Хотя этот храм строился гораздо более продолжительное время, чем храм Соломонов, тем не менее, он уступал ему по своему внешнему величию и благолепию, так что многие из священников и левитов и глав поколений, старики, которые видели прежний храм, при основании этого храма, пред глазами их, громко плакали ( 1Ездр. 3:12 ; ср. Аг. 2:3 ). Так как главным руководителем при постройке этого храма был Зоровавель, происходивший из царского Давидова рода, то по сему и храм этот называется храмом Зоровавеля. Храм Зоровавеля был построен на том же самом месте, на котором был построен храм Соломонов, и так же ориентирован, как и последний ( 1Ездр. 6:3 ). Его размер был определен в указе Кира, а именно: он имел шестьдесят локтей ширины и шестьдесят локтей высоты, рядов из камней больших три и ряд из дерева один ( 1Ездр. 6:3–4 ). Что касается его длины, то она не называется в указе, так как, вероятно, оставалась прежнею, что и в храме Соломоновом, т. е., в 60 л., так что здание храма имело форму куба, каковая у древних считалась священною. Здание храма было четырех-ярусным или в четыре света, причем три нижних яруса были каменными, а четвертый верхний деревянным 395 . В этом отношении на архитектуре храма Зоровавеля отразилось влияние персидского искусства, саидской эпохи 396 . Как и храм Соломонов, храм Зоровавеля разделялся на святое святых и святилище. Вход во святилище и святое святых закрывался дверями, около которых висели завесы ( 1Мак. 1:22; 4:51 ). Во святом святых не было ничего, но на полу виднелся верх скалы Мориа, называемый «камень основания» (иер. Иома V, 2). Во святилище были алтарь кадильный, светильник и стол для хлебов предложения ( 1Мак. 4:49–51 ; Contra Apion. I, 22). С восточной стороны к зданию храма примыкал притвор, вход в который закрывался завесой. Храм имел вокруг себя каменный двор с каменной оградой ( περβολος λθινος). Общую площадь двора Гекатей абдеритский, современник и спутник Александра Македонского, определяет в 5 плефров длины 397 и 100 л. ширины, и дает ему двойные ворота ( διπλ ς πλας) 398 . (Contra Apion. I, 22). Впоследствии этот двор был разделен на две части, из которых ближайшая к храму составила двор священнический 399 . Вокруг внутреннего двора потом был устроен двор внешний. На дворах были построены особые помещения для первосвященника и очередных священников, а также для хранения богослужебных принадлежностей и сокровищ храма ( παστοφρια) (ср. 1Ездр. 8:29 ; Неем. 10:37; 12:44; 13:5 ; 1Мак. 4:38, 48 ). Кроме того, по углам двора стояли сторожевые башни Хананел и Меа ( Неем. 12:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Так, благодаря этому простому 75-летнему дедушке Саше, благодаря его неравнодушию к судьбе своих храмов и колокольни, появился этот проект. – Зачем восстанавливать деревянные храмы в деревнях, где почти не осталось жителей, а иногда нет и самих деревень, только храм в поле? – Опыт показывает, что когда исчезает деревня, исчезают дома, часто еще остается храм. Храм в деревне – это здание, которое посвящалось Богу, поэтому его делали лучшие архитекторы и плотники, строили не только на несколько десятилетий, но для того, чтобы он достался потомкам. Например, храм в Красной Ляге (Каргопольский район Архангельской области) – на расстоянии 7 километров нет ни одного жилого дома, ни одной деревни, храм стоит в поле, причем построен он в 1655 году. Но когда исчезает храм, исчезает и частичка русской земли, исчезает уже безвозвратно, это место зарастает деревьями и уже нельзя сказать, что здесь когда-то жили наши бабушки и дедушки. Действительно, незначительное число людей живет вокруг этих храмов. И наши западные соседи, как ни парадоксально на первый взгляд, стараются эти храмы сохранить. Например, финны и норвежцы зачастую делают реставрацию каких-то наших храмов на свои средства, понимая, что им тоже было бы неплохо сохранить для себя ту красоту, которую строили наши предки. Сохраняя храмы, мы сохраняем память о наших предшественниках и отдаем себе отчет в том, что это самые лучшие и важные для души и сердца произведения искусства. Деревянная архитектура есть и в других странах, но русская деревянная архитектура уникальна и по разнообразию, и по конструктивным решениям. Ни в одной стране мира нет такого количества и разнообразия примеров деревянной архитектуры. – Но все-таки храм – это не музей. Есть музеи деревянной архитектуры под открытым небом – Кижи, Малые Корелы. Почему вы не довольствуетесь ими, а сохраняете храмы на их исторических местах? – Кижи и Малые Корелы – это собрание незначительного количества храмов. Есть одна особенность, которая признана во всем мире – северные храмы отличаются от всей остальной архитектуры тем, что удивительно красиво и гармонично вписаны в природу, которая их окружает, а в музее они это теряют. Могу засвидетельствовать, это действительно так, и каждый может это проверить. Храмы и дома в искусственных " деревнях " теряют живую связь с жизнью настоящей, с прошлым, со своими корнями, превращаясь в музейный экспонат. Поэтому, если возможно, лучше храму помочь на историческом месте.

