучие вопросы жизни они обращаются туда, где чувствуют заинтересованность в себе, где ощущают присутствие истины и находят вкус духовной подлинности. Вот почему так важно предложить молодым целостный мировоззренческий инструмент, с помощью которого они могли бы разобраться в окружающей действительности. В отечественной духовной культуре таким инструментом всегда были Божии заповеди, изложенные в библейском Десятисловии " , говорится в преамбуле программного документа. Текст, принятый на Всемирном Русском Народном Соборе, состоит из десяти параграфов, соотносимых с заповедями библейского Декалога. Предлагаем вниманию читателей этот важный документ, охватывающий практически все стороны жизни молодежи и получивший высокую оценку Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. БУДУЩИЕ ПОКОЛЕНИЯ- НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ Программный документ XIII Всемирного Русского Народного Собора Молодость - это возраст, когда перед человеком впервые встают вечные вопросы: " Кто я? " , " Зачем живу? " , " Что нужно сделать, чтобы мир стал лучше? " . Отсутствие ответа на любой из них равносильно отказу от созидательного построения жизни. Именно в юном возрасте, когда жизненная программа еще не закрепилась в сознании окончательно, молодой человек крайне остро ощущает разрыв между реальностью и идеалом. Молодые часто не готовы ждать и учиться на ошибках. В поисках правды и ответов на жгучие вопросы жизни они обращаются туда, где чувствуют заинтересованность в себе, где ощущают присутствие истины и находят вкус духовной подлинности.

http://ruskline.ru/analitika/2009/05/25/...

Н.И. Державин Вероучение Православной Церкви Заповеди блаженств В ветхозаветные времена Бог дал людям через Моисея десять заповедей 34 (см. Исх. 20, 2–17 ). Десять заповедей – это система строгих запретов, направленная на то, чтобы обуздать подчас самые грубые проявления человеческой натуры. В Новом Завете Христос дает людям новое учение, которое, не отрицая ветхозаветного Закона, возводит его на новую, более высокую ступень нравственного и духовного состояния (см. Мф. 5, 3–12 ). Заповеди блаженств – это не закон строгой правды, но закон Божественной любви и благодати. Святитель Иоанн Златоуст называет их «Золотой лестницей добродетелей», в которой каждая последующая заповедь является очередной ступенью в духовном возрастании, это путь в Царствие Божие, указанный Самим Христом: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. Первая заповедь В наши дни особое недоумение вызывает первая заповедь. Действительно, мы привыкли положительно оценивать духовно богатого человека. А человек нищий духом с современной точки зрения – это убогий, забитый, и, уж конечно, совершенно никому не интересный субъект. Христианство несколько иначе понимает духовную нищету. Все наши духовные и телесные блага, наша жизнь – все это принадлежит Творцу. Мы владеем этим только как Божиим даром. И в этом смысле мы не имеем ничего своего, мы – нищие. Без небесной помощи невозможно ни духовное богатство, ни материальное благополучие. Богатство материальное не может заменить богатства духовного. Господь сказал: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? ( Мф. 16, 26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010