http://religare.ru/2_98684.html

– Отец Роман, давайте уточним несколько конкретных моментов. Заказчик проекта неизвестен? – Официально заказчиком проекта является автокомбинат 12. Других деталей мы не знаем. – Какова позиция префектуры? – В целом они озадачены ситуацией, но четких письменных гарантий и подтверждений до начала официальной процедуры слушаний мы не получили. Надеемся, что замечания общины, а также заверения чиновников будут отражены в заключении Окружной комиссии, в которую входит префектура. – Правильно ли мы понимаем, что инвестор-застройщик хочет изменить генплан, принятый Московским правительством в 2010 году? – Да, это так. Как я уже говорил, по генеральному плану, принятому Московским правительством в 2010 году, дорога по территории нашего храмового комплекса не проходит. – А каков сейчас статус земли, на которой располагается храм преподобного Иосифа Волоцкого? – Она оформлена в безвозмездное срочное пользование. Таков в большинстве случаев статус у всех строящихся в Москве храмов. Безвозмездное срочное пользование предполагает использование земли в установленный договором срок, а далее, если земля используется по назначению, она закрепляется за той структурой, в данном случае нашей приходской общиной, и договор пролонгируется до бесконечности, фактически переводя землю в собственность Церкви. – Вам эту землю выделила префектура? – Нет, эту землю нам предоставил Департамент земельных ресурсов города Москвы. – Отец Роман, в нескольких словах расскажите о том, как появилась приходская община при храме преподобного Иосифа Волоцкого? Как был построен этот невероятно красивый деревянный храм? Храм преп. Иосифа Волоцкого      – Наша община возникла в 2005 году, когда я получил благословение Святейшего Патриарха Алексия II быть ее настоятелем. Три года мы боролись за то, чтобы обрести землю под храм. К слову сказать, сначала мы хотели построить храм по адресу ул. Новаторов, 36, к. 6 – там было здание, которое по очертаниям напоминало храм. Местные жители считали, что храм когда-то там, действительно, был. Но найти в архивах документы, подтверждающие факт нахождения по этому адресу церкви, нам так и не удалось. Какое-то время в этом здании была музыкальная школа, потом – тепловой пункт. Тем не менее мы просили Правительство Москвы передать нам это здание. К сожалению, нам было отказано и предложен альтернативный участок – то место, где сейчас находится храм преподобного Иосифа Волоцкого по адресу ул. Академика Челомея, вл. 3Б. Я получил благословение своего священноначалия, и мы перешли на новую землю.

http://pravoslavie.ru/118193.html

Соответственно такому расширению внутреннего пространства храма в его верхних частях, храм должен был расширяться и снаружи. По своим наружным формам храм напоминал корабль, расширяющийся вверху, или Ноев ковчег; Возвышавшиеся и раздвигавшиеся одна над другою внутренние платформы или боковые этажи выходили наружу из нижней основной части стены тремя выступами: нижний выступ на 5 локтей, средний выступ на 6 новых локтей дальше нижнего и верхний еще далее на 7 локтей. Такие огромные выступы из отвеса стены требовали для себя особых подпор, каковыми были три ряда каменных колонн с четвертым рядом кедровых пилястров; последние стояли при основной части стены. Пилястры имели 5 локтей высоты, колонны первого ряда 10 локтей, колонны второго ряда 15 локтей и колонны третьего или наружного ряда 20 локтей высоты. Соответственно высоте, колонны увеличивались и в диаметре: диаметр наружных колонн 3 локтя, в следующих рядах 275 и 175 локтя. Таким образом вдоль трех стен храма, северной, южной и западной, образовались колоннады или крытые аллеи среди рядов колонн, под широкими навесами выступавшей в верхних частях стены храма, наружная аллея высокая и постепенно понижающиеся внутренние. Рисунок 51. Внешний вид храма Соломона по Пэну Существование таких колоннад вокруг храма доказывается: а) самою необходимостию, потому что без них не на чем было бы опереться расширенной верхней части храма; б) свидетельством 3Цар.6:6 , что боковые расширения покоились не на стене храма; в) свидетельством 3Цар.6:36, 7:12 , что во внутреннем дворе, начиная от притвора храма, стояли три ряда каменных колонн и один ряд кедров (кедровых пилястров); г) свидетельством Иезекииля, Иез.42:6 , где о трех ярусах других камер внутреннего двора говорится, что они уже не опирались на колонны, чем ясно предполагается здесь же здание, стоявшее на колоннах; д) свидетельством LXX толковников в 3Цар.6:33 , предполагающим при корпусе храма галереи из четырех рядов колонн, στοα τετραπλς (в славянском: притворы четверогубо); е) аналогиею дворца Соломона, между прочим также предназначавшегося для хранения оружия ( Ис.22:8 ) и утверждавшегося на четырех рядах колонн и имевшего снаружи выступы из отвесной линии ( 3Цар.7:9 ); ж) свидетельством 1Ездр.5:8, 6:4 , что храм Зоровавеля, который не мог отличаться от Соломонова, имел в своих стенах три ряда круглых камней ( , колонн) и один ряд из дерева (деревянных пилястров или столбов); з) наконец следующим свидетельством мишны (Middoth IV, 4): «нижнее крыло или галерея имела 5 локтей, а ее деревянный навес (robad) 6 локтей; средняя галерея 6 локтей, а ее деревянный навес 7 локтей, и верхняя галерея 7 локтей». «Таким образом, заключает Пэн, после многовекового забвения истинного вида ветхозаветного храма, среди превратных представлений о нем, начинающихся с Иосифа Флавия, подлинный храм ныне снова воссиял миру, благодаря сделанным мною открытиям».

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

пр. Р. Хр., и храм был освящен, при великом торжестве, и скоро затем отпраздновали пасху и праздник опресноков с великою радостью и благодарностью Иегове ( 1Ездр.5 и 6.). Относительно качества этого здания мы не имеем точных сведений. По эдикту Кира ( 1Ездр.6:3 ), высота его и широта должны были простираться на 60 локтей, почему оно должно было значительно превосходить храм Соломона. Несмотря однакож на такой огромный размер, оно далеко уступало прежнему храму в роскоши и великолепии; 212 ему не доставало также существенных драгоценностей Соломонова храма – ковчега завета, который был сожжен, при разрушении храма Соломонова, а с ним и шехины, видимого знака божественного присутствия. 213 Святое святых оставалось совершенно пустым; на том месте, где прежде стоял ковчег завета, был положен камень, на котором первосвященник ставил кадильницу в день очищения. 214 Во святом находились только золотой светильник, стол для хлебов предложения и жертвенник кадильный ( 1Мак.1:21 сл. 4:49), а во дворе – жертвенник всесожжения, построенный из камней ( 1Мак.4:45 сл.). 215 Этот храм имел не менее двух дворов (υλα) с келиями или горницами παστοφρια, с колоннадою и воротами ( 1Мак.4:38,42 ). Внешний двор этого храма был впоследствии расширен и укреплен ( Сир.50:2 ). 216 Впоследствии этот храм не только был ограблен Антиохом Епифаном, но и осквернен идолослужением ( 1Мак.1:21 сл. 46 сл. 4:38; 2Мак.6:2 сл.). По изгнании сирийцев, Иуда Маккавей восстановил святилище, в течение трех лет находившееся в осквернении, исправил здание, сделал большею частью заново внутренние украшения и утварь, и снова освятил храм ( 1Мак.4:36 сл.). В это время, как кажется, храм сильно укрепили совне, чтобы обезопасить его от будущего нападения ( 1Мак.6:7 ). 217 Позже Александр Ианней отделил священнический двор от двора израильтян деревянною решеткою (Ios. Ant. XIII, 13, 5). Немного спустя после этого, храм был завоеван Помпеем после трехмесячной осады в день очищения и во дворах его произошло великое кровопролитие, хотя имущество святилища на этот раз не было разграблено; позже храм еще раз был взят приступом римскими войсками, при взятии Иерусалима, причем некоторые галереи были сожжены (Ioseph.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Восстановительные работы в деревянном храме села Усть-Нерманка ФОТОГАЛЕРЕЯ В начале августа 2011 года в рамках проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера» группа из семерых человек отправилась за 1500 км на Север Архангельской области в древнее село Усть-Нерманка. Их целью было сделать всё возможное, чтобы сохранить деревянный храм св. вмц. Екатерины, разрушающийся от дождей и снега. На месте к ним присоединились два плотника, которые и проводили самые ответственные работы. За неделю работ удалось очистить храм (одного мусора было вывезено 5 машин), перекрыть крышу над алтарем и трапезной частью храма, построить новое крыльцо, закрыть и укрепить колокольню, вставить новые ставни, установить новый крест. 12 августа 2011 года, впервые за 80 лет, в храме был отслужен молебен, на который собрались жители окрестных деревень. Фото: Антон Поспелов , Мария Поспелова . vk fb tw ok @ g+ lj Река Мезень Фото: Антон Поспелов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Крестьяне Фото: Антон Поспелов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Село Лешуконское. Здание храма Фото: Антон Поспелов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Село Лешуконское. Храм изнутри Фото: Антон Поспелов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Село Лешуконское. Уцелевшие фрагменты росписи храма Фото: Антон Поспелов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Село Усть-Нерманка Фото: Антон Поспелов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Село Усть-Нерманка. Место ночлега Фото: Антон Поспелов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Вид с крыши храма на реку Мезень Фото: Антон Поспелов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Река Мезень Фото: Мария Поспелова/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Храм св. вмц. Екатерины до начала работ Фото: Антон Поспелов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Храм св. вмц. Екатерины до начала работ. Загаженный алтарь Фото: Антон Поспелов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Храм св. вмц. Екатерины до начала работ. Прохудившаяся крыша vk fb tw ok @ g+ lj Храм св. вмц. Екатерины до начала работ. Колокольня Фото: Антон Поспелов/Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/53700.html

Церковная структура комплекса выглядела, вероятно, следующим образом. Кафедральным собором был построенный первым Средний храм, к-рый скорее всего изначально был одновременно усыпальницей аланских правителей и иерархов; рядом, западнее, мог находиться архиерейский дворец. К северу от города позднее был построен мон-рь с Северным храмом, в к-ром в кон. Х - нач. XI в. стали хоронить представителей аланской знати, впосл. вокруг храма возник большой некрополь. Южный храм, сегодня купольный (возможно, закладывался как базилика), мог быть домовым храмом митрополита. В городе и его округе находилось еще неск. небольших зальных храмов, к-рые сосредоточены в 3 местах: в Подорванной балке; в Церковной балке, на кладбище у Северного храма; на соседней горе Церковной. Расположение этих храмов на окраинах городища, рядом с кладбищами, указывает на их погребально-поминальный характер. Храмы 1, 2, 5, 6, 9, 11 находятся в руинированном состоянии; это небольшие зальные постройки с выраженной снаружи полукруглой апсидой с заплечиками и с более или менее развитым нартексом (кроме храма 5). Средний Зеленчукский храм Средний Зеленчукский храм в сев. части застроенной зоны городища - самое крупное древнее церковное здание на Сев. Кавказе (длина 17,5 м (без притвора), ширина 13,15 м, высота 15,5 м, сторона подкупольного квадрата 3,8 м) и скорее всего являлся кафедральным собором Аланской митрополии. Он был заложен после 914 г., возможно, каппадокийскими мастерами в подражание храму св. Апостолов (Апостолейону) в К-поле, в форме «свободного латинского креста» с вимой, с одним приделом на юго-востоке и, вероятно, с каменными хорами (на что указывают осадочные швы и зап. пилястры). Строительство было прервано (возможно, из-за изгнания христиан), когда стены возвели на высоту ок. 3-4 м (ок. 932). Достроенный вскоре после 950 г. храм имел форму «полусвободного латинского креста» с вимой и 3 полукруглыми снаружи апсидами, а также с протесисом (жертвенником) и юго-вост. (поминальным?) приделом, открытыми с запада в боковые рукава креста и соединенными узким проходом с вимой. Необычным представляется расположение пилястр исключительно в поперечном направлении (в т. ч. в зап. рукаве); между ними на боковых стенах размещены глухие арки, на к-рые опираются выделенные подпружные арки, несущие паруса, карниз, круглый барабан и скуфью купола. В храм ведут 3 двери в торцах рукавов; к зап. рукаву пристроен полуоткрытый притвор. Храм освещают узкие арочные окна: 8 - в барабане, 3 - в центральной апсиде, по 1 - в боковых, по 3 (расположенных треугольником) - в торцах креста и по 1 - в наружных стенах боковых вост. компартиментов и в зап. стенах боковых рукавов. В зап. травее зап. рукава, вероятно, имелись хоры, достроенные на 2-м этаже уже с деревянными перекрытиями.

http://pravenc.ru/text/2565218.html

Владимир Ресин: Завершено строительство крупнейшего деревянного храма Москвы 15.02.2021 18:18:53 МОСКВА Сдача в эксплуатацию храмового комплекса в честь 12 апостолов в Ховрино на севере Москвы намечена на май 2021 года, сообщил журналистам куратор " программы-200 " , депутат Госдумы Владимир Ресин. Сам храм уже построен, работы идут над приходским домом комплекса. Храм возведен по индивидуальному проекту в традициях русского деревянного зодчества. Это пока самый большой из уже возведенных деревянных храмов в столице - его вместимость 400 прихожан, отметил В. Ресин. Сейчас идут работы финального этапа строительства комплекса - предстоит к апрелю наладить газоснабжение, а в середине марта закончить монтаж медной кровли на приходском доме. По словам В. Ресина, к Пасхе благоустройство территории комплекса будет завершено в полном объеме, сообщает " Интерфакс-Религия " . Строительство основного храма на этом участке началось в 2017 году. Изначально планировалось, что храм сдадут в эксплуатацию в ноябре 2020 года, но пандемия и весенний локдаун внесли свои коррективы. В храме установлен деревянный резной иконостас из трехсотлетнего дуба, который был свален ураганом в 2018 году на территории Донского монастыря. Временный храм на этой площадке был построен за четыре недели силами жителя района - многодетного отца, прораба по профессии. Куратор " программы-200 " сообщил также, что 70 земельных участков находятся на рассмотрении в " новой Москве " на предмет возможности строительства там храмовых комплексов. В ходе селекторного совещания по строительству храмов Владимир Ресин уточнил, что к середине февраля в активной работе находятся уже 47 участков из возможных: 11 храмов введено в эксплуатацию, один строится, на трех строятся временные храмы, один в экспертизе и один в проектировании, на оставшиеся 30 оформлена вся необходимая документация. " В этом году в план-график вошли десять участков, - рассказал В. Ресин. - Из них три перешли с прошлого года и семь совершенно новых. Специально созданная рабочая группа программы по ТиНАО рассматривает ещё 13 потенциальных участков. Пресс-служба Ресина напоминает, что в границах " старой Москвы " на сегодня ведется работа по проектированию и строительству 204 храмовых комплексов, сообщает " Интерфакс-Религия " . Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий

http://radonezh.ru/2021/02/15/vladimir-r...

На основании слов пророка Аггея: кто из вас видел сей дом в его прежнем великолепии, и что вы видите теперь? как будто нет ничего пред вашими глазами..., а также на основании того факта, что при закладке фундамента нового храма, многие священники, левиты и начальники народа, видевшие храм Соломона, громко плакали ( 1Ездр.3:12 ),–многие полагают, что храм Заровавеля далеко должен был уступать храму Соломона в величине. Поэтому, означенную в эдикте высоту древние толкователи принимали за высоту притвора, которая была именно в 60 локтей, ниже притвора храма Соломонова по 2Пар.34 (Ср. I. Η. Michaelis, adnotatt. ber ad. Esr. 6, 3), а под 60-тью локтями ширины разумеют длину здания (Так Випер, R. W. II. стр. 578). Но из 1Ездр.3:13 совершенно ничего нельзя выводить касательно величины храма, и поражавшая бледность его в сравнении с храмом Соломона состояла не во внешнем размере здания (Ср. мое сочинение: der Tempel Sal. стр. 6). Что новый храм был построен действительно по указанному в эдикте Кира размеру, как признает даже и Евальдъ (Gesch. d. V. Isr. IV. стр. 128), об этом можно заключить из Antiq. X V, 11, 1 Флавия, где царь Ирод, стараясь расположить народ к новой задуманной им постройке храма, замечает, что храму, построенному их отцами, по возвращении из Вавилона, не достает 60 локтей до высоты Соломонова храма (120 л.) и своему храму действительно дает высоту 100 или 120 локтей. Отсюда видно не только то, что уже во время Ирода высота притвора или портика стояла в кн. Паралип. именно та, которую и теперь имеет мазоретский текст, и которую Ирод переносит на весь храм, но и то, что храм Заровавеля был вышиною действительно в 60 локтей. Поэтому мы не смеем уменьшить и показанную в эдикте ширину в 60 локтей, потому что и храм Ирода имел именно эту ширину; впрочем это показание нужно понимать так, что внутреннее святилище было шириною только в 20 локтей, как и храм Соломона, но боковые ярусы были значительно шире, так что все здание совне имело 60 локтей ширины. Но совершенно темными остаются слова в эдикте Кира ( 1Ездр.6:4 ): три слоя (стены ?) каменные и один слой деревянный. Евальд так их толкует: «над 30 локтями трех каменных ярусов возвышалась деревянная кедровая постройка в 30 локтей вышины». Едва ли это так. Если nidbakan означает ряд или слой, то мы должны вспомнить здесь слова 3Цар.6:36 , по которым внутренний дом Соломонова храма был построен из трех рядов каменных и одного кедрового.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Отец Сергий, тема нашей беседы - эстетическое воспитание. В связи с этим хотелось бы обратиться к Вам с вопросом как к пастырю и как к наследнику знаменитой духовной династии, прославленной не только святыми подвигами мученичества, но и уникальным творческим даром Вашей семьи - даром, передающимся из поколения в поколение. Как воспитывали Вас? И как пробудить в ребенке эстетическое чувство, научить видеть прекрасное? Мое детство прошло в деревне, которая на исходе 18 века стала называться селом, потому что там появился храм. В 1958 году настоятелем в этот храм был назначен мой отец, и я целых 10 лет имел счастье жить в этом селе около церкви. Возможно поэтому наше воспитание - не только нравственное, но и эстетическое, культурное - всегда было неразрывно связано с церковью. Храм был деревянный, рубленый. Он не был " красив " с точки зрения архитектурных пропорций, его нельзя назвать каким-то уникальным творением деревянного зодчества: построенный в 1780 году, он был обшит тесом - обыкновенными досками, его купол казался несообразным размерам храма, навершие колокольни не соответствовало по своему стилю деревянной архитектуре... И, тем не менее, храм воплощал для нас - детей - понятие прекрасного. Он был единственным в своем роде - на фоне обычных изб, срубленных по одному образцу. Мы любовались им, выглядывая из окна, гуляя, пробегая мимо - любовались им в солнечном свете, в снегу, в зелени... Образ храма был всегда в движении, как и природа. И всегда рядом с нами. Он жил вместе с нами. Как мама всегда бывает лучше всех, так и храм наш был для нас лучшим. Это и была детская встреча с красотой. И здесь понимаешь, что далеко не всегда прекрасное есть соразмерность пропорций и стилистическая выверенность: красота нераздельно связана с опытом сердца, с душевным откликом. Конечно, никто нас не учил смотреть на храм и любоваться им: это было естественным чувством, которое рождается само по себе... А внутреннее убранство храма было столь же простым, как и внешний облик: простой иконостас темнокрасного цвета, без лишней позолоты. На нем выделялись обычные иконы конца 18 века. Но мы воспринимали именно красоту - в простоте, в незамысловатости. Что уж говорить о праздничном убранстве, например, на Пасху, когда храм украшали цветами, когда привычное в свете красных праздничных свечей наполнялось внутренним светом, идущим не от интерьера, а из другого пространства, сквозь интерьер.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010